Научная статья на тему 'Музыкальные средства коррекции психомоторного развития детей раннего возраста'

Музыкальные средства коррекции психомоторного развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
338
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные средства коррекции психомоторного развития детей раннего возраста»

М.Г. Яковлева

кандидат педагогических наук, Институт педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова

Музыкальные средства коррекции психомоторного развития детей раннего возраста

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии часто обсуждаемой проблемой является ранняя педагогическая помощь детям с нарушениями нервной системы. Особый интерес представляют инновационные методические разработки, позволяющие влиять на имеющиеся у детей недостатки в развитии в раннем возрасте.

В условиях дошкольного коррекционного образовательного учреждения нами было проведено исследование, результаты которого позволили нам предложить для рассмотрения некоторые организационнометодические аспекты работы с детьми раннего возраста с задержкой психомоторного развития.

Наша работа проводилась на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Архангельска, в котором на протяжении двух лет функционировали группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста с ЗПМР (задержкой психомоторного развития). Общее количество детей, посещающих эти группы, составило 60 чел. Основную форму организации коррекционно-развивающей работы мы назвали индивидуальным комплексным занятием, хотя при этом не исключалось объединение детей в мини-группы по 2-3 чел. Длительность занятия составляла от 60 до 75 мин. В ходе комплексного занятия чередовались игровые занятия с релаксационными паузами. Игровые занятия с детьми проводил учитель-дефектолог при активном участии музыкального руководителя и родителей.

Достаточно широкое распространение на занятиях получили музыкальные средства коррекционного воздействия на детей. Идея включения нами музыкальных средств в комплексное занятие с детьми была основана на известных в литературе фактах благотворного влияния музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, И.Р. Торханов, Г.П. Шипулин и др.). Помимо данных о влиянии на физиологические системы организма нами были использованы данные о коррекционно-педагогическом эффекте музыкальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии речи и интеллекта. По этим данным, влияние музыкальной деятельности заключалось в комплексном характере воздействия на ребенка, что способствовало активизации и совершенствованию деятельности и интеграции слухового, зрительного и кинестетического анализаторов, развитию слухового, кинестетического и зрительного восприятия, пространственных представлений и ориентировок, речевой функции, слухового внимания, развитию моторики и координации движений, эмоциональной сферы, формированию коммуникативной деятельности и др. (Г.А. Волкова;

335

Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт; О.П. Гаврилушкина; А. Зарин; Л.С. Медникова; Е.П. Микшина; Е.З. Яхнина; Bogdanowicz).

Средства музыкального воздействия использовались в комплексе на каждом занятии как отдельная его часть, а также их применяли на разных этапах занятия в тех ситуациях, где они были уместны и необходимы. Музыкальные средства включали музыкально-ритмические движения, пение (подпевание), слушание музыки, элементы танца, игру на музыкальных инструментах.

Музыкальные средства были использованы как при решении общих, так и частных коррекционных задач. Так, музыкально-ритмические движения, элементы танца и игра на музыкальных инструментах были включены в детскую деятельность для стимулирования двигательной активности, умения согласовывать движения со словом и с музыкой. Разучивание песен и пение или подпевание, слушание музыки были направлены на активизацию внимания, зрительного и слухового восприятия, запоминания, стимулирование голосовых реакций и речевой активности, развитие зрительных и слуховых представлений воспитание простых норм поведения при пении и слушании. Особым образом подбирался песенный материал, в котором использовались простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения, близкие детскому восприятию песенные образы («Киса поет: мя-у, мя-у!»). Музыкальный материал подбирали так, чтобы он был простым, с возможностью его постепенного усложнения; выразительным, доступным для восприятия и исполнения («Машенька-Маша», муз. и сл. Невельштейн; «Машина», муз. Попатенко сл. Найденовой; «Кисонька», муз. Емельяновой сл. Черницкой; «Зайка», р. н. м. в обр. Бабаджан; «Тихо-громко», муз. Тиличеевой сл. Островского; «Бубен», р. н. м. сл. Чарная; «Ладушки-ладошки», р. н. м. сл. Блуменфельд; «Как у наших у ребят», р. н. м., «Барабан», муз. Тиличеевой сл. Шибицкой; «Ходим-бегаем» муз. Тиличеевой сл. Френкель и др.).

Особая роль отводилась музыкально-дидактическим играм, которые интегрировали возможность двигательного, познавательного и эмоционального отклика ребенка (музыка тихая ручки тихо хлопают, разбудить боятся, музыка громкая - ручки громко хлопают, радуются; музыка побежала - ножки побежали, спрятались; большая собака лает громким голосом, маленькая - тоненьким, жалобно). С этой же целью одно музыкальное средство могло сопровождаться другим (музыкальноритмические движения сочетались с пением песенок, потешек, с игрой на детских игрушках-инструментах: бубне, барабане, погремушках, колокольчиках, гармошке). Музыкальные игры, упражнения, плясовые движения подбирались так, чтобы все дети в той или иной степени могли принимать в них участие.

Для дифференциации двигательных, слуховых и зрительных ориентировок было использовано исполнение одних и тех же мелодий («Ах, вы сени», «Я на горку шла», «Светит месяц», «Полянка», «Как у наших, у ворот»; аудиозаписи: «Малыш у озера», «Малыш в деревне», «Магия волн») с помощью разных игрушек-инструментов (фортепиано, металло-

336

фон, погремушки, колокольчики, бубны, деревянные ложки, барабан, дудочки, музыкальные коробочки). В действиях с музыкальными инструментами постепенно наращивался уровень самостоятельности: от совместно выполняемых действий до полного или частичного исполнения. Обращалось внимание на нормы поведения в группе: аккуратно брать и класть инструменты, передавать их другому ребенку, благодарить детей и взрослых за помощь.

По мере совершенствования детьми двигательных умений и навыков музыкальные задания усложнялись и в них использовались упражнения, основанные на сочетании слова с движениями тела, рук, ног (переступа-ния с ноги на ногу, притопы, хлопки, кружения, пружинные движения ногами, повороты кистей рук, поклоны, выполнение действий с кукольными персонажами, имитация). В ходе упражнений усложнялись и пространственные расстановки детей от положения сидя на коврике до перемещения во всем пространстве группы сообразно возможностям.

Систематическое и целенаправленное использование музыкальных средств в структуре коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с ЗПМР позволило наблюдать положительные динамические изменения в двигательной, познавательной и эмоциональной сферах. У детей появилась необходимость частого использования движений и речи, улучшилась зрительно-двигательная координация, активизировались психические процессы (зрительное и слуховое внимание, восприятие), повысился интерес к деятельности, появились умелость и разнообразие в выполнении предметно-практических действий, исчезло эмоциональное напряжение, они накопили представления об окружающем мире. При использовании музыкальной деятельности работоспособность и отзывчивость детей в ходе занятия повышалась и снижалась при недостаточном использовании музыкальных средств или их отсутствии. Музыкальные средства также упорядочили взаимодействие взрослых с детьми (с педагогами и с родителями), что проявлялось в нарастающем активном участии родителей в совместной музыкальной деятельности с ребенком, уместности оказания помощи ребенку со стороны взрослого, положительном отклике на успехи детей, более тесном общении родителей друг с другом в группе, адекватном отношении к пожеланиям педагогов.

Таким образом, экспериментальный опыт использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми раннего возраста с ЗПМР стал результатом создания проекта методического пособия «Тематическое планирование музыкального воспитания для детей раннего возраста с проблемами в развитии (в условиях группы кратковременного пребывания)». Отличительной особенностью пособия стало наличие в нем музыкального материала отечественных авторов, структурированного с учетом особенностей его применения в работе с детьми раннего возраста с ЗПМР. Также в пособии представлены разговорные темы, способствующие накоплению представлений об окружающем мире у детей посредством музыкальных средств.

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.