Научная статья на тему 'На острие цивилизационного разлома (к 90-летию Д. Э. Н. , профессора, заслуженного работника высшей школы РФ попова Александра Ивановича)'

На острие цивилизационного разлома (к 90-летию Д. Э. Н. , профессора, заслуженного работника высшей школы РФ попова Александра Ивановича) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРОБЛЕМА ТОЧЕК ЗРЕНИЯ / ШИРОТА НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЧЕЛОВЕК-МЫСЛЯЩИЙ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / CREATIVITY / CREATIVE ENERGY / CHALLENGE PERSPECTIVES / LATITUDE SCIENTIFIC SPACE-MINDED / METHODOLOGICAL INDIVIDUALISM / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афанасенко Иван Дмитриевич

В статье рассматривается творческий путь профессора Попова А.И., особенности его научного подхода, методы, научные прорывы, вклад в развитие экономической науки. Александр Иванович Попов учёный и практик, организатор науки, руководитель творческих коллективов и педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT THE FOREFRONT OF THE CIVILIZATIONAL FAULT (The 90-anniversary of the doctor of economic sciences, Professor, honored worker of higher school of the Russian Federation Alexander Ivanovich Popov)

The article describes the career of Professor Popov A.I., particularly his scientific approach, methods, and measurement, scientific breakthroughs, contribution to the development of economic science. Popov A.I. is the scholar and practitioner, organizer of science, head of creative collectives and educator.

Текст научной работы на тему «На острие цивилизационного разлома (к 90-летию Д. Э. Н. , профессора, заслуженного работника высшей школы РФ попова Александра Ивановича)»

Афанасенко И. Д.

НА ОСТРИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗЛОМА (к 90-летию д.э.н., профессора, Заслуженного работника Высшей школы РФ Попова Александра Ивановича)

Аннотация. В статье рассматривается творческий путь профессора Попова А.И., особенности его научного подхода, методы, научные прорывы, вклад в развитие экономической науки. Александр Иванович Попов - учёный и практик, организатор науки, руководитель творческих коллективов и педагог.

Ключевые слова. Творчество, творческая энергетика, проблема точек зрения, широта научного пространства, человек-мыслящий, методологический индивидуализм, модернизация.

Afanasenko I.D.

AT THE FOREFRONT OF THE CIVILIZATIONAL FAULT (The 90-anniversary of the doctor of economic sciences, Professor,

honored worker of higher school of the Russian Federation Alexander Ivanovich Popov)

Abstract. The article describes the career of Professor Popov A.I., particularly his scientific approach, methods, and measurement, scientific breakthroughs, contribution to the development of economic science. Popov A.I. is the scholar and practitioner, organizer of science, head of creative collectives and educator.

Keywords. Creativity, creative energy, challenge perspectives, latitude scientific space-minded, methodological individualism, modernization.

Жизнь учёного - непрерывный творческий процесс. Именно через него можно познавать самого человека - творца. Вдохновение - «особое состояние души». Творчеству присущи некие общие признаки. Их можно сформулировать так: наличие особого внутреннего свойства - непохожести (самости); своеобразный почерк, своё направление и собственная мерность. Многие убеждены, что произведения, созданные истинным творцом, обладают собственной энергетикой.

Всё это присуще творчеству проф. Попова А.И., юбилей которого отмечает научная общественность. Более того, творчество этого учёного наделено и дополнительными характеристиками. В исследовании всякой новой проблемы он стремиться найти примеры положительные, выделяет их и делает на них ставку. Тщательно изучает причины неудачи и определяет способы её решения. Главное: то, что не получилось, должно быть понято.

Некоторые исследователи ограничивают свой творческий поиск постановкой проблемы. У проф. А.И. Попова своя мерность: нужно приходить не с проблемами, а с их научным решением. Ещё одна особенность поискового подхода проф. Попова А.И. - так называемый «творческий рециклинг», т.е.

ГРНТИ 06.01.79 © Афанасенко И. Д., 2017

Иван Дмитриевич Афанасенко - доктор экономических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 09.09.2017 г.

повторный анализ результатов предыдущего исследования, пропускание их через сито новых знаний. Знание - результат познания, продукт научного творчества. Поиск нового, ещё неведомого, сопровождается усвоением и переосмыслением уже известного, добытого трудом других исследователей. Проблема точек зрения и конфликт точек зрения нередко возникает из-за различного понимания природы исследуемого объекта, из-за неточных трактовок или поверхностного усвоения вклада предшественников [1].

А.И. Попову присуще бережное отношение к тексту и каждому слову. Умение работать с письменным словом профессионально он приобрёл на журналистском поприще. С 1957 по 1959 годы Александр Иванович работал в редакции областной газеты «Омская правда». А позже, уже в Москве, учился в Высшей партийной школе, на отделении «журналистика». Ему известно, что цитата, вырванная из своего текста, попадает в новую смысловую среду и живёт уже по законам нового повествования. Небережное отношение к заимствованному тексту искажает смысл и всего написанного. Требовательность к себе - самоцензура - важнейшее качество, которое отличает истинного учёного.

Проф. Попову А.И. присуща широта научного пространства. Это позволяет ему видеть то, что не способен замечать узкоспециализированный исследователь. В центре его научных исследований -человек-мыслящий, творящий новый мир, создающий небывшее и трудом продляющий свою жизнь. В этой сложнейшей проблеме сталкивается научная и философская мысль, зарождаются и разрешаются конфликты точек зрения. В творческом поиске А.И. Попов не останавливается на уровне соприкосновения точек зрения. У него своё, особенное направление исследования - как добиться сочетания труда учёного, инженера и рабочего. Проследить зарождение научной мысли, её инженерное решение и физическую материализацию. Проникнуть в мир мысли и мир её материального воплощения. Построенная на таком синтезе реальность близка и понятна проф. А.И. Попову. Ведь он имеет и инженерное образование, и богатый производственный опыт.

В 1947 году А.И. Попов окончил Омский авиационный техникум, а в 1953 году - Омский политехнический институт. С 1947 по 1955 гг. он работал на самолётостроительном заводе. В тот период завод выпускал военные самолёты Ил-28, затем пассажирские самолёты Ту-104. У него огромный опыт исследования экономических систем, определявших научный прорыв и развитие национального хозяйства в разные исторические периоды. Он занимался проблемами межотраслевых балансов. Им был разработан на принципиально новой научной основе «Межкомплексный баланс Ленинградского региона». По материалам этого баланса был создан действующий стенд, который в 1982 году экспонировался на ВДНХ СССР и получил высокую оценку.

В творчестве проф. А.И. Попова много внимания уделяется проблеме модернизации [2]. У него свой взгляд на проблему: центральной фигурой этого многовариантного общественного процесса является человек. Изучая природу человека, он вышел на возможность применения в оценке экономической реальности понятий «эгоизм» и «альтруизм», наполнив их новым содержанием, что привело к образованию производного научного понятия - «методологический индивидуализм». Основываясь на этом, учёный делает неожиданный разворот к толкованию сущности современной рыночной экономики. Методологический индивидуалист - центральная фигура и движущая сила современного рынка. Что касается альтруиста, то он голосует за общественные интересы. Идеи альтруизма подпитывают плановую экономику. Хотя в чистом виде эгоизм и альтруизм не существуют, но они вырисовывают дополнительные, порой неожиданные подходы решения проблемы сочетания плана и рынка.

А. И. Попов убеждён, что и в нынешних условиях необходимо сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования. Он выделяет общее и особенное, присущее данным методам. Общее заключается в том, что как план, так и рынок выступают в качестве механизмов (методов) регулирования хозяйственных процессов, нацеленных на обеспечение устойчивого роста, достижение высокой степени занятости, стабильного уровня цен, равновесного развития. Вместе с тем, план и рынок имеют существенные различия:

1. План как метод регулирования исходит от общего к частному и предполагает, что государственные интересы выступают в качестве приоритетных при осуществлении хозяйственной деятельности; он ориентирован на производство как исходную фазу воспроизводства продукции и услуг; нацелен на создание потребительных стоимостей и удовлетворение общественных и личных потребностей населения. План как метод хозяйствования выступает в виде рычага прямого воздействия на экономику.

2. Рынок исходит от частного к общему, предполагает, что частные интересы являются приоритетными при осуществлении хозяйственной деятельности; в процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения - промежуточную фазу между производством и потреблением; нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса населения. Важнейшим инструментом рыночных отношений выступает цена, которая формируется в результате спроса и предложения. Рынок как метод хозяйствования выступает в качестве рычага косвенного воздействия на социально-экономические процессы.

Начало творческого пути проф. А.И. Попова пришлось на время, когда после нескольких веков абсолютной забитости и крепостного рабства народы России ощутили себя хозяевами страны, увидели грандиозные перспективы. Их вдохновлял и сплачивал и дух победителей в Великой Отечественной войне. Им были под силу самые амбициозные проекты. То было время живого творчества масс. В этом благодатном потоке и формировался характер будущего учёного. Научная концепция модернизации народного хозяйства была востребована практикой жизни. В то время научная мысль проф. А.И. Попова была занята поиском «исходной клеточки», импульса силы, которые приводят в движение творчество народных масс.

Поиск подводит его к важному методологическому выводу: для разных хозяйственных эпох, экономических систем «исходная клеточка», запускающая процесс движения к прогрессу, разная. По этой причине модернизация принимает разные формы. Для России конца XIX - начала XX столетия характерна рельсовая модернизация - строительство железных дорог. Она не только преобразила материальную и научную базу национального хозяйства, но и позволила приступить к осуществлению самого масштабного проекта хозяйственного освоения Сибири. Рельсовая модернизация была прервана в 1914 году, Первой мировой войной. В 1922 году началось восстановление народного хозяйства, но уже на новой технической основе - электрификации. План ГОЭРЛО - первая попытка перейти не только на новый технологический уклад, но и создать основу планового управления экономикой всей страны.

Большому учёному свойственно предчувствие события, раннее осознание происходящего и особенное восприятие времени. Св. Августин так определил внутреннее состояние времени: не существует просто прошлого как такового, а существует прошлое в настоящем, настоящее в настоящем и будущее в настоящем. Нашему юбиляру присуща способность объективно оценивать прошлое и замечать в настоящем ростки будущего. Его научные взгляды отличаются диалектической связностью и достоверностью.

Слово «начало» - многозначное. Им означается «один из двух пределов, между коими заключено бытие, вещественное либо духовное». И начало - «почин, искон, источник, корень, исход». Оно же -«сила рождающая, производящая, создающая». Началом обозначают «нравственные основы в человеке, правила и убеждения, по коим он живёт». Сам человек состоит из двух начал: «духовного и плотского; духовное же из умственного и нравственного». Важно иметь доброе начало, хранить чистоту своих помыслов: «в ком начала искажены, тот не может возродиться».

И жизнь человеческая одновременно протекает в двух измерениях: время - в человеке; человек -во времени. У них различные источники, причины и носители. Утверждение, что человек не властен над временем, справедливо частично: оно в определённой мере соответствует лишь первому состоянию. Человек трудом продлевает свою жизнь. Когда говорят о времени в человеке, имеют в виду биологическое время; по его законам живёт тело человека. Прошлое и будущее связаны здесь процессом деления клеток живого организма. Когда мы рассматриваем человека во времени, то подразумеваем социальное время. У социального времени источником, причиной и носителем является социум, сообщество людей.

Социальное время включает человека в жизнь общественную. Для конкретного человека социальная жизнь - некая всеобъемлющая среда, в которую он погружён своим участием в общем деле, объединившим других людей в группу единомышленников. Она подпитывает его сознание информацией о состоявшемся и, формируя мотивы поведения, программирует его действия или бездействие. В социальном времени человек проживает жизнь общественную. Здесь он властен. Он себя здесь реализует. Сможет человек в отведённое ему биологическое время сотворить себя как личность или нет, во многом зависит от него самого.

Изучение творческого процесса проф. Попова А.И. во временном срезе обнаружило связь между временем в человеке и человеком во времени, на которую почему-то внимание не обращают, а зря. Постоянный творческий настрой мозга продлевает биологическое время данного человека, его активное долголетие. Это подтверждает и наука о мозге. В прессе даже открыта рубрика - «Умный живёт дольше». Так это или нет, но достоверно, что свои основные научные труды проф. Попов А.И. создал в последнее двадцатилетие, будучи уже в «серьёзном» возрасте.

По его словам, и я своим опытом это подтверждаю, после 60-ти лет у учёного открывается как бы «второе дыхание»: в полную силу раскрывается его потенциал, творчество обретает свободу и ясность мысли. В этот период жизни известность А.И. Попова как учёного вышла не только за пределы университета, но и обрела международный уровень. Для Попова А.И., как учёного, характерно сочетание науки, практики и передача знаний молодёжи через издание своих научных трудов, подготовку учебников, руководство аспирантами и докторантами. У него один из самых высоких в университете индекс Хирша (29).

Говорят, что современный российский человек слаб духовно. И этим он отличается от поколения нашего юбиляра. Получить образование сейчас несложно, оно доступно. А.И. Попову пришлось сочетать учёбу с работой на производстве, содержать на свою зарплату большую семью. Во все времена сделать себя человеком, личностью являлось фундаментальной задачей. Жизненный и творческий путь проф. Попова А.И. свидетельствуют о факте, очень важном и для нынешней молодёжи: то, что заложено в человеке от рождения и развивается его усилиями в дальнейшем, обязательно проявится. Главное сохранить силу духа.

А.И. Попов выбрал сложную дорогу постоянного саморазвития и самосовершенствования. Он всецело отдаётся служению науке. Стремление к истине не допускает менять свои взгляды в угоду модным течениям и политической конъюнктуре. В хаосе обыденной жизни он смог разглядеть контуры нового порядка. Научной страстью проф. Попова А.И. является эволюция хозяйственной системы России. Он выработал свой метод анализа, который основан на нескольких методологических посылках. Назовём их:

• начала хозяйствования носят объективный характер. Неучёт этого обстоятельства включает механизм саморазрушения системы (иначе говоря, в каждой системе изначально заложена антисистема);

• соотношение между возмездностью и эквивалентностью таково, что возможны различные формы возмездности. Эквивалентность - частный случай возмездности;

• устойчивая экономическая система - смешанная система. Экономика свободного рынка и командная экономика - частные случаи и в чистом виде не существуют;

• поскольку разнородность (смешанность) - родовой признак хозяйственной системы, то и эффективность её функционирования не сводима к одному показателю, она имеет множество значений. Сравнение дохода с затратами - лишь одно из выражений эффекта. Другим критерием её эффективности может стать открывшаяся возможность реализовать макроэкономические и социальные цели;

• в рыночной системе плановое начало - не чужеродное тело, оно порождено ею, и внутренне ей присуще. Соотношение рынка и плана - это соотношение между самоорганизацией и организацией: рыночное саморегулирование органически дополняется плановым регулированием.

В структуре организации хозяйственной системы проф. А.И. Попов выделяет три основных уровня: производственно-техническая структура хозяйства; организационно-управленческая (институциональная) структура экономики; социальная структура общества.

Существование прошлого в настоящем побуждает учёного бережно относиться к опыту, накопленному ушедшими поколениями. ХХ столетие резко развернуло поступательное развитие человечества. Требуется не отторжение, а тщательное изучение оставленного нам наследства, в том числе методов хозяйствования. Проф. Попов А.И. не приемлет бездумного отрицания прошлого. В современной России, по его мнению: «Отрицание доведено до абсурда». С началом экономических реформ и перехода на рыночную систему хозяйствования Правительство РФ вообще отказалось от использования в хозяйственной деятельности плановых методов регулирования экономики, а в науке также наметилась тенденция, отрицающая саму возможность использования как директивного, так и индикативного планирования.

А. И. Попов убеждён, что выход нынешней российской экономики из кризисной ситуации возможен лишь при внедрении плановых методов хозяйствования. В связи с этим он предлагает по-новому определить сущность планомерности. В рыночных условиях планомерность реализуется в виде планово-договорной системы, при которой объектами народнохозяйственного плана становятся лишь общеэкономические и межрегиональные пропорции развития. В качестве субъектов планирования выступают субъекты федерации, а также важнейшие межотраслевые ассоциации и предприятия. При этом он особо отмечает, что вместо плана-директивы вводится план-договор. В целом эффективность функционирования народного хозяйства страны может быть обеспечена при условии создания единой комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования на всех уровнях народного хозяйства.

А.И. Попов считает, что при выработке механизма использования плановых и рыночных методов регулирования социально-экономического развития народного хозяйства необходимо создание трехуровневой системы институционального переустройства общественного развития: микроуровень, ме-зоуровень, макроуровень.

Концепция «двухсекторной экономики» соответствует признаку смешанности, экономической разнородности хозяйственной системы. Она учитывает сосуществование рыночного и нерыночного секторов. Вообще российская экономика по своей природе отличается неоднородностью структуры. Ведущая роль в реализации актов регулирования воспроизводственных процессов исторически отводится государству. Это объясняется следующими обстоятельствами:

• особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно воздействовать на воспроизводственные процессы, связанные со структурными преобразованиями;

• реальным влиянием в экстремальных ситуациях на преодоление кризисных процессов, неравновесных состояний рынка;

• решением глобальных проблем экономики, с которыми рыночные механизмы не справляются с достаточной эффективностью; развитие базовых отраслей производства, строительство природоохранных объектов, поддержание непроизводственной сферы.

Государственный сектор А.И. Попов относит к важнейшему направлению государственного воздействия на экономические процессы в рыночных условиях: с одной стороны, это часть национального хозяйства, выступающая в виде государственной собственности на имущество со своей сетью предприятий и организаций; с другой - это государственная собственность на финансовые ресурсы, поступающие в виде налогов и различных платежей.

Мы коснулись лишь отдельных сторон творческого пути проф. А.И. Попова. Не менее важна его деятельность как организатора науки, руководителя творческих коллективов. Сорок пять лет своей жизни он отдал нашему университету. Здесь он защитил докторскую диссертацию. С 1985 по 1992 гг. он заведовал кафедрой политической экономии. По поручению Минвуза РСФСР руководил «Целевой комплексной межвузовской программой научных исследований». В 2002 году в издательстве «Питер» вышел его учебник «Экономическая теория». Учебник был опубликован в рамках издательской программы «300 лучших учебников высшей школы», одобренном Минвузом России.

Своё девяностолетие Александр Иванович встретил на «боевом посту», полный сил, энергии и творческого вдохновения. Он уверен в будущем и убеждён, что вектор развития России указывает на смену приоритетов с «общества потребления» на «общество творцов и исследователей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.Д. Междисциплинарность: способы и практика использования совокупного знания // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 172-183.

2. Попов А.И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.