Научная статья на тему 'Воспроизводство университета: вольный университет генерала шанявского'

Воспроизводство университета: вольный университет генерала шанявского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY-NC-ND
30
3
Поделиться
Ключевые слова
АЛЬФОНС ЛЕОНОВИЧ ШАНЯВСКИЙ / ВОСПРОИЗВОДСТВО УНИВЕРСИТЕТА / ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА / МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Л. ШАНЯВСКОГО / ФИЛОСОФИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ALPHONSE LEONOVICH SHANYAVSKY / REPRODUCTION OF A UNIVERSITY / AN IDEA OF THE UNIVERSITY / A.L. SHANYAVSKY MOSCOW CITY PEOPLE'S UNIVERSITY / PHILOSOPHY OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Воля Елена Сергеевна

Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского имел краткую, но яркую историю своего существования, успешно воплощал идею вольного университета и при этом обладал сильным научным и просвещенческим потенциалом, оказавшим влияние на становление университетского образования, что имеет значение для исследования такой предметной области философии образования, как воспроизводство университета.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Воля Елена Сергеевна,

Reproduction of the university. General Shanyavsky Free University

A.L. Shanyavsky Moscow City People’s University had a brief but bright history of its existence and successfully embodied the idea of the Free University. At the same time it had a strong scientific and enlightenment potential, thus influencing the formation of a university education, which is important for the study of such subject area of philosophy of education as a university reproduction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство университета: вольный университет генерала шанявского»

Воспроизводство университета: Вольный университет генерала Шанявского

Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского имел краткую, но яркую историю своего существования, успешно воплощал идею вольного университета и при этом обладал сильным научным и просвещенческим потенциалом, оказавшим влияние на становление университетского образования, что имеет значение для исследования такой предметной области философии образования, как воспроизводство университета.

Ключевые слова: Альфонс Леонович Шанявский, воспроизводство университета, идея университета, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, философия университета.

Конечно, есть вещи непреложные и свободное образование после многих веков мрака придет когда-нибудь и в нашей стране, в этом твердом уповании я и несу на него свою лепту.

А.Л. Шанявский

У потомка польского аристократического рода, блестящего генерала и золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского (1837-1905) была мечта создать «такое высшее учреждение, где могли бы свободно учиться все, кто учиться желает».

Упорство в учении помогло ему самому укрепить характер и сохранить верность идеалам своего рода. Начальное образование Альфонс получил в специальной «коллегии» для мальчиков рода Шанявских, созданной архиепископом Иосифом Шанявским.

© Воля Е.С., 2017

Вероятно, опыт спартанской жизни в коллегии позволил в дальнейшем Альфонсу, увезенному из Польши (по известному предписанию императора Николая Павловича для нейтрализации революционных настроений свободолюбивой польской аристократии: взять из каждой польской семьи по мальчику и увезти в Россию для образования), очень хорошо учиться: в кадетском корпусе в Туле; в Орловском кадетском корпусе; в Константиновском военном училище в Петербурге и в Академии Генерального штаба (которые он закончил первым учеником, его имя было высечено на мраморных досках этих учебных заведений)1 - и не только сохранить свободный нрав, но и в дальнейшем содействовать либерализации и просвещению российского общества2.

Способному выпускнику Академии Генерального штаба предложили остаться в доцентуре. «Академия Генерального штаба стояла тогда очень высоко; под влиянием 60-х годов, когда было всеобщее стремление к просвещению, в Академии читались дополнительные сверхкомплектные курсы профессорами Университета, и сами офицеры ходили в Университет на лекции» (в их числе А.Л. Шаняв-ский), «...по воскресеньям была устроена воскресная школа грамотности для обучения желающих...»3.

Однако по состоянию здоровья военную карьеру и Петербург А.Л. Шанявскому пришлось оставить (было предписано избегать душной атмосферы кабинетов). По приглашению Н.Н. Муравьева-Амурского он принимает участие в устроительстве Амурского края в Сибири. Спустя десять лет А.Л. Шанявский возвращается в Петербург для работы в Военном министерстве. В возрасте 38 лет он выходит в отставку в чине генерал-майора и организовывает в Сибири компанию по добыче золота.

А.Л. Шанявский был убежден, что одним из скорейших способов обновления и оздоровления общественной жизни «должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знанию»4, и оказывал содействие в финансовом обеспечении и открытии учебных заведений. Большой сподвижницей в делах просвещения супругу была Лидия Алексеевна Шанявская (Родственная). Благодаря ее преданности и упорству самая заветная мечта А.Л. Шанявского - Вольный университет - смогла осуществиться.

«Вера в науку, как в великую социальную силу, как в могучую двигательную пружину общественного прогресса» и «глубокое убеждение в том, что истинный и прочный прогресс возможен только на почве свободной общественной самодеятельности» - наиболее характерные черты умственного движения, которое наметилось

в шестидесятые годы девятнадцатого века5. Именно эти черты, по мнению А.А. Кизеветтера, во многом определили направленность

A.Л. Шанявского послужить такому делу, которое в одно и то же время было связано с идеей «распространения научного просвещения, и с идеей общественной самодеятельности»6.

В 1905 г. А.Л. Шанявский принял решение передать нужные средства для строительства Вольного университета. В обсуждении проекта будущего университета приняли участие профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.К. Рот7 и братья М.В. и С.В. Сабашниковы, профессор А.И. Чу-пров8, создатель Русской высшей школы общественных наук в Париже М.М. Ковалевский9, преподаватель Высших женских курсов И.В. Сперанский. Объяснительные мотивы этого начинания (излагаются в письме А.Л. Шанявского министру народного просвещения В.Г. Глазову от 15 сент. 1905 г.) таковы:

- увеличение числа умных, образованных людей - «в них вся наша сила и наше спасение, и в недостатке их причина всех наших бед и несчастий и того прискорбного положения, в котором очутилась ныне вся Россия» (в частности, здесь указание и на военное поражение России);

- создание в Москве университета, который «не будет конкурировать с казенным, а лишь дополнять и расширять его, делая доступным знание всем его жаждущим»;

- польза для Общества - «случай попробовать свои силы на работе созидательной; доселе ему поневоле была доступна лишь работа критическая - пусть же теперь оно само организует свои университеты, как считает лучшим, а министерство будет контролировать и назидать»;

- общедоступное образование может послужить противоядием забастовок10;

- благополучный опыт существования вольных и народных университетов в других странах;

- достижение Академии Генерального штаба, которая «могла бы снова с удовольствием вспомнить, что под руководством ее питомца прошла еще такая новая живительная и развива-тельная для России мера»11.

Профессор А.И. Чупров, принявший активное совещательное участие в создании Вольного университета Шанявского, подчеркивал особенности государственных университетов, как тех, которые «обслуживают потребности самой науки и потребности государственного аппарата», и «вольных» университетов как реализующих обслуживание «всех тех потребностей, которые вытекают из ближайшей связи науки с интересами и задачами общественной

жизни». «Четко прислушиваться к биению пульса общественной жизни, улавливать назревающие процессы в жизни страны и идти им навстречу, давая научное освещение соответствующим вопросам, организуя нужную научную подготовку для соответствующих деталей»12 - эти необходимые задачи Вольного университета успешно воплощались в жизнь сподвижниками и последователями А.Л. Шанявского.

Московский городской народный университет (1908-1920), созданный по почину А.Л. Шанявского13, по воспроизводству своего предназначения «служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию»14, по реализации свободы учиться и свободы учить вошел в историю образования России как первый вольный университет, успешно воплотивший «идеи альтернативной высшей школы»15 (о чем свидетельствуют уже первые историографические работы по строительству университета: Н.В. Сперанского16, А.А. Кизевет-тера17, А.Ф. Фортунатова18).

Основные направления, по которым университет осуществлял свою деятельность: 1) организация научно-популярного отделения; 2) организация академического отделения; 3) устройство специальных курсов, с целью научного освещения и систематизации знаний, а также с целью ознакомления их с современным состоянием разных научных вопросов; 4) издание лекций и научных работ преподавателей и слушателей19.

В организации учебного процесса «во главу угла ставилась задача максимальной активизации творческих потенций самих слушателей»20. «Возбудить интерес, толкнуть на собственную работу ума - вот что было всегда первой целью»21. В университете Шанявского «слушатели академического отделения первыми в России получили возможность самостоятельно составлять индивидуальные планы учебы, максимально отвечавшие научным интересам каждого»22.

Важную роль для становления научных интересов слушателей имела возможность учиться у выдающихся ученых и организаторов науки23. В 1913-1914 гг. естественно-исторический цикл академического отделения представляли: химики А.Н. Реформатский, Н.Д. Зелинский, физики П.Н. Лебедев и С.Л. Чаплыгин, геохимик-минералог А.Е. Ферсман, основоположник экспериментальной биологии Н.К. Кольцов.

На гуманитарных циклах преподавали историю литературы и теорию литературоведения Ю.И. Айхенвальд и М.Н. Розанов, правоведение - А.М. Винавер и М.Н. Гернет, историю античного

искусства - Р.Ю. Виппер, философско-исторические учения -В.П. Волгин, отечественную историю - Ю.В. Готье и А.А. Кизеветтер, историю западноевропейского средневековья - Д.М. Петрушевский, историю экономических учений и теории кооперации - А.В. Чаянов24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слушателям и выпускникам университета Шанявского предоставлялась возможность вести исследования в лабораториях и кабинетах. В 1914-1915 гг. исследования осуществлялись под руководством известных ученых: 1) лаборатория качественного анализа и общей химии (А.Н. Реформатский); 2) физическая лаборатория и рентгеновский кабинет (П.П. Лазарев); 3) лаборатория органической химии и количественного анализа (А.Е. Чичибабин); 4) физико-химическая лаборатория (И.П. Акимов, С.М. Леви, К.А. Толх); 5) кристаллографическая, минералогическая лаборатория (Г.В. Вульф); 6) зоологическая лаборатория (Д.Ф. Сини-цин, Н.М. Кольцов, Н.М. Кулагин); 7) ботаническая лаборатория (А.П. Артари, М.Ф. Дрейер, Н.Н. Худяков, А.Я. Цеге-фон-Мантей-фель); 8) лаборатория по изучению низких температур (П.И. Бахметьев); 9) Палеонтологический кабинет (М.В. Павлова); 10) Геологический кабинет (А.П. Иванов)25.

Университет Шанявского объединял людей «разнородных направлений на почве полной академической свободы и терпимости к чужому мнению»26, что наиболее ярко выразилось в преподавании философских дисциплин. В разные годы в университете преподавали: Г.Г. Шпет, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, Н.Д. Виноградов, А.В. Кубицкий.

Помимо учебной деятельности, Университет содействовал научным работам и научным изысканиям своих преподавателей и слушателей. С этой целью была организована библиотека, лаборатории, специальные занятия и семинары по разным областям знания. «Аудиторный фонд был одним из лучших в стране. Центральную аудиторию снабдили небывалой по тем временам новинкой - специальной проекционной установкой для демонстрации учебных фильмов»27.

Университет Шанявского скоро откликался на актуальные проблемы, в частности на нужды военного времени: «И содержанием в своих стенах лазарета, и устройством швейной мастерской для раненых, и приготовлением в своих лабораториях разных фармацевтических препаратов, и, кроме всего этого, устройством рентгеновского кабинета»28.

Особая роль отводилась специальным курсам «по вопросам, выдвигаемым самой жизнью для подготовки практических деятелей в разных сферах общественной деятельности и для дальнейшего

научного развития» лиц, занимающихся в сфере деятельности, по которой устраиваются курсы, а также для более широких слоев населения29. Большим успехом пользовался цикл библиотековедения, цикл курсов по кооперации30, цикл по подготовке деятелей по местному самоуправлению31, одногодичные Педагогические курсы имени М.Л. и Т.А. Королевых, краткосрочные курсы по дошкольному воспитанию32.

Следует отметить тот факт, что с первых моментов своего существования при университете существовала подготовительная средняя школа. О чем с особенной любовью пишет А.А. Кизеветтер: «То был так называемый "маленький Шанявский" - малая лодочка, прицепившаяся к большому кораблю», - и отмечает спаянность и учащихся, и учащих чувством повышенного патриотизма33.

Московский городской народный университет имени А.Л. Ша-нявского имел краткую, но яркую историю своего существования, успешно воплощал идею вольного университета и при этом обладал сильным научным и просвещенческим потенциалом, оказавшим влияние на становление образования в России, воспроизводя тот основной признак университета34, в «котором органически соединяются работы, направляемые к прогрессу самой науки, и работы, направляемые к прогрессу просвещения»35.

Примечания

1 Шанявская Л.А. Материалы к биографии генерал-майора Генерального штаба А.Л. Шанявского (после 1905) // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 1.

2 Воля Е.С. К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского // Вестник РГГУ. 2016. № 3(5). Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 26-39.

3 Шанявская Л.А. Указ. соч.

4 Шанявский АЛ. Заявление в Московскую Городскую думу, 15 сент. 1905 г. Москва // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 6.

5 Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Прага, 1929.

6 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Шанявский АЛ. Письмо Роту В.К., 15 сент. 1905 г. Москва // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 12.

8 Чупров А.И. Письмо Ковалевскому М.М. 16 авг. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 2. Ед. хр. 29.

9 Ковалевский М.М. Письмо к Шанявскому А.Л. 22 сент. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 21.

10 См.: Трубецкой Е.Н. Вольный университет // Русские ведомости. 1905. 1 июня;

Вернадский В.И. Три забастовки // Русские ведомости. 1905. 5 июля.

11 Шанявский АЛ. Письмо Глазову В.Г. 15 сент. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 10.

12 Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 484.

13 Не был назван «вольным» лишь по цензурным соображениям.

14 Возможность учиться в высшей школе делалась открытой для большинства желающих благодаря правилам приема. В университет могли поступать лица обоего пола, вне зависимости от национальности и религии; без дипломов о предварительном образовании и обязательств держать экзамены (как при поступлении, так и при окончании университета). См.: Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского за 1914-1915 академический год. У11-й год. Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнеров и К°. М., 1915. С. 1.

15 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Традиция и альтернатива в университетском образовании России // Гуманитарные науки / Редкол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1995. С. 151. (Программа «Университеты России»)

16 Сперанский Н.В. Возникновение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского: Историческая справка. М., 1913.

17 Кизеветтер А.А. А.Л. Шанявский и университет его имени // Русская мысль. 1915. Кн. 12. С. 25-34; Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.

18 Фортунатов А. Научно-популярное отделение университета имени А.Л. Шанявского // Высшая школа. 1919. № 3-4. С. 56-72.

Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 1. Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Указ. соч. С. 151-159. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. С. 385.

Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России // «Начинание на благо и возрождение России»: Создание Университета имени А.Л. Шанявского: Сб. документов / Сост. И.И. Гле-бова, А.В. Крушельницкий, А.Д. Степанский; под ред. Н.И. Басовской, А.Д. Степанского; сост. именных коммент. А.В. Крушельницкий. М.: РГГУ, 2004. С. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Университете Шанявского получили возможность работать многие преподаватели Московского университета, покинувшие его в 1911 г. в знак протеста.

Московский городской университет имени А.Л. Шанявского: Общие сведения, учебные планы 1913/14 академического года. М., 1914; Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России. С. 21. Отчет о деятельности Московского городского народного университета... Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1911-1912 учебный год. М., 1913. С. 11. По Москве. М., 1917. С. 157.

29

30

Кизеветтер А.А. А.Л. Шанявский и университет его имени // Русская мысль. 1915. Кн. 12. С. 33.

Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 2. На основании этих курсов впоследствии был создан Кооперативный институт. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.

Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 94.

Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.

Воля Е.С. О (прото) философии образования // Вестник РГГУ. 2015. № 2. Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 113-128.

Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.

28

31

32

33

34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35

И сегодня наша признательность Альфонсу Леоновичу Шанявскому родственна той благодарности, которую выражали ему современники.

Письмо А.Л. Шанявскому

Ваше превосходительство!

Прочитавши сегодня в газете известие о Вашем щедром пожертвовании на такую благую культурную цель, как народный университет, позволю себе засвидетельствовать Вам, Ваше превосходительство, мою глубокую и горячую благодарность за такое светлое и великое Ваше дело. Молю Всевышнего, да продлит Вашу добрую жизнь на многие и многие годы, чтобы долго, долго Вы могли принимать личное, просвещенное Ваше участие в ведении этого в высшей степени симпатичного учреждения.

Сердечно признателен Учитель. 18 сентября

ОР РГБ. Фонд Альфонса Леоновича и Лидии Алексеевны Шанявских (1871-1920). Ф. 554. Карт. 1. Л. 25. Письмо от 18 сентября 1905 г. 1 л. Подлинник, рукопись.