Научная статья на тему 'На пути к демократическому будущему. История создания Конституции РФ 1993 года'

На пути к демократическому будущему. История создания Конституции РФ 1993 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2300
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / Российская Федерация / Б. Н. Е льцин / референдум. / Constitution / Russian Federation / B. N. Yeltsin / Referendum.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Царегородцева Галина Игоревна

Рассматривается комплекс исторических событий, на фоне которых разворачивалось обсуждение новой Конституции Российской Федерации. Значение Конституции для российского общества в условиях полного отказа от коммунистического наследия, изменения государственных границ и политического устройства невозможно оценить в отрыве от исторических реалий 1990 х гг .., так же как современное восприятие невозможно без учета ряда изменений, произошедших в нашей стране за прошедшие четверть века. Основная задача данного исследования показать значимые проблемы, с которыми столкнулись авторы Конституции, политические силы, заинтересованные в ее скорейшем принятии, и общество, голосовавшее за новую Конституцию. Приводятся основные факторы, влиявшие на процесс создания проекта Конституции, выделяются ключевые события, изменившие политическую ситуацию в стране, а также рассказывается о некоторых изменениях, произошедших в жизни общества и государства за двадцать пять лет существования Конституции. История создания Конституции, с одной стороны, неотделима от истории России, с другой сама Конституция во многом ста ла ориентиром для российского государства и народов России на пути к построению демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO THE DEMOCRATIC FUTURE: THE HISTORY OF THE CREATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION 1993

The Article is devoted to the number of historical events during which the discussion of the Constitution of the Russian Federation took place. After the renouncement of the communist legacy, changing of the state borders and the political structure of Russia the importance of the Constitution for Russian society can’t be evaluated outside the historical reality of 1990s, as well as the contemporary attitude to the Constitution should be explained taking into account changes that have happened in our country for a quarter of the century. The main task of the article is to demonstrate the significant problems which the authors of the Constitution, the political forces and the electorate faced. There are the main factors that influenced on the process of the creation of the Constitution, the most important events than changed the political situation in the country and some of the changes in the li fe of Russian society since 1993. On the one hand, the History of Constitution and its creation can not be separated from the history of Russia, on the other hand Constitution became some kind of a guide for the whole nation on their way to the democratic society.

Текст научной работы на тему «На пути к демократическому будущему. История создания Конституции РФ 1993 года»

25 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

УДК 94:342(470)

НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ БУДУЩЕМУ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА

Царегородцева Галина Игоревна

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета

имени М. В. Ломоносова, г. Москва, e-mail: galina23.11@mail.ru

ON THE WAY TO THE DEMOCRATIC FUTURE: THE HISTORY OF THE CREATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION 1993

Galina Tsaregorodtseva

Candidate in historical sciences, lecturer of the Department of Area Studies of the Faculty of Foreign Languages and Area Studies Lomonosov Moscow State University, Moscow

АННОТАЦИЯ

Рассматривается комплекс исторических событий, на фоне которых разворачивалось обсуждение новой Конституции Российской Федерации. Значение Конституции для российского общества в условиях полного отказа от коммунистического наследия, изменения государственных границ и политического устройства невозможно оценить в отрыве от исторических реалий 1990-х гг., так же как современное восприятие Конституции невозможно без учета ряда изменений, произошедших в нашей стране за прошедшие четверть века. Основная задача данного исследования - показать значимые проблемы, с которыми столкнулись авторы Конституции, политические силы, заинтересованные в ее скорейшем принятии, и общество, голосовавшее за новую Конституцию. Приводятся основные факторы, влиявшие на процесс создания проекта Конституции, выделяются ключевые события, изменившие политическую ситуацию в стране, а также рассказывается о некоторых изменениях, произошедших в жизни общества и государства за двадцать пять лет существования Конституции. История создания Конституции, с одной стороны, неотделима от истории России, с другой - сама Конституция во многом стала ориентиром для российского государства и народов России на пути к построению демократического общества.

ABSTRACT

The Article is devoted to the number of historical events during which the discussion of the Constitution of the Russian Federation took place. After the renouncement of the communist legacy, changing of the state borders and the political structure of Russia the importance of the Constitution for Russian society can't be evaluated outside the historical reality of 1990s, as well as the contemporary attitude to the Constitution should be explained taking into account changes that have happened in our country for a quarter of the century. The main task of the article is to demonstrate the significant problems which the authors of the Constitution, the political forces and the electorate faced. There are the main factors that influenced on the process of the creation of the Constitution, the most important events than changed the political situation in the country and some of the changes in the life of Russian society since 1993. On the one hand, the History of Constitution and its creation can not be separated from the history of Russia, on the other hand Constitution became some kind of a guide for the whole nation on their way to the democratic society.

Ключевые слова: Конституция; Российская Федерация; Б. Н. Ельцин; референдум.

Key words: Constitution; Russian Federation; B. N. Yeltsin; Referendum.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.

Каждая сложная, переломная эпоха остается в исторической памяти нации благодаря, во-первых, совокупной памяти поколений, во-вторых, памятникам культуры и, в-третьих, историческим документам. Документы правовые, юридические, созданные для закрепления и сохранения строя, призванные стать фундаментом нового общества, представляют для нас особую ценность. Термин «конституция» хорошо известен в современном обществе, каждый гражданин России, равно как и многих других стран, знает, что его основные права закреплены Конституцией, что этот документ есть неотъемлемая часть гражданского общества, а гарантом конституции является глава государства (в зависимости от формы правления).

С другой стороны, Конституция в общественном сознании давно уже стала некой константой, общество вспоминает о ней, в основном когда происходят какие-либо значительные социально-политические и правовые изменения, и крайне редко мы оцениваем данный документ с учетом тех исторических реалий, при которых он был создан. Тем не менее, «осмысление сущности конституции, ее назначения в обществе и государстве должно носить конкретно-исторический характер, основываясь на обобщении исторического опыта конституционного развития Российской Федерации и опыта развития мирового конституционализма в целом» [5, с. 27].

Такие документы, как: Конституция США (принята 7 декабря 1787 г.), Конституция Франции (3 сентября 1791 г.), первая конституция Советской России (1918 г.) — стали результатом труда поколений, принявших решение о необходимости радикальных перемен в жизни своих государств и осуществивших эти перемены так, как им казалось наиболее целесообразным. Конституция США успешно действует до сих пор, конституция Франции просуществовала

1 Конституция Российской Федерации. М., 2019. С. 3.

недолго, а в РСФСР были приняты Конституции 1925, 1937, 1978 гг. (с поправками действовала до 1993 г.).

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., создавалась в крайне непростой исторический период. Молодое государство, возникшее после распада СССР, пыталось путем либеральных преобразований внутри страны, с одной стороны, заложить основы нового общества, с другой, занять свое место среди мировых держав, унаследовав права и обязанности Советского Союза на мировой арене.

«Конституция создала правовое поле для принципиально новых на тот момент для России общественно-политических и экономических реалий. Без нее все процессы развивались бы более самопроизвольно и хаотично, что могло бы привести страну к необратимым последствиям», — так О. Г. Румянцев написал во введении к третьему изданию документальной поэмы «Конституция девяносто третьего. История явления», выпущенному к 25-й годовщине Конституции РФ [4, с. 23]. Для нескольких поколений россиян (включая автора статьи, которому было шесть лет на момент принятия Конституции) 1990-е гг. ассоциируются с неким набором воспоминаний, быта, мемов, а политическая и экономическая жизнь известны лишь благодаря кратким урокам истории и рассказам родителей, поэтому в первом случае целостному восприятию того исторического периода мешает отсутствие систематизации знаний, во втором — субъективность источников информации.

Таким образом, цель данной статьи — показать те исторические условия, в которых была создана и принята Конституция, а также основные вехи развития общества и государства за четверть века с момента ее принятия.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государ-

ственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры — Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах появился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Президентом формировалось Правительство России, управление осуществлялось на основании президентских указов. Проведенные изменения, направленные на устранение старого партийно-государственного аппарата, пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1978 г. Она не предусматривала разделения законодательной, исполнительной и судебной власти [1, с. 18] Таким образом, привычный нам сегодня принцип разделения властей только устанавливался, а методы, выбранные для этого руководством страны, как показали дальнейшие события, не всегда вписывались в концепцию демократического общества.

В стране формировалось двоевластие. Поначалу, пока Президент пользовался поддержкой большинства депутатов, противостояние между ним и Верховным Советом не было острым, однако ухудшение социально-экономического положения в стране привело к формированию оппозиционных сил. Каждая из ветвей власти выстраивала свою линию отношений с региональными властями, что также подрывало стабильность внутри страны [1, с. 20]. Государству и обществу требовались серьезные изменения на конституционном уровне. Изменить конституцию мог либо Съезд народных депутатов, либо всенародный референдум.

Вместе с тем нельзя сказать, что к созданию нового основополагающего документа правительство подтолкнуло формирование двоевластия. Первые проекты новой конституции разрабатывались уже в 1990 г., окончание холодной войны, исчезновение «железного занавеса», демократизация общества, гласность — все это требовало документального закрепления. Однако на протяжении нескольких лет казалось, что можно реализовать новые идеи старыми, привычными политическими инструментами. В этом плане 1993 г. мог стать переломным. «Мысль о новом политическом механизме согласования общественных интересов звучала в предложениях лидеров демократического движения начиная с конца 1980-х гг. В Российской Федерации востребованной она оказалась в начале 1993 года, ввиду явной исчерпанности политического ресурса существовавших процедур» [4, с. 196]. Роль такого механизма в январе — марте 1993 г. сыграл

круглый стол, организованный Президиумом Верховного Совета и Правительством РФ для выработки рекомендаций к программам антикризисных мер и развития реформ. Итогом работы круглого стола стало совместное обращение к Съезду народных депутатов РФ и Президенту РФ представителей всех основных политических блоков «с призывом воздержаться от любых действий, попирающих Конституцию, а также о недопустимости как попыток вовлечь в конфронтацию силовые структуры, так и создания параллельных силовых структур» [4, с. 199]. Таким образом, все политические силы чувствовали приближение кризиса власти и старались всячески придать ему мирный характер, чтобы избежать возможных жертв. История показала, что благой призыв не был услышан.

Действующая Конституция практически полностью восприняла структуру проекта новой конституции, сформированной уже к августу 1990 г. [4, с. 79]. Таким образом, правовые основы нового общества были заложены еще до официального распада СССР. По воспоминаниям членов Конституционной комиссии, с самого начала работа шла открыто, с привлечением опыта зарубежных стран, что в дальнейшем неоднократно становилось предметом критики создателей Конституции. Тем не менее, на наш взгляд, это говорит в первую очередь о стремлении заложить в новом российском обществе такую нормативно-правовую основу, которая позволила бы в дальнейшем без труда интегрироваться в международное сообщество, преодолев последствия холодной войны. К ноябрю 1990 г. проект был опубликован, велось его активное обсуждение. Но уже следующий, 1991 г. внес свои коррективы: распад СССР и возникновение второй вертикали власти — Президента РСФСР.

А следующим шагом правительства стало проведение экономических реформ, последствия которых (и их преодоление) надолго останутся главными вехами периода. Либерализация цен, ускоренная приватизация, земельная реформа и проведение банковской реформы — все это требовало серьезного контроля со стороны центральной власти, что привело к передаче Президенту полномочий главы правительства.

К сожалению, в отличие от работы над проектом конституции, при проведении экономических реформ зарубежный опыт был в меньшей степени учтен, в первую очередь это касается отказа от контроля государства в сфере экономики. Последствия оказались весьма неблагоприятными, гигантская инфляция, обнищание населе-

ния, демографическая яма — вот лишь несколько «итогов» экономической политики первой половины 1990-х гг., которые подробно освещены в историографии. Таким образом, целый ряд прав граждан, гарантированных Конституцией 1993 г., воспринимался населением с большой долей скепсиса, а конкретные статьи документа носили скорее декларативный характер. Двойственность восприятия конституции и реализации конституционных положений в 1990-е гг. была заложена уже в момент ее разработки.

Еще одна непростая задача, отразившаяся в Конституции, — это межнациональный вопрос и федеративное устройство государства. Напряженная политическая борьба вокруг вопроса о статусе суверенных республик в составе России, разрыв многих экономических связей обострили также и противостояние президента и Совета народных депутатов, кризис их отношений не мог не отразиться в основополагающем документе.

Сам повод для усугубления ситуации оказался «конституционным». Противостояние исполнительной и законодательной власти нарастало в течение 1992 г. Общероссийский референдум, посвященный вопросам доверия президенту и необходимости проведения досрочных выборов, еще в начале 1993 г. готовился в сложной обстановке неустойчивых федеративных отношений [4, с. 196]. Мониторинг ситуации свидетельствовал: ни один регион не мог твердо обещать, что за оставшиеся три месяца (с января 1993 г.) успеет подготовиться к референдуму, в ряде субъектов Российской Федерации не без ведома их руководителей существовали все условия для его демонстративного игнорирования и провала. Неурегулированность отношений с целым рядом субъектов Федерации на фоне продолжавшегося бездействия федеральных органов исполнительной власти, а также подозрительного безразличия государственных СМИ вынудили сначала перенести референдум на 12 июня, а позже предположить его отмену [Там же, с. 197]. Тем не менее референдум состоялся 25 апреля, 58 % граждан поддержали политику Б. Н. Ельцина, высказавшись против досрочных перевыборов президента и Верховного Совета [1, с. 22]. Итоги референдума позволили президенту начать активную подготовку новой Конституции.

Конституционное совещание было открыто в Кремле 5 июня 1993 г. 12 июля проект был одобрен всеми тремя палатами (в тот момент их было три) и направлен во все субъекты Федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подго-

товленный Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов [1, с. 22]. Ответственный секретарь Конституционной комиссии описывал этот процесс несколько иначе: «По инициативе резко оппозиционного Б. Н. Ельцину Общественного комитета по защите Конституции и конституционного строя было созвано еще одно Всероссийское конституционное совещание (3 июня 1993 г.). Совещание приняло резолюцию, в которой указывалось, что вносить изменения в действующую Конституцию и принимать новую правомочен только Съезд народных депутатов РФ... Завершение подготовки проекта нового Основного Закона шло во взаимовлиянии двух проектов Конституции. И сблизить два проекта во многом удалось [4, с. 238, 252]. Истина, как известно, лежит где-то посередине, а историческая истина, вероятно, еще глубже, сложный процесс согласования проекта Основного Закона, на который влияло огромное количество факторов, в том числе субъективных, личностных, не мог пройти легко, а в условиях чрезвычайно непростого экономического состояния государства, трудностей во взаимоотношениях центра и регионов избежать кризиса можно было лишь путем значительных усилий. Очевидно, ни Президент, ни Верховный Совет к этому готовы не были, зато каждая из сторон готова была к радикальным мерам против оппонента. Развитие событий в сентябре — октябре 1993 г. подробно описано в литературе. В данной статье стоит упомянуть лишь два документа: Указ Б. Н. Ельцина от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Совета народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное собрание [1, с. 23], и Постановление от 23 сентября 1993 г. «О прекращении полномочий Президента Б. Н. Ельцина», которое принял Верховный Совет, руководствуясь Конституцией 1978 г. Таким образом, фактически произошло столкновение двух конституций — старой и новой. Конституционный Суд признал действия президента антиконституционными. Было ли это отголоском конфликта старого и нового общественно-политического строя или события 3—4 октября 1993 г. были продуктом именно новой, постсоветской эпохи, в любом случае последствия кризиса отразились и на финальном проекте Конституции 1993 г., и

на жизни общества, проголосовавшего за Конституцию.

Закрепление демократических прав и свобод в Конституции проходило сразу после завершения октябрьского кризиса 1993 г. С оппозицией было покончено совсем не демократическими мерами, что также подрывало веру во многие демократические принципы нового государства, закрепленные в Конституции. «Ельцин одержал полную победу. Тем не менее осталась горечь от чрезмерной цены этой победы. Она не только в убитых и раненых, численность не соизмерима ни с октябрем 1917, ни с августом 1991. Она в разочаровании населения в демократических ценностях и в демократических организациях, с одобрения которых был осуществлен переворот и штурм Парламента» [3, с. 141].

Вопрос о поддержке проекта Конституции со стороны населения некоторым исследователям представляется спорным. Так, Р. Пихоя пишет, что, согласно опросам общественного мнения, более 50 % граждан не были знакомы с проектом Конституции или имели о ней слабое представление [Там же, с. 143]. О. Румянцев указывает, что с проектом Конституции, на начальном этапе, т. е. задолго до кризиса 1993 г., ознакомились граждане по всей стране, в том числе благодаря публикациям проекта в «Российской газете», «Аргументах и фактах», в газете Верховного Совета РСФСР «Россия», а также в ряде региональных СМИ, перепечатавших одну из официальных публикаций. А вот на заключительной стадии роль официальных дискуссий по проекту Конституции была минимальной. С 11 октября до 8 ноября проект Конституции прошел существенную доработку в Администрации Президента при участии рабочих органов Конституционного совещания, под личным контролем Президента, который непосредственно вносил в него частичные правки. Ряд изменений был внесен им перед опубликованием проекта для голосования [4, с. 56—57].

Итак, 11 октября — 8 ноября 1993 г. были сделаны завершающие преобразования проекта Конституции РФ. Изменения текста проходили в весьма специфической общественной атмосфере, созданной «победителями» Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного Суда России. Вплоть до 8 ноября текст проекта продолжали править в Администрации Президента по предложению президента и органов Конституционного совещания. В течение месяца проходила кампания по подготовке к всенародному голосованию по проекту Конститу-

ции РФ. Оно состоялось 12 декабря 1993 г. Ввиду сложившейся внутриполитической ситуации результаты голосования по референдуму были весьма показательны: жители 24 субъектов проголосовали против Конституции; еще в 17 регионах (помимо Чечни) референдум был признан несостоявшимся, что стало в основном результатом протестных настроений. Таким образом, почти половина субъектов не высказалась «за» [Там же, с. 144]. В том случае, если бы Центризбирком руководствовался Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», то Конституция набрала бы «за» только 32 % списочного состава избирателей [Там же, с. 324].

Причины этого — в совокупности проблем: как старых, доставшихся «в наследство» после распада СССР в 1991 г., вслед за которым отчетливо проявилось стремление к независимости ряда субъектов Российской Федерации, так и новых, вызванных в первую очередь резкими экономическими изменениями, к которым оказались не готовы ни правительство, ни население. «Кризисные явления в экономике сопровождались ростом сепаратистских настроений в бывших автономных республиках и автономных областях. В конце 1991 — начале 1992 г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борьбы за национальную независимость. Наибольшего развития дезинтеграци-онные процессы достигли в Северо-Кавказском регионе. С началом болезненных рыночных преобразований оживилась политическая оппозиция и недолговременная политическая консолидация 1991 г. сменилась нарастающим конфликтом между законодательной и исполнительной ветвями российской власти» [1, с. 58].

Текст новой Конституции был опубликован 25 декабря 1993 г., и Конституция вступила в силу на всей территории Российской Федерации. В течение заключительных недель 1993 г. Конституция была повсеместно, хотя и вынужденно, воспринята обществом, большинством политических сил, включая большинство противников Б. Н. Ельцина, как неизбежная, признаваемая с условиями, но единственная основа восстановления жизнедеятельности органов государственной власти Российской Федерации для преодоления трудностей, в которых оказались общество и государство [4, с. 327].

Конституцией была упразднена власть Советов, созданы новые институты государственной власти, провозглашены иные ценности, отличные от тех, что существовали в советское время.

Однако изменения, закрепленные в новой Конституции, не означали, что различные институты, классы и слои населения начинают действовать по новым правилам; большинство граждан продолжало жить по неким «понятиям» на основании социокультурных и экономических практик, сложившихся в стране за длительный период [3, с. 152-153].

Несмотря на закрепленные в Конституции ценности, проблема сохранения и укрепления внутренней целостности государства оставалась насущной достаточно долго. К моменту принятия Конституции РФ во многих субъектах Федерации были приняты свои конституции, уставы, которые находились в противоречии с российским законом и подпитывали сепаратистские настроения. В 1994-1995 гг. федеральное правительство было вынуждено подписать ряд двусторонних договоров с субъектами Федерации для сохранения внутреннего единства, главной угрозой сохранению российской государственности оставалась Чечня. Разрешение кровопролитного конфликта в Чечне, ставшего трагическим символом эпохи, затянулось до конца 2000-х гг.

Конституция РФ во многом оказалась документом будущего. Того будущего, к которому стремилось поколение, поддержавшее коренные изменения в жизни страны, заложившее фундамент нового демократического государства, и к которому продолжает стремиться современное общество. Права и свободы граждан стоят в Конституции на первом месте, ставя государство на службу общества и защиту его интересов. В Конституции (ст. 41-44) закреплены социальные гарантии, право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии... Интеллектуальная собственность охраняется государством»1.

Вместе с тем социально-экономическая и политическая ситуация в России 1990-х гг. едва ли позволяла полностью реализовать эти права большинству населения. Более того, резкое изменение уровня жизни, экономические реформы, преодоление последствий которых растянулось на годы, изменившиеся реалии жизни подтолкнули к возникновению новой прослойки общества, которая, относя себя к представителям бизнеса, прочно ассоциировалась у населения с криминалом. «Слабость государства, подмена государственных интересов принципом баланса интересов чиновников и бизнесменов наносили

1 Конституция Российской Федерации. С. 10-11.

ущерб экономике российского государства, разрушали среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности» [1, с. 19].

Диалог между бизнесом и государством выстраивался долго, так, например, ст. 57 Конституции «Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы»2 в восприятии целого поколения скорее звучит как лозунг социальной рекламы «заплати налоги и спи спокойно». Сектор теневой экономики процветал, легализация бизнеса, появление социально ответственного предпринимательства заняли не один год. Аналогичная ситуация сложилась в сфере проблем окружающей среды. Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»3. Если для поколения, родившегося в конце 1990-х - начале 2000-х гг., проблема охраны окружающей среды стоит в начале списка приоритетов, то поколению 1990-х, их родителям гораздо ближе были вопросы личного благосостояния, а чаще выживания.

За четверть века существования Конституции в России произошли существенные изменения, связанные как с укреплением центральной власти (увеличение президентского срока с 4 до 6 лет) и сохранением единства государства (после окончания вооруженного конфликта 1994-1996 гг. в Чечне, а затем контртеррористической операции на территории СевероКавказского региона и продолжающейся и в настоящее время борьбе с терроризмом, которая в данный момент вышла за пределы Российской Федерации), так и с территориальными изменениями, главное из которых - присоединение Крыма как нового субъекта Федерации в 2014 г.

Кроме того, общемировые тенденции, информатизация и глобализация также существенно отличают нынешнее российское общество от того, которое проголосовало на референдуме в 1993 г. Проблемы интернет-безопасности, достоверности информации и уважения власти -все это постепенно укладывается в охраняемое Конституцией правовое поле, где согласно п. 4 ст. 29 Конституции «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»4.

2 Конституция Российской Федерации. С. 8.

3 Там же. С. 58.

4 Там же. С. 57.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2)1. Впервые в истории России в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав человека, требующие в процессе реализации (курсив мой. — Г. Ц.) новых форм взаимоотношения личности, общества и государства [2, с. 36]. За двадцать пять лет существования Конституции российское государство, несомненно, по многим пунктам приблизилось к идеалу, прописанному создателями основного закона, однако впереди еще долгий путь трансформаций и эволюционных преобразований общества и власти, без которых поддерживать и сохранять конституционные ценности в постоянно меняющемся мире крайне сложно. Но не стоит забывать, что «правовое государство — не то государство, в котором есть Конституция, а то, в котором она соблюдается всеми как закон законов, делая государство конституциональным и реально правовым» [2, с. 34].

Список литературы

1. Короткевич В. И. История современной России. 1991—2003: учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. 296 с.

2. Либанова С. Э. Конституционализм и правовое государство // Развитие конституционализма в России: 1918—1993-... : монография по материалам региональной конференции, приуроченной к юбилеям первой и действующей Конституций России / под ред. С. Э. Несмеяновой, И. В. Выдрина. Екатеринбург, 2018. С. 34-43.

3. Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М. : Новый хронограф, 2011. 312 с.

4. Румянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов). Изд. 3-е. М. : Изд-во РГ, 2018. 400 с.

5. Силаева А. О. Конституция Российской Федерации: ее сущность, понятие и способы ее реализации и защиты // Пробелы в российском законодательстве. 2014. С. 27-30.

1 Конституция Российской Федерации. С. 3.

1(19)/2019

Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.