тема номера
На финишной прямой
В 2007 г., когда стартовала 7-я Рамочная программа научно-технологического развития ЕС (7-я РП), амбициозность ее целей и задач, финансовые масштабы, а вместе с ними и открывающиеся возможности для сотрудничества с Евросоюзом породили определенные ожидания у наиболее активной части белорусского научного сообщества. Сегодня программа выходит на финишную прямую: позади около 300 конкурсов проектов, идет активная подготовка к последнему, беспрецедентному по бюджету циклу конкурсов 2013 г., широко обсуждаются стратегия «Инновационный союз» и преемница 7-й РП,
получившая название «Горизонт-2020».
Ольга Мееровская,
национальный координатор и руководитель Национального информационного офиса 7-й Рамочной программы ЕС
татьяна ляднова,
координатор Национальной контактной точки «Информационные технологии» и «Научная инфраструктура» 7-й Рамочной программы ЕС, кандидат экономических наук
С 2002 г. рамочные программы открыты для исследователей из третьих стран. Мотивы Евросоюза понятны. Стратегическое партнерство с отдельными третьими странами, прежде всего с экономически развитыми в приоритетных областях науки, играет на руку экономике ЕС. Появляется возможность совместно и взаимовыгодно решать различные проблемы, в том числе для усиления внешней политики ЕС и, в частности, европейской политики добрососедства.
Оставаясь ЕС-ориентированными по целям и задачам, рамочные программы стали крупнейшими в мире в области международного сотрудничества. Представители третьих стран составляют 6% общего количества партнеров в 7-й РП (5,4% в 6-й РП) и распоряжаются 2,6% бюджета (2% в
6-й РП). При этом промышленно развитые государства финансируют свое участие в программе самостоятельно. По количеству партнеров лидируют Россия, США, Китай, Индия, ЮАР. В первую десятку входит и Украина [1].
На ноябрь 2011 г. организации из стран Восточной Европы и Центральной Азии (Eastern Europe and Central Asia, далее -EECA) выступали партнерами в проектах
7-й РП 672 раза с общим объемом финансирования 74,8 млн евро, что составляет 17% от числа участников и 18% от объема средств, выделенных третьим странам. Они - лидеры в проектах по направлениям «Транспорт» (55%>) и «Космос» (50%), «Нанотехнологии, материалы, производственные процессы» (40%) и развитию научной инфраструктуры (36%) (рис. 1). Россия и Украина фактически единственные партнеры Евросоюза по программе «Евроатом».
В целом регион играет заметную роль в международной научной политике ЕС. По мнению авторов, однако, речь о странах Восточной Европы и Центральной Азии как о регионе можно вести лишь с точки
зрения географии. Ни согласованной политики в области науки, технологий и инноваций, ни скоординированных походов к ее реализации, в том числе в части сотрудничества с ЕС, в ЕЕСА нет. Соответственно, и позиция Европейского союза в отношении отдельных стран и субрегионов в рамках ЕЕСА меняется. Сотрудничество с Россией, как, впрочем, и с другими стратегическими партнерами, развивается. Партнерство предполагает софинансирование сторонами проектов и инициатив и получение взаимной выгоды. ЕС также хотел бы видеть своих ученых в российских национальных программах. Страны Восточной Европы и Закавказья, находящиеся в сфере влияния европейской политики добрососедства, по отдельности не могут претендовать на партнерство с ЕС в сфере науки, технологий и инноваций. Уровень научного сотрудничества с объединенной Европой в значительной степени определяется их отношением к вопросам евроинтеграции. Наибольших успехов здесь добилась Молдова, которая в 2011 г. подписала договор об ассоциации в 7-й РП. И, наконец, для стран Средней Азии научно-технические контакты уступают место кооперации для развития субрегиона и содействия со стороны ЕС решению местных проблем.
Указанная субрегиональная специфика и анализ состояния двустороннего взаимодействия ЕЕСА с ЕС, его странами-членами, а также между собой легли в основу документа, получившего название «Белая книга о возможностях и проблемах расширения сотрудничества ЕС с Восточной Европой, Центральной Азией и Южным Кавказом в области науки, технологий и инноваций» [2]. Документ был разработан экспертами из ЕС и ЕЕСА в рамках проекта 7-й РП «Сеть для международного научно-технического сотрудничества со странами Восточной Европы и Центральной Азии» и содержит 41 рекомендацию по расширению би-регионального диалога
ЕС - ЕЕСА. Рекомендации предназначены политикам и другим заинтересованным лицам на национальном и общеевропейском уровне, включая Еврокомиссию, а также научному сообществу в странах ЕС и ЕЕСА. Документ определяет базовые направления взаимодействия - совершенствование политики научно-технического и инновационного сотрудничества, укрепление научных организаций, совершенствование кадров, усиление роли частного сектора и развитие субрегиональной кооперации. После завершения открытого обсуждения проекта, в начале нынешнего года, «Белая книга» будет представлена Европейскому парламенту, Европейской комиссии и органам государственного управления в сфере науки и инноваций в странах ЕС и ЕЕСА.
Наибольшее количество проектов выполняется партнерами из ЕЕСА по таким приоритетным направлениям, как «Транспорт» (12%>), «Окружающая среда, включая изменения климата» (11%) и «Здоровье» (9%>). Доля проектов по поддержке существующей и созданию новой научной инфраструктуры доходит до 13%, по стимулированию и координации международного сотрудничества - 10%.
Анализ представленных в табл. 1 данных позволяет сделать определенные выводы о приоритетах отдельных стран в сотрудничестве по линии 7-й РП. Для России, к примеру, это транспорт и космос, для Украи-
ны - окружающая среда и транспорт, для Казахстана - окружающая среда. Интересно, что Беларусь выпадает из региональных приоритетов. Наиболее успешными разделами программы для отечественных партнеров являются: «Информационные и коммуникационные технологии» (29%), «Научная инфраструктура» (главным образом в части е-инфрастуктуры - 17%), содействие международному сотрудничеству (№СО, 17%), «Здоровье» (13%) и «Социально-экономические и гуманитарные науки» ^Н, 13%) (рис. 2).
Пока наши соотечественники не добились успехов в конкурсах по энергетике, что отчасти объясняется невысоким совпадением приоритетов ЕС и Беларуси в этой области, неоднократно отмечавшимся экспертами. Да и попытки были немногочисленны. Мы с опозданием начали работать по транспорту, однако определенные перспективы, в том числе и для участия белорусских крупных промышленных предприятий, в этой области имеются.
Обращают на себя внимание высокая активность и хорошие результаты по сотрудничеству в области научной инфраструктуры (рис. 2). Однако проекты с участием Беларуси относятся лишь к той части тематики, которая связана с развитием е-инфраструктуры. Все остальное остается пока вне интеграционных процессов. Даже при том, что показатели обновления материально-технической
базы науки в республике по европейским меркам низкие, в стране имеются объекты научной инфраструктуры, которые могут представлять интерес для ЕС и теоретически должны быть заинтересованы в контактах с аналогичными объектами в странах Сообщества. Развитие сотрудничества по разделу «Научная инфраструктура» 7-й РП представляется одной из наиболее перспективных и, что немаловажно, реальных возможностей.
В целом наблюдается прямая зависимость между количеством представленных на конкурсы и одобренных заявок. Однако есть и исключения. К примеру, активность отечественных организаций на первых четырех конкурсах 7-й РП по направлению «Питание, сельское хозяйство, биотехнологии» была достаточно высокой - 21 заявка, однако ни один проект поддержан не был. Это сильно демотивировало потенциальных участников: число заявок существенно снизилось. И хотя каждому, кто работал в многосторонних проектах, понятно, что успех, так же как и неуспех, нельзя отнести на счет одного партнера (чаще всего проблема в координаторе, который играет главную роль в написании проекта, в актуальности и новизне тематики, наличии в составе консорциума конечных пользователей и партнеров с громкими именами и др.), в такой ситуации поддерживать интерес заявителей к участию в конкурсах стало сложно. И тем не менее первый на-
Рис. 2. Проекты с участием партнеров из Беларуси (ноябрь 2011)
Рис. 1. Объем финансирования Еврокомиссией партнеров из ЕЕСА по отношению к объему финансирования партнеров из всех третьих стран в проектах 7-й РП, % (2010 г.)
тема номера
учный проект по данному направлению вот-вот появится в Беларуси: он рекомендован к финансированию по результатам конкурса 2011 г. и связан с использованием органических отходов и биопродуктов для устойчивого возделывания непищевых продуктов на диффузных загрязненных сельскохозяйственных землях.
По данным Еврокомиссии, средний уровень успешности в программе сильно варьируется между направлениями: менее 10% - по социально-гуманитарным наукам, 35%-для проектов по космической тематике и 40% - по нанотехнологиям и материалам (рис. 3). Однако воспринимать буквально эту информацию нельзя: например, последняя цифра объясняется не слабой конкуренцией или, наоборот, исключительно высоким качеством заявок в сфере нанонаук и новых материалов, а форматом проведения конкурсов и методом подсчета уровня успешности. Конкурсы по направлению «Нанотехнологии, нанонауки, материалы и
новые производственные технологии» проводятся в две стадии, на первой из которых происходит значительный отсев проектных идей. При этом уровень успешности определяется соотношением заявок, поданных на второй тур, к числу отобранных для финансирования проектов.
«Окружающая среда и изменения климата» - единственное в программе тематическое направление, для которого средний уровень успешности заявок с участием научных коллективов из ЕЕСА выше, чем для третьих стран и программы в целом (рис. 3).
Следует отметить, что данный показатель весьма относителен, потому что характеризует успешность не конкретного партнера, а консорциума в целом. Тем не менее он широко используется Еврокомиссией для сравнения. За четыре цикла конкурсов (2007-2010 гг.) с участием Беларуси было подано 158 заявок, примерно столько же у Казахстана (151) и Грузии (150) (рис. 4). Лиди-
руют, разумеется, Россия (1947) и Украина (697), уровень успешности которых составляет соответственно 23 и 21%. Средний показатель Беларуси несколько ниже - 17%, однако он год от года меняется и, к примеру, в 2010 г. составил 24%.
По данным Еврокомиссии, на ноябрь 2011 г. 31 белорусский партнер участвовал в 26 проектах 7-й РП с общим бюджетом для белорусской стороны 1,84 млн евро. 19 проектов из 26 финансируются в рамках разделов «Сотрудничество» (поддержка НИОКР по 10 тематическим приоритетным направлениям) и «Возможности» (содействие проведению научных исследований). В них организации из Беларуси работают на контрактной основе. Суммарный бюджет этих проектов составляет 152,4 млн евро, для белорусских исполнителей - 1,62 млн евро (рис. 5).
Еще 7 проектов выполняются по разделу «Люди» (поддержка развития научной
Таблица 1. Проекты 7-й РП с участием партнеров из стран ЕЕСА, 2007-2010 гг.
Country/Priority Area AM AZ BY GE KG KZ MD RU TJ TM UA UZ
Здоровье (Health) 1 0 2 4 0 1 2 33 0 0 5 0
Питание, сельское хозяйство, биотехнологии (FAB) 0 0 0 1 0 3 34 0 0 8 2
Информационные и коммуникационные технологии (ICT) 3 1 5 1 0 0 1 30 0 0 6 0
Нанотехнологии, нанонауки, материалы и новые производственные технологии (NMP) 0 0 1 0 0 0 0 28 0 0 4 0
Энергетика (Energy) 0 0 0 0 0 2 0 24 0 0 7 0
Окружающая среда, включая изменения климата (Environment) 1 4 0 2 2 5 1 34 1 1 16 3
Транспорт (Transport) 0 0 0 1 0 0 1 64 0 0 12 0
Социально-экономические и гуманитарные науки (SSH) 0 0 3 1 0 0 0 7 0 0 6 0
Космос (Space) 0 0 0 0 0 0 0 43 0 0 6 0
Безопасность (Security) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0
Идеи (Ideas) 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Люди (People) 5 2 7 7 0 0 5 74 0 0 48 0
Научная инфраструктура (ResIfra) 5 2 4 11 0 2 5 42 0 0 13 0
Исследования в поддержку малых и средних предприятий (SME) 0 0 0 0 0 0 2 3 0 0 0 0
Наука в обществе (SiS) 0 0 0 0 0 0 0 6 0 0 3 0
Содействие международному сотрудничеству (INCO) 7 7 5 9 3 4 6 17 2 1 8 4
Ядерная энергетика (Fusion Energy) 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 0 0
Ядерное деление и радиационная защита (Nuclear fission and radiation protection) 0 0 0 0 0 0 0 9 0 0 4 0
Всего 22 16 27 37 5 19 23 449 3 2 148 9
карьеры и международной мобильности) и относятся к категории «Международная схема по обмену персоналом между научными организациями». Представители третьих стран - партнеры проектов IRSES -не являются сторонами по контракту. Предназначенные им средства перечисляются партнеру из ЕС и расходуются им на обеспечение визитов белорусских ученых в научные центры Евросоюза, необходимые для реализации совместной программы исследований. На данный момент на эти цели выделено 222 тыс. евро, что позволит нашим исследователям проработать в ведущих европейских центрах 117 чел/ месяцев. Несмотря на небольшой объем финансирования, проекты этого типа приносят несомненную пользу, в первую очередь как способ поддержки международной проектно-ориентированной мобильности белорусских ученых - деятельности, которая практически не финансируется в Беларуси из республиканского бюджета. Не имеют на это собственных средств и научные организации, в лучшем случае использующие лишь незначительные возможности безвалютных обменов. Как обязательное условие 7-я РП выдвигает необходимость вовлечения в международное сотрудничество молодых исследователей и, наконец, предполагает приезд в Беларусь партнеров из стран Евросоюза для проведения совместных исследований и участия в научных мероприятиях. Говоря о программе «Люди», следует остановиться еще на одной популярной в нашей республике схе-
ме, финансирующей индивидуальные научные проекты опытных ученых из третьих стран длительностью 1-2 года, реализация которых осуществляется в научных организациях ЕС. Цель конкурса- трансфер в европейские научные центры знаний и опыта, накопленных за пределами Евросоюза, и установление устойчивого сотрудничества между направляющей исследователя организацией из третьей страны и принимающим научным центром из ЕС. На первые три конкурса «Международные въездные стипендии» от Беларуси была подана 41 заявка, из которых поддержку получили только три. Уровень успешности составил 7%, что намного ниже среднего по конкурсу и характеризует в данном случае непосредственно заявителя, опытного ученого из Беларуси, который является автором заявки. Наиболее часто встречающиеся претензии экспертов к проектам белорусских ученых: отсутствие или недостаточное количество публикаций в рецензируемых зарубежных научных изданиях, докладов серьезного уровня на научных конференциях и предыдущего опыта международного сотрудничества. Невысокое качество профайла вызывает сомнение в том, действительно ли поставленные цели будут достигнуты и будет ли осуществлен трансфер знаний в принимающую организацию, ради чего, собственно, и выделяются немалые средства. Суммарный объем финансирования трех белорусских проектов, которые выполняются в швейцарском CERN и немецких центрах - Техническом
университете Илменау и Лазерном центре Ганновера, составляет 633 тыс. евро.
Не вызывает сомнений, однако, что главная цель большинства заявителей в 7-й РП - участие в крупных научных разработках и получение финансирования на основной вид деятельности ученого - проведение исследований. В конце 2011 г. доля таких проектов составляла 10%, а с учетом проектов по созданию научной инфраструктуры, в рамках которых также финансируются НИОКР, - 30% общего количества проектов, выполняемых коллективами из нашей страны (по итогам 6-й РП - до 45%). При этом на стадии подачи доля заявок на научные проекты превышает 50% общего числа заявляемых.
Одно из необходимых условий увеличения количества научных проектов в РП - расширение круга отечественных организаций, подающих заявки, дружба с «сильными» партнерами и расширение сотрудничества в странах ЕС в целом, что автоматически подразумевает необходимость повышать уровень исследований в стране и поддерживать научные школы. В этом отношении участие в координационных, поддерживающих и сетевых проектах, а также связанных с поддержкой международной мобильности и обменом персоналом, трудно переоценить.
Организаторы программы понимают, что необходимо поддерживать сотрудничество со странами ЕЕСА. Так, в 2009-2010 гг. Генеральный директорат «Информаци-
тема номера
Рис. 5. Финансирование партнеров из ЕЕСА (ноябрь, 2011 г.)
Рис. 6. Партнеры проектов 7-й РП в странах EECA по типам организаций
онное общество и медиа» Еврокомиссии, координирующий в 7-й РП направление «Информационные и коммуникационные технологии», профинансировал три проекта - SCUBE-ICT, EXTEND, ISTOK-SOYZ. Поддержка Еврокомиссией взаимодействия с нашей страной продолжится в 2012-2013 гг. в рамках проекта «Повышение уровня диалога в области ICT для развития сотрудничества ЕС - ЕЕСА».
Следует отметить конкурс «ERA-WIDE», который проводился в 2010 и 2011 гг. и вызвал в республике большой интерес. Из 18 заявок победили две, причем в смежных областях: проект НИИ ядерных проблем БГУ в области прикладного наноэлектро-магнетизма (2010-2013 гг., координатор -доктор ф.-м. наук С.А. Максименко) и проект БГУИР в области углеродных нанотру-бок и фотоники, который стартует в 2012 г. (координатор - академик В.А. Лабунов).
В странах ЕЕСА 70% партнеров программы составляют научно-исследовательские организации и вузы, 17% - частные коммерческие структуры, 9% - органы государственного управления и ассоциированные с ними учреждения (рис. 6).
В Беларуси ситуация несколько иная. Исполнителями по контрактам являются исключительно научные организации и вузы. Многочисленные усилия по расширению круга участников, в том числе за счет малых и средних предприятий, каких-либо существенных результатов не дали. 7-я РП остается уделом небольшого числа научных
центров. Основные заявители в сфере 1СТ-всего три организации: ОИПИ, Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси и Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы.
Имеющаяся статистика участия в 7-й РП не содержит сведений об организациях - заявителях проектов и ограничивает возможности анализа учреждениями, подписавшими контракты на выполнение проектов (табл. 2). В силу этого непонятно, то ли среди белорусских заявителей есть предприятия, но проекты с их участием не находят поддержки, то ли условия участия в рамочных программах из-за высокой конкуренции, необходимости работать на отдаленную перспективу (от момента подачи заявки до начала работ по проекту проходит не менее года) и отсутствия гарантий получения результата просто не привлекают отечественный наукоемкий бизнес.
Сам по себе процесс подготовки заявки на многосторонний проект, даже если она не имела успеха, позволяет сформировать обширные партнерские сети. В ЕС и ассоциированных в 7-й
РП странах белорусы чаще всего сотрудничают с Германией (157 раз), Великобританией (137) и Италией (132). За ними следуют Испания, Польша и Греция. Перечень этот достаточно подвижный: например, число партнерств с Италией, Польшей и Грецией за последние годы выросло, что, возможно, объясняется возросшей активностью этих стран в условиях экономического кризиса, а вот с Францией - уменьшилось. Сотрудничество в 7-й РП позволяет укрепить и региональные связи (рис. 7).
В нашей стране сформирована инфраструктура по содействию организациям и отдельным ученым, желающим участвовать или являющимся партнерами
Рис. 7. Партнерские связи Беларуси в заявках в 7-й РП со странами EECA
международное сотрудничество
Таблица 2. Белорусские организации, подписавшие контракты на выполнение проектов 7-й РП (на 11.2011 г.)
Приоритетные направления 7-й РП Организации, подписавшие контракты на выполнение проектов
Здоровье 1. Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси 2. БГУ/ Государственный институт менеджмента и социальных технологий 3. Минский государственный медицинский университет
Информационные и коммуникационные технологии 1. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы 2. ОИПИ НАН Беларуси 3. БГУИР 4. Республиканский центр трансфера технологий
Нанотехнологии, нанонауки, материалы и новые производственные технологии Минский государственный медицинский университет
Транспорт НАН Беларуси
Космос Институт физики НАН Беларуси
Социально-экономические и гуманитарные науки 1. БГУ/ Факультет философии и социальных наук 2. БГУ/ Центр социологических и политических исследований
Научная инфраструктура 1. ОИПИ НАН Беларуси 2. БНТУ 3. Институт физики НАН Беларуси
Содействие международному сотрудничеству 1. Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы 2. БГУ/НИИ ядерных проблем 3. Научно-технологический парк БНТУ «Политехник»
в 7-й РП, включающая Национальный информационный офис, действующий на базе БелИСА, и тематические контактные точки (NCP) в различных организациях НАН Беларуси и вузах. Информационные и консалтинговые услуги предоставляются научному сообществу бесплатно.
И офис, и контактные точки работают на общественных началах. Их активность зависит от моральной и материальной поддержки этой деятельности руководством организации, интегрированности в европейские сети NCPs, знания программы и личной заинтересованности. Между тем наблюдается прямая зависимость между активностью NCPs и количеством заявок, поданных на конкурсы 7-й РП с участием Беларуси: лидируют именно те направления программы, в которых наиболее активно работают национальные контактные точки: «Информационные технологии» - Т.О. Ляднова (БелИСА), «Питание, сельское хозяйство, биотехнологии» -А.В. Кильчевский, А.М. Свирщевская (ИГЦ НАН Беларуси), «Здоровье» -И.Д. Волотовский (ИБиКИ НАН Беларуси), «Социально-гуманитарные науки» -Л.Г. Титаренко (БГУ, ФФСН), «Люди» -О.А. Мееровская (БелИСА). Решение во-
проса о финансировании деятельности национальной сети контактных точек 7-й РП, кадровые изменения в отдельных NCPs и, в идеале, переход их на профессиональную основу могли бы существенно повысить позиции республики в программе и увеличить финансовые поступления через рамочные программы.
С точки зрения создания условий для участия ученых в программе важно внимание руководства ведущих научных центров республики к сотрудничеству с ЕС и стимулирование активных заявителей с использованием различных форм материального и нематериального поощрения. Почему именно к взаимодействию с ЕС? Во-первых, разнообразие инструментов по поддержке международных контактов отечественных организаций невелико. Другими словами, альтернатив 7-й РП у нас просто нет. Во-вторых, рамочные программы относятся к программам высокого научного уровня, дают отечественным коллективам доступ к актуальнейшей информации и возможность повысить свою «узнаваемость» на международной арене. Именно это лежит в основе стабильного интереса к программе, выражающегося, несмотря на высокую конкуренцию, в
40-50 заявках в год. Завершающий цикл конкурсов 7-й РП, который будет объявлен летом 2012 г., станет беспрецедентным не только по бюджету (12 млрд евро), но и по широте тематики, что позволит большему числу научных коллективов найти в программе свою нишу и дополнительный заработок. Эту возможность нужно постараться использовать максимально. И наконец, последнее, но не менее важное: механизмы рамочных программ предоставляют возможности для устойчивого, длительного сотрудничества. «Горизонт-2020: Рамочная программа по исследованиям и инновациям» (2014-2020 гг.), которая придет на смену 7-й РП, вберет в себя две основные текущие программы -рамочные программы, поддерживающие исследования и разработки, и программу «Конкурентоспособность и инновации», финансирующую завершающие стадии инновационного цикла. Новые «рамки» оценены ориентировочно в 80 млрд евро в ценах 2011 г. «Горизонт-2020», как ожидается, продолжит основной принцип 7-й РП - открытие всей программы для третьих стран. Однако на этот раз - на принципах взаимности, то есть поощряться будут те государства-партнеры, которые откроют доступ в свои национальные программы европейским исследователям [3]. Более детальную информацию о том, каким образом будет организовано взаимодействие с ЕС в новом цикле программы, мы сможем узнать в Заявлении Европейской комиссии о стратегии международного сотрудничества, принятие которого запланировано на осень 2012 г.
Литература
1. Материалы Международной конференции «Сотрудничество ЕС - Восточная Европа/Центральная Азия в науке и инновациях: на пути к 2020». Варшава, 14-16 ноября 2011 г., http://www.policystakeholders2011.pl/ Default.aspx?id=6.
2. White Paper on Opportunities and Challenges in View of Enhancing the EU Cooperation with Eastern Europe, Central Asia, and South Caucasus in Science, Technology and Innovation. Bonn. 2011.
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of the Regions «Horizon 2020 - The Framework Programme for Research and Innovation», C0M(2011) 808 final, http://ec.europa.eu/research/horizon2020/index_ en.cfm?pg=h2020-documents.