МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ
21
КОНКУРЕНЦИЯ И РЕГИОН
Бабаев Бронислав Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Роднина Анна Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент, докторант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Боровкова Наталья Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, докторант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Сергеева Мария Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент, докторант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Предложено расширенно трактовать проблематику конкуренции с учетом регионального аспекта. Проводится различие между предприятиями, находящимися на территории региона, и самим регионом как субъектами конкурентных отношений. Выдвигается тема уровня рыночного развития региона в рамках теории конкуренции с выделением аспектов опережающего рыночного роста и отстающего.
Ключевые слова: регион; конкуренция; уровень рыночного развития; опережающее рыночное развитие; отстающее рыночное развитие; теория
Код УДК: 339.137.2
Annotation. It is offered to interpret competition problematic extensively taking into account regional aspect. Distinction between entities placed on the territory of the region and the region itself as subjects of competitive relations is made. The topic of level of market development of a region within the competition theory is brought forth. Such aspects of this development as outrun market development and fall behind market development are emphasized.
Keywords: region; competition; level of market development; outrun market development; fall behind market development; theory
В экономико-теоретической литературе конкуренция представлена по преимуществу как рыночный феномен, отражающий взаимодействие между предприятиями (фирмами). В ходу теории совершенной и теории несовершенной конкуренции (см. любой учебник по экономикс, например, [3, 4]). В рамках традиционной политической экономии ход рассуждений касается
внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции (см. любой учебник по политэкономии, например, [6]). Существует обширная литература, где в центре анализа ценовая и неценовая конкуренция во всем многообразии каждой из этих проблем. В ходу понятие «конкурентоспособность» (или «конкурентность»), относящееся как к объектам рыночного оборота, так и к его субъектам (предприятия, их объединения, территории, государства, межгосударственные объединения). И в теоретической, и в прикладной литературе много говорится о факторах, влияющих на конкуренцию в ее многообразных видах, о механизмах конкуренции, вводятся оценочные показатели, ставится ряд других вопросов. В связи с работами М. Портера и ряда других исследователей активно муссируется тема международной конкуренции, в которую вкладывается разное содержание (соревновательство фирм, разных стран или столкновение интересов государств, межгосударственных объединений). В таких областях знаний и вместе с тем областях хозяйственной практики, как логистика, маркетинг, включая маркетинг территорий, производственный менеджмент, инновационный менеджмент и другие, исследуется и прокламируется широкий круг чисто прикладных вопросов (маркетинговая стратегия, чисто конкретный инструментарий маркетинговых действий и прочее) [5].
Сюжет «конкуренция и регион» не обходится вниманием исследователей (см. литературу по регионоведению и региональной экономике, например труды Гранберга А.Г., Лексина В.Н., Швецова А.Н. и других), однако существует необходимость в обобщающих политико-экономических оценках.
Прежде всего, предлагается охарактеризовать регион (хозяйственную территорию) в качестве субъекта конкурентных рыночных отношений. В качестве представителя региона выступает региональная власть в ее законодательной, исполнительной и судебной ветвях. Кроме того, надо фиксировать роль и значение населения, проживающего на конкретной территории (структура населения, его подвижность, менталитет и прочее). Мы проводим четкое различие между предприятиями, расположенными в том или ином регионе, как субъектами конкуренции и самим регионом, фигурирующем в этом же качестве. В то же время следует заметить, что для понимания действий конкурирующих предприятий нередко существенен территориальный аспект, например, в форме областного или краевого бренда (ивановский текстиль, московский текстиль).
Есть нужда уточнить, в чем заключается различие между региональной властью и населением региона, если ход наших рассуждений касается феномена конкуренции на уровне территории. Что касается населения, то в конкуренции территорий очень важны факторы доброжелательности, гостеприимства, умения предлагать товары и услуги и иное. Люди, в летнюю пору устраивающие свой отдых дикарями, едут в определенные, уже освоенные ими места, где их встречают добросердечно, хотя при этом не забывают взять приличную плату. В то же время отдельные территории (например, в границах Ставропольского края), в целом достаточно приемлемые для отдыха и гостевания, не являются привлекательными по причине напряжения межэтнических отношений. В ряде зон РФ население исторически склонно заниматься торговой деятельностью, в то время как в других местах мы этого в массовом порядке не наблюдаем.
Региональная власть как «конкурентный рыночный агент» интересна в следующих отношениях:
1. Власти могут в одних случаях изменять условия конкуренции предприятий в рамках своей компетенции в лучшую сторону, например, выступать в качестве гаранта сделки или предоставлять льготы, в других случаях - препятствовать свободной конкуренции, исходя из интересов своей территории, например, вводить не слишком законные ограничения на ввоз каких-либо товаров.
2. Лоббирование интересов территорий в вышестоящих органах. Так, авторитетные ивановцы, проживающие в столице, образовали ивановское землячество и взяли на себя обязательство по поддержке Ивановского региона.
Конкуренция и рынок
23
3. Использование административного ресурса в иных, достаточно многообразных формах (вхожесть региональных чиновников в министерства и ведомства и другие).
4. Реализация круга мероприятий, обеспечивающих привлекательность территорий для людей, инвестиций, товаров, работ, услуг. В этом отношении чрезвычайно привлекательными являются Москва и Московская область.
5. Обеспечение, всяческое стимулирование и поддержка региональных предприятий с целью понуждения их участвовать в межрегиональных и федеральных программах, а также проектах, реализуемых на других территориях.
Конкурентные преимущества регионов принято показывать в стандартном виде на основе использования SWOT-анализа: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Мы предлагаем другой подход, в основе которого лежат способы и инструменты конкуренции, кстати, сюда же можно привлечь и тот опыт, который имеют другие регионы в отстаивании своих интересов, но этот опыт вполне применим для данной территории. Согласно SWOT-анализу, конкурентные преимущества Ивановской области связаны в первую очередь с ее географическим положением, разветвленной инфраструктурой, прежде всего автотрассами, достаточной подготовленностью населения в отношении использования современных электронных технологий, насыщенностью региона образовательными учреждениями, прежде всего ВПО, богатым опытом промышленной деятельности, который может быть обновлен в связи с нынешними новациями1.
В настоящее время конкуренция между регионами за ресурсы федеральных властей очень сильна. Острота конкуренции в особенности связана с тем обстоятельством, что центральные власти расширяют круг ответственности регионов, не компенсируя это обстоятельство возрастанием федеральной поддержки (ресурсным обеспечением).
В связи с нашей темой «конкуренция - регион» мы выдвигаем проблематику уровня рыночного развития территорий с выделением следующих аспектов - опережающий рыночный рост и отстающий. Вводимая нами в оборот категория уровня территориального рыночного развития - это категория в целом переходной экономики, когда осуществляется движение народного хозяйства от плановой модели к рыночной. Индикаторы, позволяющие развернуть указанную категорию, многообразны: доля рыночно продвинутых видов экономической деятельности в ВРП (торговля, транспорт и связь, финансы, операции с недвижимостью), степень развитости предпринимательской деятельности, определяемая, к примеру, показателем численности населения в расчете на одну организацию (в Москве этот показатель - 10-12 человек, в Ивановской области - 40-50 человек), мобильность населения и активность перевозок продуктов и товаров, занятость населения на 2-3 работах, доля в расходах граждан затрат на оплату услуг, прежде всего коммунальных (степень коммерциализации нематериальной сферы - образования, здравоохранения, культуры). Число индикаторов, с помощью которых мы определяем уровень рыночного развития регионов, естественно, можно умножить. Одни из этих индикаторов в целом позитивны, фиксируют положительные тенденции развития рыночной экономики, а другие отражают саму противоречивую природу рынка. Так, в обществе большую дискуссию вызывает тема платности услуг как здравоохранения, так и образования. Другой момент: перевод пассажирского транспорта на коммерческий расчет, в результате которого многие нужные для населения, в особенности сельского, маршруты оказались упраздненными.
Тему опережающего рыночного развития в смысле территориальных выгод хорошо можно показать на примере столицы РФ. Выигрыши многообразны и впечатляющи: концентрация
1 Профессор Б.Д. Бабаев в своей книге «Как подготовить и успешно защитить диссертацию по экономическим наукам» [2, с. 300 - 307] прокламирует метод анализа ПРУСП, когда разграничиваются проблемы, которые могут быть решены собственными силами от проблем, для решения которых необходимо привлекать ресурсы со стороны. Использование этого приема эффективно в условиях депрессивных территорий.
финансовых средств, в том числе кредитных, привлечение наиболее эффективной части рабочей силы страны, развитие предпринимательской деятельности в больших масштабах и практически во всех видах труда, очень высокие доходы населения, сплошь и рядом несообразные с трудовым вкладом и прочие. Опираясь на статистику и на эмпирические материалы, которые нетрудно собрать, тему выгод, извлекаемых Москвой, можно расширить и углубить [1]. В то же время бурное рыночное развитие в Москве и Подмосковье породило массу негативов, среди которых наиболее острой является тема приезжих.
В качестве примера отстающего рыночного развития и связанных с этим потерь мы приведем Ивановскую область. Наиболее серьезные потери связаны с оттоком активной части населения, правда, негатив в некоторой степени сглаживается поступлением денежных переводов. Другой момент - это захват москвичами собственности, не только крупной, но и мелкой, например, активная скупка населением Москвы пустующих домов в деревнях и малых городах. Московские предприниматели теснят местных ивановских бизнесменов. «Нашествие» Москвы вызвало широкий рост цен, например, арендной платы, цен на недвижимость, цен на рекреационные услуги.
Один из примеров московской экспансии - это захват москвичами значительной части банковского сектора. Отрицательный момент состоит в том, что центр принятия решений находится вне Иванова и Ивановской области. Но в то же время (все явления противоречивы) есть и плюсы, которые заключаются в том, что московский капитал приносит свою культуру труда и хозяйствования, обеспечивает рост кадров, расширяет хозяйственные и иные связи, обеспечивает иные выгоды.
В заключение отметим, что тема «конкуренция - регион» достаточно актуальна для того, чтобы быть предметом не только индивидуальных, но и коллективных разработок. Что же касается темы степени развитости рыночных отношений, то ее целесообразно конкретизировать в границах территорий по видам экономической деятельности, широко используя сравнительный анализ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаев Б.Д. Москва: донор или «вампир»?!...: монография / Б.Д. Бабаев. - Иваново: ИвГУ; М.: МНФЭИ акад. Н.П. Федоренко, 2009. - 271 с.
2. Бабаев Б.Д. Как подготовить и успешно защитить диссертацию по экономическим наукам: научно-методич. пособие / Б.Д. Бабаев. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 348 с.
3. Макконнелл К.Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С Л. Брю, Ш.М. Флинн; пер. с англ. - 19-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 1028 с.
4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: учебник / Н.Г. Мэнкью; пер. с англ. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 672 с.
5. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: учебник / А.П. Панкрухин. - 2-е изд., доп. - СПб: Питер, 2006. - 416 с.
6. Экономика: (экономическая теория): учеб. пособие / под рук. и ред. проф. Б.Д. Бабаева. - 5-е изд., испр. и доп. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. - 572 с.