Н.ВАкулина
*
ХРИСТИАНСТВО И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Автор реферируемой статьи проводит сравнение между некоторыми основополагающими чертами христианской культуры и основными принципами культуры постмодернизма. В современной литературе по данному вопросу существуют два основных направления: 1) постмодернизм возникает как продолжение, развитие христианской традиции; 2) постмодернизм имеет принципиально антихристианскую природу. Автор реферируемой статьи считает подобное противопоставление несколько утрированным, полагая, что христианство и постмодернизм представляют собой независимые культурные явления, хотя постмодернизм многое наследовал от христианской культуры, появившись в ее рамках.
Новозаветная природа постмодернизма проявляется в ориентации на Слово. Ведь в отличие от многих других культур в христианстве «В начале было Слово», «Слово стало плотью» (с.13). Глубокое исследование этой проблематики было предпринято С.Аверинцевым в работе «Поэтика ранневизантийской литературы» (СПб., 1995).
Христианскую культуру во многом определяет культ книги. Почти все отмеченное о культе книги в христианстве применимо и к постмодернизму. Он более ориентирован на книгу, чем другие стили и течения. Видимо, поэтому постмодернизм получил известность как литературный стиль, а не как философское направление. В постмодернизме, как и в Средневековье, «человек живет в гигантском тексте, который сейчас и формирует квазиреальность» (с.14).
* Акулина Н.В. Христианство и постмодернизм // Христианство и культура: Сб. науч. тр. - СПб., 2001. - С.12-19.
Н.В.Акулина
Символами постмодернистской культуры могут стать образы Книги, Каталога, которые бродят из одного постмодернистского текста в другой. Постмодернизм - культура не только книжная, то и герменевтическая, ибо толкование текстов в ней зависит от степени образованности читателя. В этой культуре остается классическим представление о скрытом смысле в произведении, о необходимости постижения этого смысла. Читатель упражняется в экзегетике, как толкователь Священного Писания, ставя своей задачей прочтение постмодернистских текстов как символических и аллегорических.
Понятие реальности в постмодернизме исчезает, ее заменяет гиперреальность, созданная при помощи симулякров - призраков реального. Реальность не формируется, как в Средневековье, а замещается, вытесняется текстом. Книжность культуры постмодернизм унаследовал от христианства.
Подобно христианству, постмодернизм постоянно балансирует на грани народной культуры и культуры для избранных. Ведь христианская культура находилась на грани демократизма и элитарности. Постмодернизм декларирует демократизм этой культуры как «культуры для всех». Это представление базируется на идее о существовании двух типов читателя: наивного и искушенного. Первый воспринимает верхний пласт произведения, второй воспринимает более глубокие пласты - игру цитат, ведение наивного читателя «по ложному следу» (Ю.Лотман). Но при всем этом постмодернизм, как и любая другая культура, возникшая на почве христианства, остается элитарным.
Автор полагает, однако, что существуют основания, чтобы назвать постмодернизм одновременно и антихристианским явлением. Во-первых, христианство иерархично, а постмодернизм создает тексты, распадающиеся на отдельные слова, и иерархии предыдущих культур (включая христианскую) становятся лишь равновероятными возможностями. Во-вторых, в постмодернизме господствует общий принцип насмешливости, иронии по отношению ко всему. В-третьих, творчество в постмодернизме совершается не во имя Творца, как в христианской культуре, а из любви к процессу творчества. Постмодернистское искусство не под-
Христианство и постмодернизм
ражает существующим в природе формам, не копирует природу. Возникновение постмодернизма происходило не в борьбе с христианством, не на его обломках, не как продолжение христианской культуры, так как некоторые его принципы противоположны христианским.
«Объединяя в себе черты, унаследованные от христианства и противоположные ему, постмодернизм остается культурой, в такой же степени зависимой от прошлых культур, как любое направление до него, и в такой же степени самостоятельной, как и предыдущие течения. Хотя возникающие культуры представляют собой новые формы, их основы заимствуются из прошлых направлений; эта преемственность культуры сохраняется по сей день» (с.18-19).
И.Л.Галинская