Научная статья на тему 'Н. И. Пирогов и медицинская помощь женщин на войне'

Н. И. Пирогов и медицинская помощь женщин на войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1438
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Макарова Н. П., Лещинская Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. И. Пирогов и медицинская помощь женщин на войне»

Макарова Н.П., Лещинская А.Ю. Н.И. ПИРОГОВ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИН НА ВОЙНЕ

Н.И. ПИРОГОВ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИН НА ВОЙНЕ

Макарова Н.П., Лещинская А.Ю. УДК: 617-057.4

Уральский Государственный Медицинский Университет, Екатеринбург

N.I. PIROGOV AND WOMAN'S HELP DURING THE WAR

Makarova N.P., Leshchinskaya A.Yu.

Перед большим умом склоняю голову, Перед большим сердцем падаю на колени.

И.В. Гете

В ноябре 2015 года исполнилось 205 лет со дня рождения великого нашего соотечественника Николая Ивановича Пи-рогова. Заслуги его в развитии различных областей медицины, педагогики признает не только наша страна, но и весь мир. Наследие учёного велико, о нем до сих пор не только пишут, но и продолжают изучать его труды. Научное наследие Пирогова освещено подробно в работах нескольких поколений хирургов и историков медицины [1, 8, 9, 15]. За годы, прошедшие со дня смерти Н.И. Пирогова, его биография, научные, философские, педагогические работы, характерные черты врача и общественного деятеля получили столь детальное и всестороннее освещение в литературе, казалось бы, мало что можно к этому добавить. Однако и сегодня в научных трудах великого Н.И. Пирогова можно черпать мудрые советы, основанные на огромном таланте ученого, организатора и хирурга. И в наше неспокойное время, периода непростых политических отношений, продолжающихся военных действий хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на заслуги Николая Ивановича Пирогова.

Жизнь его совпала с рядом войн (Кавказской, Крымской, Франко-Прусской и Русско- турецкой), где он проявил себя и как талантливый военно-полевой хирург, и как выдающийся организатор. Сегодня нам трудно представить, как можно было обходиться в больницах и госпиталях без женской помощи. А ведь впервые развил сестринский институт в военной медицине именно Николай Иванович Пирогов. До этого женщины привлекались к помощи в больницах, но только в качестве помощниц по хозяйству. В подписанном Петром I «Регламенте об управлении Адмиралтейства и Верфи» значилось: «Для надзирания над бельем и над работниками иметь во всяком госпитале по одной старице и по одной помощнице из старых, которых из монастырей брать погодно с

переменою». В 1728 году медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности и для женщин [12]. В 1735 году был принят «Генеральный о госпиталях регламент», в котором также рекомендовалось использовать работниц «для надзирания над бельем». Помимо хозяйственных дел, одной из главных сфер медицинской деятельности женщин были акушерско-гине-кологическая практика и помощь в уходе за престарелыми во «вдовьих домах» [4].

Первые общины сестер милосердия начали появляться с 1844 года по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбург-ской. В самом начале Крымской войны в 1854 году была создана Крестовоздвижен-ская община, носившая тогда название «община воздвижения животворящих креста сестер попечения и раненых и больных». Сама идея привлечения женщин к оказанию помощи на театре военных действий родилась у великой княгини Елены Павловны - в девичестве немецкой принцессы, вышедшей замуж за младшего сына Павла I, Михаила, брата Николая I. Это была очень умная и великолепно образованная женщина, много сделавшая для своей новой родины - России. Пользуясь своим влиянием на членов императорской семьи, она убедила их в необходимости таких начинаний и обнародовала воззвание о помощи больным и раненым «ко всем русским женщинам, не связанным обязательствами семейными, желающим принести свою долю жертвы и добра.. .Отчизне». В Пирогове Н.И. она нашла единомышленника, которому было предложено подобрать медицинский персонал и взять на себя управление всем делом. Михайловский дворец в Петербурге, знаменитый концертами и приемами, которые проводила Елена Павловна, во время войны превратился в склад медикаментов и вещей для фронта. Сам Пирогов в одном из своих писем так отзывался о ней: «Великая княгиня содержит в себе много превосходного: она принадлежит к недюжинным личностям, и если что можно сделать хорошего, то именно через нее» [10, 11, 14, 15].

Итак, Николай Иванович в сопровождении двух своих коллег прибыл в Крым в октябре 1854 года и застал там ужасающую картину. Впоследствии в своем труде «Начала общей военно-полевой хирургии» он писал: «... Я никогда не забуду моего первого въезда в Севастополь. Вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 верст была загромождена транспортами раненых, оружия и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое и по трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди, и животные едва двигались в грязи по колено; слышались вопли раненых и карканье хищных птиц, и крики измученных погонщиков, и отдаленный гул севастопольских пушек. Поневоле приходилось задуматься о предстоящей судьбе наших больных. Предчувствие было неутешительно. Оно и сбылось» [10]. Н.И. Пирогову предстояло заставить военное начальство пересмотреть порядок оказания помощи раненым и создать приемлемые условия для их выздоровления. В ноябре 1854 года в Крым прибыл первый отряд сестер милосердия. Николай Иванович так писал об этом: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвижен-ская община сестер, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают на операциях, раздают чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий» [10]. Авторитет Н.И. Пирогова был непререкаем и среди сестер, и, конечно, среди больных, которые высоко ценили заботу о них. Одна из первых сестер милосердия А.М. Крупская, приехавшая в 1854 году в осажденный Севастополь, так вспоминала о Пирогове: «Как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия и самопожертвования сильно на всех действовал; все одушевлялись, видя его: больные, к которым он прикасался, как бы чувство-

Макарова Н.П., Лещинская А.Ю.

Н.И. ПИРОГОВ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИН НА ВОЙНЕ

вали облегчение... Солдаты прямо считают Пирогова способным творить чудеса. Однажды на перевязочный пункт несли на носилках солдата без головы; доктор стоял в дверях, махал руками и кричал солдатам: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». «Ничего, ваше благородие, - отвечали солдаты, - голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось, еще пригодится наш брат - солдат.» [1,15].

Движение сестер милосердия в России того времени имело светский характер. Община объединяла патриотически настроенных женщин из самых разных слоев общества - от весьма образованных (жены, вдовы, дочери титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров) до малограмотных женщин. Считалось, что сестра милосердия должна быть не православной монахиней (как было принято на Западе), а женщиной с практическим рассудком и хорошим образованием. В частности, таких взглядов придерживался Н.И. Пирогов. «Наша сестра милосердия не должна быть обязательно монахиней. Она должна быть простая, 20-40 лет, бла-гопочтительная женщина и непременно иметь чувствительное сердце.» [2, 10]. Идея использования сестер милосердия в Крыму не сразу нашла положительную оценку у военачальников, в том числе у князя А.С. Меньшикова, главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму, с которым у Н.И. Пирогова были сложные взаимоотношения. Князь с сарказмом высказывался по этому поводу: «Я опасаюсь, чтобы этот институт не умножил бы число наших сифилитиков». И действительно, в тогдашнем российском обществе бытовало мнение, что это бесполезная и даже безнравственная выдумка. Первые отряды сестер милосердия встречались местным населением часто недружелюбно, нередко в помещичьих усадьбах им отказывали в приюте и гостеприимстве [5]. Настойчивость, с которой Пирогов в течение нескольких месяцев добивался организации общины, объяснялась тем, что Севастополь находился в тяжелом положении осады. Осада города впервые обнажила слабые стороны организации русской армии. Николай Иванович видел при этом именно дефекты в порядке оказания медицинской помощи и, как следствие, высокую летальность раненых. Почти во всех госпиталях царили бедность, грязь, раненые плохо питались, не хватало одежды, постельных принадлежностей. Так Пирогов вспоминает о состоянии одного из госпиталей: «Больные, большею частью раненые, после последнего штурма лежат в солдатских палатках и госпитальных навесах; большей частью без коек, на матрацах,

постланных на земле; по вечерам и в сырую погоду в солдатских простых палатках лежащим на земле было невыносимо холодно; одеял недоставало, полушубки еще не розданы.». Николай Иванович несомненно обладал выдающимся организаторским талантом. Он требовал от госпитального начальства обеспечения раненых чистой одеждой, бельем, достаточным количеством перевязочных материалов, питанием. Для упорядочения оказания помощи раненым и больным он разделил врачей и сестер на четыре группы: первая принимала участие в сортировке раненых, вторая работала в операционной, третья занималась уходом и четвертая, состоявшая из одних сестер и священника, облегчала страдания умирающим. Также отдельно выделены сестры-хозяйки, хранившие провизию и отвечавшие за дезинфекцию палат и вещей, перевязочные сестры. Николай Иванович разработал специальные инструкции для разных групп сестер, в которых объяснялись их служебные обязанности, а также составил обращение «для прочтения и исполнения», в котором требовал, чтобы они следили за своим здоровьем, вовремя питались, и учил, как уберечься от заразных болезней [2, 6, 16]. После введения таких порядков, даже при массовом поступлении раненых с поля битвы или больных во время эпидемий, хаоса, царившего ранее, не наступало. Николай Иванович продолжал требовать от госпитальных начальников создания достойных условий для выздоровления больных и раненых, в результате чего приобрел славу неудобного и несговорчивого человека. Пирогову непросто было управлять женским коллективом, разбираться в их сложных взаимоотношениях, но «изобилие дела заменяло недостающую в общине духовную силу и не совсем отличную организацию». Помимо лечебной работы, сестры милосердия осуществляли контроль над деятельностью интендантов. Это было вызвано тем, что государственные деньги, отпущенные для госпиталей, разворовывались, по меткому выражению самого Николая Ивановича, «даже днем». Таким образом, сестры осуществляли еще и «нравственный контроль» за действиями госпитальной администрации - распределением белья, продуктов, лекарств [10, 12].

349 дней длилась оборона Севастополя. Около 200 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины приняли участие в Крымской войне. Мужеству и самоотверженности этих женщин поражался и сам Николай Иванович: «Сестры стойко переносят все тяготы и лишения войны, с особой заботой и старанием выполняют свои обязанности...» Многие из

них переболели, а 17 погибли от тяжелых инфекций. Впоследствии российская общественность изменила свое отношение к деятельности сестер общины и признала их неоспоримые заслуги перед Родиной.

Ближайшими помощницами Пирогова были старшие сестры милосердия. История, к счастью, сохранила их имена: Екатерина Михайловна Бакунина, Елизавета Петровна Карцева и Екатерина Александровна Хитрово. По выражению самого Николая Ивановича, это были «три столба общины». Сестра - настоятельница Екатерина Михайловна Бакунина была дочерью губернатора Санкт-Петербурга, внучатой племянницей легендарного фельдмаршала М.И. Кутузова. Она работала в общине сестер милосердия все дни тяжелой обороны Севастополя, последней из сестер покинула город, в последующем также участвовала в Русско-турецкой войне в качестве руководителя общины. Пирогов высоко ценил ее бескорыстное служение: « .это удивительная женщина: она, с ее образованием, работает как сиделка, ездит с больными в транспорты и не слушает никаких наветов; держит себя, как нужно даме ее лет и ее образования.. Однажды она ассистировала бессменно на 50 ампутациях, обнаруживая при этом едва ли совместимые с женской натурой качества ...» [10, 11]. После войны Е.М. Бакунина организовала больницу в Тверской губернии, оказывала бесплатную помощь и, по сути, не имея образования, была первой женщиной - хирургом. Елизавета Петровна Карцева была тоже дворянского происхождения, во время обороны Севастополя работала в госпиталях сестрой милосердия, кухаркой. Она самоотверженно боролась с воровством госпитального начальства и обратила обязанность сестры в «духовное призвание жизни». После войны она более десяти лет проработала старшей сестрой Крестовоздвиженской общины, а потом возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия. Под её руководством было воспитано немало образцовых сестер милосердия, основательно ознакомленных с уходом за больными и по примеру своей руководительницы всецело посвятивших себя этому тяжелому делу [7]. Пирогов считал ее и Е.М. Бакунину идеалом старших сестер. Екатерина Александровна Хитрово всего 3 месяца руководила общиной, затем заболела тифом и скончалась, но осталась для многих сестер примером для подражания.

Имя еще одной участницы Крымской войны сохранилось в исторических документах, хотя она и не была сестрой общины, - Дарья Севастопольская, дочь черноморского матроса, сирота. Она про-

Макарова Н.П., Лещинская А.Ю. Н.И. ПИРОГОВ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИН НА ВОЙНЕ

дала дом, купила лошадь, бушлат, бинты и организовала у дороги первый перевязочный пункт . По приезде Пирогова в Крым, Дарья явилась к нему, чтобы записаться в общину [7, 10]. Пирогов впоследствии написал об этой встрече: « Она молодая женщина, недурна собой. Под Альмою она приносила белье, отданное ей для стирки, и здесь первый раз обнаружилась ее благородная наклонность помогать раненым. она ассистирует и при операциях». Николай Иванович сообщил наивной девушке, что в общину набираются женщины из различных слоев общества. Но сестры эти до вступления в общину должны принести присягу и исполнять определенные условия: «. надобно, по инструкции, по крайней мере, год оставаться целомудренной». «Отчего же, можно и это, - ответила она». Дарья еще при жизни стала легендою, в народе говорили о ней, что «она ангел, слетевший с неба.» [7].

Следует подчеркнуть, что еще при жизни Пирогова делались попытки приписать заслугу первого использования женского медицинского персонала в военно-полевых условиях не Николаю Ивановичу, а англичанке Флоренс Найтингел, также принимавшей участие в Крымской войне вместе со своими 37 «дамами высокой души». Сам Пирогов резко опроверг эти необоснованные посягательства. В Севастопольских письмах (1876 г.) он писал: «Конечно, женская служба в госпиталях - далеко не новое учреждение. Сперва в католических, а потом и в протестантских странах была введена женская помощь, наконец, и у нас это было принято. но еще нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы». В октябре 1854 года Крестовоздвиженская община прибыла на театр военных действий и начала свою благородную миссию. О деятельности мисс Найтингел и ее помощниц стало известно в начале 1855 года. И Николай Иванович решительно высказывался против искажения исторических фактов: «... мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем право истребовать пальму и в деле столь благословенном, благотворном и ныне всеми принятом» [10]. Вот так горячо отстаивал Н.И. Пирогов приоритет русской женщины в благородном и высокогуманном деле ухода за ранеными.

Положенное Пироговым начало разлилось широкой рекой во всех последующих войнах. Уход за ранеными теперь был немыслим без участия женщин. Удачный опыт применения женской помощи на войне сформировал положительное общественное мнение о жен-

щинах - медиках и дал своего рода толчок к развитию женского медицинского образования в России, которое до этого времени было невозможно. В 1856 году было принято решение «об устройстве в губернских городах женских училищ, приближенных по курсу к гимназиям.». В 1862 году в Медико-хирургическую академию впервые были зачислены слушательницы М.А. Бокова и Н.А. Суслова, хотя из-за господствующих в обществе предрассудков карьера у первых женщин

- врачей складывалась сложно [8].

В период войны с Турцией 1877-1878 гг. двадцать пять (из 93-х) слушательниц акушерских курсов, существовавших в это время при Николаевском госпитале и еще не успевших пройти окончательные испытания, были отправлены в действующую армию.

Известно также, что во время русско-японской войны в русских санитарных отрядах находилось около трех тысяч женщин, из них 50 служили врачами, остальные фельдшерами и сестрами милосердия. «Не обращая на себя ничьего внимания, они скромно шагали следом за ротами со своими перевязочными сумками; мерзли вместе с солдатами в окопах; работали действительно под тучами пуль и шрапнелей, бесстрашно ползали под огнем, перевязывая валяющихся раненых»,

- так писал о них Викентий Вересаев.

В Первой мировой войне приняли участие уже более 25 тысяч женщин, в Гражданской - более 60 тысяч [13].

В годы Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы насчитывалось примерно 200 тысяч военврачей (из них 46% женщин) и более 500 тысяч медсестер, 300 тысяч санинструкторов.

Основатель уральской хирургической школы академик А.Т. Лидский, также прошедший нелегкий путь военного хирурга, высоко ценил преданность и самоотверженность женщин-медиков. Оставляя клинику, в которой он проработал 55 лет, в своем прощальном послании сотрудникам написал: «... Любите, цените и уважайте труд старших сестер, сестер операционных и палатных, лаборанток и сиделок. Это ваши ближайшие и ценнейшие помощники. Без их помощи, без теснейшего контакта с ними не будет успеха в вашей работе.» [3].

Чувство глубокого патриотизма, бесконечной преданности своей родине, исключительная самоотверженность в уходе за ранеными, полное пренебрежение своим здоровьем и опасностью - все это было свойственно и первым русским женщи-

нам на поле боя и их последователям. Этот стиль работы вырабатывал Н.И. Пирогов, сам при этом обладая всеми вышеперечисленными чертами. Свое жизненное кредо он определил в одном из писем жене и оставался, верен ему всю свою жизнь: « Мы живем на земле не для себя только.. .Тому, у кого не остыло еще сердце для высокого и святого, нельзя смотреть на все, что делается вокруг нас, смотреть односторонним эгоистическим взглядом.».

Литература

1. Вагнер Е.А. - Раздумья о врачебном долге / Е.А.Вагнер. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1986. - 7 с.

2. Геселевич А.М. - Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова / А.М.Геселевич. - М.: Медгиз, 1956. - 76 с.

3. Дижур Б. О жизни щедрой / Б.Дижур. - Свердловск: УрО АН ССР, 1992. - 125 с.

4. Кондрашкина Л.Г. Участие женщин в деятельности медицинских общественных организаций и учреждений России в XVIII-XIX в.в.: дисс. на соискание уч.ст. канд. истор. Наук / Л.Г. Кондрашкина.

- С.Пб, 2002. 45 с.

5. Махаев С. Подвижницы милосердия: О подвиге русских сестер милосердия о подвиге рус. сестер милосердия : с прил. жизнеописания священномученика С. Махаева /С. Махаев. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , 2007. - 9, 60 с.

6. Мартынова З.С., Антощук К.Ф., Фоменко Л.И. , Вихристюк Г.И. Н.И. Пирогов

- участник Крымской кампании 1853-1856 гг. (к 150-летию героической обороны Севастополя / http://www.pirogov.com.ua/pirogov_-_uchasnik _ krimskoy _ kompany_ 1853-1856 _gg...

7. Маят К.Е. Николай Пирогов Патриарх русской хирургии / К.Е. Маят. -М.:ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2013.- 18, 20,21с.

8. Околов В.Л. Женщины - хирурги - деятели отечественной медицины 1850-2000 г.г. / В.Л. Околов. - Нижний Новгород , 2005. - 6 с.

9. Оппель В.А. История русской хирургии / В.А. Оппель. - Вологда: ГИЗ, 1923. - 19 7с.

10. Пирогов Н.И. Севастопольские письма / Н.И. Пирогов. - М.: Книжный клуб Книговек, 2011. - 293 с.

11. Порудоминский В.И. Пирогов. / В.И. Порудо-минский - М.: Молодая гвардия.- 1969. - 183 с.

12. Романюк В.П., Лапотников В.А. История сестричества и ухода за больными // http:// www. randd.ru/Miloserdie 4.htm

13. Романишина В. Плечом к плечу с мужчинами. // Красная Звезда. - 14.08. 2008. //http:// old.reds-tar.ru/2008/05/14_05/5_06.html

14. Саркисов Д.С. Идеи Пирогова в их историческом развитии / Д.С. Саркисов // Хирургия.

- 1992. - №1. - 6 с.

15. Штрайх С.Я. Н.И. Пирогов / С.Я.Штрайх. - М.: журнально - газетное объединение, 1933. - 55 с.

16. Юдин С.С. Избранные произведения / С.С. Юдин. - М.: Медгиз, 1960. — 275 с.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лещинская Алла Юрьевна e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.