Научная статья на тему 'На других посмотреть и себя показать'

На других посмотреть и себя показать Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина

Демонстрация собственных достижений, знакомство с разработками конкурентов, обмен опытом, новые контакты далеко не полный перечень задач, решаемых научной организацией на выставке. Участие в ней позволяет достичь главного заявить о себе и найти потенциальных потребителей научно-технической продукции. Однако традиционные подходы, успешно работающие для других видов товаров, не всегда могут быть применены для продвижения наукоемких разработок. Как добиться наибольшего эффекта от участия в выставках обсуждению этой темы была посвящена встреча в научной гостиной нашего журнала, собравшая ведущих специалистов в данной области представителей НАН Беларуси, предприятий республики, образовательных центров, выставочных компаний, БелИСА, Белорусской торгово-промышленной палаты и других заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For others to see and be seen

How to achieve the greatest benefit from participation in exhibitions the discussion was devoted to a meeting in the living room of our scientific journal, which brought together leading experts in the field representatives of the national Academy of Sciences of Belarus, enterprises, educational centres, exhibition company of the Belarusian chamber of Commerce and industry and other stakeholders.

Текст научной работы на тему «На других посмотреть и себя показать»

На других посмотреть и себя показать

Демонстрация собственных достижений, знакомство с разработками конкурентов, обмен опытом, новые контакты — далеко не полный перечень задач, решаемых научной организацией на выставке. Участие в ней позволяет достичь главного — заявить о себе и найти потенциальных потребителей научно-технической продукции. Однако традиционные подходы, успешно работающие для других видов товаров, не всегда могут быть применены для продвижения наукоемких разработок. Как добиться наибольшего эффекта от участия в выставках — обсуждению этой темы была посвящена встреча в научной гостиной нашего журнала, собравшая ведущих специалистов в данной области — представителей НАН Беларуси, предприятий республики, образовательных центров, выставочных компаний, БелИСА, Белорусской торгово-промышленной палаты и других заинтересованных лиц.

Жанна Комарова: Выставки — довольно затратное мероприятие как с точки зрения финансовых средств, так и необходимого времени. Поэтому любой опыт в этой сфере имеет большую ценность. Попытаемся с помощью профессионалов прописать алгоритм наиболее правильных действий, способных увенчаться искомым результатом — возможностью выхода научной разработки в свет, участием в кооперации, укреплением позитивного имиджа организации и, наконец, получением дивидендов.

Ирина Махоркина: Следует учитывать, что инновационный продукт — весьма сложная для публичного показа категория товара. Основная его особенность заключается в специфике, связанной со значительными затратами на его практическое воплощение и высоким риском «непринятия» рынком. Поэтому демонстрировать подобного рода разработки должны, что называется, специально обученные люди. У нас же их традиционно представляют сами создатели. Представляют, исходя из имеющихся материальных и организационных возможностей, которые, как правило, невелики. Именно в этом нередко состоит причина определенной неконкурентоспособности отечественной технологии перед зарубежной. Последняя может быть менее интересной и перспективной, чем наша, однако подается чрезвычайно эффектно. И получается, что более простенькая, примитивная заграничная

инновация выглядит на выставке как суперсовременная только благодаря тому, что хорошо упакована, представлена современными средствами. И тут уместна, на мой взгляд, следующая аналогия: пока девушка, не сильно видная, не оденется, как принцесса, ни один достойный мужчина не обратит на нее внимания. Один западный профессор в этой связи сказал мне такую вещь: если вы будете демонстрировать инновации в таком виде, вас будут в основном игнорировать.

Александр Акимов: Безусловно, восприятие человека имеет свои законы. Естественно, на выставке посетитель знакомится с несколькими десятками стендов, и его внимание волей-неволей притупляется. Привлечь его можно только с помощью определенных приемов. Это оригинальная методика показа экспонатов, применение новых технических средств — видео, мультимедиа, современные стенды, отвечающие требованиям архитектуры и эстетики, удобный обзор выставленных моделей, диаграмм, цифровых материалов. Подготовка живого, увлекательного стенда, оформленного в соответствии с современными тенденциями дизайна и технического оснащения, позволит существенно упростить и рационализировать процесс вывода отечественных инноваций на международный рынок. Беда наших экспозиций в том, что они не представлены грамотно, ярко и убедительно. И этот недостаток

приходится компенсировать самому, выходя, что называется, вживую на посетителя.

Николай Юркштович: Действительно, для повышения результативности участия в выставке или ярмарке предприятию важно представить товар в самом выгодном свете. Мы в состоянии родить идею и воплотить ее в жизнь, но вот сделать из нее конфетку, реализовать на основе передовых принципов механотроники удается не всегда. И не потому, что мы этого не умеем. Напротив, в стране немало талантливых разработчиков, способных придать продукту пристойный вид, и дизайнеров, которым под силу достойно его оформить, но все упирается в деньги. Получается, что те изделия, которые мы создаем в рамках программ, чаще всего изготавливаются в стандартных корпусах и выглядят непрезентабельно, в отличие, скажем, от китайских экспонатов, где применяется индивидуальное литье на каждый прибор. Поэтому и смотрятся они по-другому. А мы чаще всего экспонируем стандартное унифицированное оборудование, лишенное изящества, которое было возможно в конструктивном подходе, но отсутствует на выходе конечной продукции.

Николай Фомин: Помимо подбора привлекательных «одежек» для научно-технической продукции, участие в выставке предполагает и ряд других шагов. Чтобы быть во всеоружии на самом мероприятии, необходимо задолго до его начала

предпринять организационные действия. Для обеспечения продукту успеха и внимания следует провести последовательную и скрупулезную подготовительную работу. чтобы отобрать «правильные» экспонаты для выставки, нужно промониторить рынок в стране ее проведения, ознакомиться с новыми научными разработками в аналогичном мировом сегменте, определить целевые группы — предприятия и организации, которые могут быть заинтересованы в покупке или дальнейшей разработке инновационного продукта, и направить им приглашения посетить стенд. это позволит повысить уровень посещаемости экспозиции. Следует также проработать вероятность заключения контрактов и других взаимовыгодных соглашений. Для этого нужно провести исследования рынка аналогичной продукции, изучить технические характеристики и примерную стоимость. Заранее до выставки выяснить перечень лиц, с которыми возможно проведение переговоров, и подготовить необходимые документы для заключения сделки. этому способствуют предварительные беседы, интервью, переписка с покупателями и публикация положительных отзывов, издание и распространение проспектов и т.д.

Ирина Махоркина: чрезвычайно важно обеспечить информационное сопровождение участия в экспозиции. Последнее предполагает подготовку пристендовой литературы — рекламных проспектов, плакатов, презентаций, коммерческих предложений, а также технических средств демонстрации инноваций. Среди означенных инструментов особая роль принадлежит специализированному интернет-сайту, в контенте которого содержится основная информация о новинках, демонстрируемых на выставке. Ссылкой на данный сайт можно оперировать в каталоге мероприятия, в приглашениях специалистам посетить стенд и в специальных раздаточных материалах. это позволит заинтересованным лицам заранее детально ознакомиться с продуктом или же впоследствии получить нужные сведения, которые они недобрали на выставке. Одним словом, если такой сайт есть, значит, научная организация существует. Но, к сожалению, ситуация в отечественных институтах оставляет желать лучшего. Складывается впечатление, что наши люди боятся Интернета. Но без него в современном мире попросту не обойтись, поскольку продвижение инновационных про-

5*4 ¿1

Жанна КОМАРОВА, главный редактор журнала «Наука и инновации»

Ирина МАХОРКИНА, старший преподаватель кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Николай ФОМИН, завотделом научно-технических мероприятий, маркетинговых исследований и консалтинга БелИСА

дуктов напрямую зависит от их позиционирования в глобальной сети. Если там информация представлена плохо, пользователь попросту уйдет со страницы и займется поиском другой разработки.

Виталий Плавский: Думаю, что определенный страх перед Интернетом вызван тем, что, согласно нашему законодательству, при подаче заявки на изобретение разработчик должен пошагово описать принцип действия своего детища. И если правовая охрана на продукт получена только на национальном уровне, то, попав в мировую паутину, он становится доступным всем и платить за него никому ничего не надо. Процедура международного патентования чрезвычайно дорогая, и потянуть ее своими силами академическим институтам тяжело. Правда, деньги на нее выделяются из бюджета, но на возвратной основе. Непременное условие после этого — продажа лицензии. Если ее никто не купит, то последуют оргвыводы. Поэтому многие научные организации опасаются подобной практики.

Жанна Комарова: Тем не менее в стране есть положительный опыт использования такого инструмента. К примеру, Республиканский центр трансфера технологий организовывает виртуальные выставки, благодаря которым мировая научная общественность может ознакомиться с нашими достижениями. И большинство академических подразделений прекрасно осознает значение информационных технологий в выставочной деятельности. Безусловно, нам следует более активно вторгаться в недра мировой паутины, поскольку проведение большинства выставок в настоящее время сопровождается организацией научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, презентаций фирм-участников, учебных занятий и других мероприятий, о которых можно заранее узнать из интернет-источников. через них же можно информировать потенциальных партнеров о новых разработках и пригласить на выставку заранее как можно большее количество людей, чтобы они заблаговременно знали, куда идут и что увидят.

Александр Акимов: Однако не следует умалять при этом значение рекламно-печатной продукции. Она не менее важна как «хранитель» памяти о выставке, ее участниках и экспонентах, как источник информации для покупателей до следующего подобного мероприятия и как

дополнительная реклама, способная заявить о себе в деловых кругах. это понимает сегодня подавляющее большинство экспонентов. Но, к сожалению, наши возможности в этом плане стали ограниченны. Если раньше на буклеты, плакаты, представительские, раздаточные материалы определенная сумма выделялась международным отделом Академии наук, то сейчас эти источники перекрыты Минфином.

Николай Юркштович: На мой взгляд, решить эту проблему просто. Необходимо дать возможность научным организациям использовать средства, получаемые в рамках выделяемого бюджетного финансирования, на выставочные цели. Никто не говорит о бесконтрольной их трате, безусловно, нужно скрупулезно отслеживать их передвижение. Но если институт считает нужным принять участие в выставке и изготовить необходимые образцы, издать при-стендовую литературу, надо ему это разрешить. А сегодня у ученых связаны руки строчками заранее запланированных расходов. И «развязать» их можно только на законодательном уровне. Поскольку наука развивается в основном за счет бюджетных денег, то именно в рамках госпрограмм должны быть заложены затраты на продвижение научно-технической продукции. И хотя разговор об этом идет давно, воз и ныне там.

Жанна Комарова: Как показал опрос посетителей сайта нашего журнала, 7% респондентов считают, что успех экспозиции зависит от размера стенда и места его расположения, 9% — от уровня выставки, 32% — от имиджа компании и ее продукции и 48% — от правильно подобранного персонала и поставленной задачи.

Ирина Махоркина: Бесспорно, как и в любом другом деле, от кадрового потенциала зависит львиная доля успеха, и при подборе стендистов особое внимание следует обращать на уровень их профессионализма, который заключается не столько в доскональном знании технических вопросов, сколько в умении грамотно и доходчиво разъяснить посетителю его выгоду от использования конкретной инновации. Почему на Западе эта проблема не стоит так остро? Потому что у них большое количество внедренческих фирм, а у нас, как я уже отметила, свою продукцию представляют сами разработчики. Они — гениальные головы, но с точки зрения продвижения все же проигрывают профессионалам-маркетолагам.

Виталий ПЛАВСКИй, замдиректора по научной и инновационной работе Института физики НАН Беларуси

Александр АКИМОВ, заместитель генерального директора по научной и инновационной работе НПЦ НАН Беларуси по материаловедению

Николай ЮРКШТОВИЧ, замдиректора по научной и инновационной работе Института общей и неорганической химии НАН Беларуси

Николай Юркштович: Согласен, но такого количества грамотных специалистов в нашей стране попросту нет. Вернее, они есть, но работают в других сферах. В научной же их наберется от силы около сотни на всю республику. В этом профсекторе у нас большой пробел, замкнутый круг, по которому мы будем ходить еще очень долго. В академические институты приходят молодые специалисты-маркетологи, но, поднабравшись опыта, ссылаются на маленькую зарплату и уходят в коммерческие структуры.

Жанна Комарова: Мне кажется, этот вопрос можно решить на уровне дирекции, которая в силах направить сотрудника на курсы переквалификации или же доплачивать работнику, проявившему себя умелым пропагандистом научных разработок. Как известно, эффективность участия в выставке определяется количеством контактов за время ее проведения. Большое число переговоров и подписанных документов — прямое свидетельство серьезного интереса, который вызывают демонстрируемые научно-технические продукты. Давайте определимся, в каких мероприятиях наиболее целесообразно принимать участие.

Николай Фомин: Для начала научная организация должна очертить задачи, которые она хочет решить на выставках. И в этой связи следует четко разделять их по видам — национальные, специализированные, универсальные. Максимально эффективны последние, из них наиболее известные — Ганноверские промышленные ярмарки, международные промышленные ярмарки в Шанхае. Порой количество переговоров на них в десятки раз превышает количество представленных экспонатов. Очевидно, что участие научных организаций в таких мероприятиях наиболее целесообразно. Мало в чем уступают им и специализированные выставки — CeBIT в Германии, Московский салон инноваций и инвестиций, TIBO и MILEX, проводимые в нашей стране. Их успех обеспечен тем, что здесь конкурируют однородные продукты, отобранные в соответствии с тематикой выставки, и посещает ее определенный контингент людей, которые приходят на мероприятие с конкретной целью. И если она будет достигнута с помощью представленных научно-технических разработок, то вероятность заключения контракта очень велика. Третья группа — национальные выставки Республики Беларусь, в

которых мы чаще всего принимаем участие, — с точки зрения эффективности находятся на самом низком уровне.

Александр Акимов: это объясняется их предназначением — целью таких выставок является демонстрация флага — укрепление имиджа страны на международной арене, ознакомление мировой общественности с нашими достижениями в различных областях, формирование благоприятного общественного мнения о научной организации, ее продукции. На первый взгляд такая форма исключительно затратна и экономические результаты мероприятия для участников очень низкие. Однако часто оказывается, что установленные на ней связи эффективно срабатывают в дальнейшем.

Виталий Плавский: Активное участие в информировании местных деловых и научных кругов о содержательной стороне наших стендов в рамках национальной выставки, времени и месте ее проведения должны принимать загранпредставитель-ства Республики Беларусь за рубежом. Но опыт работы свидетельствует об обратном — как правило, они не обременяют себя лишней работой. Исключение составляют наши посольства во Вьетнаме, Ливии и Египте, посредничество которых способствовало выходу на те организации, с которыми впоследствии было налажено тесное сотрудничество.

Николай Фомин: чтобы увеличить коэффициент полезного действия выставок, имеет смысл пересмотреть стратегию участия в них. Помимо национальных проводится множество специализированных, на которые ученые не попадают лишь потому, что это дорогое удовольствие. А это на самом деле выход на ту аудиторию, в те круги, в которых мы непосредственно нуждаемся. Не стоит игнорировать и местные выставки, они тоже решают немало задач и зачастую даже более эффективны, чем национальные. Казалось бы, парадокс: все отечественные предприятия знают всех отечественных разработчиков и плотно с ними сотрудничают. Какой уж тут резон встречаться с ними очередной раз на выставке? Но зачастую ситуация складывается так, как в известном анек-

доте о секретности. По-американски она заключается в том, что сотрудники одного отдела не знают, чем занимаются в соседнем. По-немецки — когда сидящие в одном кабинете коллеги не располагают информацией о работе друг друга. Ну а самая высокая секретность — у нас, когда сам не знаешь, что делаешь. Однако в нынешнее динамичное время ситуация на рынке меняется так быстро, что порой у соседей-стендистов находишь нужную разработку или подсматриваешь хорошую идею, способную подтолкнуть к созданию интересной технологии. Ведь значение имеют не только конструктивные, но и мелкие дизайнерские вещи, оформление.

Виталий Плавский: К отбору выставочных мероприятий нужно относиться тщательно и останавливаться на тех из них, где реально найти покупателя на свой товар. Но, к сожалению, ряд специализированных выставок, в которых мы заинтересованы, не входит в Перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь. По этой причине мы должны оплачивать участие в них за свой счет, что чаще всего проблематично.

Александр Акимов: По всей видимости, надо корректировать планы выставочной деятельности, иначе это наносит серьезный урон продвижению наших разработок. Например, в ходе прошлогодней выставки в Египте НПЦ по материаловедению установил чрезвычайно перспективные контакты с потенциальными потребителями своей продукции. Обсудили направления сотрудничества, заключили протокол о намерениях и впоследствии получили приглашение участвовать в специализированных конференциях по этой тематике. Но стоимость участия оказалась нам не по карману. И многообещающий импульс погас без должного продолжения. А без них дальнейший путь НТП на широкие внедренческие просторы заказан. Следует помнить, что специфика научных организаций — исследовательская работа, начальные стадии процесса, а на выставку, как правило, выходит уже законченное изделие. Поэтому требовать от ученых

максимальной отдачи от каждого такого мероприятия не совсем правильно, здесь важен интегральный результат. У нас же критерий следующий: сумма заключенных контрактов. А ведь первоочередная цель выставки — заброс информации, которая стреляет и через год, и через два, и через пять, и эффективность от участия в ней должна подсчитываться спустя какое-то время. что касается нашего центра, то доходная часть благодаря выставочной деятельности значительно увеличилась — показатели хоздоговоров решительно сдвинулись с места и пошли вверх.

Ирина Махоркина: На самом деле работа после мероприятия не менее важна, чем участие в нем. Здесь устанавливаются те связи, которые впоследствии могут увенчаться продажей наукоемкой продукции. При этом естественно, что в большинстве случаев между сроками проведения выставки и заключением сделки присутствует временная разбежка, поскольку после первой встречи требуется дальнейший тесный контакт с потребителем. Кроме того, следует обработать данные о выставке, проанализировать положительные и отрицательные ее стороны, определить сроки и пути укрепления налаженных там связей, изучить интерес посетителей стенда к конкретным экспонатам и установить не охваченные ранее целевые группы.

Жанна Комарова: Последующий период нередко демонстрирует, что выставка вполне эффективно работает в стратегической перспективе и реальная экономическая отдача от нее довольно-таки ошу-тима. Отсюда краткое резюме: участие в выставках должно быть систематическим. Такой подход повышает результативность деятельности научных подразделений за счет налаживания контактов и изучения изменений, происходящих на рынке. При этом организации могут выставлять тематические экспозиции, общие, объединенные и заранее подготовленные с учетом интересов всех субэкспонентов. это позволит сэкономить организационные расходы и даст возможность ученым участвовать именно в тех выставках, в которых они наиболее заинтересованы.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.