Научная статья на тему 'Музыкальные ценности современной молодежи в локально-культурном измерении '

Музыкальные ценности современной молодежи в локально-культурном измерении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
355
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СТИЛИ И ЖАНРЫ МУЗЫКИ / УРОВНИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туаева М. А., Хохлова Д. А.

В статье представлены результаты и выводы проведенного автором социологического исследования, позволяющего определить музыкальные ценности современной российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные ценности современной молодежи в локально-культурном измерении »

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЛОКАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ1

© Туаева М.А., Хохлова Д.А.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье представлены результаты и выводы проведенного автором социологического исследования, позволяющего определить музыкальные ценности современной российской молодежи.

Ключевые слова молодежные предпочтения, стили и жанры музыки, уровни музыкального образования, культурно-образовательная политика.

Исследования последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии поп-музыки на выбор стиля жизни, на формирование определенного типа поведения, системы ценностных ориентаций и, в целом, на мировосприятие и мироотношение личности. Н.Я. Джинджихашвили, Г.В. Иванченко, В.Е. Семенов, Т.В. Чередниченко, В.П. Шейнов отмечают исчезновение сакральности, камерности, одухотворенности, возвышенности неповседневности в современной музыке, говорят о вытеснении с ведущих телевизионных экранов народной и классической музыки (исключение составляет телеканал «Культура»).

Подтверждением важности данного исследования могут служить слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им в октябре 2013 года на заседании Совета по культуре и искусству, посвященном роли культурной политики государства в укреплении единства страны. Президент говорил о необходимости создания условий, «при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе станет для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью. Гуманитарная составляющая процесса обучения должна быть более значимой ... только так мы сможем воспитывать грамотных, нуждающихся в качественном художественном продукте граждан, что в свою очередь снизит число людей, ориентированных на массовую, зачастую низкопробную культуру. ... Сберечь Россию такой, какой мы её получили от наших предков, - многонациональной и единой, открытой и самобытной, и обеспечить то самое качество жизни, к которому мы так стремимся, возможно, лишь напрямую соприкоснувшись с мировым и отечественным искусством» [2].

Изучение музыкальных ценностей молодежной аудитори является важным в исследовании общекультурных проблем общества. Анализ значимо-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Философия музыки в России конца XIX - начала XX вв. в контексте проблем современности», проект № 13-33-01021.

сти для современной молодежи музыки разных жанров и стилей позволит конкретизировать проблематику духовно-нравственного климата в молодежной субкультуре, выявить ей динамику, что необходимо для разработки более эффективной культурной политики в масштабах муниципальных, областных, краевых образований, государства в целом.

С целью изучения музыкальных ценностей современной молодежи нами были использованы диагностические техники анкетирования и метода «свободных описаний». В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школы № 4 города Ставрополя, Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права, Северо-Кавказского федерального университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Российской академия музыки имени Гнесиных.

В качестве объекта исследования были выбраны ребята, обучающиеся в десятом классе общеобразовательной школы, студенты 3-4 курсов кооперативного техникума, а также студенты выпускных курсов высших музыкальных учебных заведений. Всего в исследовании приняли участие 102 человека в возрасте от 16 до 26 лет (средний возраст составил 23 года). Респонденты были распределены на три группы: А) «студенты-музыканты» высших учебных музыкального заведения (26 человек); В) школьники и студенты, обучавшиеся в музыкальной школе (24 человека); С) «немузыканты» -школьники и студенты, не имеющие элементарных знаний теории музыки (52 человек). Подобное деление позволяет исследовать музыкальные ценности молодежи на разных уровнях музыкальной образованности. Предельная ошибка репрезентативности составляет 7 %. В целом выделенные выборки гомогенны, что позволило их сравнивать.

Выбор данного контингента в качестве объекта исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Первое - молодежная аудитория является основным потребителем музыкальной продукции. Второе - данное распределение респондентов, согласно нашей гипотезе о влиянии музыкального образования на формирование ценностных ориентаций молодежи в области музыки, может при сравнении дать интересные результаты.

Одним из главных вопросов, заданных респондентам, был: «Музыку какого стиля и жанра вы любите?». Результаты общего анализа анкет (рис. 1): классическая музыка - 24 %; рок (фолк-рок, альтернативный рок, панк рок, рок-н-рол) - 22 %; современная популярная музыка - 17 %; хэви-метал, спид-метал, - 15 %; джаз - 11 %; реп - 4 %; этническая музыка - 3 %; кантри, лаунж, транс, шансон - 1 %.

Полученные данные показывает преимущественный интерес молодежи к различным направлениям рок-музыки, а также к производным или так или иначе связанным с ней стилям метал, реп, транс, лаунж (43 %). К современной популярной музыке и легким эстрадным жанрам в стиле шансон и кантри тя-

потеет в общей сложности 19 % респондентов, а если добавить к этому интерес 11 % опрошенных к более серьезному, но не дотягивающему до классической музыки джазу, то получается, что любителям классики (24 %) и народной музыки (3 %) в целом противостоит 73 %, (более двух третей) любителей музыки возбуждающей, развлекающей, отвлекающей, расслабляющей.

■ Классическая музыка

■ Рок (фолк-рок. альтернативный рок. панк вокрок-н-рол

■ Современная популярная музыка

■ Ыегал (хани-нетал, спнд-иегал)

■ Джаз Реп

Этническая музыка Кантри Ля/шк Транс Шансон

Рис. 1. Интересующие молодежь стили и жанры музыки

Классическую музыку, джаз предпочитают слушать «студенты-музыканты», причем более 46 % из них регулярно посещают концерты классической музыки. Однако они не отрицают того факта, что и современная музыка их тоже интересует. Среди наиболее ярких ответов в этой группе были: «классика - это «панацея», без нее мир будет обречен на гибель», «классика в обработке - это современно», «музыка, которая действительно признана миром, как эталон искусства, не умрет никогда». В то же время настораживают и другие ответы: «классическая музыка - это лишь образец хорошей и качественной музыки, но шедевры встречаются и в других направлениях»; «классическая музыка - это основа музыкального искусства, но в то же время - это вымирающее явление, особенно для тех людей, которые профессионально ей не занимаются». Последние мнения студентов подчеркивают необходимость поиска новых путей в приобщении молодежи к классической музыке, активизации деятельности учителей музыки, педагогов, представителей СМИ, креативных пиар-работников, способных понятно и интересно донести до молодежи информацию о ценностях высокого искусства.

73 % школьников и студентов групп В и С ответили, что концерты классической музыки они не посещают. У подростков-«немузыкантов» можно было встретить такие реплики, как «я бы там уснул», «мне это не интересно». 23 % респондентов из групп В и С, преимущественно лица мужского пола, считают, что классическая музыка - явление вымирающее: их в боль-

шей мере (особенно юношей, возраст которых 16-20 лет) интересуют такие направления, как рок и металл. Однако их же сверстники, когда-то окончившие музыкальную школу, уверены, что концерты классической музыки играют в жизни человека яркую роль.

Радует то, что более 20 % общего числа респондентов считают себя меломанами: «я меломан, пою в различных стилях, но именно это разнообразие порождает творчество». Особо заинтересовали анкеты шестнадцатилетних школьников, не имеющих никакого музыкального образования: «музыка - это то, к чему человек должен прийти сам», «классическая музыка способствует умиротворению души.». Одно из самых ценных высказываний последовало от 17-летнего школьника: «мне не нравится классика, она трудна для понимания». И это еще раз подтверждает необходимость повышения уровня музыкального образования у современной молодежи.

Респондентам также был задан вопрос: «Нравится ли вам русская музыка?» 74 % всех опрашиваемых ребят выразили определенную симпатию к русской музыке. Можно считать, что патриотический дух нашей молодежи остается непоколебимым и сегодня. В группе «студентов-музыкантов» можно было встретить и комментарии к этому вопросу: «понятие «русская музыка» широкое и каждый проявляет интерес лишь к отдельным направлениям, жанрам и стилям», «мне же нравится только русская классика», «люблю русскую музыку, но не современную».

85 % опрашиваемых знакомы с понятием «русская протяжная песнь», 52 % из которых слышали ее в «живом» исполнении и 33 % - в записи. В то же время ни один из опрашиваемых группы В не знает, что такое «протяжная русская песня», в отличие от группы С, где 63 % опрашиваемых это понятие известно. Данное процентное соотношение опять же утверждает важность музыкального образования. Народная музыка - одно из определяющих направлений формирования этнических, национальных, общечеловеческих ценностей. Яркие художественные образы и музыкально-поэтические средства народных песен способствуют глубокому восприятию представлений народа о добре, красоте, ценностях любви. По мнению педагогов, свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать на родном языке: недаром традиционная система обучения дополняется сегодня национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, музыку, танцы [1, с. 124].

Решающую роль в формировании культурных ценностей молодежи играет семья, в том числе, отношение в семье к музыке. Пример родителей -основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. На вопрос: «Кто влияет на Ваши взгляды в окружающем мире?» - 70 % опрошенных ответили - «родители», 19 % - «школа», остальные назвали другие источники влияния (друзья, родственники и т.д.). Семья всегда оказывала и будет оказывать огромное влияние на ребенка. Но озабоченность большинст-

ва современных семей проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей. В этих условиях роль «воспитателей» берет на себя реклама, мода, пиар-технология. Это «воспитание» особенно ярко прослеживается в группе студентов-немузыкантов, которые к числу любимых исполнителей относят тех музыкантов, кто находятся на пике популярности, чьи песни занимают верхние строчки всевозможных хит-парадов.

Подводя итоги статьи, сделаем главный вывод: важнейший фактор, определяющий формирование музыкальных ценностей молодежи, - это музыкальное образование, от уровня которого зависит общий культурный уровень личности. Отсюда и более высокий интерес к серьезной музыке. Качества, которые в будущем определяют восприятие музыки и мира в целом, закладываются в раннем возрасте, в семье и школе. А это означает необходимость музыкального образования не только детей, но и их родителей, а также поиска новых путей в подготовке музыкальных педагогов и самих музыкантов, зачастую неспособных противостоять музыкальной моде, броскости и зрелищности коммерциализированной масскультуры. Необходимо также преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи («коэффициент однообразия»).

Крайне нужна разработка продуманной культурно-образовательной политики на местном и государственном уровнях. При этом надо учитывать важную роль в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия не только школ, ССУЗов и ВУЗов, но и органов СМИ, средств массовой рекламы и PR (паблик рилейшнз). Увеличивающийся поток музыкальной информации, а также возрастающая роль современной популярной музыки в культурной жизни общества требует задуматься также о новых функциях и эффектах воздействия музыки музыковедов, философов, психологов, культурологов, в том числе, с помощью социологических исследований. Только такой комплексный подход может обеспечить успех в воспитании у нашей молодежи избирательного, критического отношения к музыке.

Список литературы:

1. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: ав-тореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Казань, 1998.

2. Путин В.В. Выступление на заседании Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс]. - М.: Кремль, 2 октября 2013. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.