Научная статья на тему 'Музыкальные занятия в общеобразовательной школе как средство формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся'

Музыкальные занятия в общеобразовательной школе как средство формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / MUSICAL STUDIES AT SECONDARY SCHOOL / HEALTHY LIFESTYLE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиганова Ксения Сергеевна

В статье раскрывается потенциал, условия и принципы организации учебных и внеурочных музыкальных занятий в общеобразовательной школе для формирования мотивации здорового образа жизни школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиганова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical studies at secondary school as pupils' healthy lifestyle motivation formation

Musical studies organization at secondary school for healthy lifestyle motivation formation potential, conditions and principles are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Музыкальные занятия в общеобразовательной школе как средство формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся»

УДК 37

Жиганова Ксения Сергеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

zhiganovakseniya@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрывается потенциал, условия и принципы организации учебных и внеурочных музыкальных занятий в общеобразовательной школе для формирования мотивации здорового образа жизни школьников.

Ключевые слова: музыкальные занятия в общеобразовательной школе, мотивация здорового образа жизни

На современном этапе развития общества возрастают требования к физическому развитию человека, в свою очередь, возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения активно-положительного отношения к своему здоровью.

Педагогический процесс в современной школе в полной мере не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психологической незрелости, и, даже усугубляет это состояние.

Сегодня, в педагогической теории и практике предлагается множество средств направленных на формирование здоровья школьников, а также положительного отношения к своему здоровью. В большинстве случаев они носят профилактический характер и сочетаются с реальными физическими упражнениями, а также предусматривают профилактику аддиктивного поведения детей и в этом случае, здоровый образ жизни рассматривается как средство профилактики болезней, акцентируя внимание на укреплении физического здоровья, при этом школьники не осознают связи физического и эмоционального здоровья, личной ответственности за свое здоровье, возлагая всю ответственность на медицину. Мотивационный компонент практически отсутствует в методах воспитания, уступая место в основном просвещению учащихся.

Поэтому в комплексе проблем воспитания детей особенно остро сегодня ощущается потребность в поиске педагогических средств, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни.

В практике решение проблемы формирования мотивации здорового образа школьников существуют разнообразные методики, однако потенциал отдельных школьных предметов, например, художественно-эстетического цикла, которым являются музыкальные занятия, в общеобразовательной школе в этом смысле почти не рассматриваются, практически отсутствует методическая база использования здоровьесберегающих возможностей музыки, на учебных занятиях в школе, не смотря на заложенные в музыке здоровьесберегающие возможности. Знание о целебных свойствах музыки насчитывает не одно тысячелетие, об уникальных возмож-

ностях музыки в изменении и поддержании психоэмоционального здоровья говорили еще философы Авиценна, Аристотель, Платон, Пифагор; современная наука и практика как зарубежная, так и отечественная имеет данные изучения влияния музыки на здоровье человека, в науке выделено направление, изучающее механизмы лечебного воздействия музыки на человека - «музыкотерапия»; музыка воздействует на эмоциональное состояние, благотворно влияет на эмоциональное благополучие человека [2; 3]; эмоции, вызванные музыкой, тесно связаны с реакциями в организме [1; 5]; музыка «тонизирует», питает эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы, повышает иммунитет [1; 5]; музыка воздействует на интеллектуальную сферу человека и мозг [4], на многие сферы личности, в том числе эмоциональную, когнитивную, поведенческую, интеллектуальную, мотивационную. Музыка обладает многоканальным спектром воздействия, которая затрагивает бессознательные слои психики, влияет на чувства ребенка, проникая сквозь механизмы сознания в глубины бессознательного. Воспитательное влияние музыкальных произведений заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Важно, что в процессе этого переживания происходит формирование ценностного отношения к своему будущему. Таким образом, музыка, или музыкальное искусство может быть направлено на осмысление своего настоящего существования и прогнозирования своей будущей жизни школьников.

Специфика, условия организации занятий и применения музыкальных методов, способствующих формированию мотивации здорового образа жизни детей в общеобразовательных школах, к настоящему моменту специально не исследовалось.

В общеобразовательной школе встреча детей с музыкальным искусством происходит на музыкальных занятиях (учебные или урок музыки и внеурочные музыкальные занятия), общая цель которых формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры.

Учитывая здоровьесберегающий потенциал музыки, музыкальные занятия в школе могут также

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Жиганова К.С., 2012

выступать средством формирования мотивации здорового образа школьников, при создании ряда условий, выявленных нами в ходе анализа литературы по данной проблеме, обсуждений открытых уроков, проведения анкетирования, анализа опыта работы учителей музыки и сопоставив их с результатами собственного наблюдения. Эффективность музыкальных занятий как средства формирования мотивации школьников в общеобразовательной школе повышается, если:

- использовать здоровьесберегающие технологии; обеспечить гуманизацию музыкального воздействия;

- создать благоприятный психологический климат в коллективе;

- использовать эстетический потенциал социального окружения;

- организовать взаимодействие детей и родителей;

- обеспечить координацию действий педагогов по формированию мотивации здорового образа жизни.

Все перечисленные нами условия находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и реализуются в комплексе, дополняя друг друга, работая на одну общую цель. Соблюдение данных условий обеспечивает эффективность использования на занятиях средств, формирующих мотивацию здорового образа жизни, не нарушая образовательных стандартов и логики занятий, что не маловажно имеет минимальную зависимость от темы, формы (урок, внеурочное музыкальное занятие), типа занятий (введение, углубление в тему и т.д.), видов деятельности (исполнение музыки, пение, слушание, беседа, игра на инструментах, инсценировка). Подобные ресурсы отвечают требованиям учебных программ и материала, которые могут быть использованы и на уроке, и в самостоятельной работе учащихся.

Организация музыкальных занятий в школе (уроки и внеурочные музыкальные занятия) опирается на ряд принципов, которые необходимо учитывать при формировании мотивации здорового образа жизни, дополнив их содержание здоровьесберегающими компонентами. Принцип самореализации и самовыражения, играющий на наш взгляд важную роль для формирования мотивации здорового образа жизни. Удовлетворенность приносит чувство успешности, благоприятно сказывается на здоровье. Принцип свободы выражения своих собственных замыслов и идей - свобода выбора деятельности, форм в выражении своих идей, потребностей, интересов, Ребенок должен организовать свое время, а не подчиняться всецело руководству; ориентация на инициативность ребенка. Самостоятельность. Принцип сотрудничества и сотворчества. Этот принцип организации музыкальных занятий предполагает совместную творческую деятельность детей, учителей, родителей и др. направленную на овладение новыми знаниями, умениями, навыками в про-

цессе деятельности. Принцип индивидуализации -построение деятельности в коллективе с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, возрастных особенностей участников; требует диагностики и на ее основе разработки индивидуальных маршрутов формирования мотивации здорового образа жизни. Принцип интеграции различных видов искусств. Искусство (музыка сливается с театральным, изобразительным, прикладным искусством) оказывает благоприятное воздействие на все компоненты здоровья человека через его эмоциональный, чувственный мир. Принцип взаимодействия различных организаций образовательных учреждений разных типов, учреждения культуры, привлечение различных специалистов.

Главным приемом воздействия является специально подобранные музыкальные произведения, музыкотерапевтические методы, приемы, упражнения, основанные на релаксации, ритмотерапии, вокалотерапии, тонировании, элементах кинези-терапии и имаготерапии, адаптированные для применения в общеобразовательной школе и основанные на музыкальном материале школьной программы.

В ходе проведенной работы нами проверялось условие, которое предполагало сочетание психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка в сочетании со стимулированием рефлексивного отношения к своему здоровью, которое заключалось в реализации последовательных действий.

1. Музыкальное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

2. Рефлексивное осмысление (рефлексивная оценка ребенком этого воздействия).

3. Оптимистическая стратегия будущего (помощь в определении задач и конкретных действий по сохранению и укреплению своего здоровья).

Школьники включаются в музыкальные занятия, сначала на уроке, затем в различную внеурочную музыкальную деятельность, в рамках которых осуществляется деятельность, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни. На учебных занятиях (уроках) традиционные виды деятельности обогащаются новыми методами, не разрушая при этом логики, целостности, художественно-педагогической идеи урока, так слушание музыки дополняется методами релаксации и ритмотера-пии, пение совместимо с методом вокалотерапии и тонирования, игра на музыкальных инструментах с ритмотерапией, кинезитерапией, разыгрывание сценок и песен с методом кинезитерапии, имаготе-рапии, ритмотерапии. Изучение музыкальных произведений осуществлялось посредствам музыкотерапевтических упражнений, которые помогали усвоить новую музыку, вместе с тем способствовали укреплению дыхательной системы, способствова-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

187

ли расслаблению, стимуляции или разрядке эмоционального состояния детей.

Внеурочная музыкальная деятельность в общеобразовательной школе, как средство формирования мотивации здорового образа жизни детей является во многом продолжением, закреплением и углублением знаний, умений навыков формируемых в урочной деятельности, но имеет свои особенности и преимущества: возможность использовать большее разнообразие форм. Занятия в релаксационной комнате, тренинги для тех, кто нуждается в индивидуальной, точечной помощи или просто желает дополнительно, более углубленно освоить здоровьесберегающие музыкотерапевтические методы; тематические праздники, вечера, музыкальные гостиные, музыкальные и театральные студии и т.д.), индивидуальный подход, свобода выбора тематики занятия, реализация специальных или собственных программ, деятельность на внеурочных музыкальных занятиях направлена на закрепление здоровьеформирующей деятельности, умений и навыков, формируемых на уроках музыки; организация досуга детей во внеурочное время исключает негативное воздействие на здоровье и мотивацию здорового образа жизни социальной среды, кроме того внеурочные музыкальные занятия дают возможность создавать новое здоровьеформирующее пространство, позволяют расширить арсенал методов здоро-вьесбережения; разновозрастный состав детей в одном коллективе; возможность значительно расширить образовательное пространство школьников.

Одной из форм, которая позволяет собрать большее количество детей разного возраста и каждому предоставить деятельность по интересам является создание музыкально-театральной труппы. Музыкально-театральная труппа выполняет следующие функции: просветительская, образовательная, развивающая, воспитывающая, здоровьеформирующая, а также функции самореализации и социализации посредством включения участников в творческую деятельность, основанную на синтезе искусств (музыка, театр, танец, декоративно-прикладное искусство и др.). Одной из основных функций деятельности музыкально-театрального объединения, мы считаем, может являться формирование мотивации здорового образа жизни. В данном коллективе дети имеют возможность заниматься музыкой (сольное, ансамблевое, хоровое пение), театром (актерская игра, сценарист, режиссура, фотограф, костюмер, гример, постановка трюков), танцами, прикладным искусством, рукоделием. Деятельность направлена на конечный результат - создание уникального спектакля созданного самими участниками от сценария до премьеры. Во время работы над спектаклем активно использовались здоровьесберегающие, здоровьеформирующие знания, закреплялись умения и навыки.

На внеурочных музыкальных занятиях деятельность по формированию мотивации здорового образа жизни осуществляется через оздоровление, самореализацию, толерантность отношений и рефлексию. Одним из важных условий мы считаем совместную деятельность в театре педагогов, родителей и детей. Совместная деятельность позволяет создать доверительные отношения, дети, педагоги, родители в такой обстановке становятся более открытыми и восприимчивыми к оздоровительной деятельности.

При реализации на музыкальных занятиях в школе условий и средств формирования мотивации здорового образа жизни была обнаружена позитивная динамика по каждому из показателей детей экспериментальных групп и существенные изменения до и после проведения опытно-экспериментальной работы. Распределение во всех группах по уровням сформированное™ компонентов мотивации ЗОЖ в конце эксперимента существенно отличается. В результате выявлены различия в знаниях по здоровому образу жизни, а также существенные различия в практических умениях и навыках самосохранитель-ного, здоровьесберегающего поведения, наблюдались изменения в структуре мотивации здорового образа жизни. После проведенной работы по всем критериям наблюдается существенное отставание контрольной группы.

В результате работы изменились представления детей о ценности здоровья, значении здорового образа жизни для продуктивной самореализации; появились умения контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях; дополнились знания о возможностях музыкального искусства оказывать влияние не только на эстетическое воспитание, но и на все компоненты здоровья (духовное, нравственное, социальное); дети овладели конкретными практическими музыкальнотерапевтическими здоровьесберегающими, здоровьеформирующими методами и приемами (доступными и привлекательными для детей по содержанию); осознанное отношение и восприятие музыки как реального средства оздоровления, а не только развлечения.

Исследование также показало необходимость дальнейшего изучения данного процесса: выявление возможностей интеграции учебной и внеурочной деятельности для формирования мотивации здорового образа жизни; изучение потенциала музыкальных занятий для решения этой задачи в учреждениях дополнительного образования, детских оздоровительных лагерях и центрах. Необходимо также подвергнуть изучению взаимосвязь различных средств формирования мотивации здорового образа жизни на различных возрастных этапах развития ребенка.

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Библиографический список

1. Бехтерев В.М. Избранные произведения. - Л.: Медизд., 1954.

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия //Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. - 3-е изд. - Тверь, 1985.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические

исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

4. КэмпбеллД.Дж. Эффект Моцарта. - Мн.: ООО «Поппури», 1999. - 320 с.

5. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. Избранные труды. Выпуск 1 / под общей ред. К.М. Быкова. - М.: Гос. изд-во мед. лит-ры., 1952.

УДК 796.81

Челышев Николай Николаевич

Шуйский государственный педагогический университет

N-nikolaevich@mail.ru

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля детско-юношеской спортивной школы. Идентификация факторов позволила интерпретировать их как физическое развитие, показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, начинающие борцы вольного стиля, факторный анализ.

В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, теоретической, морально-волевой, психологической подготовки важнейшее место занимает физическая подготовка. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники. Многие авторы отмечают, что физические качества настолько тесно связаны между собой, что развить одно из них до высокого уровня невозможно без оптимального развития других [3, с. 264].

В реальной практике спортивных единоборств имеют место комплексные формы проявления физических качеств. Особо выделяется сложное взаимодействие собственно силовых и скоростных возможностей человека, поэтому, по мнению специалистов, есть основание говорить о скоростно-силовых качествах [4, с. 50-53].

Проведенный анализ научно-методической литературы по проблемам физической подготовки начинающих борцов, указывает на недостаточную исследованность вопроса факторной структуры физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля. Для совершенствования процесса физического развития указанной категории занимающихся необходимым представляется изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовленность юных борцов. Анализ факторов определяющих структуру физической подготовленности позволит определить слабые и сильные стороны процесса физической подготовки выделить основные компоненты структуры физической подготовленности и обеспечит возможность рационального планирования средств подготовки.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении ведущих факторов физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля.

Результаты и их обсуждение. Исходным материалом для этого анализа послужили результаты комплексного педагогического обследования группы из 35 юношей, занимающиеся вольной борьбой в группе начальной подготовки в зале спортивной борьбы ДЮСШ N° 2 стадион «Спартак» г Иваново, в возрасте 12-13 лет.

1. Факторный анализ результатов осуществлялся с помощью стандартного пакета компьютерных программ статистической обработки (SPSS) [5, с. 240]. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля.

2. В результате факторного анализа выявлено 5 факторов, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил почти 83%. Идентификация факторов, которая осуществлялась за счет анализа величин нагрузок, позволила интерпретировать их как физическое развитие, показатели физической подготовленности [5, с. 240]:

1-й фактор: «комплексное развитие физических качеств», этот фактор составляют тесты общей ловкости, силы, скорости, выносливости. Однако больший вклад составляют тесты на проявление ловкости. Общий вклад в дисперсию составляет 42,4 %.

2-й и 3-й фактор составляют тесты на проявление борцовской ловкости. 2-й фактор составляют вес тела перевороты на мосту через голову (за 1 минуту), а 3-й фактор составляют 10 бросков мельница с колен (сек) и забегание на мосту 3 вправо 3 влево (сек.).

4-й фактор составляют тесты на проявление скоростно-силовых качеств.

© Челышев Н.Н., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.