http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)
УДК 911.8; 172.4
DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-2-121-130
Василий Львович Мартынов,
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Гэрцена (г. Санкт-Петербург, Россия), e-mail: lwowich@herzen.spb.ru
Ирина Евгеньевна Сазонова,
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия), e-mail: iesazonova@herzen.spb.ru
Общественно-географические и социально-философские подходы к изучению вексиллологических проблем
Флаг - главный символ современных государств. Флажная система мира сформировалась в условиях европейской цивилизации, когда феодальная «Европа сословий», где основой символики был герб, становилась буржуазной «Европой наций», в которой главным символом стал флаг Методика исследования представляет собой сочетание методов общественной географии и социальной философии. Вексиллологических трудов, написанных с географических позиций, мало. Однако в декабре 2019 г. было предложено создание новой научной дисциплины «Вексиллогеография». Социальная философия изучению флагов уделяет не слишком большое внимание. Но в последние годы стали появляться философские труды, посвящённые осмыслению государственных флагов. Обобщены и проанализированы сведения о развитии флажной системы России. Государственный флаг современной России, как считается, повторяет цвета государственного флага намного более обширной Российской империи. Реальная история российского флага более сложна, чем это представляется на первый взгляд хотя бы потому, что «государственного флага Российской империи» вообще не существовало. Бело-сине-красный флаг появляется при Петре I. Но с 1720 г этот флаг используется только в качестве торгового. Основой символики феодальной Российской империи был герб, и вся остальная символика строилась на его основе. Выявлено, что медленное формирование буржуазной нации привело к тому, что до конца XIX - начала XX в. Россия государственного флага вообще не имела. В самые последние десятилетия существования Российской империи в качестве «национального» применялся бело-сине-красный флаг. В Советской России начинается использование красно-золотой советской символики, по сочетанию цветов сходной с символикой допетровского Московского государства. В 1991 г. снова поднимается трёхцветный флаг - «бело-лазорево-алый», фактически тогда же и возникший. В 1993 г. государственным флагом России становится бело-сине-красный флаг, при этом герб сохраняет красно-золотое сочетание цветов. Определено, что для современной Российской Федерации характерно сочетание «дореволюционного» бело-сине-красного флага и герба, построенного на красно-золотом сочетании цветов Московского царства и советской эпохи, причём оба сочетания цветов в равной мере являются историческими для России.
Ключевые слова: флаг, знамя, вексиллология, вексиллогеография, общество, нация, государство, Россия,
The relevance of the article is determined by the fact that the flag is the main symbol of modern states. The flag system of the world was formed in the conditions of European civilization during the change of socio-economic formations, when the feudal "Europe of estates", where the symbolism was based on the coat
Vasily L. Martynov,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, (Saint Petersburg, Russia), e-mail: lwowich@herzen.spb.ru
Irina Е. Sazonova,
The Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), e-mail: iesazonova@herzen.spb.ru
Socio-geographical and Socio-philosophical Approaches to the Study of Vexillological Problems
© Мартынов В. Л., Сазонова И. Е., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International
of arms, became the bourgeois "Europe of nations", in which the flag became the main symbol. The research methodology is a combination of methods of social geography and social philosophy. There are few vexillo-logical works written from geographical positions. However, in December 2019, the creation of a new scientific discipline of vexillology was proposed. Social philosophy does not pay too much attention to the study of flags. Nevertheless, in recent years, philosophical works devoted to the interpretation of national flags have begun to appear. Information about the development of the flag system in Russia is summarized and analyzed. The national flag of present-day Russia is believed to repeat the colors of the national flag of much larger Russian Empire. But the real history of the Russian flag is more complex than it seems at first glance because there wasn't "the state flag of the Russian Empire". A white-blue-red flag appeared under Peter I. Since 1720, this flag has been used only as a trade flag. The basis of the symbolism of the feudal Russian Empire was the coat of arms, and all other symbols were based on it. We revealed that slow formation of the bourgeois nation led to the fact that until the late XIX - early XX centuries there had been no Russian state flag at all. However, in the last decades of the Russian Empire, the white-blue-red flag was used. In Soviet Russia, red and gold Soviet symbols similar in color combination to the symbols of the pre-Petrine Moscow state began to be used. In 1991, the tricolour flag, "white-azure-scarlet", was raised again. In 1993, a white-blue-red flag became the national flag of Russia, while the coat of arms retains the red-gold color combination. We determine that modern Russian Federation is characterized by a combination of the "pre-revolutionary" white-blue-red flag and coat of arms built on a red-gold combination of colors of the Moscow Tsardom and Soviet era, and both combinations of colors are equally historical for Russia.
Keywords: flag, banner, vexillology, vexillgeography, society, nation, state, Russia,
Введение. Флаг - главный символ современных государств. Исследованиями флагов занимается научная дисциплина, которая называется «Вексиллология». Термин «вексиллология» был предложен в 1958 г. американским учёным Уитни Смитом [16]. Вексиллология обычно понимается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамёна и флаги. Считается, что вексиллология тесно связана с геральдикой. Это действительно так, но только в отношении того направления вексиллологии, которое занимается изучением знамён. Для общественной географии и социальной философии интересны главным образом флаги, представляющие собой символы государственного суверенитета [9]. Историков, напротив, интересуют в основном знамёна: «Историк... имеет дело по большей части не с флагами, а со знамёнами» [3]. Можно сказать, что знамёна - это «знаки отличия», а флаги - «знаки различия». Отличия знамён от флагов подробно разобраны Г. В. Вилинбаховым [4].
Знамя, как правило, имеет сложный рисунок, на нём наносятся, а часто даже вышиваются, гербы, надписи, разнообразные геральдические фигуры. Многие знамёна как прошлого, так и настоящего представляют собой произведения искусства [5; 6].
Родиной флагов является Европа - для её небольших государств необходимо применение символов, составленных более или менее по одному стандарту и позволяющих разделять «своё» и «чужое». Именно поэтому флаги - очень простые в исполнении, пригодные к массовому производству в больших количествах полотнища [5].
Привычная нам флажная система сформировалась в условиях европейской цивилизации при смене социально-экономических формаций, когда феодальная «Европа сословий», где основой символики был герб, становилась буржуазной «Европой наций», в которой главным символом стал флаг.
Методология и методы исследования. Как утверждает Г. Элгениус, «появление национальных флагов представляет собой маркеры государственного строительства. и отражает политические перемены» [14, с. 27]. По утверждению М. Па-стуро, флаг «воплощает или приобретает смысл только в том случае, когда он сопоставлен с другими флагами или противопоставлен им» [10, с. 280]. Но именно в «сопоставлении или противопоставлении» и заключается географическая сущность государственного флага. «Образность» становится одной из главных идей в изучении географии [7], а символы государств, регионов, городов, в первую очередь представленные флагами, являются «началом начал» этой образности.
Недостаточно вексиллологических трудов, написанных с географических позиций. Но такие труды постепенно появляются. К числу последних зарубежных работ в этом направлении относится, например, статья «Флаги, общество и пространство: к исследовательской повестке дня вексил-логеографии», опубликованная в декабре 2019 г. [15].
Социальная философия при всей своей тяге к изучению явного и тайного смысла разнообразных символов и эмблем уделя-
ла не слишком большое внимание изучению флагов. В последние годы появился, например, ряд публикаций М. А. Фадеи-чевой (Институт философии и права УрО РАН), посвящённых осмыслению вексил-лологических проблем с философских позиций. Исследователь на основе сочетания цветов флагов отдельных государств мира делит государства на «государства-праздники» и «государство-будни» [13]. В другой своей статье М. А. Фадеичева приходит к несколько неожиданному выводу о том, что «флаги постсоветских государств - это... флаги из прошлого. В символике флагов нет современности и нет будущего.» [12, с. 259].
Результаты исследования и их обсуждение. Государственный флаг современной России, как считается, повторяет цвета государственного флага намного более обширной Российской империи. Но реальная история российского флага сложнее, чем это представляется на первый взгляд хотя бы потому, что «государственного флага» Российская империя вообще не имела - ни в одном официальном документе дореволюционного времени не используется это словосочетание.
Первые флаги появляются у России в начале XVIII в. О более ранних флагах достоверных сведений не сохранилось. Флаг корабля «Орёл», построенного в середине XVII в., якобы совпадал по сочетанию цветов с современным российским флагом, но известен только по неполным описаниям, в которых определяется в качестве «знамени», а не флага. Не совсем понятно, почему загадочному «флагу корабля "Орёл" в историографии российского флага придаётся столь большое значение» [8].
Знамя, созданное для «Орла», судя по дошедшим до настоящего времени документам, было обычным воинским знаменем Московского государства XVII в. Наиболее полная коллекция таких знамён представлена в Оружейной палате Московского кремля, которая в XVII в. и была их главным производителем. Обычно в центре знамени вышивался герб Московского царства - двуглавый орёл. Именно он был ключевым элементом символики феодального Московского государства, как и во всех прочих феодальных государствах той Европы. Всё остальное (цвета, их расположение и т. д.) было фоном.
Самым распространённым сочетанием цветов на русских военных знамёнах XVII в.
было сочетание белого и красного - такое же, как на знамёнах соседней Речи Поспо-литой. Ничего удивительного в этом нет - с 1668 г. Московское царство и Речь Поспо-литая, подписав договор о «Вечном мире», становятся союзниками. «Гербовое знамя» царя Алексея Михайловича в 1669 г. было создано польскими художниками, вышившими золотого двуглавого орла на белом знамени с широкой красной каймой.
Насколько можно судить по сведениям, сообщаемым одним из виднейших российских флаговедов П. И. Белавенцом в его труде «Краткая записка о старых русских знамёнах», в конце XVII в. в ходе первых петровских походов значительная часть знамён русской армии была составлена либо таким же образом, как и «Гербовое знамя» - белое полотнище с широкой красной каймой, либо наоборот - красное полотнище с белой каймой, в обоих случаях сочетание цветов - красный, белый и золотой [2]. Поскольку польский орёл всегда был белым, то можно предположить, что русские и польские знамёна того времени цветом орлов главным образом и различались. Воспринимаемое в настоящее время как российское сочетание белого, синего и красного существовало и в Речи Поспо-литой, проявившись в XVIII в. в «Знамени Барской конфедерации», использовалось сторонниками независимости Польши с 50-х гг. XVIII в. до конца XIX в.
В 90-е гг. XVIII в. в Московском государстве используется множество знамён, часть которых очень сходна с более поздними флагами. Например, таким было знамя, использовавшееся Петром I в его «корабельных забавах» и известное как «Флаг царя Московского». На этом знамени (невзирая на более позднее название «флаг», фактически это знамя) золотое изображение двуглавого орла было нанесено на фоне трёх полос ткани одинаковой ширины - белой, синей и красной.
О происхождении бело-сине-красного «полосатого» флага можно судить по сведениям, приводимым всё тем же П. И. Белавенцом о том, что в Оружейной палате строились потешные знамёна и прапоры для царевичей, детей царя Алексея Михайловича, там же были построены первые русские судовые знамёна [2]. Таким образом, ответ на вопрос, откуда появились трёхцветные бело-сине-красные знамёна, очень прост - из детских игрушек юных царевичей Петра и Ивана Алексеевичей. Ни-
какой «мистики» здесь нет, и поиски глубинных смыслов цветов и их взаимного расположения лишены смысла.
Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что Пётр I для детских игр своего сына и наследника Алексея, впоследствии им же и убитого, приказал сделать в 1700 г. именно такое знамя.
В ходе Нарвского сражения значительная часть петровских войск воевала под трёхцветными знамёнами с двуглавым орлом. Большое количество этих знамён после поражения под Нарвой попало к шведам, благодаря чему точно известно, как они выглядели.
20 января 1705 г. Пётр I своим указом ввёл флаги для торговых речных судов1. Характерно, что в названии указа речь идёт о флагах, а в тексте - о более привычных и понятных знамёнах, и судовладельцам запрещалось поднимать знамёна, кроме созданных по разосланному вместе с этим указом образцу. Цель и смысл этого указа не вполне понятны, поскольку достоверно неизвестно, какого рода «знамёна» речные суда, число которых измерялось тысячами, если не десятками тысяч, несли до этого.
Что побудило Петра отказаться от повсеместного использования бело-сине-красного знамени и созданных на его основе флагов, неизвестно. Но именно это происходит в 1720 г. В качестве военно-морского флага России окончательно учреждается так называемый «андреевский флаг» - белый флаг с синим косым крестом. Знамёна с косыми крестами широко применялись и до этого. Так, в армейских частях уже в 1700 г. использовались квадратные розовые знамёна с чёрным косым крестом, чёрные с розовым крестом, голубые с чёрным крестом, голубые с белым крестом и малиновой каймой и белые с голубым косым крестом (перечислены знамёна российских частей, сохранившиеся в качестве трофеев в Стокгольме на начало XX в.). Таким образом, «андреевский флаг» в петровское время не был исключительной принадлежностью флота - это было всего лишь одно из многочисленных военных знамён, приспособленное для использования в морских условиях.
В качестве царского штандарта начинает применяться жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом в центре. Бело-сине-красный флаг с 1720 г. остаётся исключительно торговым.
1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1649-1825 годов. - Т. 4, № 2021. - С. 285.
Главным в символике феодальной Российской империи продолжал оставаться герб, вся остальная государственная символика создавалась на его основе. Но если в допетровское время это был золотой двуглавый орёл на белом или красном поле, то при Петре и его преемниках орёл становится чёрным на золотом поле под влиянием германских геральдических традиций.
В 1742 г. вместо «Знамени царя Московского» создаётся «Государственное знамя», становящееся одной из коронационных регалий российских императоров. Государственные знамёна изготавливались несколько раз на протяжении последующей истории Российской империи, рисунок их несколько менялся, но основа оставалась одинаковой - чёрный двуглавый орёл на золотом поле. При Екатерине II лента «гербовых цветов» становится лентой ордена Св. Георгия, и это сочетание цветов широко используется до настоящего времени в виде «георгиевской ленточки».
Уменьшенные и упрощённые копии государственного знамени использовались для разных целей. Так, на картине «Низложение русских знамён около Вавра», отражающей события Польского восстания 1831 г., перед польскими войсками «низлагаются» жёлтые знамёна с чёрным двуглавым орлом.
Государственный флаг, символ буржуазных наций, в феодальной России отсутствовал. Первый флаг Российской империи был создан в 1858 г. Цвета флага, чёрный, золотой (жёлтый) и белый, - по отдельности не означали ничего, вместе, согласно указу Александра II2, это были «гербовые цвета Империи», Про государственный флаг в тексте указа не говорилось ни слова, использование этого указа для определения того, что именно «флаг гербовых цветов» был первым государственным или национальным флагом, имеет в некоторой степени спекулятивный характер.
Сам указ очень короткий, он состоит из названия и отсылки к приложению, в котором незатейливо изображены «гербовые цвета». В тех же приложениях содержатся изображения более интересных, судя по всему, для императора вещей, например, пышные и детально прорисованные «Герб Его Императорского Высочества князя Николая Николаевича для Знаменского дворца», аналогичный герб великого князя
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1825-1881 годов. - Т. 33, № 33289. - С. 752.
Михаила Николаевича «для дачи Михай-ловка», великого князя Константина Николаевича «для Стрелинского дворца» (речь идёт всего лишь о гербах для загородных дворцов членов императорской фамилии в Петергофе и Стрельне). Сам же указ о «гербовых цветах» был подписан между указами «О назначении в Медико-хирургическую академию пятого помощника инспектора» и «О штате Департамента воинского казначейства по делам о земских повинностях», никакого «судьбоносного» значения ему не придавалось. В пост-советское время чёрно-жёлто-белый флаг в силу неясных причин иногда стали именовать «флагом имперских цветов».
Бело-сине-красный флаг продолжал оставаться торговым, использовавшимся в частных целях подданными русского царя. Такой флаг изображён поднятым над речной баркой в качестве флюгера на картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», причём «вверх ногами».
Россия 60-80-х гг. XIX в., с большим трудом переходившая от феодализма к капитализму, не имела никакого интереса к флагу, символу буржуазных наций, и «флажные» проблемы ни власть, ни общество совершенно не занимали.
В 1883 г. для тех же целей, что и в 1858 г. («украшения флагами») предписано использовать бело-сине-красные флаги. Изменения цветов «флагов для украшения» можно связать с трансформацией внешнеполитической ориентации России. Если в 1858 г. при Александре II определяющими были связи с Австрией и многочисленными германскими государствами, то уже в начале царствования Александра III начинается переориентация русской внешней политики на Францию. Соответственно изменяются и флаги, черно-жёлто-белый близок к чёрно-красно-золотому «флагу германского единства», бело-сине-красный флаг сходен по сочетанию цветов с флагом Франции.
Иногда утверждается, что в 1887 г. чёрно-жёлто-белый флаг приказом по военному ведомству был объявлен «национальным». Однако документ, в котором содержится определение этого флага как «национального», называется «Описание вещей и инструментов для дивизионного лазарета, полевых госпиталей, подвижного и запасного временного госпиталя и военно-санитарного транспорта»1, и вряд ли его
1 Приказы по Военному ведомству. - СПб., 1887. - № 1. - 159.
составителей более всего интересовали проблемы «национального флага».
В 1896 г. перед коронацией Николая II бело-сине-красный флаг был объявлен «национальным во всех случаях»2.
Сумбур во флагах приводил к тому, что в качестве действительно национального флага в России на рубеже XIX-XX вв. не воспринимался ни один из них.
Отсутствие общественного интереса к проблеме российского флага хорошо подтверждается простым фактом: не существует ни одного дореволюционного произведения искусства, посвящённого какому бы то ни было флагу Российской империи. Примером флага, действительно воспринимающегося как символ своей страны большинством её населения, является флаг США. Самое известное посвящённое ему произведение - "The Star-Spangled Banner" («Знамя сияющих звёзд»), государственный гимн США.
Однако в первые годы XX в. интерес к флагу в России усиливается. Это было связано как с внешними, так и с внутренними обстоятельствами. Внешние обстоятельства заключалась в том, что Россия активно участвует в империалистическом разделе мира в качестве одного из ключевых игроков, и ей требуется собственный флаг, подобный флагам других империалистических государств.
Внутренние обстоятельства заключаются в том, что на рубеже XIX-XX вв. в Российской империи усиливаются центробежные тенденции, определяемые быстрым развитием этнических и социальных движений. «Охранителям» государственного единства и политического строя требуется флаг, под которым они могли бы проявлять свою преданность «Царю и Отечеству».
Уже во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. бело-сине-красные флаги изображаются на русских пропагандистских плакатах в качестве символа России. На плакатах времён Первой мировой войны бело-сине-красных флагов становится ещё больше.
При открытии Земли Николая II (современное название - Северная Земля) экспедицией Б. А. Вилькицкого над ней в знак принадлежности этих островов Российской империи был поднят бело-сине-красный флаг.
В ходе Октябрьской революции 1917 г. вновь, как и во время Февральской револю-
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1881-1913 годов. - Т. 16. - Ч. 1, № 12858.
ции, поднимаются красные флаги. Красное полотнище безо всяких эмблем, символов и гербов стало флагом Советской России с самого её возникновения до весны 1918 г. С подписанием Брест-Литовского мирного договора, предусматривавшего в числе прочих условий установление дипломатических отношений Советской России с государствами «Четверного союза», возникла неожиданная проблема - красный флаг не мог представлять Советскую Россию за её пределами, поскольку такой флаг не обозначал никакой государственной принадлежности. В июне 1918 г. создаётся флаг для зарубежных представительств Советской России. Флаг был красным, в крыже размещалась выполненная стилизованной под славянскую вязь надпись золотыми буквами «РСФСР».
С этого времени сохранялось присущее всем флагам советского времени сочетание красного и золотого цветов. Такое сочетание цветов использовалось на царских знамёнах допетровского времени, но после этого ни на каких российских флагах и знамёнах вплоть до 1918 г. не применялось. Таким образом, начало существования нового государства, Советской России, было ознаменовано возвратом к допетровским основам государственной символики.
В географическом отношении такие же процессы возвращения к допетровскому прошлому проявились в возвращении столицы в Москву. «Петербургская империя» была стёрта с лица Земли. Остатки этой империи вместе с олицетворявшим её в последние, наименее удачные, десятилетия существования бело-сине-красным флагом исчезают в огне Гражданской войны.
Красные с золотыми надписями флаги принимают и остальные советские республики. 30 декабря 1922 г. провозглашается создание нового государства, получившего название «Союз Советских Социалистических Республик». Это было единственное государство за всю историю человечества, не имевшее в своём названии никаких указаний на географическую принадлежность.
В состав СССР первоначально вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, просуществовала до 1937 г.). В «Договоре об образовании Союза ССР» указывалось, что «Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать» (п. 22 договора), но описания
флага в нём не было. Первое официальное описание флага Союза ССР обнаруживается в Конституции СССР 1924 г.: «Государственный флаг Союза ССР состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой» (ст. 71).
В 1924 г. осуществляется «национально-государственное размежевание» в Средней Азии. В ходе этого размежевания Советским Союзом были аннексированы территории Бухарской и Хорезмской советских республик. Из частей этих государств, а также входившей в состав РСФСР Туркестанской АССР были образованы три новые республики, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Узбекистан и Туркменистан сразу же стали союзными республиками со своими флагами, выполненными по типовому образцу того времени (красное полотнище с золотой надписью). Таджикистан первоначально стал автономной республикой в составе Узбекистана, получив статут союзной республики в 1928 г.
В 1937 г. принимается новая Конституция СССР, в которой государственный флаг СССР описывался следующим образом: «Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой».
С принятием этой конституции образуется сразу пять новых союзных республик. На три республики (Грузию, Армению, Азербайджан) разделяется ЗСФСР, и ещё две (Казахстан и Киргизия) выделяются из состава РСФСР. Все они получают красные флаги с надписями, обозначающими название республик.
В 1945 г. СССР и две союзные республики, Украинская ССР и Белорусская ССР, становятся членами - учредителями Организации Объединённых Наций (РСФСР в числе членов - учредителей ООН не была). С этого времени начинается создание новых флагов союзных республик, на которых национальные особенности каждой республики обозначались с использованием цветных полос.
РСФСР получила новый «цветной» флаг последней из всех союзных республик, в 1954 г. Первый «цветной» флаг был создан для Украинской ССР в 1949 г.,
позднее, в 1951 г., такие флаги получают Белорусская и Грузинская ССР; в 1952 г. -Узбекистан, Азербайджан, Молдавия, Киргизия, Армения; в 1953 г. - Казахстан, Литва, Латвия, Таджикистан, Туркмения, Эстония и Карело-Финская ССР (упразднена в 1956 г.). Новый флаг РСФСР состоял из двух цветов - красного и голубого. Однако голубая полоса размещалась вдоль древка, и занимала всего 1/8 площади флага.
Красный флаг безо всяких символов, эмблем и надписей до 1991 г. поднимался над зданиями, использовавшимися Коммунистической партией Советского Союза (КПСС), но официального флага КПСС не имела.
В 1977 г. принимается последняя Конституция СССР. Государственный флаг СССР не меняется. Вслед за Конституцией СССР в 1978 г. принимается новая Конституция РСФСР, в которой в качестве государственного флага подтверждается красный флаг с голубой полосой у древка.
С началом Перестройки в СССР в его союзных республиках поднимаются «новые старые» флаги. В РСФСР «демократические» силы используют бело-сине-красный флаг, «консервативные» - чёрно-жёл-то-белый, «коммунистические» - красный. Но первые выборы Президента РСФСР в 1990 г. и провозглашение «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г., в настоящее время отмечаемое как «День России», происходили под последним её советским флагом - красным с голубой полосой у древка.
В августе 1991 г. после провала так называемого «путча» «официальным национальным флагом РСФСР» Постановлением Верховного Совета становится бело-лазорево-алый флаг, объявленный при этом «историческим флагом России»1. На волне «революционного энтузиазма» нелепость происходящего никого не смущала - Постановлением Верховного Совета фактически отменялось одно из положений Конституции РСФСР. Не существует понятия «официальный национальный флаг»; ни «лазоревый», ни «алый» до этого на флагах России не использовались никогда («алый» цвет определялся как один из цветов флага СССР в 1924 г.). Осенью, 1 ноября 1991 г., бело-лазорево-алый флаг был утверждён в качестве государственного путём внесения изменений в Конституцию
1 Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР: постановление Верховного совета РСФСР от 22 августа 1991 г. № 1627/1-!.
РСФСР. Фактически этот флаг был флагом «российской демократии» и одновременно «флагом протеста» против коммунистической власти, тогда же и возникшим и не имевшим никаких исторических корней. Позднее, 25 декабря 1991 г., этот флаг поднимается над московским Кремлём на месте спущенного в тот же день государственного флага СССР.
Под бело-лазорево-алым флагом Российская Федерация переживает один из самых трудных периодов своей истории, 1992-1993 гг.
11 декабря 1993 г., за день до референдума о новой конституции, флаг Российской Федерации меняется указом президента. Бело-лазорево-алый флаг заменяется бело-сине-красным флагом. Граждане России об этом изменении, как и обо всех предшествующих, были лишь оповещены. Официально новый флаг описывался следующим образом: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета»2. Изменение цветов государственного флага с «бело-лазорево-алого» на «бело-сине-красный», представлявшее собой в сущности отмену флага 1991 г. и введение нового флага, для российского общества прошло совершенно не замеченным. Но в декабре 1993 года после прошедших в октябре того же года в Москве боёв с использованием танков, которые сторонники Б. Н. Ельцина применяли против законно избранного Верховного Совета России, подавляющее большинство населения совершенно не интересовали вопросы государственной символики.
В Конституции Российской Федерации, в отличие от конституций СССР и РСФСР, описание флага отсутствует, говорится лишь о том, что этот флаг устанавливается конституционным законом (ст. 70). Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» был принят в декабре 2000 г., через семь лет после принятия Конституции 1993 г. Флаг, установленный указом Б. Н. Ельцина в декабре 1993 г., этим законом изменён не был.
К сожалению, до настоящего времени последовательность цветов российского флага не всегда известна некоторым жите-
2 О государственном флаге Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. № 2126.
лям России, и можно столкнуться с тем, что при вывешивании флага он размещается «вверх ногами», красной полосой сверху, а на рисунках изображается иногда, например, с красной полосой в середине [11].
При этом герб Российской Федерации сохраняет сочетание красного и золотого цветов, впервые сформировавшееся в государственной символике допетровского Московского государства, затем исчезнувшее и возродившееся уже как основное сочетание цветов символики советского времени. Если в силу каких-то обстоятельств в Российской Федерации появится «флаг гербовых цветов», он будет повторять цвета флага СССР.
Исключать подобное развитие событий вряд ли стоит. Сочетание красного и золотого является для России не менее историческим, чем белого, синего и красного. Для значительной части населения Российской Федерации время существования СССР представляется «золотым веком», при этом сама современная РФ воспринимается в качестве «государства - продолжения» Советского Союза. Флаг СССР воспринимается как один из основных символов Победы в Великой Отечественной войне, и флаг, который поднял в космос Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 г. Массовое восприятие нынешнего флага России очевидно не является столь же положительным.
Трёхцветный флаг современной России в полной мере не воспринимается как символ страны. Трудно представить себе ситуацию, в которой, например, спортсмены из США, Великобритании или Китая или другой страны мира согласились бы выступать на Олимпийских играх под «нейтральным» флагом, как это было с российскими участниками зимней Олимпиады в Пхен-чане 2018 г. Запрет на участие российских спортсменов в крупных соревнованиях, наложенный в конце 2019 г., приведёт к тому, что российского флага не будет и на летней Олимпиаде 2020 г.
Тем не менее, к этому флагу многие уже привыкли. Более того, в процессе создания региональной символики Российской Федерации некоторые субъекты Федерации создавали свои флаги на основе трёхцветного флага России 1993 г. Это, например, Ленинградская область, Мордовия и некоторые другие. Крым принял флаг на
основе российских цветов ещё в то время, когда он входил в состав Украины. Но у некоторых субъектов Федерации флаги созданы на основе флага РСФСР 1954-1991 гг. Это Алтайский край, Владимирская и Кемеровская области; флаг Орловской области напоминает флаг Украинской ССР, а флаги Амурской и Магаданской областей сходны с флагами республик Советской Прибалтики. У всех трёх городов федерального значения, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, полотнища флагов красные, а в центре находится герб города.
Заключение. Вексиллологические проблемы не являются ключевыми ни для общественной географии, ни для социальной философии. Но использование общественно-географических и социально-философских подходов позволяет не только описывать флаги с традиционных геральдических позиций, но и устанавливать, какие условия и факторы определяли создание и исчезновение этих флагов. Флаги являются характерными символами западноевропейской цивилизации, появляясь в период капитализма и представляя собой явление, характерное для «буржуазно-национального» этапа развития общества.
Это хорошо подтверждается сведениями об изменениях российского флага. Сохранение до конца XIX в. преимущественно феодальной структуры российского общества привело к крайне медленному формированию нации и её символов, включая флаг. Скачкообразный переход «от феодализма к социализму» привёл к появлению советской символики, но символика эта имела формально идеологический, а не национальный характер, будучи при этом построенной на сочетании цветов допетровского Московского царства.
Ликвидация советского строя в начале 90-х гг. XX в. вызвала к жизни новую символику, фактически современную происходившим событиям, однако объявленную «исторической». Флаг современной России менялся дважды, в 1991 и 1993 гг. - первый раз после событий августа 1991 г., второй раз после вооружённого противостояния октября 1993 г. Для современной Российской Федерации характерно сочетание «дореволюционного» бело-сине-красного флага и герба, построенного на красно-золотом сочетании цветов советской эпохи.
Список литературы
1. Бабаева Т. Б. Государственная символика: эстетические аспекты // Философия права. 2008. № 3. C. 25-28.
2. Белавенец П. И. Краткая записка о старинных русских знамёнах. СПб.: Сенатская тип., 1911.
78 с.
3. Бойцов М. А. Вексиллологические традиции средневековой Европы // Signum. 2013. № 7. С. 19.
4. Вилинбахов Г В. Знамя или флаг? // Signum. 2013. № 7. С. 5-13.
5. Вилинбахов Г В. Коллекция знамён Государственного Эрмитажа // Signum. 2013. № 7. С. 253275.
6. Вилинбахов Г В. Русские знамёна. СПб.: СПбГУ, 2005. 288 с.
7. Григорьев А. А. Роль знаков, символов и образов в географическом страноведении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2009. № 3. C. 98-110.
8. Ларионов В. Е. Символика цветов и первоначальный рисунок государственного флага России // Культурное наследие России. 2018. № 1. C. 18-22.
9. Опрятов В. И. Геральдика и вексиллология как науки о государственных символах и их соотношение с конституционным правом // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 2. С. 177-180.
10. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб.: Alexandria, 2019. 448 с.
11. Петров Н. В. Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты // Антропологический форум. 2014. № 21. С. 166-191.
12. Фадеичева М. А. Возможно ли символическое единство на пост-советском пространстве? // Политэкс. 2014. № 1. С. 253-260.
13. Фадеичева М. А. Государство-праздник и государство-будни: к вопросу о возможности ещё одной типологии современных государств // Дискурс-Пи. 2014. № 1. С. 91-94.
14. Elgenius G. National Flag Origins: Religion, Revolution and Rivalry // Symbols of Nations and Nationalism. London Palgrave Macmillan. 2011. Vol. 53. Pp. 25-50. DOI: 10.1007/978-0-230-31704-8-3.
15. Medway D., Light D., Warnaby G., Byrom J., Yong C. Flags, society and space: Towards a research agenda for vexillgeography // Area. 2019. Vol. 51, No. 4. Pp. 689-696. DOI: 10.1111/area.12516.
16. Smith W. American Perspectives on Heraldry and Vexillology // Raven. 1999. Vol. 6. Pp. 41-53. DOI: 10.5840/raven199964.
Статья поступила в редакцию 15.01.2020; принята к публикации 20.02.2020
Сведения об авторах
Мартынов Василий Львович, доктор географических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; 191186, Россия, г Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48; e-mail: lwowich@herzen.spb.ru; https://orcid.org/0000-0002-7741-1719.
Сазонова Ирина Евгеньевна, кандидат географических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; 191186, Россия, г Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48; e-mail: iesazonova@herzen.spb.ru; https://orcid.org/0000-0002-3456-1223.
Вклад авторов в статью
В. Л. Мартынов - основной автор, осуществлял анализ, систематизацию и оформление статьи. И. Е. Сазонова проводила сбор данных, анализ и систематизацию материалов исследования.
Библиографическое описание статьи_
Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. Общественно-географические и социально-философские подходы к изучению вексиллологических проблем // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 2. С. 121-130. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-2-121-130.
References
1. Babaeva, T. B. Symbols of state: aesthetic aspects. Filosofya prava, pp. 25-28, vol. 3, 2008. (In Rus.)
2. Belavenets, P. I. Brief memorandum about ancient Russian banners. St. Petersburg. Typography of Senate. 1911. (In Rus.)
3. Boitsov, M. F. Vexillological traditions of Middle-Age Europe. Signum, vol. 7, pp. 16-30, 2013. (In Rus.)
4. Vilinbachov, G. V. A banner or a flag? Signum, vol. 7, pp. 5-13, 2013. (In Rus.)
5. Vilinbachov, G. V. Banner's collection of the State Hermitage. Signum, vol. 7, pp. 253-275, 2013. (In Rus.)
6. Vilinbachov G. V. The Russian banners. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishers, 2005. (In Rus.)
7. Grigoryev, A. A. The role of signs, symbols and images in regional geography. Vestnik SPbGu. Nauki o Zemle, vol. 3, pp. 98-110, 2009. (In Rus.)
8. Larionov, V. E. Symbolism of colors and initial drawing of the national flag of Russia. Kul'turnoje nasledije Rossii, vol. 1, pp. 18-22, 2018. (In Rus.)
9. Opryatov, V. I. Heraldry and vexillology as a science about the state symbols and their relationship with constitutional law. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2, pp. 177-180, 2011. (In Rus.)
10. Pasturo, M. Symbolic history of the European middle ages. St. Petersburg: Alexandria, 2019. (In Rus.)
11. Petrov, N. V. Flag of Russia: phonosemantic mechanisms of memory and folklore texts. Antropologicheskij forum, vol. 21, pp. 166-191, 2014. (In Rus.)
12. Fadeicheva, M. A. Is symbolic unity possible in the post-Soviet space? Politex, no. 1, pp. 253-260, 2014. (In Rus.)
13. Fadeicheva, M. A. The state holiday and the state-weekdays: to the question about the possibility of another typology of modern States. Diskurs-Pi, vol. 1, pp. 91-94, 2014. (In Rus.)
14. Elgenius, G. National Flag Origins: Religion, Revolution and Rivalry. Symbols of Nations and Nationalism. London: Palgrave Macmillan. 2011: 25-50. DOI: 10.1007/978-0-230-31704-8-3. (In Engl.)
15. Medway, D., Light, D., Warnaby, G., Byrom, J., Yong, C. Flags, society and space: towards research agenda for vexillgeography. Area, no. 4, pp. 689-696, 2019. DOI: 10.1111/area.12516. (In Engl.)
16. Smith, W. American Perspectives on Heraldry and Vexillology. Raven, vol. 6, pp. 41-53, 1999. DOI: 10.5840/raven199964. (In Engl.)
Received: January 15, 2020; accepted for publication February 20, 2020
Information about author
Martynov Vasily L., Doctor of Geography, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia; 48, Moyka River emb., St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail: lwowich@herzen.spb.ru; https://orcid.org/0000-0002-7741-1719.
Sazonova Irina E., Candidate of Geography, Associate Professor; Herzen State Pedagogical University of Russia; 48, Moyka River emb, St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail: iesazonova@herzen.spb.ru; https:// orcid.org/0000-0002-3456-1223.
Contribution of authors to the article
V. L. Martynov - the main author, development of the article concept, systematization of research materials, analysis.
I. Ye. Sazonova collection of material, systematization of research materials, article design.
Reference to the article_
Martynov V. L., Sazonova I. E. Socio-geographical and Socio-philosophical Approaches to the Study of Vexillological Problems // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 2. PP. 121-130. DOI: 10.21209/1996-78532020-15-2-121-130.