Научная статья на тему 'МЫСЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО), АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО О БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЫСЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО), АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО О БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЩМЧ. ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ) / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрианов Георгий Владимирович

В настоящей статье представлены мысли священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского о богословском образовании. Для него вопрос богосоловского образования был в первую очередь вопрос экклезиологический. Потому вопрос о преобразовании духовных школ будущий священномученик решал, с присущей ему, основательностью, христианской мудростью и рассудительность. Он предчувствовал, что вскоре Русской Церкви, раздробленной историческими условиями на «тихоновцев» и «обновленцев», на «сергиан» и «иосифлян», понадобятся, прежде всего, сильные духовные вожди, ревнители церковных канонов, благочестия и послушания священноначалию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THOUGHTS OF HIEROMARTYR HILARION (TROITSKY), ARCHBISHOP OF VEREY ON THEOLOGICAL EDUCATION

This article presents the thoughts of Hieromartyr Hilarion (Troitsky), Archbishop of Verey on theological education. For him, the question of theological education was primarily an ecclesiological question. Therefore, the future hieromartyr solved the question of the transformation of spiritual schools with his inherent thoroughness, Christian wisdom and prudence. He had a presentiment that soon the Russian Church, divided by historical conditions into "Tikhonites" and "Renovationists", into "Sergians" and "Josephites", would need, first of all, strong spiritual leaders, zealots of church canons, piety and obedience to the hierarchy.

Текст научной работы на тему «МЫСЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО), АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО О БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Священник Георгий Андрианов, ректор Костромской духовной семинарии, кандидат богословия

МЫСЛИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО), АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО О БОГОСЛОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 1

Священномученик Иларион (в миру - Владимир Алексеевич Троицкий) большую часть жизни посвятил духовному образованию, поэтому прекрасно разбирался в этом вопросе. На фотографиях святитель в разные годы: 1) студент академии, 2) доцент академии, 3) инспектор академии в сане архимандрита, 4) профессор академии в сане епископа.

Киев - Мать городов русских. Сюда после успешной защиты магистерской диссертации устремился будущий священномученик Иларион (1886-1929), а в то время - молодой преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Алексеевич Троицкий. Именно здесь на древней славянской земле укрепилось его намерение принять монашеский постриг. Сегодня, находясь здесь среди стольких святынь, многочисленных мощей святых подвижников, понимаешь, что жизненный выбор молодого богослова не стал случайным порывом или тенденциозным желанием, а явился горячим стремлением подражать подвигу преподобных отцов Киево-Печерских в служении Христовой Церкви.

1 Доклад на II Международной научно-практической конференции «Духовна та св1тська освгта: юто1я взаемин - сучасшсть - перспективи» (Киевская духовная академия).

Магистерская диссертация В.Троицкого имела оглушительный успех в мире церковно-исторической науки. Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, анализируя богословское наследие профессоров духовных академий, назвал этот труд «одним из шедевров русской богословской классики» 2.

В декабре 1912 года, отдыхая от научных баталий, В.Троицкий посетил Киев и поклонился святыням Киево-Печерской Лавры, а также побывал в Житомире, где молился перед Чудотворной иконой Божией Матери «Почаевская», которая находилась там из-за угрозы войны. На Украине он встречался со своим единомышленником архимандритом Прокопием (Титовым) - будущим священномучеником, архиепископом Одесским и Херсонским. Отец Прокопий тогда занимал разные ответственные должности в духовных школах и делился с молодым ученым своим видением будущего богословского образования в Русской Церкви.

Святитель Иларион имел научные связи с Киевской Духовной Академией. Ординарный профессор КДА Михаил Николаевич Скабалланович являлся рецензентом магистерской диссертации Троицкого со стороны Св.Синода на предмет присуждения работе премии им. Митрополита Макария. К сожалению, в архиве Синода отзыв не сохранился, но положительное решение духовного ведомства о присуждении премии дает основания полагать, что рецензия М.Н. Скабаллановича являлась положительной.

Интересен также случай, когда некоторые исследователи афонской имяславской смуты 1913 года отождествили В.А. Троицкого с его однофамильцем - преподавателем Московской духовной академии, известным канонистом С.В.Троицким3.

Святитель Иларион всегда продолжал интересоваться церковно-научной жизнью в Украине. Известны его отзывы на книгу «Свет Печерский (О6 одноименных листках Киево-Печерской лавры)», труд иеромонаха Филиппа «Утверждение истины» (Киев, 1913г.) и [спорно] на работу Д.А.Троицкого «Евангельские блаженства

2 Владимир (Сабодан), архиеп. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением: Автореферат одноименной диссертации, предоставленной на соискание ученой степени магистра богословия/ Богословские труды. - Сб.21. - М.: Издание Московской Патриархии, 1980. - С.166.

3 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). 4.III. - Erlangen, 1979-1989. - С.211; О книге и ее авторе / Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. - М.: Православная беседа, 1991. - С.4; Склярова М., сост. Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви. - СПб.: Борей, 1994. - С.302.

(Заветы Спасителя о жизни и счастье). Всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженств» (Киев, 1914).

Особо стоит отметить его совместную работу с владыкой Антонием (Храповицким) по изданию «Листков для Галиции» (полемических листков против униатства). Благодаря совместной работе двух известных богословов в 1914 году вышло 24 полемических листка общим тиражом 600.000 экземпляров. Полемические листки представляют большой интерес для исследования богословского наследия архиепископа Илариона. Есть надежда на то, что вскоре большая часть их будет найдена и опубликована4.

В 1912 году главной темой для разговора В.Троицкого и отца Прокопия (Титова), конечно, было монашество. Вместе друзья посещали волынского архиепископа Антония (Храповицкого), который мог «зажечь» монашеством. «Монашество в нашем представлении, - вспоминал современник, - благодаря ему (митрополиту Антонию - Г.А.) возвысилось до идеала сплоченного крепкого братства... Перед нашим взором развертывались грандиозные перспективы: восстановление Патриаршества, введение новых церковных начал, переустройство Академии в строго церковном духе. »5

Такие мысли оказались очень близки сердцу молодого ученого, который хотел посвятить свою жизнь церковной науке. По мере знакомства с системой богословского образования на Западе В.Троицкий не скрывал своей симпатии к целибату. Но поскольку этот путь служения Церкви был закрыт для выпускников Духовных академий, то монашество виделось наиболее близким для того, чтобы воплотить давнюю мечту о полнокровной церковной научной работе.

4 Имеются основания полагать, что перу святителя Илариона принадлежат следующие пять листков, изданных в Петрограде в 1914 году: а) №4. Кто глава Церкви? (и на украинском языке); б)№10. Кому принадлежала власть над всею Христовой Церковью во времена святых апостолов? (и на украинском языке); в)№12. О том, что римского папу не должно признавать видимым главою Христовой Церкви; г) №14. Почему римского папу нельзя почитать за непогрешимого учителя веры; д) №17. Как устроена в Галичине уния римскими папами.

5 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. - М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994. - С.41. См. так же: Зеньковский В., протопр. Пять месяцев у власти (15 мая-19 0ктября 1918 г.): Воспоминания. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. - С.210-211.

На рубеже веков принявшего монашество академиста неизменно ожидал упрек в карьеризме. В 1915 году священнослужители, которые являлись депутатами

Государственной Думы составили «Записку», где сообщалось, что одним из недостатков духовного образования является неудовлетворительный подбор руководителей, которые по преимуществу выбираются из монахов, в большинстве случаев неопытных в педагогическом деле. «Можно указать, - объявляли думцы, - на сотни случаев, когда монах, почти только что сошедший со студенческой скамьи, в 25-26 лет назначается смотрителем или инспектором семинарии»6.

Святитель Иларион в своих сочинениях уделял особое внимание «монашеской проблеме» в духовных школах. Полемизируя с авторами «Записки», он приводил безупречный контраргумент -статистику. Из официального отчета обер-прокурора Св. Синода за 1913 г. выходило, что среди профессорско-преподавательской корпорации монахов было всего 2,7%. Большинство же приходилось на белое духовенство, но в основном наставники были светские. На административных должностях находилось 10% монашествующих, 30% белого духовенства и 60% мирян7.

Нужно сказать, что полемика ученого о монашеском делании не перерастала в фанатичное осознание особой избранности этого служения на поприще богословского образования. Выверенная позиция архипастыря отразилась в его позиции на IV Всероссийском Съезде ученого монашества.

На этом Съезде преосвященный ректор Московской академии епископ Феодор (Поздеевский) выступил с предложением создания некой чисто монашеской академии. Это предложение было поддержано большинством представителей ученого монашества.

Владыка Иларион уже давно мечтал об устроении богословского учебного заведения наподобие монастыря. Эта мысль возникла у него во время паломничества на православный Восток, где подобные учебные заведения уже давно существовали и нормально функционировали, готовя для Церкви духовных пастырей8. Тем не

6 Иларион, архим. К «Записке» думского духовенства (о числе монахов на службе в духовно-учебных заведениях) //Руководство для сельских пастырей. - 1915. - №43. -С.180.

7 Там же.

8 См.: В.Т. [В.Троицкий]. От Академии до Афона: По Востоку и Западу. Путевые наброски студентов МДА под ред. еп. Евдокима. - Сергиев Посад: Типография Св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1914. - С.121.

менее, признавая небесполезность создания такого типа церковной школы, владыка заявил, что она не должна стать противовесом существующим автономным академиям. Кроме того, архипастырь полагал, что создание подобного заведения в данной исторической ситуации вызовет неадекватную реакцию. Выступление богослова на Съезде привлекло к нему часть братии, но, тем не менее, участники Съезда приняли резолюцию о преобразовании тридцатью голосами против девятнадцати. Однако задуманной реформе не суждено было сбыться9.

Один из студентов академии того времени вспоминал, что после внезапного увольнения епископа Феодора от ректорской должности, профессора из числа монахов перестали занимать в академии привилегированное положение. «Чтобы стать идейными руководителями и вдохновителями академической жизни, - полагает автор мемуаров, - им не хватало ни эрудиции, ни талантов. Слова эти не относятся к архимандриту Илариону (Троицкому), человеку исключительного дарования, глубокой учености, до закрытия академии продолжавшему быть одним из ее "столпов"»10. Возможно, что недостаток опытных профессоров из числа монашествующих был причиной резко отрицательного отношения владыки Илариона к идее создания академии нового типа.

Глубинные причины антагонизма по отношению к монашеству владыка выявляет в своем замечательном произведении «Единство идеала Христова». Эпистолярный жанр этой статьи позволяет архипастырю более близко общаться с воображаемым адресатом, которого он называет Другом. При публикации этого труда в журнале «Христианин» редактор предпочел сделать пометку, что данное произведение является «выражением личного взгляда ее достоуважаемого автора»11. Это может говорить нам о том, насколько неординарными в то время виделись выводы архиепископа Илариона.

Стержневым моментом в этой работе можно назвать заявление о том, что двух христианских идеалов - один для монахов, другой для мирян - быть не может. «Мы исповедуем, - заявляет владыка от имени монашествующих, - что идеал для христиан совершенно

9 См.: IVВсероссийский Съезд ученого монашества//БВ. 1917. №6-7. - С.141-146.

10 Волков С.А. Последние у Троицы. Воспоминания о Московской духовной академии (1917-1920). - М.; СПб., 1995. - С.82.

11 Иларион, архим. Единство идеала Христова. (Письмо к Другу) //Христианин. 1914. Январь. С.83.

один, что нового христианства мы своими обетами не создаем, но лишь укрепляем нашу слабую волю торжественным повторением обетов крещения»12.

Говоря об отношении священномученика Илариона к преобразованиям в духовных школах, нельзя пройти мимо характеристики его административной работы, которую дали в своей книге историки А. Левитин и В. Шавров. «Будучи инспектором МДА, - пишут исследователи, - архимандрит Иларион проявил себя как энергичный и тактичный деятель, который умело смягчал непримиримую консервативную линию ректора Академии епископа Феодора. Сам архимандрит Иларион был умеренным консерватором»13.

Называть известного богослова «умеренным консерватором», думается, не совсем справедливо. Священномученик Иларион, в свою бытность профессором Московской Духовной Академии, принадлежал к движению реформаторов-неопатристов (см. ниже). Будущий святитель постоянно говорил о необходимости создания подлинно духовных школ, однако он отверг «консервативный» проект епископа Феодора о преобразовании Московской Академии в своего рода монашеский ученый орден. Почему так случилось? Скорее всего, образцом истинно церковной школы являлись для богослова воспоминания о поездке по Восточным Церквям.

В начале XX в. там существовали особые Духовные училища, которые воспитывали прежде всего церковность в душах своих слушателей. На Востоке был найден тот самый «средний путь» духовного образования, который позволял не только выучить, но и воспитать будущего священника. Владыка Иларион помнил об этом и предавал особе значение церковности в богословском образовании. «Не Церковь должна отказываться от своих вековечных истин во имя научного познания каждой отдельной личности, а наоборот, эта личность должна отрекаться от своих научных приобретений, если они противоречат Церкви»14 - писал богослов.

«О реформе духовной школы говорят много, - отмечал святитель Иларион еще в 1911 г. - Для всех ясно и несомненно, что

12 Там же. - С.125.

13Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - КшпасМ, 1977. - Т.П. - С.159.

14 Иларион (Троицкий), свщмч. О церковности духовной школы и богословской науки / Творения. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. - Т.П. - С.100.

церковная власть намерена провести реформу в строго-церковном направлении. И вот на наших глазах произошла удивительная метаморфоза, правда нередкая в последние годы. Самые ярые "прогрессисты" вдруг объявили себя решительными сторонниками застоя. То старая духовная школа казалась никуда негодной, то вдруг стала хороша, так что ничего нельзя сделать лучшего, чем оставить ее в том виде, как она есть теперь. Казалось бы, как не желать усиления церковности. Договорились, наконец, кажется, до самого полного абсурда. Церковная власть, видите ли, плохо понимает, в чем состоит истинная церковность»15.

Прежняя система духовного образования уже не могла удовлетворить насущные запросы в сфере подготовки пастырей, преподавателей и служителей Церкви. Необходимость преобразований признавали все, кому была не безразлична судьба русского богословия. О реформах говорили повсюду: начиная от Учебного Комитета при Св. Синоде и заканчивая студенческими собраниями.

Исследователь истории реформирования духовных школ В. Тарасова считает, что в профессорско-преподавательской среде Духовных Академий существовали три основные партии. Каждая из них указывала тот путь реформирования богословского образования, который казался ей наиболее подходящим.

Первой партией были автономисты. Наиболее яркими представителями этого движения в Московской Духовной Академии были: И.М. Громогласов, Я. В. Попов и Н.А. Заозерский. Идея автономного академического устройства, выдвигаемая профессорами-автономистами, опиралась на два принципа: децентрализация (освобождение от церковного контроля и архиерейской опеки, установление самоуправления академических органов) и демократизация (выборы ректора и инспектора, участие светских лиц в правлении)"16.

Сторонников второй партии условно называли охранителями. Защитниками охранительного курса реформ стали профессора старшего поколения, которых поддерживала группа ректоров и инспекторов Духовных Академий, а также некоторые чиновники Св. Синода. Их программа опиралась на принцип субординации -

15 Троицкий В. Духовная школа должна быть церковной/Христианин. - 1911. - № 12. - С.752.

16 Тарасова В. На перепутье... Полемика по вопросам реформы высшей духовной школы в России в начале ХХ в. // Встреча. - 1998. - №1(7). - С.15-16.

иерархического подчинения Св. Синоду, ректору, епархиальному архиерею и т.д. Эта партия стремилась всеми силами предотвратить проникновение демократических начал в дело управления духовными школами России17.

Представители третьей партии получили название неопатристов. По-новому взглянуть на реформу высшей духовной школы в России, позволила концепция, выдвинутая так называемой "неопатристической" богословской школой в лице будущих архипастырей Михаила (Грибановского), Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого), Феодора (Поздеевского) и Илариона (Троицкого).

Их проект предполагал уничтожение существующей схоластической системы образования и создание на святоотеческом фундаменте нового типа высшего духовного учебного заведения. Духовное образование должно служить не научным, а пастырско-миссионерским целям: готовить высоко духовных пастырей, являющих словом и примером своего духовного подвига свидетельство о Боге. Конечная цель научных исследований должна заключатся в свидетельстве об истинах богооткровения. Возвращение утерянной с "латино-немецким пленением" полноты богословского знания должно было быть достигнуто через соединение каждой отрасли богословского знания с живой церковной традицией, раскрытие каждой дисциплины 18.

При этом в воззрениях святителя Илариона одобрение восточной традиции духовного образования всегда связано с критикой западного образца «прогрессивной» научно-богословской традиции. Он любил показывать это на контрасте, когда, например, описывал богословский диспут протестантов - «здесь лишь "академический" спор с пивом и бутербродами сытых и самодовольных буржуев»19.

Святитель полагал, что идеальной основой преобразований, которому Церковь должна всеми силами способствовать, является Преображение (нравственное обновление), а не прогресс, который с христианской точки зрения есть противоположная Преображению тенденция, ведущая к деградации общественного развития. Поскольку прогресс, как явление, взятое само по себе, есть явление

17 См.: Там же. - С.17.

18 См.: Там же. - С.19-20.

19 Иларион (Троицкий), свщмч. Воплощение и смирение / Творения. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. - Т.Ш. - С.298.

отрицательное, т.к. ведет к выращиванию только материальных ценностей, к опошлению только материалистических ценностей, к опошлению и огрублению человеческой души20.

При этом владыка всегда отдавал должное достижениям западной христианской научной мысли. «Во всех этих речах о немецком засильи в русском богословии, - писал святитель Иларион,

- я вижу, как люди, во-первых, впадают в крайность и, .. не хотят признавать никаких ученых заслуг немцев. Забывают то, что наука не может ограничиваться одними общими взглядами и выводами. Для настоящих научных выводов нужна кропотливая, черновая работа; для одного часа синтеза порою»21.

Исследователь жизненного пути священномученика Илариона Н.А. Кривошеева пишет, что он являлся «противником внешних церковных реформ, которые без внутреннего делания каждого отдельного человека, были совершенно бессильны что-либо изменить, но могли нанести еще больший вред. Этот вопрос, -продолжает биограф, - он решал в двух направлениях: теоретически

- вернутся к истокам святоотеческого богословия, очистив его от западного влияния, и практически - восстановить канонический строй управления Церковью, восстановить Патриаршество и Соборное делание»22.

«Святитель Иларион, - говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, - был прекрасным богословом, профессором Московской Духовной академии, который внес в историю русской богословской мысли очень важное свидетельство о Церкви. В начале XX века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи., святитель Иларион в своем замечательном труде утверждал., что существует только одна Церковь - Единая Святая Соборная и Апостольская - та, что в нынешнее время являет себя в Православии. Его слово было

20Левитин А., Шавров В. Указ. соч. - С.159.

21 Иларион (Троицкий), свщмч. Богословие и свобода Церкви / Творения. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. - Т.П. - С.236-237.

22 Кривошеева Н.А. «Блаженни непорочнии в путь ходящии». Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Москва. - 1998. - №2. - С.222.

настолько убедительно, что повлияло на многие и многие суждения других людей»23.

Поскольку главным критерием для священномученика Илариона являлся экклезиологический, то вопрос о преобразовании духовных школ будущий священномученик решал, с присущей ему, основательностью, христианской мудростью и рассудительность. Предчувствуя, что вскоре Русской Церкви, раздробленной историческими условиями на «тихоновцев» и «обновленцев», на «сергиан» и «иосифлян», понадобятся, прежде всего, сильные духовные вожди, ревнители церковных канонов, благочестия и послушания священноначалию, он сказал: «Пора, давно пора Российской Церкви завести настоящие духовные школы, которые служили бы только Ей, так нуждающейся ныне в служителях и защитниках! Духовная школа должна быть церковной!»24

23 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Священномученик Иларион и святые мученики: Проповедь Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Сретенском монастыре г.Москвы в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) [Электронный ресурс]. -Аудиозапись в формате МР3. - http://www.pravoslavie.ru/podcasta/ Папоп_кггШ-dcc515.mp3. - 20.10.2010.

24 Троицкий В. Духовная школа должна быть церковной // Христианин. - 1911. -№12. - С.754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.