Научная статья на тему 'Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика'

Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальные шоу / формат / реалити-шоу / аудитория / новые медиа

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Круглова Людмила Алексеевна, Юань Е

В статье приводятся результаты исследования трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу. Авторы сравнивали версии шоу по следующим параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные реалити-шоу в Китае и России: сравнительная характеристика»

Музыкальные реалити-шоу в Китае и России:сравнительная характеристика

Людмила Круглова Юань Е

В статье приводятся результаты исследования трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу. Авторы сравнивали версии шоу по следующим параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.

Ключевые слова: музыкальные шоу, формат, реалити-шоу, аудитория, новые медиа.

УДК 654.197:792.5 -042.2(470+571+510) Р01: 10.30547/тес11аа1тапа1г5.2023.2329 ЕРИ: дВШС

© Круглова Людмила Алексеевна кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), abiljo@mail.ru © Юань Е

аспирант кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), yuanye9681@gmail.com

К постановке проблемы

Успех музыкальных реалити-шоу во всем мире доказывает, что для популярного шоу необходим креативный формат, а также его правильная адаптация. Формат -это совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой телепрограмме. Он включает в себя жанр стиль, драматургическую конструкцию, хро нометраж, тематические и сюжетные пред почтения и ограничения, графику, музыку образ ведущего и многое другое (Кемарская 2004). Реалити-шоу - это «сценарно органи зованное взаимодействие людей, которые в течение определенного промежутка времени находятся под видеонаблюдением» (Долгова, Ершов, Чан, 2022: 577).

Скачкообразный рост интереса аудитории к программам реального телевидения на рубеже 1990-2000 гг. говорит о готовности зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания. Это, в частности, подтверждается огромной популярностью российских проектов «За стеклом» (2001) или «Дом-2» (2004), где зритель увидел героев новой экранной реальности. В интервале между проектами демонстрировались менее «экстремальные» реалити-шоу («Сердце Африки», «Последний герой»). Стабильно высокий рейтинг проекта

«Дом-2» (Телевидение в России в 2020 году, 2021) говорит о способности программ этого формата надолго удерживать интерес аудитории. Такой же неподдельный интерес у зрителей вызывали герои и характер их личных взаимоотношений в известном зарубежном реалити-шоу «Большой брат» (идея проекта основана на цитировании известного образа из романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»). Это означает, что обитатели «стеклянного дома» расцениваются зрителем как один из примеров для подражания (Шульцман, 2014). В связи с этим примечателен подход Н.Б. Маньковской к осмыслению места телевидения в постмодернистском процессе: «Эстетика постмодернизма оказала существенное воздействие на специфику телевидения: телевизионные передачи стали восприниматься как реальность, а жизнь общества - как зеркало ТВ <...> Развлекательность, зрелищность, серийность постмодернистской телевизионной культуры изменили психологические установки аудитории» (Маньковская, 2009: 127). Исследователь Мяо Шэнь отмечает важность «духовного расслабления» для зрителя и подчеркивает, что основной функцией развлекательного телевидения Китая является релаксация: «Чем лучше решена релаксационная функция, тем более здоровым входит человек в свою созидающую фазу» (Мяо, 2014: 39).

Согласно китайским телевизионным рейтингам, в последнее время наибольшей популярностью пользуются развлекательные программы, посвященные искусству. После вступления в силу правительственных постановлений об ограничительных мерах1 в отношении развлекательных телепрограмм2 на телевидении Китая была произведена «ревизия» развлекательного контента (Ван, 2018). Развлекательные реалити-шоу взяли на себя просветительские функции, и сейчас молодое поколение воспитывается по принципу «развлекая, обучай». На современном китайском

телевидении практически отсутствуют программы с «шок-контентом», демонстрирующие безнравственные модели поведения, прекратили свое существование и популярные среди молодежи реалити-шоу «Создание лагеря», «Идол». Государственное регулирование должно привести к тому, что развлекательная телеиндустрия Китая будет нацелена на укрепление чувства национальной гордости, развитие многовековых национальных культурно-эстетических традиций (Ли, 2021).

В системе телевизионных жанров театральность и цитатность в целом утрачивают какие-либо художественные задачи в пользу сугубо утилитарных - обеспечить высокий рейтинг, используя обновленную форму и, по возможности, содержание. Однако сам жанр реалити-шоу, по сути, не меняется, хотя благодаря внедрению в телевизионную сферу новых технологий зритель, в частности, получил «возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования» (Абраменко, 2005: 23).

Музыкальные реалити-шоу относятся к программам поиска новых талантов, в которых участники показывают свои способности, чаще вокальные (Гуцал, 2008). По мнению Юань Сяофан, музыкальные реалити-шоу основаны на технике документальных съемок и следуют правилам мероприятия, позволяя участникам продемонстрировать свои музыкальные таланты (Сяофан, 2016). Таким образом, музыкальные реалити-шоу представляют собой синтез музыкальных программ, конкурсов и реалити-шоу.

В современном мире новые медиа и традиционные СМИ, сосуществуя, дополняют друг друга, находясь при этом в постоянной конкуренции. Эту взаимосвязь можно наглядно проследить на примере телевидения и социальных сетей. В академической среде серьезное внимание стали уделять

Таблица 1. Аудиторные показатели музыкальных реалити-шоу (апрель 2023 г., в %)

Программа Телеканал Рейтинг Доля

Голос Китая Чжэцзян 2,27 10,59

Голос (Россия) Первый канал 3,4 8,1

Певец в маске (Китай) Цзянсу 1,5 6,9

Маска (Россия) НТВ 3,4 9,8

Концерт времени (Китай) Хунан 1,75 6,45

Песни от всей души (Россия) Россия 1 2,7 6,9

Источник: составлено авторами.

состоянию национальных регуляторных сообщение в системе расчленено и разло-систем, которые под влиянием процессов жено на фрагменты с определенным зна-глобализации, освоения американскими чением (Ай, 2012). Следовательно, и му-транснациональными корпорациями за- зыкальные реалити-шоу в соответствии с падноевропейского и других региональ- условиями коммуникации в социальных ных рынков, проникновения кабельных и сетях могут быть легко «переупакованы». спутниковых телевизионных технологий в

сферу традиционного телерадиовещания Мет°д°л°гия и результаты с 1970 гг. вступили на путь трансформации исследования

(Вартанова, Дунас, 2022). Медиаисследователи По данным CSM Media Research3 и все чаще рассматривают технологические Mediascope4, музыкальные реалити-шоу платформы «как основу нового образа жиз- пользуются большой популярностью и в ни, в котором потребление и производство Китае, и в России (см. табл. 1). цифровых СМИ становится ключевой фор- Данная статья представляет резуль-мой досуга» (Вартанова, Смирнов, 2009). таты локального этапа комплексного ис-По мнению Чэн Сяопин, основной це- следования музыкальных реалити-шоу в лью взаимодействия музыкальных реалити- Китае и России. Многоуровневый анализ шоу с социальной сетью является не только выбранных телевизионных программ на-продвижение самого шоу, но и создание чался в 2017 г., став частью всестороннего платформы для тематического обсуждения исследования трансформации аудиовизу-через соцсети (Чэн, 2017). Профессор Пэн ального контента, изучаемого на кафедре Лань из Университета Цинхуа считает, что телевидения и радиовещания факультета взаимодействие между телепрограммами журналистики МГУ (Круглова, Казачкова, и социальными сетями представляет со- 2020). На этом этапе была предпринята по-бой «переупаковку» телевизионных продук- пытка определить особенности формата тов на платформах социальных сетей, т.е. в изучаемых шоу, а также выявить их кон-соответствии с особенностями платформы тент-стратегии в новых медиа. и привычками пользователей трансформи- В выборку попали три китайских («Голос руется контент исходной программы (Пэн, Китая», «Певец в маске», «Концерт време-2014). Как известно, основной характерис- ни») и три российских («Голос», «Маска», тикой контента социальных сетей являет- «Песни от всей души») музыкальных реали-ся фрагментарность информации, кото- ти-шоу. Данные шоу анализировались с 2017 рая означает, что полное информационное по 2023 г. и сравнивались по следующим

25

параметрам: особенности формата, каналы трансляции, аудиторные данные и контент-стратегии в социальных медиа.

В 2010 г. в Голландии на местном телеканале RTL4 вышел новый телепроект под названием The Voice of Holland. После успешного завершения первого сезона шоу было адаптировано и для других стран. «Голос Китая» на Чжэцзянском телевидении и русская версия на «Первом канале» - программа «Голос» - были запущены в 2012 г. Успех «Голоса» тесно связан с его правилами игры. Шоу состоит из следующих этапов: слепые прослушивания, поединки, четвертьфинал, полуфинал и финал.

«Голос Китая» - суперпроект, принципиально отличающийся от привычных вокальных конкурсов и шоу по поиску музыкальных талантов. Он выходит по пятницам, каждый выпуск длится около 105 мин. Основная миссия шоу - поиск и отбор универсальных вокалистов, поющих в разных жанрах и на разных языках. Несмотря на то, что «Голос Китая» - программа-долгожитель (за десять лет вышло более 150 выпусков), ее популярность не уменьшается. Согласно данным Weibo, в 2021 г. эта программа заняла четвертое место в рейтинге.

В 2023 г. роль ведущего стал играть один из членов жюри. В жюри сейчас четыре основных наставника, четыре ассистента и один свидетель. Право выбора разделено между наставниками и медиажюри. «Голос Китая» - франшиза мирового формата The Voice - является ярким примером мультимедийного продукта. У шоу есть официальные аккаунты в TikTok, на YouTube и Weibo. На китайском видеохостинге TikTok аккаунт «Голоса Китая» насчитывает более 5 млн подписчиков. Команда суперпроекта потратила много усилий на развитие собственного интернет-маркетинга и его инструментов. Зрители могут не только увидеть самые яркие моменты программы в социальных медиа, но и найти уникальный контент об участниках-певцах и их наставниках.

Стиль общения между участниками и членами жюри, в которое входят четыре наставника, в российском вокальном шоу «Голос» более непринужденный, чем в «Голосе Китая», и приближен к повседневному. В России сезон продолжается дольше: так, во втором и третьем сезонах вышло по 17 выпусков, с четвертого по шестой - по 18. Российская команда «Голоса» запустила также детскую версию шоу - «Голос. Дети» (2014), и проект для конкурсантов старшего возраста - «Голос. 60+» (2018).

Формат вокального конкурса «Маска» был создан Корейской культурной вещательной корпорацией. В России первый сезон музыкального реалити-шоу стартовал 1 марта 2020 г. на телеканале НТВ, в Китае проект выходит в эфир с 2016 г. на телеканале Цзянсу. Певцы выступают в костюмах, которые полностью скрывают их личность. Настоящие голоса конкурсантов слышны только во время исполнения песен. В остальное время они говорят через искаженный фильтр голоса. Члены жюри вслух рассуждают о том, кто может скрываться за маской.

Производственные команды в Китае и России внесли в программу свою собственную творческую инициативу. В КНР количество членов жюри увеличилось с 4 до 20 человек, а раскрыть тайну исполнителя им помогает искусственный интеллект. В российской версии шоу участвуют не только поп-музыканты, но и оперные исполнители, такой подход обеспечивает больший охват целевой аудитории. Каждый участник заранее записывает небольшой видеоролик, чтобы представить своего персонажа.

С развитием телевизионных программ количество оригинальных телешоу увеличивается и в Китае, и в России. Самыми популярными в последнее время стали соответственно проекты «Концерт времени» и «Песни от всей души». В Китае, где зрители устали от шоу талантов и соревновательных реалити-шоу, программа «Концерт

Таблица 2. Контент-стратегии музыкальных реалити-шоу в социальных сетях

Программа Телеканал Кол-во подписчиков, млн Основная интернет-площадка

Официальные аккаунты YouTube

Weibo Telegram ВК ОК

Голос Китая Чжэцзян 2,31 - - - 0,43 5,540 Чжэцзян (сайт)

Голос (Россия) Первый канал - 0,578 1,3 0,343 1,90 0,133 УоиТиЬе

Певец в маске (Китай) Цзянсу 0,349 - 0,23 0,930 ^ТУ (сайт)

Маска (Россия) НТВ - 0,226 0,218 0,237 2,16 ^е1Т МесИа) 0,217 УоиТиЬе, ^иЬе

Концерт времени (Китай) Хунан 0,192 4,83 Хунан, Концерт времени (сайты)

Песня от всей души (Россия) Россия 1 - - - - - - Россия 1; Привет, Андрей! (сайты)

Источник: составлено автором (исследование проводилось в мае 2023 г.)

времени» завоевала за короткий период большую аудиторию. Это первое китайское музыкальное реалити-шоу под открытым небом, созданное телеканалом Хунан.

Премьера «Песни от всей души» состоялась 27 марта 2022 г. на телеканале «Россия 1». В отличие от других музыкальных программ и реалити-шоу здесь нет элемента соревновательности. Назвать этот формат полноценным реалити-шоу было бы неправомерно, хотя здесь и присутствуют его элементы, т.к. участники рассказывают свои личные истории - в кругу «большой семьи». За круглым столом в гостях у ведущего Андрея Малахова они делятся своими мечтами и планами и исполнят любимые народные песни.

Обе программы отличаются от предыдущих музыкальных реалити-шоу тем, что они делают акцент не на соревновании между участниками, а на песнях и историях героев. Атмосфера обоих шоу очень спокойная -в отличие от напряженной обстановки в конкурсных реалити-шоу. Музыка и песни,

скорее, особенный способ выражения эмоций. Отметим, что в российском шоу кроме профессиональных певцов участвуют и обычные люди, а в китайском шоу - только профессиональные певцы. «Песни от всей души» снимают в помещении в студиях, а «Концерт времени» - на открытом воздухе, в лесу.

Российские музыкальные реалити-шоу в основном выходят на ведущих федеральных каналах («большой тройки»). Китайские музыкальные реалити-шоу (как собственного производства, так и мировой франшизы) транслируются в эфире местных региональных каналов. Основные интернет-площадки для китайских шоу - официальные сайты и приложения телеканалов. Интересно, что такой же стратегии придерживается проект «Песни от всей души» канала «Россия 1». У этого шоу нет официальных страниц в социальных сетях, вся информация концентрируется на официальном сайте «Привет, Андрей!» и на платформе «Смотрим.ру». Два остальных проекта

27

(«Голос» и «Маска») в большей степени используют социальные медиа («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram) и видеохостин-ги (YouTube, Rutube) - даже несмотря на то, что YouTube удалил аккаунты российских федеральных каналов. Китайские музыкальные реалити-шоу предпочитают социальные медиа: TikTok, YouTube и Weibo (см. табл. 2).

Выводы

Успех реалити-шоу во всем мире доказывает, что интерес аудитории к этому телевизионному формату, вызванный, в частности, готовностью зрителей воспринимать персонажей данных программ в качестве новых образцов для подражания, стабильно высок. Особой популярностью пользуются музыкальные реалити-шоу.

Исследование трех китайских («Голос Китая», «Певец в маске», «Концерт времени») и трех российских («Голос», «Маска», «Песни от всей души») музыкальных реалити-шоу выявило, что китайские проекты выходят в основном в эфире местных региональных телеканалов, российские - на федеральных. Команды шоу придерживаются определенной контент-стратегии в социальных сетях. Так, все рассмотренные китайские проекты используют в качестве основных онлайн-площадок официальные сайты и приложения телеканалов, российские («Голос» и «Маска») - соцсети и видеохостинги. Нельзя не отметить высокую вирусность контента выбранных шоу - фрагменты программ распространяются как самими участниками, так и зрителями, которых впечатлил тот или иной эмоциональный момент.

Примечания

1 Постановление Государственного совета КНР «О внесении изменений в некоторые административные акты и их аннулирование» от 29 ноября 2012 г. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/r®^ffiW l^^/7978515?fr=aladdin (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).

2 Постановление Государственного совета КНР «О дальнейшем усилении управления культурными программами и их персоналом» от 2 сентября 2021 г. Режим доступа: http://www.nrta.gov.en/art/2021/9/2/ art_113_57756.html (дата обращения: 14.07.2023) (на кит. яз.).

3 Режим доступа: https://www.csm.com.cn/cpfw/ds/jbjm.html (дата обращения: 15.05.2023) (на кит. яз.).

4 Режим доступа: https://mediascope.net/data/(дата обращения: 15.05.2023).

Библиография

Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Acta Diurna. Вестн. Пермск. гос. ун-та. 2005. № 1. С. 23-26.

Ай Вэньцзин. Исследование информационной фрагментации платформы Weibo// Шэньси шифан сюэбао. 2012. № 6. С. 15 (на кит. яз.).

Ван Шуанянь. Современное развлекательное телевидение КНР и России: сравнительный анализ: дис. ... магистра журналистики. СПб., 2018.

Вартанова ЕЛ., ДунасД.В. Российская медиасистема в начале 2020 гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах. 2022. № 6 (113). С. 8-19. DOI: 10.30547/mediaal-manah.6.2022.817

Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. Вып. 4. Режим доступа: https://www.mediascope.ru/сми-россии-как-индустрия-развлечений (дата обращения: 23.05.2022).

Гуцал Е.А. Реалити-шоу на современном российском телевидении: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.

Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 573-589. DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589

Кемарская И.Н. Телевизионный редактор: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

КругловаЛ.А., КазачковаА.Ю. Музыкальные реалити-шоу на российском телевидении (2017-2018 гг.) // Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1. С. 48-59.

Ли Чжэн. Реалити-шоу в развлекательном телевизионном контенте Китая: особенности формата // Журналiстыка - 2021: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 23-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Беларус. дзярж. ун-та, Мшск, 11 лiстап. 2021 г. Мшск: БДУ, 2021. С. 273-275. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstre am/123456789/273404/1/273-275.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009.

Мяо Шэнь. Релаксация - основная функция развлечений // Синьвэнь айхаочжэ. 2014. № 2. С. 36 (на кит. яз.).

Пэн Лан. Повторное обсуждение гена новых медиа // Синьвэнь сецзо. 2014. № 2. С. 5-8 (на кит. яз.).

Телевидение в России в 2020 году: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. Е.Л Вартановой, В.П. Коломийца. М.: Минцифры России, 2021.

Чэн Сяопин. Структура продукта реалити-шоу в эпоху социальных сетей // Сяндэй шитин. 2017. № 2. С. 9-14 (на кит. яз.).

Шульцман П.Э.Зрелищность в системе экранных искусств: формат реалити-шоу // Вестн. электрон. и печ. СМИ. 2014. № 17. С. 100-116.

Юань Сяофан. Инновации и развитие китайских музыкальных реалити-шоу в контексте новых медиа // Синьвэнь чуаньбо. 2016. № 6. С. 22-23 (на кит. яз.).

Дата поступления в редакцию: 18.09.2023 Дата публикации: 20.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.