Научная статья на тему '"мягкая сила" и "умная сила" России в контексте украинского и сирийского кризисов'

"мягкая сила" и "умная сила" России в контексте украинского и сирийского кризисов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1384
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / УМНАЯ СИЛА / SMART POWER / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / UKRAINIAN CRISIS / СИРИЙСКИЙ КРИЗИС / SYRIAN CRISIS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / RUSSIA'S FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смородина Юлия Валерьевна

В современной мировой политике заметно возрастает роль гибких факторов, влияние «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений и сочетание их с «жесткими» методами. Понятия «мягкая сила» и «умная сила» все чаще используются в политическом дискурсе. Постулаты об актуальности и эффективности «мягкой силы» во внешней политике государств становятся все более важными, что доказывают происходящие в мировом сообществе процессы, и в частности внешняя политика США. В связи с этим своевременно изучение концепций «мягкой силы» и «умной силы» и специфики их использования в Российской внешней политике. В статье эти концепции рассматриваются в контексте украинского и сирийского кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian “soft power” and “smart power” in the context of the Ukrainian and Syrian crises

In modern world politics the role of flexible factors, the influence of “soft” instruments on the system of international relations and their combination with “hard” methods increases markedly. The concepts of soft and smart power are increasingly used in political discourse. Postulates on the relevance and effectiveness of soft power are becoming increasingly important, as evidenced by the processes taking place in the world arena, and in particular the US foreign policy. In this regard, it is important to study the concepts of “soft power” and “smart power” and the specifics of their use in Russian foreign policy. The article considers these concepts in the context of the Ukrainian and Syrian crises.

Текст научной работы на тему «"мягкая сила" и "умная сила" России в контексте украинского и сирийского кризисов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 4

Ю.В. Смородина*

«МЯГКАЯ СИЛА» И «УМНАЯ СИЛА» РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УКРАИНСКОГО И СИРИЙСКОГО КРИЗИСОВ

Y.V. Smorodina

RUSSIAN "SOFT POWER"

AND "SMART POWER" IN THE CONTEXT

OF THE UKRAINIAN AND SYRIAN CRISES

В современной мировой политике заметно возрастает роль гибких факторов, влияние «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений и сочетание их с «жесткими» методами. Понятия «мягкая сила» и «умная сила» все чаще используются в политическом дискурсе. Постулаты об актуальности и эффективности «мягкой силы» во внешней политике государств становятся все более важными, что доказывают происходящие в мировом сообществе процессы, и в частности внешняя политика США. В связи с этим своевременно изучение концепций «мягкой силы» и «умной силы» и специфики их использования в Российской внешней политике. В статье эти концепции рассматриваются в контексте украинского и сирийского кризисов.

Ключевые слова: мягкая сила, умная сила, украинский кризис, сирийский кризис, внешняя политика России.

In modern world politics the role of flexible factors, the influence of "soft" instruments on the system of international relations and their combination with "hard" methods increases markedly. The concepts of soft and smart power are increasingly used in political discourse. Postulates on the relevance and effectiveness of soft power are becoming increasingly important, as evidenced by the processes taking place in the world arena, and in particular the US foreign policy. In this regard, it is important to study the concepts of "soft power" and "smart power" and the specifics of their use in Russian foreign policy. The article considers these concepts in the context of the Ukrainian and Syrian crises.

Key words: soft power, smart power, the Ukrainian crisis, the Syrian crisis, Russia's foreign policy.

Политика России в контексте украинского кризиса

События украинского кризиса, возвращение Крыма в состав Российской Федерации и рост напряженности в отношениях между Россией и

* Смородина Юлия Валерьевна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail:[email protected]

Западом привели к усилению внимания к концепции «умной силы». Общий тон недавних обсуждений редко является положительным для России, гораздо чаще можно слышать и читать о не только о том, что украинский кризис продемонстрировал серьезные проблемы с использованием российских «мягкой силы» и «умной силы», но и, например, о том, что запад и США в ответ на действия России могут воспользоваться как раз технологиями «умной силы», против которых у России нет никаких контрмер. Очевидно, что последние события вновь заставляют задуматься о значении политики «умной силы» на современном этапе, однако выводы из них можно сделать совсем не такие пессимистичные, как кажется на первый взгляд.

Если говорить об «умной силе», то она невозможна без «мягкой», но при этом исключительно «мягкая сила» на современном этапе становится менее эффективной без подкрепления «жесткими» методами1.

Рассмотрим возможную концепцию «мягкой силы» России.

Чем Россия сегодня может привлечь зарубежную аудиторию? На чем может быть основана российская «мягкая сила»? Время идеологий, которые утверждают, что способны дать ответы на все вопросы, прошло. История России и распад Советского Союза являются наиболее убедительным примером провала подобной идеологии. США также демонстрируют, как трудно подкреплять «мягкую силу» примерами из внутренней жизни — проблемы внутри страны постоянно стремятся испортить ее внешний имидж. И если уж с этим сталкиваются в Соединенных Штатах, которым нет равных в использовании «мягкой силы», трудно представить, что в России может быть лучше. На современном этапе довольно сложно создать новую универсально привлекательную идею, которая затем может стать основой для эффективной политики национальной «мягкой силы». Эта ниша в значительной степени занята Соединенными Штатами с их идеями глобального распространения демократии по американскому образцу. Это делается и с помощью «жесткой силы» (наиболее очевидный пример — Ирак), и «мягкой», для которой разработан целый комплекс пропагандистских мер, активно работающий сегодня в украинском направлении.

Однако вернемся к вопросу о ключевой идее российской «мягкой силы».

Анализируя весь опыт внешней политики России в последнее десятилетие, а особенно такие события, как сирийский и украинский кризисы, можно сказать, что, если не официально, то по факту (российские лидеры и дипломаты говорили об этом много раз) эта идея уже сформулирована. Она состоит в том, что любые государства и общества должны иметь право на самостоятельный выбор как внешнеполитического, так и внутриполитического курса. С точки зрения этой идеи важным фактом явля-

1 См.: Леонова О.Г. Мягкая сила — ресурс внешней политики государства// Обозреватель — Observer. 2013. № 4.

ется возвращение Крыма в состав России. Однако нельзя игнорировать то, что Россия все равно оказывается в неизбежном столкновении с американскими идеями «мягкой силы» и «умной силы», о которых говорилось ранее.

Москва имеет все возможности, чтобы продвигать свою идею, четко выражать несогласие с мнением Вашингтона, доходчиво и разумно объяснять причины, и обладает достаточными ресурсами, чтобы дать отпор в том случае, если Соединенные Штаты вдруг решат перейти от «мягкой силы» к «жесткой». Последнее особенно важно. Как мы знаем, подавляющее большинство исследователей «мягкой силы» противопоставляют ее силовому вмешательству. Однако в случае России не все однозначно: военный потенциал страны дает российской дипломатии возможность безопасно транслировать «мягкую силу», используя все имеющиеся у страны ресурсы для защиты национальных интересов, и по факту «умную силу». Можно легко представить ситуацию, когда идейное содержание «мягкой силы» превышает определенный порог эффективности, и у носителей конкурирующих идей будет серьезный повод к применению «жесткой силы» для того, чтобы прекратить транслирование неудобной политики. Однако достаточный военный потенциал России существенно снижает этот риск.

Все больше стран мира осознают, что американское мессианство влечет за собой опасные последствия. Учитывая очевидность тоталитарного режима Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи, вряд ли можно сказать, что нынешняя ситуация в Ираке и Ливии стала лучше и что эти страны больше не представляют угрозу международной безопасности. То же самое происходит и с Украиной. Более двадцати лет Америка и Запад действовали в стране «мягкой силой» и добились больших успехов, в частности в увеличении разрыва между Россией и Украиной. Тем не менее последние события ставят вопрос: стала ли жизнь на Украине лучше? Стала ли спокойнее ситуация в регионе? Получается, что Россия сегодня не просто заявляет о своем отличном от других мнении, но и проводит смелый внешнеполитический курс с опорой на национальные интересы. Основываясь на этом, она может поставить вопрос перед международным сообществом: будет ли лучше для мира, если его судьбы продолжат решаться в Вашингтоне? Именно этот простой вопрос может стать той идеей, на которой будет основываться «мягкая сила» и привлекательность внешнеполитического курса России. Позиция России, заключающаяся в том, что США и Запад должны прекратить диктовать другим странам, какую политику проводить, способна получить поддержку. Возвращение Крыма в Россию является важным событием с этой точки зрения, потому что оно продемонстрировало способность России поддерживать свою позицию действиями. Этот факт вместе с российскими предложениями о необходимости уважать национальные особенности, суверенитет и мнения всех стран в мире может значительно увеличить число российских союзников. Можно сделать вывод о том, что говорить о провале российской «мяг-

кой силы» преждевременно. Позиция России и продуманные и уверенные действия в этой ситуации имеют все шансы стать основой для будущего успеха, ведь союз с Россией как с сильным и независимым участником международных отношений может стать все более привлекательным для других стран.

Политика России в контексте сирийского кризиса

Политика России в Сирии также может послужить примером использования «мягких» и «жестких» политических инструментов и других технологий, т.е. стратегии «умной силы».

Операцию российских ВКС в Сирии можно рассматривать как пример применения «умной силы», которая помогла переломить ход сирийского кризиса. Председатель правления Фонда развития гражданского общества К. Костин отметил, что события в Сирии показывают эффективность плана сирийского урегулирования, о котором президент говорил на юбилейной ассамблее ООН. «Мы помним, что выводу войск предшествовало начало политического урегулирования и прекращение огня. Я в этом смысле рассматривал бы вывод войск как раз в этом контексте», — добавил эксперт2.

Руководитель Фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Д. Бадовский уверен, что с военно-политической точки зрения российское вмешательство обеспечило поворотный момент в сирийской ситуации: «...эту операцию в Сирии, которую за последние пять с половиной месяцев провела Россия, можно считать образцом применения политических инструментов и иных технологий, включая силовые, — стратегии «умной силы» — назовем это так. Потому что на самом деле речь идет о том, что Россия действительно переломила ситуацию в Сирии, с точки зрения военно-политической»3. Эксперт отметил, что это фактически было сделано после нескольких лет бездействия других мировых держав — они только декларировали намерения по урегулированию конфликта, но никаких действий не предпринимали. Положение в Сирии до вмешательства России только ухудшалось, что объективно привело к росту террористической угрозы. Более того, операция российских ВКС велась в экстремальной ситуации, когда сирийский кризис угрожал перекинуться на Ближний Восток с еще более серьезными последствиями4. При этом «умная сила», помимо военных усилий, пред-

2 Цит. по: Питалев И. Политологи: Стратегия России обеспечила перелом в конфликте в Сирии. 15.03.2016. URL: https://ria.ru/syria_chronicle/20160315/1389841806.html (дата обращения: 16.02.2018).

3 Пресс-служба Общественной палаты РФ: Путин приказал начать вывод войск из Сирии. 15.03.2016. URL: https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/33098 (дата обращения: 05.02.2018).

4Там же.

полагала использование дипломатии и «мягкой силы», в том числе методов челночной дипломатии.

«Умная сила» России

Российская политическая элита понимает, что в XXI в., в условиях нестабильности необходимо полагаться на инструменты «мягкой силы», имея при этом достаточные ресурсы для жесткого воздействия. Россия как страна с обширной территорией и богатыми ресурсами не может позволить себе экономить на ресурсах развития «жесткой силы». Несмотря на то что международное право подчеркивает необходимость всеобщего разоружения, примеры американского вторжения в Ирак в 2001 г., войны в Афганистане, вмешательства войск НАТО в Ливии показывают, что сегодня без развития военно-промышленного комплекса невозможно поддерживать мир и безопасность на планете. Попытки ввести в оборот понятие «гуманитарной интервенции», которое под предлогом защиты прав человека позволяет нарушать территориальные границы государства и свергать законное правительство, усиливают понимание того, что наличие оружия массового уничтожения — единственный способ защитить себя от угрозы военного нападения. Россия на международной арене, с одной стороны, пытается противостоять попыткам неправильного толкования основных принципов международного права, а с другой — работает на увеличение боевой мощи собственных вооруженных сил. Своего рода проверкой дееспособности российской военной мощи стала конфронтация с Грузией в августе 2008 г. Многие эксперты, в том числе в России, считают, что пять дней войны привели к ухудшению имиджа России, но, с другой стороны, она продемонстрировала миру способность вести масштабные военные операции. Если эти события стали демонстрацией «жесткой силы» России, то кризис на Украине, как говорилось выше, стал испытанием для России и провалом ее «мягкой силы».

В политике «жесткой силы» экономика играет важную роль для давления на политических оппонентов, в «мягкой» — разрабатывается экономическая система, которая предлагает высокий уровень доходов населения, стимулирует желание иметь такой же уровень благополучия, что может привести к принятию теми странами, на которые была направлена «мягкая сила», модели управления или установления экономического сотрудничества. С точки зрения экономики Россия, может быть, не имеет большой привлекательности ни для развитых, ни для развивающихся стран мира. Понимая то, что российская экономика очень уязвима, потому что зависит от экспорта энергоносителей и импорта высокотехнологичной продукции, Запад направил свой удар именно на эту сферу. В ответ на «растущее вмешательство России в ситуацию на Украине» США и ЕС урегулировали все противоречия и договорились ужесточить экономические санкции против России5. Если говорить о том, что «умная сила» должна

5 Ewing J., Baker P. U.S. and Europe Set to Toughen Russia Sanctions // International New York Times. 2014. July 28.

сочетать элементы политики «мягкой силы» и «жесткой силы», то можно сказать, что сегодня Россия в ответ на атаку Запада применяет именно «умную силу». Санкции имеют негативные последствия для России, но они не стали катастрофой для ее экономики. Они явились стимулом к созданию собственного производства, а поддержка отечественных производителей стала стратегической задачей для правительства. Россия уже сделала первые шаги для создания своего собственного производства, чтобы уменьшить зависимость от западных технологий. Кроме того, так называемые санкционные списки имеют и экономическое, и политическое значение — российские чиновники больше не могут держать свои финансы за рубежом, и таким образом санкции решили важную внутреннюю задачу «национализации» элиты России.

Поборов монополию западных СМИ в информационном поле, Россия получила шанс для трансляции своей позиции и «мягкой силы».

Цель культурного влияния России заключается не только в том, чтобы сделать ее привлекательной. У России очень богатая культура и история, и задача состоит в том, чтобы привлечь к ним внимание. В условиях перенасыщения рынка продуктами массовой культуры, основным производителем которых является США, и иностранной информацией, которая препятствует поиску наиболее важных и объективных данных, заполучить внимание в этой сфере трудно.

Россия пытается стать привлекательной, предоставляя образовательные услуги, которые также стали одной из важнейших составляющих «мягкой» государственной власти. В будущем ведущие позиции на международной арене будут занимать государства, которые в настоящее время имеют наиболее эффективные и конкурентоспособные системы образования. Привлечение иностранных студентов могло бы способствовать распространению русского языка, культуры и признанию роли России на международной арене, но для оказания давления на США и Европу на рынке образовательных услуг в России недостаточно совместных образовательных программ, в том числе на иностранных языках, международных исследований, направленных на интернационализацию содержания учебных программ6. Таким образом, хотя Россия в настоящее время имеет значительные недостатки в реализации политики «мягкой силы», она смогла в какой-то мере противостоять давлению запада с помощью комбинации имеющихся «жестких» и «мягких» ресурсов. Также у России появился уникальный шанс сказать, что образ государства, созданный инструментами «мягкой силы» США, не всегда соответствует действительности. Учитывая тот факт, что западные правительства обвиняют Россию в агрессии, их собственные граждане не уверены, что их правительства проводят верную политику в отношении России. Концепция «мягкой силы» стала одной из самых популярных теорий в XXI в., но очевидно, что достижение успе-

6 См.: Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестн. МГИМО(У). 2012. № 4(25).

ха, опираясь только на нее — утопия, поскольку она не учитывает, что единственная гарантия независимости — это военное превосходство над потенциальными противниками. «Умная сила», которая обеспечивает развитие «жестких» и «мягких» ресурсов, более применима к России на международной арене.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что значение «умной силы» в политике будет неуклонно расти по нескольким причинам, главная из них — изменение современного мира: меняющиеся ценности, приоритеты и методы воздействия. На первый план выходят «мягкие» методы влияния. Однако без «жесткой» силы не может быть и силы «мягкой». Потенциал государства в плане «мягкой силы» основывается на его политическом лидерстве, опирается на экономические и военные ресурсы и состоит из популярности культурных и политических ценностей и легитимности внешней политики.

С помощью «мягкой силы» государство может улучшить свой имидж и репутацию на международной арене, а также нейтрализовать возможные последствия воздействия «мягкой силы» других государств7.

«Мягкая сила» в этом случае будет работать только периферийно и поддерживать другую, традиционную силу — «жесткую», военную или экономическую. «Мягкая сила» — эффективное подспорье для других видов международных политических инструментов, но она не является их полной заменой. Именно в балансе «жесткой» и «мягкой», т.е. в «умной силе» кроется ключ к успеху.

«Умная сила» России на данном этапе находится на стадии развития, концепция еще не окончательно сформулирована, однако очевидно, что Россия не должна копировать западную ценностную модель, а предложить свою — не противоречащую, но альтернативную.

Сегодня Россия как страна, которая продолжает свое возрождение после периода упадка, соблюдает рациональный баланс, исходя из имеющихся ресурсов и проблем, которые перед ней стоят. В соответствии со сложившимися условиями Россия выбрала для себя стратегию «умной силы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Леонова О.Г. Мягкая сила — ресурс внешней политики государства // Обозреватель — Observer. 2013. № 4.

Леонова О.Г. «Мягкая сила», ее индикаторы и инструменты измерения // Экономика и управление: Проблемы, решения. 2017. Т. 2, № 2(62).

7 См.: Леонова О.Г. «Мягкая сила», ее индикаторы и инструменты измерения // Экономика и управление: Проблемы, решения. 2017. Т. 2, № 2(62).

Питалев Ж«Политологи: стратегия России обеспечила перелом в конфликте в Сирии». 15.03.2016 URL: https://ria.ru/syria_chronicle/20160315/1389841806.html Пресс-служба Общественной палаты РФ: Путин приказал начать вывод войск из Сирии. 15.03.2016. URL: https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/33098

Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестн. МГИМО(У) МИД России. 2012. № 4(25).

Ewing J., Baker P. U.S. and Europe Set to Toughen Russia Sanctions // International New York Times. 2014. July 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.