УДК 371.322.1
Павлова Ксения Владимировна
студентка магистратуры факультета иностранных языков
e-mail: kseniapavl J9@mail. ru
Безукладников Константин Эдуардович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания иностранных языков
e-mail: konstantin. besukladnikov@gmail. com
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-63-72
МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Kseniya V. Pavlova
Student of Master's Program of Foreign Languages Faculty
e-mail: kseniapavlJ9@mail. ru
Konstantin E. Bezukladnikov
PhD in Pedagogy, Professor, Head of the Department for Foreign Language Education
e-mail: konstantin. besukladnikov@gmail. com
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 6J4990, Perm, Russia
THINKING AS THE BASIS OF THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной в современном образовании проблеме развития иноязычных способностей. В статье также описывается связь и влияние памяти как основы мышления, на формирование иноязычных способностей учащихся.
Ключевые слова: мышление; память; развитие иноязычных способностей; обучение иностранному языку в школе.
Abstract. The article highlights the problems of the development of foreign language abilities as one of the most essential in nowadays education. The connection
© Павлова К.В., Безукладников К.Е., 2015
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Ш
and influence of the memory as the basis of thinking on the foreign language abilities' formation is also described in the article.
Key words: thinking; memory; development of foreign language abilities; teaching foreign languages at school.
При обучении детей иностранному языку одной из главных задач является развитие их мышления. Память является основой мышления школьников [4]. Главное содержание умственного развития у учащихся -переход процесса мышления на новую ступень (от наглядно-образного к словесно-логическому) и связанная с этим перестройка всех остальных процессов (память становится мыслящей, а восприятие думающим). В мышлении школьника происходит качественный сдвиг, однако мысль с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов, сложные системы опосредований ей еще мало доступны.
Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. При обучении, построенном на принципе устной основы или устного опережения, учащимся прежде всего необходимо обладать достаточным объемом слуховой памяти, так как для говорения ведущим компонентом является слухомоторный анализатор, благодаря которому в речевой памяти человека возникают слухоречемоторные образы языковых явлений. Учащиеся, обладающие большим объемом слуховой памяти, будут быстрее и успешнее других справляться с выполнением звуковых заданий, быстрее и легче продвигаться вперед в овладении иностранным языком. По данным психологии, недостатки одного вида памяти могут возмещаться за счет других видов. Возможность замены объясняется одной из важнейших функциональных особенностей психики человека: возможностью чрезвычайно широкой компенсации одних психических свойств другими [9]. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы, с одной стороны, развивать при помощи дополнительных упражнений у учеников объем слуховой памяти, а с другой стороны, создавать условия, при которых недостатки слуховой памяти могли бы компенсироваться за счет других видов памяти.
В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль опор как приема запоминания. Принято считать, что роль наглядных опор при запоминании выполняет следующие функции: разгрузки оперативной памяти, создания в памяти учащихся четких речевых образцов, стимуляции речевой иноязычной деятельности [1; 2; 3].
Теоретически обосновано, что с усилением роли второй сигнальной системы продуктивность запоминания словесного материала становится выше по сравнению с наглядным (хотя использование последнего продолжает играть существенную роль в процессах запоминания).
В качестве показателей мыслительной деятельности школьников в процессе овладения иноязычной речью И.А. Зимняя рассматривает способность к выявлению языкового правила и актуализацию вербальных гипотез, т.е. аналитико-синтетические операции, лежащие в основе мышления.
Применительно к обучению иностранным языкам школьников, это прежде всего означает развитие их способности к вероятностному прогнозированию (как показателю уровня развития аналитико-синтетических операций) при аудировании и чтении, чему содействует самостоятельная работа посредством специальных упражнений [1; 2; 3].
Одновременно необходимо помнить, что более влияющим на успешность обучения речевой деятельности является показатель оперативной памяти. Показатель актуализации вербальных гипотез рассматривается как важный, но не определяющий успешность научения на начальном этапе обучения. На более продвинутых этапах роль памяти уменьшается, а роль мышления возрастает.
Постепенно все большую роль для овладения иностранным языком начинает играть способность учащихся к вероятностному прогнозированию. Уровень развития этой способности предлагается определять при помощи устного и письменного клоуз-теста, что поможет учителю выявить учеников с более и менее развитыми уровнями мыслительной деятельности и учесть эти индивидуальные особенности учащихся в процессе организации самостоятельной работы, с одной стороны, а с другой - обеспечить должное развитие мыслительных процессов у всех учащихся. Приведем пример клоуз-теста для определения уровня сформированности вероятностного прогнозирования при чтении.
Задание: впишите в пропуски слова, подходящие по смыслу.
Kate and Ann are dolls. They live in a ... (1) ... village. Kate has a blue blouse, black ... (2)., blue stockings and blue shoes on. Ann has a red. (3) ... and brown trousers on. They are very nice. Next month there...(4)...be Ann's birthday, but yesterday there was Kate's birthday. Ann wanted to give her a...(5).... She went ... (6).. There were many people in the shop. Ann wanted to buy her friend a pair of red gloves and a red scarf. But there were no red .(7). in the shop. And she .(8). her a box with a game and some flowers. Ann .(9) her best to please her friend and .(10). a nice picture for her.
Ключ: 1. Doll. 2. Skirt. 3. Sweater. 4. Will. 5. Present. 6. Shopping. 7. Gloves. 8. Bought. 9. Tried. 10. Drew.
Кроме того, проблемы развития памяти и мышления тесно связаны с вопросами развития иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. Прежде всего необходимо определиться в том, что стоит за этим понятием, из чего (каких компонентов) они (способности) состоят, как их наличие или отсутствие необходимо учитывать.
В психологической литературе способность вообще рассматривается как сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Ш
пригодность к определенной деятельности. Способность формируется в деятельности на базе тех или иных задатков. Все специфические особенности человека, по утверждению С.Л. Рубинштейна, - это в конце концов различные стороны проявления его способности к учению и труду [8].
Проблема способности тесно связана с вопросом о развитии. Это означает, с одной стороны, что способности не могут быть просто «насажены» из вне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для органического роста, с другой стороны, что они не представлены, не даны в готовом виде и вне всякого развития. С.Л. Рубинштейн утверждает, что в состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции и способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. «Ядро способностей - это не усвоенные, не автоматизированные операции, а те психологические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируются качеством этих процессов» [8].
По иному определяет способность А.Н. Леонтьев - «способность есть свойство, готовое к проявлению, к функционированию» [7].
Наряду с общей способностью в психологии особо выделяется способность к учению. Некоторые авторы обозначают ее термином «обучаемость». В дальнейшем это понятие стало более емким. С.Ф. Жуйков дает следующее определение: «Во-первых, обучаемость - синтетическое, многогранное свойство субъекта учения, складывающееся из разных компонентов, во-вторых, компоненты ее проявляются в определенной связи, т.е. структурно, в-третьих, каждый из этих компонентов может быть разной степени выраженности, и благодаря этому возможны различные типы структур обучаемости, в-четвертых, компоненты ее могут неравномерно развиваться, а благодаря этому структура изменяется» [5].
Мы полностью разделяем точку зрения А.А. Леонтьева о том, что «способностей к языку» нет как таковых, а за этим понятием стоит: а) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер); б) индивидуальные различия в протекании процессов памяти, мышления, восприятия, воображения и т.п.; в) различия в особенностях личности, связанные с общением [6; 7].
Следует отметить, что способности не являются генетически данными, т.е. врожденными, а формируются в деятельности на основе задатков. Способность - это многогранное свойство субъекта, состоящие из разных компонентов, которые могут быть разной степени выраженности. На развитие иноязычных способностей большое влияние оказывает степень развитости мыслительных процессов школьников.
Список литературы
1. Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: авторф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 16 с.
2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 6. - С. 62-65.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 56 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 2 / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. -400 с.
5. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М.: Педагогика, 1979. -180 с.
6. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Красанд, 2014. - 178 с.
7. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 219 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. -
337 с.
9. Теплов Б.И. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - Воронеж: Модэк, 2009. - 235 с.