Научная статья на тему '«НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАШЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ...»'

«НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАШЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ...» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА / ОФИЦИАЛЬНЫЙ СИМВОЛ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЗНАК / ЗНАМЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ / ПОЧЁТНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ АРМЕЙСКИХ ЧАСТЕЙ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / MILITARY HERALDRY / OFFICIAL SYMBOL / OFFICIAL HERALDIC BADGE / BANNER OF THE ARMED FORCES / HONORARY APPELLATIONS OF ARMY UNITS / MILITARY-HISTORICAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубышкин Илья Владимирович, Кудейкин Владимир Юриевич

В статье рассматриваются вопросы научного осмысления геральдического обеспечения как системы управления; анализируются объективные и субъективные факторы её функционирования; освещается политико-правовой аспект практической деятельности по созданию и совершенствованию воинских символов в Вооружённых силах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BASED ON THE CONTINUITY OF OUR 1000-YEAR HISTORY...» HERALDRY SUPPORT OF THE RF ARMED FORCES

The paper looks at issues of scientific comprehension of heraldic support as a control system; it analyzes objective and subjective factors of its functioning, and covers the political-legal aspect of practical work to make and perfect military symbols in the RF Armed Forces

Текст научной работы на тему ««НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАШЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ...»»

• ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА

Ш

И.В. КУБЫШКИН, I.V. KUBYSHKIN,

В.Ю. КУДЕЙКИН V.Yu. KUDEIKIN

«НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАШЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ...»

Геральдическое обеспечение Вооружённых сил РФ

«BASED ON THE CONTINUITY OF OUR 1000-YEAR

HISTORY.»

Heraldry support of the RF Armed Forces

Сведения об авторах. Кубышкин Илья Владимирович — заместитель начальника Военно-геральдической службы Вооружённых сил Российской Федерации, полковник (Москва. E-mail: vgs@mil.ru);

Кудейкин Владимир Юриевич — референт Военно-геральдической службы Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук (Москва. E-mal: vgs@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы научного осмысления геральдического обеспечения как системы управления; анализируются объективные и субъективные факторы её функционирования; освещается политико-правовой аспект практической деятельности по созданию и совершенствованию воинских символов в Вооружённых силах РФ.

Ключевые слова: военная геральдика; официальный символ; официальный геральдический знак; Знамя Вооружённых сил; почётные наименования армейских частей; военно-историческая преемственность.

Information about authors. Ilya Kubyshkin — Deputy Head of the Military Heraldry Service of the RF Armed Forces, Colonel (Moscow. E-mail: vgs@mil.ru);

Vladimir Kudeikin — Consultant at the Military Heraldry Service of the RF Armed Forces, Cand. Sc. (Hist.) (Moscow. E-mail: vgs@mil.ru).

Summary. The paper looks at issues of scientific comprehension of heraldic support as a control system; it analyzes objective and subjective factors of its functioning, and covers the political-legal aspect of practical work to make and perfect military symbols in the RF Armed Forces

Keywords: military heraldry; official symbol; official heraldic badge; Banner of the Armed Forces; honorary appellations of army units; military-historical continuity.

Созданная в январе 1993 года приказом министра обороны РФ № 37 Центральная комиссия МО РФ по подготовке проектов положений о флагах и военной символике Вооружённых сил Российской Федерации стала прообразом сегодняшней Военно-геральдической службы ВС РФ (далее — Служба). За годы существования этого органа военного управления его сотрудники внесли весомый вклад в развитие нормативной правовой базы по учреждению официальных символов и различных знаков. При их непосредственном участии были разработаны и изданы десятки законодательных актов — указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов министра обороны Российской Федерации и указаний начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Уникальность системы геральдического обеспечения заключается в её постоянном саморазвитии и совершенствовании. Военным геральдистам в тесном взаимодействии с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации в своей практической работе по созданию воинских символов необходимо учитывать изменяющуюся политическую обстановку, появление новых исторических исследований, активную жизненную позицию всё большей части населения в условиях развивающегося гражданского общества. Ввиду концептуальной значимости данной проблематики многие вопросы пересмотра и совершенствования государственной и военной символики требуют самого деликатного подхода и глубокого научного осмысления.

IКОНЦЕ 2019 года в 2000-х годов, это само по себе ственных и воинских симво-

ходе итоговой пресс- подвигом можно назвать». лов формировалась система

коференции Президент Именно в кризисных условиях геральдического обеспечения

РФ В.В. Путин, в частности, рождения новой российской (см. схему 1).

отметил: «То, что выдержал государственности и созда- Появление и функциониро-

русский народ и все другие ния Вооружённых сил РФ с це- вание данной управленческой

народы Российской Федера- лью установления атрибутов модели обусловливались как

ции в период 90-х — начала суверенитета в виде государ- объективными, так и субъек-

И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕИКИН. «На основе единства...»*

Схема 1

Система геральдического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации

тивными факторами. К первым из них можно отнести научные законы и закономерности философии, семиотики, истории, политологии, юриспруденции, культурологии, управления и др. Ко вторым — выбор и использование определённых принципов, методов, способов, средств, инструментариев вышеперечисленных научных отраслей; соответствующие нормативные, иные правовые акты и предписания различного уровня; личностный фактор.

Наиболее значимым для практической деятельности государственных органов в сфере геральдики является политико-правовой аспект как в объективных, так и в субъективных проявлениях (см. схему 2).

В создании и функционировании системы геральдического обеспечения ВС РФ субъективные факторы играют преобладающую роль, что находит отражение прежде всего в меняющемся понятийно-терминологическом аппарате. В частности, в трактовке ключевых терминов «геральдика», «знак», «символ». В 2017 году Минобороны России был нормативно определён понятийно-терминологический аппарат, построенный на понятии «официальный символ»1. В связи с утверждением Указом Президента РФ от 18 ноября 2019 года № 561 нового Положения о Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации использованное в предыдущей редакции2 и применяемое до настоящего времени в ВС РФ системообразующее понятие «официальный символ» было заменено на «официальный геральдический знак».

Первая вариация была обусловлена прежде всего нормами правовых актов федерального уровня, к которым наряду с указом, утверждающим Положение о Геральдическом совете, относятся законы и указы, определяющие большинство государствен-

ных и воинских символических атрибутов как «официальные символы», в том числе Государственные герб и Флаг, Знамя Победы, различного статуса знамёна. Кроме того, данный термин используется частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с ним активно эксплуатируются такие понятия, как «политический символ» и «правовой символ».

Под политическими символами политологи понимают символы, существующие и применяемые в политической жизни, воплощающие идеалы, представления и ценности, которые используются с целью объединения людей и побуждения к политическим действиям. «Посредством политической символики происходит интерпретация политической реальности общественным сознанием, обеспечивается идейно-политическая и практическая перестройка политического пространства»3. Центральное

Схема 2

• ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА

Схема 3

место в политической символике занимают государственные символы — герб, флаг и гимн как неотъемлемые атрибуты суверенитета и показатели самостоятельности и независимости государства.

Учёные-правоведы в качестве одного из средств юридической техники используют понятие «правовой символ», т.е. создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придаёт особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке4. Классификация правовых символов, несколько адаптированная к военной сфере, представлена на схеме 3.

Как более значимый для практической деятельности по официальному установлению воинской символики именно данный подход был взят за основу разработки понятийно-категориального аппарата геральдического обеспечения ВС РФ. Однако

с ноября 2019 года, как отмечалось выше, основным предметом деятельности главного государственного «геральдического» органа определены не «официальные символы», а «официальные геральдические знаки», к которым отнесены гербы, эмблемы, флаги, знамёна, штандарты и вымпелы, награды, знаки отличия, знаки различия и иные различительные элементы, в том числе предназначенные для ношения на форменном костюме, размещения на технике, вооружении и имуществе5.

Согласно философским положениям символ в отличие от знака характеризуется двойственной предметностью: «Первичная предметность символа определяется его внешностью, т.е. чувственно созерцаемой формой, вторичная (скрытая) предметность обусловлена указанием на символизируемую сущность. Причём обе различающиеся предметности символа существенны»6.

Таким образом, Геральдический совет нормативно ограничил свои обязанности работой только со знаковой частью символа — «созерцаемой формой», т.е. в практической

плоскости — с рисунком знака и его описанием. Официальным знак становится после его утверждения правовым актом или государственной регистрации. Если знаку присваивается смысловое содержательное значение, обычно нормативно утверждаемое положением и/или, как в Минобороны России, семантическим пунктом его описания, он становится официальным символом. Именно на основе данного подхода в ВС РФ ещё с 2017 года под термином «официальный символ» стали понимать установленный или санкционируемый государством (государственным органом) условный знак в виде изображения или предмета, выражающий определённое значимое смысловое содержание.

Учитывая исторически сложившиеся особое предназначение и восприятие большинства видов военных геральдических знаков: от боевых знамён до нарукавных знаков как символов единения, верности служебному долгу, традициям воинской доблести и чести, изменения установленных Минобороны России в 2017 году геральдического понятийно-категориального аппарата и системы воинских символов, связанные с нормативным введением термина «официальный геральдический знак», будут иметь несущественный технический характер.

На практическую деятельность по созданию воинской символики главенствующее влияние по сравнению с собственно геральдическими правилами и другими субъективными факторами оказывают принципы, цели и задачи государственной политики, актуальной на конкретном этапе исторического процесса. К сожалению, данный аспект до настоящего времени учёными-геральдистами не исследовался, а потому и не учитывался в оценках геральдических явлений новейшей истории. Более того,

И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕИКИН. «На основе единства...»•

а

экспертные заключения некоторых специалистов в области геральдики, эмблематики, вексиллологии становятся основными аргументами публикаций СМИ и отдельных изданий антироссийской направленности.

Иллюстрацией вышесказанного является, например, история появления в конце 2000 года нового, ранее не существовавшего вида официального символа и воинской реликвии — Знамени Вооружённых сил Российской Федерации. Представляются понятными скоропалительные и непрофессиональные оценки такого рода явлений деятелями разнополярных политических сил и групп, повторяемые затем обывателями. Однако специалистам в данной сфере стоило относиться более взвешенно к своим экспертным суждениям.

В 2007 году в некоторых СМИ были растиражированы, а в 2014 году повторены в печатном издании саркастически-издевательские анонимные комментарии сотрудников Историко-архивного института (РГГУ) по поводу установленных для Вооружённых сил РФ знамён, в которых новую армейскую символику сравнивали с абсурдом, схожим с конструкцией, «когда Соловецкий камень держал бы в руках... Феликс Дзержинский, венчавший собой купол храма Христа Спасителя»7.

Такого рода «комментаторы» сознательно или неосознанно игнорируют тот факт, что в течение 10 лет с момента распада СССР и образования Российской Федерации не был решён крайне политизированный вопрос легитимного установления государственной символики, в том числе флага и герба, которые должны были стать основополагающими символами для учреждения боевых знамён нового образца.

Чуть более полугода понадобилось В.В. Путину после избрания Президентом России, чтобы убедить обще-

ство и Государственную Думу законодательно установить государственные символы, отражающие обе предшествующие эпохи: российскую императорскую и советскую.

4 декабря 2000 года для политического уравновешивания флага и герба, внешний вид которых соответствовал символике императорской России, В.В. Путин своим аргументированным заявлением предложил символически увековечить советскую эпоху наряду с гимном на музыку А. Александрова официальным установлением Красного знамени в качестве Знамени Вооружённых сил России8.

В результате 25 декабря 2000 года конституционными законами были установлены флаг, герб и гимн, а Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ — Знамя Вооружённых сил с красным полотнищем без какой-либо символики.

Таким образом, в отношении внешнего вида Знамени Вооружённых сил состоялся, если можно так выразиться, «геральдический казус», когда политически оправданное деяние — обеспечение легитимизации государственных символов — повлекло за собой последствия, не соответствующие правилам геральдики и вексиллологии:

появление официального символа в виде «пустого» красного полотнища, воспринимаемого обычно как знак опасности.

Однако 26 ноября 2002 года в ходе расширенного совещания руководящего состава МО РФ министр обороны С.Б. Иванов передал президенту многочисленные пожелания личного состава Вооружённых сил и ветеранов армии и флота, а также ветеранов войны с просьбой вернуть на Знамя ВС изображение пятиконечной звезды9. Президент поддержал данную инициативу.

Ранее при учреждении эмблемы Вооружённых сил были установлены три принципа формирования системы воинских символов: соответствия государственным символам, сохранения и развития исторических традиций, восстановления преемственности в символике10.

Учитывая данные обстоятельства, опираясь на изложенную в заявлении от 4 декабря 2000 года позицию Президента РФ В.В. Путина о том, что мы не должны забывать многовековые достижения нашего народа как императорского, так и советского исторических периодов, впервые был создан и официально закреплён законом символ, отражающий в своём содер-

• ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА

М*

Ш

жании многовековую историю России в виде красного полотнища с изображениями пятиконечных звёзд в углах, каймы, аналогичной знамёнам образца 1883 года, государственного герба и эмблемы Вооружённых сил на лицевой и оборотной сторонах соответственно11.

В настоящее время политические споры и журналистские инсинуации по поводу внешнего вида Знамени Вооружённых сил остались в прошлом, а само знамя занимает достойное место как воинский символ в ряду государственных реликвий и ежегодно 9 Мая проносится в парадном строю по Красной площади.

Сегодня практическая деятельность по созданию воинских символов в Вооружённых силах строится с учётом сформулированной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года идеи возрождения национального сознания «на основе понимания неразрывности и единства нашей тысячелетней истории», в т.ч. эпох императорской, советской и постсоветской12.

2011—2012 гг. явно оттеняют в качестве субъективного фактора, определяющего состояние и функционирование геральдического обеспечения, личность руководителя. Сложно найти объективные причины решения министра обороны РФ А.Э. Сердюкова о ликвидации в 2011 году существовавшего в системе военного управления с 1993 года специализированного геральдического органа. Данным непродуманным решением функции расформированной Военно-геральдической службы были возложены на созданный в составе Центрального музея Вооружённых сил отдел.

В ноябре 2012 года министром обороны Российской Федерации был назначен генерал армии С.К. Шойгу, и одним из первых его организационных решений стало

возрождение Военно-геральдической службы Вооружённых сил в статусе центрального органа военного управления. С этого времени развитие системы воинских символов приобрело небывалые до этого темпы и качество. Так, например: если за 20 лет, с 1993 по 2012 год, были учреждены из 48 знаков отличия — 24 медали, то за 7 лет, с 2013 по настоящее время, из 166 знаков отличия — 54 медали; после 2012 года утверждены, изготовлены и вручены более 500 знамённых комплексов, 44 штандарта руководителей, учреждены знаки различия по принадлежности для более 600 воинских формирований.

После 2012 года система воинских символов была дополнена новыми категориями: знамёна объединений; нагрудные должностные знаки руководителей от министра обороны до командира отдельного батальона; квалификационные знаки, отражающие качественные и количественные достижения военнослужащих по воинским специальностям; символика ударных соединений, воинских частей и подразделений; полковые (корабельные) чаши; вымпелы главнокомандующих видами, командующих войсками военных округов, Северным флотом и родами войск; знаки различия федеральных государственных гражданских служащих и т.п. Многие из названных наград и новых видов воинских символов появились по личной инициативе министра обороны.

Однако не все идеи развития воинской символики, даже те, которые основываются на исторических традициях, геральдических правилах и поддерживаются руководством Минобороны России, находят быстрый путь к реализации. В 2013 году во исполнение указания Президента РФ В.В. Путина о возрождении «имён наиболее прославленных полков, воинскихчастей, соединений

прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полки»13, была установлена возможность присвоения современным соединениям и воинским частям, в том числе вновь сформированным, в качестве почётных наименования соединений и воинских частей, прославивших Россию14. С этого времени целому ряду воинских частей и соединений присвоены почётные наименования в честь прославленных формирований Советской армии и трёх полков Российской императорской армии: л-гв. Преображенского, л-гв. Семёновского и 5-го гусарского Александрийского.

В этой связи Президенту России и министру обороны стали поступать предложения от общественных организаций и отдельных граждан по символическому обозначению данного поощрения путём вручения воинским частям, получившим такого рода наименования, копий исторических знамён (штандартов). Однако обнаружились чисто правовые коллизии.

Часть 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.) устанавливает, что «ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам». Универсальное правопреемство определяет переход правопреемнику всего объёма прав и обязанностей в отличие от сингулярного (частного), предполагающего возможность перехода от одного субъекта к другому отдельных прав, к которым мы можем отнести и право на использование символики.

В настоящее время возможность передачи прав и обязанностей в отношении символов ликвидированных организаций вновь созданным юридически не опреде-

И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕЙКИН. «На основе единства...»»

а

лена. Однако в Минобороны России символическое закрепление исторической преемственности признаётся не только формой обозначения заслуг и отличий современных воинских частей, но и действенным средством возрождения памяти прославленных полков прошлых эпох. В связи с этим в оборонном ведомстве нормативно закреплено и используется понятие «исторический символ», под которым понимается официальный символ в виде оригинала или копии (дубликата) символа прошлых эпох, утративший свой первоначальный и получивший новый юридический статус, для обозначения признанных значимыми исторических событий, формирований и личностей.

Прецедентом присвоения юридического статуса копии символа является статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 мая 2007 года № 68-ФЗ «О Знамени Победы», в соответствии с которой наряду со Знаменем Победы официальное символическое содержание получила и его копия.

Учитывая изложенное, с целью символического обозначения присвоения воинским частям почётных наименований в честь прославленных формирований прошлых эпох, основываясь на предоставленных министру обороны Российской Федерации полномочиях15, им принято и одобрено в марте 2019 года Коллегией Министерства обороны решение об установлении в качестве знаков отличия воинской доблести памятных знамён в виде копий исторических знамён (штандартов) со статусом официальных исторических символов.

На основании данного решения 4 ноября 2019 года прошла церемония вручения командующим войсками ЦВО генерал-полковником Александром Лапиным копии штандарта 5-го гусарского Александрийского полка Российской императорской

армии 15-й отдельной мотострелковой миротворческой бригаде, которой почётное наименование «Александрийская» было присвоено в ноябре 2018 года. Данная копия, изготовленная общественной организацией Союз «Военно-исторический клуб "Бессмертные Гусары"», получила положительное заключение геральдической экспертизы, проведённой в Военно-геральдической службе.

Востребованными обществом являются копии боевых знамён воинских частей Советской армии, которые большей частью изготавливаются без участия специалистов, но при этом могут официально вручаться и использоваться в рамках проведения военно-патриотической работы представителями различного уровня государственных органов и общественных организаций. Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации, несмотря на то, что его знамённый фонд содержит более 28 тыс. единиц хранения, с целью сохранения реликвий для последующих поколений давно ставит вопрос о необходимости ограничения выдачи подлинников для проведения мероприятий и использования копий знамён, в т.ч. при проведении военных парадов и торжественных шествий16.

Полагаем, что официальное установление и правильное использование копий знамён в качестве исторических воинских символов может стать не только новой формой коллективного поощрения, но и актом увековечения памяти и заслуг прославленных воинских формирований как Российской императорской,так и Советской армий, а также наказом последующим поколениям защитников Отечества с достоинством и честью нести овеянные славой знамёна, приумножая своими мужеством и доблестью подвиги предков. Для окончательного решения данного вопроса осталось получить официаль-

ную позицию Геральдического совета при Президенте Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приказ министра обороны Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 434 «О геральдическом обеспечении Вооружённых Сил Российской Федерации».

2 Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 856.

3 Бабайцев А.В. Подходы к определению понятия «политический символ». Интернет-ресурс: https:// cyberleninka.ru (дата обращения:

5 апреля 2020 г.).

4 См.: Шалагинов П.Д. Функции правовых символов: дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007; Никитин А.В. Правовые символы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1999.

5 Подпункт «е» пункта 4 Положения о Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 561.

6 Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1.

7 Приводить ссылки на источники не представляется целесообразным, чтобы не популяризировать псевдонаучные оценки.

8 Интернет-ресурс: https:// geraldika.ru (дата обращения:

6 апреля 2020 г.).

9 Интернет-ресурс: https://ria.ru (дата обращения: 9 апреля 2020 г.).

10 Указ Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. № 46 «Об учреждении военного геральдического знака — эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 91-ФЗ.

12 Интернет-ресурс: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 10 апреля 2020 г.).

13 Послание Президента РФ Федеральному собранию 12 декабря

2012 г.

14 Указ Президента РФ от 25 марта

2013 г. № 284.

15 Подпункт 27 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2019 г. № 1082.

16 См., например, интернет-ресурсы: https://baikal.mk.ru; http:// forum.10divizia.ru; http://old.redstar.ru (дата обращения: 10 апреля 2020 г.). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.