УДК 929
А.Е. ЭМ
г. Волгоград, Россия
НА ХЕСОК - БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Эм Александра Евгеньевна, независимый исследователь
E-mail: [email protected]
Аннотация. История корейских женщин в последнее время как никогда актуальна для изучения. Особняком стоит социокультурный феномен «новых женщин» ), тесно связанный с идеями феминизма западного
и восточного, в частности - японского и корейского. Одним из идеологов движения «новых женщин» становится первая в истории Кореи профессиональная художница На Хесок - личность неординарная и противоречивая, чей жизненный путь был тесно связан с современной ей эпохой. Цель данного исследования: обратившись к биографии На Хесок, показать, насколько тесно был связан жизненный путь личности с обстоятельствами времени, в котором она существовала.
Ключевые слова и фразы: На Хесок, история Кореи, художники Кореи, колониальный период Кореи, феминизм.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш
Для цитирования: Эм А.Е. На Хесок - биография художника // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 29-35.
NNINNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNIININN
A.E. EM
Volgograd, Russia
NA HYE-SEOK THE BIOGRAPHY OF PAINTER
Alexandra E. Em, Independ researcher E-mail: [email protected]
Abstract. The history of Korean women is more relevant to the study lately. The sociocultural phenomenon of "new women" ) stands apart, closely related to the ideas of Western and Eastern feminism, in particular Japanese and
Korean. One of the ideologues of the "new women" movement is the first professional artist in Korea's history, Na Hye-seok, an extraordinary and controversial personality, whose life path was closely connected with her contemporary era. The purpose of this study, referring to the biography of Na Hye-seok, shows how closely the life path of a person was connected with the circumstances of the time in which she existed.
Keywords and phrases: Na Hye-seok, History of Korea, the artists of Korea, The period of the Japanese imperial colonial administration, feminism.
For citation: Em A.E. Na Hye-Seok the biography of painter // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 1. P. 29-35.
Введение
История корейских женщин в последнее время как никогда актуальна для изучения. Всем хорошо известны обстоятельства недолгого президентства Пак Кынхе, которая, несмотря ни на что, остается первой женщиной-президентом в Южной Корее. К тому же набирает обороты феминистское движение, чему свидетельство
ставший бестселлером роман «Госпожа Ким Чжи Ен, рожденная в 1982 году» [1]. Эти факторы приводят к закономерному результату все возрастающего интереса к женской истории, изучению и осмыслению роли и места женщины в историческом процессе. Несмотря на сравнительную немногочисленность исторических источников, исследователи не останавливаются в своих по-
пытках реконструкции и всестороннего анализа материальной и духовной составляющей женского бытия.
Особняком стоит социокультурный феномен «новых женщин» ), тесно связанный
с идеями феминизма западного и восточного, в частности - японского и корейского. Понятие «новая женщина» становится своего рода новым женским идеалом, который должен совместить в одном человека два разных мира: восточный, с набором традиционных ценностей, и западный, с атрибутами светской образованности и эмансипацией. В 1920г. в Корее начинается издаваться журнал «Новая женщина» под редакцией писательницы Ким Вончжу. Одним из идеологов движения «новых женщин» становится первая в истории Кореи профессиональная художница На Хесок - личность неординарная и противоречивая, чей жизненный путь был тесно связан с современной ей эпохой.
Цель данного исследования: обратившись к биографии На Хесок, показать насколько тесно был связан жизненный путь личности с обстоятельствами времени, в котором она существовала. В последние годы наблюдается рост интереса к личности и творчеству На Хесок, появляется большое количество разнообразных исследований; заметка о ней появилась в учебнике истории для старшей школы [2]. В отечественной историографии можно отметить появление статей как опытных корееведов [3], так и студентов [4].
Результаты исследования
На Хесон появилась на свет в богатой и влиятельной семье потомственных аристократов. Это произошло в 1896 г, в апреле, а уже через год в 1897 г Корея была провозглашена империей [5, с. 361]. В Сувоне, родном городе На Хе-сон, её семья занимала видное положение. Отец был заместителем начальника податного приказа Видимо, отец относился к прогрессивно мыслящим родителям, так как позволил дочери учиться сначала в младшей школе для девочек, затем и вовсе отпустил получать образование в Сеул. Страна, между тем, попадала во всю большую зависимость от Японской империи; решающим событием в процессе закабаления Кореи стали итоги русско-японской войны (1904 -1905 гг.) [5, с. 363].
Таким образом, детство и ранняя юность На Хесок проходит в Корее под протекторатом
Японии (1905-1910 гг.) В 1910 г. будущая художница отправляется на учебу в столицу; она поступает в школу для девочек Чинмен одновременно она получает официальное имя Хесок. До этого согласно традициям, у неё было детское имя, по которому к ней обращались в семье. Женщины в Чосоне, не считая нескольких исключений, не имели собственных имен; после замужества их называли «супруга такого-то», «мать такого-то». Но все изменилось, после установления японского владычества. В 1910 г. произошла аннексия Кореи, и в том же году японская администрация делает обязательной регистрацию всех корейцев, в том числе и женщин [6, м. 18:40]. Училась На Хесок блестяще, одновременно с успехами в учебе проявился её незаурядный художественный талант. В 1913 г. она в числе лучших учениц заканчивает школу Чинмен, тогда же появляется первая заметка о ней в газете Мэиль Синбо (^ ^Ж) [7].
После окончания школы На Хесок уезжает на учебу в Токио - этому способствовал её художественный талант и уговоры старшего брата, который смог убедить отца отпустить её. На Хе-сок приступает к изучению западной масляной живописи в Токийском женском университете искусств. Токио 1910-х гг. бурлил идеями, интеллектуальная жизнь била ключом, и это в условиях все нарастающих военных настроений. Корейская молодежь, которая приехала в Японию для получения образования, активно включается в происходящее. Не остается в стороне и На Хе-сок, ее пытливый ум привлекают идеи женской эмансипации и нарастающего в Японии феминистского движения. Уже в следующем 1914 г. в студенческом журнале «Хакчикван» выходит её статья «Идеальная женщина» Щ В этом небольшом по размеру произ-
ведении На Хесок размышляет о месте женщины в корейском обществе, о том, что не следует слепо подчиняться принципу «мудрой матери и хорошей жены» но, напротив, искать идеал в себе в том почти мистическом внутреннем свете, который проясняет любые отношения между людьми [7]. «Идеальная женщина» вышла из-под пера совсем молодой девушки, с еще не устоявшимся литературным стилем, которая некоторые погрешности текста компенсирует большим чувством. Эссе привлекает внимание, и На Хесок становится первопроходцем корейского феминизма.
К весне 1915 г. На Хесок становится центральной фигурой в организации Ассоциации корейских женщин-студенток в Японии [7]. Она много общается с корейскими студентами в Японии, знакомится с будущим известными писателем Ли Гвансу. В этом же году у неё возникают романтические отношения со студентом университета Кейо Чхве Сынгу. Взаимная симпатия до брака все еще была явлением экстраординарным - неудивительно, что их роман активно обсуждался в студенческой среде. Слухи достигли отца На Хесок. Крайне недовольный, он вызывает дочь в Корею, и та вынуждена подчиниться. По приезде На Хесок была поставлена перед фактом, что ей необходимо выйти замуж, иначе она лишается материальной поддержки. Будь на её месте другая, памятуя о дочернем послушании, она бы согласилась, но На Хесок находит другой выход.
Она уходит из дома и находит место учителя в начальной школе; стоит отметить, что к этому времени женщины из средних городских слоев постепенно начинают завоевывать рынок труда. Более активно этот процесс начинается с середины 20-х гг: некоторые женские профессии неплохо оплачивались - в частности, ставка преподавательницы в начальной школе могла достигать 45-ти вон, и заработок этот был выше среднего по стране в 2-3 раза [6, м. 28:10]. Неудивительно, что, проработав учителем чуть больше полугода, она смогла скопить сумму достаточную для возвращения в Японию, и продолжить образование. К концу 1915 г. На Хесок возобновляет занятия в университете. Надо сказать, что живопись остается для неё в приоритете, даже не смотря на определенный успех в публицистике. Но весной 1916 г случается личная трагедия - от туберкулеза в возрасте 24 лет умирает Чхве Сынгу. Потеряв первую любовь, На Хесок переживает сильное нервное потрясение. Оправиться помогает работа, она активно пишет картины, а также продолжает совершенствовать свои литературные способности. В 1917 г. выходит второе эссе «Разные чувства» где она более радикально выражает свои чувства по поводу существующего несправедливого устройства корейского общества; впервые там рефреном звучит мысль о том, что «Женщина тоже человек» [7]. Затем последовало еще несколько критических эссе. Параллельно На Хесок продолжила обучение
в женском университете искусств, который она оканчивает в марте 1918 г.
В апреле того же года она возвращается на Родину, избрав местом жительства Кёнсон (Сеул). Здесь На Хесок публикует небольшое художественное произведение «Кенъхи» главная героиня - современная молодая девушка - противостоит узкомыслящим, консервативным людям, ее окружающим [8]. Хорошее образование позволило На Хесок довольно легко устроиться на работу учителем, преподавательской деятельности в школах для девочек она посвятит почти 2 года своей жизни.
Между тем, в стране нарастают антияпонские настроения; особенно они сильны в среде корейской интеллигенции. Отправной точкой становится смерть первого Императора Кореи Коджона 21 января 1919 г. По стране муссировались слухи о том, что император был отравлен японцами [5, с. 381]. Корейские студенты, обучавшиеся в Японии, подготовили Декларацию Независимости (её автором был Ли Гвансу). Похороны Коджона были назначены на 3 марта, накануне этой даты народ со всей страны потянулся с столицу. Этой ситуацией корейские патриоты решили воспользоваться, на 1 марта было решено провести мирный митинг с зачитыванием текста декларации [5, с. 382]. На Хесок приняла деятельное участие в «Первомартовском движении» - и это несмотря на то, что она училась в Японии и вдохновлялась деятельность японских феминисток. Колониальные власти быстро подавили выступления, наиболее видные фигуры были схвачены и заключены под стражу, не избежала подобной участи и На Хесок.
В заключении она провела несколько месяцев [9]. Её семья нанимает адвоката по имени Ким Уен ) - он был дружен со старшим братом
На Хесок, в свое время учился в Токийском университете [10, с. 5]. Они были знакомы со времен учебы в Японии, Ким Уен был вдовцом десятью годами старше своей подопечной. Между ними возникла симпатия, после освобождения На Хе-сок позволила Ким Уену ухаживать за собой, что также было новым явлением для корейского общества с его традицией договорных браков. Пожалуй, можно сказать, что фигура Ким Уена даже в отрыве от личности На Хесок, представляет собой любопытный социальный феномен. Человек скромного происхождения, он сумел добиться серьезных успехов в колониальной Корее,
опираясь исключительно на свои способности и умение ладить с нужными людьми [9]. Период ухаживаний растянулся почти на год. Ко времени, когда было сделано формальное предложение, верная себе На Хесок поставила перед ним ряд условий, при выполнении которых она бы согласилась на замужество. Например, они должны были продолжать любить друг друга; также она не собиралась жить вместе со свекровью и растить дочь Ким Уена от первого брака; он не должен был препятствовать её занятиям живописью; установить памятник на могиле Чхве Сынгу [10, с. 6]. Каждый из пунктов противоречил конфуцианским представлениям о браке, но Ким Уен со всем соглашается, и в апреле 1920 г. состоялось бракосочетание. Празднества продлились несколько дней, молодожены были одеты в европейские одежды, на невесте было белое платье и вуаль. Это был не просто брак, он должен быть стать браком «нового образца», браком по любви - революционная вещь для того времени.
Поначалу супруги были единодушны, они издавали прогрессивный журнал «Пхехо» ) и печатают ряд статей в журнале «Новая женщина». В апреле 1920 г. На Хесок публикует в этом журнале графические работы под названием «Один день Ким Иреп» [3].
Здесь она показывает идеал современной женщины, которая, занимаясь домашними делами, при этом находит место для творчества. Постепенно отношения между супругами ухудшаются. Возможно, этому способствовало рождение детей (у них было 4 ребенка, 1 девочка и 3 сына), возможно, причиной становится повышение Ким Уена, который становится дипломатическим работником. В литературных произведениях На Хесок, и без того довольно радикальных, появляется и нарастает накал критицизма. В стихотворениях «Кукольныйдом» ^ ")и«Нора» На Хесок резко высказывается против принятого в обществе отношения к женщинам, критикует принцип «мудрой матери и хорошей жены»
В творческом плане период замужества На Хесок довольно успешен. В 1921 г была опубликована повесть «Обида покинутой женщины» в которой была показана драматическая история постепенного материального и духовного упадка молодой вдовы, поставленной в зависимость от мужчин [11]. В том же 1921 г. состоялась первая персональная выставка На Хе-
сок, где она представила около 70 работ [10, с. 6]. Выставка пользуется успехом, в 1923 г. На Хесок становится со-основателем Ассоциации корейских художников. С 1923 по 1926 гг. Ким Уен вместе с семьей провел в Манчжурии куда получил дипломатическое направление. Здесь На Хе-сок изучала особенности китайской живописи и продолжила участвовать в патриотической деятельности. Она помогает многим корейцам, оказавшимся в Манчжурии.
В 1927 г. происходит еще одно значимое событие в жизни На Хесок: она отправляется с мужем в кругосветное путешествие, и здесь она становится пионером - первой кореянкой, совершившей кругосветное путешествие. Они посещают разные восточные и европейские страны, побывали и в США [10, с. 6]. На Хесок побывала даже в СССР, в Москве, где посетила основные музеи и в целом осталась довольна поездкой [12]. Возвращение на родину состоялось в феврале 1929 г. Поворотным оказалось 8-месячное пребывание в Париже, На Хесок окунулась с головой в культурную жизнь, знакомилась с последними веяниями в изобразительном искусстве; к этому периоду относится увлечение её фовизмом. Самая известная картина На Хесок «Автопортрет», очевидно, создана под впечатлением от Европы (примечательно, что художница придала себе европейские черты) [3]. Там же, в Париже, На Хе-сок сближается с лидером корейской религии чхондоге (^£2) Чхве Рином. Религия чхон-доге в связи со своими миролюбивыми посылами не была запрещена японской администрацией [5, с. 380]. Однако Чхве Рин, участвовавший в «первомартовском движении» и ряде других акций, в итоге оказался в Париже, где и познакомился с На Хесок. Доподлинно неизвестно, были ли между ними близкие отношения, но для брака художницы - это знакомство стало роковым.
После возвращения на родину в 1929 г. у На Хесок состоялась еще одна персональная выставка, она продолжила много и плодотворно работать - писать статьи, эссе, путевые заметки [10, с. 6]. Ким Уен между тем оставляет дипломатический пост и сосредотачивается на адвокатской деятельности. В 1931 г. в семье разгорелся скандал, повлекший за собой развод. Достоянием общественности становится письмо На Хесок, которое она отправила Чхве Рину. Ким Уен обвинил супругу в неверности и предложил развестись, обвинения базировались на этом письме.
На Хесок не отрицала, что испытывала к Чхве Рину нежные чувства, но известной черты не переступала, Чхве Рин, которого тоже затронул скандал, всячески отрицал любую связь с художницей. Позже На Хесок опишет свое состояние в известном эссе «Признание о разводе»
Там она подчеркнет спокойный, даже обыденный тон Ким Уена: «Дорогая, давай разведемся» [13, с. 39]. Развод был болезненный: в традиционном корейском обществе и закон, и общественное мнение были на стороне мужчин. На Хесок в одночасье лишилась всего: средств, уважения, и - самое болезненное - дети должны остаться с отцом. На момент развода у На Хесок и Ким Уена было четверо детей: старшая дочь и трое сыновей, младшему был всего год. Ей запретили видеться с детьми. Спустя годы второй сын На Хесок Ким Чин написал книгу
воспоминаний «Моя мать На Хесок» ("^ ^МЧ где подробно описывает судьбу детей На Хесок после развода [14].
Сразу после развода старший брат уговаривал На Хесок уехать в Японию, но вместо этого она уезжает в Манчжурию. Там её настигают новости о новом браке Ким Уена, и это несмотря на то, что у них было устное соглашение, по которому они обязывались два года воздерживаться от повторного вступления в брак [10, с. 7]. В срочном порядке вернувшись в Корею, она обнаруживает, что бывший муж и не собирался выполнять обещанное; кроме того, она столкнулась с осуждением со стороны общества, и даже её собственные братья отвернулись от неё, как от источника позора. Но в профессиональной деятельности пока все складывалось неплохо, в 1931 г. она получает специальный приз на выставке национального искусства Чосона. Продолжает печатать свои эссе и художественные произведения. В 1934 г. она публикует «Признание о разводе», которое производит эффект разорвавшейся бомбы. Общество, не готовое к подобной откровенности, окончательно отвернулось от неё. Что же так возмутило читателей? Это было первое безжалостно честное признание разведенной женщины, где она, избегая вульгарности, открыто говорит о проблемах различного характера с которыми столкнулась в браке, о существующей несправедливости, которая предусматривает разный подход к поведению мужчин и женщин. Также она оправдывает практику добрачного сожительства, которое поможет молодым людям лучше узнать
друг друга и, как следствие, вступить в брак подготовленными.
После выхода признания на карьере На Хесок был поставлен крест. Она еще пыталась остаться на плаву, но её выставки встречали более чем холодный прием, а литературные труды перестали публиковать. Оставшись без средств к существованию (судебный иск против Чхве Рина не принес результатов), На Хесок вынуждена была буквально выживать. Некоторое время она находила приют в буддистских храмах, даже подумывала о том, чтобы стать буддистской монахиней. Все это сказалось на душевном и физическом здоровье художницы, в 1939 г. ее разбивает частичный паралич [10, с. 8]. Доподлинно неизвестно, как сложилась её жизнь в последние годы. Известно только, что в 1948 г она умерла в больнице для бедняков в полном одиночестве.
Выводы
Творческое и культурное наследие На Хесок значимо, она прожила яркую и порой трагическую жизнь. Личность сложная, противоречивая, во многом она стала первопроходцем. Первая корейская женщина-профессиональный художник; первая кореянка, совершившая кругосветное путешествие; первая в Корее, кто не побоялся откровенно рассказать о своем браке и разводе. Ее идеи не всегда находили понимание - они были слишком новаторские, слишком неудобные. Ее художественные работы порой не принимались публикой, в своих картинах она пыталась объединить западную технику с характерным для Кореи содержанием, за что часто была критикуема. Из более чем 200 работ до наших дней сохранилось совсем немного.
В современной Южной Корее высоко оценивается вклад На Хесок в дело феминизма и борьбы за права женщин. Хотя еще в недавнем времени её имя было нарицательным, а чувство неуверенности, которое испытывали женщины опасаясь, что их профессиональная деятельность может нанести ущерб интересам семьи, так и назвали - «комплекс На Хесок» ^
") [3]. В настоящее время появляется все больше работ, посвященных биографии и творческому наследию На Хесок, её имя перестало ассоциироваться с чем-то скандальным, оно перестало быть табуировано в обществе. Напротив, наблюдается тенденция к признанию заслуг этой выдающейся женщины, и тут главное - найти баланс между слепой апологетикой и суровой кри-
тикой. Здесь может помочь изучение биографии На Хесок - того, как органично она вписывается в современные ей реалии; даже печальный итог ее жизни был во многом закономерен и обусловлен существующими в обществе представлениями о том, какой должна быть женщина. Можно
сделать вывод о том, что На Хесок во многом продукт эпохи. По-видимому, она сама остро чувствовала свою связь с современностью и старалась свои творчеством ускорить модернизацию нравов и общественных отношений.
Список литературы
1. Нэм, Джу Те. Госпожа Ким Чжи Ен, рожденная в 1982 году / Те Нэм Джу; [перевод с английского А. Бял-ко]. - Москва: Эксмо, 2020. - 192 с. - (Global Books. Книги без границ) / - ISBN 978-5-04-107919-2. - Текст: непосредственный.
2. - : Ч^, ^ЖЧЧ, 2014. - 388 с. / - ISBN 978-89-378-9741-2. - Текст: непосредственный.
3. Хохлова, Е. А. На Хесок - первая в истории Кореи профессиональная художница, литератор и борец за права женщин - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/kbiblp8iyq/direct/181529802 (дата обращения: 18.11.2020) - Текст: электронный.
4. Семенова, А. Женская литература в период японской оккупации 1910 - 1945 гг. (на примере произведения Ким Менсун «Девушка-загадка» и На Хесок «Кенъхи» // Казанский вестник молодых учёных. - Казань. 2018. Т. 2. № 1 (4). - 97 - 99 с. / - ISSN 2587-9669 - Текст: непосредственный.
5. Курбанов, С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. - 3-е изд., испр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2018. - 744 с. / - ISBN 978-5-288-05822-6. - Текст: непосредственный.
6. Ланьков, А. Корейская семья и корейская демография | 1900-2000 годы / KIM Magazine | Информационно-познавательный журнал, дата размещения 15.04.2020. - 1ч. 31:10: цв., зв. - Формат изобр.: avi. - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=7-xING6wUpg&t=2737s (дата обращения: 15.11.2020) - Изображение (движущееся; двухмерное): видео.
7. Kim, Yung-Hee. Creating new paradigms of womanhood in modern Korean literature: Na Hye-sok's "Kyonghui" (Critical Essay) // Korean Studies. January 1, 2002 - URL: https://web.archive.org/web/20121105171531/http://www. highbeam.com/doc/1G1-97821483.html (дата обращения: 15.11.2020) - Текст: электронный.
8. Na, Hye-seok. An artist and women's rights activist // Koreans in History. - URL: https://web.archive.org/ web/20110519010113/http://rki.kbs.co.kr/english/program/program_koreanstory_detail.htm?No=25227 (дата обращения: 20.11.2020) - Текст: электронный.
9. Hwang, Kyung Moon, Na, Hye-seok. Advocated social changes // The Korea Times. May 6, 2015 - URL: http://www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2020/10/633_178396.html (дата обращения: 19.11.2020) - Текст: электронный.
10. Choe, Miwon. A Korean Female Artist, the Pioneer Hae-Seok Rah // Visual Culture & Gender, Vol. 1, 2006 an annual peer-reviewed international multimedia journal - 4 - 10 p. - URL: https://www.vcg.emitto.net/index.php/ vcg/article/view/3/2 (дата обращения: 18.11.2020) - Текст: электронный.
11. Na, Hye-seok. Bitterness of the Inner Quarters / Na, Hye-seok [ Translated by Sora Kim-Russell] : Literature Translation Institute of Korea, 2014 - 22 p. - URL: https://buk.io/@ka2099/0/0.9999999 (дата обращения: 20.11.2020) - Текст: электронный.
12. Ч^Ч 19274 ^ЧЧ — Ч^1Ч // Russia-CIS Focus, 20134 74 154 4224S. - URL: http:// www.rus.or.kr/_common/boardSkin/bbs_down.asp?BID (дата обращения: 20.11.2020) - Текст: электронный.
13. Ч^. ^ЧЧ / Ч^ЧЧ: 2018 - 88с. / - ISBN 979-11-6339-129-6 05810 - Текст: непосредственный.
14. Ч^н. ЧЧ Ч Ч^ Ж^Ч Щ^ь З.Щ // 20094 54 545S - URL: https:// woman.donga.com/List/3/all/12/140763/1 (дата обращения: 20.11.2020) - Текст: электронный.
References
1. Nem Ju, Te. Ms. Kim Ji Yong, born in 1982/Te Nem Ju; [translation A. Byalko]. - Moscow: Eksmo, 2020. -192 p. - (Global Books. Books Without Borders) /- ISBN 978-5-04-107919-2.
2. Korean history for High school. - Seoul: Mirein, Universitybook, 2014. - 388 p. / - ISBN 978-89-378-9741-2.
3. Khokhlova, E. A. Na Hesok - the first professional artist in the history of Korea, writer and activist for women's rights - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/kbiblp8iyq/direct/181529802 (accessed: 18.11.2020).
4. Semenova A. Women's literature in the period of the Japanese occupation 1910-1945. (on the example of the work Rim Munsun "the girl-riddle" and on Na Hye-Seok "Kyonkhi") // Kazan vestnik of young scientists. - Kazan. 2018. Vol. 2. No. 1 (4). - 97 - 99 p. / - ISSN 2587-9669.
5. Kurbanov, S. O. History of Korea: from antiquity to the beginning of the XXI century. - 3rd ed., Type. -St. Petersburg: Publishing House S.-Petherb. Un-ta, 2018. - 744 p. /- ISBN 978-5-288-05822-6.
6. Lankov A. Korean Family and Korean Demography | 1900-2000 / KIM Magazine | Information and Educational Magazine, Date of Placement. 15.04.2020 - 1 h. 31:10: zv., col. - Image format: avi. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=7-xING6wUpg & t = 2737s (accessed: 15.11.2020).
7. Kim, Yung-Hee. Creating new paradigms of womanhood in modern Korean literature: Na Hye-sok's "Kyonghui" (Critical Essay) // Korean Studies. January 1, 2002 - URL: https://web.archive.org/web/20121105171531/http://www. highbeam.com/doc/1G1-97821483.html (accessed: 15.11.2020).
8. Na, Hye-seok An artist and women's rights activist // Koreans in History. - URL: https://web.archive.org/ web/20110519010113/http://rki.kbs.co.kr/english/program/program_koreanstory_detail.htm?No=25227 (accessed: 20.11.2020).
9. Hwang, Kyung Moon. Na Hye-seok advocated social changes // The Korea Times. May 6, 2015 - URL: http:// www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2020/10/633_178396.html (accessed: 19.11.2020).
10. Choe, Miwon. A Korean Female Artist, the Pioneer Hae-Seok Rah // Visual Culture & Gender, Vol. 1, 2006 an annual peer-reviewed international multimedia journal - 4 - 10 p. - URL: https://www.vcg.emitto.net/index.php/ vcg/article/view/3/2 (accessed: 18.11.2020).
11. Na, Hye-seok. Bitterness of the Inner Quarters / Na, Hye-seok [ Translated by Sora Kim-Russell] : Literature Translation Institute of Korea, 2014 - 22 p. - URL: https://buk.io/@ka2099/0/0.9999999 (accessed: 20.11.2020).
12. Kwon, Jung-im. 1927 Russian Traveler, Na Hye-seok//Russia CIS Focus, July 15, 2013 No. 2, No. 24. - URL: http://www.rus.or.kr/_common/boardSkin/bbs_down.asp?BID (accessed: 20.11.2020).
13. Na, Hye-seok. Divorce testimony / Publisher Kim Nyeong Hwan-hwan: On This Fub, 2018 - 88a. / - ISBN 979-11-6339-129-6 05810.
14. Na, Hye-seok. Second son Kim Jin Confession // Woman Donga, May 5, 2009 - URL: https://woman.donga. com/List/3/all/12/140763/1 (accessed: 20.11.2020).
Дата поступления /Received 25.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 18.01.2021
© Эм А.Е., 2021 © Em A.E., 2021