Научная статья на тему 'На кругах юридического неокантианства: к вопросу о феномене рецепции кантовской философии права в российском правопонимании'

На кругах юридического неокантианства: к вопросу о феномене рецепции кантовской философии права в российском правопонимании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
719
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОКАНТИАНСТВО / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОРИЯ ПРАВА / ИДЕОЛОГИЯ / NEO-KANTIANISM / RUSSIAN PRE-REVOLUTIONARY PHILOSOPHY OF LAW AND LEGAL THEORY / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соломко Зарианна Владимировна

Статья посвящена феномену рецепции кантовской философии права в российском философском и теоретическом правопонимании. Автор обосновывает тезис о том, что дореволюционная российская философия права неокантианского толка была формой регрессивного тренда в научном понимании права, и рассматривает явление возрождения неокантианства в постсоветской теории и философии права как симптом их реидеологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Circles of Legal Neo-Kantianism: to the Question about the Phenomenon of Reception of Kantian legal philosophy in Russian Understanding of Law

The subject of the essay is the phenomenon of reception of Kantian legal philosophy in Russian theoretical and philosophical understanding of law. The author argues that pre-Revolutionary Russian neo-Kantian philosophy of law was a form of regressive trend in scientific understanding of law and considers the phenomenon of revival of neo-Kantianism in post-Soviet theory and philosophy of law to be a symptom of their re-ideologization.

Текст научной работы на тему «На кругах юридического неокантианства: к вопросу о феномене рецепции кантовской философии права в российском правопонимании»

1D. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.DD.D1)

10.1. НА КРУГАХ ЮРИДИЧЕСКОГО НЕОКАНТИАНСТВА: К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ РЕЦЕПЦИИ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РОССИЙСКОМ ПРАВОПОНИМАНИИ1

Соломко Зарианна Владимировна, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: Российский государственный социальный университет. E-mail: solzary@gmail. com

Аннотация: Статья посвящена феномену рецепции кантовской философии права в российском философском и теоретическом правопонимании. Автор обосновывает тезис о том, что дореволюционная российская философия права неокантианского толка была формой регрессивного тренда в научном понимании права, и рассматривает явление возрождения неокантианства в постсоветской теории и философии права как симптом их реидеологизации.

Ключевые слова: неокантианство, дореволюционная российская философия и теория права, идеология.

ON THE CIRCLES OF LEGAL NEO-KANTIANISM: TO THE QUESTION ABOUT THE PHENOMENON OF RECEPTION OF KANTIAN LEGAL PHILOSOPHY IN RUSSIAN UNDERSTANDING OF LAW

Solomko Zarianna Vladimirovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at Theory and History of State and Law chair. Place of employment:

Russian State Social University. E-mail: solzary@gmail.com

Annotation: The subject of the essay is the phenomenon of reception of Kantian legal philosophy in Russian theoretical and philosophical understanding of law. The author argues that pre-Revolutionary Russian neo-Kantian philosophy of law was a form of regressive trend in scientific understanding of law and considers the phenomenon of revival of neo-Kantianism in post-Soviet theory and philosophy of law to be a symptom of their re-ideologization.

Keywords: neo-Kantianism, Russian pre-

Revolutionary philosophy of law and legal theory, ideology.

Постсоветское развитие российской юридической науки и философии права ознаменовалось возрождением интереса к дореволюционным традициям право-понимания. Современные авторы демонстрируют пиетет к национальному наследию, сетуют на то, что в течение многих десятилетий оно по идеологическим причинам находилось в состоянии забвения, выражают уверенность в том, что восприятие этих идей по-

1 Статья выполнена по гранту Президента РФ по государственной поддержке научных исследований молодых российских уче-ных-докторов наук МД-4045.2011.6 “Феномен русского неокантианства в контексте русской и европейской философии конца XIX -первой половины XX века”.

зволит отечественной науке о праве выйти на новые рубежи.

Так, в частности, второе рождение получила русская идеалистическая традиция правопонимания, в том числе довольно влиятельные в России в конце XIX -начале XX века идеи юридического неокантианства. Причем этот идейный тренд сегодня принял такие масштабы, что старый философский лозунг второй половины позапрошлого века - “Назад к Канту!” - с полным основанием мог бы украшать знамя современной российской теории и философии права2. Даже довольно поверхностный “мониторинг” постсоветского правопонимания почти неминуемо приведет нас к убеждению: окрашенный неокантианством идеализм суть единственное поле, на котором может плодоносить научное знание о праве. Обоснование правового идеала, апология правового государства, естественных прав, свободы личности и формальноюридического равенства, реконструкция соответствующей части философско-правового наследия прошлого - вот те сверхзадачи, которые ставят перед собой десятки и даже сотни постсоветских “неокантианцев”3. Разумеется, далеко не все из них осознают идейные корни этой традиции и поэтому многие оказываются неокантианцами “стихийными”. Таким образом, спустя семь десятилетий русская философия и теория права вернулись “на круги своя”.

Естественным образом возникает вопрос о природе этого “коперниканского переворота”, равно как и о его релевантности логике научного правопонимания. В самом ли деле быть философом и теоретиком права -значит, апеллируя к разуму, говорить о естественных правах и правовом государстве? Не претендуя на исчерпывающий анализ, обращу внимание на несколько обстоятельств, которые, на мой взгляд, позволяют усомниться в научном характере этого “неокантианского ренессанса” и в самой актуальности русской дореволюционной философии и теории права неокантианского толка.

Оговорюсь, что употребляя здесь и далее термин “неокантианство” в контексте рассуждений о дореволюционной и современной российской теории и философии права, я подразумеваю не существование неокантианской4 школы права в собственном смысле (что было бы неоправданным преувеличением), а бытование в поле дореволюционного российского и современного постсоветского правопонимания неокантианских по своему общему генезису идейных и методологических “матриц”, своего рода устойчивых познавательных “схем”, которые активно эксплуатируются теоретиками и философами и явно или неявно

2 Показательным в этом смысле является, к примеру, одно из последних престижных изданий по философии права - сборник “Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики” (/ Пред. Миронов В.В., Солонин Ю.Н.; издание Московско-Петербургского философского клуба. - М.: Летний сад, 2010. - 320 с.)

См., к примеру: Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 416 с.

4 О критериях философского неокантианства и трудностях распознавания неокантианской традиции в философии см.: Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: “Марбург” в России. Историко-философские очерки. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 38-42, 57, 6263.

противопоставляются другим познавательным парадигмам.

Существование сильной неокантианской традиции в дореволюционной российской теории и философии права не нуждается в доказательствах. Неокантианские корни достаточно явно прослеживаются в работах таких, в частности, мыслителей, как П.И. Новгородцев5, Б.А. Кистяковский6, В.А. Савальский7, С.И. Гессен8, В.М. Гессен9, А.Л. Саккетти10, Б.П. Вышеславцев11. Многие российские правоведы конца XIX - начала XX века прошли выучку в философских школах Германии и находились под влиянием марбургского или баденского неокантианства. В ту эпоху неокантианство было своего рода идейной купелью, в которую волей-неволей вынужден был окунуться всякий, кто решил посвятить себя академической карьере на поприще юриспруденции или философии права. П.И. Новгородцев не случайно характеризовал современную ему западную философию права как неокантиан-скую12.

Русские ученики германских профессоров, зачастую обходясь весьма вольно с идейным багажом западного неокантианства, в целом оставались верными ряду наиболее общих установок, которые в своем генезисе восходят к Канту, конституируют кантианский правовой дискурс и служат своего рода “маркерами” всех поколений “юридического” неокантианства. Отдавая себе отчет в неизбежных в таком случае теоретических потерях, очерчу самый общий “горизонт” этого неокантианского правопонимания:

- философия права не может ограничиваться исследованием позитивного права (права как сущего), ее первостепенная задача - познание права как должного: постижение идеи права, поиск и обоснование правового идеала, фундаментальных правовых ценностей;

- так понимаемая философия права противопоставляется всем версиям юридического позитивизма, ориентированным на познание права как сущего;

- идеальное право (правовой идеал, правовые ценности) мыслится как принципиально не зависящее от сущего: оно выводится не из действительных закономерностей развития общества и его политикоправовой сферы, а из природы самого разума, его априорных требований;

5 См., в частности: Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права (к вопросу о возрождении естественного права) / П. И. Новгородцев // Проблемы идеализма. - М., 1902. - С.236-296.

6 См.: Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч. указ. В.В. Сапова. - СПб.: РХГИ, 1999. - 800 с.

7 Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии. Коген, Наторп, Штаммлер и др. Т. 1. // Ученые записки Московского императорского университета, юрид. ф-та, вып. 33. - М., 1909. - 361 с.

8 См.: Гессен С.И. Политическая свобода и социализм. - Петроград: Издание Н.Н. Карбасникова, 1917. - 40 с.

9 Гессен В.М. Основы конституционного права / Сост., авт. вступит. ст. и коммент. А. Н. Медушевский: Ин-т общественной мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 491 с.

10 Саккетти А.Л. [Рец.:] Основы философии права в научном идеализме // Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. СПб., 1909. Ч. XXI, май. - С. 178-185.

11 Вышеславцев Б.П. Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. Изд. 2-е. - М.: КРАСАНД, 2010. - 456 с.

12 См.: Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской

философии права // Русская философия права: философия веры

и нравственности (антология) / Составители: А.П. Альбов, Д.В.

Масленников, А.И. Числов, С.В. Филиппова. - СПб.: Алетейя,

1997. - С. 211.

- априорные требования разума в качестве фундаментальных, незыблемых правовых ценностей полагают автономную личность, свободу индивидуальной воли, справедливость и равенство; эти ценности составляют основу естественного права (предшествующей опыту идеи права) - безусловного критерия оценки позитивного права;

- единственной соответствующей требованиям разума формой политической организации общества является правовое государство как власть, связанная правовым законом (императивами естественного права).

Этот идейный остов неокантианства совершенно отчетливо, хотя и в разных вариациях, проступает во всех философско-правовых спорах конца XIX - начала XX века. Не составит труда заметить, что такая мыслительная матрица без особых усилий накладывается и на большую часть идейного пространства постсоветских философско-правовых дискуссий. Каковы же основания для сомнений в значимости этих познавательных установок?

Одно из них состоит в том, что неокантианская философия права уже в конце XIX - начале XX века - то есть в то самое время, когда она оказалась востребованной в России, - в пространстве западной правовой науки не относилась к числу актуальных в научном отношении идейных построений.

Нет нужды в очередной раз доказывать, что весь кантовский этический и правовой “априоризм” - это, по сути, трагическая в своей исторической обреченности попытка спасти идеалы Просвещения, попранные раннебуржуазной действительностью. Перед Кантом, взявшим на себя нелегкий труд реабилитации лучших надежд человечества, стояла сложная задача: разорвать до той поры казавшуюся очевидной связь между этими идеалами и дискредитировавшей себя в ходе буржуазных революций “природой человека” и найти для идеалов новый фундамент. В условиях, когда еще не были и не могли быть открыты закономерности общественного развития, которые создают объективные предпосылки для реализации этих идеалов в самой исторической действительности13, существовал только один рациональный путь реабилитации Свободы, Равенства и Братства: следовало укоренить их в самом Разуме - в априорном сознании долга. Именно этой возможностью и воспользовался Кант14.

Хрупкость кантовских построений становилась все более очевидной по мере того, как буржуазный способ производства развертывал себя в истории. Уже Гегель осознает, что философия права должна оставить зыбкую почву априорных понятий и повернуться лицом к действительно существующему миру, который развивается по некоторым объективным законам и в котором поведение людей в правовой сфере определяется не категорическим императивом, а реальными потребностями и интересами. Если Кант видел свою задачу в том, чтобы обосновать неразрывную связь между “истинным” правом и априорной природой разума, то Гегель - в том, чтобы выявить диалектические взаимосвязи между правом и всей противоречивой и развивающейся “тотальностью” общественного бытия. Если Кант мыслил право в качестве самоопределения “свободной воли”, то Гегель - уже в качестве воли, обу-

13 То есть объективные законы развития материальной основы человеческого общества - системы социально-экономических (производственных) отношений.

14 См. об этом: Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Политиздат, 1968. - с. 68-80.

словленной этой “тотальностью” общественного бытия (в конечном итоге - саморазвитием “абсолютного духа”). Таким образом, усилиями Гегеля дуализм “сущее

- должное” был преодолен и если впоследствии и вос-требовался в научных15 целях (Г. Шершеневич, Г. Кельзен, Г. Харт), то только в качестве частной, по определению ограниченной в своих возможностях познавательной стратегии.

Следующая революция в научном знании о праве была произведена марксизмом. Во-первых, был открыт действительный основной “детерминант” права: место “абсолютного духа” заняла социальная материя (производственные отношения). Во-вторых, было уточнено понимание “волевого” содержания права: право - это “возведенная в закон воля” господствующего класса, “содержание которой определяется материальными условиями жизни”16 этого класса.

Ригидное поле европейской академической юриспруденции реагировало на все философско-правовые революции XIX века с довольно существенным запаздыванием, однако уже в конце XIX - начале XX века открытия Гегеля и Маркса отозвались в ней своеобразным “социологическим поворотом”. В противовес формально-догматической и неокантианской метафизике начинает утверждаться новый познавательный тренд: новое поколение правоведов заявляет о бесплодности поисков априорных правовых идеалов, недостаточности изучения “права в книгах” и необходимости исследования реально существующего права во всей его социальной обусловленности. При этом сферой действительного бытия права признается не интеллигибельный “идеальный правопорядок” или установленный государством Закон, а общественные отношения, а его “генератором” - не “категорический императив” или абстрактная воля государства, а исторически обусловленная и изменчивая констелляция общественных интересов (Р. Иеринг - в Европе, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский - в России). Все последующая научная история западной теории и философии права протекает в русле этих “социологических” поисков.

Если, следовательно, аутентичная кантовская философия права с постулируемой ею априорностью правовых понятий и ее основополагающим различением “эмпирическое - интеллигибельное” в свое время была исторически неизбежным заблуждением, обусловленным определенным уровнем развития самого общественного бытия, то настаивающая на необходимости сохранения этого дуализма и этой априорности уже в конце XIX - начале XX века неокантианская философия права была заблуждением хотя и относительно прогрессивным в идеологическом отношении (в той мере, в которой она служила обоснованию необходимости буржуазно-демократических реформ), но с научной точки зрения непростительным (поскольку она игнорировала уже свершившиеся открытия объективных социальных законов, определяющих бытие права, и сопутствовавшую им революцию в методологии познания права).

15 Здесь следует различать существование тех или иных идей, с одной стороны, в научном поле, в котором основной целью акторов является поиск истины, и их функционирование в поле идеологии, где основная цель - обслуживание тех или иных социальных интересов.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 4. - М.: Политиздат, 1955. - С. 443.

На фоне усиливающейся на рубеже веков “социоло-гизации” западной юридической науки лозунг “Назад к Канту!” был не чем иным, как методологической архаикой и теоретическим эскапизмом - бегством от решения той задачи, которая к тому времени была не только поставлена всем ходом предшествующей мысли, но и для решения которой созрели объективные исторические предпосылки, - исследования сущности и конкретно-исторических форм права как сложного и развивающегося социального феномена, обусловленного в конечном итоге развитием производственных отношений.

Энтузиазм дореволюционных русских философов и теоретиков права в деле апологии и ревизии кантовской философии права не имел, таким образом, под собой научных оснований и должен расцениваться как форма иллюзорной и регрессивной теоретической практики17, которую в некоторой степени оправдывает разве что “добросовестность намерений” ее субъектов и неразвитость самого общественного бытия России конца XIX - начала XX века: становящийся зависимый периферийный капитализм благоприятствовал “реинкарнации” в российском общественном сознании либеральных иллюзий эпохи первых буржуазных революций, в том числе наиболее проблематичной части философского наследия Канта - его философии права.

Тем большее недоумение - если смотреть на этот процесс исключительно с научной точки зрения - вызывают сознательные попытки возродить идеи и методологию русской дореволюционной философии права неокантианского направления и “восстановить в правах” саму кантовскую философию права в ее аутентичной форме уже в современной российской теории и философии права, равно как и множащиеся из года в год неокантианские реминисценции в постсоветской юридической науке. Ссылки на то, что этот “тренд” якобы напрямую соотносится с соответствующей западной традицией, представленной многими авторитетными именами, в данном случае не спасают.

Здесь следует, во-первых, иметь в виду, что если на Западе и существует неокантианское течение в философии и теории права, то это уже качественно другое неокантианство. Оно строится с учетом тех критических аргументов, которые в течение двух столетий выдвигались против аутентичной философии права Канта и юридического неокантианства конца XIX - начала XX веков. В современном юридическом неокантианстве философия Канта присутствует, как правило, в “снятом” виде. Так, в частности, те авторитетные западные мыслители неокантианского толка, которые брали на себя нелегкий труд поиска и обоснования правового идеала, отказались от жесткого противопоставления “должное - сущее” и так или иначе попытались примирить “категорический императив” с реальным человеческим опытом (Д. Ролз, Ю. Хабермас18, Р.

17 Регрессивной как по отношению к достигнутому уровню научного познания права, так и по отношению к самой философии права Канта, поскольку эта практика, с одной стороны, ставила под сомнение ее альтруистические интенции и рационалистические основания, а с другой стороны - затемняла выявленные предшествующими поколениями мыслителей “зерна истины” кантовской философии права: прежде всего - идею о воле как сущностном признаке права, получившую дальнейшее развитие в философии права Гегеля и марксизме.

18 См., к примеру, об этом: Шачин С.В. Дискуссии о дискурсе: коммуникативное обоснование морали и его критика (опыт обзора) // «РДКДЭЮМД» Журнал сравнительной философии. 2004. №

Дворкин). Поэтому российское юридическое неокантианство - как дореволюционное, так и современное - в контексте современных западных неокантианских дискуссий выглядит анахронизмом и, говоря словами Гегеля, “хотя и существует, но не является действительным”. Все, что в нем есть относительно истинного, не содержит в себе ничего нового и соотносится не с современными западными исканиями, а с давно “отработанным” идейным материалом сто- и двухсотлетней давности.

Если же обратиться к “оригинальным” элементам российского неокантианства, то зачастую выясняется, что они представляют собой попытку отбросить философско-правовой дискурс не просто на докантовский, но даже на донаучный уровень - в сферу православной теологии и мистицизма19. За редким исключением общий ход идейной эволюции русских дореволюционных мыслителей, которые в той или иной мере восприняли “схематику” кантианской философии права, укладывается в логику, верно подмеченную Л. Аксельрод: сначала - “Назад к Канту!”, затем - “назад к Николаю Чудотворцу!”.

Во-вторых, апелляция к авторитету западного юридического неокантианства не спасает положения, так как это направление давно находится в состоянии “глухой обороны”. В современной западной теории права уже несколько десятилетий задают тон различные версии социологического правопонимания, в том числе так называемые критические теории права. Усилиями представителей этих направлений неокантианская методология познания права и “классическая” система понятий неокантианской философии права (свобода воли, выводимые из разума естественное право, формальное равенство, справедливость и правовое государство) были сданы в архив философско-правовой мысли. Вернее, в архив их сдала сама история, а теоретики лишь объяснили природу этого объективного процесса.

Не считающееся с этой идейной и исторической логикой подвижничество современных российских философов и теоретиков права на стезе возрождения неокантианства выводит соответствующую идейную практику за рамки научного поля, и если и может представлять для науки какой-то интерес - то только как образчик одного из тех идеологических дискурсов, которые в современной России занимают значительную часть пространства академической политикоправовой мысли.

Список литературы

Вышеславцев Б.П. Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. Изд. 2-е. - М.: КРАСАНД, 2010. - 456 с.

Гессен В.М. Основы конституционного права / Сост., авт. вступит. ст. и коммент. А. Н. Медушевский; Ин-т общественной мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 491 с.

Гессен С.И. Политическая свобода и социализм. -Петроград: Издание Н.Н. Карбасникова, 1917. - 40 с.

Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: “Марбург” в России. Историко-философские очерки. - М.:

РОССПЭН, 2007. - 512 с.

2. // иК1_: http://paradigma.narod.ru/02/shachin.html (дата обращения: 14.10.2011).

19 Самый известный представитель дореволюционной неокантианской философии права в России - П. И. Новгородцев - на последнем этапе своего творческого пути открыто перешел на позиции русской религиозной философии права

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Политиздат, 1968. - 319 с.

Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч. указ. В.В. Сапова. - СПб.: РХГИ, 1999. -800 с.

Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 4. - М.: Политиздат, 1955. - С. 419-447.

Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права (к вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. - М., 1902. - С. 236296.

Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) / Составители: А.П. Альбов, Д.В. Масленников, А.И. Чи-слов, С.В. Филиппова. - СПб.: Алетейя, 1997.

Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии. Коген, Наторп, Штаммлер и др. Т. 1. // Ученые записки Московского императорского университета, юрид. ф-та, вып. 33. - М., 1909. - 361 с.

Саккетти А.Л. [Рец.:] Основы философии права в научном идеализме // Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. СПб., 1909. Ч. XXI, май. С. 178-185.

Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. -416 с.

Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики” / Пред. Миронов В.В., Солонин Ю.Н.; издание Моск.-Петербургск. филос. клуба. - М.: Летний сад, 2010. - 320 с.

Шачин С.В. Дискуссии о дискурсе: коммуникативное обоснование морали и его критика (опыт обзора) // «РАРАОЮМА» Журнал сравнительной философии. 2004. № 2. // Ш1_: http://paradigma.narod.ru/02/shachin (дата обращения: 14.10.2011).

ОТЗЫВ научяс і о консультанта ні патч пут сгатью лдпвіа СилилікоЗнршінньї Владимировны

■'11* кругах юри.лічссксі о нсіжінтшіісш: л пон ту и фстіїиші' рецсшши квптопсиой философии прл*и в российском прапспоипчапнн"

Ї Научная статья к.ю.н, даие^тз Я.К, Соломкл посвгіп/ня жтуаякиой ж кедооаіочі-и шучеямй : проб.- сме : понимания феномена рсвепини кшговекоВ фияософиіі ізрова в правопоннманик ди^еишкягионыоЯ я постсо«тси>й России.

Очевидно,*тґ> нгоьінгиикгіяя МгтідсіЯогия «гріет крайне важную роль в философии и георни нрава Нового и Новейшего времени. Однако чадяча ■ вс^мроїщего и обьсьішкш и .сирсіичссіакщ «.мысленш статуса ■ неокаитиалотап В российском Тгралої.оггнмаишТ XX н XXI века все еще не нашла Свэехоокричеггсльиого решения.

И представленной стгши З Н. Г Готушгл. пбпеномияет тезис о- том, что: актуализация иеэхаитианеккх илеі! а позятико-правовой мысли дореволюционной и постсоветской Россия противоречит логик; рашитш научного правопошыатгкя їг ■ объясняется не столько дейетшггелшой ; позн іватегьигій . вдвностью.' нгокантода-кой. методояогни ■ познания .юрам, сколько коїкретикми кстоэтескиш обстоя ІЄЯ истцами И НДеаЯОгИчСШШИ : шнросамн Вмдиин.итЫе автором аргументи предстаалнкпия в должной ет^пеки обосноавкными н релевантным!! современному уровни научного гсоннмагшг аакмюыериостий суц^схаойиим гпыитгиго-прЕвоэнх идой.

і ірлатію. что статья к.ю н.,. доиеита Соломко З.В. соответствует критериям научности и монет: 5ыть рскомендэвададля публикации в и$да?ліях, рекомендованных ВАК. '

Заведующим кдфедрвй теории и нссор: государства н тірава факультета юрш |-*1 '( V Д.Ю.ІІ., лрпф«1?#йр

мальвой юстиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.