_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-24 УДК 340
© ®
Attribution
сс by
МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МЫ ОТ БОГА И ЧТО ВЕСЬ МИР ЛЕЖИТ ВО ЗЛЕ
Шабанов В.И., Шабанов А.В.1
1ООО «Свод Интернэшнл»
Аннотация. Происходящие в настоящее время изменения и трансформации в России и в мире свидетельствуют о том, что мы становимся участниками формирования нового миропорядка, направление в продвижении и построении которого должна определять новая более содержательная идея, которую необходимо познать и сформулировать.
Данная публикация посвящена актуальной для современного отечественного научного сообщества теме духовного и идейно-нравственного возрождения России в контексте традиционной представителей философско-правовой мысли, православной христианской религии и российских философов Н. Бердяева, И. Ильина, В. Соловьева. Целью исследования является получение нового более содержательного знания в идеологическом обеспечении трансформации российского общества в новое более качественное состояние. Задача исследования: авторская интерпретация новой идеи, определяющей путь дальнейшего развития человеческого сообщества. Методы исследования: ценностный, исторический и системный подходы.
В работе сделан акцент на выявлении исторических закономерностей в идеях, излагаемых этими философами, и в их интерпретации в научном творчестве и в политической деятельности наших современников. В результате проведённого исследования сделаны выводы о том, что идеология находится в постоянном развитии и должна не только соответствовать качественному состоянию общества, но и определять вектор его дальнейшего развития, иначе она становится препятствием на пути его совершенствования. Россия, с целью предотвращения третьей мировой ядерной войны, должна уже сегодня предложить мировому сообществу и активно продвигать Идею Всеединства, которая позволит мирно сформировать более справедливый, многополярный миропорядок. Те, кто пытаются сдержать Россию, сдерживают развитие человеческой цивилизации, а, следовательно, и самих себя.
Ключевые слова: глобализация, третья мировая война, идеология, российская Конституция, духовное возрождение России, либеральная идеология, новый миропорядок.
Abstract. The changes and transformations currently taking place in Russia and in the world indicate that we are becoming participants in the formation of a new world order, the direction in the promotion and construction of which should be determined by a new, more meaningful idea that needs to be cognized and formulated. This publication is devoted to the topic of the spiritual, ideological and moral revival of Russia in the context of traditional representatives of philosophical and legal thought, the Orthodox Christian religion and Russian philosophers N. Berdyaev, I. Ilyin, V. Solovyov. The purpose of the study is to obtain new, more meaningful knowledge in the ideological support of the transformation of Russian society into a new, more qualitative state. The objective of the research is the author's interpretation of a new idea that determines the path of further development of the human community. Research methods: value, historical and system approaches. The work focuses on the identification of historical patterns in the ideas expounded by these philosophers, and in their interpretation in the scientific work and in the political activities of our contemporaries. As a result of the study, the author concludes that ideology is in constant development and should not only correspond to the qualitative state of society, but also determine the vector of its further development, otherwise it becomes an obstacle to its improvement. In order to prevent a third world nuclear war, Russia must today propose to the world community and actively promote the Idea of All-Unity, which will allow the peaceful formation of a more just, multipolar world order. Those who are trying to contain Russia are holding back the development of human civilization and, consequently, themselves.
Keywords: globalization, World War III, ideology, Russian Constitution, spiritual revival of Russia, liberal ideology, new world order.
WE KNOW THAT WE ARE FROM GOD AND THAT THE WHOLE WORLD LIES IN EVIL
Vasily I. Shabanov, Andrey V. Shabanov1
1Svod International LLC
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Введение.
Эти строки из 1-го послания апостола Иоанна Богослова (5:19) [1] мы взяли в заголовок своей статьи, так как они и сегодня, спустя два тысячелетия, актуальны, а может быть, сегодня актуальны как никогда.
В 2018 году была опубликована монография Зюганова Г.А. «Россия под прицелом глобализма» [2] - достаточно глубокое и интересное исследование на предмет того, какие перспективы и проблемы несёт глобализация современному миру; в его завершение он пришёл к выводу о том, что миром правят идеи; именно они определяют мировоззрение людей и лежат в основе политических и социальных систем [2, с. 382].
На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 07 июня 2024 г. его модератор, Сергей Караганов, обращаясь к В.В. Путину, произнес: «Перед Вами стоит сложная задача: не только победить, но и спасти мир, который катится и который валят к мировой войне» [2].
В ходе этого заседания он, наряду с вопросами экономики, затронул и вопрос идеологии, указав на то, что Великое государство не может существовать без Великой идеи.
Да, действительно, в условиях мировоззренческого кризиса путь дальнейшего развития России и всего человечества должен определяться конкретной, более содержательной идеей, которую мы предложим миру на смену исчерпавшей себя антропоцентричной либеральной идеологии, а ее, в свою очередь, мы обязаны поблагодарить и проводить, как провожаем уходящий старый год. Но при такой постановке вопроса, как правило, находятся любители поговорить о п. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации, где определено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной[3].
В связи с этим, в мае 2023 года на площадке XI Петербургского международного юридического форума прозвучало предложение о необходимости определиться со ст. 13 Конституции России и закрепить государственную идеологию [4].
Как нам представляется, изменение статьи из главы, определяющей Основы Конституционного строя, не самый лучший вариант построения идеологической работы в нашей стране. Тем более, что первые три пункта статьи 13 коррели-руются между собой, обуславливая существование многопартийной системы.
Полагаем, что нам не следует вносить изменения в Конституцию РФ вообще, так как основа идеологии нашей страны уже закреплена в пункте 2 статьи 67-1 Основного закона, где указано, что предки передали нам идеалы и веру в Бога.
Россия возвратилась к Творцу, приняв и усвоив Его заповеди. Возвращение было непростым. В 1993 году был утвержден Герб России, где на груди двуглавого орла помещен щит с изображением святого Георгия Победоносца, но в описании стыдливо умолчали об этом, ограничившись словами о всаднике, поражающем копьем дракона.
В двухтысячном году был утвержден текст Государственного гимна России. В нем четвертая строка второго куплета уже звучит с упоминанием Бога. И только в 2020 году мы включаем в Конституцию РФ положение о вере в Бога, что является ядром новой идеологии [5].
Если мы верим в Бога, следовательно, мы признаем Его Бытие. Если мы признаем Его Бытие, то мы должны признать, что у Творца есть Своя Идея продолжения творения мира, в том числе и человеческого сообщества.
Мы полагаем, что будет лишним вопрос о том, чья идея будет реализована?
Нам остается понять замысел Творца, принять Его волю, не как силу, а как благо и в соработни-честве с Ним обустраивать Планету и наше сообщество.
Начнем с того, что мы изменим, в определенной степени, свое сознание и мировоззрение.
История развития человеческой цивилизации -это не только развитие производительных сил и производственных отношений, наук и технологий, но и путь познания Бога, добра и зла.
Сегодня мы должны подняться на новую ступень в этом вопросе. Понять, чего Бог хочет от нас, какие Свои надежды Он возлагает на Россию?
Русскую идею, в свое время, пытались постигнуть, и монах псковского монастыря Филофей, и славянофилы, и западники, и великие русские философы Николай Бердяев [7; 8], Иван Ильи н [ 9] , Вл адимир Соловьев [10] и др. Они пришли к выводу о том, что наш народ носит во чреве своем новую идею - Идею Всеединства, источником которой является Творец.
Наиболее глубоко и всесторонне эту мысль проработал В. Соловьев в своем труде «Чтения о Богочеловечестве» [10]. В нем он обосновал вывод о том, что когда либеральная идеология исчерпает себя, на смену ей придет Идея Всеединства, которая послужит дальнейшему развитию и совершенствованию человечества.
В своих размышлениях В. Соловьев исходил из того, что мироздание состоит из видимого условного материального мира и невидимого безусловного идеального мира; и далее он утверждал, что если признавать действительность Божественного безусловного начала, то им должны определяться все интересы, все содержание человеческой жизни и сознания. Только
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
тогда является единство, цельность и согласие в жизни, то есть Идея Всеединства - Богоцен-трична.
Взяв за основу учение Платона об идеях и свободе выбора [11], В. Соловьев обосновал гармоничность и всеединство безусловного мира, который не допускает исключительности и насилия. Этот выдающийся российский философ видел великий смысл исторического процесса в постепенной реализации идеального гармоничного Божественного Всеединства в материальном мире [10].
Размышляя об Идее Всеединства и Истине, В. Соловьев указывал на то, что истина приходит не сама по себе и бессилие истины заключается не в ней самой, а в нас, в нашей непоследовательности, не проводя истину до конца, мы ее ограничиваем, а предел истины есть простор для лжи [10].
Результаты.
Россия является государством-цивилизацией. Наши великие предки, в свое время, внесли свой вклад в то, чтобы мы сегодня так называли нашу страну. Теперь они взирают на нас с небес с любовью, верой и надеждой и ожидают, что мы в это переломное время предложим Родине и человечеству в качестве дальнейшего пути развития.
Перекладывая философские размышления В. Соловьева и других мыслителей на политический и бытовой язык, можно сформулировать Современную национальную идею России -Идею Всеединства по примеру Декалога и Евангельских заповедей блаженства в нескольких емких положениях следующим образом.
Наступают времена и сроки и мы, граждане Российской Федерации, объединенные общей историей нашего Отечества, опираясь на идеи и выводы наших мыслителей, главные положения основных религиозных конфессий, многовековые народные традиции, исходя из ответственности за судьбу своей Родины и всей Планеты, стремясь к миру и согласию всего мирового сообщества, частью которого мы являемся, перед лицом Единого Бога заявляем о нашей Современной национальной идее России - Идее Всеединства, заключённой в следующих положениях:
1. Мы любим Господа Бога нашего, являющегося источником Идеи Всеединства.
2. Мы любим ближних своих как самих себя.
3. Мы, опираясь на традиционные духовно-нравственные ценности, будем всегда стремиться к справедливости и совершенству, как справедлив и совершенен Отец наш Небесный.
4. Мы свободно и творчески стремимся к познанию истины во всей ее полноте.
5. Мы трудимся в соработничестве с Творцом, соблюдая семейные традиции, созидая добрые
дела, проявляя заботу друг о друге, повышая благосостояние всех и каждого, укрепляя здоровье, развивая культуру, оберегая природу, создавая красоту и гармонию земную.
6. Мы, являясь патриотами России и стремясь к укреплению гражданского общества и государства, с признанием и любовью относимся к всеединству всего Мира во всем его многообразии. Объединение и развитие мирового сообщества видим на основе свободы, равноправия и уважения друг к другу.
7. Мы за мир и согласие между народами и поддерживаем Организацию объединенных наций как основной международный формат сотрудничества по укреплению безопасности на Планете, но всегда будем активны против зла и насилия.
Россия вперед, вперед и только вперед!
Святая, Сильная, Свободная Россия!
Мы полагаем, что Идея Всеединства отражает дух народа России и будет им поддержана, время России пришло. Эта Идея как становая жила укрепит народ, государственность и идеологический суверенитет России.
Активное продвижение Идеи Всеединства после завершения СВО на международном контуре позволит обеспечить содержанием всеединства новый миропорядок, установить принцип единой неделимой безопасности.
Идея Всеединства охватывает и умеренный консерватизм, который служит якорем, не позволяющим скатиться в пучину безвременья, и патриотизм, и традиционные духовно-нравственные ценности, и самое главное - она дает волю к жизни, определяя Великую цель и пути ее достижения.
Эта Идея будет служить дальнейшему развитию, совершенствованию и единению не только граждан, народов и конфессий России, но и всего мира. Вокруг неё на Планете начнет формироваться новый многополярный миропорядок -миропорядок гармонии, мира и согласия.
Экономическая и общественно-политическая ситуации для этого созрели. Первые шаги в этом направлении Россия уже делает, устанавливая новые отношения с Китаем, Индией и другими государствами, и необходимо настойчиво и последовательно эту деятельность продолжать. Россия станет первой среди равных.
Конечно, чтобы говорить об Идеи Всеединства как о Современной национальной идее России, необходимо выслушать мнение народа по этой теме. Технически, для этого можно использовать систему подготовки ежегодных прямых линий Президента к гражданам России. С учетом поступивших предложений, при необходимости, следует доработать предлагаемый текст и вынести его на всенародное голосование. Если граж-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
дане его поддержат, только тогда у нас будет полное право назвать Идею Всеединства Современной национальной идеей России. После этого, государство обязано будет приступить к её реализации как политической воли народа, а не как государственной идеологии, которой должны следовать граждане, поскольку, в соответствии со статьей 3 Конституции РФ, народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в России [5].
Реализуя Идею Всеединства на международной арене, мы сможем:
- во-первых, предотвратить третью мировую войну;
- во-вторых, мы сможем с гордостью называть Россию государством-цивилизацией;
- в-третьих, мы сможем с честью называть нашу Великую страну Святой Русью.
Заключение.
Сегодня все прекрасно понимают, что глобализация - закономерный процесс. Все также осо-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
знают, что в условиях нынешнего мировоззренческого кризиса при сохранении исчерпавшей себя антропоцентричной либеральной идеологии, межгосударственные противоречия будут только нарастать. Всё это неизбежно приведёт к третьей мировой войне, и человечество через неисчислимые жертвы и разрушения придёт к пониманию того, что гармоничная глобализация возможна только в условиях Идеологии Всеединства. Поэтому Россия с целью предотвращения третьей мировой ядерной войны должна уже сегодня предложить мировому сообществу и активно продвигать Идею Всеединства, которая позволит мирно построить более справедливый, многополярный миропорядок. Те, кто пытаются сдержать Россию, сдерживают развитие человеческой цивилизации, а, следовательно, и самих себя.
Будет очень обидно, если через некоторое время мы вдруг услышим о том, что Идея Всеединства родилась в России и была обоснована еще в 19 веке великим русским философом В.С. Соловьевым, предсказавшим наступление эпохи Всеединства, но с инициативой реализации этой идеи, выступила, к сожалению, другая страна.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Первое послание Иоанна 5:9 // Бибилия. Российское библейское общество. М., 1992. 296 с.
2. Зюганов Г.А. Россия под прицелом глобализма. М., 2018. 384 с.
3. Материалы пленарного заседания петербургского экономического форума 07 июня 2024 г., г. Санкт-Петербург. URL : http:kremlin.ru>events/president/transcripts/74234
4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // SPS «КонсультатПлюс». URL : www.consultant.ru (дата сохранения 14.02.2023).
6. Материалы Х1 Петербургского международного юридического форума. 11-13 мая 2023 г. г. Санкт-Петербург. URL : vedomosti.ru>press_releases/2023/05/13/itogi-xi
7. Бердяев Н.А. Самосознание. Русская идея. М., 2011. 604 с.
8. Бердяев Н.А. Судьба России. СПб., 2016. 416 с.
9. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. М., 2015. 464 с.
10. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 2014. 384 с.
11. См.: Царегородцев Г.И. Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии : учебник / Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов // Философия. М., 2003. С. 52-65. 361 с.
References:
1. The First Epistle of John 5:9 // Bible. Russian Bible Society. M., 1992. 296 p.
2. Zyuganov G.A. Russia under the sight of globalism. M., 2018. 384 p.
3. Materials of the plenary meeting of the St. Petersburg Economic Forum. June 07, 2024. St. Petersburg. URL : http:kremlin.ru>events/president/transcripts/74234
4. Constitution of the Russian Federation. M., 1993.
5. Constitution of the Russian Federation (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami soderzhdennymi v khodve vserossiyskogo golosovanie 01.07.2020) // Dokumenta predstavleniya KonsultatPlus www.consultant.ru (date of application 14.02.2023).
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
6. Materials of the XII St. Petersburg International Legal Forum. May 11-13, 2023, St. Petersburg. URL : ve-domosti.ru>press_releases/2023/05/13/itogi-xi
7. Berdyaev N.A. Self-consciousness. The Russian idea. M., 2011. 604 p.
8. Berdyaev N.A. Fate of Russia. SPb., 2016. 416 p.
9. Ilyin I.A. National Russia: our tasks. M., 2015. 464 p.
10. Soloviev V.S. Readings about Bogochelovechestve. SPb., 2014. 384 p.
11. See: Tsaregorodtsev G.I. Platon and Aristotle - Systematizers of Ancient Greek Philosophy : textbook / G.I. Tsaregorodtsev, G.Kh. Shingarov, N.I. Gubanov // Philosophy. M., 2003. P. 52-65. 361 p.
Информация об авторах
Шабанов Василий Иванович
Заслуженный юрист Российской Федерации [email protected]
Vasily I. Shabanov
Honored Lawyer
of the Russian Federation
Шабанов Андрей Васильевич
кандидат юридических наук,
руководитель группы управления имуществом
юридического отдела,
ООО «Свод Интернзшнл»
Andrey V. Shabanov
Candidate of Legal Sciences, Head of Property Management Group Legal Department, Svod International LLC [email protected]