Научная статья на тему 'Мышление будущего: междисциплинарное образование как условие конкурентоспособности'

Мышление будущего: междисциплинарное образование как условие конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО / РЕСУРС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарев Василий Владимирович

В статье обосновывается необходимость междисциплинарного образования как фундаментальной предпосылки модернизации национальной экономики в целях повышения ее конкурентоспособности. Особое внимание уделено концептуальным и методологическим основам возможностей радикальных преобразований в сфере образования в условиях трансформации грантов экономического развития. Главным стратегическим ресурсом модернизации общества и экономики признается распространение междисциплинарных знаний. Определена значимость формирования мышления будущего, способствующего росту конкурентоспособности национальной экономики. Предложен подход, усиливающий значимость междисциплинарного образования в процессах обеспечения конкурентоспособности индивида на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чекмарев Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мышление будущего: междисциплинарное образование как условие конкурентоспособности»

МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Чекмарев Василий Владимирович

доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» заведующий кафедрой экономики

г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается необходимость междисциплинарного образования как фундаментальной предпосылки модернизации национальной экономики в целях повышения ее конкурентоспособности. Особое внимание уделено концептуальным и методологическим основам возможностей радикальных преобразований в сфере образования в условиях трансформации грантов экономического развития. Главным стратегическим ресурсом модернизации общества и экономики признается распространение междисциплинарных знаний. Определена значимость формирования мышления будущего, способствующего росту конкурентоспособности национальной экономики. Предложен подход, усиливающий значимость междисциплинарного образования в процессах обеспечения конкурентоспособности индивида на рынке труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность; междисциплинарное образование; мышление будущего; ресурс; модернизация; общество

Код УДК: 330.101

Annotation. The necessity of interdisciplinary education as a fundamental prerequisite for the modernization of the national economy in order to increase its competitiveness. Particular attention is paid to the conceptual and methodological basis for possible radical changes in education in the transformation of economic development grants. The key strategic resource for modernization of economy and society is recognized promoting interdisciplinary knowledge. Determine the significance of the formation of thinking of the future, contributing to the growth of competitiveness of the national economy. An approach that reinforces the importance of interdisciplinary education in the process of ensuring the competitiveness of the individual in the labor market.

Keywords: competitiveness; interdisciplinary education; thinking of the future; resource; modernization; society

Проблема модернизации может рассматриваться как частный случай становления, которое означает инновационное совершенствование техногенной цивилизации. Что касается России, то ее будущее зависит от степени трансформации в техногенную цивилизацию, т.е. в постиндустриальное, информационное, постмодернистское общество. Сама по себе модернизация -перманентное явление, обусловленное рынком. Вот как высказывается об этом профессор Х.-Ю. Варнеке, директор Франкфуртского института промышленной техники и автоматизации: «Непрерывная борьба за модернизацию - это единственный неизменный фактор, характерный для каждого производителя... всегда проигрывает тот, кто не способен отдать должное необходимым

переменам» [1]. Если российская цивилизация по своим институтам, структуре и содержанию все еще не является техногенной цивилизацией, постоянно находящейся в режиме становления, то модернизация (обновление устаревшего) не решает ее проблем. Тогда задача стоит глобальнее -перейти в режим становления, трансформироваться в техногенную цивилизацию. Экономическими средствами проблему трансформации общества - цивилизационной «перестройки» - нам за 20 с лишним лет проведенных реформ решить так и не удалось. Поэтому по-прежнему речь идет о качественной метаморфозе, преобразовании традиционно-индустриального общества в цивилизационный ансамбль техногенного образца.

Но сегодня эта задача опосредуется новыми обстоятельствами. Метафизика глобализации (как некая законодательствующая система «высших ценностей») сразу же устанавливает пределы на этом пути, так как одновременно модернизируются и государства, находящиеся на более высокой ступени экономического и хозяйственного развития. Они действуют на основе принципов либерализма (искаженного конфигурацией мировой финансовой системы), тогда как в России по-прежнему актуальны принципы госкапитализма. В случае столкновения этих принципов хозяйствования необходимо преобразовать монополистически-законодательствующую роль госкорпораций на рынке в ее противоположность, так как в условиях либерального общества (а это синоним техногенной цивилизации) на рынке «законодательствует» потребитель, а не производитель.

Из истории известно, что монополия смертельна для рынка, она означает сначала искажение конкуренции в свою пользу, а затем ее упразднение.

Из названия моей статьи не вытекает ответ на вопрос - конкурентоспособности каких субъектов экономических отношений? А вопрос этот достаточно правомерен. Ведь в экономическом пространстве есть различные уровни экономических взаимодействий. Ниже мы будем вести речь о конкурентоспособности выпускников вузов. А пока заметим, что проблемам подготовки будущих специалистов были посвящены множество наших публикаций [3, 4, 5, 6, 7], а также публикаций других специалистов. Однако понятие конкурентоспособности специалиста в отечественной науке практически не разработано. Воспользуемся следующим определением: конкурентоспособность специалиста - это относительная и обобщенная характеристика, выражающая его выгодные отличия от конкурента по степени удовлетворения потребности производства в его использовании и по затратам на удовлетворение этих потребностей.

Оценка конкурентоспособности состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту - выпускнику вуза, то мы получим следующие параметры:

• технические - специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ и др. (эти параметры наиболее жесткие);

• экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;

• социально-организационные - учет социальной структуры потребителей (в нашем случае самих выпускников и работодателей), национальных и региональных особенностей в организации производства, т. е. подготовки выпускников, сбыта - трудоустройства и рекламы будущих специалистов.

Конкурентоспособность выпускников - будущих специалистов во многом определяет и конкурентоспособность самих вузов, однако между этими понятиями имеются и важные отличия.

Во-первых, конкурентоспособность вуза, отражающая его отличия от соперничающих вузов и

других учебных заведений, применима к довольно длительному периоду. Конкурентоспособность продукта - в нашем случае будущего специалиста, определяется в любой, небольшой, с точки зрения экономики, промежуток времени. Однако здесь необходимо отметить, что специфика выпускника как продукта вуза состоит и в том, что его конкурентоспособность также длительного пользования. Именно поэтому вузу требуется значительное время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается, то в течение достаточно долгого времени вуз может пользоваться этим статусом как своего рода гарантией. Вместе тем однажды достигнутая конкурентоспособность предъявляет повышенные требования к организации жизнедеятельности учебного заведения.

Во-вторых, в отличие от конкурентоспособности товара, оценку работы вуза дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель), но и сам производитель (профессорско-преподавательский состав, управленческий персонал). Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях осуществлять подготовку тех или иных специалистов.

Заслуживают внимания применительно к учебным заведениям общие факторы управления, которые дают конкурентные преимущества производителям: нацеленность всех и каждого работника вуза на действие, на продолжение начатого дела; наличие творческой атмосферы в вузе; рост качества образовательных услуг на основе использования способностей ППС и их желания работать; демонстрация важности общих для преподавателей ценностей; простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

Исследуя смысл конкурентоспособности будущего специалиста, мы подошли к наиболее сложной, на наш взгляд, проблеме: какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают, а еще лучше гарантируют конкурентоспособность специалиста-выпускника вуза. В идеальном варианте для этого вузы и другие учебные заведения, т.е. система образования в целом, должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста, на основе которой каждый уровень образования проектировал бы свою подмодель. При таком подходе они (модель и подмодели) выступали бы в качестве цели функционирования образовательных структур и выполняли бы функцию системообразующего фактора. Понятие «конкурентоспособность специалиста», на наш взгляд, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности. При этом за основополагающие свойства, возможно, приняты такие, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость. Конкурентоспособность специалиста, по мнению многих авторов, ассоциируется с успехом, как в профессиональной, так и личной сферах. И, действительно, главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах.

Повышение индивидуальной конкурентоспособности весьма актуально в условиях, когда альтернативой для каждого может стать безработица. Рабочая сила сейчас - реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, т.е. иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу (или саморекламу). Если проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, то другие параметры успешного поведения не являлись предметом целенаправленного формирования и развития в высшей школе.

Выделим базовые элементы модели конкурентоспособности будущего специалиста. Структура базовой модели подчиняется следующей логике: объекты освоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста.

К объектам освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста) отнесем такие,

как:

• Мышление - способы осуществления мыслительных операций и умение ими пользоваться в различных условиях (стандартных и нестандартных).

• Эмоционально-волевые проявления - эмоции, чувства, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества.

• Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы, стиль поведения в жизни, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных целей в данном обществе и в данное время.

• Ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определенном историческом этапе (наиболее значимые - отношение к труду, людям, себе самому и др.)

• Знания - факты, закономерности, законы в общегуманитарной, естественно-научной и профессиональной областях, обеспечивающие принятие оптимальных решений (различные науки, научные дисциплины).

• Опыт решения общечеловеческих и профессиональных проблем - отечественный, зарубежный, современный, исторический.

• Традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства.

Ниже перечислим значимые, на наш взгляд, требования к личностным качествам будущего специалиста:

• Психологические - эмпатия (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для данного сообщества и профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другому и новому), терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм как философия жизни, развитость восприятия.

• Мыслительные - аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления.

• Поведенческие - коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Теперь определим краткий перечень необходимых умений, навыков и способов деятельности (в терминах действия), обеспечивающих конкурентоспособность:

• организовать процесс коммуникации;

• диагностировать, создавать положительный эмоциональный фон при общении с людьми;

• мотивировать, воодушевлять людей;

• урегулировать конфликты; проводить переговоры;

• организовать совместную рутинную и творческую деятельность;

• организовать собственную деятельность;

• принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

• вести себя в условиях конкуренции;

• пользоваться социокультурными технологиями;

• распределять и оценивать ресурсы для реализации поставленных целей;

• прогнозировать развитие;

• планировать деятельность (свою и чужую);

• ставить цели;

• проводить анализ, экспертизу;

• разрабатывать и пользоваться документацией, типичной для профессиональной деятельности;

• генерировать новые идеи;

• пользоваться соответствующими техническими средствами.

Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессиональной школы. Наряду со сложностями в отношении к высшему профессиональному образованию со стороны государства дают о себе знать недостатки самих механизмов управления, не срабатывающих при наличии противоречий между новизной в управлении учебным заведением и значительным отставанием в организации и качестве процесса обучения, требованиями к подготовке конкурентоспособных специалистов и подготовленностью соответствующих педагогических кадров к ее осуществлению и готовностью профессорско-преподавательского состава к творческой научно-педагогической деятельности и отсутствием условий для реализации своего потенциала. Из-за множества вопросов, возникающих в связи с организацией работы учебных заведений в рамках нового закона «Об образовании в РФ», педагогические инновации, позволяющие формировать мышление будущего на основе междисциплинарного образования, многими не понимаются и не принимаются. Как правило, управление учебными заведениями осуществляется по принципу выявления отклонений от нормального функционирования и проведения мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе аттестации вуза. Согласно общей теории управления - это жесткое управление. Фиксируя только текущее состояние, оно, по сути, является управлением «по хвостам». Механизмы развития, нововведений и непредвиденных изменений не учитываются, обеспечивая только лишь запаздывающую реакцию на обострение ситуации, когда не принимать решение нельзя. Вспомним здесь ставшей крылатой фразу Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Ничего не делать ни в образовании, ни в науке сегодня даже хуже, чем искать решения через ошибки». Управление фактически становится догоняющим собственно дидактические и научно-производственные процессы, кадровые изменения и материально-техническое обеспечение. Прогностическая функция управления как таковая отсутствует, финансирование предусматривается только на текущую деятельность (функционирование), без учета сложившейся ситуации и перспектив развития. Кроме того, управление не заинтересовывает в нововведениях и стало почти правилом, что педагогическая практика и наука оторваны.

Анализ указанных предпосылок дает основание сделать вывод, что необходимо не простое совершенствование управления, а коренное преобразование его. Требуется новое мышление системоорганизаторов образования. Необходимо опережающее управление по сравнению с реальными процессами в деятельности учебных заведений.

В новых условиях управление функционированием должно быть заменено на управление развитием, обеспечивающим гибкость и подвижность в выборе целей и принятии решений, в самой деятельности. Тогда учебные заведения становятся учебными заведениями развития (не

функционирования). И речь идет не о смене вывески, некотором изменении структуры управления и частичном совершенствовании обучения, а о качественно новом типе учебного заведения, обеспечивающего опережающее высшее профессиональное обучение и конкурентоспособность выпускников.

Новый тип учебного заведения выражен в его целях, новизна которых состоит в ориентации высшего профессионального обучения на подготовку конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, готового к сотрудничеству и взаимопониманию с людьми. Это требует изменения содержания и технологий обучения и их дифференциации в зависимости от особенностей личностей и способностей обучающихся, а также от разных уровней обучения внутри одного вуза и различных типов учебных заведений.

Классическая теория конкуренции близка к теории естественного отбора Ч. Дарвина и построена на принципах соревновательности. Данная система работоспособна при условии равнодоступности информации для всех участников рынка и очень высоком уровне конкуренции. Но принцип максимизации, являющийся основой современной экономики и, как следствие, стремление экономической системы к монополизации при достижении исключительных конкурентных преимуществ, асимметрия информации делают механизмы саморегуляции экономики невозможными. Основополагающая идея концепции устойчивого развития об оптимизации - вплоть до минимизации потребностей - вступает в противоречие с устройством современной экономической системы и психологии современных бизнесменов, которая базируется на постулате максимизации прибыли. Можно отметить, что классическая теория конкуренции и теория устойчивого развития противоположны, образуя тем самым координатный луч, на котором можно откладывать уровни экономического развития общества.

Классическая «смитовская» рыночная экономика, базирующаяся на саморегулирующих законах рынка, на так называемой «невидимой руке» рынка, является такой же утопией, как и коммунизм, так как обе данные философские концепции не учитывают особенностей социальной структуры и психологии современного человека [2, а 43-44].

Современная теория конкуренции претерпела трансформацию на основе влияния степени индустриализации общества. Она находится в середине вектора противоречий теорий конкуренции и устойчивого развития и представляет собой систему, в основе которой лежит философия бенчмаркинга и экономики знании о разумной кооперации в достижении поставленных целей для снижения техногенного воздействия на окружающую среду, оптимизации расходов, уменьшения трансакционных издержек. Конкурентоспособность в условиях цивилизованного рынка обеспечивается за счет максимизации не ситуационной прибыли, а суммарного объема долговременных денежных потоков на основе устойчивой лояльности потребителей и государства.

Часто для трактовки термина «конкурентоспособность» используют такое понятие, как «конкурентное преимущество». В самом общем смысле оно подразумевает материальные и нематериальные активы организации, позволяющие более эффективно, чем конкуренты, достигать рыночных целей.

Конкурентоспособность в различные исторические эпохи обеспечивалась конкурентными преимуществами, обусловленными воздействием внешней среды. Высокая государственная раздробленность, слаборазвитая транспортная инфраструктура и, как следствие, слабое развитие торговли в доиндустриальный период оказывали влияние на стоимость сырья. Низкий уровень технологий обусловливал очень низкую фондоотдачу, в результате основная доля в себестоимости приходилась на стоимость сырья и материалов. В данных условиях основным конкурентным преимуществом обладали те регионы, где располагались источники сырья. Сложившаяся ситуация предопределила необходимость снижения стоимости материалов посредством развития

транспортной сети и способов транспортировки грузов (развитие железнодорожного транспорта, строительство дорог, появление автомобилестроения, авиации, магистральных трубопроводов и т.д.) и развития технологий производства.

В качестве вывода отметим следующее: будущее страны - только в инновационном развитии. Инновационное развитие возможно только при наличии конкурентоспособных специалистов. В свою очередь выпускники вузов могут таковыми стать только на основе междисциплинарного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конкурентоспособность национальной экономики : регионально-отраслевые аспекты оценки / отв. ред. Ф.Н. Завьялов, Е.В. Сапир. - Ярославль : ЯрГУ, 2011. - 412 с.

2. Сорокина, Г.П. Ретроспективный анализ трансформации конкурентных преимуществ организации / Г. П. Сорокина // Вестник РГНФ. - 2012. - № 4. - С. 43-49.

3. Чекмарев, В. В. Образование как наукономика / В. В. Чекмарев. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - 274 с.

4. Чекмарев, В.В. Экономические и социальные цели высшего образования. / В. В. Чекмарев -Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 518 с.

5. Чекмарев, В.В. Образование как системная память общества. / В. В. Чекмарев - Кострома : КГУ им. Н А. Некрасова, 2011. - 452 с.

6. Чекмарев, В.В. Образование: культурный код человечества. / В. В. Чекмарев - Кострома : КГУ им. Н А. Некрасова, 2012. - 280 с.

7. Чекмарев, В.В. Искушение образованием (посуху как по воде) / В. В. Чекмарев - Кострома : КГУ им. Н А. Некрасова, 2012. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.