Научная статья на тему 'Жития новомучеников как источник наставлений для пастырского служения в условиях нового времени'

Жития новомучеников как источник наставлений для пастырского служения в условиях нового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / ПАТРИАРШЕСТВО / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / БОЛЬШЕВИКИ / НОВОМУЧЕНИКИ / МИССИОНЕРСКОЕ НАСЛЕДИЕ / PETER I / PATRIARCHATE / SECULARIZATION / A MONASTIC ORDER / THE COUNCIL FOR THE RELIGIOUS AFFAIRS / BOLSHEVIKS / NEW MARTYRS / MISSIONARY HERITAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карачевцев Я.Н.

В статье с помощью метода сравнительно-исторического анализа рассмотрены предпосылки возникновения богоборческого периода на Руси (отмена патриаршества, проевропейская политика Петра I, секуляризация, вмешательство во внутренние дела церкви, классовая материалистическая идеология большевистского режима), а также пастырское наследие новомучеников (служить на своем месте до конца, посвящать всю свою деятельность Богу, вести церковную службу не спеша, обращаться к общенародному пению в храме, быть нестяжательным, смиренным, вникать в житейские проблемы паствы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lives of new martyrs as a source of admonitions for pastorian service in conditions of new time

In the article by the method of comparative historical analysis there were considered the preconditions of origin of the God-fighting period in Russia (abolition of the patriarchate, the pro-European policy of Peter I, secularization, interference into internal affairs of the Church, class materialistic ideology of the Bolshevik regime), as well as the pastoral heritage of the new martyrs (to serve in his place until the end, to devote all own activity to the God, to lead the Church service leisurely, to include common singing into a Liturgy , to be non money-grubbing, humble, to delve into the everyday problems of the Church flock).

Текст научной работы на тему «Жития новомучеников как источник наставлений для пастырского служения в условиях нового времени»

УДК 25-75

Карачевцев Я.Н., преподаватель Православной воскресной школы, Харьков, Украина, e-mail: umagistral@yandex.ru

Жития новомучеников как источник наставлений для пастырского служения в условиях нового времени

Аннотация. В статье с помощью метода сравнительно-исторического анализа рассмотрены предпосылки возникновения богоборческого периода на Руси (отмена патриаршества, проевропейская политика Петра I, секуляризация, вмешательство во внутренние дела церкви, классовая материалистическая идеология большевистского режима), а также пастырское наследие новомучеников (служить на своем месте до конца, посвящать всю свою деятельность Богу, вести церковную службу не спеша, обращаться к общенародному пению в храме, быть нестяжательным, смиренным, вникать в житейские проблемы паствы).

Ключевые слова: Петр I, патриаршество, секуляризация, монастырский приказ, совет по делам религий, большевики, новомученики, миссионерское наследие.

Lives of new martyrs as a source of admonitions for pastorian service in

conditions of new time

Karachevtsev Ya.N., teacher of the Orthodox Sunday School, Kharkov, Ukraine, e-mail: umagistral@yandex.ru

Abstract. In the article by the method of comparative historical analysis there were considered the preconditions of origin of the God-fighting period in Russia (abolition of the patriarchate, the pro-European policy of Peter I, secularization, interference into internal affairs of the ^urch, class materialistic ideology of the Bolshevik regime), as well as the pastoral heritage of the new martyrs (to serve in his place until the end, to devote all own activity to the God, to lead the Church service leisurely, to include common singing into a Liturgy , to be non money-grubbing, humble, to delve into the everyday problems of the Church flock).

Key words: Peter I, the patriarchate, secularization, a monastic order, the Council for the religious affairs, Bolsheviks, new martyrs, missionary heritage.

Прежде чем перейти к исследованию миссионерского наследия российских новомучеников и исповедников, хотелось бы обратиться к историческому анализу предпосылок возникновения богоборческого периода

1917 - 1991 годов. Для этого мы составим таблицу периодов государственности России и проанализируем, какие событие и соборы русской православной церкви имели место в то время.

Государство Соборы РПЦ Исторические события

Киевская Русь (IX—XII века): 862 - 1134 гг. 988 Крещение Руси. 1-ая канонизация святых в XI в.— 1547 г. Восстания бояр в Киеве 1068 и 1113 года. 1134 - «разодралась земля Русская».

Удельная Русь (XII—XVI века) Владимирский собор 1274 года Собор 1503 года Монголо - татарское иго (1243 - 1480). Продолжение периода канонизации. Канонизация местночтимых святых.

Русское царство (1547—1721) Макарьевские соборы (1547 и 1549) Стоглавый собор (1551) Московский собор (1620) Московский собор (1654) Московский собор (1656) Большой Московский собор (1666-1667) Московский собор (1681-1682) Московский собор (1689) 2-ой период канонизации русских святых на Соборах 1547-го и 1549 гг. Макарьевские четьи-минеи (сер. XVI в.). 3. Канонизация святых в 15501721 гг. Четьи-минеи Дмитрия Ростовского (сост. 1684-1700). АС. Пушкин (1799-1837) называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Российская империя (1721— 1917) В 1721 году было отменено Патриаршество. 4. Канонизация святых в 17211894 гг.: резкое сокращение числа общецерковных канонизаций, прекращение местных канонизаций, нек. местночтимые святые стали почитаться как общецерковные. 1917 г. -свержение царя.

РСФСР, СССР (1917 - 1991) Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918) Поместный собор Русской православной церкви (1945) Поместный собор Русской православной церкви (1971) Поместный собор Русской православной церкви (1988) Поместный собор Русской православной церкви (1990) В 1917 г. восстановлено Патриаршество. 5. Период канонизации святых в 18941917 гг. 6. Канонизация святых в 1917-1987 гг.

Период независимости, с 1991 г. Поместный собор Русской православной церкви (2009) 7. Канонизация святых после 1988 г. Канонизация новомучеников.

Табл. 1. Сопоставление периодов государственности России и соответствующих исторических периодов Русской православной церкви.

Итак, мы видим, что I период Киевской Руси связан с ее развитием благодаря принятию православия в 988 г., а конец обусловлен восстанием бояр, отделением, или как сейчас модно называть «независимостью» Полоцка (1132) и Новгорода (1136). За сим последовало наказание Божие - монголо-татарское иго. Собор Русской православной церкви был на его кануне -утвердил церковную дисциплину, принял Кормчую книгу. Потом соборы 229 лет не проводились. Этот II период государственности получил название «Удельная Русь».

Со временем, вместо Киева центром жизни стала Москва. В 1439 году московская митрополия не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной. С 1462 г. начался процесс объединения разрозненных княжеств, а в 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году был ликвидирован последний удел. В этот период было проведено 8 общероссийских соборов РПЦ, имело место 2 периода канонизации святых, изданы первые сборники житий святых: Макарьевские четьи-минеи, и Четьи-минеи Дмитрия Ростовского. Последние же были названы А.С. Пушкиным «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Новый период государственного управления был связан с введением на Руси Петром I европейских порядков, в том числе с принятием титула Императора по европейской системе титулатур. В этот период было отменено

Патриаршество, введен коллегиальный орган управления церковью -Священный синод. Началась эпоха секуляризации русского общества и государства. Поместные соборы РПЦ не проводились 228 лет, как при

монголо-татарском нашествии. Сходство также есть и в резком уменьшении общецерковной канонизации, и даже в полной отсутствии канонизации местночтимых святых (в период раздробленности местночтимая канонизация была)

По мнению церковного историка, публициста и общественного деятеля Симакова Николая Кузьмича в этом есть причина развоцерковлении русского общества и народа, причина переворота 1917 г. Русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев проводил сравнение «между Петром и Лениным, между петровским переворотом и большевистским» [1, с. 10]. В феврале 1917 г. Россия осиротела: большевики свергли Божьего помазанника. Но Российский народ обрел новых заступников на поместном соборе 1917 г. было восстановлено патриаршество, а в день отречения царя от престола была обретена икона Божией матери «Державная». Красноречиво чаяния народа в возобновлении церковного единовластия в лице патриарха передал один крестьянин -участник Собора Русской Церкви, который назвал Петра I - первым большевиком, обезглавившим Матерь-Церковь: «У нас нет больше царя, нет отца, которого бы мы любили. А потому мы, крестьяне, хотим Патриарха» [2]. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) отмечает, что с ведома Петра I, гражданские ставленники Меньшиков и Мусин-Пушкин осуществляли в церкви «кадровую политику», в том числе назначали правящих архиереев. По его мнению, есть сходство между Петровским монастырским приказом и большевистскими Советами по делам религий, а развлечение Петра I «всепьянейший собор» похожи на представления «воинствующих безбожников» 20-х - 30-х годов двадцатого века?» [2]. Архиепископ Двинский Пантелеймон (Рожновский) в 1917 году также отметил, что главной причиной большевистского переворота есть «Грех против Церкви» [3].

Большевики совершили грех против Бога - убийство помазанника Божьего царя Николая II. Самого отречения от власти не было. Впервые оригинал документа об отречении царя от власти стал доступен публике в 1928 г. в архиве Академии наук в Ленинграде. По мнению ряда исследователей, этот документ является фальшивкой, так как он был набран на печатной машинке, а подпись императора была переведена карандашом с приказа по армии и флоту от 1915 г. Что касается второй подписи, то граф Фредерикс под присягой на допросе чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства заявил, что он этот документ не подписывал [4, с. 6-7; 5]. Вероятно, убийство царя также было продиктовано необходимостью «убрать» самого главного свидетеля - царя Николая II.

Для того, чтобы оценить политические условия, в которых пришлось работать церкви с 1917 г. достаточно проанализировать высказывание В.И. Ленина о государственной идеологии новой власти, а именно, что «Марксизм

есть материализм», что «мы должны бороться с религией» [6, с. 16]. Сам К. Маркс рассматривал религию как чисто коммерческое явление эксплуататорского строя. Он высказался, что религия есть иллюзорное счастье народа, а ее упразднение принесет действительное счастье [7]. По Марксу священники относятся к непроизводительной сфере экономики, их труд является эксплуататорским. В религии люди уходят от насущных проблем, как будто бы потребляя наркотическое вещество «опиум», отсюда его выражение: религия есть опиум народа. Поэтому расходы на религию должны быть сведены к минимуму. Кроме того, он утверждает, что религия используется для обоснования эксплуатации (например, терпение бедности и произвола власти зачтется в загробной жизни как мученичество). А сама религия исчезнет по мере роста образованности народных масс как ненужный элемент общественных отношений.

В связи с тем, что идеология марксизма исходила из ложных аксиом (материализм, то есть отрицание существования Бога, эксплуататорская роль религии как формы капитала, убежденность, что религия есть необразованность), а также в связи с объявленной диктатурой пролетариата и введением уголовной ответственности за контрреволюционную деятельность вплоть до расстрела, все это создавало основу для юридического закрепления гонений на церковь.

Хотя новая власть и заявляла о своем атеизме, но она руководствовалась лозунгом дьявола «Кто был ничем, тот станет всем» (слова из революционной песни «Интернационал», который был официальным гимном СССР с 1922 по 1943 год). Была разрушена вся иерархия царского строя. Учитывая то, что иерархичность присуща обществу по примеру ангельской иерархии, изменение иерархии означало беззаконие, хаос и неэффективность государственного управления. Этот вывод мы сделали по аналогии с заключением Владыки Илариона (Троицкого), который доказал, что патриаршество органически присуще церковному строю, и что церковная жизнь разрушается, если разрушается принцип иерархии, в том числе и принцип первоиераршества [8].

В период гонений на царя, будущий священномученик Неофит Любимов пишет труд «Власть самодержавная, по учению слова Божия и православной Русской церкви». В этой работе он предостерегает нас от бедствий, которые неминуемо настанут как наказание Божие в случае свержения самодержавия. По его мнению жестокость, насилие, разрушение закона, проявленные большевиками на пути к власти, свидетельствуют о том, что таким будет и их будущее правление [9, 10]. Впоследствии он сам стал жертвой такой власти.

Бог, попуская наказание за грех цареубийства, охлаждения веры в после петровский период, предвидя гонения большевиков на церковь, заранее обращал внимание священнослужителей на их обязанность не покидать место своей службы. Так, из жития святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского мы узнаем, как он в последние годы своего архипастырского служения, будучи тяжело больным, в 1839 году тяготился

мыслью вернуться на покой в Киево-Печерскую Лавру, о чем постоянно подавал различные прошения. Однако в 1839 г. от Бога через святителя Митрофана он получил предостережение, что с епископства, как со креста, не сходят, а возносятся и снимаются. Господь помогает в труде, а на покое немощи будут те же, а благодатной помощи не будет [8].

Из жития священноисповедника пресвитера Георгий Коссова, мы узнаем, как ему в 1884 г. было тяжело на самом бедном приходе в с. Спас-Чекряк, где жило много колдунов, а церковь, построенная на капище, ушла под воду, а в новой - замерзали зимой Святые Дары. В селе было 14 домов. Безысходность вызывала у него тоску, и он хотел бросить приход. Не зная, что делать, он решил поехать в Оптину Пустынь. В то время там служил великий подвижник - старец о. Амвросий.

Отец Георгий стоял далеко в толпе и был в обычной одежде, однако старец о. Амвросий после молитвы перед иконой Божией Матери «Достойно есть» позвал его к себе и при всех запретил покидать приход и благословил строить новый не деревянный, а большой каменный храм с теплым полом, так как к нему будут привозить на излечение больных [6]. Отметим, что в Синодальный период в связи с закрытием монастырей старчество не так процветало, как раньше. Новое поколение старцев стало формироваться в начале XIX века. Именно с ним можно связать возрождение духовной жизни на Руси [11].

Пророчество оптинского старца Амвросия сбылось. О. Георгий приход не бросил. Построил кирпичный завод, потом каменную церковь, странноприимный дом, сиротский приют. Батюшка стал прозорливым, лечил молитвой, благословлял Евангелием, служил молебны. После революции коммунисты записали его во «врага народа», детский приют расформировали. Батюшка понимал, что они это делают под принуждением, и относился к ним ласково.

Из жития священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского мы узнаем, как на одном из докладов в 1918 г. комендант Астраханского кремля Казаков сравнил крестный ход со смотром контрреволюционных сил и потребовал расстрелять Владыку.

Верующие предупредили об этом архиепископа Митрофана, но он отказался покинуть город, сославшись на то, что скорее постовой бросит службу, чем русский архиерей - кафедру.

7 июня 1919 года на православный праздник - канун Святой Троицы, чтобы подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к церковным традициям, в первом часу ночи, когда по православному преданию, идет разгул нечистой силы, архиепископа Митрофана и епископа Леонтия арестовали. В три часа утра, когда врата ада закрываются, 6 июля 1919 года Владыку Митрофана, унижая, как самого последнего преступника вывели босиком в одном белье во двор. Увидев палачей, он понял, что происходит и благословил красноармейцев по-архиерейски двумя руками, за что комендант ЧК Волков ударил его рукоятью револьвера по правой руке, схватил за бороду и не дожидаясь установленной процедуры расстрела, выстрелил ему в

висок [13]. О чем это свидетельствует? - только о бесовской злости к священноначалию.

Еще одним миссионерским наследием российских новомучеников является введение всенародного пения в храме. Так, священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский советовал начинать с известных молитв, и постепенно стремиться к тому, чтобы исполнять все богослужение всеми прихожанами [8].

А Святитель Николай (Могилевский) настаивал на благоговейном, неспешном служении. Кроме того он объяснял песнопения, разучивал их с прихожанами и народ пел вместе со Святителем. Владыка тонко чувствовал богослужение и говорил, что у него «душа поет», кроме того, ему было духовное открытие, что во время пения молитва становиться более внимательной [8].

Такой пример подает и священномученик Константин Твердислов, Вязниковский. Он в городе Юрьеве-Польском по благословению Владыки ввел народное пение в храме, которое было поставлено им на такую высоту, что вызывало слезы умиления.

Преосвященнй Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский также ввел общенародное пение, а важные события он отмечал во всех больших храмах епархии ночными службами и крестными ходами, для охраны которых он создал общество хоругвеносцев. Его служение сопровождалось поучениями, всенародным пением и вызывало слезы умиления.

Также из житий новомучеников мы узнаем, что некоторые священники практиковали ежедневные богослужения, требы у них по домам занимали почти весь день; в церкви были заведены духовные чтения и поучения, нередко предварявшиеся чтением акафиста. Священники были бескорыстными, смиренными, открывали обширные библиотеки с целью просвещения прихожан, предавали свою жизнь воле Божией, не признавали и боролись с обновленцами - церковным расколом, созданным большевиками для того, чтобы захватить церковную власть. Большевики всячески помогали обновленцам, а православных священников судили. Но история показала, что, когда власти перестали нуждаться в обновленцах, они покончили с ними с той же жестокостью, что прежде — с приверженцами Патриаршей церкви.

Подытоживая вышесказанное, можно привести слова преподавателя Московской Академии Владимира Троицкого (будущего священномученика) о том, что всякая деятельность, как дарованная человеку Святым Духом, должна в своих проявлениях иметь своей целью церковное служение.

Направление дальнейших исследований: Историческое богословское изучение устройства общества сообразно Священному Писанию с целью дать рекомендации по идеальному устройству государства и власти. Богословский анализ книги священника Неофита Любимова «Власть самодержавная, по учению слова Божия и православной Русской церкви».

Библиография

1. Уроки Красного Октября / И. Я. Фроянов. - М: Алгоритм, 2007.

- 244 с.

2. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слово о кресте патриаршего служения в день памяти священномученика Тихона, Патриарха Всероссийского (26 сентября/9 октября) / Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга IV. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Vladika/Books/Slovo4/03Tihon.htm

3. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин — М.: Инд-рик, 2006. — 504 с.; ил. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/ 20097-Российское-духовенство-и-свержение-монархии-в- 1917-году^Г

4. Владимир (Швец), архимандрит. К 100-летию Поместного Собора РПЦ в 1917 году. - Харьков: Майдан, 2017. - 126 с.

5. Мария Позднякова. Николай II не отрекался от престола. Знаменитый манифест — фальшивка века? [Электронный ресурс] // Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 от 04.11.2009. Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/14475

6. Маркс К. и Энгельс Ф. об атеизме, религии и церкви /Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — 2-е изд., доп.—М.: Мысль, 1986.—670 е.— (Науч.-атеист, б-ка).

7. К. Маркс. К критике Гегелевской философии права [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Marks_K%20kriike.pdf

8. Патерик новоканонизированных святых (Часть II). [Электронный ресурс] // Ежедневное интернет-издание «Православие и мир». Режим доступа: https://www.pravmir.ru/paterik-novokanonizirovannyih-svyatyih-chast-ii/

9. Священник Неофит Любимов. Власть самодержавная, по учению слова Божия и православной Русской церкви // Священник Неофит Любимов. Слова и беседы. С. 447-482.

10. Житие священномученика Неофита Порфирьевича Любимова [Электронный ресурс] // Сайт Московского Сретенского монастыря. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/040205124326.htm

11. Схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская). Старчество на Руси [Электронный ресурс] // Сайт православной энциклопедии «Азбука.ру». Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik/starchestvo-na-rusi/1_3#sel=82:3,82:3

12. Житие святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского [Электронный ресурс] // Сайт Воронежской митрополии. Режим доступа: http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=10394

13. Патерик новоканонизированных святых (Часть IV). [Электронный ресурс]// Ежедневное интернет-издание «Православие и мир». Режим доступа:https://www.pravmir.ru/paterik-novokanonizirovannyih-svyatyih-chast-iv/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.