Научная статья на тему '"НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ ИМЕТЬ ПО ОДНОМУ ИЕРОМОНАХУ...". ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАСТЫРИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА'

"НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ ИМЕТЬ ПО ОДНОМУ ИЕРОМОНАХУ...". ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАСТЫРИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФЛОТ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВОЕННОЕ И МОРСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ИЕРОМОНАХ / ПОЛЕВОЙ ОБЕР-СВЯЩЕННИК АРМИИ И ФЛОТОВ / СУДОВОЙ СВЯЩЕННИК / RUSSIAN FLEET / ORTHODOX NAVAL CLERGY / HIEROMONK / FIELD CHIEF PRIEST OF ARMY AND FLEET / SHIP PRIEST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Андрей Михайлович

В статье на основе архивных документов исследуется тема возникновения и развития института православного духовенства на кораблях Военно-морского флота Российской империи; анализируются принципы организации и службы флотских священнослужителей на различных этапах отечественной истории.The article based on archival documents explorers the emergence and development of institution of clergy on Russian Empire Navy ships; principles of organization and service of naval clergy at different stages of national history are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ ИМЕТЬ ПО ОДНОМУ ИЕРОМОНАХУ...". ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАСТЫРИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА»



ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА •

J •ё ч»

A.M. КУЗНЕЦОВ

A.M. KUZNETSOV

«НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ ИМЕТЬ ПО ОДНОМУ ИЕРОМОНАХУ...»

Православные пастыри российского флота

«THERE MUST BE ONE HIEROMONK ON EVERY SHIP...»

The Orthodox shepherds of Russian fleet

Сведения об авторе. Кузнецов Андрей Михайлович — доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета МО РФ, доктор исторических наук, доцент (г. Королёв. E-mail: kam64-08@mail.ru).

Аннотация. В статье на основе архивных документов исследуется тема возникновения и развития института православного духовенства на кораблях Военно-морского флота Российской империи; анализируются принципы организации и службы флотских священнослужителей на различных этапах отечественной истории.

Ключевые слова: российский флот; православное военное и морское духовенство; иеромонах; полевой обер-свя-щенник армии и флотов; судовой священник.

Information about author. Andrey Kuznetsov — Assistant Professor of socio-cultural activity of Military University of RF Ministry of Defense, Dc. Sc. (Hist.), Associate Professor (the city of Korolyov. E-mail: kam64-08@mail.ru)

Summary. The article based on archival documents explorers the emergence and development of institution of clergy on Russian Empire Navy ships; principles of organization and service of naval clergy at different stages of national history are analyzed.

Keywords: Russian fleet; Orthodox naval clergy; hieromonk; field chief priest of army and fleet; ship priest.

ОЗДАННЫИ Петром I российский флот представлял собой реальную силу, которая была способна отстаивать интересы государства на море. К концу царствования императора отечественный ВМФ имел в своём составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 77 галер, 26 кораблей других видов и насчитывал до 27 тыс. человек личного состава1. Это поставило перед царём задачу духовного воспитания морского воинства, которое осуществлялось особым институтом, комплектовавшимся из представителей Русской православной церкви.

Первый законодательный акт о религиозной службе на кораблях относится к апрелю 1710 года, когда была высочайше утверждена «Инструкция, или Артикулы военные, российскому флоту», действовавшая вплоть до принятия Морского устава в 1720 году. Однако в данном документе речь шла только о ежедневном совершении молитв и не указывалось на участие в ритуалах специальных представителей православной церкви.

Лишь в апреле 1717 года Пётр I повелел: «В российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников»2. Это стало поворотным моментом в создании института флотского духовенства. Этапы дальнейшего развития института морских священнослужителей совпадали с периодами существования регулярного флота России — парусного и броненосного. При их анализе следует отметить, что заложенные при Петре Великом принципы во многом явились основополагающими, а дальнейшие преобразования не затрагивали их сути.

Первоначально правительство отправляло на флот представителей белого духовенства, которых вызывали из Петербурга, Москвы, Новгорода, Пскова, Твери, Вологды и других мест3. Однако эта мера не способствовала полноценному комплектованию кораблей священнослужителями, и тогда 8 апреля 1719 года был издан высочайший указ, в котором говорилось: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которого

брать из Александро-Невского монастыря»4. Этим решением Пётр I решил две задачи: во-первых, монах был связан обетом послушания и не мог отказаться в отличие от представителя белого духовенства от назначения; во-вторых, в одном столичном монастыре были сосредоточены

Портрет архимандрита Феодосия Яновского

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ • № 2 - 2019

93

ш

Ш

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Полевой обер-священник армии и флотов П.Я. Озерецковский

права по комплектованию состава флотских священнослужителей, что освободило правительство от необходимости поиска достойных кандидатов в других заведениях.

В течение трёх лет, начиная с 1719 года, определение иеромонахов на флот было всецело в руках архимандрита Алексан-дро-Невской лавры Феодосия Яновского, который обладал хорошими организаторскими качествами. Это способствовало тому, что государь сделал его доверенным лицом по всем вопросам, касавшимся церковной жизни в столице, которая была объявлена им независимой от власти Новгородского епископа и подчинена непосредственно Святейшему синоду. Из этого

можно сделать вывод, что в отличие от армейского флотское духовенство на начальном этапе существования не было подчинено местной епархиальной власти.

Основополагающими документами при формировании института морских священнослужителей были Морской устав 1720 года и «Пункты о иеромонахах, состоящих при флоте», принятые в 1721 году. Так, Морской устав определил во главе всего флотского духовенства одного начального священника. Сфера его полномочий определялась так: «Он имеет управление над всеми священниками на флоте»5. Согласно «Пунктам о иеромонахах...» начальный священник именовался обер-иеромонахом; кроме того, данным документом были определены статус и ответственность флотских пастырей.

После учреждения Святейшего правительствующего синода в 1721 году институт православного морского духовенства включал: Синод, который назначал обер-иеромонахов, осуществлял общее духовное руководство и связь с Адмиралтейств-колле-гией; обер-иеромонаха флота и корабельных (судовых) священников; духовенство морских храмов; духовенство береговых учреждений флота. Первым обер-иеромонахом российского флота стал назначенный 8 января 1724 года обер-иеромонах Ревельской эскадры Иустин Рудзинский6.

Священник крейсера «Варяг» иеромонах М. Руднев среди офицеров

Значительные изменения в военно-церковной сфере произошли во времена правления Павла I (1796—1801). Во-первых, император объединил армейское и флотское духовенство и для руководства им ввёл новую должность

— полевого обер-священника армии и флотов (впоследствии

— главного священника армии и флотов). Первым на эту должность был назначен протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский.

Интересен факт его назначения. После того как собранные кандидаты на должность были построены в приёмной комнате императора, случилось так, что Павел Яковлевич оказался ростом выше своих товарищей и поэтому встал на правом фланге. Во время встречи Павла I поразили случайная тождественность имени Озерецковского с его именем, представительный рост, открытое и умное лицо, несмущённость в ответах. Это и предопределило его судьбу7.

Во-вторых, в период царствования Павла I была предпринята попытка создания специальной системы подготовки духовенства для службы в армии и на флоте. В этих целях в 1800 году на Васильевском острове в Санкт-Петербурге была образована армейская семинария, в которой предусматривалось воспитание детей военного духовенства за счёт государства8. Штат её состоял из ректора-учителя, префекта, трёх учителей в богословском, философском и риторическом классах, в которых числились 25 воспитанников. Помимо этих дисциплин в семинарии преподавались история, география, математика, воинские уставы.

В-третьих, для более удобного управления подчинённым духовенством полевым обер-священником армии и флотов П.Я. Озерецковским были созданы вспомогательные органы, получившие название института благочинных. Должности благочинных стали вводиться на флотах и эскадрах, заменяя флотских обер-иеромонахов. В их обязанности входили надзор и координация служебной деятельности корабельных священников.

В 1815 году институт военного и морского духовенства раскололо двоевластие. 12 декабря указом Александра I был создан Глав-

9*

№ 2 - 2019 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

A.M. КУЗНЕЦОВ. «На каждом корабле иметь по одному иеромонаху...» •

j ■j

ный штаб Его Императорского Величества с введением должности обер-священника штаба и подчинением ему всех полков лейб-гвардии и гренадерских корпусов, которая стала существовать параллельно с должностью полевого обер-священника армии и флотов. Анализируя архивные источники, можно сделать вывод, что по статусу это были равнозначные фигуры. По своим правам они были поставлены на одну ступень с епархиальными преосвящёнными, а в иерархии воинских чинов пользовались привилегиями генерал-майора.

Несмотря на изменения, которые произошли в руководящих кругах военного и морского духовенства, низовые структуры флотских священнослужителей остались практически в том же виде, в котором они были созданы при Петре I. На флотах и эскадрах во главе духовенства стояли благочинные, а на кораблях находились судовые священники, которые исполняли свои обязанности согласно Уставу Военного флота 1797 года. Решением Ад-миралтейств-совета Морского министерства от 11 октября 1889 года морское духовенство было уравнено по своим правам с военным, что подняло его престиж9.

В целях преодоления духовного двоевластия в армии и на флотах в 1884 году была образована комиссия, которая в течение 4 лет работала над проектом «Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства». После неоднократного обсуждения и пересмотра Синодом и военным ведомством проект был доложен Александру III и 12 июня 1890 года утверждён10.

Согласно принятому документу начальствующее над военным и морским духовенством лицо стало называться протопресвитером, который был приравнен к воинскому чину генерал-лейтенанта и состоял при Преображенском всей гвардии соборе. Первым протопресвитером военного и морского духовенства был избран и утверждён Александр Алексеевич Желобовский. При протопресвитере был учреждён вспомогательный орган — духовное правление, которое состояло из присутствия и канцелярии. Согласно «Положению об управлении церквами и духовенством

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРИ

военного ведомства» в ведение протопресвитера отошли соборы и храмы неподвижные и церкви подвижные. Документ регламентировал штаты духовенства церквей, требования к хозяйству военных и морских храмов, обязанностям священника по совершению богослужений.

Сосредоточение руководства военным и морским духовенством в одних руках позволило значительно повысить эффективность деятельности института морских пастырей по религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию, просвещению личного состава. Впоследствии воспитательная работа священнослужителей была поставлена таким образом, что изучать отечественный опыт приезжали иностранцы11.

Следует отметить, что руководство военным и морским духовенством проявляло заботу о социальной защите священнослужителей, которые оставляли службу по преклонности лет, болезням или ранениям. Для них устанавливались пенсии, размер которых зависел от выслуги. Так, прослужившие от 20 до 30 лет получали при отставке Уз пенсионного оклада, от 30 до 35 — 2/з, а прослужившие более 35 лет — полный пенсионный оклад12.

В октябре 1915 года протопресвитер военного и морского духовенства Г.И. Шавельский выступил инициатором строительства на приобретённой в Старицком уезде Тверской губернии военно-свечным заводом земле (100 десятин) посёлка для отставных военных и морских священников. «Посёлок будет состоять из ряда домиков по две квартиры, каждый с отдельными для каждой квартиры садом и огородом. При посёлке будет устроен... инвалидный (для нижних чинов) дом с церковью и читальней»13.

События Первой мировой войны 1914—1918 гг. и Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года ускорили падение династии Романовых, вызвали процесс разложения армии и флота. Открывшийся 1 июля 1917 года в г. Могилёве съезд военного и морского духовенства был призван определить тактику действий священнослужителей в новых условиях. Было принято решение о преобразовании

П • №2-2019

духовного правления в прото-пресвитерский совет в составе 10 человек. Кроме этого, съезд утвердил принцип выборности всех духовных лиц в армии и на флоте. Это были последние решения, практически не повлиявшие на функционирование института морского духовенства. На завершающем этапе броненосного флота он по-прежнему состоял из высшего руководства, флотских и эскадренных благочинных, корабельных (судовых) священников, духовенства береговых учреждений флота, настоятелей морских храмов.

25 октября 1917 года, когда власть перешла к большевикам, был вынесен приговор армейским и флотским структурам религиозного воспитания. Новое правительство начало тотальное наступление на Русскую православную церковь. 23 января 1918 года приказом по морскому ведомству России № 83 все священнослужители были исключены из списков личного состава флота, а церковное имущество перешло в национальную собственность14. Данный документ завершил эпоху деятельности института морского духовенства, созданного Петром Великим.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Басов A.B., Московенко М.В. К силе земной присовокупить и морскую // Отечественная история. 1996. № 5.

2 Смирное А. Назначение священнослужителей во флот в царствование Петра I // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 21.

3 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 173. Оп. 1. Д. 87-88. Л. 320.

4 Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800—1900). СПб., 1900. Л. 151.

5 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. № 3759. С. 370, 371.

6 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. И. Д. 101. Л. 15.

7 Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников за время с 1800 года по 1901 год. СПб., 1901. С. 7.

8 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 29. Оп. 1/153. Д. 136. Л. 3.

9 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 6. Д. 36. Л. 108.

10 Ласкеев Ф. Указ. соч. С. 131.

11 Pitschmann R. Militar und Kirche. Linz, 1998. S. 15.

12 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2532. Л. 7.

13 Там же. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 6. Л. 36.

14 Там же. Ф. 417. Оп. 4. Д. 2076. Л. 63. ■

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.