Научная статья на тему 'Мятеж Дзинсин и его значение в истории Японии'

Мятеж Дзинсин и его значение в истории Японии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожевников В. В.

Emperor Tenji expired in 672. His son Prince Ootomo preferred successor was defeated in the Jinshin Disturbance by Tenji's brother, who became Emperor Temmu. He made further reforms in political life of Japan. But, was he brother of Tenji; had he right to become Emperor of Japan and another such problems are regarded. A conclusion is made that possibly this Disturbance caused the change of Emperor's dynasty in Japan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jinshin Disturbance and it's significance in Japan's history

Emperor Tenji expired in 672. His son Prince Ootomo preferred successor was defeated in the Jinshin Disturbance by Tenji's brother, who became Emperor Temmu. He made further reforms in political life of Japan. But, was he brother of Tenji; had he right to become Emperor of Japan and another such problems are regarded. A conclusion is made that possibly this Disturbance caused the change of Emperor's dynasty in Japan.

Текст научной работы на тему «Мятеж Дзинсин и его значение в истории Японии»

ИСТОРИЯ

В. В. КОЖЕВНИКОВ,

кандидат исторических наук, ИИАЭ ДВО РАН

МЯТЕЖ ДЗИНСИН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ЯПОНИИ

Вторая половина VII в. в истории Японии представляет большой научный интерес, так как именно на этот период приходится образование единого централизованного государства на базе реформ, проводимых после осуществленного в 645 г. переворота Тайка После этого переворота был принят эдикт о реформах, согласно которому проводилась административная реформа; устанавливалась система местной власти; отменялась частная и объявлялась государственная собственность на землю, которая предоставлялась в виде наделов общинникам. Бывшая родовая верхушка перешла в сословие аристократии, свободные общинники и зависимые — в надельное крестьянство. Фактически это был переход к раннему феодализму

В отечественной исторической литературе этим событиям уделяется достаточно много внимания1, особенно социальноэкономическим аспектам реформ и созданию централизованного государства. При этом некоторые проблемы истории Японии остаются на периферии внимания исследователей. Это относится и к такому событию, как происшедший в 672 г. мятеж Дзинсин (ЗгФСОЛ)", когда на трон взошел император Тэмму(^®:5сЙ). Именно ему удалось окончательно создать, централизованное государство, в центре которого стоял активно действующий император.

1 Переворотом Тайка называют события 645 г., после которых с политической арены был устранен род Сога, планировавший монополизировать власть в своих руках, а на престол вступил император Котоку и в стране начался ряд социально-экономических реформ

" Мятеж получил название по циклическому знаку этого года в 60-летнем цикле китайского календаря. В Японии в то время было принято также вести летоисчисление по годам правления императора, поэтому 672 г. в древних исторических хрониках часто называют первым годом Тэмму.

Это необычный, если не единственный случай в истории Японии, когда императором стал человек, победивший в результате мятежа. Есть в этом событии и еще несколько довольно любопытных особенностей, которые заставляют поговорить о нем подробнее.

И об этом далеко не ординарном эпизоде в истории Японии в отечественной литературе упоминается лишь вскользь'. Японские же историки его исследуют очень тщательно, причем еще с XIX в."

Прежде всего обратимся к устоявшемуся в японской историографии взгляду на этот эпизод. Традиционно считается, что это крупномасштабный внутренний мятеж, возникший из-за наследования трона, имевший место на следующий год после смерти императора Тэндзи(^с

Так же его рассматривают и отечественные авторы. Попробуем подробнее разобраться в этой проблеме, но прежде совершим небольшой экскурс в прошлое. Это поможет ориентироваться в событиях.

Такое крупное явление в политической жизни Японии вряд ли будет правильно рассматривать вне международной ситуации, сложившейся вокруг Японии накануне мятежа. Тем более, как это будет видно из дальнейшего, мятеж Дзинсин, возможно, был напрямую связан с этой ситуацией.

В начале VII в. (618 г.) на территории Китая сформировалась новая династия Тан (Й), объединившая почти всю страну. В 628 г. армия Китая вторглась на территорию Корейского полуострова, на котором тогда существовали три государства Когурё (Й'дИЙ), Силла($гШ)и Пэкче(МЙ:)„

Предшественница Тан, династия Суй(Р^), уже пыталась покорить самое северное из них — Когурё, но потерпела сокрушительное поражение, что, кстати, и стало одной из причин падения этой династии. Император династии Тан решил войти в союз с одним из корейских государств, чтобы разгромить два других, а потом и своего временного союзника. Это соответствовало традиционной политике Китая «устанавливать добрососедские отношения с дальними странами, чтобы атаковать ближних соседей». По-японски этот лозунг звучит «энко кин-коИш&ЙЙ)2. Выбор его остановился на государстве Силла, которое

' Так, М. Воробьев уделил этому событию всего несколько строк, не вдаваясь в детали, аналогично подошел к нему и С.С. Пасков (См. сноска 1).

" Подробно история изучения этой проблемы представлена в работе Хосино Рёса-ку. Дзинсин но ран. Кэнкю си. (Мятеж Дзинсин. История исследования). Токио, 1993. В приложении приводится список публикаций, изданных в Японии по этому вопросу в период с 1945 по 1976 г. Этот перечень составил 11 страниц убористого текста.

"' В некоторых отечественных работах его имя представлено как император Тэнти, т.е. второй иероглиф читается по основному чтению (например, у М. Воробьева). Однако во всех японских словарях и хрониках его имя читается как Тэндзи. В то же время в издании общества Минсюдосикай «Мисасаги» («Императорские могилы»),

вышедшем в 1988 г., его имя записано как Тэнти.

в то время испытывало трудности в соперничестве с Пэкче и охотно пошло на союз с Тан. В 660 г. объединенная армия Тан и Силла разгромила армию Пэкче. Это вызвало беспокойство в Японии, традиционном союзнике Пэкче. Тогдашний лидер Японии принц Наканооэ

і’ , будущий император Тэндзи)' принял решение прийти на помощь Пэкче. Он считал, что армия Тан, разгромив два корейских государства, не остановится на достигнутом и может двинуться в Японию. Кроме того, к Японии обращались за помощью представители Пэкче, которые продолжали партизанскую борьбу против китайских войск. Возможно, это было не беспочвенное предположение3. Поэтому он и стремился поддерживать Пэкче, чтобы противопоставить его Тан и не оказаться в одиночестве". Эти опасения и послужили основной причиной отправки войск в Корею.

В 661 г. императрица Саймэй переехала в г. Нанива вместе с принцами Наканооэ и Оама (3:ША, будущим императором Тэмму), а также высокопоставленным аристократом Накатоми Каматари (ФЕ Шй) и другими чиновниками. Она должна была сама возглавить экспедицию, создав штаб-квартиру в Цукуси на о-ве Кюсю4. Но в разгар подготовки похода императрица скоропостижно скончалась. Принц Наканооэ вынужден был взять управление страной на себя, не вступая, однако, официально на трон (такую практику назвали сёсэй,

Ему же пришлось отправлять военную экспедицию на Корейский полуостров. Главнокомандующим был назначен Абэ но Хирафу (ИЙ№>Й1^), который хорошо себя зарекомендовал во время морских походов на север страны для покорения племен аборигенов (эмиси Большой флот, разделившись на несколько групп,

переправился через море. Но в 663 г. в сражении при бухте Пэкчхонкан (по-японски — Хакусукиноэ, или Хакусонко Й ЭД-?!) японцы были разбиты объединенной армией Силла и Тан. Остатки флота вместе с высшими чиновниками Пэкче вернулись в Японию1".

После поражения принц Наканооэ серьезно опасался вторжения врага на территорию Японии и предпринял ряд оборонительных мер. Прежде всего для защиты своего представительства Дадзайфу (^$)

' Трон тогда занимала императрица Саймэй, мать Наканооэ, но всеми политическими делами ведал принц.

н Интересно, что в это время наследный принц королевства Пэкче находился в Японии и после захвата китайскими войсками короля Пэкче он стал знаменем освободительного движения в Пэкче. В конце концов, японский императорский двор назначил его «королем Пэкче» и вместе с армией отправил на материк.

ш Главной причиной поражения японской армии было низкое качество флота. Известно, что до второй половины XIX в. японский флот не одержал ни одной победы в морских сражениях.

на о-ве Кюсю было создано несколько оборонительных укреплений Мидзуки (Ж^й), Оононоки (^Я^) и др.1 Кроме того, горные замки (ямадзиро) были построены в Цусима, Цукуси, Нагато, Сануки, Ямато и других местах, а также поставлены сторожевые посты и сигнальные башни5.

И, наконец, в 667 г. принц Наканооэ принял решение перенести столицу из Асука (Я^), которая находилась рядом с побережьем, в глубину материка в Ооми (Й£П) (современная префектура Сига) во дворец Ооцумия (^С^^), что, видимо, также было связано с опасением

возможного внешнего нападения. Все эти мероприятия ложились тяжелым бременем на население страны.

Тем временем на материке государство Тан, разгромив Пэкче, в 668 г. разгромило и Когурё. После этого там стали строить планы разгрома своего бывшего «союзника», который уже был не нужен, — Сил-ла.

В Японии же продолжалась довольно необычная ситуация, когда на троне не было императора. Наконец в 668 г. принц Наканооэ официально стал 39-м императором Японии под именем Тэндзи. Он придавал большое значение внутренней политике. В 670 г. впервые по всей стране была проведена перепись земель и дворов (РШ, косэки), её еще называют посемейной переписью". Кроме того, в то же время был введен свод законов Ооми-рё (ШХ^р), который считается первым в Японии указом императора — рё ("р).Однако существуют большие сомнения относительно того, был ли такой указ вообще.

Тэндзи, по-прежнему ожидая возможной агрессии Тан, взял курс на установление с ним дружественных отношений, игнорируя Силла. Видимо, это было и результатом того, что при императорском дворе в Ооми было много выходцев из Пэкче, кровного врага Силла. В Китае же продолжали традиционную политику «устанавливать добрососедские отношения с дальними странами, чтобы атаковать ближних соседей». Так было при разгроме Пэкче, а при организации экспедиции против Силла Тан обратилась к Японии. В период с 664 по 671 г, Тан присылал три посольства в Японию6. И хотя в «Анналах Японии» не указаны цели этих экспедиций, их легко предположить. Последнее посольство при-

1 Это были гигантские сооружения. В частности, остатки первого, которое

представляло собой сооружение длиной 1,2 км и высотой 14 м в виде заросшей лесом дамбы, пересекающей всю равнину от побережья до Дадзайфу, сохранились до сих пор.

" Это действие иногда также рассматривают как приготовление к войне с Тан в

случае её агрессии, чтобы иметь представление о возможностях мобилизации. В

истории Японии перепись известна под названием «Коого нэндзяку», т.е. перепись года

Кого (циклический знак) Она стала первой переписью такого рода в Японии.

было в Японию в год смерти императора Тэндзи, и такие миссии больше уже не осуществлялись, так как новый император Тэмму резко поменял дипломатические ориентиры и начал укреплять дружественные связи с Силла.

Это говорит о том, что в Японии существовали две группы политиков, одна из которых выступала за укрепление союза с Тан против Силла, а другая, наоборот, — за союз с Силла против Тан. В конечном итоге победила вторая группа. И вероятность того, что это противостояние и было одной из причин мятежа Дзинсин, весьма реальна. А теперь, сохраняя в памяти международную обстановку, обратимся непосредственно к событиям, связанным с мятежом. Для начала ознакомимся с традиционной точкой зрения японской историографии на эти события.

Самый авторитетный в Японии «Большой словарь истории Японии» указывает, что «непосредственной причиной начала мятежа послужила борьба за трон»7. В нем, как и в большинстве современных исторических исследований, указано, что император Тэндзи, решительно осуществив переворот Тайка (в то время он был еще принцем Нака-нооэ), приступил к созданию централизованного государства на основе системы рицурё (Шт5")'.

В Японии существовала практика, по которой наследниками должны становиться младшие братья императора, и только потом — сыновья. У Тэндзи согласно официальной версии был младший брат (только по матери) принц Оама. В соответствии с традицией он и был главным кандидатом на место наследника престола. По свидетельствам самой древней японской исторической хроники «Анналы Японии» (Нихон секи В^ІЇІй ), после смерти императрицы Саймэй он помогал старшему брату Тэндзи в осуществлении политики реформ8. Кроме того, он женился на дочери Тэндзи, что еще более укрепило их отношения. Впоследствии он еще три раза брал в жены дочерей Тэндзи... Таким образом, он был уверен в том, что станет наследником императора Тэндзи. Но ситуация развивалась не по его плану. После смерти императрицы Саймэй Тэндзи долго не вступал на престол, оставаясь своего рода «исполняющим обязанности» императора. Но, наконец, в 661 г. он официально стал императором. К тому времени у него уже был сын принц Оотомо (^кЖ), матерью которого была женщина не из императорского дома, а из аристократического рода в провинции Ига (её звали Якако но Ирацумэ). Тэндзи очень любил сына и возлагал на него большие

1 Рицурё — это традиционное название системы Японского государства в период VII—XI вв., основанной на кодексе законов, административного (рицу) и уголовного (ре) права. Говоря современным языком — это «правовое государство». Термин широко употребляется в японской исторической литературе.

надежды. В 671 г. император назначил его на должность премьер-министра (дайдзедайдзин, Одновременно он назначил еще и

двух ближайших помощников на посты левого и правого министра, которые долго оставались вакантными. Император откровенно создавал четкую административную структуру вокруг своего сына принца Оотомо. Другими словами, это была попытка устранить с политической арены принца Оама9. Сложилась схема, при которой наверху был император Тэндзи, ниже дайдзедайдзин, а рядом с ним два министра. Хотя принц Оама формально и оставался в положении наследника, в политической структуре императорского двора ему места не было. Тэндзи дал понять, что в качестве наследника он видит только своего сына Оотомо.

В результате положение принца Оама при дворе стало неустойчивым. Он был недоволен решением императора, но, чтобы избежать опасности, оставил дворец и в сопровождении жены и нескольких приближенных (слуг «тонэри»#Л) и фрейлин отправился в отдаленный горный район ёсино (о-Щ) ждать развития событий. В конце 671 г. умер император Тэндзи, а еще через полгода принц Оама поднял войска, разбил армию принца Оотомо, наследовавшего трон', и стал императором Тэмму. Это основная фабула мятежа Дзинсин.

Небезынтересным был и сам ход мятежа. Непосредственно выступление принца Оама было спровоцировано информацией, поступившей в ёсино, где он укрывался. Сообщалось, что императорский двор в Ооми под предлогом строительства могилы для императора Тэндзи приказал губернаторам провинций Мино (ЛШ) и Овари (ЖШ) собрать рабочих и снабдить их оружием. Это было воспринято в ёсино как признак подготовки нападения на принца Оама и стало толчком для принятия им решения о выступлении против Оотомо.

Международная ситуация в то время складывалась следующим образом. Китайская династия Тан вступила в союз с Силла, разгромила сначала Пэкче (663 г.), а потом и Когурё (668 г.) и стала контролировать положение на Корейском полуострове. Но где-то с 670 г. началось противостояние Силла и Тан; одновременно подняли восстание бывшие вассалы короля Когурё. Корейский полуостров снова стал ареной военных действий. Примечательно, что к императорскому двору в Ооми об-

' В «Анналах Японии» не записано, что Оотомо после смерти отца стал императором, но в период Хэйан (IX—XI вв/) появились материалы, в которых указывалось, что принц Оотомо все-таки вступил на престол, а в «Истории Великой Японии», подготовленной в период Токугава, уже категорично говорилось, что Оотомо был императором. В период Мэйдзи в 1870 г. принц Оотомо официально был объявлен 39-м императором Кобун (ЗЛ5С). Есть мнение, что авторы «Анналов Японии» специально скрыли факт вступления Оотомо на престол.

ратились с просьбой помочь войсками как представители династии Тан, так и Силла. Таким образом, ситуация была достаточно сложной.

Многие аристократы считали, что молодой, не имеющий опыта Оотомо, рожденный женщиной из провинции, не обладал поддержкой центральной аристократии, уступал более зрелому, обладающему богатым политическим опытом и популярностью Оама, которого они хотели видеть на троне1. 22 числа 6-го месяца 672 г. принц Оама приступил к решительным действиям. По его приказу приближенные приступили к мобилизации войск в провинции Мино, т.е. в тех районах, которые раньше принадлежали Оама; при этом в местечке Фува его сторонниками была перекрыта дорога в восточные

провинции, чтобы не дать двору в Ооми связаться с тамошними союзниками. Гонцы с приказами собирать войска были разосланы по дорогам Токайдо (ЖШШ) и Тосандо (ЖіііЛ). К Оама, который тем временем прибыл в Фува, примкнул и губернатор провинции Овари, который привел с собой армию в 20 тыс. чел.

Двор в Ооми оказался застигнутым врасплох. Когда стало известно о сборе войск принцем Оама, многие вассалы императорского двора оставили столицу". Отсутствие единства внутри императорского двора привело к тому, что его реакция была запоздалой и неэффективной. И представители двора, посланные для мобилизации войск в разные регионы, не преуспели в этом. На восток гонцы не смогли пробиться через блокированный Фува, а те, кто отправился в районы Киби (ргЙШ) и Цукуси из-за того, что тамошние губернаторы уже

приняли решение поддерживать Ооама, также не достигли успеха.

Боевые действия, которые начались 2 числа 7 месяца, шли под знаком превосходства войск Оама, хотя и войска двора одержали несколько побед, которые, правда, не стали решающими. Армия Оама вернула себе инициативу, и 23 числа 7 месяца того же года столица Ооцу была взята, а принц Оотомо, которому было 25 лет, покончил с

собой10.

Победивший принц Оама казнил правого министра правительства, сослал в ссылку левого министра. Кроме того, он в 9- м месяце того же года перенес столицу обратно в район Ямато и построил дворец Асука Кёмихараномия, а на следующий год официально вступил на трон и вошел в историю Японии под именем императора Тэмму.

' В «Большом словаре истории Японии» указан возраст Оама 42 г. на тот момент, но отмечено, что это предположительно. Этот факт весьма примечателен' и к нему мы тоже еще вернемся.

" В «Анналах Японии» записано: «Все сановники пребывали в страхе, столица трепетала. Одни намеревались бежать в восточные провинции, другие хотели скрыться в горах и болотах... »

Эти события показали, что Оама, оказавшись способным осуществить мятеж и захватить трон, был весьма силен. Он смог подавить сопротивление древних родов и в дальнейшем активизировал политику создания централизованного государства на основе системы «рицурё».

С падением императорского двора в Ооми стала падать мощь и влияние крупных аристократов, и император Тэмму сосредоточил в своих руках большую власть. Ему удалось создать сильную централизованную систему власти, в центре которой стоял император. В этом и есть главное историческое значение мятежа Дзинсин. Такова официальная оценка японскими историками этих событий.

Однако дискуссия среди японских историков относительно того, почему возник этот мятеж и почему победу одержал именно Оама, идет давно. Некоторые авторы искали причины мятежа в социальных явлениях, обращаясь к «классовому» подходу. Например, К. Наоки считает, что раз мятеж закончился победой мятежников и свержением императорской власти, речь должна идти о серьезном социальном фоне, который трудно объяснить только внутридворцовой борьбой за власть. Более того, он полагает, что подлинной причиной мятежа были социально-экономические причины, а борьба за наследование трона носила второстепенный характер.

Он рассматривает разные гипотезы, предлагавшиеся историками относительно этого мятежа. Так, в период от Мэйдзи до Тайсё наиболее популярной была версия, согласно которой мятеж был протестом принца Оама, направленным против радикализма императора Тэндзи. Чересчур стремительные реформы Тайка, по мнению тогдашних историков, привели к консолидации консервативных сил, недовольных реформами. Эти силы и стали опорой принца Оама. Правда, когда принц Оама стал императором Тэмму, его политику вряд ли можно назвать консервативной. Он тоже динамично проводил реформы и создавал государство «рицурё». Например, известный японский исследователь Вацудзи Тэцуро считал Оама представителем «прогрессивного направления» в политике Японии. Он полагал, что именно император Тэндзи законсервировал реформы, милитаризировал страну, и только в результате мятежа Дзинсин принц Оама разрушил аристократические консервативные круги и восстановил идеалы Тайка. От Т. Вацудзи и пошли теории о позитивной оценке мятежа Дзинсин и его эпохальном значении11.

Этой же точки зрения придерживался и другой известный историк Иэнага Сабуро. Еще до второй мировой войны он писал, что Оама поддерживал низшие бюрократические круги, а двор Ооми — высшие кланы. Кроме того, он указывал, что за ними стояли интересы разных слоев населения. Эта концепция объясняет многое, но стоит обратить

внимание на то, что система централизованной власти, которую задумал принц Наканооэ, будущий император Тэндзи, во время реформ Тайка была реализована в конце его жизни в «Коого нэндзяку». Это было свидетельством того, что правительство Ооми все-таки проводило политику реформ. Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что при дворе было утеряно стремление проводить реформы и там преобладали консервативные настроения.

К. Наоки подчеркивает, что довоенные авторы, в том числе Т. Вацудзи и С. Иэнага, не включали в свой анализ слои населения, стоящие ниже низкоранговых чиновников, т.е. простой народ. Этой проблемой занялись уже после второй мировой войны, в частности профессор С. Китаяма. Он полагал, что главной причиной мятежа было принципиальное противоречие между аристократией и чиновниками, с одной стороны, и производителями (т.е. гражданами) из-за тяжести налогов, а борьба за престол и противоречия между высшими и низшими чиновниками — это вторичные причины, которые долгое время гипертрофировались. Это очень важное, по мнению К. Наоки, утверждение. Дело в том, что предыдущие выводы о том, кто занимал «передовые» позиции, а кто «консервативные» в этом мятеже, базировались на противоречии: идти ли по пути создания

централизованного государства, в центре которого стоял бы император, или на компромиссы с влиятельными местными домами? Поэтому К. Наоки считает, что С. Китаяма в своем утверждении, что главной причиной мятежа было противоречие между слоем правителей и управляемыми, в принципе прав12.

Усиление налогового бремени в результате реформ вызвало рост недовольства среди народа. И это могло стать базой для внутренней борьбы. Однако народ не мог выступить самостоятельно против правительства. Если бы это произошло, императорское правительство было бы свергнуто, но этого не случилось. Было сформировано правительство императора Тэмму, и императорская система только усилилась.

Куда же было направлено недовольство народа? Местные управляющие использовали его для того, чтобы встать на сторону принца Оама. Дело в том, что главным объектом, по которому был нанесен удар центральной властью после реформ Тайка, были местные лидеры уровня «куни но мияцуко» (ІИзії)'- Они потеряли много прав, которыми владели в качестве местных, почти независимых правителей. В результате реформ они становились просто чиновниками в подчинении присланных из центра губернаторов провинций, а после введения государственной собственности на землю и людей лишились земли, принадлежавшей им на правах собственности, и проведенная императором Тэндзи перепись окончательно закрепила это.

1 Куни но мияцуко — в древней Японии местные управляющие, назначаемые двором Ямато, до реформ Тайка. Обладали большой самостоятельностью.

Центральная же аристократия благодаря тому, что стала высшим правительственным чиновничеством, вместо старых прав получила новые. Речь идет о праве на слуг, т.н. «кормовые» и т.п. А местная знать оставалась слугами центрального правительства, что было далеко от особого положения, которое она занимала раньше.

Расширение недовольства местной знати, ставшей влиятельной силой, подтверждается тем фактом, что на сторону принца Оама стали многие местные феодалы, что позволило ему в короткие сроки собрать большую армию. Однако только недовольства народа и лояльности местных аристократов было бы не достаточно для достижения конечного результата. К Оама присоединились и крупные аристократы Отомо Фукэй, поднявший войска в Ямато, Кино Омиахэмаро, главнокомандующий войск принца Оама,и др. Этого нельзя игнорировать. Конечно, их было немного, основное количество аристократов находилось при дворе в Ооми (дома Сога, Накатоми, Косэ и др.), и они проиграли вместе с императорским двором, что привело к окончательной потере их влияния.

Согласно устоявшемуся в научном мире мнению, в широком смысле этот мятеж был противостоянием высших и средних аристократов. Нельзя также игнорировать и поддержку Оама некоторыми членами императорского двора. Так, принц Курукума из Цукуси отказался выполнять приказ о мобилизации войск в пользу двора в Ооми. Кроме него местные принцы Мино, Такасаки, Вакаса и некоторые другие также встали на сторону Оама. Возможно, это было вызвано тем, что император Тэндзи назначил своим наследником сына Оотомо в нарушение традиций, что вызвало их недовольство.

Итак, если суммировать оценки социально-политических причин мятежа Дзинсин, традиционный подход к этим обстоятельствам японских историков, можно представить следующим образом. В результате социально-экономических реформ после переворота Тайка на местах росло недовольство императорским двором в Ооми, влиятельные местные дома потеряли свои особые права. Рост бремени расходов, привлечение большого количества рабочих рук для переноса столицы в Ооми, строительство замков для обороны после поражения японских войск в Корее также увеличивали недовольство этих родов.

С другой стороны, многие влиятельные дома кинайской1 аристократии в результате централизации власти получали должности при дворе и укрепляли свое лидирующее положение. Но не все аристократы, занимавшие до переворота Тайка высокие посты, смогли стать высокопоставленными чиновниками. Часть из них потеряла свои позиции

' Кинай — район Японии вокруг древних столиц Асука, Нара Хэйан, в него обычно включают 5 провинций — Ямато, Ямасиро, Кавати, Сэццу, Идзуми.

и, следовательно, испытывала недовольство императорским двором в Ооми. Например, члены дома Оотомо, которые после того как на посты левого и правого министров, а также гёси тайфу в дальней-

шем более известным как дайнагон^^'а) никого из них не назначили, и они не вошли в число высших руководителей правительства, затаили обиду на императорский двор. Были и другие подобные роды. Видимо, недовольными были и часть родов из района Кинай, которых не устраивал перенос столицы из традиционного района Ямато в район Ооми. Были недовольные и из императорского рода тем, что была нарушена традиция назначения наследника, и тем, что назначили наследником сына императора, рожденного женщиной из провинции, и считавшие необходимым восхождение на трон принца Оама.

Существовали и другие версии, объяснявшие причины мятежа не социальными причинами., а сугубо субъективными факторами. Так, некоторые историки считали, что причина конфликта между Тэмму и Тэндзи была в споре за любовь принцессы Нукада.

Была версия, представлявшая эти события как противостояние выходцев из Силла и Пэкче. Но официальная историческая школа считает такие версии маловероятными и необоснованными.

Некоторые историки проводят аналогии с историей Китая и предполагают, что Тэмму, поднимая мятеж, ассоциировал себя с основателем династии Хань, императором Гао Цзу (ЙШ), а принца Оотомо — с лидером династии Цинь (И])13'

Эта версия большинством японских историков также не рассматривается в качестве серьезной. Но она дает нам возможность подробнее остановиться на весьма интересной, хотя и неожиданной гипотезе, предложенной непрофессиональным историком М. Идзава.

Он, базируясь на широком круге исторических источников и исследованиях профессиональных историков, строит самостоятельные необычные версии различных событий в истории Японии; в частности, обратил внимание на несколько моментов в биографии императоров Тэндзи и Тэмму, которые заставили его по-новому взглянуть на мятеж Дзинсин и на всю историю Японии этого периода.

М. Идзава напоминает, что в «Анналах Японии» ситуация вокруг мятежа Дзинсин выглядит следующим образом.

1. Принц Оама — младший брат императора Тэндзи по матери, следовательно, законный наследник престола.

10 том, что Оама ассоциировал себя с этим героем китайской истории, говорит и тот факт, что его войска во время мятежа Дзинсин подняли, как и армия Гао, красные знамена и имели красные повязки. Настоящее имя Гао-Цзу было Лю Бен (247—195 гг. до н.э.), он родом не из императорского дома, а из семьи зажиточного землевладельца и титул императора принял только после разгрома династии Цинь, Возможно, это обстоятельство также имеет значение для решения проблемы, связанной с происхождением Тэмму.

2. Как младший брат Тэндзи, он постоянно помогал ему в полити ческих делах, опять же в качестве наследника.

3. Однако император Тэндзи из-за любви к своему сыну назначил его премьер-министром, поручил все дела и стал считать наследником именно его. И это, несмотря на то, что он был рожден от женщины бо лее низкого рода из провинции. Более того, он запланировал избавить ся от Оама.

4. Но принц Оама поступил разумно: отказался от сделанного Тэндзи предложения стать императором, постригся в монахи и уехал в ЁСИНО.

5. Тем не менее, сын Тэндзи принц Оотомо, решив убить дядю, начал собирать для этого войска, и последнему пришлось в качестве самозащиты поднять мятеж.

То есть действия принца Оама были оправданными и законными. А Тэндзи и Оотомо оказались, судя по хронике, «плохими» и «коварными». И многие современные историки придерживаются этого подхода. Но вся концепция базируется на утверждении, что Тэмму был младшим братом Тэндзи. Если этот фундамент разрушить, то рухнет тщательно возведенное здание «справедливости» действий Тэмму и его законности восхождения на трон.

М. Идзава скептически относится к официальной версии событий, предшествующих мятежу Дзинсин. Он считает, что на 90% она не соответствует истине, а оставшиеся 10% сводятся к тому, что «человек по имени Оама (имя также сомнительно), убив Оотомо, стал императором»14. Кстати, при этом он не употребляет термина «принц крови» (ко:си,. ЙЛУ-) относительно Оама.

Обосновывая свою гипотезу, М. Идзава начинает рассматривать события с международной ситуации вокруг Японии и поражения японских войск в Корее, после которого император Тэндзи стал активно готовиться к отражению возможного нападения танского Китая на Японию. Он напоминает, что существовала версия о том, что даже смерть Тэндзи была вызвана страхом перед Китаем. Но эта версия ничем не подтверждается, а вот о действительных обстоятельствах его смерти известно далеко не все.

Идзава обращает внимание на тот факт, что в последние годы жизни Тэндзи активно укреплял отношения именно с Китаем, откуда прибывали посольства, и были даже возвращены 2000 японских пленных, захваченных во время сражения15. Тем самым Китай давал понять Японии, что он готов установить союзнические отношения, чтобы вместе выступить против Силла. И здесь он ставит вопрос о том, а была ли смерть императора Тэндзи естественной? И сам отвечает, что в событиях, которые происходили в Японии с момента смерти Тэндзи до мятежа Дзинсин, «случайных элементов не было»16.

Пройдем вслед за М. Идзава по цепочке его рассуждений, обращаясь по ходу дела и к другим источникам. В официальной истории обстоятельства смерти Тэндзи базируются на записях в «Анналах Японии». Там в свитке, посвященном императору Тэндзи, было записано: «Государь занемог... Он призвал наследного принца (Оама. — В.К.) в свои покои и рек: «Мы очень больны. Оставшиеся дела передаём тебе...» В ответ принц Оама отказался от этой чести, посоветовав императору передать трон государыне, добавив, что делами пусть занимается принц Оотомо. Сам же он уходит в монахи и уезжает в ёсино, и государь согласился... Через несколько дней, а именно в 3-й день 12-луны государь скончался во дворце Апуми17, а на 11-й день «временное захоронение было совершено в новом дворце»'.

Более подробно этот эпизод представлен в следующем свитке (XXVIII), который был посвящен уже императору Тэмму. Там сказано, что когда Тэндзи пригласил прикца Оама, последнего предупредили, чтобы он был осторожен в словах, что дает основания предположить, что предложение Тэндзи о наследовании было ловушкой. Оама разгадал её и тем самым спас свою жизнь, что в конечном итоге привело его на трон18. Кстати, когда он уехал в ёсино, в столице говорили, что «тигру приделали крылья и отпустили на волю»19. Очень откровенное замечание...

А дальше начинается самое интересное. М. Идзава обращается к исторической хронике «Фусо рякки» (Краткие записи о Фусо^^В&Ій)", составленной монахом Кооэн спустя 400 лет после событий. Там версия смерти императора Тэндзи представлена совершенно другим образом. Согласно этой версии «император верхом отправился в лес в районе деревни Ямасина и не вернулся. Он заехал далеко в горный лес, где и умер. В хронике указано, что смогли найти только обувь императора! Тело так и не было обнаружено. В этом районе сделали императорскую могилу. Это место находится в провинции Ямасиро, уезд Удзи, деревня Ямасина»20. Сейчас это район современного города Киото. Представленная в хронике история полностью отличается от официальной версии смерти императора.

Итак, больной или всадник? Если второе, то может быть два варианта: несчастный случай или убийство. Если несчастный случай, то почему не нашли тела? Официальные историки игнорируют эту версию, так как считают, что «Анналы» более заслуживают доверия, как написанные по горячим следам, а хроника монаха Кооэн — спустя 400 лет после событий.

' Причем дворец не указан, а в комментариях к русскому изданию переводчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пишет, что постоянное захоронение было сделано в Ямасина, не объясняя причин этого, хотя Ямасина находится на значительном расстоянии от дворца, где умер Тэндзи.

" В древнем Китае Японию называли Фусо. Это слово означало священное дерево,

которое растет за восточным морем, где восходит солнце.

Но стоит помнить, что «Анналы Японии» были написаны под руководством принца Тонэри, сына Тэмму, и в тот момент, когда на троне находилась линия именно Тэмму, в частности императрица Гэнсё. Ведь по большому счету мятеж Дзинсин, в результате которого принц Оама стал императором Тэмму и привел своих потомков на трон, был не чем иным, как «изменой», вооруженным мятежом. И победители стали писать историю, как это часто бывает, в свою пользу. Трудно представить, чтобы все, что там говорится о Тэмму и его делах, может соответствовать истине.

Так, в «Анналах» не указано, что Оотомо был императором. Если бы авторы признали этот факт, то мятеж Дзинсин был против законной власти, т.е. против императора. Это было бы преступлением, которое нельзя оправдать. Таким образом сторонники Тэмму хотели доказать, что это был не мятеж, а борьба двух принцев, т. е. равноправных.

Это говорит о том, что к тексту «Анналов Японии» надо относиться критически, соотнося с другими источниками. Базируясь на целом ряде фактов, в том числе и на нестыковках в текстах «Анналов», М. Идзава приходит к выводу, что Тэндзи был убит. (Он оговаривается, что авторство идеи принадлежит не ему, а местному историку из района неподалеку от Киото Ямада Манкитиро).

М. Идзава обращает внимание на то, что в «Анналах» нет указания на местонахождение могилы Тэндзи, несмотря на то, что там есть указания на места захоронения 38 императоров из 41, упомянутого в тексте'.

Но юридически могила императора Тэндзи есть. Она находится в Ямасина, где, кстати, по версии монаха Кооэн, Тэндзи и пропал без вести... По традиции членов императорского дома хоронили в районе Асука, даже императрица Саймэй, умершая на Кюсю, была похоронена там. Только могила Тэндзи находится отдельно". По версии монаха Кооэн, это объясняется тем, что символическую могилу сделали на том месте, где нашли обувь императора. Согласно этой хронике он верхом на лошади уехал в Ямасина на охоту и пропал без вести. Для тех, кто верит «Анналам», удивительно, что могила Тэндзи находится в Киото, хотя это была глухая провинция, с которой Тэндзи никак не был связан. Эту могилу в Ямасина называют в этом регионе не иначе, как «куцу дзука» (обувная куча

' Дзито, 41-я императрица, последняя, о ком есть записи в «Анналах Японии», была еще жива; принца Оотомо стали считать 39-м императором Кобун только с 1870 г.; остается только Тэндзи!

" В специальном издании «Мисасаги» («Императорские могилы»), которое вышло в 1988 г., указано, что могила Тэндзи (Тэнти) находится в Ямасина; при этом о причинах смерти императора вообще ничего не говорится...

5. Зак. 3187

7М-Ш )'. Все это говорит, что император был убит, тело его спрятано, и осталась только обувь, которая и была захоронена.

Есть еще один момент, связанный с могилой императора Тэндзи. В квартале Кокурё города Удзи в Киото-фу есть местечко Тэнноо (в переводе — император!). Раньше здесь стоял столб, на котором было написано «Тэндзи тэнноо». Версию о том, что здесь был похоронен император, предложил как раз местный историк Ямада Манкитиро. Он доказывает, что сюда по старым водным путям, которые не сохранились до наших дней, было доставлено тело императора, и даже построен храм. То есть речь может идти о подлинной могиле императора.

Всё это удивительно совпадает со 148-м стихом из поэтической антологии «Манъесю» составленной практически одновремен-

но с «Анналами». По преданию, он был написан императрицей Ямато-химэ, женой Тэндзи:

Хотя глазам моим казаться будет,

Что ты витаешь в вышине Над Кохата в зеленых флагах,

Но все равно наедине Нам никогда не быть с тобою!

21

(Перевод А.Е. Глускиной)

Здесь говорится о невозможности увидеться, так как император уехал в местечко Кохата. Комментаторы «Манъёсю» затрудняются, анализируя этот стих. Обычно его трактуют, что дух Тэндзи поднялся в горы, но вопрос, почему ему надо было забираться далеко от столицы, остается без ответа.

В комментарии к русскому изданию сказано лишь, что, хотя песня и была сложена, когда болезнь императора стала опасной для жизни, на самом деле, скорее всего она была написана уже после кончины императора и в ней отражена древняя вера в то, что душа умершего витает в небесах. М. Идзава обращает внимание на географическое название, о котором идет речь в тексте. Местечко Кохата как раз находится рядом с Ямасина, туда, по версии Кооэн, император Тэндзи отправился на охоту, и там пропал без вести. При этом допущении песня из «Манъесю» приобретает логический смысл. А вот тексты «Анналов Японии», рассказывающие о смерти Тэндзи, не могут объяснить, почему он похоронен в Ямасина и почему его дух сбился с пути.

Разумеется, многие историки не верят хронике монаха Кооэн, но он был очень авторитетным человеком, учеником основателя секты

1 В «Большом словаре истории Японии» указано, что на могиле стоит камень, который называется «куцу иси» (камень фундамента£■??), и делается предположение, что на могиле было сооружение для ритуалов. Но иероглиф куцу® означает «обувь», и это наводит на мысль, что гипотеза Кооэн имеет под собой основания.

Дзё до Хоонэн, настоятелем храма Миидэра, который считается фамильным храмом Тэндзи и его сына принца Оотомо, и его труд заслуживает внимания...

Еще один момент, который учитывает М. Идзава, касается возраста императора Тэмму. Это самый принципиальный вопрос, так как официально принц Оама считался МЛАДШИМ братом Тэндзи и поэтому ЗАКОННО стал императором, по обычаю того времени. Но даже в самом авторитетном японском историческом словаре вместо года рождения у Тэмму стоит вопросительный знак22. Такой пробел существует только у двух императоров: Сусюн, убитого в 592 г., и Тэмму. Особенно это удивительно в отношении Тэмму, ведь «Анналы» составлялись его потомками, в его же интересах, для обоснования законности его нахождения на троне. Достаточно сказать, что только Тэмму было уделено два тома «Анналов», т.е. 10% всего объема, тогда как другим императорам только по одному тому, а иногда и том на двоих... Но из этой хроники невозможно определить его возраст!

В одной из поздних хроник периода Камакурского сёгуната было указано, что в 686 г, Тэмму умер в возрасте 65 лет, но тогда он не мог быть младшим братом Тэндзи, который родился в 626 г.! Некоторые историки утверждают, что здесь произошла ошибка и он умер не в 65 лет, а в 56, но ничем не могут доказать такое предположение. Сомнения в том, что он умер в возрасте 65 лет, высказывает и «Большой словарь истории Японии»23'. М. Идзава делает предположение, что, видимо, у авторов «Анналов» была причина скрывать возраст Тэмму, а, следовательно, утверждение, что он младший брат Тэндзи, неверно. В противном случае был бы логичен вопрос, почему, будучи старшим братом, Тэмму не стал императором до Тэндзи. М. Идзава объясняет это тем, что, хотя Тэмму и старше Тэндзи, он не был его старшим братом; и более того, они вообще не были братьями. Победив в мятеже Дэинсин, Тэмму дал указание написать «официальную историю», в которой его восхождение на престол было бы легитимизировано24.

Таким образом, то, что в «Анналах Японии» не указаны местонахождение могилы императора Тэндзи и возраст императора Тэмму, дает основания М, Идзава высказать гипотезу, что, во-первых, Тэндзи был убит, и, во-вторых, Тэмму не был братом Тэндзи.

Кстати, допущение, что Тэндзи и Тэмму не были братьями, объясняет и тот факт, что четыре дочери Тэндзи, поочередно становились

' В некоторых комментариях к «Анналам Японии» пишут, что Тэмму родился в 631 г., но ничем не доказывают эту версию. Есть и попытки объяснить эту ситуацию увеличением возраста Тэндзи. К. Наоки, например, пишет, что император Тэндзи умер от болезни 3-го числа 12-го месяца в столице Ооцу в возрасте 46 лет (как указано в

«Анналах») При этом он оговаривается, что есть еще версия, что ему было 58 лет,

правда, не мотивируя, откуда она появилась. (Наоки К. Указ. соч. С.322).

женами Тэмму. В истории Японии нет больше примеров, чтобы брат выдавал за брата четырех дочерей.

М. Идзава приводит еще несколько доказательств того, что Тэмму не был членом императорской семьи, а, следовательно, братом Тэндзи. В частности, он обращает внимание на историю, о которой есть запись даже в «Анналах». В хронике за 686 г. 10-го дня 6-й луны записано, что «было проведено гадание относительно причины болезни государя (Тэмму), и было определено, что она проистекает ввиду проклятия меча Кусанаги. В этот же день (меч) отослали в храм Ацута-дзиндзя в провинции Овари и поместили там»25'. В этой истории два удивительных момента. Первый — почему одно из священных сокровищ, символов императорской власти, стало источником болезни императора, т.е. того, кого этот меч должен был защищать? Получается, что он был не настоящим императором * Второй момент — почему эта компрометирующая Тэмму информация была помещена в «Анналах», призванных узаконить его положение? Некоторые исследователи считают, что, так как подлинник «Анналов» не сохранился, эта запись — одна из поздних вставок, сделанная противниками Тэмму. М. Идзава полагает, что эта запись могла быть сделана и авторами основного текста из-за страха перед «онрё»".

Есть у него и другой аргумент в пользу гипотезы об отсутствии кровных связей Тэмму с Тэндзи, а, следовательно, и императорской семьей.

Храм Сэннюдзи ОШйтР), или, как его еще называют, Митэра (Щ#) в Киото был фамильным храмом императорского дома, для его членов, исповедующих буддизм. В этом храме они поклонялись духам умерших предков. Поэтому здесь находятся таблички с именами японских императоров. Но в этом храме нет дощечек с именами 7 императоров после Тэмму26. Это говорит о том, что в храме их не связывают с императорским домом. (Этот факт даже зафиксирован в официальном буклете храма). За табличкой с именем императора Тэндзи идут таблички с именами императоров Конин и Камму. Другими словами, в отличие от официальной генеалогической линии императоров после Тэндзи: Тэмму (40-й император)—Момму (41-й) и т.д. до Сётоку (48-й), здесь после Тэндзи (38-й) сразу идут — Конин (49-й) и Камму (50-й)! Об этом стало известно только после Мэйдзи исин, когда императорский двор официально отказался от буддизма и материалы этого храма стали доступны

1 Он и раньше находился там, но после попытки похищения его монахом Доге в 667 г. он снова был помещен в императорский дворец. Монах пытался увезти его в Корею, но непогода прибила его корабль к японскому берегу.

" Онрё — это по японским преданиям, «мстительные духи» невинно убитых людей, преследовавшие своих обидчиков в живом мире. Их необходимо умиротворять, чтобы избежать мести. Для этого обычно строили храмы или находили другие способы. Вера в «онрё» играла сильную мотивирующую роль в поведении людей в то время.

исследователям. Интересно, что Тэмму и его линия (7 человек) были исключены и из синтоистских обрядов. Это обнаружила Комура Кэйко. Она выяснила, что синтоистские церемонии поклонения могилам императоров (хо:хэй, 0Щ) в отношении представителей линии Тэмму не проводились. А это важная церемония поклонения предкам. Не понимая этого, невозможно представить правильно ход истории в Японии27.

Согласно японским традициям, если высокопоставленных людей убивают, то должно быть место успокоения их духов. Значит, если император Тэндзи и его сын Оотомо были убиты, то традиция не должна была нарушаться. М. Идзава настаивает, что таким местом для них является известный храм Миидэра (Н##), или, как его еще называют, Ондзёдзи он находится рядом с городом Ооцу

(столицей императорского двора Ооми).

Основанием для такого утверждения служит тот факт, что раньше на территории этого храма находилась могила принца Оотомо, а в конце XIX в., когда он был объявлен императором Кобун, она была выделена в отдельную территорию в качестве императорской могилы. Вокруг этой гипотезы идут серьезные споры, и лишь недостаток места не дает возможности привести подробно позиции её сторонников и противников.

Следующим аргументом, приводимым М. Идзава в поддержку своей концепции, является утверждение, что даже 50-й император Камму признавал факт смены императорской династии. В его указе о восхождении на трон указывалось, что он получил трон от «основателя династии» Коонин, который был потомком Тэндзи'. Камму первым провел не только первую официальную церемонию после вступления на трон, которая называется «Дайдзёсай», или «Оониэ но мацури», (^И^), но и церемонию «Коси"($Р1Е), т.е. такую церемонию, которую проводит император, начинающий новую династию28. Если бы Тэндзи и Тэмму были братьями, этого делать не было бы необходимости. Камму провел её явно с целью показать императора Коонин основателем династии, т.е. «первым поколением в династии», и отмежеваться от линии потомков Тэмму. Это очень напоминает китайскую систему «экисэй какумэй» (Л )"

Дело в том, что, как мы уже упоминали, Оама тоже считал себя во время мятежа Дзинсин человеком, подобным китайскому императору Хань, создавшему новую династию. Возможно, это было результатом

1 Император Коонин был прямым потомком императрицы Дзито, родной дочери императора Тэндзи, т. е. кровным потомком Тэндзи.

" Экисэй какумэй — древняя китайская политическая идея, согласно которой, если правитель страны плохо выполняет свои обязанности и аморален, правильным будет его заменить на морального правителя, т. е. сменить династию. Эта философия часто служила основанием для смены династий в Китае.

того, что Тэмму по происхождению не был представителем императорского дома, как и упомянутый Лю Бан. И, похоже, что император Камму не считал императоров от Тэмму до Сётоку законными императорами, ведь философия «экисэй какумэй» в Японии не была распространена.

Есть еще один момент. Это тайна имен императоров Тэндзи и Тэмму, разгадкой которой успешно занимался японский писатель и энциклопедист Мори Огай. Как известно, имена Тэндзи и Тэмму — это посмертные имена, их давали уже потомки. В древности такой традиции в Японии не существовало, и первые императоры не получали таких имен, их начали давать гораздо позже, когда традиция была заимствована у Китая. Мори Огай анализировал посмертные имена японских императоров в специальном исследовании и обнаружил интересную вещь. Имя императора Тэндзи состоит из двух «хороших» иероглифов «небо» и «знания», но в сочетании имя Тэндзи для знатоков несет не очень хороший смысл. Мори Огай приводит интересный эпизод из китайской истории, который позволяет установить корни этой «ловушки хорошего имени», придуманной автором посмертного имени, в которую попадают современные историки1. Он нашел в китайских хрониках упоминание, что император У (в£) «успокоил страну», а его предшественник из династии Инь (1£) император Чжоу (М), настоящее имя которого было Ди Синь, отличавшийся жестокостью и деспотизмом, украсив себя драгоценностями, совершил акт самосожжения. При этом сгорело 4 тысячи драгоценных камней, но 5 штук осталось и стали трофеями императора У. Эти камни назывались(т.е. тэндзи гёку). Таким образом явно просматривается намек — имя императора Тэндзи (551!?) и название драгоценностей очень плохого императора написаны одинаковыми иероглифами. Зачем? Очень просто — император Чжоу считается самым «плохим императором» в Китае. Ассоциативная связь, типичная для Востока, должна была сработать: значит, император Тэндзи тоже плохой! Такова, видимо, логика автора посмертного имени императора Тэндзи.

Вряд ли это совпадение случайно. В Китае У-ван (Я£]) «успокоил взбаламученный мир» и создал новую династию, т. е. был «хорошим» и, следуя философии «экисэй какумэй», уничтожил аморального правителя. Здесь просматривается параллель с императором Тэмму, (^5£) вплоть до совпадения именного иероглифа, что тоже, видимо, не случайно.

Правда, в Китае У уничтожил императора Чжоу, а в официальной истории Японии написано, что император Тэндзи умер от болезни, Тэмму же довел до смерти его сына принца Оотомо. Но эта история с посмертными именами наводит М. Идзава на мысль, что скорее Тэмму сначала убил Тэндзи, и укладывается в фундамент его гипотезы.

' По традиционной версии это делал в период Нара аристократ Ооми но Мифунэ, который дал посмертные имена императорам от Дзимму до Сётоку, как пишет «Продолжение Анналов Японии». Но М. Идэава не согласен с этим утверждением, так как Ооми но Мифунэ — потомок Тэндзи, и он не мог придумать для своего предка «плохое имя».

Почему убийство? Видимо, это было связано с поражением японских войск в Корее в 663 г. После этого император Тэндзи, опасаясь китайского вторжения, решил укреплять с Тан отношения, что отвечало интересам самого Китая, который планировал разгром Силла. Это объединение, разумеется, не устраивало Корейское государство, которое оказывалось между двумя огнями. Поэтому, скорее всего, Силла предпринимало меры, чтобы не допустить этого союза. А для этого необходимо было поколебать позиции императора Тэндзи, автора идеи союза с Китаем.

Вспомним, что в 668 г. монах Доге попытался похитить священный меч и увезти его в Корею, но его корабль был штормом прибит к берегу, и этот атрибут императорской власти возвращен в Японию, о чем упоминается в «Анналах Японии»29. Это был год вступления на престол Тэндзи, и он стремился поколебать авторитет императора, который в тот период планировал объединиться с династией Тан, чтобы противостоять Силла. Потом вдруг император Тэндзи умирает, и с приходом на трон Тэмму ситуация изменилась коренным образом. Япония стала дружественно относиться к Силла; тогда как в Тан не отправлялось не единого посольства, в Силла за 14 лет было отправлено 14 посольств30. Всё это заставляет задуматься о причинно-следственных связях. Если предположить, что Тэндзи был убит, то многое становится ясным. Отсюда М. Идзава делает предположение, что Тэмму организовал убийство Тэндзи при помощи лазутчика из Силла и силой захватил власть'. Он утверждает, что Силла было необходимо убить Тэндзи, чтобы не допустить объединения его с Тан.

Как же Тэмму, находясь в ёсино, узнал о планах Тэндзи заключить союз с Тан? По мнению М. Идзава, рядом с Тэндэи был шпион Тэмму (Силла), и видимо, это был некто Курукума но О:кими из области Цуку-

31

си , высший правительственный чиновник на о-ве Кюсю (руководитель Дадзайфу). Он фактически был командующим армией на острове, предназначенной для отражения внешней агрессии. Во время мятежа Дзинсин он предал двор Ооми и перешел на сторону Тэмму, что во многом предопределило победу Тэмму. Все внешние связи Японии через Кюсю шли через него, иностранцы должны были докладывать ему о своих целях. Видимо, Тэндзи был вынужден держать в курсе своей политики по отношению к Тан такого человека на границе, а тот, в свою

' О том, что лазутчики из Силла проникали в Японию, есть запись и в «Анналах Японии» за 601 г., да и монах Доге, похитивший меч, по мнению многих историков,

работал на Силла, хотя его происхождение не установлено.

очередь, информировал Тэмму. Курукума был до смерти предан Тэмму и посмертно получил от императора высокий ранг, на три ступени ранговой системы выше, чем тот,который он имел.

Можно выделить три заслуги Курукума перед Тэмму: сообщение о связях Тэндзи с Тан, помощь в убийстве Тэндзи (тело императора исчезло во владениях Курукума рядом с Ямасина) и поддержка Тэмму во время мятежа Дзинсин. Удивительное совпадение...

План убийства Тэндзи, по мнению М. Идзава, строился на том, что он любил охотиться. Заговорщики планировали убить императора и скрыть его тело. Не исключено, что Тэмму сам руководил операцией убийства, а тело укрывал правитель местности поблизости, где пропал Тэндзи и где обнаружена его обувь. Кстати, возможно, что и Тэмму присутствовал при убийства В то время аристократы еще не были так рафинированы, как в период Нара и Хэйан. Даже Тэндзи, будучи принцем Наканооэ, лично убивал Сога Ирука.

Существует гипотеза, что и Тэмму хорошо владел копьем и даже был ниндзя. Известен эпизод, когда принц Оама махал копьем на приеме во дворце, что чуть не привело к конфликту с Тэндзи...

Но кто же такой Тэмму, если М. Идзава считает, что он не был братом императора Тэндзи? На этот счет документов, заслуживающих доверия, практически нет. Поэтому М. Идзава старается логическим путем реконструировать ситуацию, исходя из версий, предложенных до него некоторыми исследователями. В любом случае это был очень влиятельный человек при дворе. Иначе Тэндзи не выдал бы за него по очереди четырех дочерей, самой известной из которых была будущая императрица Дзито. Хотя в то время не было жестких ограничений на браки между родственниками, в том числе дяди и племянницы, но четыре раза — исключительный случай! Это может служить доказательством того, что эти два человека не были родными братьями, что для Тэндзи Тэмму был очень нужным влиятельным человеком.

Исследователи выдвигали три варианта: Тэмму — выходец из Силла (предложил Сасаки Кацуаки); выходец из Когурё (предложила Комура Кэйко) и, наконец, что он сын принца Такамуку оя но мико (сначала разрабатывался К.Комура, а затем развивался Оба Ивао). Таким образом, по первым двум гипотезам Тэмму даже не был японцем. Мы не будем останавливаться на аргументации, приводимой авторами концепций, и перейдем к оценкам М. Идзава.

Он сомневается, что в VII в. корейцы могли дойти до самого верха иерархической власти в Японии. Если бы Тэмму был корейцем, это бы-

ло бы отражено и в корейских материалах; корейские исследователи не упустили бы возможности написать об этом, учитывая традиционное соперничество Кореи и Японии.

Сторонники третьей версии отмечают, что мать Тэмму была во втором браке, когда родила Тэндзи. От первого мужа — принца Такаму-ки она якобы родила принца Канмико (китайский принц). О нем есть упоминание в «Анналах Японии», но потом принц ни разу не появлялся на исторической арене. Куда он делся? Отсюда предположение, что он и есть Оама (Тэмму), т.е. он старший брат Тэндзи по другому отцу. Именно поэтому принц Оама и брал четырех дочерей Тэндзи в жены... Но происхождение отца не давало ему права на трон, и поэтому, якобы, этот факт был скрыт. М. Идзава не согласен с этой точкой зрения: если бы Тэмму был действительно принцем Канмико, то было бы логично указать на это в «Анналах Японии», легитимизировало бы его статус претендента на трон как потомка принца.

По его мнению, он мог быть сыном императрицы Саймэй, до того как она стала императрицей, но его отец не давал никаких прав на трон, так как, скорее всего, был выходцем из Силла. Позже она вышла замуж за принца Томари, он стал императором, а после его смерти она сама взошла на трон. Но Оама до мятежа Дзинсин не был принцем, и представление его в этом качестве произошло уже после победы, чтобы обосновать для потомков его восхождение на трон. На этот вывод М. Идзава наводит и то, что императрица Дзито, его жена, не пускала на трон его детей, рожденных от других женщин, так как в этом случае императорская династия лишилась бы подлинной императорской крови, которая сохранялась в детях Дзито.

Таким образом, гипотеза, предложенная М. Идзава, идет вразрез с традиционной версией событий в истории Японии в VII в. Разумеется, она не поддерживается большинством профессиональных историков. В то же время ей нельзя отказать в стройности и логичности. Она базируется на тех моментах, которые не укладываются в официальную версию, и объясняет их. Следовательно, уже поэтому она заслуживает внимания.

Предположение, что мятеж Дзинсин был не чем иным, как сменой императорской династии (экисэй какумэй), вполне корректно, но требует дальнейших исследований. И если будут найдены другие объяснения тех «нестыковок» официальной версии, то от гипотезы М. Идзава можно будет отказаться, а пока она заставляет думать...

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Воробьев М.В. Япония в III—VII вв. М., 1980; Конрад НИ. Избран ные труды. История. М., 1974; Кожевников ВВ. Очерки древней истории Японии. Влади восток, 1998; Пасков С.С. Япония в раннее средневековье. VII—XII вв. М., 1987; Попов К.Л. Законодательные акты средневековой Японии. М., 1984; Толстогузов А.А. Очерки истории Японии. VII—XIV вв. М., 1995 и др.

2 Идзава М. Рэкиси фусиги моногатари (Удивительные повести об истории). Токио, 1997. С. 16.

3 Амино ёсихико. Нихон сякай но рзкиси. (История японского общества). Токио, 1997. Т. 1 С. 100.

4 Подробно см.: Наоки К. Кодай кокка но сэйрицу (Формирование древнего государ ства)// Нихон но рэкиси. (История Японии). Токио, 1983. Т.2 С.258—270.

5 Амино ёсихико. Нихон сякай но рэкиси. С. 101.

6 Идзава М. Рэкиси фусиги моногатари. С. 16.

7 Коку си дайдэитэн (Большой словарь истории Японии). Токио, 1994. Т. 7. С. 857.

8 Там же. С. 858.

9 Наоки К. Кодай кокка ноЪйрицу. С. 315.

10 Там же. С. 333.

1 Там же. С. 334—335.

12 Там же. С. 335.

3 См. : Кокуси дайдзитэн... Т. 7. С. 859; Ёсида Такаси. Нихон но тандзё (Рождение Японии). Токио, 1997. С.108—109.

4 Идзава М. Рэкиси фусиги моногатари. С.22.

5 Идзава М. Гякусэцу но нихон си (Парадоксальная история Японии). Токио, 1998. Т.2. С.319—320.

6 Идзава М. Рэкиси фусиги моногатари. С. 19.

7 Нихон секи. Анналы Японии. СПб., 1997. Т.2. С.205.

18 Там же. С. 208.

9 Идзава М. Гякусэцу но нихон си. С. 210.

20 Там же. С. 211.

21Манъёсю. М., 1971.С. 123.

22 Кокуси дайдзитэн. Т.9. С. 1030.

23 Там же.

24 Идзава М. Гякусэцу но нихон си. С. 244—245.

25 Нихон секи. Т.2 С. 263.

26 Идзава М. Гякусэцу но нихон си. Т.2. С.259—260.

27 Там же. С. 261.

2> Там же. С. 267.

29 Нихон секи.. Т.2 С.200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Идзава М. Гякусэцу но нихон си. С. 319—320.

31 Там же. С. 325.

Vladimir V. Kozhevnikov Jinshin Disturbance and it’s significance in Japan’s history

Emperor Tenji expired in 672. His son Prince Ootomo preferred successor was defeated in the Jinshin Disturbance by Tenji's brother, who became Emperor Temmu. He made further reforms in political life of Japan. But, was he brother of Tenji; had he right to become Emperor of Japan and another such problems are regarded.

A conclusion is made that possibly this Disturbance caused the change of Emperor's dynasty in Japan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.