Научная статья на тему 'Школа жизни беззаветного служения экономической науке (к юбилею доктора экономических наук, профессора Маргариты беркович)'

Школа жизни беззаветного служения экономической науке (к юбилею доктора экономических наук, профессора Маргариты беркович) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа жизни беззаветного служения экономической науке (к юбилею доктора экономических наук, профессора Маргариты беркович)»

64

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО-ЭКОНОМИСТА

ШКОЛА ЖИЗНИ БЕЗЗАВЕТНОГО СЛУЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

(К ЮБИЛЕЮ ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА МАРГАРИТЫ БЕРКОВИЧ) Тяжов Анатолий Иванович

доктор экономических наук, профессор. Костромской государственный технический университет, заведующий кафедрой экономической теории, академик Российской академии естественных наук г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Её судьба неотделима от жизни нашего отечества и костромской земли. Девочка Риточка, как ее ласково называл отец, родилась 3 ноября 1950 г. на Украине в семье военнослужащего Израиля Петровича Шульмана, который, будучи еще пионервожатым в Белорусском полесье, за несколько лет до начала Великой Отечественной войной был направлен обучаться на исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена и в первые дни блокады города на Неве добровольцем ушел на фронт в народное ополчение, имея, как аспирант, военную бронь. Война и тяжелейшие послевоенные годы не сломили волю И.П. Шульмана, офицера-фронтовика, продолжавшего военную службу в различных точках нашей страны и к тому времени имевшего молодую жену Брониславу Яковлевну и двух маленьких дочек, Яну и Маргариту. Вскоре в семье Шульманов появился третий ребёнок, мальчик Семён, получивший инженерное образование в «технологе», но впоследствии, как и отец, также стал историком, одаренным учителем, ныне преподающим в средней школе № 32 нашего города.

Тяга к познанию истины, творческому поиску и любовь к исторической науке предопределили дальнейшую судьбу И.П. Шульмана, который после успешной защиты кандидатской диссертации получил государственное распределение на должность преподавателя кафедры всеобщей истории Костромского государственного педагогического института (КГПИ) им. Н.А. Некрасова и, получив небольшую квартиру в доме преподавателей на ул. Кооперации, где в настоящее время расположен головной офис ОАО «Регионгаз», обосновался вместе со своим дружным семейством, быстро завоевав заслуженное признание среди коллег и студентов, как пытливый ученый и всесторонне эрудированный человек. Им Израиль Петрович оставался до последних дней своей жизни, имея за плечами солидный опыт работы в качестве первого проректора Костромского пединститута, декана и заведующего кафедрой всеобщей истории, активно участвующего в общественной жизни нашего города и области и долгие годы успешно возглавлявшего Костромскую городскую организацию Всесоюзного общества «Знание».

Его популярность как лектора-международника настолько была высока, что встречи с ним с нетерпением ждали и слушатели университета марксизма-ленинизма, и филиала Высшей партийной школы, и жители Костромской глубинки, и участники собраний партийно-хозяйственных активов практически всех районов нашей области. Израиль Петрович вкладывал свою щедрую душу во всех людей, с кем бы он ни общался, даже на улице. И эту одухотворенность он в первую очередь отдавал своей семье, своим детям и внукам, которым был беззаветно предан и бесконечно дорог.

Упорство отца и верность его семье, доброжелательность к людям и глубокая порядочность, душевная щедрость и личное обаяние позволили воспитать таких великолепных детей, которые не только прекрасно учились в школе, но и были любимцами как однокашников, так и учителей. Особой одаренностью с детских лет отличалась Маргарита, преуспевавшая, как и поныне, во всех начинаниях, за которые бы она ни бралась и чаще всего сама же их инициировала. Увлеченность ее натуры проявлялась в занятиях фортепианной музыкой и бальными танцами, иностранным языком и математикой, историей и литературой. Она охотно посещала и музыкальную школу, и дворец пионеров, и детские спортивные секции. Рита успевала везде, и не просто успевала. Она делала все на «отлично». Общественным признанием ее первых заслуг стала золотая медаль, полученная при окончании средней школы №9. Перед ней были открыты двери лучших вузов страны, международных и дипломатических институтов. Но выбор пал на инженерно-экономический факультет Костромского технологического института (КТИ), в который она поступила в 1968 г. и окончила с красным дипломом в 1973 г., получив распределение на инженерную должность в научно-исследовательский сектор вуза и направление в аспирантуру.

В те годы в г. Костроме, как и во всей огромной стране, экономическая наука была на подъеме. Возникали новые направления экономической мысли, открывались научные центры и факультеты, расширялась и углублялась специализация экономической профессии. Инженерно-экономический факультет, готовящий экономистов высшей квалификации, главным образом, для легкой и текстильной промышленности, являлся сравнительно молодым структурным подразделением КТИ и нуждался в притоке новых научных кадров. В 60-е годы минувшего века с приходом в КТИ таких ученых--экономистов, как С.П. Сироткин, М.И. Скаржинский и А.В.Соловьев, в нашем городе была сформирована собственная экономическая школа, отличительной особенностью которой являлась гуманитарная направленность исследования социально-экономических проблем.

Во главу угла всех научных разработок был поставлен трудящийся человек как главная производительная сила общества. Вопросы кооперации работников в производственных коллективах исследовались в докторской диссертации (1970 г.) Сироткина Серафима Павловича, доктора экономических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, возглавлявшего кафедру политической экономии почти сорок лет, а в настоящее время находящегося на пенсии. Впервые в отечественной экономической науке доказывалось, что рынок и план могут быть комплементарными на уровне производственных коллективов, которые в единой кооперации совокупного труда общества создают продукт, обладающий как непосредственно-общественными, так и товарными свойствами, что обусловливает возможность для предприятий извлекать прибыль как источник собственных инвестиций.

Прорыв в экономическом мышлении, сделанный проф. С.П. Сироткиным, был связан с тем, что в те годы товарная форма продукта, создаваемого на советских (социалистических) предприятиях не признавалась ни в теории, ни в хозяйственной практике. А это значит, что возникающий на предприятиях избыток стоимости, представляющий собой прибыль как разницу между плановой ценой и реальными издержками, должен у них изыматься и поступать в бюджет государства. Таким образом, производственные коллективы предприятий, будучи товаропроизводителями, попадали в полную экономическую зависимость от центра, лишались самостоятельности для принятия стратегических управленческих решений и не имели возможности капитализировать прибыль по своему усмотрению, обновлять и расширять производство. Только в 1979 г. Правительство своим постановлением «О совершенствовании хозяйственного механизма» фактически признало идеи костромской экономической школы о двойственной природе (товарной и плановой) продукта в общественном производстве СССР и позволило оставлять часть прибыли в распоряжении производственных коллективов государственных предприятий, регламентировав, правда, пути ее дальнейшего использования.

Другое направление костромской школы экономистов связано с именем Матвея Исааковича Скаржинского, доктора экономических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, ныне покойного, который в начале 70-х годов минувшего века впервые в отечественной экономической науке поднял проблему труда в непроизводственной сфере и спроецировал свои исследования на инженерные кадры. Дело в том, что советская экономическая наука опиралась на марксистскую парадигму производительного труда, согласно которой таким трудом были заняты лица, работающие в общественном производстве и непосредственно создающие материальные блага -вещественные продукты. К ним относились только рабочие, к примеру, стоящие у станка и изготавливающие продукцию. Труд инженерно-технического персонала (ИТП), обслуживающий производственный процесс самих рабочих, конструирующий новую технику и совершенствующий технологию производства, производительным не признавался. С экономической точки зрения это означало, что ИТП не производил материальных благ, но участвовал в их распределении.

Его труд был как бы второстепенным делом и лишь повышал стоимость продукции, что, в принципе, отвечало интересам советской правящей элиты, объяснявшей очередной виток инфляции не низкими темпами научно-технического прогресса и технологической отсталостью производства в СССР, а опережающим ростом численности ИТП и всех работников непроизводственной сферы над ростом численности рабочего класса. За ним-то и закреплялась роль главной производительной силы общества.

М. И. Скаржинскому удалось обосновать, что любой вид общественно-полезной деятельности, тем более тот, который экономическим центром в плановом порядке уже изначально задан социалистическим предприятиям, предстает как неотъемлемая часть единой кооперации совокупного труда общества, и только уже поэтому является производительным трудом, причем неважно, осуществлялся ли он непосредственно в материальном производстве или в других сферах народного хозяйства. Главное, что инженерный труд не просто участвует в создании стоимости, а и способствует повышению производительной силы общественного труда, что, в свою очередь, ведёт к снижению издержек производства как необходимой экономической предпосылки сдерживания роста цен и преодоления инфляции.

Идея инженерного труда как производительной деятельности непроизводственной сферы в эпоху «железного занавеса» была воистину революционной для отечественной экономической мысли и вскоре нашла свое подтверждение, как только советские экономисты в годы так называемой гласности (конец 80-х годов ХХ столетия) открыли для себя неоклассическую теорию. В ней любая деятельность людей признается производительным трудом, если в ней задействованы экономические ресурсы.

Свой путь в экономической науке прокладывал Авенир Васильевич Соловьев, доктор экономических наук, профессор, ныне покойный, чьим именем названа ауд. 324 главного корпуса Костромского государственного технологического университета (КГТУ, а ранее - КТИ). А.В. Соловьев обогатил отечественную экономическую науку весьма дерзкой по тем временам идеей. Он расширил понятие общественно-необходимой интенсивности труда и поставил её в зависимость от индивидуального потенциала каждого работника, что предполагало проведение профотбора как процесса выявления психофизиологической предрасположенности (природных задатков) каждого индивида к тому или иному виду труда и профориентационной работы не только на социалистических предприятиях, но и в общеобразовательных школах. Значимым открытием А.В. Соловьева является объективный экономический закон соответствия уровня и специализации образования характеру и содержанию труда. Это открытие не утратило свою актуальность и в наши дни. Любой труд тогда эффективен, когда его квалификации и видовой специализации соответствует надлежащая профессиональная подготовка работника, что далеко не всегда соблюдается в российской действительности, но во многих индустриально развитых странах мира

носит статус юридической нормы, обязательной для исполнения всеми агентами рынка трудовых ресурсов.

Вряд ли тогда студенты инженерно-экономического факультета КТИ задумывались над тем, какие маститые ученые-экономисты им преподают. Но каждый студент был окружен духом неподдельной учености и впитывал воистину инновационные знания, пробуждающие стойкий познавательный интерес к экономической науке. Пожалуй, не было ни одного студента-экономиста, который бы не принимал активного участия в работе научных кружков, конференций или дискуссий. На них обсуждались самые острые и злободневные социально-экономические проблемы современности, как мирового, так и отечественного хозяйства.

Особой активностью отличалась студентка М. Шульман, которая уже на первом курсе заявила о себе как подлинный лидер, способный не только овладевать сложной системой экономических знаний, но и выступать в роли умелого организатора общественных дел и научно-исследовательских изысканий студентов. Этот природный дар Маргариты нельзя было спрятать или утаить. Он всегда вызывал большой общественный резонанс, как среди студентов, так и преподавателей. Ее пытливость ума и организаторская хватка в сочетании с высокой поведенческой культурой, всегда по достоинству оценивались и оцениваются людьми. Именно этот талант М. Шульман привел к тому, что она сразу получила приглашение обучаться в аспирантуре от многих профессоров, работающих в те годы на факультете. Особая инициатива исходила от проф. М.И. Скаржинского, который в итоге и выступил в роли научного руководителя, подготовившего М.И. Беркович (Шульман) к защите в специализированном совете по экономическим наукам, действующим тогда в КТИ под председательством проф. С.П. Сироткина.

Это был единственный в нашем регионе диссертационный совет по экономическим наукам. Требования к диссертациям в нем настолько были высокими, что аспиранты и соискатели без широкого научного обсуждения не решались выходить на защиту. Такое обсуждение состояло из нескольких этапов. Первое и самое бурное обсуждение исходного варианта диссертации, называемого в обиходе болванкой, проходило на выпускающей кафедре. Замечаний и вопросов по диссертации - бесчисленное множество. Их надо все учесть и устранить, если, конечно, они вписываются в контекст диссертационного исследования. Часто кафедра отправляла диссертацию на доработку, признавая ее лишь материалом к исследованию. В этом случае второй вариант диссертации также рьяно обсуждался, особенно молодыми учеными, конкурирующими за своё имя и место в науке. Иногда аспиранту приходилось менять или существенно корректировать тему и план диссертационной работы, что растягивало первый этап по времени. Возникали и семейные обстоятельства (супружество, рождение ребенка, болезнь и т.д.), затягивающие написание диссертации. Особенно труден исследовательский процесс, когда диссертация складывается на стыке разных специальностей одной науки.

Маргариту Израилевну всегда тянуло к фундаментальным исследованиям, требующим глубоких знаний экономической теории вообще и политической экономии в частности. В итоге, ее диссертационная работа под названием «Политико-экономическая сущность производительности труда и формы ее проявления в хозяйственном механизме развитого социалистического общества» была представлена на кафедру политической экономии как серьёзный, теоретико-методологический труд, раскрывающий сложную взаимосвязь таких экономических понятий, как производительная сила труда, его интенсивность и производительность.

В хозяйственной практике, то есть на поверхности экономической действительности, используется понятие производительности труда. Она в плановом порядке рассчитывается и задается как норма выработки, норма времени, или же норма труда, приобретающая характер отдельного экономического показателя, который доводится до работников еще до их производственного процесса и широко применяется менеджерами в управлении трудом. Выбор этого показателя

зависит от форм организации труда на конкретных предприятиях. Или говоря языком неоклассики, выбор применения плановых показателей производительности труда исходит из комбинации факторов производства.

В кандидатской диссертации М. И. Беркович производительность труда имеет глубокие политико-экономические корни. Она дополняется интенсивностью труда, которая косвенно учитывается в показателях производительности труда, но ими полностью не охватывается. А это на практике означает, что плановые показатели производительности труда не могут учесть до конца индивидуальной динамики его интенсивности в конкретных производственных условиях и часть личностно значимых усилий работников не получает должной общественной мотивации. Отсюда вырастает необходимость, с одной стороны, постоянного корректирования плановых показателей производительности труда, с другой стороны, персонального учета в самом производственном процессе динамики интенсивности труда с целью его эффективного стимулирования. Лучше всех эту задачу может выполнить сам трудовой коллектив, который должен принимать участие в принятии управленческих решений по выбору форм и ставок оплаты труда в соединении со стимулирующими надбавками и моральными поощрениями.

Этот теоретический вывод настолько въелся в сознание Маргариты Израилевны, что она, будучи уже руководителем крупного структурного подразделения КГТУ (деканом экономического факультета, а ныне директором института управления, экономики и финансов), постоянно применяет его на практике в процессе морального и материального стимулирования труда как преподавателей, так и студентов. Однако ее возможности в этом процессе весьма ограничены, как впрочем, и у руководителей других структурных подразделений и даже у ректората университета.

В кандидатской диссертации Маргариты Израилевны делается еще один важный практический вывод. Производительность и интенсивность труда исходят от его производительной силы. Каждый менеджер, занятый организацией труда, должен иметь в виду, что нельзя беспредельно повышать на практике плановые показатели производительности труда, а если и можно их повышать, то следует увеличивать оплату труда работников пропорционально этому росту, но с некоторым запаздывающим лагом. Иными словами, в хозяйственной практике (рыночной или административно-командной) требуется всегда соблюдать меру труда и меру потребления. Иначе возникнет необратимая ситуация избыточного износа рабочей силы человека, что ведет к его профессиональным заболеваниям и оппортунистическому поведению, проявляющемуся в отлынивании от работы.

И предотвратить этот процесс командными методами тотального контроля и экономических санкций не представляется возможным. Предприятие столкнется с текучкой кадров и со снижением их квалификационного уровня, что находит свое подтверждение в снижении качества производимой продукции, а в конечном итоге - в сворачивании её потребительского спроса, в необходимости снижения цен и в вытеснении предприятия с рынка его непосредственными конкурентами. Таким образом, кандидатская диссертация Маргариты Беркович не только внесла крупный вклад в развитие отечественной экономической мысли, но и не утратила свою актуальность в наши дни, хотя это серьезное научное исследование, носящее всеобщий экономический характер и имеющее важное значение для управленческой практики, до сих пор остается без должного внимания как ученых-экономистов, так и политиков.

И еще одна фундаментальная идея, содержащаяся в кандидатской диссертации М.И. Беркович. Производительность труда ею рассматривается как результирующий или итоговый экономический показатель, возникающий при завершении производственного процесса, уже осуществленного работником или первичным производственным и всем трудовым коллективом предприятия. В свою очередь, производительная сила труда, с которой каждый работник вступает в производственный процесс, находится в прямой зависимости от его продуктивности

(производительности) и в обратной зависимости от трудозатрат (интенсивности труда). Чем выше уровень производительной силы труда работника, тем с меньшей степенью интенсивности достигается заданная производительность труда. Но чем выше интенсивность труда, тем быстрее исчерпывается его производительная сила, которая характеризует личностный потенциал каждого работника. Позже идея личностного потенциала работника легла в основу выявления экономической сущности индивидуального трудового потенциала другими исследователями, в частности, автором этой статьи. Производительная сила труда задается в первую очередь уровнем квалификации работника. А он повышается с ростом профессионального образования людей, что предполагает его прижизненную непрерывность по мере исчерпания производительной силы труда. Сегодня идея непрерывного профессионального образования приобретает актуализированное звучание в связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития.

Вернемся к общественным требованиям работы соискателя над диссертацией в 70-е годы прошедшего века. Обсуждение на втором этапе прохождения диссертации, который проходил в рамках методологического семинара ученых-экономистов при ОК КПСС, всегда было бурным, вызывающим острые дискуссии и полемику. Руководил семинаром проф. А. В. Соловьев, который своими колкими вопросами сам задавал тон дискуссии. Обычно он ставил перед аспирантом три вопроса по его диссертации.

Маргарита Израилевна неоднократно выступала на этом методологическом семинаре с докладами по теме диссертационного исследования. Ей задавалось масса сложных вопросов, делались острые критические замечания, и практически каждый раз она с достоинством на них реагировала. М. И. Беркович активно участвовала в обсуждении научных разработок других ученых -экономистов, причем не только на этом семинаре, но и на конференциях крупных научных центров нашей страны. Молодой ученый-экономист быстро сделался узнаваемым среди сравнительно широкого круга научной общественности, а с защитой в 1980 г. кандидатской диссертации получил заслуженное признание в науке и высокий преподавательский имидж. Он был подтвержден присвоением Маргарите Израилевне научно-педагогического звания доцента и по достоинству оценен ее назначением на должность зам. декана инженерно-экономического факультета КТИ. В 1989 г. М.И. Беркович по результатам тайного голосования избирается Ученым Советом КТИ деканом этого факультета, будучи выдвинутой на эту должность студентами. По её личной инициативе экономический факультет в 2005 г. приобретает статус института, входящего в состав университета.

Надо сказать, что в советский период, как и в настоящее время, полного единодушия в экономической среде ученых никогда не было, и быть не могло, несмотря на господство коммунистической идеологии в СССР. Острые дискуссии по сложным экономическим проблемам охватывали все научные конференции, симпозиумы, центральные и местные издания, периодическую печать. Каждый экономист хорошо понимал, что подавляющая часть советского народа по мере продвижения нашей страны по пути так называемого развитого социализма сталкивается с серьезными экономическими проблемами. В стране происходил постоянный рост цен на потребительские товары, их нарастающего дефицита. Стала общественной нормой высокая текучка рабочих кадров, особенно выбывание трудоспособной молодежи из сельского хозяйства. На предприятиях процветала уравниловка в оплате труда, его низкая мотивация и т.д. и т.п.

Советская статистика не могла утешить экономистов. Темпы экономического роста в стране неуклонно падали на фоне непрерывной корректировки планов и явных приписок. Страна резко тормозила в модернизации производства. Всё предвещало серьезные социально-экономические перемены, которых с нетерпением ждал советский народ. С приходом к власти М.С. Горбачёва, объявившего курс на ускорение социально-экономического развития СССР, в этом направлении больше говорилось, чем делалось. Постепенно тезис об ускорении был заменен идеей перестройки

нашей экономики и гласности в обществе. По существу речь шла о коренном изменении экономического мышления. Необходимость его трансформации в общественном сознании назревала по мере снижения уровня народного благосостояния на фоне его разительного подъема в других европейских странах, которые все чаще и чаще посещали советские люди по туристическим путевкам или в составе различных делегаций.

Политический конфликт народа с властью набирал обороты. В отличие от перестройки и ускорения, политика гласности давала свои позитивные результаты. Экономисты и все обществоведы столкнулись с нескончаемым потоком некогда запрещенной литературы, которая способствовала раскрепощению экономического мышления и формированию новых, весьма продуктивных идей. Еще до начала распада СССР экономисты заговорили о системном политико-экономическом кризисе в нашей стране и о необходимости замены административно-командной системы, в основу которой была заложена государственная или общенародная собственность на средства производства, рыночной системой хозяйствования, предполагающей наличие частной собственности. Она уже постепенно складывалась в недрах плановой экономики и, как только политической властью получила правовое признание, быстро трансформировала факторы производства в экономические ресурсы. Они и достались, за некоторым исключением, либо лицам, стоящим у власти, либо их родственникам, либо аферистам, умело воспользовавшимися ваучерной приватизацией.

Дискуссий об этой приватизации шел нескончаемый поток. Спорили все - от мала и до велика. Многие экономисты предвидели пагубные для экономики страны последствия такой приватизации. Но мало кто задумывался над тем, что причины этих последствий сидят гораздо глубже, чем предлагаемые правительством модели приватизации. Страна находилась в системном кризисе, охватывающем все российское общество, его экономику и политику, а главное - духовную жизнь советского народа, привыкшего к государственному патернализму и потерявшему надежду на коммунистическое будущее, упорно проповедуемое идеологами КПСС вплоть до её распада.

Идея системного кризиса легла в основу докторской диссертации Маргариты Израилевны, которая, как и многие российские экономисты, столкнулась с тем, что сформированная в общественном сознании советских людей марксистская парадигма не могла объяснить главных причин многих негативных социально-экономических процессов, а тем более, системного кризиса и заката «развитого социализма» в СССР. Ответы были найдены в неоклассической теории, которую предстояло не только изучить, но и глубоко переосмыслить. Это был период мучительных научных поисков, ломки старых представлений об экономической действительности, болезненного обновления прежнего мировоззрения и постепенного формирования рыночного мышления, которое еще воспринималось индивидуальным сознанием, как нечто чуждое, касающееся не нас, а их, живущих в капиталистическом обществе.

Упорство Маргариты Израилевны, присущее ей с детских лет, сравнительно быстро позволило овладеть высотами неоклассики и другими направлениями экономической теории, богатейшим арсеналом которых уже располагали ученые индустриально развитых стран мира. О своем пристрастии к свободному экономическому мышлению, открывшему ей путь в Вольное экономическое общество России, в котором она состоит с начала 90-х годов, а с 1996 года возглавляет его региональную организацию, открыто заявляла М. И. Беркович в своих научных статьях. В них содержались весомые результаты научных исследований по актуальным проблемам переходной экономики России. Эти статьи проложили дорогу к высотам докторской диссертации, написанной ею на тему «Отраслевой кризис в условиях макроэкономической дестабилизации» при научном консультировании проф. М. И. Скаржинским и успешно защищенной в Совете по защите докторских диссертаций при Ивановском государственном университете (ИвГУ) в 1998 году. Следует заметить, что докторское диссертационное исследование проводилось Маргаритой

Израилевной без отрыва от основной работы и общественной деятельности.

Прохождение диссертации в Совете на соискание докторской степени - ещё более сложный процесс, который не многие соискатели с успехом проходят. Если кандидатская степень присуждается за наличие у соискателя способностей самостоятельно заниматься разработкой научных проблем, то степень доктора наук подтверждает, что диссертант либо разработал авторскую концепцию, либо решил важную народнохозяйственную задачу. Докторской диссертации М.И. Беркович было присуще и тот, и другой признак. Диссертация защищалась по специальности 08.00.01 - Экономическая теория, но её результаты и выводы выходили далеко за рамки этой области исследования, что вызвало оживленную дискуссию среди членов диссертационного совета, которые, как и официальные оппоненты, отмечали, что диссертация органично сочетает глубокую проработку теоретического материала с его практической ориентацией.

Диссертационный совет по экономическим наукам при ИвГУ, наверное, старейший среди крупных научных центров нашей страны. В нем успешно защитили докторские диссертации многие костромские экономисты, с достоинством усвоившие ивановскую школу экономической мысли. Ее основателем по праву считается именитый отечественный ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой политической экономии ИвГУ Бронислав Дмитриевич Бабаев. Под его несменным руководством диссертационным советом проходят серьезные испытания соискатели кандидатских и докторских степеней. Он не только щепетильно требовательный к диссертационным исследованиям, но и умудренный научно-педагогическим опытом наставник соискателей, щедро отдающий им весь свой талант и богатейшие знания экономической науки. Пройти его школу не так легко, как представляется на первый взгляд. Каждая строчка диссертации подвергается проф. Б.Д. Бабаевым детальному анализу. Практически все диссертации им изучаются до мелочей. Но главное, что Бронислав Дмитриевич настолько эрудирован в экономической теории, что, пожалуй, не найти той экономической проблемы, о которой бы он не знал и не имел собственной точки зрения. Проф. Б. Д. Бабаев настолько увлечен экономикой, что возглавляемая им кафедра превращена в научно-исследовательскую лабораторию, в которую тянется молодежь и открывает для себя таинства экономического мышления.

Не было случая, чтобы Маргарита Израилевна обошла молчанием личные заслуги проф. Б. Д. Бабаева, сыгравшего ощутимую роль в её становлении как ученого, имеющего сегодня собственную экономическую школу. Чтобы понять её значение для экономической науки, следует возвратиться к докторской диссертации проф. М. И. Беркович. Надо особо подчеркнуть, что Маргарита Израилевна всегда стремилась и до сих пор сохраняет свое стремление к познанию достаточно сложных социально-экономических процессов, которые без их динамики исследовать просто-напросто невозможно.

Хорошо известно, что любой из этих процессов, а тем более происходящий в крупных экономических системах, таких, например, как народное хозяйство отдельной страны, развивается циклически. Многие отечественные экономисты считают, что экономические циклы, особенно в капиталистическом хозяйстве, носят исключительно объективный характер, который нельзя не только предотвратить, но и точно предусмотреть. Одной из фаз экономического цикла является кризис, который, как правило, сопровождается депрессией или стагнацией в общественном производстве, охватывающей многие предприятия. Отсюда можно сделать пессимистическое предположение, что циклы и кризисы - практически не управляемые социально-экономические процессы и их надо просто-напросто переждать. Рыночная экономика автоматически сама возродит дремлющие в её недрах социальные силы, которые и выведут общественное производство на траекторию экономического роста. Забыв о китайском варианте эволюционного перехода к рыночной экономике, первое российское правительство, пришедшее к политической власти

после распада СССР, видело причины такого распада не в отсутствии умелого политического руководства страной, а в системном кризисе. Он, по убеждению идеологов первых рыночных реформ в России, неизбежно возникает в административно-командной системе хозяйствования. А раз так, то любые, самые непопулярные и скоропалительные действия высшего эшелона государственного управления можно морально оправдать. Но тогда возникает вполне справедливый вопрос: зачем вообще нужно правительство как орган государственного управления народным хозяйством страны, если рынок сам создаст мотивы к экономическому росту? Отсюда возникал весьма сомнительный вывод: чем меньше государство вмешивается в рыночную экономику, тем лучше в ней идут дела.

До сих пор государство в индустриально развитых странах мира настолько прочно «сидит» в рыночной экономике, что уже давно никто из серьезных ученых не помышляет, как бы его из нее убрать. Государство, вырастающее снизу - от муниципальных образований как самоуправляемых сообществ, хозяйствующих в рамках своей территории, и до центрального правительства, управляющего всем народным хозяйством страны, было, есть и даже в весьма отдаленной перспективе будет наиболее мощным политико-экономическим агентом, призванным играть по рыночным правилам и устанавливать деловые контакты не только с правительствами других стран, но и с частными фирмами. Уместно напомнить, что, не успев прийти к политической власти, первое российское правительство так называемых рыночников, невзирая на проповедуемую ими идеологию либеральных ценностей, якобы так необходимых новому экономическому мышлению, восстающему против государственного присутствия в рыночном хозяйстве любой страны, уже имело экономические связи с деловыми кругами Западной Европы и крупными корпорациями США.

Маргарита Израилевна в докторской диссертации на примере отраслевого кризиса заложила методологический фундамент экономической теории антикризисного управления, аргументированно, на основе привлечения крупного массива фактологической информации доказав, что каждое предприятие или отдельная отрасль общественного производства, как и вся национальная экономика, имеют специфические внутренние резервы для предотвращения кризиса. Требуется предусмотреть расширенное воспроизводство и обновление всех тех резервов, которые еще не востребованы рыночным хозяйством всей страны, частных фирм или же отдельных отраслей, но которые можно оперативно задействовать в процессе предотвращения намечающегося экономического спада. Эти резервы в докторской диссертации Маргариты Израилевны получили название антикризисного потенциала, которым располагают практически все предприятия, но в разной степени, что зависит, в частности, от отраслевой принадлежности бизнеса. В завершающей главе докторской диссертации М.И. Беркович разработаны и предложены теоретические модели эффективного управления антикризисным потенциалом предприятий легкой промышленности России.

Но антикризисный потенциал не ограничивается только рамками отдельных предприятий и даже национальных экономик. Идеологи первых рыночных реформ почему-то сочли отечественную экономику не конкурентоспособной, продукция которой будто бы окажется невостребованной мировым рынком. Теоретически такой методологический подход не выдерживает критики, если иметь в виду, что само понятие мирового рынка является обобщающей абстракцией, удобной для анализа глобальных экономических процессов, охватывающих многие страны или их политико-экономические сообщества, такие, например, как Евросоюз. Но этой абстракции в реальности не существует. Имеется рынок разных стран или их сообществ, равно как имеется национальная экономика различных государств, проводимых в международном сообществе свою экономическую и социальную политику.

Экономика каждой современной страны отличается в первую очередь уровнем индустриального

развития. Всем хорошо известно, что на рынке правят цены, которые слабо коррелируют с качеством производимой продукции. Если руководствоваться теорией сравнительных издержек Д. Риккардо, то вполне вероятно, что любая продукция может пользоваться спросом в одних странах и не быть востребованной в других странах. Правительство, слабо владеющее информацией о динамике спроса в различных странах мира и игнорирующее установление с их государствами достаточно прочных деловых контактов, открывающих выход отечественных предприятий на рынок этих государств, обречено не только на то, чтобы доказывать своему народу идею слабой конкурентоспособности производимой им продукции, но и ввергнуть народное хозяйство в очередной системный кризис. Он, как убедительно доказывает новая и новейшая история, приведет в движение такие общественные силы, которые сметут такое правительство и коренным образом преобразуют в стране существующую политико-экономическую систему.

Новейшие научные разработки профессора М. И. Беркович пропитаны идеей выхода промышленных предприятий и других частных фирм региональной экономики на страновые и межстрановые рынки различных государств и их политико-экономических союзов. Но этой идеей не ограничивается научный поиск Маргариты Израилевны. Вообще её замыслы пронизаны заботой о стабильном и прогрессирующем развитии регионального хозяйства как Костромской области, так и других субъектов Российской Федерации. Маргариту Израилевну, набравшую солидный опыт научного руководства аспирантами и соискателями, в буквальном смысле одолевает талантливая молодежь, которую она начинает приобщать к экономической науке уже со студенческой скамьи.

И плодовитость научно-педагогической деятельности проф. М.И. Беркович не перестает удивлять многих ученых. Она в течение многих лет возглавляла совет по защите экономических диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при КГТУ, а ныне является не только членом трех диссертационных советов, но и заместителем председателя объединенного регионального диссертационного совета, учрежденного двумя московскими вузами и КГТУ. Ежегодное издание нескольких монографий, учебных пособий, успешная защита диссертантов, научное руководство разработкой студенческих дипломных проектов, востребованных многими предприятиями региональной экономики, активное участие в различных научных сообществах и мероприятиях, публикации в центральных и университетских журналах - такова малая толика того, чем живет проф. М. И. Беркович. И это созданная за долгие годы воистину творческая школа жизни, всецело подчиненная экономической науке.

Не буду перечислять всех наград и титулов Маргариты Израилевны, однако следует отметить, что она одна из первых ученых-экономистов Костромской области удостоилась присвоения высокого звания академика Российской академии естественных наук (РАЕН) и отмечена государственной наградой - орденом Дружбы, подчеркивающим её глубокое уважение к людям, к любому человеку, будь это студент-первокурсник или же видный государственный деятель.

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. В последние годы появились исследования, в которых доказывается, что любая наука по сути своей прагматично рассудочна и в этом смысле бездуховна, а значит, находится на более низкой ступени развития разума, чем метафизика, апеллирующая к сверхсознанию, очевидно, Богом избранных людей, исключительно одаренных и супер гениальных. Вспоминается идея Ф. Ницше о сверхчеловеке, образ которого открыл путь нацистским идеологам к обоснованию арийской расы и психофизиологического портрета ее величайшего вождя. Наука как человеческий процесс не только рассудочно рациональна, интеллектуально богата, но и эмоционально насыщена, если это, конечно, именно наука. В науке всегда рациональны ее результаты, а не сам процесс научного творчества. Интеллектуальное, пропитанное эмоциональным, неизбежно порождает в каждом человеке богатое духовное начало, которое начинает им управлять.

Если бы Вы видели, с какой эмоциональной трепетностью Маргарита Израилевна относится

к своим ученикам, как радуется их научным достижениям и как огорчает её пассивность студентов и аспирантов, с какой одухотворенностью она берется за разработку новых научных проектов, часто выполняя за других рутинную работу, как она кропотливо изучает диссертационные исследования и с каким неподдельным энтузиазмом пишет на них обстоятельно аргументированные отзывы, часто засиживаясь до позднего вечера в своем уютном кабинете, вряд ли бы у Вас возникла идея чистой рассудочности экономической науки, которой отдает весь свой талант и от которой с молодости сама одухотворяется, одухотворяя всех своих учеников, а во многих случаях и коллег, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей Школы РФ Маргарита Беркович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.