Научная статья на тему 'Музыкальные смыслы и ценности в постижении процесса трансформации ценностных парадигм в истории культуры и образования'

Музыкальные смыслы и ценности в постижении процесса трансформации ценностных парадигм в истории культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

В статье рассматривается роль музыки как инструмента самосознания культуры, позволяющего через постижение музыкальных смыслов и ценностей раскрывать логику становления, развития и трансформации ценностных парадигм в истории культуры и образования. Раскрываются взгляды и суждения философов от глубокой древности и до наших дней. Выявляются противоречия, характерные для современного состояния культуры, что требует осуществления новых методологических подходов к постижению через музыку смыслов и ценностей современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные смыслы и ценности в постижении процесса трансформации ценностных парадигм в истории культуры и образования»

1. Возрастание потребности народного хозяйства в новых знаниях и высококвалифицированных кадров (возникает необходимость в быстром усвоении обучающихся большого количества новой информации).

2. Образовательные организации становятся равноправными участниками рынка инноваций за счет выстраивания кооперационных связей с бизнесом и государственными компаниями.

3. В инновационной экономике предметом конкуренции образовательных организаций (не исключая конкуренции за абитуриентов и государственного финансирования) в условиях кадрового дефицита являются квалифицированные ученые-исследователи и педагоги. Причем важнейшим инструментом данной конкуренции является не столько величина оплаты труда, сколько качество существующих научно-исследовательских коллективов, проектов и направлений.

4. На сегодняшний день существуют несколько моделей организации образования и педагогической деятельности, что позволяет образовательной организации разрабатывать стратегии развития и функционирования на рынке образовательных услуг.

Список литературы:

1. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 438 с.

2. Основы философии науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 544 с.

3. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования / В.М. Ро-зин. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 576 с.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ В ПОСТИЖЕНИИ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ПАРАДИГМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье рассматривается роль музыки как инструмента самосознания культуры, позволяющего через постижение музыкальных смыслов и ценностей раскрывать логику становления, развития и трансформа-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

ции ценностных парадигм в истории культуры и образования. Раскрываются взгляды и суждения философов от глубокой древности и до наших дней. Выявляются противоречия, характерные для современного состояния культуры, что требует осуществления новых методологических подходов к постижению через музыку смыслов и ценностей современной культуры.

Обращаясь к изучению истории западноевропейской музыки, Т.Н. Ливанова заметила, что ни один вид искусства не удостоился такого внимания исследователей, как музыкальное искусство. И это неудивительно. Загадочная сила музыки волновала человека Древнего Мира, заключенные в ней смыслы и ценности пытались постичь философы античности и Средневековья, понять секрет ее воздействия на человека стремились мыслители эпохи Возрождения и Просвещения. Она была вознесена на невероятную высоту эпохой Романтизма и остается столь же волнующей загадкой в пространстве культуры Новейшего времени.

Эрой Топоса, эрой художественного мышления пространством, стадией слиянности человека с эпохой называет Ю.Б. Борев жизнь древнего человека, для которого музыка была символом жизни, магическим инструментом, настраивающим его на единение со всем сущим на Земле. Музыкальные смыслы и ценности воспринимались древним человеком как выражение сущности бытия. Именно так осуществляет свою миссию музыка в древних гимнах «Ригведы», в Упанишадах, в неразрывно связанных с музыкой поэтических памятниках древней Индии и Китая. Из греческих мифов мы узнаем о магической силе Орфея, попытавшегося преодолеть смертный удел человека, о певце Амфитрионе, своим пением передвигавшем камни и, таким образом, выстроившим стены Фив, о пении сирен, перед которым не могут устоять самые суровые воины, о легендарных певцах и музыкантах - Лине, Фа-мире, Мусее, Эвмолпе и других, чьи имена навеки остались в истории мировой культуры.

В концепциях философов античности постоянно упоминается музыка и анализируется ее роль в общественной жизни. О музыке, о смыслах и ценностях, хранящихся в ее пространстве, размышляют Сократ и Платон, Аристотель и Аристоксен, Филодем и Плутарх, Аристид и Квинтилиан, Птолемей и Клеонид, Никомах и Бакхий, Гауденций и Пиррон, Карнеад и Тимон, Секст Эмпирик и Аристид, Сенека, Зенон из Киттиона и Хрисипп, Эпиктет, Марк Аврелий, Пифагор и др. О ней пишут в трактатах по философии, этике, воспитанию, религии, математике, риторике, медицине, космологии, астрономии. В ней усматривают связующую нить между всеми областями знания, провидчески ощущая одну из важнейших функций музыки - функцию единения, являющую собой одну из высших ценностей бытия. Единством музыкального и научно-естественного познания пронизаны музыкально-эстетические учения Пифагора и его последователей (Гиппас, Филолай, Архит

из Тарена и др.), в основу всего сущего поставивших число, несущее в себе особый смысл.

В музыке мыслители прошлого ищут и находят «гармонию сфер» и гармонию души человеческой, через нее они осмысливают эмоционально-чувственную, интеллектуально-волевую, эстетическую, и этическую стороны жизни. В музыкальном этосе они стремятся обрести универсальный способ мировосприятия, этос жизни, способность творить добро. В работах философа IV в. до н.э. Ямвлиха представлены основные направления учения Пифагора о музыке, в которых выделены такие аспекты музыкального искусства как воспитание через музыку, а также врачевание человеческих нравов, страстей, избавление от пороков. В традиции античности заложено понимание музыки как явления, выходящего за рамки искусства, убеждение в ее космическом предназначении как создателя гармонии сфер. Более того, в музыке они находят возможность гармонического соединения противоположностей. Так античная музыкально-философская мысль уже ищет путь к достижению равновесия в антитезе Хаоса и Космоса. Как единство противоположностей рассматривает гармонию Гераклит, усматривая в музыке прообраз и символ космической гармонии. Космическое значение музыкальной гармонии придает и Платон, во множестве сочинений которого присутствует музыка («Государство», «Законы», «Пир», «Федон», «Тимей»). Согласно Аристотелю, музыка несет в себе целый ряд возможностей для человека, главная из которых работа над своей душой, над ее воспитанием и преобразованием.

В трудах мыслителей Средневековья (Кассиодор, Боэций, Августин, Исидор Севильский, Иоанн Скотт, Эриуген, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и др.) музыке также уделено значительное внимание. В ХУШ в. было начато собрание и издание средневековых музыкально-теоретических сочинений, а в 1784 г. ученым монахом Мартином Гербертом были изданы три тома «Церковные писатели о священной музыке», в которые вошли сочинения Нотке-ра, Одо из Клюни, Гвидо из Ареццо, Франко из Кельна, Маркетто Падуан-ского, Адама из Фульды и т.д. Следует также отметить работу французского музыковеда Э. Куссмакера, который на протяжении 1864-1876 гг. издал четырехтомное издание «Средневековые писатели о музыке». Эти работы позволяют судить об отношении к музыке как отражению высшей божественной силы, как к символу божественной красоты и добра.

Именно эти смыслы эстетика Средневековья возводит на высшую ступень в иерархии ценностей своего времени. Музыке посвящены шесть книг Августина (V в.), пять книг Боэция (начало VI в.), трактаты Аврелия из Ре-оме (XIX в.), Регино из Прюма (Х в.), Гвидо из Ареццо (XII в.), Иоанна Кот-тона (XII в.), Ионна де Муриса (XIII в.), Вальтера Одингтона, Симона Тун-стеда, Иоанна де Грохео, Адама из Фульда (XIV в.). В ранних средневековых трактатах звучит полное неприятие светской музыки, особое неприятие вызывает инструментальная музыка, в ее яркости и виртуозности усматри-

вается пагубное влияние «земного» начала, уход от божественной красоты. Каноническими становятся работы «отцов церкви» - Иеронима, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, в которых музыке отводится только одна роль - обращение человека к Богу.

В трудах Боэция музыка делится на мировую, человеческую и инструментальную. Мировая - это движение светил и смена времен года, это всеобщая гармония и порядок. Человеческая - это функция единения разума и души, то есть обретение целостности человеческого существа, инструментальная - музыка реальной жизни, быта, досуга. Развитие идей Боэция мы находим в трактатах другого средневекового мыслителя, монаха и теолога, теоретика музыки. Это Беда Достопочтенный, восхваляющий музыку как необходимую часть христианской жизни. Как и у античных мыслителей, средневековая мысль немалое внимание уделяет значимости музыкальной педагогики, обучению искусству пения, игре на различных инструментах, но при этом Боэций напоминает, что подлинным музыкантом может стать только тот, кто постигает сущность музыки не только через упражнение рук, но и пытливой мыслью, наполненной чувством. Ориентацией на музыкальную педагогику и практику отмечена реформа Гвидо Аретинского, который критиковал Боэция, считая, что его трактаты нужны не музыкантам, а философам. Тем не менее, философская линия постижения музыки продолжается в истории культуры.

Философско-эстетическая мысль Ars nova - предвестия Ренессанса -провозгласит лозунг «нового искусства», который станет ведущим на все последующие времена. К поиску нового искусства, новой красоты будут обращаться музыканты и мыслители Возрождения, Барокко, Романтизма, поиск новой красоты станет основным мотивом развития музыки в пространстве культуры Новейшего времени, тем эстетически-ценностным ориентиром, который определит основные тенденции ее развития. Философско-эстетичес-кая мысль Возрождения вновь выдвинет идею единства музыкальной и всеобщей гармонии, воскресит идеи Платона, поднимет на щит Плотина, раскроет роль музыки в развитии эмоционального начала в жизни человека. Сторонник пифагорейской традиции Декарт устремится дальше и обратится к психической стороне восприятия, к теории аффектов. Лейбниц непосредственно свяжет представления о гармонии и красоте с музыкой, которая, по его мнению, является удивительным источником наслаждения, радости, она способна волновать человека, возбуждать в нем любые настроения и чувства. Значительное место в своих философских работах уделит музыке Й. Кеплер. В его пятитомном трактате «Гармония мира» центральное место уделено космологической концепции музыки, в которой он, как и многие его предшественники, интерпретирует музыку как гармонию Вселенной.

Немецкий ученый А. Кирхер введет понятие музыкального стиля (далее разрабатывавшееся в работах И. Маттезона, Ф. Шубарта и др.), что позво-

лит уже анализировать как особенности индивидуальной авторской манеры композитора, так и национальные, специфические черты композиторской школы, а также «аффектные характеристики», то есть тот эмоциональный градус, который создает композитор в своем художественном пространстве. Музыкальная мысль Просвещения многократно будет возвращаться к аристотелевской идее музыки как подражания (природе, страстям души, интонациям речи). Эта идея звучит в работах И. Маттезона, А. Марпурга, И. Кван-ца, Д. Малькольма, Д. Лемпе). Во второй половине XVIII века появится идея «музыкального выражения» (Ч. Эвисон, Ф. Шубарт), которое являет собой не подражание, а проявление внутренних страстей человека. Именно в это время впервые зазвучит термин «музыкальная эстетика».

Кант И. введет понятие объектно-субъектных отношений между предметом искусства и познающим его субъектом. Его формула - Истина, Добро, Красота - станет основой в строительстве каналов художественной коммуникации. Гегель Г.В.Ф. в своих работах раскроет потребность и способность человека творить прекрасное, «удваивая» в этом процессе себя, поскольку создав произведение искусства, он способен, созерцая его, познавать самого себя. В духовной деятельности усматривает Гегель возможность выявить творческое «Я» художника, сущность его творческой личности.

В философии искусства Ф.В. Шеллинга музыка есть выражение вечной красоты, в ней заключены первообразы всего прекрасного, она является носителем Абсолюта, являя собой тождество бессознательного и сознательного. Шопенгауэру А. принадлежит идея об уникальности музыки, способной напрямую обращаться от сердца к сердцу. Именно поэтому он утверждает, что все искусства стремятся к состоянию музыки, поскольку в музыке заключена сама сущность бытия, особое воплощение Универсума. Очень близки к позиции Шопенгауэра взгляды Ф. Ницше, для которого музыка тоже есть особое выражение мира. Более того, именно ей дано открывать человеку сущностный смысл бытия, она не есть подражание или отображение, она сама - живая стихия, непосредственный образ воли.

В культурологических концепциях Новейшего времени музыка рассматривается в ряду эстетических и духовных ценностей бытия (С.Ф. Аниси-мов, А.А. Аронов, Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, В. Виндельбанд, Е.М. Вольф, Л.С. Зорилова, И.А. Ильин, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, Н.О. Лос-ский, Г. Лотце, Б. Рассел, Г. Риккерт, В.П. Тугаринов, С.Л. Франк, Э. Фромм и др.). В работах современных исследователей музыка осмысливается как носитель смыслов и ценностей культуры (М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, М.С. Каган, А.С. Клюев, Г.Г. Коломиец, А. Кремлев, Л.А. Рапацкая, А.Ф. Лосев, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г. Орлов, В.Н. Хо-лопова, Ю.Н. Холопов, В.Н. Юнусова и др.). Чрезвычайно значимыми для постижения процесса трансформации ценностных парадигм в пространстве культуры Новейшего времени являются работы исследователей, посвящен-

ные механизмам осуществления межкультурного диалога (Г.А. Аванесова, Л.Л. Бочкарев, А.И. Демченко, А.Б. Каяк и др.). Музыке в этом процессе справедливо отводится очень важная роль.

Но при этом необходимо учитывать, что стремительная динамика развития музыки, ее способность опережать время каждый раз ставит постигающую музыку личность перед все новыми и новыми «полями недостижимости» (А. Шнитке). Сегодня мы вправе говорить о предельно обострившихся противоречиях между множественностью разнонаправленных социокультурных и художественно-эстетических тенденций, их устремленностью к синтезу, к формированию новой художественно-эстетической целостности и при этом сохраняющейся в процессе постижения музыки ориентацией исключительно на сложившиеся нормы, что ведет к невозможности создания и функционирования художественных каналов духовной коммуникации между творцами нового художественного пространства и современным коллективным субъектом познания.

Обращение к изучению процессов, связанных с рождением, самоутверждением и функционированием новых смыслов и ценностей в музыкальном пространстве, трансформацией эстетически-ценностных парадигм, что является выражением саморазвивающейся сущности музыки как социального и культурного феномена, открывает широкие возможности не только для осмысления логики этих процессов в становлении и развитии культуры, но и для прогнозирования дальнейших путей развития музыки, объединению в едином концептуальном поле культурологического анализа Прошлого, Настоящего и Будущего.

Список литературы:

1. Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Т. II. Теоретические проблемы философии. - СПб.: ИД «Петрополис», 2006. - 660 с.

2. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Пер. В. Яковенко. - М.: «Интрада», 2000. - 160 с.

3. Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Редактор-составитель М. Ка-тунян. - М.: Изд. Дом «Композитор», 2007. - 336 с.

4. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. - М.: «Молодая гвардия», 1988. - 317 с.: ил.

5. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Изд. «Лань», 1998. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.