ПОЗДРАВЛЯЕМ!
уДК 330 8 Чекмарёв В. В.
МЫ - БЫСТРО МЕРКНУЩЕЕ ПЛАМЯ И ВНОВЬ ПЫЛАЮЩИЙ ПОЖАР
(К 80-ЛЕТИЮ Б. Д. БАБАЕВА)
Жизнь - только крайний эпизод между двумя бесконечностями, и в этом эпизоде сознательная мысль есть только одно мгновение, но это мгновение - все.
Пуанкаре
Порой только время дает потомкам возможность оценить личность ученого, силу его предвидения, масштабность его идей и их направленность в будущее, роль и место ученого в интеллектуальной истории человечества. Как утверждается в одном афоризме, «у времени бывают трудные роды, но не бывает выкидышей» (Ф. Р. Ламенне).
Нам, современникам Бронислава Дмитриевича Бабаева, повезло в том, что имеем возможность уже сегодня дать свое представление о профессоре. Это и радостно, и обязывает. Отсюда название моего эссе в виде поэтических строчек профессора кафедры философии Казанского университета Н. А. Васильева.
Бывает ли у ученого возраст? Бывает. Бывает, когда становишься старейшиной своего цеха, как бы классиком.
Классика - это прошедшее через сито времени и воспринимающееся как соответствующее дню сегодняшнему. Исходя из такого подходя Бронислав Дмитриевич Бабаев - классик. Для нас, костромичей, он классик кузницы научных кадров. Заведующие кафедрами костромских вузов, нынешние коллеги Бронислава Дмитриевича, все они защищались в диссовете при Ивановском государственном университете, возглавляемым профессором Б. Д. Бабаевым.
Выражения «золотой человек» и «добрая душа» как нельзя лучше подходят к этому по-житейски мудрому и деликатному человеку с неистощимым чувством юмора и превосходному рассказчику. «Самый потерянный из наших дней тот, в котором мы не смеялись», - утверждает экономист Б. Д. Бабаев. Ему «вторит», рассуждая о «рабочей силе» политэконом Б. Д. Бабаев: «Сила есть - ума не надо». Ну, совсем как у Горация: «Правда, порою не грех и с улыбкой истину молвить, так ведь и школьный учитель, привлечь желает питомцев, пряники детям дает, чтобы азбуке лучше учились».
Человеку, который впервые обращается к трудам по экономической теории, может показаться, что это наука, которая объединяет исключительно тех ученых, которые обогатили ее новыми глубокими идеями, концепциями, теориями. Конечно, именно такие ученые прежде всего содействуют прогрессу экономической теории. Однако более пристальный взгляд показывает, что наряду с генератором идей в прогрессе науки большую роль играют высокопрофессиональные ученые, которые не только поддерживают должный уровень исследований, развивают и дополняют их, но и выполняют функцию организаторов науки, педагогов, направляющих поток идей в то русло, в котором он может наиболее свободно и эффективно двигаться.
К ученым именно такого рода несомненно принадлежит доктор экономических наук, профессор Б. Д. Бабаев. Будучи председателем диссертационного совета при Ивановском государственном университете Б. Д. Бабаев сыграл решающую роль в судьбе Н. П. Гибало, Л. Я. Спектора, В. В. Чекмарева, М. И. Беркович, А. И. Тяжова, А. Л. Немирова, которые ныне сами повторяют путь Б. Д. Бабаева по отношению к своим ученикам.
152
© Чекмарёв В. В., 2009
Б. Д. Бабаев всегда обладал чувством нового. Особенность его подхода состоит в том, что он рассматривает классическую экономическую теорию в контексте новых идей в организации экономической жизни общества. Так, он при длительном осторожном отношении к институциональному направлению в экономической науке ввел его в структуру основных исследований, проводящихся на кафедре. «Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны» (Л. Н. Толстой). Сочетание политико-экономического и институционального подходов воплотилось в практику их использования при защите ряда кандидатских диссертаций (О. В. Сафонова, О. С. Коваленко), а также в публикациях в сборнике научных трудов «Воспроизводство: взаимосвязь политико-экономического и институционального подходов» - Иваново, 2009; и в статье «Институционально-политэ-кономическое направление» - ИвГУ // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Право. Экономика. Социология». 2008. вып. 3, «Экономика».
Можно полагать, что профессор Б. Д. Бабаев выступает пионером теоретико-множественных представлений в экономической науке современной России. Достаточно вспомнить его отношение к виртуальной экономике (диссертация Ильи Алексеева), к проблемам исследования экономического пространства (диссертация А. Гульбасова). Справедливости ради следует отметить, что Бронислав Дмитриевич не оригинален. Он просто соответствовал известной формуле: что за чушь, в этом что-то есть, и, наконец, кто же этого не знает.
Особенность Б. Д. Бабаева как ученого выражается, в частности, в его глубоких философских интересах, буквально энциклопедических знаниях, в его тяге к исторической стороне любой экономической проблемы, ибо его всегда интересует эволюция идеи. При этом миросозерцанию Бронислава Дмитриевича свойствен «чисто античный» вкус к истине и прекрасному. В многолетних дискуссиях об эволюции предмета экономического науки рассмотрение в качестве такового экономических явлений и процессов было дополнено представлением в качестве предмета состояний экономического пространства. И уже опубликованы исследования об экономической безопасности личности, о лояльности в системе управления образовательными услугами как о состояниях.
Как педагог Б. Д. Бабаев большое внимание уделяет подготовке учебных пособий для студентов: (Экономика (Экономическая теория): Учебное пособие. 5-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Бабаева. - Иваново: ИвГУ, 2008 (выдержавшее пять изданий); Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Под ред. Б. Д. Бабаева, В. И. Тихонова. - Иваново: Изд-во «Иваново-Вознесенск», 2002; Экономическая теория: Пособие-практикум для студентов вузов / Под ред. Б. Д. Бабаева. - Иваново: Изд-во РИО Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, 1995), обладающих логической строгостью и простотой и являющихся в силу этого незаменимым педагогическим инструментом. При этом в работах Б. Д. Бабаева подчеркивается, что у экономической теории кроме ее значения для познания жизни общества есть и другая сторона - проникновение в область наиболее общих вопросов человеческой мысли. Можно полагать, что путь, по которому пойдет развитие человеческой мысли, будет одинаково далек и от антинаучных построений и мистических исканий современных неоплатоников и гностиков, и от узкого фанатизма, сочетающего материализм Геккеля и Энгельса. Этот путь должен привести к решению загадки «реальности», загадки, почему и для чего человеческая мысль, в истории развития которой страница, посвященная вопросам об экономическом пространстве, экономическом времени, об экономических взаимодействиях человека и среды (Природы) есть одно из самых важных. Методический и дисциплинированный ум Бронислава Дмитриевича позволил проявить профессору себя и в качестве общественного деятеля (о чем он сам подробно рассказал в книге «Расстрел «Белого Дома». Свидетельства очевидца: взгляд изнутри». -Иваново, 1994).
Его внешняя строгость и непокладистость для людей, малознакомых с Брониславом Дмитриевичем, тревожна, при первых встречах с ним настораживает и даже пугает. И только спустя время это впечатление замещается другим - пониманием того, что Бронислав Дмитриевич не просто увлечен, а бесконечно предан науке. Временами казалось, что как председатель диссертационного совета Б. Д. Бабаев брал на себя не свойственные председателю функции принуждения соискателя к превращению диссертации в «жалкую пародию» на то, что соискатель хотел в свою работу вложить.
Менялись цель и задачи, методология исследования и стиль изложения. Соискатели сетовали на то, что Положением о диссертационном совете определены пределы вмешательства председателя совета
в диссертацию соискателя и хотя председатель диссовета отвечает за качество, но только в момент проведения защиты!
Некоторым мнилось, что по инициативе Б. Д. Бабаева калечилась не только идея, но и не оставлялся в покое даже стиль изложения. Мнилось, что чтобы защититься, следовало потерять душу, что исследовательское вырождение при этом было неизбежно. Но потом приходило понимание (на смену ощущению) и признательность профессору за конструктивную помощь, за значительное (а, может, и решающее) улучшение диссертации, за творческий прирост соискателя в процессе подготовки к защите. А один из них даже охарактеризовал Б. Д. Бабаева следующими словами: «Я правду расскажу тебе такую, что хуже всякой лжи...» В этой фразе категоричность, совмещаемая с лукавством отсутствия однозначного оценки-приговора.
В свои, вообще говоря, преклонные годы Бронислав Дмитриевич постоянно участвует в работе диссертационных советов при Костромском и Владимирском университетах, публикуется на страницах научных журналов, организовывает дискуссии на научных конференциях.
Профессор Бабаев пытается осмыслить нашу историю, особенно последние годы. Свидетельство тому его книги: Актуальные проблемы повышения эффективности использования хозяйственной территории региона (по материалам Ивановской области) - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2009; Влияние Москвы на социально-экономическое развитие Ивановской области: направления, формы, механизмы, оценки. - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2008; Москва: донор или «вампир»?! - Иваново-Москва, 2009.
Этот процесс осмысления для всех нас весьма непрост, для многих из нас - это ломка, и не только устоявшихся стереотипов, это ломка самих себя.
Коренной интерес профессора Бабаева все же связан не с текущими проблемами, а с методологией экономической науки и прежде всего политической экономии. Любому исследователю необходимо владеть теоретическим анализом, и Б. Д. Бабаев всегда чувствовал недостаточность чисто аналитических подходов и необходимость подняться на ступеньку выше - овладеть синтезирующим мышлением, обеспечивающим целостность восприятия того, что непосредственно изучается. По большому счету эффективность исследований в области методологии экономической науки в заметной, если не решающей, степени зависит от того, в какой мере ученый владеет синтезирующим типом мышления. Вот его-то профессор Бабаев и стремится формировать у аспирантов и докторантов.
С формальной стороны численность его публикаций по методологии экономической теории сравнительно невелика - не более двух десятков материалов. Среди них: «Резервы усиления прикладной функции политической экономии», в соавторстве с Е. Г. Гинзбургом, «Еще раз о корнях догматизма в политической экономии» (обе помещены в журнале «Экономические науки» в 80-е годы), брошюры «Что такое экономическая теория?», «Капитализм как общественно-экономическая система», «Социализм как общественно-экономическая система» (изданы в ИвГУ в 1993 г.), брошюра «О теории переходной экономики» (издана в ИвГУ в 1998 г.) и др. Сравнивая методологические возможности «Экономикс» как западной версии экономической теории и традиционной политической экономии (разумеется, не в ее догматической версии), Бабаев пришел к выводу, что методологические возможности политэкономии значительно шире в смысле формирования «синтезированной» экономической теории. Эта идея им была обоснована в ряде статей, помещенных в материалах Третьей Международной Кондратьевской конференции, в журнале «Проблемы новой политической экономии» и других изданиях.
Логика исследований, фиксирующая вызовы (челлинджи) времени, привела его к пониманию того, что в теоретико-методологической области необходимо в современных условиях сконцентрировать усилия над обновлением политической экономии как науки и как учебной дисциплины. Среди разрабатываемых профессором в этом ключе вопросов следует отметить такие как расширенное представление о предмете политической экономии как экономическом базисе, взаимодействующем с производительными силами и надстроечными явлениями, включая в последние политический и социокультурные факторы; разграничение «экономической детерминации» и «сознательной детерминации» с учетом состояния и развития производительных сил, характера производственных отношений, качественных характеристик надстроечных явлений; изучение во взаимосвязи объективной реальности («экономическая несвобода») и хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов; оперирование идеальными схемами (моделями), рассматриваемыми «при прочих равных условиях», таким образом, чтобы добиваться их коррек-
тного сведения к схемам, принимающим в расчет «прочие неравные условия» (это выступает как средство преодоления «избыточной абстрактности» теоретических суждений, эта тема является достаточно острой для экономической теории и нуждается в решении); решение извечной проблемы о сочетании общеэкономических подходов с социально-экономическими, перерастающей в тему «наука и идеология» (сакраментальный вопрос «Кому это выгодно?» не может рассматриваться как нечто чуждое экономической теории); разграничение «в чистом виде» политической экономии, экономике и институциональной экономики и поиски путей синтеза.
В рамках общей задачи разработки методологии современной экономической теории и обновления политической экономии Б. Д. Бабаев ставит к решению еще одну важную задачу: это политико-экономическая трактовка категорий, традиционно рассматриваемых по преимуществу в рамках конкретно-экономических наук. Именно по такому принципу под его началом был выполнен ряд диссертационных работ, посвященных налогам, ценным бумагам, фондовому рынку, занятости и др. Этот подход с точки зрения получения научных результатов оказался очень продуктивным. Так, стала абсолютно ясной целесообразность изучения объективных основ важнейших экономических категорий, поскольку лишь в этом случае возможно подвести нужную теоретическую базу под выяснение содержания исследуемой категории и определение ее функций.
В своих книгах Б. Бабаев как человек идет впереди себя как ученый-исследователь-экономист. Его рассуждения имеют под собой документальную основу и здесь каждый волен иметь свое мнение.
Но путь к научной истине всегда непрост. Факты заслоняют сущность. Факты избирательны, тогда как сущность едина. И здесь Бабаев не стремится ее обнажить, может быть, боясь раскола традиционных подходов, а может быть... Впрочем позиция профессора Бабаева многократно им озвучивалась. «Анализируя публикации СМИ можно придти к выводу: здорово! Но нельзя же желательное выдавать за действительное! Публикации пестрят только положительным. Но ведь нужен анализ. Нужен. И серьезный. Почему? Да потому, что ведь все до наоборот. За положительное выставляют либо то, чего нет, либо то, что может быть. Но при каких условиях?» Это взгляд профессора на проблемы сегодняшнего дня. Он похож на позицию Ж.-Ж. Руссо: «Иногда удар не попадает в цель, но намерение не может промахнуться». И все же - «не так благотворна система, как зловредна ее видимость». Из этой фразы профессор Бабаев «выращивает» проблему соотнесения «культуры» рациональности и экспансии нигилизма. При этом некоторые аспекты проблемы формулирует в виде гипотез. Например, экспансия иррационального как «интеллектуальный протест: истоки и механизмы воспроизводства квази- и паранаучных представлений в XXI веке; постмодернизм как симптом кризиса рационального сознания». Из тезиса Гегеля о том, что «последствия деятельности людей не всегда совпадают с их намерениями» Бабаев предлагает исключить слово «не всегда». «Рациональность» не справляется с растущими в геометрической прогрессии альтернативами будущего для человека, с лавинообразным увеличением социокультурных практик. Налицо явная диверсификация нормативно-ценностных систем. Конечно же, с профессором Бабаевым можно и подискутировать. Но главное в нижеследующем:
«Быть опровергнутым опасаться нечего. Опасаться следует другого - быть непонятым» (И. Кант).
Завершить же это эссе-поздравление мне хочется стихотворением И. Михалёва.
Ну вот и все. На посошок Простая песенка осталась, К тому, что нам с тобой досталось -Всего лишь тоненький штришок:
Про то, что совесть - не товар, Про то, что правда - лучик света, А не забытая газета И не дежурные слова.
Про то, что в жизненной реке Поток наш был не так уж мелок, И пусть мы пели неумело -Зато не спутаешь ни с кем.
Друзей ушедших голоса Все чаще манят и тревожат. И нам взлетать придется тоже -Уже готова полоса.
Да, нам достался путь иной, И мы писали то, о чем вам Не пела Алла Пугачева И все, кто за ее спиной.
Скорей бы встали на крыло Птенцов неоперенных стайки -Они споют вам без утайки Все то, что нам не удалось.
Итак, кончается концерт, Всю жизнь готовящийся нами, Что прерывался временами, Но - получившийся в конце.
Ах, как прекрасен миг, когда -Пусть из нейлона, из металла -Семь струн, как будто семь запалов, Взрывают души. Это - да!
Где с залом мы глаза в глаза Решали странные задачи, И, несмотря на неудачи, Нам все же было что сказать.
И над собой хоть на вершок Ты вырастаешь. Хоть на малость... Вот жаль, что песенка осталась Всего одна.
На посошок.
Здоровья Вам, дорогой Бронислав Дмитриевич, радости от каждого дня и неисчерпаемого творчества.
Tchekmaryov V.V. WE - QUICKLY GROWING DIM FLAME AND AGAIN FLARING FIRE (TO B. D. BABAYEV'S 80 ANNIVERSARY)
Может быть одно из главных качеств, которое привлекло и привлекает окружающих к Александру Ивановичу Добрынину - его целостность.
Высказываемые им новые идеи всегда подчеркнуто соотносились с основополагающими для него философско-мировоззренческими принципами. Будь то беседа у ночного костра под негромкий перебор струн гитары Сергея Дятлова, будь то студенческая аудитория, будь то научные конференции начала девяностых годов ушедшего ХХ века, на которых он неоднократно выступал против идеологического шабаша, который разыгрывался вокруг имени Карла Маркса. Защиту чести великого учёного и социального мыслителя профессор Добрынин считал своим долгом и не уставал разъяснять его значение для мировой научной мысли. Вслед за выдающимся философом И. Т. Фроловым он отмечал, что та пошлость и грубая фальсификация, которая под влиянием политико-идеологической конъюнктуры изливается на имя Маркса, есть реакция клеветников на собственные поверхностные, извращённые представления о марксизме, который они осваивали по популярным брошюрам без глубоких самостоятельных интеллектуальных усилий. К философии Маркса А. И. Добрынин обращался не раз в связи с исследованием проблемы человеческого капитала. Он рассматривает марксизм не как теорию классовой борьбы, а как по-преимуществу учение об освобождении и развитии человека. При этом подчёркивал, что позиция Маркса в отношении сущности человека в течение многих десятилетий в силу идеологических причин преподносилась упрощённо. Маркс формировал свои взгляды, полемизируя с Фейербахом, поэтому понимание человека как социального существа выражено им в категорической форме. Это создало почву для односторонних интерпретаций, а именно «растворению» человека в «общественных отношениях». Сущность человека -совокупность общественных отношений, но человек не сводим к своей сущности, биологическое опосредуется и преобразовывается социальным, оставаясь биологическим. При этом развитие каждого человека есть присвоение и воспроизведение социокультурного опыта человека. И здесь человеческая сущность выступает как историческая общественная связь людей. Люди творят общественные связи и в ситуации отчуждения не абстрактная сила противостоит отдельному индивиду, а его собственная сущность. Своим творчеством А. И. Добрынин постоянно подтверждал названый тезис. Очевидно, что он не мог окончательно решить экзистенциональные проблемы, но и никогда не уклонялся от их решения. Находясь в вечном поиске, он постоянно раздвигает мировоззренческий, а вслед за ним и жизненный горизонт. И тем самым развивает себя и осваивает мир. Возьмём к примеру учебник по «Общей экономической
УДК 330.8
Чекмарёв В. В.
ЦЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК (К 80-ЛЕТИЮ А. И. ДОБРЫНИНА)
© Чекмарёв В. В., 2009