С. Ю. Чимаров S. Yu. Chimarov
Попечительская деятельность обер-священника армии и флота
И. С. Державина (1807-1826) по совершенствованию системы подготовки военного и морского духовенства Российской империи
Trustee Activity of the Auber-Priest of Army and Fleet I. S. Derzhavin (1807-1826) on Improvement of System of Training of Military and Sea Clergy of the Russian Empire
Чимаров Сергей Юрьевич Chimarov Sergey Yuryevich
северо-Западный институт управления — филиал North-West Institute of Management — branch of the
рАНХиГс (санкт-Петербург) Russian Presidential Academy of National Economy and
Заведующий кафедрой связей с общественностью Public Administration (Saint-Petersburg)
Доктор исторических наук, профессор Head of the Chair of Public Relations
[email protected] Doctor of Science (History), Professor
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
военное и морское духовенство, армейская семинария, духовное окормление воинов, обер-священник армии и флота
KEY WORDS
military and sea clergy, army seminary, spiritual direction of soldiers, ober-priest of army and fleet
РЕФЕРАТ
В статье излагается деятельность И. С. Державина, второго в истории военно-духовного правления России обер-священника армии и флота. Автор анализирует роль И. С. Державина в реформировании системы подготовки священнослужителей для Вооруженных сил Российской империи и пастырский вклад отца Иоанна в дело духовного окорм-ления воинов.
ABSTRACT
In the article activity of I. S. Derzhavin, the second in the history of military and spiritual board of Russia an ober-priest of army and fleet is stated. The author analyzes I. S. Derzhavin's role in reforming of system of training of priests for Armed forces of the Russian Empire and a vicarial contribution of father Ioann to a spiritual direction of soldiers.
«Попечение — забота; усердие; раченье и старание о чем-либо».
В. И. Даль, русский писатель, ученый-лингвист
Начальный период становления православного военно-духовного ведомства России непосредственно сопряжен с деятельностью И. С. Державина, пре-
емника П. Я. Озерецковского на посту обер-священника армии и флота.
Иоанн Семенович Державин, родившийся в 1756 г. в семье священника
Новгородской епархии, в возрасте двадцати лет завершил в 1775 г. полный курс обучения в Новгородской духовной семинарии. Как лучший ученик И. С. Державин изначально был оставлен при семинарии учителем информаторского (низшего) класса, а уже через 3 года его переводят в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую семинарию, впоследствии преобразованную в духовную академию. В Александро-Невской семинарии И. С. Державин последовательно занимает должности учителя поэзии, риторики, а в дальнейшем преподает красноречие для обучающихся в старшем классе.
В интересах более деятельного служения делу церкви Иоанн Державин в 1790 г. определяется священником в Санкт-Петербургскую Вознесенскую церковь и в том же году женится на дочери царского духовника, протопресвитера С. Ф. Краснопевкова. В 1774 г. Иоанн Семенович занимает должность цензора духовных сочинений проповедников, а с 1797 г. — законоучителя в состоящих под покровительством императрицы Марии Федоровны Мариинском (ранее — Сиротское училище) и Родильных институтах и в Немецком Петропавловском училище. В 1978 г. И. С. Державин возводится в сан протоиерея. В апреле 1807 г. отец Иоанн получает приказ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода, в котором излагается состояние здоровья обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского. В соответствии с полученным указом императора Александра I протоиерей Санкт-Петербургской Вознесенской церкви И. С. Державин обязан был до выздоровления протоиерея П. Я. Озерецковского «вступить в должность его по званию обер-священника дела, а также принять дела и семинарию для детей»1.
После кончины 12 мая 1807 г. первого в истории военно-духовного ведомства России обер-священника армии и флота П. Я. Озерецковского Иоанн Держа-
1 РГИА. Ф. 806. Оп 1. Д. 1237. Л. 1.
вин стал управлять, как и предместник <
его, всем духовенством армии и фло- ^
та. «Обер-священники русской армии ^
не на бумаге, а делом доказывали, что ^
занимают сей высокий пост не зря, наг к
дежно держали руку на пульсе духовной ^ жизни Вооруженных Сил России и не о проходили мимо кажущихся житейских о мелочей, как и предписывали положения императорских указов. Но не одни сухие канцелярские фразы порождали служебное рвение. В каждом из высших духовных наставников прочно жила христианская убежденность, понимание важности и задач русской армии, сострадание к ближнему», — замечает В. М. Котков2.
20 июля 1807 г., одновременно с назначением на должность обер-священника армии и флота, И. С. Державин становится синодальным членом, а в декабре того же года ему пожаловали митру. С учреждением в 1808 г. Комиссии духовных училищ при Святейшем Правительствующем Синоде Иоанн Державин назначается в ее состав и продолжает трудиться в ней до конца дней своей жизни.
Следует заметить, что сам факт назначения протоиерея И. С. Державина на пост руководителя православного военно-духовного ведомства России в духовных кругах был воспринят с одобрением. «Новый обер-священник не уступает предшественнику, этому я не удивляюсь. С другим характером человек не занял бы такого места», — охарактеризовал высокое назначение И. С. Державина митрополит Московский Платон в письме к своему викарию Августину [5, с. 125].
Одной из первейших задач Иоанна Державина явилась забота об эффективности функционирования армейской гимназии — любимого детища его предшественника на посту обер-священника армии и флота.
Предыстория учреждения армейской семинарии непосредственно связана с
2 Котков В. М. Военное духовенство в России. Страницы истории [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/history/18/bednov/ kotkov_3. htm.
< именем П. Я. Озерецковского. С целью н повышения образовательного ценза ^ кандидатов на должности полковых свя-^ щенников, протоиерей П. Озерецковский ^ 1 июня 1800 г. получил высочайшее со-^ изволение на устройство особой армей-о ской семинарии: «Дабы дети армейского о и флотского духовенства, обучающиеся в семинарии, ни в какое другое состояние не поступали как только в армию на священнические места и чтобы все они обучались в одной семинарии под одним присмотром»1.
Занятия в армейской семинарии начались 14 июля 1800 г. «после предварительного принесения Господу Богу молебствия», о чем обер-священником П. Я. Озерецковским и было доложено всеподданнейшим рапортом на имя императора Павла I2. В трех классах армейской семинарии: богословском, философском и историческом — училось 25 воспитанников. При семинарии было создано училище с отделениями: высшим, нижним — грамматическим и русским, в которых состояло 84 ученика [3, с. 16]. Кроме риторики, философии, богословия и языков в семинарии преподавались история, география, математика. Несколько часов в неделю уделялось чтению воинского устава и артикулов, а также медицине. Что касается изучения иностранных языков, то если в обычных, епархиальных семинариях французский и немецкий полагались произвольными, в армейской же «они должны быть необходимыми по той причине, что воспитанникам оной, поступающим в полк священниками, иногда случается быть за границей, а на оной весьма часто сии языки необходимы. Греческому также обучаться должны все, а еврейскому только отличные и подающие надежды на поступление в духовную академию для высшего образования и кроме сих желающие обучаться сему языку»3.
В 1810 г. Комиссия духовных училищ, в состав которой входили такие выдающиеся деятели в области духовного
1 РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Д. 162. Л. 1.
2 РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Д. 162. Л. 12
3 РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Д. 162. Л. 3.
просвещения, как митрополит Амвросий (Подобедов), экзарх Грузии преосвященный Феофилакт, архимандрит Филарет (Дроздов), синодальный обер-прокурор князь А. Н. Голицын, обер-священник армии и флота И. С. Державин и протопресвитер П. В. Криницкий, завершила свою работу по составлению новых уставов академий, семинарий, уездных и приходских училищ. Во всех делах Комиссии И. С. Державин «принимал деятельное участие и в случаях возникновения разногласий не стеснялся заявлять отдельного мнения^ расходясь с наиболее влиятельными в ней и в Священном Синоде членами», — зафиксировал в 1905 г. «Русский биографический словарь» [6, с. 323].
В свете вышеотмеченной работы Комиссии духовных училищ армейская семинария, наряду с епархиальными, претерпела также серьезные преобразования. По вновь принятому положению семинария была разделена на три отделения. В высшем отделении — оно же являлось собственно самой семинарией — изучались курсы риторики, истории, математики, философских и богословских наук, а также метафизика, герменевтика и археология. Что касается степени преподавания иностранных языков, то она была доведена до умения обучаемых свободно читать, говорить и сочинять на этих языках.
Программа среднего отделения или уездного училища была сравнима с программой первых двух старших классов епархиальных духовных училищ. Низшее отделение или приходское училище проводило обучение по программе двух низших классов епархиальных духовных и классов начальных училищ.
С 1814 г. в строгом соответствии с общепринятым уставом духовных училищ армейская семинария, находясь в непосредственном управлении обер-священника армии и флота, по вопросам учебного, нравственного и экономико-хозяйственного характера стала подчиняться Санкт-Петербургской духовной академии. В этом же году из учебной программы армейской семинарии было
исключено изучение еврейского языка и математических наук: алгебры, геометрии и начал механики.
В качестве члена Комиссии духовных училищ обер-священник армии и флота И. С. Державин разработал особый проект Положения об армейской семинарии, который был Высочайше утвержден 14 апреля 1819 г. [4, с. 428]. Принципиальная новизна нового Положения заключалась в том, что армейская семинария впредь должна была существовать своими отделениями в различных епархиях. Дети армейского и флотского духовенства, поступающие на учебу в епархиальные семинарии и училища, числились под именем учеников армейской семинарии и содержались совместно с «казенно-штатными» воспитанниками епархиальных учебных заведений. По окончании обучения или в случае исключения по неспособности к обучению все они должны были определяться в воинские части с одним лишь различием: первые — на места священнослужителей, вторые — на вакансии церковных причетников (дьячки, чтецы, псаломщики, пономари, алтарники, све-ченосцы и т. п.). В случае же отсутствия в воинских частях необходимых вакансий или же засвидетельствованного важного препятствия к воинской службе как успешно окончившие программу обучения, так и отчисленные, обязаны были поступать на соответствующие епархиальные места или в медико-хирургическую академию.
С момента своего учреждения армейская семинария изначально размещалась в здании Тверского подворья, находившегося на углу 13-й линии и Большого проспекта Васильевского острова г. Санкт-Петербурга. В 1811 г. семинария по причине ветхости здания Тверского подворья и по ходатайству ее ректора протоиерея Петра Громова расположилась в здании, принадлежавшем купцу Кучерову на Царскосельском проспекте Нарвской стороны г. Санкт-Петербурга. С осени 1819 г. армейская семинария была реформирована таким образом, что ее воспитанники под именем учени-
ков армейской семинарии и армейско- < го духовного училища были распущены ^ в составе отделений по епархиальным ^
п >
духовным училищам и семинариям. В по- ^ следующем, на протяжении всей даль- ^ нейшей истории существования военного ^ и морского духовенства вопрос о воссо- о здании специального духовного учебного о заведения для подготовки священнослужителей в Вооруженные Силы России ни разу не возникал.
Реформирование армейской семинарии с последующим ее расформированием обусловлено тем, что в мирное время вакансии полковых священнослужителей удобнее было заполнять посредством привлечения представителей епархиального духовенства. Что касается корабельных священнослужителей, то на эти должности в основном назначались монашествующие лица, к которым предъявлялись более высокие требования по состоянию их здоровья (по сравнению с требованиями к кандидатам на должности армейских служителей церкви). В случае же начала боевых действий численности обучаемых в армейской семинарии для замещения вакантных должностей армейского духовенства в воинские формирования действующей армии было явно недостаточно.
Проявляя попечение о совершенствовании системы подготовки священнослужителей для духовного окормления личного состава армии и флота, И. С. Державин умело сочетал управленческую деятельность с активным проповедничеством. Отдельные духовно-нравственные проповеди обер-священника армии и флота, такие как речь к военнослужащим лейб-гвардии Измайловского, Литовского, Финляндского и Егерского полков при Всемилостивейшем пожаловании их Георгиевскими знаменами; слово должности воина; речь на случай возвращения победоносного русского воинства из Парижа и ряд других — с благословения Священного Синода были отпечатаны и разосланы по всем православным церквам Российской империи [1; 2].
Всесторонняя богословская подготовка, широчайшая эрудиция и поэтический
< дар позволили И. С. Державину в первые н годы своего служения в должности ру-^ ководителя военно-духовного ведомства ^ России составить оригинальный стихот-^ ворный ответ известному поэту и свое-^ му современнику Гавриилу Романовичу о Державину (1743-1816). о Обер-священник И. С. Державин жил на углу Обуховского проспекта и 2-й роты Измайловского полка недалеко от поэта Г. Р. Державина, проживавшего на Фонтанке, вблизи Измайловского моста. Приняв по ошибке курьера пакет, адресованный Державину-пастырю, Державин-поэт диктует своему привратнику стихи — напутствие следующего содержания:
Един есть бог, един Державин, А чтоб Державина со мною Другого различал ты сам, — Я стар — юн духом по грехам. Он в рясе длинной и широкой; Мой фрак кургуз и полубокой. Он в волосах, я гол главой; Я подлинник — он список мой.
В ответ на эти строки, которые стали ходить по светским кругам и дошли в итоге до круга духовных лиц, последовал стих-разъяснение И. С. Державина своему секретарю:
Я в рясе длинной и широкой,
Власы имею и браду,
Твой фрак кургуз и полубокой
И плешь поверх его ввиду.
И то скажу с отважным риском,
Что мне нельзя твоим быть списком:
С чего власы, броду мне снять?
Чем рясу с фрака наполнять...
Пою молебны, панихиды:
Мой долг и польза суть виной;
Слуга, быв Марса и Фемиды,
Министр ты ныне отставной,
Кроплю водой, бренчу кадилом,
Тебя к себе не кличу с рылом,
Но крест святой лобзать даю,
Кто руку хочет чтить мою [7, с. 149-150]
В начале 1720-х гг. обер-священник армии и флота И. С. Державин возбудил вопрос в Священном Синоде о подве-
домственности обер-священнику неподвижных церквей: госпитальных, крепостных, батальонных и т. д. При обсуждении этого вопроса правительство разошлось во мнениях. Одни члены Священного Синода ссылались на п. 10 Духовного регламента, устанавливавшего подсудность всякого духовного лица власти того епископа, в епархии которого оно состоит. Другие ссылались на указы императора Александра I, изданные еще в 1801 г. и направленные против расширения прав обер-священника армии и флота, а следовательно, определявшие пределы его компетенции лишь в отношении православных чинов воинских частей и корабельного состава военно-морского флота России. Ввиду отсутствия единой резолюции между членами Священного Синода относительно постоянных армейских церквей дело было представлено на Высочайшее благоусмотрение.
8 марта 1826 г., не дождавшись окончательного разрешения возбужденного вопроса, обер-священник армии и флота И. С. Державин скончался. В апреле того же года на докладе по предмету подчиненности постоянных церквей армии император Николай I начертал: «Быть по мнению покойного обер-священника и впредь нового не заводить. Представить мне список всех церквей, состоящих в ведомстве обер-священника» [3, с. 29]. В 1852 г. данное повеление императора было дополнено новым решением в отношении того, чтобы «к местным военным и морским соборам и церквам всегда определять заслуженных полковых священников» [Там же, с. 31].
Девятнадцатилетний путь служения протоиерея И. С. Державина на посту обер-священника армии и флота позволяет причислить его к когорте выдающихся деятелей духовного просвещения, а ревностное служение отца Иоанна делу становления и упрочения самой системы подготовки военного и морского духовенства выступает в качестве важнейшего компонента укрепления морального духа личного состава вооруженных сил Российской империи.
Литература <
>
1. Державин И. С. Речь к военнослужащим по случаю пожалования Георгиевских знамен. ^ СПб., 1813. ^
2. Державин И. С. Речь на случай возвращения воинства из Франции. СПб., 1814. ^
3. Невзоров Н. Управления духовенством военного ведомства в России: Исторический очерк. х СПб., 1875. 1
4. Очерки из истории управления военным и морским духовенством // Вестник военного д духовенства. 1898. № 14. ^
5. Письма М. Платона. М., 1870. Письмо 55. х
6. Русский биографический словарь. СПб., 1905.
7. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.
References
1. Derzhavin I. S. Speech to the military personnel on the occasion of grant of Georgiyevsky banners. SPb., 1813.
2. Derzhavin I. S. Speech on a case of return of troops from France. SPb., 1814.
3. Nevzorov N. Administration of clergy of military department in Russia: historical sketch. SPb. 1875.
4. Sketches from history of management of military and sea clergy // Messenger of military clergy. 1898. N 14.
5. M. Platon's letters. M., 1870. Letter 55.
6. Russian biographic dictionary. SPb., 1905.
7. Chistovich I. A. Leading figures of spiritual education in Russia in the first half of the current century. SPb., 1894.