© 2006 г. А.В. Духавнева
«...НА БЛАГО И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ»: К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.Л. ШАНЯВСКОГО
В начале ХХ в. в русском обществе мощное развитие получило народоуниверситетское движение, результатом которого стало возникновение во многих городах России народных университетов.
Истинным выражением этой идеи стал Московский городской народный университет. Инициатором его создания был Альфонс Леонович Шанявский -генерал-майор русской армии, высокопоставленный военный чиновник, богатый золотопромышленник. Но прежде всего А.Л. Шанявский был представителем той образованной части русского общества, мировоззренческие идеи которой формировались в эпоху «великих перемен», в то время, «когда после севастопольской войны напряженно забился пульс нашей общественной жизни, когда идеальные стремления с особенной силой овладели интеллигенцией, когда жажда знания и благоговения перед наукой достигли небывалого развития» [1, с. 1]. Именно эта эпоха определила «духовный облик» А.Л. Шанявского и сформировала главную мечту его жизни - «все свои средства оставить на такое высшее учебное учреждение, где могли бы свободно, без требования аттестатов зрелости и пр. учиться и мужчины и женщины, и русские и не русские, одним словом все, кто учиться желает» [2].
Свою «главную» мечту А.Л. Шанявский решил воплотить в народном университете, и 15 сентября 1905 г. он обратился в Московскую городскую думу с заявлением, в котором, в частности, говорилось: «В нынешние тяжелые дни нашей общественной жизни, признавая, что одним из скорейших способов ее обновления и оздоровления должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знанию - этим источникам добра и силы, я желал бы, по возможности, оказать содействие скорейшему возникновению учреждения, удовлетворяющего потребности высшего образования, поэтому прошу Московское городское общественное управление принять от меня для почина, в дар городу Москве принадлежащее мне в Москве, подробно описанное ниже недвижимое имущество - дом с землей, для устройства и содержания в нем или с доходов -Народного университета...» [3]. Одновременно с этим заявлением А. Л. Шанявский отправил письмо министру народного просвещения В.Г. Глазову, где он так объяснил мотивы своего замысла: «Несомненно, нам нужно как можно больше умных, образованных людей, в них вся наша сила и наше спасение, и в недостатке их причина всех наших бед и несчастий и того прискорбного положения, в котором очутилась ныне вся Россия» [4].
Народный университет, согласно идеям Шанявского, должен был быть организован на следующих главных основаниях:
- открытость - широкая доступность в университет всех желающих, «без различия пола, националь-
ности, вероисповедания и без требования предъявления каких бы то ни было дипломов»;
- свобода от формальных стеснений при приглашении лекторов;
- чтение лекций «не только на русском, но и других языках»;
- возможная умеренная плата за слушание лекций со стремлением к полной бесплатности [5].
Предполагалось также, что создаваемый народный университет не будет зависеть от Министерства народного просвещения ни в финансовом, ни в административном отношениях.
Идея создания народного университета вызвала в российском обществе широкий резонанс. Прогрессивно ориентированная часть общества горячо поддерживала проект Шанявского. Так, Московская городская дума в лице кн. В.М. Голицына выразила А.Л. Шанявскому «глубочайшую признательность» за пожертвование, «долженствующее служить распространением просвещения», и поручила специально созданной комиссии в составе 15 человек «немедленно» рассмотреть условия пожертвования [6]. Известные своими прогрессивными взглядами профессора А.И. Чупров, М.М. Ковалевский, к которым обратился Шанявский с просьбой о содействии в разработке и реализации проекта народного университета, с благодарностью приняли предложение и совместно с такими авторитетными учеными и общественными деятелями, как В.К. Рот, С.А. Муромцев, К.А. Тимирязев, В.Е. Якушкин, А.Н. Шереметьевская, А.Н. Реформаторский, Н.В. Сперанский, М.В. Сабашников, гр. Е.А. Уварова, В.А. Морозова, кн. С.Н. Трубецкой, Л. А. Шанявская и другие, приступили к окончательной разработке проекта университета.
Однако представители государственных органов в лице министров народного просвещения и внутренних дел, московского градоначальника оказывали новому начинанию настойчивое сопротивление. Хранители полицейско-бюрократического режима России не могли допустить полной автономии и независимости создаваемого народного университета от правительственной опеки и всеми возможными действиями препятствовали продвижению проекта университета к окончательному утверждению в Государственной думе и Государственном совете.
Еще большее раздражение вызывала идея народного университета у так называемых «правых» сил. Основные их возражения в процессе обсуждения проекта Устава университета в Государственной думе (3 мая 1908 г.) сводились к следующему: недопустимость широко намеченного преподавания гуманитарных предметов, полная административная зависимость университета и строжайшая его подконтрольность, вплоть до цензуры лекционных курсов.
Несмотря на мощное противодействие бюрократических и реакционно-политических сил идея А.Л. Ша-нявского 26 июня 1908 г. получила юридическое обес-
печение - император Николай II утвердил Положение об учреждении в Москве Народного университета, и 1 октября 1908 г. в здании Московской городской думы состоялось торжественное открытие университета, а на следующий день, 2 октября, накануне срока, указанного А.Л. Шанявским в завещании, в аудиториях, арендованных по всему городу, начались занятия [7].
Первый год университетской жизни был назван его деятелями «почти импровизированным»: численность слушателей была незначительна (на полный цикл обучения записалось 287 человек), преподавание велось по предметной системе (факультеты и отделения еще не были определены), преподавателей было всего 23 человека. Однако на заседаниях административно -управленческих органов - Попечительского совета, Правления, Академического совета - шла оживленная организационная работа по определению тех ведущих направлений деятельности университета, которые бы позволили решить его основную задачу - «служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию» [8, с. 261]. И такие стратегические линии развития народного университета были определены:
- ориентация на фундаментальную составляющую в содержании образования;
- тесная связь с общественной жизнью и практикой и развитие в этой связи специального образования;
- предоставление академических свобод субъектам образовательного процесса;
- учет интеллектуальных и исследовательских потребностей и запросов слушателей;
- демократизм внутренних порядков.
Интересы дальнейшего успешного развития народного университета вскоре потребовали решения вопроса, связанного со строительством собственного здания. Реальная возможность его построения появилась в 1910 г., когда Л.А. Шанявская от имени лица, «пожелавшего остаться неизвестным», внесла 225000 р. специально на постройку здания университета [9]. Земельный участок на Миусской площади был безвозмездно выделен московскими городскими властями. Проект нового здания народного университета был разработан профессором А.А. Эйхенвальдом, главный фасад и отделка здания - архитектором И. А. Ивановым-Шиц.
Пятый год своей деятельности (1912 г.) народный университет им. А.Л. Шанявского начал в собственном здании на Миусской площади. Это было, пожалуй, одно из самых современных зданий, предназначенных для учебных занятий. Заметим, что университет имел и свою собственную библиотеку, включавшей около 40000 томов по различным отраслям знаний, в том числе и собрания из коллекций, принесенных ей в дар В.Н. Амфитеатровым, И.И. Чупровым, А.Л. Шанявским, Е.И. Якушкиным, С. А. Муромцевым, студенческим обществом кн. С.Н. Трубецкого [10, с. 155].
Организационно народный университет им. А.Л. Ша-нявского был представлен двумя отделениями: академическим и научно-популярным. Последнее служило
«подготовительной школой» для лиц, которые желали получить образование на академическом отделении, но не обладали для этого соответствующей подготовкой. Однако это отделение выполняло и еще одну задачу - здесь могли учиться те, кто не стремился продолжить свое обучение на академическом отделении, но испытывал потребность в систематическом пополнении своего первоначального образования.
Академическое отделение являлось высшим образовательным учреждением и преследовало цели «систематического высшего научного образования» [1, с. 39]. Отделение состояло из трех «циклов»: естественно-исторического, общественно-юридического и историко-философского. Обучение было рассчитано на три года и организовывалось по так называемому предметному принципу: каждому слушателю было дано право составлять для себя учебные планы из преподаваемых в университете дисциплин и определять время их изучения.
В содержательном отношении слушателям народного университета им. А.Л. Шанявского предоставлялась уникальная возможность получения фундаментальных знаний по тем научным дисциплинам, которые определяли лицо российской науки начала ХХ в. Так, например, слушателям второго года обучения историко-философского цикла предлагалась программа, включающая 13 лекционных курсов и семинарские занятия по всеобщей истории, логике, русской истории. Среди лекционных курсов особенно углубленно изучали античную и новую европейскую историю, историю философской и политической мысли, историю западной и русской литературы. Причем кроме традиционных университетских курсов в народном университете читались такие, которые не имели аналогов в правительственных университетах: «Социология - часть историческая», «Теория исторического процесса», «История политических учреждений и учений» и т.п. [1, с. 123-124].
Фундаментальность обучения обеспечивалась за счет высокого интеллектуального уровня и научного авторитета профессоров, которых приглашались к сотрудничеству. Здесь преподавали ученые, которые составляли славу и гордость отечественной науки. На естественно-историческом цикле академического отделения читали лекции и вели семинарские занятия знаменитые химики А.Н. Реформаторский и Н.Д. Зелинский, физики П. Н. Лебедев и С. А. Чаплыгин, геохимик-минералог А.Е. Ферсман, основоположник экспериментальной биологии Н.К. Кольцов. На гуманитарных циклах преподавали историю литературы и теорию литературоведения Ю.И. Айхенвальд и М.Н. Розанов, круг правоведческих дисциплин читали М.М. Вина-вер и М.Н. Гернет. Отечественную историю преподавали Ю.В. Готье и А. А. Кизеветтер, историю западноевропейского средневековья - Д.М. Петрушевский. Философские семинары вели выдающиеся православные мыслители С.Н. Булгаков и Е.Н. Трубецкой. Психолого-педагогические дисциплины преподавали П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.
Напомним, что слушатели университета, от которых при поступлении не требовали никаких свидетельств о благонадежности, сословной принадлежности, цензовом образовании, не пользовались никакими особыми правами и преимуществами, распространявшихся на учащихся правительственных учебных заведений, например, при поступлении на государственную службу, отбыванию воинских повинностей и т.д. Однако популярность университета из года в год неуклонно росла, что достаточно ярко иллюстрирует следующий факт: в 1908 г. в университете обучалось 400 чел., в 1917 г. - почти 7 тыс. со всех уголков страны [10, с. 154]. И это несмотря на то, что выпускники университета не получали после его окончания дипломов и соответственно никаких образовательных цензовых прав и были вынуждены самостоятельно добиваться возможности практического применения полученных знаний.
Важнейшей составляющей в деятельности народного университета выступала организация научно-исследовательской работы слушателей. «Возбудить интерес, толкнуть на собственную работу ума - вот что было всегда первой целью», - вспоминал один из профессоров университета А.А. Кизеветтер [11, с. 385]. Для организации научных изысканий в университете создавались специализированные лаборатории. Уже на четвертом году деятельности университета была открыта физическая лаборатория П.Н. Лебедева. В 1911/1912 уч. году в этой лаборатории научными работами занимались 18 человек [1, с. 49]. В другой физической лаборатории, которую возглавлял П.П. Лазарев, было еще 16 человек [1, с. 49]. Так что только физическими исследованиями в народном университете занимались 34 слушателя. «Это больше, чем число работающих по физическим исследованиям в Берлинском университете», - констатировала газета «Русские ведомости» [1, с. 49-50].
Результаты исследовательской деятельности слушателей и преподавателей привлекали внимание научного сообщества. Университет им. А.Л. Шанявско-го, писали «Русские ведомости», это «не только высшее учебное заведение, но и крупный научный центр. Быть преподавателем университета Шанявского считают теперь за честь выдающиеся ученые силы. Наряду с чтением лекций в университете идет интенсивная работа в лабораториях и семинарах. В изданиях Императорской Академии наук и в других ученых изданиях имеются уже научные работы с пометкой «из лаборатории университета Шанявского» [1, с. 57].
Сотрудничество преподавателей и слушателей становилось отличительной характеристикой народного университета им. А.Л. Шанявского. И оно выражалось не только в организации учебных занятий и совместной исследовательской деятельности. Важнейшей формой проявления сотрудничества профессуры со слушателями выступало непосредственное участие последних в решении вопросов, связанных с определением программ обучения, корректировкой учебных планов и др. Так, при разработке учебных планов 1913/1914 уч. года Академический совет уни-
верситета принял во внимание значительную часть заявлений слушателей, в которых обосновывалась необходимость введения целого ряда предметов, увеличения числа практических и семинарских занятий. В этой связи на общественно-философском отделении были введены такие новые предметы, как институция римского права, история искусств; на естественно-историческом - механика. Впервые были запланированы практические занятия по уголовному праву, статистике, русской истории, местному самоуправлению [1, с. 63].
Профессиональная составляющая содержания образования в народном университете им. А. Л. Шаняв-ского была отражена в деятельности кратковременных курсов (от двухнедельных до годичных), которые организовывались с целью «распространения специальных знаний», и в значительной части тех, которые особенно были актуальны и востребованы общественной жизнью и практикой. Так, в 1910/1911 уч. году в университете осуществляли подготовку практических работников по 33 специальностям: местному самоуправлению, кооперации, дошкольному воспитанию, внешкольному образованию, по библиотечному делу, по холодильному делу и многих других [1, с. 43].
После октября 1917 г. народный университет им. А.Л. Шанявского постигла печальная участь многих научных и культурных учреждений России. Согласно декрету Совнаркома от 5.06.1918 г. о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения, народный университет потерял свою самостоятельность и независимость: Попечительский совет прекратил существование, Правление университета лишилось прав решать различные вопросы - отныне решение всех вопросов находилось только в компетенции Наркомпроса.
Еще год народный университет продолжал свою деятельность. Но согласно постановлению Нарком-проса от 24.07.1919 г. об устранении параллелизма в высшей школе все неправительственные, альтернативные учебные заведения страны были ликвидированы. Здание народного университета им. А.Л. Шанявского было передано Коммунистическому университету им. Я.М. Свердлова.
Имя А.Л. Шанявского и созданный им университет на долгие годы ушли из образовательного и культурного контекста эпохи ХХ в. И этот факт является вполне объяснимым: идея «вольного» университета с наполняющими его демократическими принципами в организации учебного процесса при полном невмешательстве официальных инстанций, академические свободы, сочетающиеся с фундаментальностью и академичностью в обучении, сближение с лучшими достижениями европейской науки - все это было несовместимо с основными идеологическими установками советской системы. Возродить лучшие традиции отечественного высшего образования - это не только дань памяти, уважения к истории и восстановления прерванной связи. Это и сохранение того уникального опыта, который может принести нам непредвиденные плоды.
Литература
1. Московский городский народный университет им. А.Л. Шанявского: Исторический очерк. М., 1914.
2. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 1, л. 2 об. Материалы к биографии генерал-майора Генерального штаба А.Л. Шанявского (после 1905 г.).
3. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 6, л. 10. Шанявский А.Л. Заявление в Московскую городскую думу об учреждении в Москве Народного университета. 15 сентября 1905 г.
4. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 10, л. 1. Письмо А.Л. Шанявского министру народного просвещения В.Г. Глазо -ву с ходатайством о поддержании замысла основать в Москве Народный университет. 15 сентября 1905 г.
5. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 6, л.10-13. Шанявский А.Л. Заявление в Московскую городскую думу об учреждении в Москве Народного университета. 15 сентября 1905 г.
6. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 17, л. 1. Письмо Московского городского головы кн. В.М. Голицына А.Л. Шанявскому с благодарностью за предложен-
Новочеркасская государственная мелиоративная академия
ное пожертвование и сообщением об избрании Го -родской думой комиссии для рассмотрения условий создания в Москве Народного университета. 21 сентября 1905 г.
7. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 44. Закон Российской империи «Об утверждении Положения о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского». 26 июня 1908 г
8. «Положение о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского» // «...Начинание на благо и возрождение России» (создание Университета им. А.Л. Шанявского): Сб. документов / Сост. И.И. Гле-бова, А.В. Крушельницкий, А. Д. Степанский. М., 2004.
9. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 39. Шанявская Л.А. Письма и заявления в Правление и Попечительский совет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского о принятии от нее денег на нужды университета.
10. Хотеенков В., Чернета В. Шанявский и его университет // Высшее образование в России. 1995. № 1.
11. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Берлин, 1929.
30 января 2006 г.