Научная статья на тему 'К истории подготовки инженеров-ракетчиков'

К истории подготовки инженеров-ракетчиков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории подготовки инженеров-ракетчиков»

66

Высшее образование в России • № 3, 2008

М. ОХОЧИНСКИЙ, доцент, ученый секретарь

13 мая 1946 г. было принято Постановление правительства СССР № 1017-419, положившее начало интенсивному развитию отечественной ракетной техники. «Считая важнейшей задачей создание реактивного вооружения и организацию научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области...», правительство страны предусмотрело создание Комитета по реактивной технике под председательством Г.М. Маленкова (его заместителем стал министр вооружений Д.Ф. Устинов, выпускник ЛВМИ). Постановление предписывало вести работы на территории Германии в институте «Нордхаузен » для скорейшего изучения результатов, полученных немецкими ракетчиками. Одновременно под Москвой, в Калининграде создавался головной научно-исследовательский институт новой отрасли - НИИ-88; соответствующий приказ был подписан 16 мая 1946 г.

Не забыты были и вопросы подготовки кадров для новой отрасли. Члену комитета

К истории подготовки инженеров-ракетчиков

Н.Э. Носовскому поручалось организовать подготовку дипломированных специалистов в области ракетостроения, и уже 8 июля 1946 г. соответствующим приказом министра высшего образования был создан ряд специализированных кафедр в ведущих техническихвузах страны. Среди этих вузов оказался и Ленинградский военно-механический институт, широко известный в стране под тогда неофициальным названием «Военмех».

Надо сказать, что опыт и возможности преподавательского коллектива «Военмеха» были отлично известны руководству страны. К тому времени институт уже был отмечен боевым орденом Красного Знамени «.за особые заслуги в области подготовки специалистов для военной промышленности » (кстати, вузов, имеющих эту боевую награду, в нашей стране всего два - «Военмех» и Академия имени П.Ф. Лесгафта). Это позволяло надеяться, что вуз сможет быстро приступить к подготовке высококвалифицированных кадров для ракетостроительной промышленности. Свою роль сыграло и то, что еще в январе 1946 г., задолго до выхода постановления, в институте были организованы курсы ускоренной подготовки специалистов по ракетному оружию из числа студентов, завершавшихобучение. Первый выпуск инженеров-ракетчиков состоялся уже в апреле 1946 г., а среди выпускников, прошедших ускоренную подготовку, был Д.И. Козлов, впоследствии ставший одним из ге-неральныхконструкторов ракетно-космических систем.

Итак, упомянутым приказом министра высшего образования в Ленинградском военно-механическом институте был организован факультет реактивного вооружения. В состав факультета вошли: кафедра № 1 («Проектирование и технология производства ракет ») и кафедра № 2 («Проектирова-

ние и технология производства двигателей »). Кроме того, на приборном факультете инсти-тутабыла организована кафедра № 3( «Приборы управления полетом ракет »).

Понятно, что для организации обучения «новой науке » потребовались грамотные руководители и преподаватели. Поэтому деканом факультета был назначен выпускник «Военмеха» 1939 г. Г.Г. Шелухин, командовавший в годы Великой Отечественной войны дивизионом «Катюш » и на собственном опыте познавший особенности таких ракетных систем. Впоследствии Г.Г. Шелухин стал доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, основателем нескольких новых направлений подготовки специалистов в БГТУ (в частности,ракет-ного двигателестроения и лазерной техники). После официального формирования структуры факультета были назначены и первые заведующие кафедрами. Кафедру № 1 возглавил профессор, доктор физико-математических наукИ.П. Гинзбург, известный ученый в области аэрогидрогазо-динамики, а кафедру № 2 - профессор, доктор технических наук Э.М. Файнзиль-бер; позднее его сменил генерал-майор В.И. Тарасов.

Уже в сентябре 1946 г. был осуществлен прием студентов на первый курс. Впрочем, новому факультету нужны были не только первокурсники, которые могли влиться в ракетостроительную отрасль только спустя пять с половиной лет. Требовалось обеспечить набор грамотных студентов на второй, третий и даже на четвертый курсы - таких студентов пригласили с других факультетов. Поэтому уже спустя всего три года, в 1949 г., состоялся исторический выпуск инженеров-ракетчиков, прошедших подготовку по полной учебной программе.

Для обучения будущих ракетчиков потребовались соответствующие учебные материалы и реальные образцы ракетной техники. Отечественные разработки в то время были еще только в чертежах, и в первые

годы существования факультета основой для изучения материальной части стали немецкие трофейные ракеты: баллистическая ракета «Фау-2», самолет-снаряд «Фау-1», зенитная ракета «Шмиттерлинг », летающая торпеда «Хеншель », неуправляемая зенитная ракета «Тайфун». Позднее на кафедры факультета были переданы материалы комиссии по изучению немецкого трофейного оружия, которые стали использоваться в качестве учебных пособий. Впрочем, были и отечественные образцы: неуправляемые ракеты М-13 (ракетные снаряды для знаменитой «Катюши »), М-8, М-28, зарекомендовавшие себя в годы Великой Отечественной войны.

Со временем в кабинете материальной части кафедры № 1 стали появляться и советские ракеты. Сначала пришла королёвская Р1 - отечественная копия немецкой «Фау-2 », потом поступила ракета Р2 - первая баллистическая ракета с отделяемой головной частью, а еще позднее - ракета Р5; она до сих пор вполне успешно продолжает использоваться в качестве образца для изучения технических решений, ставших для отечественной ракетной техники клас-

68

Высшее образование в России • № 3, 2008

сическими. Историки ракетной техники утверждают, что это - один из последних оставшихся в нашей стране экземпляров ракеты, после снятия с вооружения долгие годы использовавшейся в качестве средства вертикального зондирования атмосферы.

Учитывая накопленный за три года опыт подготовки кадров для ракетостроения и результаты выпуска и распределения первых студентов-ракетчиков, в 1949 г. на факультете прошла реорганизация. В соответствии с приказом № 29 министра высшего образования от 26 января 1949 г. из состава кафедры № 1 были выделены подразделения, на базе которых организовались кафедры № 4 и № 5, а кафедра № 2 влилась в состав кафедры № 1.

В результате кафедра № 1 стала специализироваться на подготовке инженеров в области проектирования и технологии производства летательных аппаратов с жидкостными ракетными двигателями. Возглавил её А.Т. Носов, ставший одновременно и деканом факультета.

Кафедра № 4, которой руководил Г.Г. Шелухин, стала заниматься вопросами проектирования и технологии производства летательных аппаратов с ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ), а к компетенции кафедры № 5 были отнесены вопросы аэро-гидрогазодинамики и динамики полета (заведующий кафедрой - И.П. Гинзбург).

При этом каждая из кафедр факультета готовила по три студенческие группы. В результате такой реорганизации удалось не только упростить и сделать более логичной структуру выпуска специалистов, но и в полной мере обеспечить промышленность инженерами необходимых специальностей.

Спустя десять лет выяснилось, что целесообразно осуществить перераспределение ряда специальностей по кафедрам, получавшим более четкую специализацию. В 1959 г. была проведена еще одна реорганизация: в ведение кафедры № 1, заведующим которой стал доцент В.П. Ширшов, полностью перешли вопросы подготовки специалистов по разработке ракет как с

жидкостными, так и с твердотопливными двигателями. При этом из состава кафедры № 1 выделилась кафедра № 2, специализировавшаяся по жидкостным ракетным двигателям (заведующий - профессор Ф.Л. Якайтис), и кафедра № 6, которой передали всю технологическую подготовку (заведующий - профессор М.Н. Бокин).

Таким образом, в «Военмехе » в тот период была организована подготовка инженеров, охватывавшая по своим специальностям все основные направления ракетостроения: проектирование ракет и ракетных двигателей, динамика полета и управление ракетами, производство ракет и их систем.

Последняя на сегодняшний день реорганизация, проведенная на факультете уже в 1987 г., была связана с изменившейся структурой задач подготовки инженеров для ракетостроительной отрасли. Закономерным результатом многолетней успешной научно-исследовательской работы сотрудников института в новых областях науки и техники стало формирование новых преподавательских кадров, способных существенно расширить спектр подготовки студентов. А государственные внешнеполитические интересы страны, с учетом разработки в США системы стратегической оборонной инициативы, уже требовали подготовки не только «чистых» ракетчиков, но и специалистов в области аэрокосмической техники.

19 октября 1987 г. в составе «Военме-ха» был создан физико-механический факультет, позднее переименованный в аэрокосмический, с двумя выпускающими кафедрами: № 4, возглавляемой профессором О.Я. Романовым, и № 10, возглавляемой профессором А.С. Борейшо. При этом некоторые сотрудники кафедры № 1, по своей научной и преподавательской деятельности связанные с проектированием и конструированием космических летательных аппаратов, были переведены на кафедру № 4 - головную кафедру нового факультета. Все традиционные «ракетные»

кафедры составили факультет авиа- и ракетостроения.

Позднее оба факультета стали основой Института ракетно-космической техники (ИРКТ), одного из четырех институтов, входящих сегодня в состав БГТУ «Военмех».

Уже в первые годы существования нашего вуза были заложены традиции обучения студентов, которые и сегодня позволяют готовить для отечественной ракетно-космической отрасли достойные кадры. Обязательные инженерные вопросы: «Почему это сделано именно так?», «Как сделали бы это вы и почему так не сделали до вас?» -позволяли и в сороковые годы, и сегодня воспитывать в студентах самосознание настоящего профессионала. Профессионала, способного не только ставить, но и самостоятельно решать сложные задачи, неизбежные при проектировании, производстве, испытаниях сложных технических систем, каковыми являются ракетные комплексы, и управлении процессами их создания. Стоит добавить, что вузом всегда обеспечивалась и пополняемость преподавательского коллектива, в первую очередь - «доморощенными » кадрами. Сегодня подавляющее большинство преподавателей ИРКТ - выпускники его собственных кафедр.

С первых дней существования в «Воен-мехе» ракетного направления главным

принципом обучения специалистов являлась универсальность - сочетание серьезной фундаментальной подготовки и преподавания знаний по широкому спектру специальных дисциплин. Это позволяет выпускникам не только успешно работать в ракетно-космической отрасли, но и достигать значительных успехов на государственных постах, а в последние годы - и в банковской сфере, и в бизнесе. Здесь достаточно вспомнить имена выдающихся создателей ракетно-космической техники: В.Ф. Уткина, Д.И. Козлова, Г.А. Ефремова, М.И. Соколовского, В.Л. Клеймана, В.С. Соколова, А.Ф. Уткина, Н.А. Тестоедова, летчиков-космонавтов Г.М. Гречко и С.К. Крикалева, руководителя концерна ПВО «Алмаз - Антей » В.В. Меньщикова, президента ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунина.

Подготовка инженеров-ракетчиков в БГТУ «Военмех» имеет более чем 60-летнюю историю. За эти годы сформировались уникальные научно-педагогические школы, подготовлено свыше 18 тысяч инженерных специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, а созданный при участии выпускников и сотрудников задел в ракетно-космических технологиях позволяет России до сих пор находиться на передовых позициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.