Чимаров С. Ю. ei
Обер-священник армии и флота России |
П. А. Моджугинский: страницы истории армейского |
и флотского духовенства (13.11.1826-3.09.1827) i
Чимаров Сергей Юрьевич о
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой управления общественными отношениями Доктор исторических наук, профессор [email protected]
РЕФЕРАТ
Статья посвящена деятельности третьего в истории Вооруженных сил России обер-священника армии и флота П. А. Моджугинского, закономерному взлету его по карьерной линии и резкому низложению до уровня иеромонаха отдаленной обители. Короткий период служения П. А. Моджугинского на посту обер-священника армии и флота отмечен разработкой инструкции военному духовенству, увеличением численности своей канцелярии и некоторой регламентацией культовой стороны военной службы евреев.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
обер-священник армии и флота, благочинный, иеромонах, военное духовенство
Chimarov S. Yu.
The Russian Army and Navy Ober-priest P. A. Modzhuginsky:
the Pages Ofhistory of the Army and Navy Clergy (13.11.1826-3.09.1827)
Chimarov Sergey Yuryevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Head of the Chair of the Public Relations Management
Doctor of Science (History), Professor
ABSTRACT
The article is devoted to the activity of P. A. Modzhuginsky, the third ober-priest of the Army and Navy in the history of Russian Armed Forces, his natural career promotion anddramaticdeposi-tionto level of the hieromonk of there mote monastery. The short period of service of P. A. Modzhuginsky on the post of the Army and Navy ober-priest is marked by development of the instructions for military clergy, increase in number of the office and some regulation of the cult party of military service for Jews.
KEYWORDS
the Army and Navy ober-priest, rural dean, hieromonk, military clergy
После смерти в марте 1826 г. И. С. Державина1 третьим по счету руководителем военно-церковного правления в Вооруженных силах Российской империи, а именно обер-священником армии и флота стал Павел Антонович Моджугинский. Лич-
1 Наиболее подробно о деятельности обер-священника армии и флота И. С. Державина см.: «Попечительская деятельность обер-священника армии и флота И. С. Державина (1807-1827) по совершенствованию системы подготовки военного и морского духовенства Российской империи // Управленческое консультирование. 2013. № 3. С. 106-111.
< ность П. А. Моджугинского в историческом плане привлекательна тем, что, имея н несомненные личностные заслуги в деле 20-летнего духовно-нравственного слу-^ жения по окормлению воинов непосредственно в условиях гарнизонной, походной i и боевой службы, священнослужитель волею судеб и с высочайшего император-^ ского соизволения занял высший пост в иерархии военного духовенства, про-^ держался в должности обер-священника армии и флота менее одного года и при о весьма туманных обстоятельствах в звании иеромонаха был отправлен в обосо-о бленную монашескую обитель (пустынь), где и провел остатки своей жизни в смиренном уединении.
По завершении обучения в Черниговской духовной семинарии П. А. Моджугинский исполнял обязанности эконома, а после принятия в 1798 г. священнического сана стал преподавателем риторического класса в родной ему духовной школе. В 1803 г. о. Павел определяется священником в Куринский мушкетерский полк (с 22.02.1811 г. — Куринский 79-й пехотный полк, с 30.03.1834 г. — Куринский егерский полк).
Полковой священник П. А. Моджугинский неотлучно находился с личным составом своего полка в составе оккупационного корпуса, с 1804-го по 1806 г. непосредственно участвующего в боевых действиях против французского воинского контингента на Ионических островах. В 1807 г. Куринский полк был включен в состав Дунайской армии и отличился своими героическими действиями в битвах при блокаде Измаила, а также в штурмовых действиях под Базарджиком, Шумлой и Рущуком. В Отечественной войне 1812 г. воины-куринцы в составе 3-й резервной армии отличились в боях при Городечне, Стахове и Выжве, а в кампании 1813 г. Куринский полк осаживал Торн и участвовал в сражениях при Бауцене, Вайпине, Гольдберге и Гольмансдорфе.
В опубликованном журналом «Вестник военного и морского духовенства» списке священнослужителей — участников Отечественной войны 1812 г. отмечено, что «священник Курского пехотного полка протоиерей Павел Моджугинский находился в действительных сражениях под Витебском, при селе Бородине, Смоленске, Тарутине, Малом Ярославце и за границею до взятия Парижа» [цит. по: 1].
В 1813 г. о. Павел назначается полевым обер-священником 1-й действующей армии. Важно заметить, что многолетняя и чрезвычайно насыщенная трудными походными условиями пастырская служба о. Павла была отмечена заслуженными наградами, в число которых входили:
• скуфья (от греч. — «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц: фиолетовая бархатная скуфья вручается лицам из числа белого духовенства в качестве церковной награды;
• камилавка (от греч. kamelos — «верблюд») — головной убор священнослужителей красного, фиолетового или черного цвета: с 1798 г. камилавка была отнесена к числу церковных наград;
• золотой наперсный крест от Св. Синода;
• орден Св. Анны II степени. Орден Святой Анны — императорский орден, учрежденный в 1735 г. в качестве династической награды и в 1797 г. введенный императором Павлом I в наградную систему Российской империи для отличия широкого круга государственных чиновников и военных. Орден Св. Анны II степени — крест на шее на ленте шириной 4,5 см («Анна на шее»).
В период с 1813-го по 1824 г. П. А. Моджугинский пребывает в должности полевого обер-священника 1-й действующей армии. В 1824 г. по представлению главнокомандующего 1-й армии за отличия и усердие в службе, примерное преподавание воинам закона Божия император Александр I пожаловал священнослужителю золотые часы.
3 июля 1826 г. высочайшим повелением императора Николая I П. А. Моджугинский назначается исполняющим обязанности по должности обер-священника армии
и флота. По возвращении из Москвы святейшего правительствующего Синода с це- < ремонии, посвященной коронации императора Николая I, последовал высочайший ^ указ от 9 октября 1826 г., согласно которому П.А. Моджугинский утверждается ^ в должности синодального члена с пожалованием ему митры, а соответствующим ^ указом от 13 ноября того же года — в должности обер-священника армии и флота. ^
12 января 1827 г. обер-священник армии и флота обращается с прошением на ^ имя обер-прокурора Святейшего Синода князя П. С. Мещерского. Суть прошения о заключалась в увеличении штатного состава канцелярии обер-священника до сле- о дующих пределов: секретарь, помощник секретаря, регистратор, два писца. «На канцелярские расходы при этом затрачивалась сумма в 600 рублей в год. Высочайшее решение по запрашиваемому вопросу состоялось 3 апреля 1827 г., когда император Николай I начертал: «Быть по сему» [2].
Несомненной заслугой нового обер-священника и самым заметным следом за кратковременный период его управления военно-духовным ведомством явилась разработанная лично П. А. Моджугинским «Инструкция благочинному». Вобрав в себя ранее накопленный опыт тридцатилетней практики духовно-нравственного служения военного и морского духовенства, «Инструкция благочинному» после незначительной ее доработки духовником императора Николая I протопресвитером П. В. Криницким в январе 1828 г. была утверждена и с синодального разрешения в качестве руководящего правила направлена священнослужителям армии и флота [3].
Следует заметить, что под благочинным в Русской православной церкви понимается административное должностное лицо, возглавляющее один из округов, на которые разделана епархия. В Вооруженных силах Российской империи должность благочинного была утверждена при императоре Павле I. Изначально в служебных правах и по должностному окладу военный священнослужитель в должности благочинного приравнивался к армейскому чину капитана, с 1859 г. — майора, а с 1889 г. — полковника. Сама же должность благочинного военного духовенства предназначалась для консолидации деятельности подведомственных ему священнослужителей и посреднической миссии между низовым составом священников и высшей духовной властью в армии и на флоте.
Согласно вышеотмеченной инструкции, корпусные или дивизионные благочинные назначались обер-священником армии и флота из числа достойных протоиреев или священников. Благочинные отдельных корпусов, флотских соединений, крепостей и госпиталей все необходимые предписания высшего духовного начальства получали непосредственно от обер-священника армии и флота. Во время походов все необходимые циркуляры в адрес благочинных приходили через полевого обер-священника. Важно и то, что по всем делам своего ведомства дивизионные, корпусные, флотские, крепостные и госпитальные благочинные обязаны были извещать соответствующих командиров и других воинских начальников.
В случае совместных действий армии и флота под началом одного главнокомандующего флотские благочинные поступали под руководство полевого обер-свя-щенника армии. Являясь по месту дислокации воинского соединения первенствующим духовным лицом, благочинный «должен быть в достоинстве своего сана осмотрителен, прилежен, трезв, во всех случаях благопристоен, чтобы не подать собою ни в чем случая к соблазну других; и таковое же поведение должен внушать подчиненным ему священникам» [4].
Осматривая подведомственные ему церкви, благочинный обязан был обращать внимание на следующие моменты:
1. поддержание во всех церковных помещениях чистоты;
2. наличие необходимых принадлежностей для совершения христианских треб;
3. «благоговейность» хранения «святых даров»;
4. сохранность ризницы и должный учет материальных ценностей;
< 5. наличие предусмотренных церковным уставом богослужебных книг и синодаль-н ных «на особенные случаи книжицы»;
^ 6. учет церковного денежного прихода и расхода, а также порядок хранения цер-V ковной суммы;
^ 7. порядок хранения церковных архивных бумаг [5].
^ Разработанная П. А. Моджугинским «Инструкция благочинным» стала основным о руководящим документом для армейских и флотских благочинных включительно до о принятия в 1890 г. «Положения об управлении военным и морским духовенством». В период управления П. А. Моджугинским военно-духовным ведомством на посту обер-священника армии и флота, а именно 27 августа 1827 г. было утверждено «Постановление о военной службе евреев». В силу того что в конфессиональном плане иудаизм в данный период относился к вере терпимой, то евреям-военнослужащим разрешалось посещение синагог. В случае же отсутствия специального помещения для обрядовой иудейской церемонии евреям-военнослужащим разрешалось собираться вместе для совершения необходимых молитвословий и других обрядовых нужд. До 1827 г. воинская служба в России заменялась податью. С 1827 г. евреев стали призывать на 25-летнюю действительную службу. Из каждой тысячи мужчин-евреев на воинскую службу рекрутировалось 10 человек ежегодно. Для сравнения: из каждой тысячи мужчин-христиан на воинскую службу рекрутировалось 7 человек через год.
В сентябре 1827 г. в святейший правительствующий Синод поступил высочайший указ об увольнении обер-священника армии и флота П. А. Моджугинского от занимаемых постов «за болезнью» и назначении местопребыванием ему Валаамского монастыря.
В Валаамском монастыре П. А. Моджугинский пробыл около одного года, а затем обратился с просьбой об увольнении его из монастыря и определении по какой-либо должности по линии военного ведомства. Учитывая просьбу П.А. Моджугинского, император Николай I повелел постричь бывшего обер-священника в монашество и перевести его в один из монастырей, отличающихся строгостью жизни и порядка правления. В последующем, по синодальному указу, П. А. Моджугинский был отправлен в Глинскую пустынь Курской епархии и 4 мая 1831 г. был пострижен в сан иеромонаха под церковным именем Петр. Новопостриженному иноку Петру во имя церковной службы разрешалось иметь все полученные им знаки отличия в период службы в составе белого духовенства, кроме митры. В Глинской пустыни иеромонах Петр провел остаток своей жизни в монашеском служении и «безызвестности» [6].
История не сохранила убедительных свидетельств произошедшего карьерного низложения бывшего обер-священника армии и флота и члена Святейшего Синода П. А. Моджугинского до иеромонашеского уровня рядового церковного священнослужителя — иеромонаха Петра.
К настоящему времени существует три версии о причине освобождения П. А. Моджугинского от должности обер-священника армии и флота.
Версия первая — «состояние здоровья»: в официальном указе от 3 сентября 1827 г. отмечается: «присутствующего в Св. Синоде обер-священника армии и флота Павла Моджугинского, уволить за болезнию от нынешних должностей, на место его избрать достойных претендентов и поставить» [7].
Версия вторая — «финансовая»: по утверждению обер-секретаря Святейшего Синода и профессора Санкт-Петербургской духовной академии Т. В. Барсова, истинная причина освобождения П. А. Моджугинского от должности обер-священни-ка армии и флота и члена Св. Синода заключается в растрате им казенных денег в личных целях1.
1 Военное духовенство: [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevo-info.ru/articles/4755. html/.
Третья версия — «бытовая»: в поведении П. А. Моджугинского была выявлена <
«предосудительная связь с прислугой» [8; 9]. ^
л
Литература х
et
1. Букреева Е. М. Еще один портрет в галерее участников Бородинского сражения: полковой s священник В. Я. Сицилийский: [Электронный ресурс]. URL: http://www.borodino.ru/. о
2. Барсов Т. В. Об управлении русским военным духовенством. — СПб.: Типография Ф. Г. Елеон- q ского и К°, 1879. С. 86-87. ^
3. Карташов А. В. Очерки по истории Русской церкви. М.: Терра, 1992.
4. Карчевский С. «Метеориты» воинской славы: из истории военного духовенства // Наука и религия. 1995. № 2. С. 6-7.
5. Руководство по истории Русской церкви. Рязань: Типография наследников З. П. Поздняковой, 1889. С. 144-146.
6. Карчевский С. Церковь и армия // Вера и мужество. 1995. № 4. С. 25-26.
7. Цитович Г. Храмы Армии и Флота (состояние в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства). Историко-статистическое описание. Часть 1. Пятигорск: Типолитография А. П. Нагорова, 1913. С. 9.
8. Русское православие: вехи истории: [Электронный ресурс]. URL: http://www.books.saboa. ru/titles/russkoe_pravoslavie.html.
9. Раздольский С. А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX — начале XX в.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygnet.ru/ science/razdolskiy/monast/chernomorel.htm/.
References
1. Bukreeva E. M. One more portrait in gallery of participants of the Borodino battle: regimental priest V. Ya. Sitsiliysky [Eshche odin portret v galeree uchastnikov Borodinskogo srazheniya: polkovoi svyashchennik V. Ya. Sitsiliiski]: [Электронный ресурс]. URL: http://www.borodino.ru/.
2. Barsov T. V. On management of the Russian military clergy [Ob upravlenii russkim voennym dukhovenstvom]. SPb.: Printing house F. G. Eleonsky and Co [Tipografiya F. G. Eleonskogo i K°], 1879. P. 86-87.
3. Kartashov A. V. Sketches on stories of the Russian Church [Ocherki po istorii Russkoi Tserkvi]. M.: Terra, 1992.
4. Karchevsky S. "Meteorites" of military glory: from history of military clergy [«Meteority» voinskoi slavy: iz istorii voennogo dukhovenstva] // Science and religion [Nauka i religiya]. 1995. N 2. P. 6-7.
5. Guide to history of the Russian Church [Rukovodstvo po istorii Russkoi Tserkvi]. Ryazan: Printing house of Successors of Z. P. Pozdnyakova, 1889 [Tipografiya naslednikov Z. P. Pozdnyakovoi]. P. 144-146.
6. Karchevsky S. Church and army [Tserkov' i armiya] // Religion and courage [Vera i muzhestvo]. 1995. N 4. P. 25-26.
7. Cytovich G. Army and Fleet Temples (a state in department of the Protopresbyter of military and sea clergy) [Khramy Armii i Flota (sostoyanie v vedomstve Protopresvitera voennogo i mor-skogo dukhovenstva)]. Historical and statistical description. Part 1. Pyatigorsk: Tipo-litografiya of A. P. Nagorov, 1913. P. 9.
8. Russian Orthodoxy: history milestones [Russkoe pravoslavie: vekhi istorii]: [Электронный ресурс]. URL: http://www.books.saboa.ru/titles/russkoe_pravoslavie.html.
9. Razdolsky S. A. Monasteries of the South of Russia, their role in religious and cultural development of edge in XIX — the beginning of the XX centuries [Monastyrskie obiteli yuga Rossii, ikh rol' v religioznom i kul'turnom razvitii kraya v XIX — nachale XX v.]: [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygnet.ru/science/razdolskiy/monast/chernomorel.htm/.