Научная статья на тему 'Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына (к вопросу о роли меценатов)'

Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына (к вопросу о роли меценатов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЦАРИЦЫН / МЕЦЕНАТСТВО / В. МИЛЛЕР / А. РЕПНИКОВ / А. ЛАПШИН / Г. СЕРЕБРЯКОВ / ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиксимова Марина Васильевна

Статья посвящена обзору основных направлений деятельности меценатов дореволюционного Царицына. Автор подчеркивает роль В. Миллера, А. Репникова, А. Лапшина, Г. Серебрякова в развитии театра, а также школьного и внешкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына (к вопросу о роли меценатов)»

Теория и история культуры

М. В. СИКСИМОВА

музыкальная жизнь дореволюционного царицына

(К вопросу о роли меценатов)

Статья посвящена обзору основных направлений деятельности меценатов дореволюционного царицына. Автор подчеркивает роль в. Миллера, А. репникова, А. Лапшина, Г. Серебрякова в развитии театра, а также школьного и внешкольного образования.

Ключевые слова: дореволюционный царицын, меценатство, в. Миллер, а. репников, а. Лапшин, Г. Серебряков, Императорское русское музыкальное общество.

Российская действительность знает немало примеров благотворительности. Представители крупного бизнеса, банкиры, промышленники, известные артисты и многие другие наши современники вносят вклад в сохранение памятников художественной культуры Отечества: передают в дар государству уникальные семейные реликвии, коллекции произведений искусства; приобретают на аукционах бесценные раритеты и пополняют ими государственные музейные собрания. Но, на наш взгляд, практика меценатства нынешнего времени далека от традиций прошлого и зачастую проявляет себя вопреки общественным нормам и принципам, будучи скорее исключением, нежели устойчивым правилом.

В этой связи хотелось бы обратиться к богатейшему опыту прошлого отечественной культуры. Благотворительность в России, по выражению В. О. Ключевского, была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья человека. Пожертвования промышленников, представителей аристократии и купечества выражали их гражданскую позицию, религиозные убеждения и стремление к прекрасному. Служение благотворителей (Морозовых, Рябу-шинских, П. Третьякова, С. Мамонтова, М. Тени-шевой, Ю. Нечаева-Мальцева, К. Солдатенкова, А. Бахрушина) своему Отечеству воплотилось в создании уникальных художественных коллекций, общедоступных музеев, театров, книгоиздательств, общественных больниц.

В ряду этих выдающихся имен их «собратья местного значения» кажутся едва ли не затерявшимися. Для оценки заслуг царицынских меценатов, патронирующая деятельность которых была связана преимущественно с искусством (музыкальными театрами) и просветительством (учреждениями образования), обратимся к некоторым страницам дореволюционной истории города.

Как известно, стрелецкое поселение Царицын было основано в 1589 году как город-крепость для защиты южных границ российского государства. На протяжении ХУИ-ХУШ столетий он сохранял свою «сторожевую» функцию и развивался в соответствующем направлении: была построена

Царицынская оборонительная линия (1717-1720), сформировано Волжское казачье войско.

С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII века границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия и казачье войско были упразднены - населенный пункт утратил военно-стратегическое значение и на долгие годы превратился в типичный уездный городок Саратовской губернии.

С 1800-х годов формируется социально-политический статус города Царицына, закрепленный в пореформенные 1860-1870-е в связи с новым периодом истории - этапом торгово-промышленного переворота.

Обратимся к статистическим данным, заимствованным из краеведческих источников. В 1807 году здесь проживало менее 3000 человек. С началом строительства в 1862 году первой железной (Волго-Донской) дороги численность населения заметно увеличилась и составила 7027 человек (из них купцы - 1030, торгующие мещане - 543). В городе было три завода (один винокуренный и два кирпичных), две ярмарки, шесть православных церквей, церковно-приходское училище, больница, богадельня, 10 каменных и 907 деревянных домов, 34 каменные и несколько сотен деревянных лавок [1].

Постепенно в Царицыне начала формироваться интеллигенция, однако динамика развития города более способствовала увеличению числа купцов и промышленников (в том числе иностранных). Именно их финансовые возможности определили появление в местной культуре таких зачаточных форм меценатства, как содержание антреприз и приглашение известных артистов-гастролеров.

В те времена театры находились в ведении полиции, поэтому первым официальным документом о царицынском театре является донесение городского полицмейстера саратовскому губернатору, датированное 1872 годом: «В Саратовской губернии имеется три театра: два в Саратове, летний и зимний, третий в Царицыне, в частном каменном здании, принадлежащем купцу Калинину, и содержится почетным гражданином Александром Астаповым, по театру Ярославцевым» [2]. В состав труппы входило 15 человек: 8 мужчин и 7

№ 2 (36), 2010 "Культурная жизнь Юга России"

женщин. К сожалению, имена первых актеров не известны. Отметим, что столь позднее начало «театральной эпохи» невыгодно отличает Царицын от многих провинциальных городов России, где возникновение этих учреждений искусства пришлось на последние десятилетия ХУШ века. К примеру, в Тамбове первый общедоступный театр был основан в 1786-м, в Твери, Воронеже и Вологде - в 1787-м, в Харькове - в 1789-м, в Курске - в 1792-м, в Нижнем Новгороде - в 1798 году.

Ко времени появления музыкального театра Царицын представлял собой две улицы вдоль Волги, восемь переулков в центральной части, а кроме этого - пустыри с калмыцкими кибитками и разными лачугами.

Местом гуляний и увеселений являлся земляной вал. Г. Андрианова пишет: «Здесь были различные цирки и балаганы, в которых японские акробаты и русские скоморохи, кукольники и простые шарманщики занимали и развлекали народ. Особенно в дни больших ярмарок все стремились к балаганам, где была и медвежья потеха, и гу-дошники, и гусляры, где знаменитый Петрушка зазывал на кукольную "комедь"» [3].

Вскоре предприниматель Андрей Шувалов, выходец из пензенских крестьян, арендовал в долине реки Царицы небольшой сад, впоследствии получивший название «Конкордия». Там он построил деревянное сараеобразное здание с земляным полом и «воксалом» (открытой сценой). Так появился шуваловский театр. Пестрый репертуар первого сезона включал как развлекательные комедии, фарсы и водевили (упомянем, в частности, водевиль Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»), так и классические пьесы («Горе от ума» А. Грибоедова, «Не в свои сани не садись» и «Доходное место» А. Островского). Ежегодно летом Шувалов сдавал театр антрепренерам. Долина превратилась в место развлечений: помимо актеров, на открытой сцене выступали сольные певцы и дуэты, цыганские хоры и ансамбли танцоров.

В 1880-1890-е годы стали все чаще заезжать гастролеры - такие известные антрепризные труппы, как Товарищество московских артистов с участием В. Н. Андреева-Бурлака (1883), и провинциальные премьеры М. И. Писарев, А. К. Любский, О. В. Арди-Светлова и любимый актер демократической русской интеллигенции тех лет М. Т. Иванов-Козельский.

Примечательна внутренняя контрастность жизни Царицына в 1890-е годы. С одной стороны, часть населения увлекалась искусством (насыщенная театральная жизнь, премьеры, гастроли), с другой, по словам автора ряда историко-этно-графических очерков Е. Л. Маркова, город в это время производил «впечатление громадного ярмарочного села, куда начинает вторгаться то там, то здесь городская цивилизация в виде больших каменных домов, хорошо снабженных магазинов, торговых складов и пр. Есть даже гимназия, женская гимназия и разные другие просвещенные учреждения. Но над всем этим господствует, все потопляет в себе пыльный и грязный мужицкий ба-

зар. Царицын в сущности - один гигантский хлебный лабаз, к которому все остальное прилеплено только случайно, словно ради приличия» [4].

Первые свидетельства о появлении оперной труппы приходятся на 1902 год, когда антреприза Н. И. Собольщикова-Самарина поставила «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Демона» и «Купца Калашникова» А. Рубинштейна. В дальнейшем оперными постановками русской и зарубежной классики занималась труппа В. М. Миллера, выходца из семьи обрусевших немцев, сына купца второй гильдии - успешного антрепренера и щедрого мецената. Обладая прекрасным драматическим тенором, он брал уроки у лучших оперных певцов страны и успешно играл во многих любительских спектаклях. Сделать карьеру оперного певца Миллеру «помешали» огромное наследство и большие доходы от горчичного завода в Сарепте (продукцию этого предприятия вывозили не только за пределы города, но и за границу) и от крупнейшей в Царицыне гостиницы «Люкс» (имевшей неслыханное по тем временам удобство - лифт).

С деятельностью Миллера связано открытие в 1907 году постоянно действующего вышеупомянутого театра «Конкордия». В состав его оперной труппы вошли певцы музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова. Ее репертуар включал шедевры русской оперной классики: «Жизнь за царя» Глинки, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского (в 1908 г. в обеих операх пели Николай и Медея Фигнер - солисты Петербургского Мариинского императорского театра). Зарубежную оперу представляли «Гугеноты» и «Африканка» Мейербера, «Аида» и «Травиата» Верди, «Лакме» Делиба, «Паяцы» Леонкавалло. Особых успехов труппа достигла в 1909-м (в ноябре прошло с большим успехом 24 спектакля) [5]. В том же году состоялись триумфальные гастроли Ф. Шаляпина, а в апреле 1912-го - Л. Собинова и примадонны миланской оперы Б. Мартинелли.

Одним из наиболее просвещенных царицынских меценатов был А. А. Репников - купец первой гильдии, миллионер, действительный статский советник, владелец второй по величине гостиницы в городе («Столичные номера купца Репникова») и мануфактурных магазинов. Обладая приятным тенором, в молодости он, как и Миллер, принимал активное участие в любительских спектаклях и концертах.

1913 год ознаменован значительным событием в жизни Царицына: на средства Репникова (50 тыс. руб.) с помощью городской думы построен Дом науки и искусства, зал которого мог вместить 1100 человек. В 1914 году при финансовой поддержке мецената и участии любительского театрального кружка при Обществе содействия внешкольному образованию (учредителем которого также был Репников) создан Народный театр. В его репертуаре преобладали комические пантомимы и драматические спектакли. Так, премьера спектакля по пьесе Островского «Не так живи, как хочется» собрала около 500 зрителей.

Репников известен и своим вкладом в сферу образования: он был попечителем школ и гимназий. Кроме того, известно, что меценат выделил две комнаты в здании Дома науки и искусства для формировавшегося в Царицыне краеведческого музея, заботился о его обустройстве и дал 200 рублей на археологические раскопки [6].

Анализируя краеведческую литературу, следует отметить, что в целом обширная деятельность царицынских купцов-меценатов представляется довольно изученной. Она освещена в работах таких известных волгоградских краеведов, как А. Материкин, Е. Комиссарова, И. Литвинова, В. Фоменко, А. Каден, С. Машенцев. Патронирование меценатами музыкально-театральных антреприз нашло отражение в публикациях Г. Андриановой, Д. Арутюнова и Е. Смагиной. Вопрос же об участии «благотворителей» в организации первых в дореволюционном Царицыне учебных заведений музыкального искусства является ма-лоразработанным, однако это направление их деятельности имеет определенную значимость и может представлять научный интерес.

По имеющейся информации, истоки системы музыкального образования связаны с именами Репникова и потомственных почетных граждан Царицына - купцов Г. Г. Серебрякова и А. В. Лапшина. Лапшин, по инициативе и ходатайству которого в 1910 году на базе Царицынского кружка любителей музыки возникло Царицынское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), стал первым его председателем, а Г. Г. Серебряков - одним из первых директоров [7]. Репников в 1912 году исполнял обязанности товарища (заместителя) председателя [8].

Деятельность Царицынского отделения ИРМО имела просветительские цели, выражением которых стали многочисленные общедоступные концерты симфонической и камерной музыки с участием местных и приезжих артистов.

Значительные успехи в области музыкальной культуры дореволюционного Царицына могут послужить хорошим примером для современного Волгограда, поэтому одной из задач краеведения является тщательная разработка архивных источников, рассказывающих о деятельности губернских и уездных меценатов - основоположников множества созидательных традиций в музыкальной жизни российской «глубинки»

литература и источники

1. Минх А. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды Калмыкии и Царицынский: в 4 т. Саратов,1898-1902.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 776. Оп. 25. № 202. Л. 75-76.

3. Андрианова Г. Художественный облик Царицына - Сталинграда. Волгоград, 1991. С. 6.

4. Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI в. - 1917 г.) // Царицын - Сталинград - Волгоград в документах. Волгоград, 2005. С. 174.

5. Андрианова Г. Художественный облик Царицына - Сталинграда ... С. 37.

6. Материкин А., Комиссарова Е. Волгоградский областной краеведческий музей: 90 лет служения Отечеству. 1914-2004. Волгоград, 2005. С. 14.

7. РГИА. Ф. 408. Д. 652. Л. 12 об.

8. Там же. Л. 84.

в статье рассматриваются основные этапы становления детского хорового исполнительства на примере деятельности известных российских ансамблей.

Ключевые слова: певческая культура детей, методика работы с детским хором.

m. v. siksimova. music culture of tzaritsin at pre-revolutionary period

(Issue of Maecenases' part)

This article is devoted to the survey of basic directions of Maecenases' activities in pre-revolutionary Tzaritsin. The author emphasizes the roles of V. Miller, A. Repnikov, A Lapshin, G. Serebryakov who helped to develop theatre and also school and out-of-school education.

Key words:pre-revolutionary Tzaritsin, patronage, V. Miller, A. Repnikov. A. Lapshin, G. Serebryakov, Emperor's Russian music society.

н. Б. БУЯН0ВА

детский хор как самостоятельное направление в хоровом исполнительстве второй половины ХХ века

(Исторический очерк)

Для русской классической музыкальной шко- Серов видел цель музыкального просвещения в лы всегда были характерны идеи просветительс- том, чтобы научить детей слушать, понимать му-тва. Так, музыкальный критик и композитор А. Н. зыку и уметь наслаждаться искусством. Эта цель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.