I 1 DiacouRBB-p Я ft
Шскурс ш
УДК 327
ресурсы «мягкой силы» во внешней политике Казахстана
Казахский Университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана,
докторант по специальности «Международные отношения»,
Алматы, Казахстан,
E-mail: [email protected]
Жакьянова Айгерим Мухамедрахимовна
Аннотация
В данной статье автор выделяет основные ресурсы «мягкой силы» Казахстана, которая является важным политическим инструментом в современной мировой политике. Анализ и оценка преимуществ и недостатков проводимой Казахстаном политики «мягкой силы», а также корректировка на ее основе своих внешнеполитических ориентиров и приоритетов есть требование времени. Это особенно важно для Казахстана, который, является ведущей страной в Центрально-азиатском регионе.
Ключевые понятия:
мягкая сила, ресурс, Казахстан, Восток и Запад, внешняя политика.
Современный мир необычайно сложен и противоречив. Сложен в том плане, что он чуть ли не ежедневно претерпевает множество изменений и трансформаций, которые нередко приводят этот мир к незапланированным последствиям и непредсказуемым результатам. Особенно эти трансформации коснулись системы международных отношений. Здесь нами имеется в виду то, что сегодня уже на мировой арене действуют новые акторы, новые игроки, типа глобальных ТНК, мегаполисов, общественных и культурных движений (всевозможных форм, оттенков и направлений), неправительственных организаций, религиозно-фундаменталистских течений, международных криминальных сетей, экстремистских подпольных организаций и структур, которые, как показывает реальность, действуют на ином поле мировых отношений, чем в поле государственных (национальных) интересов и обяза-
тельств, гражданского согласия и выстроенных в определенной логике межгосударственных отношений. Сегодня общепризнанно, что эти новые игроки оказывают серьезное влияние на изменение событий мирового масштаба, хотя некоторые из них, как показывает реальность, действуют не в рамках международных норм и правил. Также очевидным фактом является то, что в современной мировой политике в результате этих процессов меняются инструменты и источники власти, смещаются приоритеты влияния с традиционных моделей на новые. Так, если под традиционными инструментами влияния и воздействия в мировой политике понимались военная мощь, сила, ядерное оружие, экономическое давление, которые в современных международных отношениях обозначаются как жесткая сила, то сегодня все больше и больше используется экономический успех, идеологическая пропаганда и культурная привлекательность государства, которые являются инструментами «мягкой силы» — нового тренда в системе международных отношений. Автором данной концепции является гарвардский ученый Джозеф Най. Этот ученый, проработав в правительстве США значительное время, был свидетелем многих сложных процессов и изменений во внешнеполитических отношениях между государствами на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Эти материалы дали ученому возможность и основу для нового видения и объяснения сдвигам в мировой политике, суть которого можно свести к тому, что в мировой политике сегодня «мягкая сила» стала выступать объективным и легитимным инструментом, который содействует в реализации общей внешней политики государства.
Отметим, что на современном этапе многие государства признают необходимость обновления внешнеполитического инструментария. Политики и политологи на самом высоком политическом уровне ведут работу по концептуализации модели «мягкой силы» своей страны, реализация которой выражается в практических шагах. О. Леонова отражает данную мысль в следующей формуле: «любая страна обладает «мягкойсилой», которая является суммой двух понятий: ОБРАЗ (имидж) плюс ДЕЙСТВИЯ (использование инструментов «мягкой силы»)» [5, с. 18]. В этом плане ярким примером использования этой политики может служить Китай, как одна из успешно-развивающихся стран восточноазиатского региона. Уже в 2007 году Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК было заявлено, что партия должна «повысить культуру как часть «мягкой силы» Китая с целью сохранения основной культуры китайского народа, его прав и интересов» [14]. Тем самым Китай поставил целью развивать свою культуру и язык, который отличается самобытностью и неповторимостью, чтобы удерживать лидирующие позиции в современном мире. Для реализации данной цели начали открывать Институты Конфуция во многих государствах мира. В настоящее время в ряде стран китайский изучают почти наравне с английским. Одна из основных причин успешного продвижения Института Конфуция состояла в том, что интерес к Китаю, его истории, культуре и языку значительно возрос во всем мире. Это обусловлено тем, что Китай в результате своей мудрой политики за последние несколько десятилетий достиг внушительных, в первую очередь экономических, успехов, что выдвинуло эту страну в число наиболее развитых, влиятельных и судьбоносных государств мира. Помимо этого, исследователями Китая
I 1тасоиавв-р ЖА
Шскурс ш
выделяются и другие ключевые направления деятельности китайского правительства в области наращивания «мягкой силы» — организация и широкое участие в крупных международных мероприятиях, осуществление системного взаимодействия с учеными и прессой, культурные обмены, иновещание и другие [15, р. 27].
Так, Б. Брук, эксперт ИСР, определяя важное место в применении мягкой силы государствами, отмечает, что «в авангарде оказываются государства, имеющие более привлекательные для окружающего мира внешнюю политику, модели социально-экономического развития, культуру, политическую систему и ценностные ориентиры» [2]. Автор делает акцент на позитивную и созидательную деятельность, выходящую за пределы одного государства и содействующую в разрешении конфликтов.
Здесь необходимо подчеркнуть, что в современных условиях «управлять» имиджем государства, пытаться сделать его более привлекательным в глазах окружающего мира, становится достаточно проблематичным. Это бывает связано с тем, что часто предлагаемый образ государства, выставляющийся на всеобщее обозрение, по некоторым параметрам противоречит реальности или не соответствует общему контексту.
В этом плане Казахстан, как динамично развивающееся государство центрально-азиатского региона, также развивает свою активную внешнеполитическую деятельность.
Формирование позитивного имиджа Казахстана в условиях международной трансформации глобального миропорядка - одна из базовых задач внешней политики РК. В нашей стране за 25 лет независимости накоплен большой уникальный опыт и выработаны механизмы, которые требуют глубокого осмысления и построения дальнейшей успешной работы в целях упрочения места на мировой арене. Президент РК Н. Назарбаев на встрече с представителями дипмиссии в Акорде отметил, что Центральная Азия переживает новый этап своего развития. Отсюда, согласно Президенту, чрезвычайно важным является постоянное укрепление и развитие многостороннего и взаимовыгодного мирного сотрудничества, а также налаживание сотрудничества со странами и организациями, работа с которыми характеризуется Н. А. Назарбаевым как слабая на сегодняшний день. «Наша политика, как и прежде, направлена на равноправное партнерство, объединение усилий наших стран для повышения роли региона в международных делах и обеспечение процветания в странах пятерки... Мы продолжим сотрудничество с глобальными и региональными международными организациями, в которых Казахстан участвует» [6].
Какими же ресурсами обладает Казахстан для успешного позиционирования на мировой арене? Итак, мы в данной работе попытаемся выявить ресурсы и возможности «мягкой силы» Казахстана.
1. Основополагающим ресурсом «мягкой силы» Казахстана является его культурно-историческое наследие. Уникальный сплав культур, традиций и обычаев степной цивилизации, искусство, наука, достижения и опыт в построении мирного межконфессионального диалога, огромные просторы земли, богатые полезными ископаемыми, само местоположение, являющееся связующим мостом между двумя великими культурами - Востоком
и Западом, — все это отличает Казахстан. По мнению ученых, история Казахстана напрямую связана с великой тюркской историей. К примеру, профессор С. Б. Булекбаев отмечает, что «казахи, как народ, исторически проживающий в Великой Степи, в центре Евразии, где в основном начинались и вершились важнейшие исторические события, часто менявшие ход мировой истории, являются одним из основных субъектов великой тюркской истории». Отсюда история казахов неотделима от тюркской истории.
В ходе своего исследования автор приходит к 2-м выводам: первый, говорит о том, что тюркская цивилизация — это великая, вполне самобытная и самодостаточная цивилизация, которая недооценивалась в силу ряда идеологических причин, а второй — это то, что большинство исторических материалов по тюркской истории, культуре и цивилизации до сих пор не изучено в полной мере [3].
Особенность тюркской культуры, к которой относится и казахская, состоит в том, что мировоззрение тюрков было ориентировано на то, чтобы вбирать в себя все лучшее, что имелось у других народов. На основании такого подхода, точнее своей толерантности, тюрки сумели вобрать для себя много полезного из других культур и цивилизаций, и в тоже время создать свою, обладающую признаками уникальности, самобытности и самодостаточности. Это, на наш взгляд, является одним из главных принципов концепции «Мягкой силы».
2. Следующий ресурс - это географическое местоположение Казахстана. «Мягкая сила» Казахстана заключена в его трансконтинентальном положении. Казахстан - это место, где сошлись Восток и Запад, где расположена большая часть Великого Шелкового пути, который является своеобразным символом соединения этих великих культур. В этом плане проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) является одним из величайших проектов XXI века. По своей масштабной значимости для человечества он не имеет равных себе по целому ряду причин: связывает транспортными и другими связями 42 государства мира; трансформирует в определенной мере архитектуру мировой экономики и мировой политики; меняет мировоззрение и философию международных отношений (переход своего рода от концепции «Большой игры» к философии «Большой выгоды»); открывает новые возможности и перспективы развития экономики и других сфер общества для многих стран мира, расположенных на Великом Шелковом Пути. Мы обозначили основные перспективы и ожидания, которые начали реализовывать и вне всякого сомнения изменят многие представления мировой экономики и политики, наполняя их новым содержанием.
Помимо этого природа Казахстана богата уникальными местами для привлечения как туристов, так и исследователей. Не случайно, что такое популярное американское издание, как The Huffington Post рекомендует путешественникам посетить Казахстан. Данный рейтинг включал 17 мест для «эпичного» путешествия в 2017 году, где Казахстан занимает третью позицию, а также советует не быть просто туристом, а быть исследователем [13].
3. Достижения социально-экономического развития Республики Казахстан за годы независимости получили широкое признание как уникальная модель ускоренного становления самостоятельного государства. Эти
I 1 oibcourbb-p Ж ft
Шскурс ш
достижения напрямую связаны с личностью Президента РК — Нурсултаном Назарбаевым. Феномен Н. А. Назарбаева также является ресурсом «мягкой силы» Казахстана, что связано с его заслугами в осуществлении коренных реформ, особенностями политической ситуации в республике, ментальными и психологическими особенностями населения и продвижении национального бренда «Казахстан» [1].
«В Казахстане сложилась уникальная ситуация: жесткая вертикаль власти, но при этом страна открыта и сумела привлечь инвестиции из самых разных мест — из России, из Европы и США, из Китая. В остальных странах Средней Азии положение хуже...», — приводит издание мнение эксперта в материале «Кому без СССР жить хорошо: итоги развития бывших союзных республик за 25 лет» [11]. Республика Казахстан, пережив глубокий кризис в период обретения независимости, начиная с 2000 года, смогла улучшить рост экономики и благосостояние граждан. Если в 1998 году Фонд «Наследие» (The Heritage Foundation) поставил Казахстан на 136-ое место в мире по экономической свободе, то в настоящий момент наша страна занимает 68-ое место, обогнав такие западные страны, как Франция и Италия. Зарубежные эксперты называют экономический рост «чудом»; ОЭСР охарактеризовала это как «впечатляющий успех» и это не предел, к которому ведет Казахстан Н. Назарбаев. Им была поставлена стратегическая цель — войти в 30-ку наиболее развитых стран мира до 2050 года [12].
В этих сложнейших условиях все бремя ответственности за международную политику независимого Казахстана взял на себя первый президент молодой республики Нурсултан Назарбаев. По признанию многих зарубежных и отечественных экспертов, именно это обстоятельство позволило избежать многих издержек в процессе утверждения Казахстана в мировом политическом пространстве. Личные контакты, установленные главой государства на самом высоком уровне, помогли решить важнейшие задачи становления казахстанской внешней политики.
В своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» еще в 1992 году Назарбаев Н. пишет следующее: «Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узко региональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана—и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана».
Н. Онжанов, помощник Президента, и Е. Карин, председатель Казахстанского Совета по международным отношениям, отмечают, что за 25 лет руководства Казахстаном достигнуто немало побед: председательство в ОБСЕ, СВМДА, ОИС, добровольный отказ от ядерного оружия, закрытие ядерного полигона, активное участие в поиске механизмов урегулирования украинского кризиса, участие в «минском» переговорном процессе и последние достижения — избрание Казахстана на пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН, организация и проведение «Астанинского процесса», проведение имиджевых мероприятий Универсиады-2017, а также выставки «ЭКСП0-2017» [4, с. 3].
4. Многонациональность и религиозная политика — следующие стратегические ресурсы и преимущества Казахстана. Если привести цифры, озвученные на Республиканском форуме Ассамблеи Народов Казахстана (АНК), то они говорят о многом, а именно — в Казахстане созданы комфортные условия для жизни представителей более чем 100 этносов и 17 конфессий, в стране действуют 962 этнокультурных объединения, газеты и журналы издаются на 15 языках, а театральные постановки можно увидеть на 7 языках. В каждой области Казахстана работают малые Ассамблеи. АНК является уникальным институтом, деятельность которого направлена на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия. За годы независимости идея о создании этого института и последующее развитие страны опровергли постулат о том, что многонациональность является слабым звеном в строительстве государства. За эти годы казахстанская модель полиэтнического, многонационального государства под руководством Нурсултана Назарбаева превращена в преимущество нашей страны.
Здесь также необходимо отметить и политику репатриации казахов, которая объявлена как одна из приоритетных задач миграционной политики РК. С момента обретения независимости создаются специальные программы, квоты и условия по изучению казахского языка, быта и традиций. Все это, безусловно, есть влиятельные факторы международных процессов. При этом важно создавать информационно-коммуникативное пространство для беспрепятственного взаимодействия и продвижения казахской культуры и языка.
Выше были обозначены сильные стороны «Мягкой силы» Казахстана. Конечно, здесь необходимо остановиться и на анализе проблем в реализации данного вида внешней политики. В первую очередь для казахстанской науки характерно лишь точечное исследование концепции «мягкой силы», т. е. пока нет комплексных исследований и, соответственно, нет комплексной стратегии по наращиванию «мягкой силы» как на региональном уровне, так и на мировом. И, как следствие, можно сделать вывод об отсутствии институтов и элементов «мягкой силы», которые бы усиливали привлекательность Казахстана в мире. Информационно-коммуникативная составляющая или новая публичная дипломатия (публичная дипломатия Web 2.0) во внешней политике не развита на должном уровне, чтобы регулярно поддерживать связь с целевой зарубежной аудиторией в сети на их родном языке на известных он-лайн площадках; финансовые расходы на продвижение национального бренда «Казахстан» превышают прибыль.
Однако, несмотря на все эти проблемы, можно сказать, что лед тронулся, и интересы Казахстана на сегодняшний день сфокусированы на решении поставленной стратегической задачи — вывести Казахстан в 30-ку развитых стран. Тем более, что вложения в «мягкую силу» приносят не сиюминутный результат, а имеют эффект с отсрочкой. В контексте этой новой реальности, которая складывается в ходе реализации концепции «мягкой силы», вполне закономерно возникает огромное количество теоретических и практических вопросов, которые необходимо решать в первую очередь. Основным приоритетом и механизмом здесь, по нашему мнению, является программа модернизации Казахстана, которая была провозглашена в этом году в Послании Президента [8].
I 1тасоиавв-р ЖА
Шскурс ш
Сегодня концепция «Мягкой силы» и весь спектр ее возможностей имеет важное значение в решении сложных проблем в урегулировании конфликтов. Казахстан, находясь в Центре Евразии, взял на себя роль уникальной диалоговой площадки. Ярким и показательным примером являются события, связанные с Сирией, где наглядно был продемонстрирован временный успех «жесткой силы». Более того, лишний раз это дало понять мировому сообществу, что это порождает еще большее применение военной силы. Здесь важно правильно реагировать и применять инструменты «умной силы», комбинации «мягкой» и «жесткой» силы. Таковым инструментом можно считать Астанинский процесс и роль Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в урегулировании Сирийской проблемы, которая носит общемировой характер. «Астанинский процесс» окончательно закрепил за Астаной роль «Евразийской Женевы», так охарактеризовывает данное явление известный политолог Е. Карин. Этот процесс, по мнению ученых, если даже и не решит данную проблему полностью, то все же задаст новый тон и способствует выработке мирных новых путей для решения конфликта. Это наглядный эффект «умной силы», который предлагал Ю. Хабермас, — коммуникативное действие властных ресурсов, следующую трактовку которого предлагает О. Ф. Русакова: «Коммуникативное же действие предполагает такие интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий в целях достижения согласия и признания значимости позиций обеих сторон» [9, с. 178]. Адекватно следовать мировым тенденциям мировой политики — это конечно же залог устойчивого и эффективного развития.
Казахстан как современное государство движется в общем русле развития мировых тенденций в области международных отношений, тем самым необходимо вынужден развивать и усовершенствовать накопленный опыт, который признается мировым сообществом как уникальный. За все годы государственной независимости Казахстан заявил о себе как полноценное государство. Для дальнейшего полноценного развития государственно-национального суверенитета необходимо знать общие закономерности этого процесса, быть на уровне последних достижений социологической и политической наук и, прежде всего, знать современные теории и практику международных отношений. В анализе и презентации этих проблем, на наш взгляд, состоит первостепенная задача казахстанских ученых, занимающихся интердисциплинарными исследованиями в этой области.
И в заключении хотелось бы передать идею казахстанского философа Б. Нуржанова о том, что еще в 30-х годах XX в. начался процесс эстетизации политики, и современная политика перестала базироваться на Рацио или разуме. На вопрос, почему так происходит, он отвечает просто «эстетика, миф — это сфера чувственности и это ближе человеку, чем сухие факты» [7]. Он говорит об эстетике, но если обобщить и назвать это культурой, это не будет грубой ошибкой. И теперь культура или эстетика решает политические проблемы и выстраивает политические стратегии [10]. Что наглядно демонстрирует концепция «мягкой силы», предложенная Дж. Наем в ответ на современные вызовы и угрозы в мировой политике.
1. Аскеева Г.Б., Бекеева Л.К. Нурсултан Назарбаев — прагматичный ли-
дер XXI века. 11 Января 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://e-history.kz/ ru/contents/view/1316 (дата обращения: 05.07.2017).
2. Брук Б. Привлекай и властвуй? Уроки «мягкой силы» от стран БРИКС [Электронный ресурс]. URL: http://cpanel.imrussia.org/ru/politics/439.
3. Булекбаев С.Б. Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию. - Алматы, 2016. - 318 с.
4. Карин Е. Доктрина мира Нурсултана Назарбаева // Казахстанская правда от 4 июля 2017 года.
5. Леонова О. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель - Observer. 2014. № 3 (301). С. 18-28.
6. Назарбаев Н. Сегодня Центральная Азия переживает новый этап своего развития. Казахстан, Политика. 3 июля 2017 г., 13:56. [Электронный ресурс]. URL: https://total.kz/ru/news/vneshnyaya_politika/segodnya_tsentralnaya_
aziya_perezhivaet_novii_etap_svoego_razvitiya_nazarbaev (дата обращения:
05.07.2017).
7. Нуржанов Бекет. Бекет Нуржанов в Интеллектуальном клубе Ау-эзхана Кодара 3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=6J-geC9BqVw (дата обращения: 21.04. 2017).
8. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [Электронный ресурс]. URL: http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g.
9. Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (Soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. Вып. 10. С. 173-192.
10. СледзевскийИ. В.Диалогцивилизацийкаксмысловоеполемиро-вой политики // Общественные науки и современность. - 2011. № 2. C. 141156.
11. Эксперт ИМЭМО РАН назвал уникальным развитие Казахстана за годы независимости [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.inform. kz/ru/ekspert-imemo-ran-nazval-unikal-nym-razvitie-kazahstana-za-gody nezavisimosti_a2983118 (дата обращения: 08.07.2017).
12. Coffey L. Trump's Welcome Interest in Kazakhstan, and Why It Matters. [Электронный ресурс]. URL: http://dailysignal.com/2016/12/12/ trumps-welcome-interest-in-kazakhstan-and-why-it-matters/ (дата обращения: 15.05.2017).
13. Full text of Hu Jintao's report at 17th Party Congress // Xinhua. 24.10.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://en.people. cn/90001/90776/90785/6290120.html (дата обращения: 11.06.2017).
14. TheHuffingtonPostвключилоКазахстанвтоп-17местдляпутеше-ствий [Электронный ресурс]. URL: http://www.inform.kz/ru/the-huffington-post vklyuchilo-kazahstan-v-top-17-mest-dlya-puteshestviy_a3006663 (дата обращения: 07.07.2017).
15. Zaharna R.S., Hubbert J., Hartig F. Confucius Institutes and The Globalization of China's Soft Power // September 2014. Figueroa Press Los Angeles. p. 27.
I 1 oibcourbb-p Ж ft
Шскурс ш
References
1. Askeeva G.B., Bekeeva L.K. Nursultan Nazarbaev - pragmatichnyj lider XXI veka. 11 Yanvarya 2017 [E'lektronnyj resurs]. URL: http://e-history.kz/ru/ contents/view/1316 (data obrashheniya: 05.07.2017).
2. Bruk B. Privlekaj i vlastvuj?Uroki «myagkoj sily» ot stran BRIKS [E'lektronnyj resurs]. URL: http://cpanel.imrussia.org/ru/politics/439.
3. Bulekbaev S.B. Tyurkskij vklad v mirovuyu kul'turu i civilizaciyu. - Almaty, 2016. - 318 s.
4. Karin E. Doktrina mira Nursultana Nazarbaeva // Kazaxstanskaya pravda ot 4 iyulya 2017 goda.
5. Leonova O. «Myagkaya sila»: instrumenty i koe'fficienty vliyaniya // Obozrevatel' - Observer. 2014. № 3 (301). S. 18-28.
6. Nazarbaev N. Segodnya Central'naya Aziya perezhivaet novyj e'tap svoego razvitiya. Kazaxstan, Politika. 3 iyulya 2017 g., 13:56. [E'lektronnyj resurs]. URL: https://total.kz/ru/news/vneshnyaya_politika/segodnya_tsentralnaya_
aziya_perezhivaet_novii_etap_svoego_razvitiya_nazarbaev (data obrashheniya:
05.07.2017).
7. Nurzhanov Beket. Beket Nurzhanov v Intellektual'nom klube Aue'zxana Kodara 3 [E'lektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6J-geC9BqVw (data obrashheniya: 21.04. 2017).
8. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan N. Nazarbaeva narodu Kazaxstana ot 31 yanvarya 2017 goda «Tret'ya modernizaciya Kazaxstana: global'naya konkur entosposobnost'» [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g.
9. Rusakova O.F. Koncept «myagkoj» sily (Soft power) v sovremennoj politicheskoj filosofii // Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2010. Vyp. 10. S. 173-192.
10. Sledzevskij I.V. Dialog civilizacij kak smyslovoe pole mirovoj politiki // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. - 2011. № 2. C. 141-156.
11. E'kspert IME'MO RAN nazval unikal'nym razvitie Kazaxstana za gody nezavisimosti [E'lektronnyj resurs]. URL: http://lenta.inform.kz/ru/ekspert-imemo-ran-nazval-unikal-nym-razvitie-kazahstana-za-gody nezavisimosti_a2983118 (data obrashheniya: 08.07.2017).
12. Coffey L. Trump's Welcome Interest in Kazakhstan, and Why It Matters. [E'lektronnyj resurs]. URL: http://dailysignal.com/2016/12/12/trumps-welcome-interest-in-kazakhstan-and-why-it-matters/ (data obrashheniya: 15.05.2017).
13. Full text of Hu Jintao's report at 17th Party Congress // Xinhua. 24.10.2007 [E'lektronnyj resurs]. URL: http://en.people. cn/90001/90776/90785/6290120.html (data obrashheniya: 11.06.2017).
14. The Huffington Post vklyuchilo Kazaxstan v top-17 mest dlya puteshestvij [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.inform.kz/ru/the-huffington-post vklyuchilo-kazahstan-v-top-17-mest-dlya-puteshestviy_a3006663 (data obrashheniya: 07.07.2017).
15. Zaharna R.S., Hubbert J., Hartig F. Confucius Institutes and The Globalization of China's Soft Power // September 2014. Figueroa Press Los Angeles. p. 27.
UDC 327
resources of soft power
in the foreign policy of kazakhstan
Zhakyanova Aigerim Mukhamedrakhimovna,
Kazakh Ablaikhan University of International Relations and Foreign Languages,
PhD student,
Almaty, Kazakhstan,
E-mail: [email protected]
Annotation
The author singles out the main resources of the Soft Power of Kazakhstan in this article and point that is an important political tool in modern world politics. It is a time-consuming task to analyze and evaluate the advantages and disadvantages of the soft power policy pursued by Kazakhstan. This is especially important for Kazakhstan, which is the leading country in the Central Asian region.
Key concepts:
soft power, resource, Kazakhstan, East and West, foreign policy.