Научная статья на тему 'Мыслить критически…'

Мыслить критически… Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сальный Р. В.

В монографии Е.А.Столбниковой проанализированы проблемы влияния рекламных медиатекстов на студенческую аудиторию. Автором также разработана методика развития критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. При разработке методики проанализированы теоретические модели медиаобразования, а также проведен эксперимент по реализации данной методики. Целевая аудитория монографии педагоги, занимающихся развитием критического мышления учащихся, интересующиеся проблемами медиаобразования, проблемами психологии рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мыслить критически…»

Автор пишет о необходимых предметах, о формах работы, уделяя особое внимание системе поступления абитуриентов на факультет журналистики в Воронежский государственный университет, что важно для будущих «акул пера», так как подробное описание процесса поступления дает представление о выдвигаемых требованиях и условиях.

Еще один важный аспект, на который обращает внимание В. В. Тулупов, это вопрос о необходимости сотрудничества редакций и вузов.

Завершают данный сборник материалы «круглого стола», который прошел 17 января 2006 года в Санкт-Петербурге. На обсуждение выносились следующие вопросы: Кто работает в журналистике? Куда идет журналистика? Каковы ее перспективы? В статье представлены некоторые высказывания участников «круглого стола».

Итак, одним из наиболее актуальных вопросов стоящих перед системой российского образования на сегодняшний день является вопрос о том, как подготовить журналиста, отвечающего требованиям современного медиарынка, но при этом профессионала, способного подготовить высококачественный медиатекст. На этот вопрос и пытаются дать ответы авторы сборника...

Книжная полка МЫСЛИТЬ КРИТИЧЕСКИ...

Р.В. Сальный

Рецензия на монографию: Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.

В монографии Е.А.Столбниковой проанализированы проблемы влияния рекламных медиатекстов на студенческую аудиторию. Автором также разработана методика развития критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. При разработке методики проанализированы теоретические модели медиаобразования, а также проведен эксперимент по реализации данной методики. Целевая аудитория монографии - педагоги, занимающихся развитием критического мышления учащихся, интересующиеся проблемами медиаобразования, проблемами психологии рекламы.

Известно, что реклама не только манипулирует общественным мнением, но и стимулирует развитие товарных рынков, и, следовательно, является неотъемлемой частью современного общества, с развитием которого технологии манипулирования сознанием будут только совершенствоваться. Защититься от этого воздействия поможет развитое критическое мышление, которому можно научиться на занятиях по медиаобразованию.

Между тем человек часто не осознает влияния рекламы на его сознание. Проверяя на своем опыте правдивость рекламы, большинство телезрителей убеждаются в неоправданных надеждах, которые создают рекламодатели, тем самым учатся не доверять этим источникам информации. Но, вырабатывая такого рода недоверие, телезрители тем самым могут перенести его на восприятие любых медиатекстов, что связано с низким уровнем критического мышления, отсутствием знаний механизмов психологического воздействия на сознание и подсознание человека.

Автор замечает что, «далеко не всегда на медиаобразовательных занятиях анализируются проблемы манипулирования сознанием аудитории с помощью аудиовизуальных символов, применения разнообразных психотехнологий и т.п.» [с.29].

Рассуждая на тему теоретических основ медиаобразования студентов на материале рекламы, Е.А.Столбникова рассматривает концепции медиаобразования в России и за рубежом. Читатель может проследить различия в концепциях и сам поразмыслить над их актуальностью. Автор же в своей модели опирается на семиотическую, эстетическую, культурологическую теории, а также теорию развития критического мышления.

Нельзя не отметить остроту решаемой проблемы, ведь «реклама не только информирует о товаре или услуге, но и стимулирует человека изменять свою жизнь, в соответствии с рекламными образцами» [с.57]. В самом деле, реклама оказывает огромное воздействие на социализацию человека. Поэтому критическое осмысление рекламы необходимый процесс для становления индивидуальности, уникальности личности. Автор монографии справедливо утверждает, что «критическое мышление студенческой аудитории при восприятии медиатекстов различных видов и жанров становится важнейшей составляющей системы предъявляемых к профессии педагога».

В качестве основных подходов изучающих воздействия рекламных сообщений автор выделяет следующие: психоаналитически ориентированные подходы, гипнотический подход, нейролингвистическое программирование. Эти подходы наиболее полно описывают манипуляционное воздействие рекламы, демонстрирует его с разных сторон, что способствует более глубокому пониманию механизмов воздействия на сознание человека. И конечно, это поможет студентам найти способ защитить себя от рекламного воздействия и глубоко критически осмыслить сам рекламный медиатекст.

Указывая на опасность стандартизации медийного восприятия молодежи «общемировой» рекламой, автор затрагивает очень серьезную глобальную проблему. Сохранение национальной культуры каждого народа в современном мире - актуальная задача любого государства. Толерантность к различиям в традициях, менталитетах, национальных ценностях между народами является залогом благополучного развития всего мирового общества в целом. И здесь развитие критического понимания рекламного

воздействия должно сочетаться с пониманием влияния других культур на сознание человека.

В монографии очень подробно описывается констатирующий эксперимент. Интересны, например, такие данные, полученные в результате анкетирования студентов (600 человек): «СМИ должны выполнять только развлекательную функцию - 95,66%; информационную - 4,44%; 82,66% опрошенных отметили огромное количество недостоверной и необъективной информации, передаваемой СМИ...»[с.85]. 236 студентов абсолютно уверенны, что медийная продукция имеет только позитивные значения для аудитории, что, бесспорно, указывает на их низкий уровень критического мышления.

Описание констатирующего эксперимента способствует целостному восприятию проделанной автором работы. Это также может помочь студентам, аспирантам, педагогам, занимающимся исследованиями в таких направлениях как медиаобразование и психология рекламы.

Очень важна мысль автора об избирательности восприятия молодежи: «многое зависит от привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя», тенденций моды [с.74]. Диктат моды, на мой взгляд, является механизмом, объединяющим культуры разных национальностей. Диалог культур является неотъемлемой частью медиаобразования, так как информационное пространство, которое изучается этой наукой - катализатор процесса глобализации. Мода объединяет вкусы людей, тем самым делает схожими культуры разных наций. Естественно, критическое восприятие модных тенденций также необходимо.

В соответствии с особенностями учебной дисциплины автор предлагает использовать проблемные ситуации в качестве специального типа задачи. Ведущими принципами являются: личностно-ориентированный подход, системный подход, синергетический подход, культуросообразный подход. В монографии также выделяется три основополагающих компонента медиаобразовательной модели: диагностический, содержательно-целевой, результативный.

В качестве подтверждения результативности проделанной работы Е.А.Столбникова предлагает ответы на контрольное задание, которые явно показывают возросший уровень критического мышление у большей части студентов по сравнению с результатами первого констатирующего эксперимента.

В книге есть приложения, где содержаться полезные для педагогов, занимающихся медиаобразованием, анкеты, методические приемы, тесты, планы занятий и темы лекций по проблемам медиаграмотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.