Научная статья на тему 'ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В УЧЕНИИ СЩМЧ. ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО): СОЦИАЛЬНО-БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ'

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В УЧЕНИИ СЩМЧ. ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО): СОЦИАЛЬНО-БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
секуляризация / Иларион (Троицкий) / преодоление секуляризации / церковность и христианство / рационализация христианства / антиклерикализм / миссионерство / secularization / Ilarion Troitsky / overcoming secularization / churchism and Christianity / rationalization of Christianity / anticlericalism / missionary work

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каминский Петр Георгиевич

В статье раскрываются основные методы преодоления общественных процессов секуляризации в трактовке православного архиепископа и священномученика Илариона (Троицкого). Осмысливая социальные явления секуляризации с богословских позиций, он предлагает открытую и активную миссионерскую деятельность, церковное просвещение, восстановление канонического строя Церкви, отказ от рационализации христианства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOME SECULARIZATION IN THE TEACHINGS OF ST. ILARION TROITSKY: SOCIO-THEOLOGICAL ASPECT

The article reveals the main methods of overcoming the social processes of secularization in the interpretation of the Orthodox Archbishop and Hieromartyr Ilarion Troitsky. Comprehending the social phenomena of secularization from a theological standpoint, he proposes open and active missionary activity, church enlightenment, restoration of the canonical structure of the Church, refusal to rationalize Christianity, etc.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В УЧЕНИИ СЩМЧ. ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО): СОЦИАЛЬНО-БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ»

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 246.1

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-3-36-41

Каминский Петр Георгиевич, иерей Республика Беларусь, Минск, Минская духовная академия, магистр богословия e-mail: sretenka88@mail.ru

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В УЧЕНИИ СЩМЧ. ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО): СОЦИАЛЬНО-БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрываются основные методы преодоления общественных процессов секуляризации в трактовке православного архиепископа и свя-щенномученика Илариона (Троицкого). Осмысливая социальные явления секуляризации с богословских позиций, он предлагает открытую и активную миссионерскую деятельность, церковное просвещение, восстановление канонического строя Церкви, отказ от рационализации христианства и др. Ключевые слова: секуляризация, Иларион (Троицкий), преодоление секуляризации, церковность и христианство, рационализация христианства, антиклерикализм, миссионерство.

Цитирование: Каминский П. Г., свящ. Пути преодоления секуляризации в учении сщмч. Илариона (Троицкого): социально-богословский аспект // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 3. — С. 36-41.

Каминский Петр Георгиевич, иерей

Современные процессы секуляризации и антиклерикализма достигают широких масштабов в обществе, государстве и в сознании людей. Утрачивается прежний статус христианской Церкви, снижается ее роль во всех сферах жизни общества (не только социальной, политической и экономической, но и духовной). Эти процессы берут свое идеологическое обоснование с философских учений французских просветителей-материалистов XVIII в. и достигают своего идеологического пика в эпоху постмодерна.

Перед Церковью первостепенной задачей становится преодоление секуляризации, выявление методов и путей восстановления прежнего характера церковно-общественных отношений. Наиболее богатый аналити-

ческий материал, опираясь на который Церковь может определять стратегии своей миссионерской деятельности, содержится в Священном Предании. Особенно полезен опыт современных святых, видевших зарождение антиклерикальных настроений в обществе, в частности — у свя-щенномученика Илариона (Троицкого).

Он был православным архиепископом (Верейским), известным церковно-общественным деятелем, церковным писателем, богословом, канонизированным Православной Церковью в лике святых (как священномученик). В исследованиях письменного наследия священномуче-ника Илариона, по преимуществу, акцент делался на его мыслях о догмате искупления и о его экклесиологичеких воззрениях1. Однако глубокого анализа системы богословско-пастырских воззрений Илариона на пути преодоления секуляризации, отталкивающейся от реального религиозно-нравственного состояния общества XIX - начала ХХ вв., не существует. В этом заключается актуальность представленного исследования.

По мнению священномученика Илариона, принципиальным для преодоления секуляризации является наличие подлинного христианского просвещения, подразумевающего не только благочестие и добродетельную жизнь, но и богословское образование, интерес к догматическому вероучению, трудам святых отцов, христианских писателей. В реализации этого направления владыка Иларион усматривал две составляющие: преодоление западного схоластического учения в православном богословии2 и организацию обучения в системе духовного образования на высоком уровне, с подробным изучением святоотеческого наследия, в том числе, и православной гимнографии3 .

При этом важно не допускать распространения позитивистского подхода на реалии духовного мира. В позитивизме реально лишь то, что возможно опытно измерить. В результате объекты апофатического богословия исключаются из видения рационального богослова эры позитивизма4. С этим необходимо бороться, предлагая не рациональный, а опытный путь богопознания. Лучшим способом духовного образования, лучшим методом богословия является жизнь в Церкви, церковность в полном смысле, которая позволяет преодолевать

1 Гнедич, П., протоиерей. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944) — М., 2007. — 496 с.; Асмус, В., протоиерей. Архиепископ Иларион (Троицкий) и православное богословие // Богословский сборник. — 2001. — Вып. 7. — С. 56-81; Горбачев, А. Священномученик Иларион (Троицкий) о Церкви и ее границах. Часть 1// Православие^ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravoslavie.ru/put/33271.htm. (Дата обращения: 2020-10-01).

2 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 256-257.

3 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 155-156, 286.

4 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 195, 228.

Священномученик Иларион (Троицкий)

и малый интерес к догматическому учению в обществе, и слабое стремление к пастырству.

Для преодоления процессов секуляризации архиепископ Иларион призывал всех христиан открыто свидетельствовать о Христе. Он говорил, что на плечах всех членов Церкви лежит огромная ответственность свидетельства миру о Христе: «Для члена Церкви должно быть задачей всей его жизни — постоянно более и более объединяться с жизнью Церкви, а в то же время и для других проповедовать именно о Церкви, не подменяя ее христианством, не подменяя ее сухим и отвлеченным учением... Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения — ничего нет без Церкви»1.

Священномученик Иларион признавал, что если не исповедовать веру открыто, то она становится частной: «Наша беда в том, что мы сами-то мало ценим свою Церковь и великое благо жизни церковной. Мы не исповедуем своей веры в Церкви смело, ясно и определенно»2. Получается, что и церковные люди испытывают некоторое недоверие к Церкви: «Веруя в Церковь, мы постоянно как бы извиняемся за то, что мы в нее [все] еще веруем»3. Кроме того, в плохом представлении мира о Церкви виноваты христиане, забывшие Бога: «Церковные люди много повинны в том, что для всех "ищущих" они неясно указывают и плохо своим примером освещают конечный путь исканий»4.

Владыка Иларион констатировал, что само Евангелие оценивается с точки зрения прагматизма и полезности для общества. Из Евангелия берут только избранные фрагменты для подтверждения своей социальной доктрины, игнорируя учение о личном смирении и покаянии. Как результат — Церковь в глазах общества стала лишь «удовлетворять религиозные потребности»5 . Поэтому, для преодоления секуляризации, социальные воззрения должны строиться на церковных, т.к. именно воцерковленное сознание сформирует в людях правильное отношение к светским властям, чувство патриотизма и уважения ко всему обществу. Церковь всегда старалась оградить народ от нравственного падения и духовного оскудения. Поэтому не политическая, а историко-культурная база может активизировать проникновение евангельского благовестия в общество.

Иларион (Троицкий) отмечает, что концепция «симфонии властей» является скорее утопичной. Установление государственного контроля над церковной жизнью, превращение Церкви в часть бюрократической системы государства способствуют антиклерикализации и секуляризации. Задача обновления церковной жизни, внимание на которой особо акцентируется Иларионом, должна подразумевать возрождение подлинного духа жертвенного служения Церкви и упразднения чиновничьих отношений. «Нужны вдохновенные пророки, а не исполнительные чиновники!.. Нужно строить новые стены вокруг Церкви»6.

1 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 232.

2 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 195.

3 Там же.

4 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 231.

5 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 6, 160.

6 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 107.

Заботясь о духовном обновлении индивидуальных людей, владыка Иларион не забывал и о соборном характере Церкви, искренне полагая, что подлинная церковная дисциплина в народе может быть тогда лишь, когда будет в Церкви восстановлен подлинный канонический строй.

Еще один аспект преодоления секуляризации, на котором акцентирует внимание Иларион (Троицкий), это борьба с бесцерковным номинальным христианством, с разделением самой Церкви и ее учения. В обществе идеалы христианства не воспринимаются как обязательные, двойственность во взглядах и отношениях к вере порождает лицемерие, маловерие и эгоизм. Часто в мировоззрении спокойно уживаются самые противоречивые элементы, набранные из разных источников: можно называться христианином, но отрицательно относиться к самой Церкви1 .

В достижении церковности и есть смысл всего исторического процесса развития человечества. В подтверждении этой мысли священномученик цитирует слова С.Н. Булгакова: «Синтез средних веков и нового времени даст только грядущее возрождение Церкви, в котором и разрешатся противоречия истории. Возрожденная Церковь явит в себе не только церковь-храм, но и церковь-человечество, церковь-культуру, церковь-общественность»2.

Понятия церковности и христианства не противоположны. И настоящий христианин должен быть максимально церковным: «Человек чувствует, что он — ветвь великого, присно цветущего и присно юнейшего древа Церкви. Он сознает себя не последователем какой-нибудь школы, а именно членом тела Христова, с которым он имеет общую жизнь»3. Сознание церковности должно пронизывать собой всю жизнь человека. В этом и заключается миссия Церкви.

Также важный аспект преодоления секуляризации заключается в восстановлении настоящего (духовного) смысла понятия «свобода» в общественном сознании. По мнению богослова, декларирование кажущейся человеческой свободы, на которой так часто основывают свои политические программы различные публичные деятели, распахивает свободу «для греха», а не свободу «от греха» (как учит Церковь)4. Иларион (Троицкий) считает, что несвобода заключается в служении страстям5, ссылаясь на слова апостола Павла «Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю» (Рим. 7:19). Отсюда следует, что подлинная свобода — это возможность следовать за истинными устремлениями своей души: «Сущность религиозного идеала Церкви, сущность нашего идеала жизни — обожение»6.

Для преодоления секуляризации священномученик Иларион призывал упрочнять авторитет Церкви, а не рассуждать об отвлеченном наборе нравственно-моральных правил. Земное мудрование в духовной жизни скорее

1 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 195.; Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 161.

2 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 15.

3 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 232.

4 Там же. — С. 230.

5 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 3. — С. 148.

6 Там же. — С. 291.

вредно. Надо доверять Богу, а не разуму. В противном случае христианство теряет свою сотериологическую актуальность, превращаясь в философско-нравственную концепцию: «Христос Сам сказал, что Он создаст Церковь, но разве теперь говорят о Церкви? Нет, теперь предпочитают говорить о христианстве, причем христианство рассматривают как какое-нибудь философское или нравственное учение. Христианство — это звучит как новокантианство или ницшеанство! Эта подделка Церкви христианством, как тонкий яд»1.

Также Иларион (Троицкий) говорит о важности личного опыта бого-общения. Борясь с рационализацией духовных понятий, с приземлением небесных образов, он подчеркивает, что отрицание экспериментального подхода к богословию не должно отрицать наличие личного опыта богообщения: «О жизни Церковной знает только тот, кто ее имеет; для него она не требует доказательств, а для неимеющего ее и она почти не доказуема»2.

Таким образом, меры пастырского уврачевания, указываемые священ-номучеником Иларионом (Троицким) в своих трудах, могут быть кратко охарактеризованы следующим образом: активизация церковной и духовной жизни, борьба с бесцерковным номинальным христианством, восстановление принципа церковности, подлинное христианское просвещение, строгое следование церковным канонам, верность историко-культурной традиции, открытое свидетельствование о Христе, доминирующее положение церковных воззрений над социальными, жертвенное служение Церкви, восстановление духовного смысла понятия «свобода» в общественном сознании и др. Эти методы владыка Иларион предлагает для современного ему общества рубежа XIX-XX вв., но они также крайне актуальны и применимы в условиях современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус, В., прот. Архиепископ Иларион (Троицкий) и православное богословие // Богословский сборник. — 2001. — Вып. 7. — С. 56-81.

2. Гнедич, П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). — М., 2007. — 496 с.

3. Горбачев, А. Священномученик Иларион (Троицкий) о Церкви и ее границах. Часть 1 / А. Горбачев // ПРАВОСЛАВИЕ.Яи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/33271.htm. Дата обращения: 2020-10-01).

4. Иларион (Троицкий), священномученик. Творения: в 3 т. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. — Т. 2: Богословские труды / Иларион (Троицкий), священномученик. — 2004. — 392 с.

5. Иларион (Троицкий), священномученик. Творения: в 3 т. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. — Т. 3: Церковно-публицист ические труды / Иларион (Троицкий), священномученик. — 2004. — 600 с.

1 Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. — Т. 2. — С. 195.

2 Там же. — С. 232.

Kaminsky P.G., priest Republic of Belarus, Minsk, Minsk Theological Academy, Master of Theology e-mail: sretenka88@mail.ru

WAYS TO OVERCOME SECULARIZATION IN THE TEACHINGS OF ST. ILARION TROITSKY: SOCIO-THEOLOGICAL ASPECT

The article reveals the main methods of overcoming the social processes of secularization in the interpretation of the Orthodox Archbishop and Hieromartyr Ilarion Troitsky. Comprehending the social phenomena of secularization from a theological standpoint, he proposes open and active missionary activity, church enlightenment, restoration of the canonical structure of the Church, refusal to rationalize Christianity, etc.

Key words: secularization, Ilarion Troitsky, overcoming secularization, churchism and Christianity, rationalization of Christianity, anticlericalism, missionary work. Citation: Kaminsky P. G., priest. Ways to overcome secularization in the teachings of st. Ilarion Troitsky: socio-theological aspect // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 3. — P. 36-41.

REFERENCES

1. Asmus, V., prot. Arkhiyepiskop Ilarion (Troitskiy) i pravoslavnoye bogosloviye // Bogoslovskiy sbornik. — 2001. — Vyp. 7. — S. 56-81.

2. Gnedich, P., prot. Dogmat iskupleniya v russkoy bogoslovskoy nauke (18931944). — M., 2007. — 496 s.

3. Gorbachev, A. Svyashchennomuchenik Ilarion (Troitskiy) o Tserkvi i yeye granitsakh. Chast' 1 / A. Gorbachev // PRAVOSLAVIYe.RU [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pravoslavie.ru/put/33271.htm. Data obrashcheniya: 2020-10-01).

4. Ilarion (Troitskiy), svyashchennomuchenik. Tvoreniya: v 3 t. — M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2004. — T. 2: Bogoslovskiye trudy / Ilarion (Troitskiy), svyashchennomuchenik. — 2004. — 392 s.

5. Ilarion (Troitskiy), svyashchennomuchenik. Tvoreniya: v 3 t. — M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2004. — T. 3: Tserkovno-publitsisticheskiye trudy / Ilarion (Troitskiy), svyashchennomuchenik. — 2004. — 600 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.