Научная статья на тему 'Музыкальные редакторы в обучении детей'

Музыкальные редакторы в обучении детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1136
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Робустова Л. П., Вейзер О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные редакторы в обучении детей»

Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс компьютерных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Умение же педагога-музыканта применять новые музыкальные технологии в своей профессии скоро, очевидно, станет совершенно необходимым. Однако применение ПК в качестве средства обучения пока находится на уровне перспектив развития музыкального образования как наименее изученного и оснащенного программными продуктами, специально адресованными для осуществления учебного процесса.

В то же время сегодня в большом количестве существуют профессиональные музыкальные программы, которые способны предоставить широчайшие возможности для музыкальной деятельности. Это создание оригинальных композиций и аранжировок, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, системы алгоритмической музыки, системы управления партитурой в реальном времени, звуко-режиссура, подготовка цифровых фонограмм (и видеоклипов), реставрация старых записей, создание и использование музыковедческих баз данных, а также нотно-издательская деятельность. Музыкальные редакторы создавались не для обучения, а для иных целей; заложенные в них дидактические возможности еще только предстоит исследовать. Однако очевидно, что многообразие их функций и степень распространенности в современной музыкальной практике позволит успешно использовать их в учебном процессе.

Число музыкальных программ, используемых для создания музыки, очень велико. Факт наличия двух способов представления музыкального произведения в компьютере привел к развитию двух подходов: аудио- и MIDI-технологиям. Эти подходы стали принципом деления музыкального программного обеспечения на программы, предназначенные для работы со звуковыми файлами - аудиоредакторы (или редакторы звуковых колебаний) и программы, созданные для работы с MIDI-данными.

Аудиоредакторы представляют звуковые файлы в виде целостных звуковых колебаний. Аудиофайл фактически является аналогом реального звукового объекта; он представляет собой «цифровой слепок» реального объекта, элементы которого - отдельные партии, инструменты - практически не дифференцируем для компьютерной программы, что является одновременно его достоинством и существенным недостатком. Современный аудиоредактор - это программа, с помощью которой можно записывать звуковые файлы, удалять шумы, вырезать, вставлять, копировать, редактировать, обрабатывать и вырабатывать звуковой сигнал. Современные аудиоредакторы обязательно поддерживают все виды аудиоформатов. Они «умеют» кодировать и перекодировать звуковые файлы; корректны в работе с современными программами-аудиосеквенсорами. Кроме того, они поддерживают видео и Flash-анимацию, а также работают с MIDI1. Однако аналоговая звукозапись значительно ограничивает возможности редакции: например, невозможно изменение ноты в аккорде, сложно без потери качества существенно понизить или повысить тональность, изменить темп, невозможно передать записанную партию другому инструменту.

MIDI-редакторы позволяют создавать и редактировать произвольные звуковые объекты по заданным параметрам музыки с помощью MIDI-технологии. Адекватность модели реальному объекту, достоверность звучания в данном случае зависит от сложности, совершенства модели - насколько подробно те или иные нюансы исполнения были представлены в электронной партитуре, насколько совершенный метод синтеза был использован. Основное достоинство MIDI-файла заключается в том, что все его элементы - ноты, их параметры, специальные указания представлены в компьютере в виде чисел, кодов, являющихся чрезвычайно удобными для анализа и преобразования.

1 Отметим, что в последних версиях программ, долгое время существовавших только как аудио (например, Samplitude, Pro Tools, Logic Audio) или как MIDI (Cakewalk), объединяются аудио- и MIDI-формат, что значительно расширяет их возможности и делает удобной работу музыканта. 84

В MIDI-файле можно распознать любой музыкальный объект - интервал, аккорд, линейную или иную конфигурацию нот и т. д., который задан теми или иными формальными условиями. Это обстоятельство делает такую форму представления музыкального произведения вполне удобной как для анализа, так и для преобразования.

Экспериментальная работа над практическим освоением возможностей музыкальных редакторов может включаться в традиционные уроки сольфеджио в средних классах, а получаемые обычно на этих уроках знания по теории музыки целесообразно реализовать на более располагающих к этому практических занятиях по аранжировке1. Для проведения занятий с использованием аудио- и MIDI-редакторов требуется 4-5 компьютеров, укомплектованных качественными звуковыми картами, MIDI-клавиатурами, мультимедийными акустическими системами и наушниками, а также сервер и «головной» компьютер педагога. Вся система объединяется в единую локальную сеть, что позволяет педагогу следить за выполнением задания каждым учеником и гибко его регулировать.

Работа с компьютером на музыкальных занятиях должна основываться на принципах программированного обучения, которое позволяет осуществлять учение как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие шаги - легко усваиваемые дозы информации. Они последовательно предъявляются ученику для изучения, и только после того, как один шаг освоен, переходят к следующему. Достоинства этого метода обучения заключаются в том, что небольшие объемы информации об изучаемом действии легко усваиваются, благодаря чему обеспечивается высокий результат усвоения заданий-операций и их выполнения.

Начальный этап работы с компьютером на музыкальных занятиях связан с освоением основных возможностей и базовых функций MIDI-редактора. Он включает в себя три этапа формирования музыкального текста: начальная запись, правка, редактирование. Непосредственно учебной работе с музыкальными редакторами предшествует освоение системы соответствий и операционных действий.

Первый этап - начальная запись музыкального текста - носит репрезентативный характер. Информационное содержание источника музыкального текста перерабатывается и заносится в текст компьютера. Укажем возможные варианты заданий-операций по освоению записи электронного текста и режимов его прослушивания:

1. Дети учатся находить процедуру управления режимом выбора тембров. С этой целью они должны знать соответствующую колонку (Patchname). Выбор осуществляется с помощью двойного нажатия левой кнопки мыши. Далее на MIDI-клавиатуре исполняется данная или произвольная мелодия в соответствующем тембре. Для закрепления алгоритма действий следует исполнить мелодию в 3-5 различных тембрах.

2. Следующий шаг - выработка умения записи мелодии, то есть создание MIDI-трека. Для этого идет освоение соответствующей кнопки управления данным режимом действий (R). Сначала происходит выбор тембра, в котором исполняется мелодия. После предварительного прослушивания задействуется осваиваемая кнопка записи, и мелодия исполняется повторно, сохраняясь в памяти компьютера.

3. Дети осваивают кнопки, управляющие режимами прослушивания MIDI-трека - сольное звучание (кнопка S - solo) и отключение звучания (кнопка M - mute). Для выполнения этого упражнения необходимо наличие в электронной партитуре как минимум двух треков. Такой файл может быть заранее создан педагогом и заложен в компьютеры учащихся. Возможно также создание подобного рабочего файла самими учащимися. Для освоения процедуры управления режимами прослушивания дети должны знать соответствующие кнопки. Выбор режима осуществляется с помощью одного нажатия левой кнопки мыши. Педагог дает задание прослушать один трек на выбор в режиме соло, а затем прослушать MIDI-файл, отключив этот трек. Как вариант, на 3-4 занятии,

1 Внедрение этого курса в современных условиях музыкальной практики представляется не только перспективным, но необходимым.

когда первое знакомство с основными функциями и внешним видом MIDI-файла уже состоялось, задание усложняется. Дети прослушивают треки в указанных режимах в более сложной партитуре. Например, дается задание отключить скрипки, группу ударных, прослушать соло бас-гитары и т. п. Дальнейшая работа с основными функциями записи и воспроизведения музыкального текста связана с развитием навыка процедур и доведением их до автоматизма.

Осуществить ввод информации относительно больших объемов, как музыкальный текст, без ошибок почти невозможно. Поэтому следующим этапом в освоении MIDI-редактора является правка музыкального текста, которая с легкостью осуществляется в нотном редакторе и Piano-Roll'е. Редактор типа Piano-Roll предоставляет широкие возможности для оперативной редакции треков - изменить высоту, длительность звука, сдвинуть его на любую долю такта, а нотный редактор позволяет просмотреть в нотном виде введенный по MIDI трек, нарисовать и стереть любые ноты, распечатать нотный текст. Работа в этих редакторах удобна, наглядна и интуитивно понятна (например, дети легко находят на инструментальной панели и задействуют кнопки инструментов, назначение которых понятно из его графического символа - «карандаш», «ножницы» и т. п.). Для освоения этих редакторов выполняются следующие действия:

1. Дети учатся работать с длительностями окна Piano-Roll. Для этого необходимо найти окно редактора и открыть его двойным нажатием мыши. Далее осуществляется выбор длительности путем нажатия на кнопку с изображением длительности. Затем курсор переводится и устанавливается на рабочее поле окна, и нажимается левая кнопка мыши, после чего на поле появляется выбранная длительность в виде прямоугольника, квадрата и т. д., в зависимости от выбранной длительности. Необходимо выполнить целый ряд упражнений с различными длительностями и усвоить их графическое отображение в редакторе Piano-Roll.

2. Следующий этап работы в Piano-Roll'е - освоение клавиатуры редактора и внесение нотного текста в компьютер с помощью его графической фиксации. Первым шагом является выбор длительности, но теперь нота фиксируется на рабочем поле напротив определенной клавиши. Для успешного освоения этой операции возможны следующие варианты упражнений: расположить по трезвучию в данной тональности половинные длительности; расположить последовательно (друг за другом) четвертные фигуры напротив нот «до-ре-ми» и прослушать с помощью нажатия большой клавиши клавиатуры и т. д.

3. Освоение нотного редактора. Для этого необходимо открыть окно редактора, которое представляет собой нотный стан с набором кнопок, близким редактору Piano-Roll. Процедура выбора длительности в этих редакторах одинакова, но в нотном редакторе курсор устанавливается на нотном стане на указанной или произвольной высоте. Прослушивается графически отображенная информация с помощью нажатия большой клавиши клавиатуры.

4. Умение переводить трек, расположенный в основном окне MIDI-файла, в графическое изображение. Для этого осуществляется нажатие правой кнопки мыши на трек, после чего рядом с треком появляется меню с названиями редакторов. Выбор редактора происходит нажатием левой кнопки мыши. Учащиеся узнают название редактора и задействуют его по своему выбору или указанию педагога.

5. Важным шагом в освоении графических редакторов является собственно правка музыкального текста. Ее целесообразно осваивать на уроках сольфеджио, так как в данном случае возможна работа над «диктантом с ошибками», которые удобно исправлять в в Piano-Roll'е и нотном редакторе.

Сформированный после начальной записи и правки текст образует модель музыкального произведения. Вместе с тем аудиальное восприятие модели, как правило, обнаруживает недостаточность художественной выразительности, что вызывает потребность

в ее редактировании. Оно представляет собой процесс модификации и преобразования музыкального текста, направленный на поиск и создание такого ее варианта, аудиальное воспроизведение которого в наибольшей степени соответствовало бы внутренним слуховым представлениям ученика. Основной целью здесь является достижение художественно значимого результата. Сущность редактирования заключается в поиске приемлемого звукового варианта, отражающего личностные представления о характере звучания музыкального произведения. Редакция - творческая работа, так как ученик здесь попадает в ситуацию выбора, где число возможных вариантов зависит от его фантазии и изобретательности. Задача педагога в этом случае заключается том, чтобы побудить ученика к поиску наилучшего звучания музыкального материала и поощрять эксперименты с музыкальным текстом.

Основными функциями редактирования, которые целесообразно овладеть на самом первом этапе работы с MIDI-редактором, являются громкость, панорама и определения канала звучания трека. Для их усвоения возможны следующие задания:

1. Учащиеся осваивают процедуру управления громкостью. Для этого необходимо знать соответствующую колонку (Volume) и шкалу громкости, которая представлена цифрами от 0 до 127. Педагог объясняет, что чем больше цифра, тем сильнее динамика звучания. Выбор цифры громкости осуществляется с помощью нажатия левой кнопки мыши в колонке громкости напротив трека, с которым производятся действия изменения динамики. Далее выставляется нужный показатель громкости и фиксируется нажатием курсора на любом месте рабочего поля. Затем прослушивается мелодия, звучащая в выбранной динамике.

2. Для закрепления алгоритма действий со шкалой громкости возможно выполнение следующих упражнений: приглушить звучание скрипок, выделить по громкости фортепиано и т. п.

3. Освоение управление панорамой звучания файла. Шкала панорамы аналогична шкале громкости - от 0 до 127. педагог объясняет, что если параметр равен 0, то слышать мелодию мы будем с левой стороны, а если 127 - с правой. Параметр 64 означает, что все музыканты располагаются в центре. процедура выставления показателя панорамы аналогично управлению громкостью.

4. Дети осваивают процедуру управления каналами звучания. Количество каналов не ограничено: возможно выставлять их по порядку, то есть каждый трек в колонке канала получит свой номер. Также возможно сгруппировать инструменты по группам в один канал. Здесь целесообразно использование частично-поискового метода обучения. Педагог представляет ученикам два файла, где музыкальный материал и тембры одинаковые, но каналы, в которых звучат записанные треки, различаются: в первом файле группа одинаковых инструментов (например, четыре фортепиано) звучит в одном канале, а во втором каждый инструмент звучит в отдельном канале. Сравнить звучание файлов, определить, есть ли разница, и если есть, в чем она заключается (если каждый трек звучит в своем канале, возможно гибкое управление его динамикой, нюансами и т. д.). В творческих заданиях возможны эксперименты с панорамой звучания: «игра» с ней способна сделать более интересной, «оживить» звучание электронной партитуры.

В это же время в работу вводятся «горячие клавиши»1, которые являются стандартными для всей системы Windows и, как правило, уже хорошо знакомы детям по другим программам. Они позволяют отменять и возвращать то или иное действие (например, возвратить удаленный фрагмент звуковой дорожки), прослушать и остановить звучание трека, партитуры и т. д. Используя «горячие клавиши», дети свободны от страха «нажать не на ту кнопку», и педагогу необходимо уделить время для их обязательного усвоения.

1 «Горячие клавиши» - одна или нескольких клавиш, при нажатии которых выполняется определенное действие. Эти сочетания соответствуют английской (США) раскладке клавиатуры и позволяют ускорить наиболее часто выполняемые действия.

Основные функции MIDI-редактора возможно освоить в течение первого года работы с ним и довести до автоматизма за последующие два года. Обучение идет по дидактическому принципу «от простого к сложному» на конкретных творческих заданиях по аранжировке и композиции. Такой подход снимает также психологическую нагрузку у детей, связанную со знакомством с новым предметом. Ребенок чувствует себя увереннее, сразу получая результат своей работы (даже если это простая музыкальная мелодия с неловким аккомпанементом, но она создана при самом первом общении с компьютером!). При усложнении задач возникает и естественная потребность в использовании более широких возможностей работы с электронной партитурой: осваивается окно редактирование электронной партитуры. Принцип действия в нем несложен: любой трек можно разделить на части, копировать, вставить, удалить фрагмент или партию целиком, «закольцевать», то есть воспроизвести произвольное количество раз любой фрагмент партитуры или трека.

Следующий этап - освоение исполнительских параметров MIDI-редактора. Важными компонентами исполнения является нюансировка, вносящая в исполнение некоторые стилистические особенности. Несомненно, целенаправленное управление тембром посредством динамики, артикуляционная нюансировка, проявляющаяся в смене техники звукоизвлечения (legato, staccato, portamento и т. д.), а также в тембровом варьировании, вибрато, глиссандировании, тремолировании и других приемах интонирования, нюансы тембра и ритма, - все это позволяет превратить MIDI-данные в конкретное «оживленное» звучание. Помимо расцвечивания созданной ребенком партитуры, интересными и плодотворными являются опыты с программой Midiscan, которая с помощью сканера проигрывает печатный нотный текст. Без доработки он звучит очень механистично, и превращение его в «настоящую музыку» на уроках аранжировки возможно превратить в увлекательный процесс.

Аудиоредакторы - более сложные программы, поскольку редакция в программах этого типа тесно связано с физико-акустическими параметрами звука. Поэтому их использование на начальных этапах обучения возможно в качестве «проигрывателя» аудиофайлов, а более детальное освоение доступно только учащимся старшего возраста. В первую очередь происходит освоение функций монтажного редактирования аудиофайла, которые близки редакции в MIDI, затем - записи и переноса аудиотрека в MIDI (и наоборот). Следующий этап, требующий большого количества времени, - освоение функций преобразования звуковых колебаний. Большой интерес здесь представляет использование эффектов (реверберация, холл и др.), умелое использование которых значительно улучшает качество аранжировки. Амплитудные преобразования -компрессия, удаление шумов и другие - доступно только учащимся старшего возраста. частотное редактирование, позволяющее изменить частотный состав звука, тем самым существенно изменив тембр, превращает компьютер в настоящий инструмент «сочинения новых звуков»

На уроках сольфеджио музыкальные редакторы могут использоваться наряду с традиционными формами работы в качестве вспомогательного средства, позволяющего повысить динамику урока и индивидуализировать процесс обучения.

В условиях традиционной методики много времени уделяется развитию навыков слушания и анализа элементов музыкальной речи. При этом педагог нередко выполняет функции репетитора. Эту малоинтересную, но необходимую работу с успехом способен выполнять компьютер. В первую очередь, целесообразно использовать возможности графических редакторов программы - нотного и Piano-Roll - при написании диктантов, как мелодических (а затем и гармонических), так и ритмических. Педагог создает «банк» диктантов, которые затем индивидуально загружает каждому ученику в аудио-редактор, который выступает в данном случае в качестве магнитофона, и постепенно, в течение года, осваиваются такие его возможности, как замедление и ускорение. Фиксировать диктант очень удобно в нотном редакторе, но полезно записывать его также

в Piano-Roll - это позволяет закрепить связь визуально-графического и звукоинтонацион-ного рядов. Кроме того, постоянная работа с графическим изображением нот развивает навыки чтения с листа.

Используя записанные специальные слуховые тренажерные упражнения, возможно в несколько раз сократить время, отводимое на уроке для слухового анализа, и увеличить поток анализируемой информации. Технические средства дали возможность увеличить количество записанных диктантов и предлагать учащимся диктанты в разнотембровом звучании, а не только в звучании фортепиано; это является несомненным преимуществом использования на уроках сольфеджио MIDI- и аудио-редакторов. Для развития навыков вокальной импровизации на уроках сольфеджио удобно использование заданной педагогом по MIDI гармонической сетки, на которую накладывается импровизируемое соло. MIDI-редактор позволяет учащемуся легко перевести этот трек или партитуру аккомпанемента в нотный текст для логического осмысления гармонической цепочки, а педагога избавляет от многократного проигрывания одного и того же музыкального фрагмента.

Таким образом, многообразие возможностей, заложенных в аудио- и MIDI-редакто-рах, позволяет с успехом применять их в системе музыкального образования. Очевидно, что сегодня компьютер в ней используется в качестве одного из дидактических средств. Работа на ПК не заменяет занятия на музыкальном инструменте и другие учебно-вспомогательные средства. Речь идет о комбинированной системе обучения, где музыкальные редакторы являются одним из элементов и выполняют различные дидактические функции. При этом они позволяют:

- сделать более рациональными и эффективными некоторые традиционные виды работы в курсе сольфеджио;

- существенно расширить возможности музыкального обучения за счет введения курсов композиции, аранжировки;

- индивидуализировать процесс обучения на групповых занятиях и гибко учитывать субъективные нормативы времени, необходимые для выполнения учебных заданий, корректировать ход (характер, динамику) общения детей с компьютером и «снимать» возникающие затруднения;

- разгрузить преподавателя от непроизводительной механической работы и сделать процесс обучения более эффективным.

При использовании в образовательном процессе музыкальных редакторов велика роль педагога - именно он и только он способен превратить аудио/MIDI редакторы в эффективный обучающий и развивающий инструмент. Естественно, педагог должен владеть профессиональным музыкальным софтом, обладать знаниями в области звуко-режиссуры и акустики, чтобы максимально использовать все потенциальные обучающие возможности музыкальных редакторов.

Очевидно, что включение компьютерных музыкальных редакторов в сферу профессиональных интересов музыканта уже на ранних этапах его обучения, применение в практике музыкальной науки и образования делает компьютер средством усиления творческого потенциала специалиста. Несомненно, что электронная среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с развитием живого творческого музыкального мышления одновременно во множестве координат: гармонии, полифонии, композиции, интонации, стиля, жанра, организации художественного произведения.

Аудио- и MIDI-редакторы позволяют в комплексе решать большинство задач музыкального обучения и могут использоваться на разных его этапах. Они являются тем инструментом, который позволит педагогам качественно изменить методы и организационные формы работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.