УДК 371.322.1
Царёва Мария Вячеславовна
студентка магистратуры факультета иностранных языков
e-mail: tmw92@mail. ru
Безукладников Константин Эдуардович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания иностранных языков
e-mail: konstantin. besukladnikov@gmail. com
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Maria V. Tsareva
Student of Master's Program of Foreign Languages Faculty
e-mail: [email protected]
Konstantin E. Bezukladnikov
PhD in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Foreign Language Education
e-mail: konstantin. besukladnikov@gmail. com
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
INDEPENDENT WORK AS BASIS OF VERBAL AND COGNIIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Аннотация. В статье дано рабочее определение самостоятельной работы младших школьников как специфического средства организации и управления учебной деятельностью школьников, основанной на принципах самодеятельности и самоорганизации.
Ключевые слова: обучение иностранному языку в школе; самостоятельная работа; виды самостоятельной работы; формирование самостоятельной деятельности.
© Царёва М.В., Безукладников К.Е., 2015
Abstract. In the article a working definition of pupils independent work is given as specific means of the organization and management of the educational activity based on the principles of amateur performance and self-organization.
Key words: a foreign language teaching at school; independent work; types of independent work; formation of independent activity.
Одна из главных задач школы - направить весь учебно-воспитательный процесс на формирование способности учащихся к самостоятельной деятельности. Опыт учителей-новаторов показывает, что этого можно достичь, построив его (учебно-воспитательный процесс) на принципах самодеятельности, самоорганизации и развития, предложенных Л.М. Фридманом [4]. В данной статье хотелось бы остановиться более подробно на первых двух принципах.
Принцип самодеятельности определяет мотивационно-потребностную сторону организации и проведения учебного процесса. Суть его заключается в том, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых целей обучения. Операционно-деятельностная сторона определяется принципом самоорганизации, из которого следует, что важнейшей задачей учителя является обучение навыкам и умениям рационального учебного труда.
Вышеуказанные навыки и умения формируются в процессе учебной деятельности. Это весьма сложный и длительный процесс. У учеников, приходящих в школу, учебная деятельность еще не сформировалась. Все делает учитель: ставит учебную задачу, дает ее полный операционно-предметный состав, образцы выполнения каждой отдельной операции и их порядок, контролирует процесс выполнения каждого действия и операции, наконец, оценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником, и если она не выполнена, то определяет, какие ее элементы должны быть доработаны. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления, без вмешательства учителя, другими словами, процесс формирования учебной деятельности - есть процесс формирования учебной самостоятельности школьников посредством самоорганизации. Она (самостоятельность) начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности учителя и учащихся, проходит через стадию возникновения осознанности и произвольности собственных психических процессов, стадию воспроизведения усвоенных действий к стадии творческой деятельности.
Принято выделять три ступени самостоятельности, которые проходит ученик в процессе формирования этого качества: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую, творческую. Наиболее важной является низшая ступень формирования самостоятельности, так как она служит основой развития и совершенствования данного качества деятельности. На это обращается внимание в трудах А.Н. Леонтьева, который видел важность
195
данного этапа в том, что на нем ученик наблюдает и осознает образец действия, подлежащего усвоению. Л.С. Выготский считал, что «... центральным для всей психологии обучения моментом является возможность перехода от того, что ребенок умеет к тому, что он не умеет с помощью подражания» [Цит. по: 3].
В методической литературе в качестве адекватной учебной деятельности, в процессе выполнения которой формируется такое важное свойство личности, как самостоятельность (имеется в виду прежде всего формирование у школьников общеучебных умений, ориентированных на обеспечение самостоятельной учебной деятельности, построенной целиком на самоорганизации и самоконтроле), рассматривается самостоятельная работа.
Для успешного овладения иностранным языком крайне важно, чтобы в школе было место, своего рода центр, куда бы учащиеся могли прийти после уроков, послушать иноязычную речь, «поговорить» с диктором или в парах со своими партнёрами (а может быть, и группой), почитать что-то на английском языке, правильно подготовить домашнее задание, устранить образовавшиеся пробелы в знаниях; место, где они могли бы посмотреть мультфильм на английском языке. По мнению зарубежных методистов, такой центр является ключевым компонентом в учебном процессе; он призван помочь учащимся приобретать навыки в умения, необходимые для успешного овладения иностранным языком, и служить важным средством развития самостоятельности. Своего рода центром в условиях школы может стать кабинет иностранного языка [1].
Ежедневно, приходя в кабинет иностранного языка во внеурочное время, учащиеся получают возможность выполнять с заданной учебной задачей достаточное количество самостоятельных действий и операций по формированию и совершенствованию языковых навыков, развитию речевых умений.
Исходя из ступеней самостоятельности выделяют виды (этапы, ступени) самостоятельной работы. Так, И.Т. Качан выделяет копирующий, воспроизводящий, собственно самостоятельный этапы; Н.Б. Фадеева -воспроизводящий, преобразующий, творческий виды самостоятельной работы; А.Т. Малышева - репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую ступени самостоятельной работы; З.Ю. Тарвидене -рецептивные, репродуктивные, творческие виды самостоятельной работы; A. Wenden - технический, концептуальный и собственно самостоятельный виды. Задачам нашей статьи наиболее соответствует выделение воспроизводящего, преобразующего и творческого вида самостоятельной работы [1].
Все ли три вида самостоятельной работы будут присущи младшим
школьникам при работе в кабинете иностранного языка во внеурочное время?
Нам представляется, что нет. Самостоятельная работа творческого вида будет
присуща учащимся средней и старшей ступеней обучения, так как в начальных
классах самостоятельность только начинает формироваться, а это довольно
длительный процесс, но первые два вида самостоятельной работы
196
(воспроизводящий и преобразующий) будут способствовать формированию репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности школьников, что впоследствии создаст основу для перехода к творческой самостоятельной работе, а следовательно, к подлинно самостоятельной учебной деятельности школьников посредством самоорганизации.
Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения, выделения и запоминания существенных признаков объекта. На этом этапе ученики не совершают таких действий, как самостоятельный выбор или комбинирование языковых единиц, поэтому степень их самостоятельности незначительна. Школьникам особенно нужна помощь, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и корригирующий характер. Цель, объем самостоятельной работы, раскрытие значения ее выполнения задаются извне. Учащихся нужно предупредить о трудностях и возможных ошибках, им необходимо дать рекомендации о том, как выполнить данную работу, обучить их последовательности выполнения заданий, создать условия для их выполнения.
На этом этапе целесообразно формировать у учащихся произвольность действий. Этому способствует выполнение действий в определенной последовательности, согласно инструкциям (при этом они ограничены во времени); обучение навыку соизмерять свои возможности с результативностью учебной деятельности; обучение оценивать результаты своей деятельности.
В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида учащиеся начальных классов приобретают умения:
- принять учебную цель (знают, зачем выполняют упражнение);
- уяснить последовательность выполнения задания;
- накопить опорные факты и способы деятельности;
- выполнять задание рациональным способом;
- адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Главное самостоятельной работы воспроизводящего вида мы усматриваем в том, что она содействует накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности, навыков и умений, их прочному закреплению, создает необходимые условия для перехода школьника к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности.
Этот более высокий уровень представлен самостоятельной работой преобразующего вида. На нем происходит формирование поисково -исполнительской самостоятельности. Это предполагает актуализацию таких психических функций, как анализ и синтез, сравнение, операции выбора, набора (составление целого из частей), комбинирования, что возможно через принятие учеником поставленной перед ним задачи и отыскивание путей ее решения. В ходе выполнения самостоятельной работы преобразующего вида
полная ориентировочная основа действия уступает место широкому использованию ориентиров и опор, которые постепенно приобретают все более свернутый характер. Самостоятельная работа преобразующего вида также требует управления ею со стороны учителя, однако оно носит скорее направляющий, чем объясняющий характер, хотя в отдельных случаях могут даваться дополнительные указания, советы, повторные рекомендации о способах ее выполнения.
В результате этого вида самостоятельной работы младшие школьники приобретают умения произвести операции выбора, набора (составление целого из частей), комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути ее решения.
В заключение хотелось бы отметить, что нет четкой границы между самостоятельной работой вышеназванных видов. Одни задания могут быть присущи самостоятельной работе воспроизводящего вида, а другие -преобразующего.
Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической и методической литературе. Ряд авторов избегают употреблять термин «самостоятельная работа» и используют только термин «самостоятельная деятельность», некоторые употребляют понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа учащихся» как синонимичные (на основании такого отождествления внимание исследователей концентрируется на предметной (содержательной) стороне, самостоятельной работы без достаточного соотнесения ее с личностной (процессуальной) стороной деятельности школьника), другие рассматривают понятие самостоятельной деятельности как более широкое по отношению к самостоятельной работе, включая в него самоорганизацию, самоуправление, самоконтроль и самостоятельную работу. Иногда самостоятельная работа противопоставляется урочным формам работы учащихся.
В современной дидактике самостоятельную работу рассматривают как один из методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Часто в литературе определяют самостоятельную работу как основную и специфичную часть процесса обучения или форму организации учебного процесса, а также как средство организации и управления коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Многие определяют самостоятельную работу как форму организации или вид учебной деятельности. Всесторонне анализируется вопрос, связанный с самостоятельной работой, в исследованиях П.И. Пидкасистого, который рассматривает ее в системе учебного процесса и как специфическое средство организации управления самостоятельной деятельностью учащихся и как форму учебно-научного познания, т.е. вид познавательной деятельности учащихся [Цит. по: 3].
Большинство из вышеуказанных определений касаются самостоятельной
работы вообще, безотносительно места проведения и этапа обучения. В нашей
198
статье самостоятельная работа рассматривается в связи с обучением английскому языку в начальной школе.
В статье мы попытались дать рабочее определение самостоятельной работы младших школьников в кабинете иностранного языка во внеурочное время как специфического средства организации и управления учебной деятельностью школьников, основанной на принципах самодеятельности и самоорганизации, которое не только способствует выполнению учеником самостоятельных действий, операций по формированию и совершенствованию навыков, развитию речевых умений, но и обеспечивает формирование репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности школьников.
Список литературы
1. Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: авторф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 16 с.
2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 6. - С. 62-65.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации представления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 56 с.
4. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.