Научная статья на тему 'МВД России как субъект финансовой безопасности'

МВД России как субъект финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / MINISTRY OF INTERIOR / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / BUDGET PROCESS / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / CRISIS EVENTS / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Валентинович

Рассматриваются аспекты, характеризующие текущие проблемы исполнения бюджета. Определяется роль Министерства внутренних дел в этом процессе. Анализируется правовая база, лежащая в основе контрольной деятельности. Предлагаются меры по повышению эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артемьев Николай Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ministry of the Interior of Russia as a subject of financial security

Aspects characterizing the current events of budget execution are considered. The role of the Ministry of the Interior of Russia in this process is defined. The legal base, the laydown of controlling function is analyzed. The measures of raising the effectiveness of this process are suggested.

Текст научной работы на тему «МВД России как субъект финансовой безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.23 ББК 65.1

МВД РОССИИ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОМ

БЕЗОПАСНОСТИ

НИКОЛАЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ АРТЕМЬЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор экономических наук, профессор В.Ф. Гапоненко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются аспекты, характеризующие текущие проблемы исполнения бюджета. Определяется роль Министерства внутренних дел в этом процессе. Анализируется правовая база, лежащая в основе контрольной деятельности. Предлагаются меры по повышению эффективности данного процесса.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, бюджетный процесс, финансовая безопасность, экономический рост, кризисные явления, предпринимательство, малый бизнес.

Annotation. Aspects characterizing the current events of budget execution are considered. The role of the Ministry of the Interior of Russia in this process is defined. The legal base, the laydown of controlling function is analyzed. The measures of raising the effectiveness of this process are suggested.

Keywords: Ministry of Interior, budget process, financial security, economic growth, crisis events, еntrepreneurs, small business.

Российское государство переживает сегодня далеко не самый простой период своего развития, что обусловлено существованием ряда объективных внутренних и внешних факторов. Прежде всего к ним относятся особенности сформировавшейся в последние десятилетия структуры национальной экономики, в которой роль добывающих отраслей является исключительно гипертрофированной. Наглядно свидетельствуют об этом параметры бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. [6], согласно которым в ближайшей перспективе около половины доходов федерального бюджета должны составлять нефтегазовые постуления.

К следующей группе факторов текущего снижения темпов экономического роста относится низкая эффективность промышленного производства. В частности она обусловлена слабой инновационной активностью бизнеса и государства, технологическим отставанием и, как следствие этого, сравнительно низким уровнем производительности труда, высокой степенью износа основных фондов, высокой удельной стоимостью пассивной части основных производственных фондов, значительной энергоемкостью ВВП, ощутимым уровнем монополизации производства, продолжающейся эмиграцией квалифицированных трудовых ресурсов на фоне стареющего населения страны, недостаточной эффективностью государственного управления и коррупцией, высокими налогами на бизнес и наличием значительного теневого сектора.

Зависимость от конъюнктуры рынка энергоносителей можно признать одновременно и внутри- и внеш-

неэкономическим фактором, значимость которого для экономики нашей страны определятся текущей внешнеэкономической конъюнктурой, обусловливающей объемы предложения энергоносителей и соответствующие им мировые цены. Проблем отечественной экономике добавляют конфликт с Украиной, который привел к разрыву устоявшихся связей, росту внешнеполитической напряженности, обмену санкциями между странами Запада и Россией. Все это привело к ослаблению рубля и ускорению инфляции, росту процентных ставок по кредитам и оттоку капитала.

Влияние ряда менее важных, но все же весьма значимых факторов в совокупности с вышеперечисленными привело к рецессии экономики нашей страны. По данным Министерства экономического развития [12] рост ВВП за одиннадцать месяцев 2014 г. составил всего 0,6%. Негативное влияние на динамику ВВП оказали, прежде всего обрабатывающие производства, строительство, платные услуги и чистые налоги на продукты и импорт.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики, % к соответствующему периоду предыдущего года [12]

Годы 2013 г. 2014 г.

Периоды Ноябрь Январь-ноябрь Ноябрь Январь-ноябрь

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВВП1 102,4 101,3 99,5 100,6

Индекс потребительских цен, на конец периода2 100,6 105,9 101,3 108,5

Индекс промышленного производства3 102,8 100,4 99,6 101,5

Обрабатывающие производства4 104,8 100,4 97,0 101,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства 110,3 106,0 97,9 103,3

Инвестиции в основной капитал 100,4 99,6 95,2 97,2

Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 101,6 100,3 95,3 95,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения 102,2 104,1 95,3 99,7

Оборот розничной торговли 104,1 103,9 101,8 102,2

Объем платных услуг населению 100,9 102,3 101,1 101,2

Экспорт товаров, млрд. долл. США 46,8 473,8 37,61 459,3

Импорт товаров, млрд. долл. США 29,8 308,8 23,2 282,9

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 107,3 107,7 78,3 100,9

Как видно из таблицы, уверенный рост в истекшем году демонстрировали лишь цены, и все говорит о том, что кризисные явления в наступившем периоде будут продолжаться.

Оценки западных экспертов являются еще более критичными. Так агентство Bloomberg на основе собранных им данных резко повысило вероятность наступления дефолта в нашей стране [13]. Не исключает такое развитие событий и американский финансист Д. Сорос.

Косвенным подтверждением дальнейшего развития кризиса является резкое снижение числа легальных трудовых мигрантов. Согласно заявлению главы ФМС РФ К. Ромодановского [14] причинами данного сокращения являются состояние экономики страны, а также принятие дополнительных мер по упорядочиванию их пребывания в нашей стране5.

На фоне данных тенденций усложняется достижение основных параметров Федерального бюджета на 2015-2017 гг., который декларируется как «бюджет для граждан» [15] и предусматривает в качестве основной цели государства - повышение уровня и качества жизни населения посредством увеличения реальных доходов населения.

11,2 11

10,8 10,6 10,4 10,2 10 9,8

2012

■ Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Планируемое изменение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Основной проблемой, которая в текущем году может повлиять на исполнение бюджета и затруднить выполнение государством своих социальных обязательств, является снижение нефтегазовых доходов, вызванное падением цен на нефть. Бюджет Российской Федерации на 2015 г. был изначально сверстан из

расчета мировой цены на нефть в 96 долларов за баррель. По оценкам экспертов [16] при средней цене 60 долларов за баррель общее падение российской экономики может превысить 5%. Снижение до 40 долларов приведет к еще более глубокой рецессии. В Минфине и Минэкономразвития прорабатываются различные

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

сценарии действий исходя из данных вариантов развития. Основная масса аналитиков сходится на оценке среднегодовой цены барреля около 55-60 долларов, что в любом случае ниже значений, заложенных в бюджет. Отсюда следует, что Правительство России будет вынуждено переформатировать бюджетную политику в направлении снижения расходов и активизации такого фискального резерва, как ужесточение налоговой дисциплины для всех субъектов налоговых отношений в России. Именно собираемость налогов становится исключительно актуальной в свете Послания Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г., в котором была высказана мысль о необходимости «на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться» [8].

Необходимо признать, что низкая налоговая культура, доходящая до налогового нигилизма, является в нашем обществе массовым явлением. В этой связи исполнительным органам предстоит решать непростую задачу: при снижении общего числа проверок6 повысить их качество и, главное, с учетом текущей ситуации, финансовую эффективность.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, представляющее собой один из базовых институтов реализации функций государственного управления, является одним из основных силовых инструментов, позволяющих обеспечивать стабильное экономическое развитие страны посредством противодействия правонарушениям и преступлениям экономической направленности. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос усиления и конкретизации мер борьбы МВД с теневым сектором экономики, наносящим серьезный ущерб финансовой системе страны и являющимся экономической базой деятельности различных преступных групп.

Теневая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства России (МСП) как один из видов экономических правонарушений оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности, приводит к снижению результативности бюджетного процесса. Теневая экономика как синоним налоговой преступности характеризуется повышенной общественной опасностью, играет негативную социальную роль и ухудшает в целом инвестиционный климат.

Работа полиции в рассматриваемых направлениях усложняется на протяжении нескольких последних лет. Курс Правительства России на снижение административных барьеров для сектора МСП значительно затруднил возможность реализации представителями органов внутренних дел своих контрольных функций. В частности, в соответствии с данным курсом был принят ряд федеральных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок действий правоохранителей в этом направлении.

Приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции

общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики», по реализации требований Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» исключил внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Положения данного приказа были направлены на исключение фактов проведения подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий, не лицензируемых МВД России видов деятельности, а также иных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, если несоблюдение таких требований не содержит признаков преступлений или относящихся к компетенции органов внутренних дел административных правонарушений. Кроме этого, Приказ содержал норму, предусматривающую необходимость проведения служебной проверки по каждому выявленному факту незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, нарушения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с привлечением виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Приказ № 1156 от 29 декабря 2012 г. «Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства», отменивший требования приказа № 1065, утвердил положения, согласно которым подразделение полиции «в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с иными подразделениями территориального органа МВД России, подразделениями иных правоохранительных органов, государственных органов и органов местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами» исключительно в рамках компетенции полиции.

Актом, серьезно ограничивающим возможности выявления противоправных деяний органами внутренних дел, является Федеральный закон 294-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный нормативный акт содержит комплекс мер по модернизации системы контроля. Согласно его требованиям основная масса проверок должна проводиться в плановом порядке не чаще чем один раз в три года. При этом предусмотрено обязательное утверждение ежегодных планов органами прокуратуры. Проведение внеплановых проверок допускается только по согласованию с прокуратурой. Количество оснований для проведения минимизировано. К ним относятся:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

«1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах (в ред. Федерального закона от 18 июня 2011 г. № 242-ФЗ):

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ);

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 введен Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18 июня 2011 г. № 242-ФЗ)».

Обращения и заявления анонимного плана не являются основанием для проведения внеплановой проверки.

Дополнительно к плану законом вменяется в обязанность контролирующим органам уведомлять предпринимателей о факте проведения проверки не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала.

Федеральным законом № 293-ФЗ от 26 декабря 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности» была установлена возможность участия сотрудников милиции в выездных проверках только на основании запросов налоговых органов. Самостоятельное принятие решений о проведении проверок запрещалось.

Федеральный закон № 380-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» внес изменения в перечень полномочий сотрудников милиции по составлению административных протоколов по более чем тридцати составам правонарушений, затронув и такие значимые с точки зрения тенеобразующего эффекта составы, как нарушения порядка ведения кассовых операций, нарушения правил продажи товаров и нарушения порядка работы с денежной наличностью.

Кроме вышеизложенных изменений, дальнейшая гуманизация законодательства по отношению к предпринимателям проявилась в направлении либерализации их ответственности за совершение ряда экономических преступлений, в том числе и налоговых. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления. Согласно его нормам индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае неуплаты налогов и сборов на сумму более 600 тыс. руб. за три финансовых года подряд и при условии, что сокрытая часть превышает 10% суммы, подлежащей уплате, либо превышает порог в 1,8 млн. руб. Особо крупным размером Закон признает неуплату за указанный период более 3 млн. руб., при превышении 20% подлежащих уплате сумм, либо неуплату, превышающую 9 млн. руб.

Для юридических лиц пороговые значения неуплаты, являющиеся основанием привлечения к уголовной ответственности еще более значительны. Это превышение 2 млн. руб. в течение трех лет подряд при условии превышения 10% предназначенных к уплате сумм, либо сумма более 6 млн. руб., а особо крупным размером считается превышение 10 млн. в течение трех лет, составляющее более 20% общей суммы или сокрытие 30 млн. руб.

Видим, что пороги привлечения к уголовной ответственности весьма значительны, что позволяет предпринимателям чувствовать себя достаточно комфортно в широком диапазоне сокрытия. Кроме этого, у лиц, впервые совершивших налоговые преступления, появилась возможность освобождения от уголовного наказания в случае уплаты недоимки и погашения всех штрафных санкций. Инициатором возбуждения уголовного дела в случае уклонения в крупном и особо крупном размерах выступают налоговые органы, как правило, не имеющие всей полноты финансовой информации о субъекте бизнеса.

Как следует из проведенного анализа, у профильных подразделений МВД России на протяжении последних лет сократилось количество доступных инструментов, возможных к применению в деле выявления налоговых правонарушений и легализации деятельности малого бизнеса. Данная тенденция отри-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

цательно сказывается на эффективности государственного контроля в целом и обусловливает существование налоговых преступлений и фактов безнаказанности лиц, их совершающих. Качественный контроль предопределяет оптимизацию деятельности контролируемых субъектов, обеспечивает укрепление исполнительской дисциплины, законности и правопорядка.

Необходимо признать, что в 2014 г. в процессуальную практику возвращен действующий до 2011 г. механизм возбуждения уголовных дел. Данное обстоятельство обусловлено тем, что введение в действие в 2011 г. п. 1.1 ст. 140 УПК РФ, регламентирующего возможность возбуждения уголовного дела по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 198-199.2 исключительно на основе материалов, направленных налоговыми органами, привело к значительному снижению эффективности раскрытия налоговых преступлений.

В новой редакции ст. 140 УПК РФ «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела» Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 308-Ф3 исключено положение п. 1.1, определяющее возможность возбуждения уголовного дела по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 198-199.2 УК РФ только на основании материалов, направленных налоговыми органами. Таким образом, у следователей появилась возможность возбуждения «налоговых» дел на основании: заявления о преступлении; явки с повинной; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников; постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Данная инновация (возвращение к прежде существовавшему порядку) определенным образом расширяет спектр инструментов, которыми располагают сотрудники ОВД по выявлению и пресечению налоговых правонарушений. Наряду с возможностью направления материалов налоговикам с целью проведения последними проверки и принятия соответствующих решений, а также участия вместе с налоговыми органами в выездных проверках (ст. 36 НК РФ) сотрудники полиции имеют возможность использовать весь спектр оперативно-разыскных мероприятий с последующим направлением материалов в СК РФ, минуя промежуточную фазу направления материалов на проверку в налоговые органы.

Безусловно, данный алгоритм повышает результативность действий правоохранительных органов и, вместе с тем, может нести в себе ряд негативных последствий. Прежде всего, это может проявляться в конкуренции ведомств за потенциально возможные коррупционные доходы. Кроме этого, серьезно возрастает государственное давление на бизнес в результате получения силовиками возможности пополнения бюджета различными средствами, включающими упростившиеся процедуры уголовного преследования.

В этой связи в условиях безусловного соблюдения требований законодательства органами внутренних дел должен обеспечиваться жесткий контроль за всеми источниками поступления средств в бюджет, к которым, наряду с прочими, относятся и субъекты малого бизнеса. Исходя из этого сегодня представляется необходимым:

• принятие мер правоохранительного характера, позволяющих повысить собираемость налогов посредством пресечения налоговых правонарушений;

• достижение оптимального баланса между регламентным регулированием проводимых контрольных процедур и их эффективностью;

• перераспределение ресурсов контролирующих инстанций на объекты повышенного риска;

• установление контроля за наличным денежным обращением, в том числе посредством дальнейшего ограничения расчетов наличными деньгами по определенным сделкам;

• разработка и реализация мер по усилению контроля за процессом обращения различных денежных суррогатов;

• совершенствование механизма контроля за соответствием между доходами и расходами физических лиц.

Литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) http://www.consultant.ru/popular/ ирЫ/ Дата обращения 11 января 2015 г.

2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) http://base.garant.ru/12125267/ Дата обращения 11 января 2015 г.

3. Федеральный закон № 294-ФЗ от 30 декабря

2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» http://base.garant.ru/12164247/ Дата обращения 11 января 2015 г.

4. Федеральным законом № 293-ФЗ от 26 декабря

2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающийся проверок субъектов предпринимательской деятельности» http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?base=LAW&n=110181&req=doc Дата обращения 11 января 2015 г.

5. Федеральный закон № 380-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169779 Дата обращения 11 января 2015 г.

6. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172899/ Дата обращения 11 января 2015 г.

7. Федеральный закон № 524 ФЗ от 31 декабря

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

2014 г. «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173153/ Дата обращения 11 января 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Послание Президента Федеральному Собранию

4 декабря 2014 г. http://www.kremlin.ru/news/47173 Дата обращения 12 декабря 2014 г.

9. Приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики», по реализации требований Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=EXP&n=444138&req=doc Дата обращения 11 января 2015 г.

10. Приказ № 1156 от 29 декабря 2012 г. «Об утверждении Типовых положений о подразделениях организации применения административного законодательства и подразделениях по исполнению административного законодательства» http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=564226 Дата обращения 11 января 2015 г.

11. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12169413/#ixzz3Jbr4ubrF Дата обращения 11 января 2015 г.

12. Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации» http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/ Дата обращения

5 января 2015 г.

13. Россия оказалась на пятом месте в мире по вероятности дефолта. www.forbes.ru/news/277221 Дата обращения 9 января 2015 г.

14. Глава ФМС рассказал о сокращении числа мигрантов в России на 70 процентов http://lenta.ru/news/ 2015/01/09/migrant/ Дата обращения 9 января 2015 г.

15. Бюджет для граждан http://minfin.ru/common/ upload/library/2014/12/main/Budzhet_5_12_2014_site. pdf Дата обращения 23 декабря 2014 г.

16. Нефть: шейки против США http://svpressa.ru/ economy/article/109358/ Дата обращения 11 января

2015 г.

References

1. Criminal procedure code of the Russian Federation (UPK RF) http://www.consultant.ru/popular/upkrf/ date accessed 11.01.2015.

2. The code of administrative offences (KoAP RF) http://base.garant.ru/12125267/ Date accessed 11.01.2015.

3. Federal law N 294-FZ dated 30 December 2008 "On protection of rights of legal entities and individual

entrepreneurs when exercising state control (supervision) and municipal control" http://base.garant.ru/12164247/ Date accessed 11.01.2015.

4. Federal law N 293-FZ of December 26, 2009 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in part of exception of extra-procedural rights of the bodies of internal affairs of the Russian Federation concerning himself of inspections of business entities" http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=110181&req=doc Date accessed 11.01.2015.

5. Federal law N 380-FZ of 28 December 2009 "On amendments to the RF Code of administrative offences" http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=169779 Date accessed 11.01.2015.

6. Federal law from 2 December 2013 N 349-FZ (as amended on 26.12.2014) "On the Federal budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016" http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172899/ Date accessed 11.01.2015.

7. Federal law No. 524 dated 31 December 2014 "On application-research Institute amendments to article 27 of the Federal law "On procedure of exit from the Russian Federation and entering the Russian Federation" http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173153/ Date accessed 11.01.2015.

8. The presidential address to the Federal Assembly on December 4, 2014 http://www.kremlin.ru/news/47173. Reference date 12.12.2014.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from December 5, 2008, No. 1065 "On measures to improve the activities of public security police in protecting the rights of citizens in the sphere of Economics, to implement the requirements of the decree of the President of the Russian Federation from May 15, 2008 N 797 "On urgent measures on liquidation of administrative restrictions at realisation of enterprise activity" http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=444138&req=doc Date accessed 11.01.2015.

10. Order No. 1156 dated 29 December 2012 "On approving the Model regulations on the organization of administrative legislation and departments for the execution of the administrative legislation" http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=564226 Date accessed 11.01.2015.

11. The order of the Interior Ministry and Federal tax service dated June 30, 2009 N 495/MM-7-2-347 "On approval of the procedure of interaction of internal Affairs bodies and tax authorities in the prevention, detection and pre-cross section of the tax delinquency and crime" (with changes and additions) http://base.garant. ru/12169413/#ixzz3Jbr4ubrF. Date accessed 11.01.2015.

12. Monitoring "On socio-economic development of the Russian Federation" http://economy.gov.ru/minec/ac-tivity/sections/macro/ Reference date 05.01.2015.

13. Russia was in fifth place in the world on the probability of default. www.forbes.ru/news/277221. Reference date 09.01.2015.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

14. The head of the FMS told about the reduction in the number of migrants in Russia by 70 percent http://lenta. ru/news/2015/01/09/migrant/ Reference date 09.01.2015.

15. The budget for citizens http://minfin.ru/common/ upload/library/2014/12/main/Budzhet_5_12_2014_site. pdf. Date accessed on 23.12.2014.

16. Oil: cervical vs. USA. http://svpressa.ru/economy/ article/109358/ Date accessed 11.01.2015.

1 Оценка.

2 Ноябрь - в % к предыдущему месяцу, январь-ноябрь - в % к декабрю предыдущего года.

3 Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды». С учетом поправки на неформальную деятельность.

4 С учетом поправки на неформальную деятельность.

5 Подробнее см. Федеральный закон № 524 ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

6 Президент в своем Послании Федеральному Собранию призвал надзорные, контрольные и правоохранительные органы избавить бизнес от «навязчивого надзора и контроля». Для этого предлагается предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы, сделать каждую проверку публичной для чего создать единый реестр проверок хозяйствующих субъектов, обеспечивающий прозрачность проведения проверок, а также способствующий открытости сведений о результатах проведения контрольных мероприятий.

УДК 336.02 ББК 65

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СФЕРА НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ,

доцент кафедры «Финансы и цены» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

кандидат экономических наук E-mail: [email protected]; ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА САВЕЛЬЕВА, адьюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Описываются наиболее значимые для налогового контроля элементы: определяющие компоненты налогового администрирования; задачи налогового контроля; общая модель налогового контроля, отражающая взаимосвязь налогового администрирования и налогового контроля. Проведен анализ действующих в российской налоговой системе налоговых принципов и предложены два новых, направленных на наиболее полную реализацию задач налогового контроля. Предложено дополнить современное содержание налогового контроля тремя областями, в настоящее время не нашедших свое отражение в его определении.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, принципы налогового контроля, налоговая проверка, эффективность налогового контроля.

Annotation. Described the following most significant for tax control elements: defining the components of the tax administration, tax control tasks, as well as a general model of tax control, reflecting the relationship of tax administration and tax control. The analysis of tax principals operating in Russian tax system and proposed 2 new, aiming at the full implementation of the objectives of tax control. Proposed to supplement the current content of the tax control by three areas, not currently reflected in its definition.

Keywords: tax administration, tax control, principles of tax control, tax audit, efficiency of tax control.

Налоговое администрирование является инструментом государственного регулирования экономических отношений в рамках реализуемой финансовой

политики и выступает системой высшего уровня иерархии относительно налогового контроля, обеспечивающего на территориальном уровне диагностику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.