Научная статья на тему 'Музыкальный театр дореволюционного Царицына и его меценаты'

Музыкальный театр дореволюционного Царицына и его меценаты Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

785
72
Поделиться
Ключевые слова
МЕЦЕНАТСТВО / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ЦАРИЦЫН / ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Арутюнов Дмитрий Рафаэлович

Дается обзор событий, связанных с историей становления музыкального театра в дореволюционном Царицыне и осмысленных в социокультурном контексте жизни города второй пол. XIXнач. XX в. Освещается вклад в развитие театра крупных царицынских меценатов.

Music theater of Tsaritsin before the Revolution and its supporters

There is given the review of the events connected with the music theater history and establishing in Tsaritsin before the Revolution and caused by the social and cultural city life context in the second half of the XIX the beginning of the XX century. The Tsaritsin great supporters' contribution to the theater development is viewed.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Арутюнов Дмитрий Рафаэлович,

Текст научной работы на тему «Музыкальный театр дореволюционного Царицына и его меценаты»

Д.Р. АРУТЮНОВ (Волгоград)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА И ЕГО МЕЦЕНАТЫ

Дается обзор событий, связанных с историей становления музыкального театра в дореволюционном Царицыне и осмысленных в социокультурном контексте жизни города второй пол. XIX- нач. XX в. Освещается вклад в развитие театра крупнъа царицынских меценатов.

Ключевые слова: меценатство, периодизация, музыкальный театр,

Царицын, театральный репертуар.

Феномен меценатства со времени своего возникновения и появления первых зафиксированных в римской античной истории свидетельств о нем всегда вызывал к себе особый интерес. Он встречается в разные периоды всемирной истории, сопутствуя жизнедеятельности личностей особого типа, стремящихся к высотам и добивающихся успехов, благосостояния и всеобщего признания, при этом покровительствующих искусству и направляющих часть своих средств - и нередко весьма значительную - на пользу обществу.

В последние годы отечественный и зарубежные исследователи проявили заметный интерес к проблеме меценатства. Ученые различных научных специальностей и школ сфокусировали свое внимание на таких его аспектах, как различия в отношении к меценатству на Западе и в России [7], социальные, нравственные и патриотические мотивы [5]; коррелирование отдельных его проявлений с психологией личности [6], а также с социально-экономическими факторами и стратегиями, влияющими на развитие общества [2].

Современная наука обращается к богатейшему опыту прошлого и, прежде всего, к отечественной истории, многие страницы которой украшены примерами меценатства. В этой связи вспоминается известное мнение В. Ключевского, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного

благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья человека.

Действительно, многими своими достижениями отечественная художественная культура обязана не только щедрым представителям русской аристократии, купечества, промышленников и банкиров, но также их гражданской позиции, религиозным убеждениям и развитому чувству прекрасного. Благородное служение российских меценатов своему Отечеству воплотилось в создании общедоступных музеев и уникальных художественных коллекций, театров и издательств, а также общественных больниц, научных лабораторий, домов призрения. Среди наиболее известных из них (Морозовы и Рябушинские, П. Третьяков и С. Мамонтов, М. Тенишева и Ю. Нечаев-Мальцев, К. Солдатенков и А. Бахрушин), имена меценатов «местного значения», связанные с культурой отдельных российских регионов, кажутся едва ли не затерявшимися.

Для изучения заслуг царицынских покровителей искусства обратимся к страницам дореволюционной истории города. Многие события его культурной жизни «волею меценатских прихотей» оказались связаны с музыкально-драматическим театром. В отличие от столичных театров, где разделение по репертуару произошло уже в 1830-х годах, провинциальные коллективы работали в «смешанном жанре». Примечательно, что в силу ряда обстоятельств театральная эпоха в Царицыне началась гораздо позднее, чем во многих провинциальных городах России: лишь в последней трети XIX в., тогда как, например, в Тамбове первый общедоступный театр городского типа был основан в 1786 г., в Твери, Воронеже и Вологде - в 1787 г., Харькове -в 1789 г., Курске - в 1792 г., Нижнем Новгороде - в 1798 г.

Как известно, Царицын, заселенный поначалу стрельцами, появился в 1589 г. как город-крепость для защиты южных границ Российского государства. В 1717 - 1720 гг. по указу Петра I было начато строительство мощной Царицынской оборонительной линии. Сложная социально-политическая история Царицына XVI - XVIII вв. обусловила и проблемный характер его культурного развития. Набеги калмыков, крымских татар, целый ряд крестьянских войн (под

© Арутюнов Д.Р., 2009

водительством Степана Разина - 1667 г., 1670 - 1671 гг., Кондратия Булавина - 1707 г., Емельяна Пугачева - 1774 г.), волнения казачества, походы самозванцев («сынов Петра», например, беглого крестьянина Богомолова - 1772 г.) - все вышеперечисленное вряд ли может быть охарактеризовано как факторы, способствующие развитию искусства в городе.

С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII в. границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город утратил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 г. в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 г. к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных [4].

Устойчивый статус города формируется у Царицына, начиная с 1800-х годов, и закрепляется в пореформенные 1860 -1870-е годы. Начинается новый период в истории города, происходит торгово-промышленный переворот. Обратимся к статистическим данным, заимствованным из краеведческих источников. В 1807 г. в Царицыне проживало менее 3 тыс. человек. После начала строительства в 1862 г. первой железной (Волго-Донской) дороги население заметно увеличилось и составило 7027 человек. Из них купечество насчитывало 1030 и торгующих мещан - 543 человека. В городе работали три завода - винокуренный и два кирпичных, две ярмарки; имелось шесть православных церквей, одно церковно-приходское училище, одна больница, одна богадельня, 10 каменных и 907 деревянных домов, 34 каменные и несколько сотен деревянных лавок [4]. С развитием Царицына в составе населения появилась интеллигенция, весьма немногочисленная, т. к. динамика его развития обусловила увеличение слоя купечества и промышленников, в том числе иностранных. Именно их финансовые возможности определили появление в культуре Царицына первых форм меценатства, проявившихся в содержании антреприз, приглашении известных артистов-гастролеров.

Периодизацию истории музыкального театра в дореволюционном Царицыне можно представить следующим образом. До 1872 г. - время развития различных форм театра увеселительного плана, связанного с традициями обрядово-бытовой городской культуры. С 1872-го по 1890-е - годы становления музыкального театра, появления плеяды меценатов-антрепренеров и первых постоянных театральных трупп. Рубеж XIX - XX вв. - период наиболее интенсивной и плодотворной музыкально-театральной жизни. В это время в городе появляется постоянно действующая оперная антреприза, одновременно работают несколько музыкально-драматических театров, все чаще приезжают гастролеры, в том числе и именитые: отечественные и зарубежные. Примечательно, что едва ли не каждый этап в развитии театра связан с деятельностью царицынских меценатов. Прежде всего, должны быть названы имена богатых купцов и состоятельных промышленников, удостоенных за свои заслуги звания потомственного почетного гражданина Царицына: Серебряковы, Репниковы, Лапшины, Воронины.

Но в самом начале театральной истории города «заглавные роли» принадлежали другим покровителям искусства. Первым официальным сообщением о существовании театра в городе стало донесение полицмейстера Царицына губернатору Саратова, датированное 1872 г. В те времена театры находились в ведении полиции. Сводка о состоянии театров была следующего содержания: «В Саратовской губернии имеется три театра: два в Саратове, летний и зимний, третий в Царицыне в частном каменном здании, принадлежащем купцу Калинину, и содержится почетным гражданином Александром Астаповым, по театру Ярославцевым» [9]. В труппу в то время входило 15 человек: 8 мужчин и 7 женщин. К сожалению, имена первых актеров городского театра не сохранились.

Город ко времени появления музыкального театра представлял собой две улицы вдоль Волги, восемь переулков в центральной его части за крепостным земляным валом, тянувшимся по линии нынешнего проспекта им. Ленина. Севернее были Бутырки, западнее - Преображенский форштадт, а дальше, на пустырях, - калмыцкие кибитки и разные лачуги. Местом развле-

чений, гуляний царицынской публики служил земляной вал, где были увеселения на любой вкус: «... различные цирки и балаганы, в которых японские акробаты и русские скоморохи, кукольники и простые шарманщики занимали и развлекали народ. Особенно в дни больших ярмарок все стремились к балаганам, где была и медвежья потеха, и гудошники, и гусляры, где знаменитый Петрушка зазывал на кукольную “комедь ”» [1: 6].

Предприниматель, удачливый выходец из пензенских крестьян А. Шувалов присмотрел и арендовал в долине р. Царицы небольшой сад, впоследствии получивший название «Конкордия». Там он построил деревянное здание с земляным полом и «воксалом» (так раньше называлась открытая сцена). Плата за посещение была установлена в размере 20 копеек. Репертуар шуваловского театра был пестрым и включал как известные развлекательные комедии, фарсы и водевили (в частности, «Ворона в павлиньих перьях», «Простушка и воспитанная», «Лев Гурыч Синичкин»), так и классические пьесы: «Горе от ума» Грибоедова, «Не в свои сани не садись» и «Доходное место» А.Н. Островского. Каждый год летом Шувалов сдавал театр разным антрепренерам. Долина Царицы превратилась в место развлечений горожан, т. к. помимо театра на открытой сцене выступали солисты и «дуэтисты», цыганские хоры и ансамбли танцоров.

В 1880 - 1890-х гг. в Царицын все чаще стали приезжать на гастроли известные антрепризные труппы, в частности, Товарищество московских артистов с В.Н. Ан-дреевым-Бурлаком (1883), а также провинциальные премьеры: М.И. Писарев, А.К. Любский, О.В. Арди-Светлова, любимый актер демократической русской интеллигенции тех лет М.Т. Иванов-Козель-ский. Облик Царицына в 1890-х годах отличали контрасты. С одной стороны, насыщенная театральная жизнь, премьеры, гастроли увлекали некторую часть горожан. С другой, - по свидетельству современника Е.Л. Маркова, известного российского публициста и критика, «...впечатление громадного ярмарочного села, куда начинает вторгаться то там, то здесь городская цивилизация в виде больших каменных домов, хорошо снабженных магазинов, торговых складов и пр. Есть даже гимназия, женская

гимназия и разные другие просвещенные учреждения. Но над всем этим господствует, все потопляет в себе пыльный и грязный мужицкий базар. Царицын в сущности -один гигантский хлебный лабаз, к которому все остальное прилеплено только случайно, словно ради приличия...» (цит. по: [8: 174]).

Первые свидетельства о появлении в городе оперной труппы приходятся на 1902 г., когда антреприза Н.И. Собольщикова-Самарина поставила «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Демона» и «Купца Калашникова» А. Рубинштейна. В дальнейшем постановку оперной русской и зарубежной классики осуществляет труппа В.М. Миллера, выходца из семьи обрусевших немцев, сына купца второй гильдии - успешного антрепренера и щедрого мецената. Обладая прекрасным драматическим тенором, В. Миллер брал уроки у лучших оперных певцов страны и успешно играл во многих любительских спектаклях. Сделать карьеру оперного певца ему помешало только одно обстоятельство: огромное наследство и мощный по тем временам горчичный завод в Сарепте, продукция которого вывозилась не только за пределы Царицына, но и за границу. Большие доходы приносила также выстроенная Миллером крупнейшая в Царицыне гостиница «Люкс» с единственным в городе неслыханным по тем временам удобством -лифтом.

С деятельностью Миллера связано открытие в 1907 г. постоянно действующего театра «Конкордия». В состав оперной труппы Миллера вошли певцы разных музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова. Ее репертуар включал целый ряд шедевров русской оперной классики: «Жизнь за царя» Глинки, «Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского. В сезон 1908 г. в обеих операх пели Николай и Медея Фигнеры - солисты петербургского Мариинского императорского театра. Зарубежную оперу представляли «Гугеноты» и «Африканка» Мейербера, «Аида» и «Травиата» Верди, «Лакме» Делиба, «Паяцы» Леонкавалло. Особых успехов труппа В. Миллера достигла в 1909 г.: в ноябре состоялось 24 оперных спектакля, шедших с большим успехом [1: 37]. В театре Миллера в том же году прошли триумфальные гастроли Ф. Шаляпина, а в апреле 1912 г. - Л. Собинова

и примадонны Миланской оперы Б. Мар-тинелли.

Одним из наиболее просвещенных царицынских меценатов был А.А. Репников, купец первой гильдии, миллионер, действительный статский советник, учредитель общества содействия школьному образованию, попечитель школ, гимназий и общества Красного Креста, владелец мануфактурных магазинов, а также второй по величине гостиницы в Царицыне - «Столичных номеров купца Репникова». Обладая приятным тенором, в молодости, как и Миллер, он принимал активное участие в любительских спектаклях и концертах. С 1890-го г. А. Репников стал председателем местного отделения Императорского Российского музыкального общества, которое с просветительскими целями и при вложении его личных финансовых средств устраивало для горожан многочисленные концерты местных и приезжих артистов. Младший брат А. Репникова Василий окончил в свое время Московскую консерваторию по классу виолончели. Есть свидетельства о том, что оба Репникова, большие любители и знатоки классической музыки, планировали открыть в Царицыне консерваторию для обучения талантов из народа. Но этой замечательной идее не суждено было сбыться.

1913 г. был ознаменован значительным событием в жизни Царицына. На средства Репникова с помощью городской Думы было выстроено великолепнейшее здание -Дом науки и искусства с залом вместимостью 1100 человек. В советское время в здании размещался Волгоградский драматический театр им. М. Горького, а ныне работает Волгоградский Новый Экспериментальный театр. На его строительство Репников выделил 50 тыс. руб. - огромные по тем временам деньги. В 1914 г. на средства мецената и при участии Общества содействия внешкольному образованию, организовавшего любительский театральный кружок, создается Народный театр. В его репертуаре были комические пантомимы и драматические спектакли. Так, премьера по пьесе Н. Островского «Не так живи, как хочется» собрала около 500 зрителей.

Таким образом, значительные успехи дореволюционного царицынского театра, отдельным из которых могут позавидовать и современные волгоградские театры, вполне достойны того, чтобы быть зафиксированными в летописи достижений отече-

ственной культуры. Именно поэтому одной из задач современного краеведения является тщательная разработка архивных источников, имеющих отношение к деятельности губернских и уездных меценатов, заложивших в российской глубинке множество замечательных традиций.

Литература

1. Андрианова Г. Художественный облик Царицына - Сталинграда. Волгоград, 1991.

2. Аронов А. «Золотой век» русского меценатства. М., 1995.

3. Афанасьев В., Соколов А. Благотворительность в России: историографические аспекты проблемы. СПб., 1998.

4. Минх А. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды Калмыкии и Царицынский. Саратов, 1898 - 19G2.

5. Прохоров В. Социальные, духовно-нравственные и патриотические мотивы меценатства в России: ист. очерк || Учен. зап. | Моск. гос. соц. ун-та. М., 1999. № 1.

6. Радзецкая О.В. Меценатство и благотворительность в музыке как форма выражения сокровенного мира человека (Россия, конец XIX -нач. XX вв.): автореф. дис. ... канд. культурологических наук. /Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 1998.

7. Хорькова Е. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.

8. Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI в. -1917 г.) // Царицын - Сталинград - Волгоград в документах /под общ. ред. проф. М.М. Загорулько. Волгоград, 2GG5. Т. 4.

9. Центральный государственный исторический архив СССР. Ф. 77б. Оп. 25. № 2G2. Л. 75 - 7б.

Music theater of Tsaritsin before the Revolution and its supporters

There is given the review of the events connected with the music theater history and establishing in Tsaritsin before the Revolution and caused by the social and cultural city life context in the second half of the XIX- the beginning of the XX century. The Tsaritsin great supporters ’ contribution to the theater development is viewed.

Key words: sponsoring, period setting, music theater, Tsaritsin, theater repertoire.