Научная статья на тему 'На пути к «Библиорассвету»'

На пути к «Библиорассвету» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БИБЛИОНОЧЬ" / КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК / "BIBLIONIGHT" / LIBRARIAN COMPETENCES / LIBRARY SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чазова Светлана Анатольевна

Продолжение дискуссии на тему акции в поддержку чтения «Библионочь». Рассматриваются вопросы участия библиотек в процессе формирования современного социально-культурного пространства, развития профессиональных компетенций библиотекарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to «Bibliodawn»

The article discusses such action to support reading as «Biblionight». It considers topics of libraries participation in forming modern social-cultural space and development of librarians professional competencies.

Текст научной работы на тему «На пути к «Библиорассвету»»

БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 1, с. 93-95

Дискуссии

УДК 021.4 ББК 78.349.3

DOI: 10.20913/1815-3186-2016-1-93-95

НА ПУТИ К «БИБЛИОРАССВЕТУ»

© С. А. Чазова, 2016

Московский государственный институт культуры 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7

Продолжение дискуссии на тему акции в поддержку чтения «Библионочь». Рассматриваются вопросы участия библиотек в процессе формирования современного социально-культурного пространства, развития профессиональных компетенций библиотекарей.

Ключевые слова: «Библионочь», компетенции библиотечного специалиста, социально-культурная деятельность библиотек.

The article discusses such action to support reading as «Biblionight». It considers topics of libraries participation in forming modern social-cultural space and development of librarians professional competencies.

Keywords: «Biblionight», librarian competences, library social-cultural activity.

Расхожее начало журналистских расследований советских изданий - «Письмо позвало в дорогу». Вот и меня не оставила равнодушной статья уважаемого ученого, известного отечественного библиотековеда Анатолия Николаевича Ванеева [1]. В ней Анатолий Николаевич клеймит обман, приписки, заигрывание перед публикой ради массовости в библиотечных залах, одобрительной ухмылки учредителей библиотек. И все это о «пресловутой» акции в поддержку чтения - «Библионочи». Автор не скрывает раздражения и констатирует тщетность усилий в поисках читателя на столь сомнительных и обременительных для библиотечного сообщества мероприятиях. Продолжая идею автора, можно раскрыть замыслы библиотечного сообщества, активно включающегося в эту игру в реальность и ищущего явные и неявные библиотечные бонусы, из которых можно «выжать» подобие отметины «осовременивания». Можно даже ввести в оборот маркер распознавания «современного учреждения культуры» -аналог информирования о количестве звезд (как у любого уважающего себя гостиничного заведения) библиотечного учреждения - некий ярлык «Втренде» (реплика в «Вконтакте»), или что там еще у продвинутых читателей в ходу... Да, многие пустились во все тяжкие в поисках читателя (или статистических показателей?).

Позвольте и мне, вслед за Анатолием Николаевичем, остановиться на некоторых моментах подготовки и проведения «Библионочи». Но взгляд этот будет направлен не на суть мероприятия, ориентированного на поиск читателя (достаточно расхожее мнение о цели акции), а на процессы, происхо-

дящие в самой библиотеке. Это взгляд, ищущий библиотекаря-профессионала, способного работать в современных условиях, адаптироваться к изменениям в социально-культурной среде. И пусть данное мнение будет подвержено сомнениям, но оно никогда не будет оправдывать бездействие и сетований «времена не те». Мы живем здесь и сейчас. Библиотека обретает свой новый статус, ищет новые смыслы. Библиотека меняется в меняющемся мире. Осознание и принятие этого требует осмысления прожитого опыта. Настоящему профессионалу не должно идти на компромисс, достигая цели любыми способами. Не будем делать чести тем, кто под лозунгом новаций пытается «соответствовать» и рапортовать. Новые времена диктуют нам новые правила. Включаясь в них, пробуя новые формы и работая сообща, мы найдем путь читателя к книге, а нас - к читателю. «Дорогу осилит идущий», поэтому не прошу снисхождения (за излишнюю эмоциональность), но делюсь иным мнением о подобных акциях.

О «конкурентах»

К сожалению (а может, и к счастью), для всех нас сегодня библиотека не является единственным (апеллирую к утверждению А. В.) социальным институтом культуры, обладающим средствами распространения книги и чтения в обществе. Нам, библиотечным работникам, очень хочется верить в свою уникальность. Мы будем закрывать глаза на новые коммуникационные каналы и их вездесущность, будем читать мантры о великой миссии библиотек, однако читатель, вооруженный супер-

ДИСКУССИИ

гаджетами, читает книги, скачанные из Сети, узнает о победителях литературных конкурсов из новостной ленты и обсуждает книжные новинки на виртуальных форумах. Так ему проще, но при этом он продолжает оставаться один на один с пе-табайтовым инфохаосом, и часто неспособен вразумительно сказать, какого рода информация ему нужна и для каких целей. Замечу, мы сознательно не говорим о «знаниях». И такой портрет современного читателя не лишен объективности, и с этим читателем нам необходимо работать.

Сегодня наши «конкуренты» (СМИ и телевидение, ресурсы Интернета), обладающие более продвинутыми технологиями воспроизводства и трансляции информации, похоже, сговорились раздавить, ошарашить, оглушить потребителя информации (сегодня это уже не просто читатель, а зритель, слушатель, одним словом - соавтор). Мы же, если и увидели наше конкурентное преимущество -быть навигаторами, «лоцманами» в море информации, то пока не закрепили за собой этот статус в его читательском сознании. «Библионочь» - хороший повод заявить об этом, обратить наш потенциал в широкую практику информационного взаимодействия всех со всеми.

Сегодня «конкуренты» сами работают на нас: при проведении «библионочей» частотность запросов в поисковиках Интернета с названием библиотек возрастает. Многие читатели начинают воспринимать слово «библиотека» не как архаизм. Восприимчивая и далеко не «всеядная» публика включает в свой социальный опыт библиотечное пространство. Количество посетителей «библионо-чей» год от года растет, а, как известно, количество перерастает в качество. В социальных сетях проходит бурный обмен впечатлениями об увиденном и пережитом. Газеты и телевидение публикуют анонсы и отчеты. Библиотека и библиотечные темы становятся полноправными членами информационного обмена. И «Библионочь» нам в помощь!

О кадрах

За пределами критики Анатолия Николаевича остался важный элемент - внутренняя работа коллектива. Как сейчас модно выражаться - корпоративный дух, способность работать слаженно, на результат, не «для галочки». Если у библиотекарей хватает креатива для проведения дискотеки, так это не проблема самой акции, а проблема квалификации библиотечных кадров и повод задуматься о качестве профессиональной подготовки. Эта проблема стоит достаточно остро, причем не только на уровне формального (вузовского) обучения, но и последующего развития каждого специалиста, выработки навыков постоянного самосовершенствования, определения мотивации к саморазвитию.

Мне эта ситуация знакома не понаслышке. Приняв руководство и познакомившись с сотрудниками Информационно-библиотечного центра (преемника научной библиотеки) Московского государственного института культуры, я поняла, что необходимы занятия для повышения квалификации. Многие осознают, что необходимо учиться современным методам работы, но совсем немногие выражают желание постигать новации информационно-библиотечной работы. «Библионочь» нельзя назвать собственно инновационным форматом работы. Прав Анатолий Николаевич, социально-культурную деятельность в поддержку книги и чтения библиотека выполняла всегда, но здесь суть в акценте на потенциал библиотек, их роль и место в современном социально-культурном пространстве. И обретать навык рекламы и продвижения возможностей библиотек - один из новых этапов освоения профессии.

В том же номере, где А. Н. Ванеев начал дискуссию, опубликована статья Н. В. Лопатиной, где говорится, что «готовность менять себя в рамках трансформации социально-ролевой цепочки "библиотекарь - читатель" - это одно из важнейших направлений развития библиотеки и библиотечной профессии в информационном обществе» [2]. В этой связи развитие профессиональных компетенций библиотечных специалистов - очень актуальная проблема. Просто прочитать теперь активно издающиеся учебные и практические пособия мало. Необходима апробация. А в формате проектной деятельности, активно внедряемом и в образовательную, и в профессиональную деятельности, «Библионочи» - достойный повод тестирования на адаптацию библиотекаря и «признак возможности их эволюционного самосохранения» [2, с.30]. Уверена, что многие руководители и инициаторы мероприятий в рамках «Библионочей» в своих библиотеках отметят важное значение данной акции для самого коллектива. Когда я предложила включиться в данную акцию, мне, в первую очередь, была интересна реакция коллег, их способность к совместной работе, реализации их творческих амбиций. В Московском государственном институте культуры «Библионочь» проходила впервые. Мы - вузовская библиотека, и нам «гнаться за статистикой» смысла нет. Каждый первокурсник автоматически становится читателем. Количество обращений стабильно. Чего не хватает? Зачем брать на себя несвойственные функции? Но работать в обычном формате «запрос - ответ» - уже не соответствовать полифункциональному облику современной библиотеки, надо воспитывать читателя, формировать его вкусы, раскрыть богатство и уникальность фондов, показать стойкую взаимосвязь между его общекультурным уровнем и профессиональной карьерой.

С. А. Чазова, 2016, № 1, с. 93-95

Первая «Библионочь в МГИК» была «лакмусовой бумажкой» наших отношений с коллективом. Наверняка кто-то, ворча о «новаторских и бессмысленных прожектах», был вынужден смириться, «по-тихому» отработать и забыть «как страшный сон». Многие с интересом, а главное с творческим подходом отнеслись к акции. Для всех нас это было испытанием и нашего профессионализма, и адаптации к новациям, и проверкой межличностных отношений. Сотрудники увидели читательскую заинтересованность в непосредственном диалоге с профессионалами, почувствовали социальную значимость информационного работника.

Были проанализированы фонды для формирования «литературного салона» «Библионочи». Редкие и уникальные издания, иногда незаслуженно забытые, стали эпицентром внимания не только читателей, но и самих библиотекарей. Сотрудники разных отделов обменивались библиографическими находками. Так, были запланированы книжные выставки и списки рекомендательной литературы. Критический анализ позволил реактуализировать фонды и коллекции.

Да, нам было проще. Московский государственный институт культуры - творческий вуз. Ни один заведующий кафедрой и декан факультета не отказал в участии студенческих групп и коллективов. Сами сотрудники обсуждали и тщательно редактировали программу. Каждый из библиотекарей мог проявить себя как организатор, руководитель мини-проекта, сценарист или режиссер. Необходимость работать с другими службами института выявила у сотрудников достаточный уровень ведения переговоров и умения договариваться. Проявились ответственность и самоотверженность, многие блеснули талантами. Главное - коллектив отработал как слаженный механизм, в котором каждый был готов прийти на выручку. Пафосно? Нисколько, уже прошла эйфория первых дней по окончании удачного проекта, а послевкусие осталось.

Кстати, о материальных затратах. Сумма, которая была озвучена руководству для проведения акции, была настолько мизерна, что ее тут же удвоили. А все деньги были потрачены только на закупку книг и памятных подарков в качестве призов победителям викторин и игр.

О коллегах

Этим летом я побывала в гостях у коллег в Библиотеке им. А. Герцена в г. Кирове, где начинал свой профессиональный путь Анатолий Николае-

вич. Здесь «Библионочь-2015» традиционно прошла массово, с привлечением более двадцати партнеров - друзей библиотеки. Разговор с коллегами получился проблемным и познавательным для меня. Коллеги, обмениваясь мнениями по формам и методам работы современной библиотеки, мудро замечают, что отстраняться от «Библионочи», рассуждая, что чуждо или претит духовности библиотек, нельзя. Позволю себе напомнить слова А. И. Герцена на открытии публичной библиотеки для чтения в Вятке 6 декабря 1837 года: «.не грустно ли будет думать, что праздность может иного заставить приходить сюда вялой рукой оборачивать страницы, как будто книга назначена токмо для препровождения времени? Нет, будем с почтением входить в этот храм мысли, утомленные заботами вседневной жизни; придем сюда отдохнуть душою и, укрепленные на новый труд.» [3]. Рассуждая о роли акции, соглашаюсь, что «во главу угла всегда ставится книга и чтение», - цитирую директора Библиотеки им. А. Герцена Надежду Павловну Гурьянову. Уверена, что многие коллеги делают именно такую ставку на позиции обретения читателя.

Обмениваясь замечаниями и планами, обогащая свой профессиональный опыт, мы в меру наших сил и возможностей формируем социально-культурное пространство страны, определяем ак-тивно-деятельностную позицию современной библиотеки, преобразуя ее в культурно-интеллектуальный центр.

Искренне признательна Анатолию Николаевичу Ванееву за поднятую тему. Благодарю коллег из Кирова и всех больших и малых библиотек, кто не сидит сложа руки, не стенает по поводу «темных времен».

«Библиосумерки» сменяются «Библионочью», а после «Библионочи» наступает «Библиорассвет». Так будет всегда. По законам природы.

Литература

1. Ванеев А. Н. «Библионочь» - что это? // Библио-сфера. - 2015. - № 2. - С. 95-97.

2. Лопатина Н. В. Неоинституциональный подход как теоретико-методологическая основа изучения библиотечной профессии // Библиосфера. - 2015. - № 2. -С. 30.

3. Герцен А. И. Речь, сказанная при открытии публичной библиотеки для чтения в Вятке 6 декабря 1837 года (отрывки) // Письма издалека : избр. лит.-крит. ст. и заметки / А. И. Герцен. - М., 1984. - С. 57.

Материал поступил в редакцию 31.08.2015 г.

Сведения об авторе: Чазова Светлана Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Информационно-библиотечного центра, тел.: (495) 570-04-88, e-mail: int_pro@mgik.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.