Научная статья на тему 'Международная выставочная деятельность'

Международная выставочная деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышко Татьяна, Сенченко Григорий

В статье описывается система выставочной деятельности в Министерстве образования Республики Беларусь, в основном в Научно-технологическом парке «Политехник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International exhibition activity

The article describes the system of exhibition activities in the Ministry of education of the Republic of Belarus, mainly in the Scientific-technological Park "Polytechnic".

Текст научной работы на тему «Международная выставочная деятельность»

ческих материалов, современных методик демонстрации экспонатов.

■ Широкое участие в конгрессной и научной части выставки.

III этап - послевыставочная работа.

■ Постоянная и тщательная отработка контактов, имевших место в период проведения выставки, для достижения конечного результата.

■ Анализ положительных и отрицательных сторон проведенного мероприятия и подготовка комплекса мер по совершенствованию работы стенда на последующих мероприятиях.

■ Мониторинг посетителей стенда в разрезе их интереса к конкретным экспонатам и возможного определения не охваченных ранее целевых групп.

Деятельность по продвижению инноваций на рынок должна быть систематизирована, а инновации - капитализированы. Дело в том, что идея инновационного продукта может просто погибнуть, если не найдутся ресурсы и специалисты для ее практического применения. Заниматься этим процессом должны внедренческие организации, способные вовлечь в коммерческий оборот тысячи инноваций, принести хорошую прибыль и самим организациям, и авторам идеи, и государственному бюджету [6].

Подобные внедренческие структуры, центры, парки могут существенно упростить и рационализировать процесс вывода отечественных инноваций на международный рынок, в том числе путем их демонстрации на выставках.

Международная

выставочная

деятельность

Татьяна Малышко,

младший научный сотрудник «Научно-технологического парка БНТУ «Политехник»

Григорий Сенченко,

ведущий научный сотрудник «Научно-технологического парка БНТУ «Политехник», кандидат технических наук

Литература

1. Валиев Р.З. Внедрение любой инновации требует системного подхода // Инновационный менеджмент. №6, 2010. С. 25-27.

2. Виноградов С.И. Лабиринты внедрения // Креативная экономика. №6, 2010. С. 61-65.

3. Лобода В.А. Пути повышения результативности выставочной деятельности научных и научно-производственных организаций Республики Беларусь // Новости науки и технологий. Электронный ресурс: http:// belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2007/art10_5_2007. html.

4. Максимов Л.М. Нужен закон об организации системы внедрения изобретений в производство // Тракторы и сельхозмашины. №4, 2010. С. 52-53.

5. Мамонтов Л. Инновации на рынке завтрашнего дня // Банковская практика за рубежом. №2, 2010. С. 42-46.

6. Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Финансы и кредит. №15, 2010. С. 29-39.

7. Степаненко Д. Законодательное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. №8, 2010. С. 56-59.

Республиканское инновационное унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» является ведущим инновационным предприятием в системе Министерства образования Республики Беларусь. Оно функционирует как технопарк распределенного типа, в состав которого входят расположенные на университетских и производственных площадях центры трансфера технологий, информационно-маркетинговые центры, научно-производственные отделения, малые дочерние предприятия, центры международного научно-технического сотрудничества.

С момента создания «Политехник» активно занимается развитием инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры в БНТУ и в системе отечественной высшей школы: создан и функционирует Межвузовский центр маркетинга НИР (МЦМ НИР) для сбора, анализа и обмена информации, поддержки инновационных структур и малых предприятий.

Одно из направлений деятельности «Политехника» и МЦМ НИР - активное участие в международных научно-технических выставочно-ярмарочных мероприятиях. На протяжении многих лет (начиная с 2001 г.) «Политехник» ежегодно осуществляет организацию коллективных экспозиций Министерства образования по инновационным разработкам белорусских вузов и инновационных предприятий высшей школы на 20-30 международных выставках и ярмарках во многих странах Европы, Азии, Африки. Участие в них может давать хороший экономический эффект и быть ключевым элементом маркетинга

научно-технической продукции. С его помощью возможно системное воздействие на потребителя с использованием различных форм и методов продвижения продукта в данном месте и в данное время.

На современном этапе развития бизнеса назрела необходимость в повышении экономической отдачи от выставочной деятельности [1].

Обеспечить комплексный подход к решению проблемы, повысить эффективность принятия соответствующих управленческих решений на уровне Министерства образования и на уровне отдельного вуза или разработчика, содействовать росту конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции, ее экспорту и расширению инновационной деятельности в республике была призвана Концепция участия вузов

и научных организаций Министерства образования в международной выставочной деятельности. В ее рамках предложен и отработан на практике план подготовки и участия в выставке (рис. 1).

Для повышения эффективности выставочной и инновационной деятельности в Министерстве образования Республики Беларусь МЦМ НИР работает по следующим направлениям:

■ организация экспозиций Министерства образования и участие в международных выставках с коллективным стендом;

■ подготовка рекламных проспектов, включая перевод на иностранные языки;

■ дизайнерская проработка макета, типографская печать проспектов, доработка и подготовка натурных экспонатов (при необходимости);

■ создание медиапрезентаций;

■ подготовка планшетов и других иллюстрационных материалов;

■ организация командирования разработчиков для участия в выставке;

■ проведение постоянного мониторинга выставочной деятельности вузов и ее результатов.

За многие годы высшей школой накоплен достаточный опыт работы в различных классах и категориях выставок: универсальные промышленные ярмарки, специализированные и национальные выставки (рис. 2). Вначале основное внимание уделялось крупным промышленным выставкам и ярмаркам в регионах, перспективных для развития экономических отношений республики (странах-соседях: России, Украине, Польше, Латвии, Литве, а также германии).

Рис. 1. План подготовки и участия в выставке

Рис. 2. Участие подведомственных Министерству образования организаций в выставках в зависимости от типа мероприятия

Рис. 3. Участие вузов в выставках за период 2001-2010 гг.

25 -

* 20-

О

0

1 15

0

m

ь

1 10-с

I

5 --

0

промышленные выставки и ярмарки специализированные выставки национальные выставки

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

Рис. 4. Суммарное количество экспонатов по всем выставкам за период 2001-2010 гг.

1000 ----------------------------------------- 953 ----------------------

800 ----------------------------------

600 --------------------------

400 ---------------

255 258

200 -

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 5. Количество контактов на выставочно-ярмарочных мероприятиях за период 2001-2010 гг.

769

595 605

489

463

362

0

Активно развивались и национальные выставки Республики Беларусь, которые стали одним из важнейших инструментов демонстрации отечественного производственно-экономического и инновационного потенциала республики, продвижения и поддержки интересов наших экспортеров на внешнем рынке. С учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли были организованы и проведены национальные выставки и экспозиции в Индии, Корее, Литве, Латвии, Польше, а также в странах СНГ: России, Украине, Казахстане, Армении, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Участие в таких мероприятиях позволило экспонентам ознакомить возможных партне-

ров и потенциальных потребителей со своей продукцией и конкретными предложениями технологий, проектов, товаров и услуг, выйти на реальные контракты и соглашения.

Министерство образования принимало активное участие и в специализированных выставочных мероприятиях, которые, как правило, проходят в формате business-to-business и предоставляют возможность показать достижения предприятия в определенной отрасли, а также почерпнуть знания о достижениях других организаций.

По эффективности участия вузов в каждой из указанных групп выставок можно выделить универсальные промышленные ярмарки. Очевидно, что работа на них (учитывая многопрофильность и разнона-

правленность научной деятельности вузов республики) обоснованна и целесообразна. Характерный пример - Ганноверская ярмарка, одна из крупнейших в мире выставок высоких технологий, инноваций и промышленной автоматизации, ежегодно проходящая в Германии. Благодаря своей концепции Hannover Messe из года в год предоставляет предпринимателям различных отраслей промышленности уникальные возможности для установления международных контактов, налаживания сотрудничества, привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта со многими странами мира.

Вторая группа - специализированные выставки - по количеству контактов уступает первой, но в конечном итоге по финан-

Рис. 6. Участие вузов и подведомственных организаций Министерства образования в выставочно-ярмарочных мероприятиях в зависимости от регионов за период 2001-2010 гг.

Рис. 7. Участие вузов и подведомственных организаций Министерства образования в выставочно-ярмарочных мероприятиях в зависимости от регионов по годам за период 2001-2010 гг.

Африка

Прибалтийские страны

Страны СНГ

Страны СНГ

Прибалтийские страны

Европа

Азия

Африка

Европа

совым показателям может и превосходить ее. Такие экспозиции посещает определенный контингент с конкретными задачами, вероятность заинтересованности и даже заключения договора или любого другого соглашения очень велика.

Третья группа - национальные выставки Республики Беларусь - с точки зрения эффективности находятся на самом низком уровне. Но, учитывая их важность в плане демонстрации достижений, следует более тщательно подходить к их организации: держать постоянную связь с посольством, подготовить тематические семинары с предпринимателями и представителями фирм, обеспечивать рекламу в стране проведения.

Участие отечественных вузов в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях осуществляется благодаря организации с помощью МЦМ НИР экспо-

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

зиций Министерства образования в рамках коллективных стендов Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь: в период 2001-2010 гг. разработки вузов демонстрировались более чем на 200 выставках в различных странах (рис. 3-5).

На начальном этапе происходил стабильный рост количества выставок и представленных на них экспонатов (рис. 3, 4), пик которых приходился на 2005-2007 гг. Однако это не повлекло за собой автоматического увеличения эффективности участия в мероприятиях, о чем свидетельствует и число установленных контактов (рис. 5): в 2008-2010 гг. оно возросло, несмотря на общее снижение количества выставок и демонстрируемых на них образцов.

Связано это, во-первых, с проведенной работой по систематизации экспонатов с выделением наиболее важных и инте-

Таблица 1. Экспортные поставки наукоемкой продукции вузами республики, тыс. долл США

Регионы 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Россия 754,7 1 216,4 714,0 525,7

Азия (Китай, Индия, Малайзия, Южная и Северная Корея, Япония) 269,8 230,1 1 057,8 4 0

Европа 324,8 313,4 39,6 769,6

Страны СНГ (Казахстан, Армения, Украина) 164,5 375,5 141,7 52,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибалтийские страны 72,0 206,6 150,0

Итого 1 585,8 2 342,1 1 953,1 1 977,1

ресных тем, использованию технических средств отображения наглядной информации и презентаций разработок, во-вторых -с установлением оптимального соотношения между количеством выставок и потенциальными возможностями учебных заведений по обеспечению экспозиций экспонатами (20-25 выставок в год).

Важное значение имеет региональное деление выставочно-ярмарочных мероприятий (рис. 6, 7): регионом-лидером является отечественный рынок. Здесь необходимо заметить, что это в основном специализированные выставки. Регулярно коллективные стенды Министерства образования представляются в странах СНГ и соседних государствах. В последнее десятилетие расширяется география внешней торговли республики, однако доля государств Содружества в общем объеме хоть и сократилась, но фактически оказывает решающее влияние и на процессы внутри Беларуси. Особенно это касается России, нашего основного торгового партнера.

Активно развивается сотрудничество со странами Азии (Китаем, Вьетнамом, Кореей), Балтии (Литвой и Латвией) и Польшей, с которыми благодаря общей границе экономическое взаимодействие в некоторой степени упрощено.

Что касается финансовых потоков, однозначно говорить о явном приоритете какого-либо региона нельзя, и это свидетельствует о многовекторном характере связей организаций и учреждений Министерства образования: в 2007-2008 гг. - это Россия, в 2009 г. -страны Азии, в 2010 г. - государства Европы (табл. 1). Основываясь на полученных результатах, в будущем можно ориентироваться на указанные регионы как наиболее

15

0

перспективные с точки зрения возможного заключения международных контрактов.

Анализ информации, проводимый специалистами МЦМ НИР с привлечением экспертов и с использованием возможностей централизованной базы данных маркетинговой информации научно-технической продукции, позволяет повысить эффективность международной выставочной деятельности, продвигать на рынок наиболее конкурентоспособные и сильные разработки, выявлять и поддерживать перспективные направления НИОКР, активно содействовать инновационному движению и технологическому трансферу в Республике Беларусь.

Благодаря участию белорусских делегаций в международных выставках происходит ознакомление посетителей с вузовскими разработками республики, сравнение их с зарубежными аналогами, оценка возможности заключения контрактов, завязывание новых контактов в деловом мире, определение потенциального спроса на научно-техническую продукцию, изучение общей конъюнктуры в отрасли, обмен опытом, развитие сотрудничества, проведение встреч с организациями страны пребывания, изучение других экспозиций. Результаты переговоров, как правило, состоят во взаимной передаче информации, проявлении намерений о сотрудничестве, договоренности о предоставлении дополнительных сведений и, зачастую, ограничиваются этим кругом вопросов.

Повысить эффективность выставочно-ярмарочных мероприятий, а следовательно, и рост экспорта наукоемкой продукции отечественных вузов следует на основании их информационно-аналитического взаимодействия, постоянного анализа экспортного потенциала, применения передовых IT-технологий. Именно такой принцип был заложен в созданную автоматизированную систему мониторинга международной выставочной деятельности организаций Министерства образования и интернет-сайт http:// www.exhibit.metolit.by. Система сформирована как единое информационное пространство, используемое для поиска, поддержки и продвижения на внешний рынок научно-технических разработок, инновационной продукции, постоянного сопровождения этих работ и оперативного принятия оптимальных управленческих решений.

На основе системы мониторинга организована автоматизация учета, анализа и

использования информации об инновационном экспортном потенциале вузов страны для подготовки коллективной экспозиции Министерства образования. Это обеспечивает высокоэффективное и профессиональное представление научно-технических разработок, инновационной продукции на международном рынке, рост ее экспорта, информационно-аналитическую поддержку управления наукой в высшей школе.

Концептуальная модель автоматизированной системы мониторинга выставочной деятельности предназначена для:

■ оперативного информационного обеспечения Министерства образования Республики Беларусь данными о ходе подготовки к выставочным мероприятиям в подведомственных учреждениях и организациях;

■ координации работы сотрудников в этом направлении;

■ автоматизированной обработки и анализа данных о результатах участия в выставках;

■ быстрого поиска информации и организации онлайн-взаимодействия между работниками Министерства образования, учреждений и организаций, обеспечивающих подготовку мероприятий.

Постоянное исследование рынка научно-технической продукции, которое проводит МЦМ НИР уже на протяжении десяти лет, имеет определяющее значение для создания конкурентоспособной продукции. Основываясь на многолетнем опыте выставочной работы, анализе полученных результатов в области международного сотрудничества, используя ресурсы автоматизированной системы мониторинга деятельности, информационно-поисковых систем и сайтов центров научно-технического сотрудничества, «Политехник» решает вопросы экспонирования разработок образовательных учреждений, их коммерческой доработки и реализации в данной стране, на данном рынке, на данной выставке. Результаты такой деятельности направлены на высокоэффективное и профессиональное представление инновационной продукции и образовательных услуг отечественных вузов на международном рынке.

Литература

1. Баринов С.Б. Выставочная деятельность как способ позиционирования на рынке. Электронный ресурс: http://www.marketing.spb. ш/ЛЬ^еагс^едтепУехМИюп.Мт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.