дискуссия
журнал научных публикаций
О. В. Костырева, аспирант, кафедра русской литературы, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Н. А. ТЭФФИ И ЖУРНАЛ «САТИРИКОН» К истории творческого сотрудничества
Н. А. Тэффи — одна из самых известных и любимых российских писателей начала ХХ века. Круг её поклонников был весьма широк (от мелких чиновников до Николая II). Росту популярности Тэффи способствовало её сотрудничество со многими периодическими изданиями1. Среди них особенно выделяется «Сатирикон» (1908-1913 гг., с 1913 по 1918 гг. — «Новый Сатирикон»). Этот журнал, по словам Петра Потёмкина, создал «направление в русской литературе и незабываемую в её истории эпоху»2. Тэффи оставалась постоянной сотрудницей журнала с 1908 г., когда вышел первый номер, и до 1918 г., когда большевиками был закрыт «Новый Сатирикон». С. С. Никоненко называет творческие отношения Тэффи с редакцией «Сатирикона» взаимовыгодными: «...её рассказы и фельетоны приносили журналу всё большую популярность, привлекали новых чи- =
тателей, в то же время благодаря журналу имя Тэффи становится известным в самых отдалённых уголках России,
куда доходили номера
журнала»3.
Критики и рецензенты начала ХХ века неизменно присоединяют Тэффи к основным авторам журнала. Творчество А. Т. Аверченко, Саши Чёрного (А. М. Гликберга) и Тэффи воспринимается в неразрывной связи с «Сатириконом»4.
Её рассказы и фельетоны приносили журналу всё большую популярность, привлекали новых читателей, в то же время благодаря журналу имя Тэффи становится известным в самых отдалённых уголках России, куда доходили номера журнала.
Исследователи XX — начала XXI вв. (Л. А. Спиридонова, Д. Д. Николаев, Е. Н. Брызгалова, В. Берелович), говоря о «Сатириконе», включают Тэффи в число постоянных, ведущих авторов. По мнению В. Береловича, именно творчество Аверченко и Тэффи отчётливо и выразительно иллюстрирует эволюцию журнала. Исследователь называет Тэффи лучшей юмористкой из всех сатириконцев5.
Интересно мнение самой Тэффи о сотрудничестве с журналом. Вот что она пишет в воспоминаниях об А. Т. Аверченко и времени создания «Сатирикона»: «"Сатирикон" раскрепостил русский юмор. <...> Стали печатать книги юмористических рассказов. Спрос был большой, предложений мало. Оказалось, что во всей огромной России не нашлось ни одного остроумного незнакомца. Кроме маленькой группы "Са-= тирикона". Постоянное ядро "Сатирикона" составляли талантливый поэт-сатирик Саша Черный, Осип Дымов, Сергей Горный, Аркадий Бухов. Очень редко присылал кто-нибудь случайную вещь, которую можно было напечатать. = Я была скорее гастролёршей, чем постоянной сотрудницей»6.
Число опубликованных в «Сатириконе» произведений Тэффи весьма невелико. Их количество и жанровый состав, на осно-
№ 8 (38) СЕНТЯБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ве проведенного нами анализа, представлен в таблице 1.
Таким образом, за все время выхода журнала «Сатирикон» на страницах его выпусков (298 номе- :
ров) появилось всего 32 произведения Тэффи. Рассказы, фельетоны и стихотворения Тэффи появлялись далеко не в каждом выпуске, в отличие от произведений А. Т. Аверченко, Г. А. Ландау, Саши Черного. Тем не менее, несмотря на небольшое количество публикаций, Тэффи можно назвать одним из главных авторов журнала «Сатирикон». Творчество писательницы, как и творчество других ведущих сатирикон-цев (О. Дымова (Перельмана), В. И. Горян-ского, П. П. Потемкина, А. П. Шполянско-го) относится к направлению лирической сатиры7. Лирическая сатира характеризуется единством комического и некомического начал, вниманием к обычному, «массовому» человеку и всему, что его окружает, а также стремлением обнаружить отнологические аспекты бытия в обыденной жизни. Большинство произведений, опубликованных в «Сатириконе», написано в русле лирической сатиры, что позволяет сделать вывод об общей модальности издания — лирико-сатирической. Единая модальность, наряду с композиционными повторами (наличием постоянных рубрик, специальных выпусков) обеспечивает целостность издания. Таким образом, публикации Тэффи на страницах журнала, благодаря своей лирико-са-тирической направленности, обеспечивают
«Сатирикон» раскрепостил русский юмор. Стали печатать книги юмористических рассказов. Спрос был большой, предложений мало. Оказалось, что во всей огромной России не нашлось
ни одного остроумного незнакомца. Кроме маленькой группы «Сатирикона».
целостность и единство журнальной структуры.
Авторская позиция Тэффи совпадает с авторской позицией других ведущих авто-= ров журнала: спокойного, мудрого, ироничного наблюдателя. Общими были и объекты сатиры: «массовый» человек и его быт, а также государственное устройство и отдельные политики (в полном объеме уделять внимание этой теме не позволяла цен-= зура). Следует отметить, что на страницах «Сатирикона» Тэффи редко обращалась к политическим вопросам. Фельетоны Тэффи на злободневные темы печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Русское слово», где писательница была постоянным сотрудником. Большинство «сати-риконских» публикаций Тэффи — это художественные произведения о «массовом» человеке и его повседневной жизни («Даровой конь», «Лакей», «Игра», «Экзамен», «Светлый праздник», «Семейный аккорд» и др.).
Иногда публикации Тэффи появлялись в специальных номерах «Сатирикона»: «Весенний номер» (1909, № 18), «Еврейский номер» (1909, № 42), «Рождественский номер» (1909, № 52), «Пасхальный номер» (1910, № 18), «Специальный экзаменационный номер» (1910, № 20), «Специальный номер полицейский» (1912, № 21). Произведения, составляющие специальный выпуск, были своеобразными вариациями на заданную тему. Например, в «Экзаменационном номере» повествуется не только о проверочных испытаниях в учебных заведениях. Са-
Таблица 1.
Публикации Тэффи в журнале «Сатирикон» (1908-1913 гг.)
Год выпуска/ количество номеров Публикации
Проза (юмористические рассказы, фельетоны, юморески) Поэзия (юмористические и лирические стихотворения) Всего
1908/38 6 1 7
1909/52 6 1 7
1910/52 9 1 10
1911/52 5 1 6
1912/52 2 0 2
дискуссия
журнал научных публикаций
тириконцы, отдавая дань политической сатире, помещают в этом выпуске карикатуру на депутатов, которые «проваливают» экзамен перед народом.
Название опубликованного в этом же номере рассказа Тэффи «Экзамен» совпадает с названием стихотворения Саши Чёрного. Кроме того, слово «экзамен» встречается в заглавиях стихотворения П. П. Потёмкина «Семейные экзамены» и зарисовки А. Т. Аверченко «Экзамен на фельетониста». Несмотря на одинаковые или похожие заглавия, каждое произведение уникально за счёт творческой индивидуальности сатириконцев, использования ими разных приёмов и художественных средств. Так, сюжет рассказа Тэффи «Экзамен» максимально правдоподобен: гимназистка не сдала экзамены, потому что не подготовилась. В отличие от Тэффи, А. Т. Аверченко предпочитает гротеск. В его рассказе «Проверочные испытания» преподаватели всеми силами стараются «завалить» гимназистов, задавая им абсурдные вопросы, гимназисты пытаются отравиться прямо на экзамене.
Несмотря на неповторимость и индивидуальность творчества, Тэффи и другие сатириконцы испытывали взаимовлияние. Например, в № 6 1910 г. была опубликована подборка рисунков Ре-Ми (Н. В. Ремизова-Васильева) «Открытые письма» — 5 открыток и фотографий с подписями, демонстрирующие низкий уровень вкуса «массового» человека. В сборнике Тэффи 1912 г. «И стало так...» опубли кован рассказ «Новогодние поздравления», где описаны открытки, которые разные люди отправляют друг другу на Новый год.
Творческая индивидуальность Тэффи оказывала влияние на других авторов «Сатирикона». Например, в рас сказе Полярного «Про дурака одного» («Новый Сатирикон», 1914, № 21) образ «круглого дурака» заимствован из рассказа Тэффи «Дураки». Е. Дольский называет свой рассказ «Юмор человекообразных» («Новый Сатирикон», 1914, № 21)
несомненно под влиянием Тэффи. Её рассказ «Человекообразные», написанный в 1911 г., стал программным для всего доэмигрантского периода творчества.
Издательство М. Г. Корнфельда, в котором выходил «Сатирикон», выпускало также отдельные книги разных писателей (российских и зарубежных), в том числе авторов журнала. Книги Тэффи регулярно выходили в серии «Дешёвая юмористическая библиотека "Сатирикона"». Это были сборники рассказов («И стало так.», «Дым без огня»), которые часто переиздавались, или пьес. Значительная часть книг Тэффи, вышедших в издательстве журнала, — это маленькие книги «карманного» формата, состоявшие из пяти-семи рассказов, некоторые из которых впервые были опубликованы в «Сатириконе». Выпуск этих книг обусловлен изменениями в массовой культуре начала ХХ века. Ускорение темпов жизни, научно-технический прогресс влияли на культуру потребления. Маленькие книги «карманного» формата стали очень востребованными и популярными. Их было удобно брать в дорогу. Неслучайно поэтому, кроме книжных магазинов, сборники рассказов Тэффи и других сатириконцев продавали на железнодорожных вокзалах.
Публикации Тэффи появлялись не в каждом номере журнала, но писательница неизменно принимала участие в таких проектах сатириконцев, как издание коллективных сборников: «Всемирная история, обработанная "Сатириконом"» (глава «Древняя история», 1910 г.), «Театральная энциклопедия "Сатирикона"» (глава «О том, как надо себя вести в театре», 1913 г.), « Кал ендарь -альманах» журнала «Новый Сатирикон» (1914 г.), «Тёплая компания (Те, с кем мы воюем)» (глава «Германия», 1915 г.), «Осиновый кол на могилу зелёного змия» (глава «Мысли и воспоминания», 1915 г.), «Анатомия и физиология человека» (1916 г.). Многие из этих изданий подписчики получали бесплатно, в виде
№ 8 (38) СЕНТЯБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
приложения к журналу. Коллективные сборники позволяли авторам журнала сосредоточиться на раскрытии одной темы, посвятив этому больший объем, в отличие от специального выпуска журнала, ограниченного форматом в 12-16 страниц («театральный», «военный», «пасхальный» и др.). Большие главы (иногда разделенные на части), принадлежащие перу разных авторов, дополняли друг друга, полностью раскрывая затронутую проблему. =
Рассмотрим, например, «Театральную энциклопедию "Сатирикона"». Этот сборник был издан в 1913 г. как бесплатное приложение к журналу. Авторы «Театральной энциклопедии» стремились максимально полно описать жизнь театра, все, что происходит за кулисами, на сцене и в зрительном зале: репетиции новой пьесы, волнения начинающего автора, работу режиссера с актерами, репертуар, типы актеров, рецензентов и зрителей. Перу Тэффи здесь принадлежит глава «О том, как надо себя вести в театре». Писательница выбирает стиль практического руководства (как в рассказах «Пасхальные советы молодым хозяйкам», «К теории флирта»), «наставляя» читателя: «Если же вы попали в оперу, то, сев на свое место, вы можете поиграть пальцами по ручкам кресла или по спине сидящего перед вами зрителя и мечтательно пропеть:
Пум — пум — пум! ту — ру — ру!
Это сразу заставит всех ваши соседей узнать в вас знатока музыки и отнестись к вам с должным уважением»8.
Такой прием, в сочетании с тоном простодушного рассказчика, помогает читателю взглянуть как бы со стороны на знакомую ситуацию и на самого себя.
Кроме коллективных сборников, Тэффи принимала участие в подготовке и проведении балов «Сатирикона». В программе состоявшегося 20 февраля 1910 г. в Театральном зале Павлова костюмированного бала «Сатирикона» был шарж Тэффи «Редакционный день "Сатирикона"» (написанный ею в соавторстве с А. Т. Аверченко), а также
Лирическая сатира характеризуется единством комического и некомического начал, вниманием к обычному, «массовому» человеку и всему, что его окружает, а также стремлением обнаружить отнологические аспекты бытия в обыденной жизни.
оперетка «Топси, африканское дитя» (музыка М. М. Чернова).
Таким образом, сотрудничество Тэффи с «Сатириконом» не ограничивалось толь-= ко публикацией ее рассказов, стихотворений и миниатюр на страницах журнала. Статус постоянного, ведущего автора закрепился за писательницей, в том числе, благодаря ее участию в коллективных сборниках, балах, устраиваемых редакцией, а также выходу ее книг в серии «Дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона"». Длительное продуктивное сотрудничество Тэффи с журналом позволяет исследователям говорить о «сатириконском» периоде творчества писательницы. ^
1. Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 5: «Карусель» / Сост. и подготовка текстов Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. М.: Лаком. 2000. С. 5-22.
2. Потемкин П. Об А. Аверченко // Последние новости. 1925, 15 марта, № 1500. С. 2.
3. Чертик в баночке / Сост., вступ. статья и примеч. Ст. Никоненко. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. С. 12.
4. Русская литература конца XIX — начала XX / Редколлегия Б.А. Бялик (ответственный редактор), Е. Б. Тагер, В. Р. Щербина. Т. 3. М. 1972. С. 460 - 461.
5. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эдкинда. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Литера». 1995. С. 587 — 602.
6. Тэффи Н. А. Антология сатиры и юмора России ХХ века. Том 12. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 443-444.
7. Брызгалова Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме Серебряного века. Монография. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2006. С. 12.
8. Театральная энциклопедия «Сатирикона». Аркадий Аверченко — Влад. Азов — А. Бухов — О. Дымов — Тэффи (Бесплатное приложение к журналу «Сатирикон» за 1912 г.). СПб.: Издание М. Г. Корн-фельда, 1913. С. 37.