Научная статья на тему 'Цельный человек (к 80-летию А. И. Добрынина)'

Цельный человек (к 80-летию А. И. Добрынина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цельный человек (к 80-летию А. И. Добрынина)»

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Итак, кончается концерт, Всю жизнь готовящийся нами, Что прерывался временами, Но - получившийся в конце.

Ах, как прекрасен миг, когда -Пусть из нейлона, из металла -Семь струн, как будто семь запалов, Взрывают души. Это - да!

Где с залом мы глаза в глаза Решали странные задачи, И, несмотря на неудачи, Нам все же было что сказать.

И над собой хоть на вершок Ты вырастаешь. Хоть на малость... Вот жаль, что песенка осталась Всего одна.

На посошок.

Здоровья Вам, дорогой Бронислав Дмитриевич, радости от каждого дня и неисчерпаемого творчества.

Tchekmaryov V.V. WE - QUICKLY GROWING DIM FLAME AND AGAIN FLARING FIRE (TO B. D. BABAYEV'S 80 ANNIVERSARY)

Может быть одно из главных качеств, которое привлекло и привлекает окружающих к Александру Ивановичу Добрынину - его целостность.

Высказываемые им новые идеи всегда подчеркнуто соотносились с основополагающими для него философско-мировоззренческими принципами. Будь то беседа у ночного костра под негромкий перебор струн гитары Сергея Дятлова, будь то студенческая аудитория, будь то научные конференции начала девяностых годов ушедшего ХХ века, на которых он неоднократно выступал против идеологического шабаша, который разыгрывался вокруг имени Карла Маркса. Защиту чести великого учёного и социального мыслителя профессор Добрынин считал своим долгом и не уставал разъяснять его значение для мировой научной мысли. Вслед за выдающимся философом И. Т. Фроловым он отмечал, что та пошлость и грубая фальсификация, которая под влиянием политико-идеологической конъюнктуры изливается на имя Маркса, есть реакция клеветников на собственные поверхностные, извращённые представления о марксизме, который они осваивали по популярным брошюрам без глубоких самостоятельных интеллектуальных усилий. К философии Маркса А. И. Добрынин обращался не раз в связи с исследованием проблемы человеческого капитала. Он рассматривает марксизм не как теорию классовой борьбы, а как по-преимуществу учение об освобождении и развитии человека. При этом подчёркивал, что позиция Маркса в отношении сущности человека в течение многих десятилетий в силу идеологических причин преподносилась упрощённо. Маркс формировал свои взгляды, полемизируя с Фейербахом, поэтому понимание человека как социального существа выражено им в категорической форме. Это создало почву для односторонних интерпретаций, а именно «растворению» человека в «общественных отношениях». Сущность человека -совокупность общественных отношений, но человек не сводим к своей сущности, биологическое опосредуется и преобразовывается социальным, оставаясь биологическим. При этом развитие каждого человека есть присвоение и воспроизведение социокультурного опыта человека. И здесь человеческая сущность выступает как историческая общественная связь людей. Люди творят общественные связи и в ситуации отчуждения не абстрактная сила противостоит отдельному индивиду, а его собственная сущность. Своим творчеством А. И. Добрынин постоянно подтверждал названый тезис. Очевидно, что он не мог окончательно решить экзистенциональные проблемы, но и никогда не уклонялся от их решения. Находясь в вечном поиске, он постоянно раздвигает мировоззренческий, а вслед за ним и жизненный горизонт. И тем самым развивает себя и осваивает мир. Возьмём к примеру учебник по «Общей экономической

УДК 330.8

Чекмарёв В. В.

ЦЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК (К 80-ЛЕТИЮ А. И. ДОБРЫНИНА)

© Чекмарёв В. В., 2009

Цельный человек (к 80-летию А. И. Добрынина)

теории», написанный А. И. Добрыниным совместно с коллегами и выдержавший четыре издания. Ну в каком ещё из вышедших за последние два десятка лет учебников для студентов есть глава, посвящённая методологии экономического познания?

Новая роль методологии экономической науки при осуществлении комплексных исследований заключается в обосновании методологических (мировоззренческих) принципов, в интеграции методов познания, включая обеспечение «диалога» между представителями различных наук о человеке. Современное знание, наука и техника всё более и более вмешиваются в природу человека, меняют извечные условия его существования. И здесь методология познания выступает своеобразным регулятивом самого процесса.

Человеческий капитал по мнению действительного члена Академии гуманитарных наук А. И. Добрынина - это не только экономическая категория. Это ещё и механизм преобразующий деятельности. Правда, степень осознания этого фактора существенно отстаёт от реального процесса познания. Но вряд ли кто-нибудь всерьёз будет утверждать, что природа и общество не должны исследоваться под углом зрения интересов и потребностей человека. Человек - вот центр глобальных проблем. И в этом контексте А. И. Добрынин - вестник и летописец «человеческого капитала». Он - спусковой курок этого научного направления в Российской экономической науке. Профессор А. И. Добрынин являлся научным руководителем ряда научно-исследовательских и издательских проектов, поддержанных различными грантами: «Эффективность использования человеческого капитала в переходной экономике» - грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в 1996-1997 гг.; «Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования» - грант РГНФ в 1998 г.; «Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности экономики региона» - грант по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук Министерства образования Российской Федерации в 2001-2002 гг. и др. Библейское сказанное о всемирном потопе повествует о долгом блуждании Ноева ковчега в поисках берега, пока не прилетел обратно выпущенный в небо голубь с веткой оливы в клюве. Ветка была вестью о всплывшей суше. Такой вестью стали и публикации Заслуженного деятеля науки Российской Федерации А. И. Добрынина. И, думаю, не случайно нужен был этот особенно добрый (Добрынин полностью оправдывает свою фамилию) взгляд, поднявшийся над ожесточением эпохи в формате «рабочая сила» - и «никаких гвоздей». В рамках теории человеческого капитала под руководством А. И. Добрынина возникла солидная научная школа (более десятка докторов и кандидатов экономических наук, развивающих теорию человеческого капитала).

Жизнь Александра Ивановича продолжается в его учениках. За пятьдесят лет преподавательской деятельности он обучил несколько тысяч студентов, подготовил более 100 кандидатов и 25 докторов экономических наук. За вклад в подготовку кадров высшей квалификации, разработку проблем закономерностей и факторов экономического роста, равновесного развития национальной и региональной экономики, а также теории разработки региональных межотраслевых балансов награждён орденом Почёта.

А. И. Добрынин. Корень фамилии - добро, добрый, доброта. И как будто бы о нём воронежец Костя Фролов написал песню «Вальс о доброте». Давайте вчитаемся в строки этой бардовской песни, и соотнесём ритм стихов с ритмом сердца и души Александра Ивановича Добрынина.

Словно круги по воде Люди друг другу

от волшебства лебедей, НуЖНы,

без высокопарных слов, Мы для любви рождены,

бескорыстно и светло И, наверно, неспроста

доброта исходит от людей будет наша жизнь пуста,

если в ней исчезнет

Доброта...

Здоровья и творческих успехов Вам, Александр Иванович!

Tchekmaryov V.V.

THE BALANCED PERSON (TO A.I.DOBRYNIN'S 80 ANNIVERSARY)

Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009 Ы5Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.