Научная статья на тему 'Частная благотворительность и меценатство в сфере образования взрослых (вторая половина xix - начало XX в.)'

Частная благотворительность и меценатство в сфере образования взрослых (вторая половина xix - начало XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частная благотворительность и меценатство в сфере образования взрослых (вторая половина xix - начало XX в.)»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

© 2006 г. А.В. Духавнева

ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX в.)

Актуальность проблемы частной благотворительности и меценатства в сфере образования взрослых определяется прежде всего тем, что вне ее рассмотрения невозможно реконструировать историю становления и развития тех образовательных и культурно-просветительных учреждений, которые создавались в дореволюционной России специально для взрослого населения.

Период второй половины XIX - начала ХХ вв., который современники назвали «медичивским периодом» в культурной истории России, отличался небывалым расцветом меценатства и благотворительности. «Но никогда ранее поток пожертвований и меценатской деятельности не был таким полноводным, длительным по времени и охватывающим такие широкие слои предпринимателей, как это было в конце 19 - начала 20 в.», - свидетельствует М. Гавлин [1, с. 10]. Выдающийся деятель отечественной культуры Ф. Шаляпин, восхищаясь размахом благотворительной деятельности в России в этот период, писал: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут» [2, с. 206].

Можно выделить определенные факторы, обусловившие ту ситуацию, когда частная инициатива и благотворительность приобрели в России массовый характер и привели к широкому меценатскому движению: благоприятные экономические условия, которые позволяли промышленникам и предпринимателям получать громадную сверхприбыль, поощрительное законодательство для безвозмездно дающих. Однако главной причиной, определившей размах этого движения, и здесь мы солидарны с мнением исследователя Л. Лаврененко, выступили внутренние побуждения российских жертвователей, приводивших их к осознанию личной ответственности перед обществом и «необходимости действий, преследующих в качестве цели не только личное, но и общественное благо». «Великие русские меценаты воспринимали свое материальное благополучие лишь как пролог (выделено нами. - А.Д.) к богатству духовному и свободе выражения, в том числе и через меценатство» [3, с. 114].

Исходным тезисом, определяющим основную идею и логику данной статьи, является утверждение, что по инициативе действительно прогрессивно-ориентированных и образованных меценатов и благотворителей развивалась такая важнейшая область отечественной образовательной

практики, как образование взрослых. Более того, образовательные и культурно-просветительные учреждения, создаваемые на средства частной инициативы, становились крупнейшими центрами образования взрослых в российских городах и регионах, являлись «образцом для всех остальных», определяли основные направления развития теории и практики этой сферы отечественного образования.

В период второй половине XIX - начала ХХ вв. в меценатстве и благотворительности участвовали люди, чрезвычайно разнородные по своему сословному составу, образованию и культуре, социальному и материальному положению. Среди них можно было встретить крупных промышленников, представителей целых промышленных династий, предпринимателей, дворян, высокопоставленных чиновников, и простых служащих, педагогов, священников, так что «социальное представительство» меценатства «не исключало ни одного слоя, тем более - класса» [4, с. 107]. И очень часто их благотворительная деятельность была связана с личной, частной инициативой, основанной на системе мировоззренческих идей, ведущей из которых выступала идея необходимости широкого образования и просвещения русского народа как определяющего условия экономического и культурного процветания России. И еще одно обстоятельство объединяло всех этих людей - для них меценатство становилось «моральной нормой» [4, с. 108-109].

Ярким примером благотворительной деятельности в сфере образования взрослых среди крупнейших предпринимателей России может служить история четырех поколений династии текстильных промышленников Прохоровых. Они принадлежали к наиболее известной в России промышленной династии, известных русских фабрикантов, владельцев Трех-горной мануфактуры. Данная область текстильного производства относилась к числу ведущих отраслей российской экономики, работавшей на мировой рынок.

Благотворительная деятельность в области образования этой династии началась еще в начале XIX в., когда сын Василия Ивановича Прохорова, основателя династии, Тимофей Васильевич основал в 1815-1816 гг. фабричную ремесленную школу для взрослых рабочих. Убежденный в том, что успех предприятия во многом зависит от квалификации рабочих, а также от их умственного развития он лично сам обучал взрослых чтению и письму. Важно не то, подчеркивается в материалах к истории Прохо-ровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых, что Тимофей Васильевич, его братья Константин и Яков Васильевичи, затем Иван Яковлевич и его дети учредили и содержали на фабрике в течение ста лет ремесленную школу и другие образовательные учреждения для взрослых, а то, что они принимали непосредственное участие в их деятельности [5, с. 208]. В 80-е гг. XIX в. для рабочих мануфактуры братья Прохоровы открыли вечерне-воскресные классы (мужские и женские), в которых ежегодно обучалось от 400 до 600 чел. взрослого населения [5, с. 211].

Но Прохоровы заботились не только об общем и профессиональном образовании фабрично-заводских рабочих. Огромное внимание они уделяли духовно-нравственному просвещению взрослых. В 1884 г. по инициативе С.И. Прохорова были устроены классы оркестровой музыки, где молодые рабочие обучались игре на духовых и струнных инструментах. Примечательно, что первым учителем-капельмейстером был профессор Московской консерватории Ф.Б. Рихтер, руководивший классами до 1901 г. В 1885 г. были учреждены духовно-нравственные и образовательные беседы и чтения со световыми картинками. Чтения проводились один раз в неделю и посещались рабочими «весьма охотно». С 1887 г. на средства Мануфактуры на фабрике устраивались бесплатные народные спектакли, для которых было выделено специальное здание вместимостью на 1300 чел. На сцене прохоровского фабричного театра ставились произведения А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.Ф. Писемского и других замечательных русских авторов. Исполнителями в основном были служащие и рабочие. В конце 80-х гг. на Трехгорной мануфактуре было положено начало библиотеки для взрослых при фабричном училище. В 1906 г. Прохоров получил разрешение на содержание самостоятельной библиотеки для служащих и рабочих его фабрики. К 1915 г. в ней числилось 5676 экземпляров книг и брошюр. Ежегодно библиотекой пользовалось до 1300 человек. На каждого читателя приходилось 20-25 прочитанных книг [5, с. 260].

Не менее значимым вкладом в развитие образовательных и культурно-просветительных учреждений для взрослых была благотворительная деятельность семьи Морозовых («Тверских») и представительницы этой династии Варвары Алексеевны Морозовой. Дочь крупного промышленника, известного собирателя рукописных и старопечатных книг А.И. Хлудова, вдова текстильного фабриканта А.А. Морозова, Варвара Алексеевна с начала 80-х гг. XIX в. организовала и поддерживала целую сеть благотворительных учреждений, включая больницу, дом престарелых. «Не было начинаний, на которые она не откликалась бы», - вспоминал о Морозовой П. Бурышкин [6, с. 103].

Однако значительные средства В.А. Морозова вкладывала в развитие образовательных и культурно-просветительных учреждений для взрослых. Одним из главных ее «созданий», пожалуй, были «Воскресные и вечерние классы для рабочих» (Пречистенские курсы), которые со временем стали крупным центром образования взрослых. Курсы были открыты в арендованном В.А. Морозовой здании на Пречистенке в 1897 г. и в течение всего времени их существования поддерживались Варварой Алексеевной.

Самые искренние чувства испытывала В.А. Морозова к народному университету им. А.Л. Шанявского, постоянно жертвуя на его нужды самые различные суммы. Только в год открытия ее пожертвования составили 50 тыс. р. [7, с. 8]. Всего в течение 1908-1912 гг. В.А. Морозова передала на организацию и развитие университета более 100 тыс. р. [8, с. 315].

В знак благодарности студентами и преподавателями народного университета было принято решение присвоить химической лаборатории, которая, кстати, была полностью построена и оборудована на пожертвования благотворительницы, имя В.А. Морозовой [9, с. 50].

Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. р.) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева. Она была открыта в 1885 г. в специально выстроенном для нее здании на Сретенском бульваре. Первоначальное оборудование читальни и содержание ее в течение первых пяти лет В. А. Морозова брала на себя. В уставе нового учреждения для взрослых говорилось, что оно призвано обеспечить книгами те сословия населения, «которым по состоянию их средств существующие библиотеки недоступны» [10, с. 71]. Открытая библиотека-читальня пользовалась огромной популярностью среди населения: если в год ее открытия число читателей составляло 45 тыс. чел., то к 1910 г. общее число посещений достигло почти 2,5 млн чел. [11, с. 10].

Открытие и содержание фабричной воскресной школы при Товариществе Тверской мануфактуры (1870), поддержка московских мужских и женских воскресных школ, организация образовательных зарубежных поездок рабочих - слушателей Пречистенских курсов, активное участие в качестве постоянного члена в деятельности Попечительского совета народного университета им. А.Л. Шанявского и Общества для усиления средств названного университета и многое другое - все это по праву дает основания признать В. А. Морозову одной из ключевых фигур в развитии образовательных и культурно-просветительных учреждений для взрослых. Это ярко подтверждается и воспоминаниями лидера российского либерального движения П.М. Милюкова, лично познакомившегося с В.А. Морозовой в 1905 г.: «...Известная всей московской интеллигенции Варвара Алексеевна Морозова - человек удивительной энергии и готовности служить общественному делу в духе семидесятых годов. В ней все, от скромной внешности и непритязательности костюма до личного антуража, созданного ею среди окружающего великолепия, свидетельствовало о глубокой вере в непреложный идеал общественного прогресса и в необходимость сеять разумное, доброе, вечное.» [8, с. 314].

Единственным в своем роде центром высшего образования для всех слоев взрослого населения России стал Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского. Кстати, создатель этого университета, крупнейший московский меценат, Альфонс Леонович Шанявский, ни в завещании, ни в дарственной записке не выражал желания о присвоении народному университету его имени - об этом впоследствии позаботилась Московская городская дума [12].

Приняв решение осуществить «новое начинание на благо и возрождение России», А.Л. Шанявский обратился с предложением к Московской городской думе принять в дар средства для создания народного универси-

тета. Предлагаемые в дар городу Москве средства содержали: недвижимое имущество, включающее землю в 1,068 кв. сажен и дом, состоящий из трех корпусов и дающий валовый доход ежегодно до 45 тыс. р. [13]. Принесенные Шанявским в дар средства позволили открыть в Москве народный университет, который по праву считался центром высшего образования взрослых в дореволюционной России.

Начатое А.Л. Шанявским дело, продолжила его жена и соратник Л. А. Шанявская, которая систематично от имени «неизвестного лица» продолжала оказывать финансовую поддержку университету. Анализ документов из личного фонда Шанявских позволяет восстановить благотворительные взносы, которые делала Лидия Алексеевна Шанявская с точной адресацией к их использованию. Общая сумма ее пожертвований составила 519 тыс. р. [14].

Благотворительная деятельность Л.А. Шанявской заслуживает особого уважения и признания современников, если учесть, что ею были созданы женские врачебные курсы при Военном министерстве, на которые Лидия Алексеевна жертвовала 50 тыс. р. и открыт женский медицинский институт в г. Санкт-Петербурге (1894 г).

Среди русских меценатов крупным планом выделяется имя Э.Д. Нарышкина, вложившего в развитие просветительных учреждений для взрослых 1,5 млн р. - сумму по тем временам огромную.

Большой вклад в развитие образования взрослых в Сибири внес Петр Иванович Макушин. Являясь основателем Общества попечения о народном образовании, он стал инициатором открытия в Томской губернии целого ряда народных библиотек, воскресных школ, книжных складов и магазинов. Лучшим признанием активной просветительной и благотворительной деятельности П.И. Макушина стала золотая медаль Петербургского комитета грамотности, которой он был награжден в 1889 г.

Проблему образования взрослых в дореволюционной России невозможно представить без имени С.В. Паниной.

Софья Владимировна Панина, наследница двух богатейших родов - Паниных и Мальцевых, значительную часть своих огромных доходов жертвовала на устройство образовательных и просветительных учреждений для народа. «В тех масштабах, в которых это делала Панина, - вспоминал Д.И. Мейснер, - случай этот в России был единственным» [15, с. 169].

Главным созданием С.В. Паниной был Народный дом (1903), здание для которого было специально построено Паниной на Лиговском проспекте г. Санкт-Петербурга. Это был, пожалуй, единственный в городе центр для обучения и общего культурного развития взрослых и детей: «Театр каждое воскресенье, концерты, лекции, выставки, тысячи взрослых на вечерних школах и курсах, заполнявшие помещения, утром занятые приблизительно таким же количеством детей: библиотеки, юридические консультации, а во время войны госпитали для раненых - в общем

Народный дом удовлетворял разнообразным запросам как материальным, так и духовным, окружающего населения» [16, с. 510].

Драматизм судьбы С.В. Паниной, впрочем, и ее главного детища заключался в том, что революция 1917 г. во многом отвергла и перечеркнула плоды ее многолетней и созидательной деятельности. Оказавшись в эмиграции, в Праге, С.В. Панина организовала в некоторой степени Ли-говский Народный дом в «малом виде»: с библиотекой, читальней, столовой, залом для занятий и собраний.

Развитие воскресных школ как образовательных учреждений для взрослых в России второй половины XIX - начала XX вв. стало возможно также благодаря частной инициативе многих и многих благотворителей. К началу ХХ в. в России насчитывалось 240 частных воскресных школ, ставших «удачным проявлением частной деятельности» и послуживших «прототипом» для многих воскресных школ «иных наименований». Частные воскресные школы открывались и полностью содержались на средства их создателей. Они же, как правило, осуществляли и общее педагогическое руководство этими образовательными учреждениями. Важно отметить, что организаторы частных воскресных школ осуществляли активную деятельность по распространению этого типа учреждения в образовательной практике России. Являясь инициаторами и непременными участниками выставок, съездов по вопросам обучения взрослых, авторами печатных статей и сборников, членами различных обществ по распространению народного образования, они утверждали в общественном сознании этот тип образовательного учреждения для взрослых, способствовали развитию педагогических основ теории и практики этой категории населения. В истории воскресных школ дореволюционной России навсегда останутся имена Х.Д. Алчевской, О.В. Кайдановой, В.С. Костроминой, С. Старынкевич, Е.И. Цветковой, Э.О. Кислинской (Вахтеровой) и многих других «воскресников»-благотворителей.

Определенную лепту в развитие образовательных и культурно-просветительных учреждений для взрослых внесли рядовые служащие государственных учреждений, педагоги, священники, книготорговцы, крестьяне. Архивные документы и первоисточники содержат уникальную информацию об их великом служении делу образования народа. В Российском государственном историческом архиве сохранилась переписка С.-Петербургского комитета грамотности с разными частными лицами, желавших внести свою маленькую долю в развитие образования народа, причем многие из них предпочитали оставаться неизвестными [17].

Так, в записке от 1868 г. сообщается о сборе суммы в размере 3,5 тыс. р. от разных частных лиц на нужды образования [17, л. 28]. В 1870 г. частные лица (имеется список) жертвовали С.-Петербургскому комитету грамотности 6 тыс. р. для открытия просветительных учреждений для народа [17, л. 36-37].

В течение многих лет вел переписку с Комитетом Грамотности священник М. Зубарев, уведомляя в каждом письме размер суммы, которую жертвовали местные жители с обязательным указанием цели ее использования. В своем первом письме, сообщая о собранных 3-х р. серебром, он, в частности, писал: «Если Комитет Грамотности еще раз доверит мне делать приглашения и собирать пожертвования в пользу Оного: то я приму на себя таковую обязанность с полным удовольствием» [17, л. 31].

В деле имеется несколько записок от издателей и книготорговцев, которые жертвовали в народные библиотеки книги. В частности, издатель «Русского книжного магазина» Н.Н. Морев жертвовал в 1892 г. 160 экземпляров книг А.Н. Некрасова «После азбуки» [17, л. 81].

Член С.-Петербургского комитета грамотности А.М. Калмыкова ежегодно жертвовала народную библиотеку стоимостью в 50 р. в село или деревню, «где состоится приговор местного общества о желательности общественной библиотеки и о готовности ее затем поддерживать» [17, л. 86]. Одну из таких библиотек А.М. Калмыкова отправила в деревню Времевки Мариупольского уезда Екатеринославской губернии, где в 1882 г. открыл свою первую воскресно-повторительную школу для взрослых известный земский деятель и педагог Н. А. Корф.

В записке, датированной 1914 г., указывается о намерении отдельных лиц (список прилагается) жертвовать на нужды образования народа 3,525 р. [17, л. 142].

«Лучшие люди нации» - так отзывался известный коллекционер и историк А.П. Бахрушин о своих современниках и друзьях, меценатах и благотворителях П.М. Третьякове, С.Т. Морозове, С.И. Мамонтове. Эти слова с полным правом можно отнести ко всем известным, малоизвестным и неизвестным меценатам и благотворителям, которые сыграли определяющую роль в становлении в дореволюционной России образовательных и культурно-просветительных учреждений для взрослого населения.

Литература

1. Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. М., 1996.

2. Шаляпин Ф.М. Маска и душа // Новый мир. 1988. № 5.

3. Лаврененко Л.Я. История благотворительности в России. Духовно-просветительские и культурно-логические аспекты. М., 2002.

4. Новикова С. Из истории отечественного меценатства // Посев. 1992. № 2.

5. Прохоровы. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. М., 1996.

6. Бурышкин П. Москва купеческая. Воспоминания. М., 2002.

7. Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского за 1908-1909 акад. год. М., 1909.

8. «...Начинание на благо и возрождение России» (создание Университета им. А. Л. Шанявского): Сб. документов / Сост. И.И. Глебова, А.В. Крушельницкий, А. Д. Степанский. М., 2004.

9. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского. Исторический очерк. М., 1914.

10. ДумоваН. Московские меценаты. М., 1992.

11. Плотников А. Юбилей Тургеневской читальни в Москве // Библиотекарь. 1911. № 1.

12. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 1. - Материалы к биографии генерал-майора Генерального штаба А.Л. Шанявского (после 1905 г.).

13. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 6. - Шанявский А.Л. Заявление в Московскую городскую думу об учреждении в Москве народного университета. 15 сентября 1905 г.

14. РО РГБ, ф. 554, картон 1, д. 39. - Шанявская Л.А. Письма и заявления в Правление и Попечительский Совет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского о принятии денег на нужды университета.

15. Мейснер Д.И. Миражи и действительность: Записки эмигранта. М., 1966.

16. Кайданова О.В. Очерки по истории народного образования в России и СССР на основе личного опыта и наблюдений. Берлин, 1938.

17. РГИА, ф. 91, оп. 3, д. 19. - Переписка Санкт-Петербургского Комитета Грамотности с земскими управами, земскими складами и частными лицами. 18621914.

Новочеркасская государственная мелиоративная академия 31 января 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.