УДК 821.161.1 + Н.С. ЛЕСКОВ АЛЕШИНА Л.В.
доктор филологических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: alyoshinalv@mail.ru
UDC 821.161 + Н.С. ЛЕСКОВ ALEOSHINA L.V.
Doctor of Philology, Professor, Orel State University E-mail: alyoshinalv@mail.ru
Н.С. ЛЕСКОВ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ N.S. LESKOV ON FAMILY EDUCATION
В статье рассмотрены взгляды Н.С. Лескова - писателя, публициста, мыслителя - на проблемы семьи, семейного воспитания в российском обществе второй пол. XIX века, многие из которых актуальны и для современной России. Лесков считает, что ответственность за воспитание детей лежит прежде всего на родителях, подчёркивает особую роль женщины-матери.
Ключевые слова: Лесков, семья, социализация, женщина, воспитание.
The article considers the views of N.S. Leskov - a writer, publicist, thinker - on the problems of the family, family education in the Russian society of the second half of the XIX century. Leskov believes that the responsibility for the upbringing of children rests primarily on the parents, emphasizes a special role in building the family relations of women - the wife and mother.
Keywords: Leskov, family, socialization, education.
Становление личности происходит в процессе социализации, что предполагает прежде всего «усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей...» [1, с. 59]. При всём многообразии подходов к понятию социализация все учёные сходятся в том, что начинается этот процесс в семье, где «формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с. 56].
Вопросы брака, семейных ценностей, воспитания детей всегда актуальны, поскольку семья играет «главенствующую роль в построении общества и самого государства в целом» [3]. Не удивительно, что эти вопросы всегда были в центре внимания общественных деятелей, философов, писателей.
Н.С. Лесков - писатель, публицист, мыслитель -остро реагировал на вызовы современного ему общества, в частности, много размышлял над проблемами семейного воспитания, требовал этого от товарищей по писательскому цеху. Так, в письме от 6 апреля 1871 г онупрекает С.А. Юрьева в отсутствии в издаваемом им журнале «Беседа» публикаций «о петербургской семье»: «Разлад нашей семьи - это такая тема, на которую можно и должно отозваться живым и сердечным словом. <.> Этим можно за самую жилу затронуть общество» [4, с. 301].
1 сентября 1871 г. выходит первый номер газеты «Русский мир», где обращают на себя внимание ле-сковские «Общественные заметки», игравшие роль программной статьи. Автор среди актуальных проблем российского общества выделяет семейные отношения, поскольку «сила и крепость государства находятся в прямой зависимости от силы и крепости семейного со-
юза в стране» [5, с. 336]. В той же статье Лесков подчёркивает, что «хорошие отец и мать всегда важнее всех наставников. Никакой наставник не в силах спорить в нравственном влиянии с отцом и матерью, уже по одному тому, что наилучших наставников дети уважают, только приходя в возраст, между тем как доброго отца и мать они начинают любить и слушаться с первых дней своего младенческого сознания» [5, с. 337-338]. Действительно, первые понятия об окружающем мире и своём месте в нём закладываются в семье, и ошибки, допущенные в семейном воспитании, очень трудно, а порой невозможно исправить (да и счастье повстречать на своём жизненном пути талантливых педагогов выпа-даетдалеко не всем).
Двумя годами ранее в обозрении «Русские общественные заметки» (газета «Биржевые ведомости») Лесков говорит о том, что родители нередко портят детей, подавая им дурной пример, потворствуя их слабостям. В качестве иллюстрации негативного влияния семьи публицист приводит случай с гимназисткой, которую исключили из учебного заведения за выпитый на маскараде бокал шампанского. Девушка жаловалась на суровость наказания, говоря в оправдание себе, что это было в порядке вещей у неё дома. «Я это постоянно видела, у нас не одна я, а все так живут», - пишет она собственною рукою», - негодует Лесков. Там же приводятся другие случаи тлетворного влияния семьи, в частности, «потворства», которое крайне пагубно влияет на ребёнка. «В школе нельзя исправлять того в шесть часов, что в течение восемнадцати часов дерзновенно портят дома. Семья, семья, читатель, подлежит просмотру и исправлению; люди, входящие в дом, и слова,
© Алешина Л.В. © Aleoshina L.V.
10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)
выходящие из уст их при детях, по натурам своим обыкновенно впечатлительных и наблюдательных, подлежат всему вашему вниманию!» [6, с. 138-139]. Писатель считал, что в исключительных случаях следует признать полезным изъятие детей из семьи и содержание их в учебных заведениях закрытого типа: «Против закрытых заведений говорили, ни на минуту не стесняясь тем, что есть семьи, где детям столь дурно и вредно воспитываться, что закрытые заведения, сколь они ни далеки от идеала, все-таки единственное спасенье для таких детей» [6, с. 134].
Неспособность проявить разумную строгость Лесков считает непростительной ошибкой родителей: «Между заветами «Домостроя» и педагогическими статьями, рекомендовавшими развитие в ребенке злых инстинктов человеческой природы в уровень с добрыми, стоит, как скала, незыблемая истина, что «кто не умел в свое время разумно подчиняться, тот никогда не будет уметь разумно повелевать ни собою, ни обстоятельствами». Кто забывает это, воспитывая детей своих, тот их губит и растит в них себе грядущее горе» [6, с. 140]. Та же мысль об определяющей роли семейного воспитания звучит во многих художественных произведениях Лескова. Так, одна из любимых героинь писателя, настоятельница монастыря мать Агния (роман «Некуда») с болью говорит: «Семью нужно переделать, так и училища переделаются. А то, что институты! У нас что ни семья, то ад, дрянь, болото. В институтах воспитывают плохо, а в семьях еще несравненно хуже» [7, с. 21].
О необходимости требовательно относиться к детям Лесков напоминает А.П. Милюкову - писателю, журналисту, редактору, с которым у Николая Семёновича сложились не только деловые, но и дружеские, доверительные отношения. Узнав о том, что сын Милюкова не сдал экзамен, Лесков пишет: «Зная, сколь это тяжело Вам, от всей души за Вас поскорбел, хотя и не могу некоторым образом не винить Вас самих в этой неудаче. Если Вы простите моей приязни, то я сказал бы, что мальчика надо поставить иначе: во-первых, снять его с принятой им офицерской позиции, а во-вторых, воздержаться от резонерства, одинаково вредного для его занятий и для правильности его развития. Нужно очень немного наблюдательности, чтобы не видать, как он идет в Кривороса и так едва ли выбьется на путь верный; но мне всегда казалось, что Вы и сами это замечаете, а только не решаетесь сказать: «крак- с сегодняшнего дня ты, любезный друг, на ином положении». А это надо сделать, пока еще не поздно (если только не поздно). Иначе, как хотите, это будет преступно по отношению к нему к самому<...>» [4, с. 409].
Особую роль в семейных отношениях писатель отводит женщине, считая, что климат в семье создаёт прежде всего жена, готовая делить с мужем невзгоды, способная на самопожертвование, воспитывающая детей в уважении к отцу. Лесков горячо сочувствует желанию женщин учиться, трудиться, развиваться как личность,нопредостерегает от негативных последствий-ложно понятой эмансипации, ведущей к распущенно-
сти, к распаду семьи, что не может не сказываться на детях. Эта позиция чётко выражена как в художественных произведениях писателя, так и в целом ряде статей, в частности серии очерков «Из одного дорожного дневника» (1862 г.), которыеЛесков, отправленный редакцией журнала «Северная пчела» в длительную командировку в Европу, посылает с дороги редактору.
В «Письмах с дороги» отражаются особенности быта, нравов братьев-славян, при этом особое внимание уделяется положению женщины в семье и обществе. Так, представляет интерес вставная новелла, где даётся описание сцены в гродненском отеле, невольным свидетелем которой становится Лесков. Молодая женщина, чей муж промотался, оставив жену с тремя детьми без средств к существованию, и продолжает кутить в Гродно, на уговоры тётки вернуться к отцу отвечает отказом: «Мое счастье в том, чтоб воспитывать детей и видеть их вместе с их отцом, который знает, что у него нет большего друга, как я». На все резоны тётки, вполне справедливые, она возражает: «Он человек, в котором не воспитана воля, но он знает свои пороки, он любит детей, он страдает, он хочет быть иным человеком». Уговоры пожить у отца хотя бы до тех пор, пока муж не остепенится, разбиваются о непреложный аргумент: «Ведь только содержанки живут, пока хорошо живется, а жены так не делают».
Наутро Лесков под впечатлением от ночной сцены расспрашивает своих польских товарищей, как у них относятся к идее женской эмансипации, и слышит в ответ, что польские женщины «слишком знают жизнь и не поставят на карту ни себя, ни детей», они «переиспытают все средства» для сохранения семьи. «Диковинное дело! - восклицает автор. - В половине варшавской чугунки уже <...> не ждут счастья от брака вне брака», тогда как «по обоим концам Николаевской железной дороги» многие понимают эмансипацию лишь как право женщин на свободное сожительство [8, с. 37-38, 41]. Понятно, что женщина с такими взглядами не может быть хорошей матерью.
В результате своих наблюдений Лесков приходит к выводу, что «известные большинству славян системы женского воспитания создают по преимуществу или Гапку, способную троить водицы и варить запеканки; или ключницу Лукерью, или, что еще хуже, "наряженную куклу на самодельных пружинах". Женщины всех этих трех категорий не годятся для того, чтобы разделять здравые прогрессивные стремления своего века; на их коленях не отдохнет спокойно голова сколько-нибудь развитого мужа; они не поддержат его словом и делом в минуту душевной невзгоды и не дадут отчизне детей, способных жить без жалости и умирать без страха» [8, с. 145].
Несколькими годами позже в театральном критическом обзоре «Петербургский театр» (1871 г.). Лесков горько иронизирует над столичными дамами, «довоспи-тавшимися» «до того, что, по их мнению, супруга, хранящая свои обеты, несмотря на нарушение их другою стороной, и жертвующая своим личным счастием сча-
стию и спокойствию своих детей, есть уже «не женщина, а тряпка». Для этих господ святая сила материнской любви и возвышенная покорность долгу ради семейного счастия есть позор женщине» [5, с. 345].
Не в последнюю очередь волновала Лескова проблема истинного патриотизма. Писатель справедливо полагает, что именно в семье закладываются основы воспитания гражданина, патриота. Вернёмся опять к циклу дорожных очерков «Из одного дорожного дневника», который заканчивается гимном матери-польке. Эта «молоденькая дама», соседка Лескова по купе поезда, следующего из Львова в Краков, «встала с своего места и указывает двум девочкам на высокую земляную насыпь, виднеющуюся вправо. «Это нашей Ванде насыпали», -говорит она, вспоминая честную красавицу, отвергшую руку, за которую схватилась бы любая нимфа другой страны» (по легенде Ванда - польская княжна, которая отвергла немецкого принца, напавшего на Польшу, чтобы взять её в жены; атака была отбита, но Ванда покончила с собой, чтобы принц больше не посягал на её страну). «И всю-то эту историю, со всеми вероятными и невероятными примечаниями, она повторяла девочкам, с жаром, с чувством восторженного патриотизма». А потом молодая женщина показывает детям могилу Костюшки и рассказывает народном герое, возглавившем в 1794 г. национально-освободительное восстание. «И опять дети внимательно слушают, и по их умным глазенкам видно, как глубоко падают семена в молодое сердце». Автор, с одной стороны, восхищается женщиной, которая воспитывает детей в духе любви к родине, с другой стороны, с болью признаёт, что многие его соотечественницы иначе относятся и к своей стране, и к воспитанию детей. Эмоции выплескиваются в серии риторических вопросов, которые обрушиваются на читателя: «Зачем ты, о Бларамберг, не устроил по варшавской линии амбаркаде-ров, способных так же скоро оглушать, как наделять самым прочным катаром? Я не слыхал бы, что говорит эта мать своим детям, и не вспомнил бы страны, где большинство так называемых образованных женщин произносят слово «история» только с прилагательным «скандальная
история»... А спросите их, читали ли они хоть один том своей истории? Знают ли хоть одну из ее драматических страниц? Сумеют ли хоть о Марфе Посаднице рассказать что-нибудь своим детям, как рассказывает моя соседка о Ванде и Костюшке?»
Продолжением путевых очерков стал цикл «Русское общество в Париже» (1863 г.), где также поднимается вопрос о семейном воспитании. Лескова беспокоит тот факт, что русские дети «воспитываются чисто по-французски и смотрят чистыми французятами», забывают родной язык«и растут сущими невеждами по отношению ко всему отечественному. В этом поразительном невежестве столько же виноваты родители, сколько и русские учители, но, конечно, более родители, от которых зависит выбор учителей». В свойственной ему ироничной манере Лесков отмечает «прогресс» в деле воспитания маленьких русских граждан: «Говорят, что пять-шесть лет тому назад оседлые русские жители Парижа вовсе не заботились об обучении русскому языку своего благородного потомства; но с воплощением некоторых новых идей в России и парижские россияне порешили, что детей российских дворян, как ни вертись, все-таки нужно немножечко поучивать русской грамоте, поучивать хоть настолько, <...> чтобы каждый из этих подрастающих столпов отечества со временем мог собственноручно написать своему секретарю: «Сумлеваюсь штоп я мох бить па балесни в засидании Совета»». Лескова очень беспокоила будущность государства, где ключевые посты предназначены таким «столпам отечества» [8, с. 192].
«Родительская семья, - отмечает И.С. Кон, - остаётся важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям» [2, с. 182-183]. Безусловно, нельзя ставить знак равенства между семьёй XIX века и современной семьёй, тем не менее многое из того, что волновало Н.С. Лескова во второй половине XIX века, вызывает тревогу и сегодня, а его мысли о семейном воспитании звучат очень актуально.
Библиографический список
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336с.
3. ЛаськоА.И. Семья как основа государства // Политика, государство и право. 2014. N° 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika. snauka.ru/2014/06/1717
4. Лесков Н.С. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 10. М.: Художественная литература, 1958.
5. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 10. М.: ТЕРРА, 2007.
6. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 8. М.: ТЕРРА, 2004.
7. Лесков Н.С. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1958.
8. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 3. М.: ТЕРРА, 1996.
References
1. Andreeva Т.У. Family psychology. SPb .: Speech, 2004. 244 p.
2. KonI.S. Child and society. Moscow: Academy, 2003. 336 p.
3. Lasko A.I. Family as the basis of the state // Politics, state and law. 2014. № 6 [Electronic resource]. URL: http://politika.snauka. ru/2014/06/1717
4. LeskovN.S. Collected works. In 11 vols. T. 10. Moscow: Fiction, 1958.
5. Leskov N.S. Complete works in 30 volumes. T. 10. Moscow: TERRA, 2007.
6. Leskov N.S. Complete works in 30 volumes. T. 8. Moscow: TERRA, 2004.
7. Leskov N.S. Collected works. In 11 vols. T. 2. M .: Fiction, 1958.
8. Leskov N.S. Complete works in 30 volumes. T. 3. M .: TERRA, 1996.