УДК 378.14+787.1+785.7
ББК Ч448.005.4+Щ31 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 5.8.2
Тагильцева Наталия Григорьевна,
SPIN-код: 7447-9417
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected]
Курлапов Михаил Николаевич,
SPIN-код: 6280-5490
кандидат педагогических наук, доцент кафедры международной экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: thorny_mi @mail.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технические вузы; студенты; музыкальное искусство; музыкальная культура; музыкальные предпочтения; классическая музыка; анкетирование студентов
АННОТАЦИЯ. Музыкальные предпочтения студентов могут многое сказать об уровне сформиро-ванности не только музыкальной культуры будущих специалистов, но и о сформированности их личности, поэтому для тех, кто занимается воспитательной работой со студенчеством, будет интересной информация относительно музыкальных предпочтений обучающихся. К сожалению, в некоторых случаях их музыкальные предпочтения бывают связаны с такими формами искусства, которые стимулируют на проявление агрессии, пренебрежительного отношения к людям, обществу, к стране, в которой они проживают. В мировой художественной культуре есть многовековые формы, провозглашающие веру человека в себя, в идеалы гуманизма, нравственности и духовности. К ним относятся примеры музыкального классического наследия. Насколько современная молодежь, обучающаяся в негуманитарном, а в техническом вузе, предрасположена к классике, знает ли она эту классику, слушает ли ее, проявляет ли интерес к классическому музыкальному наследию? Ответы на данные вопросы раскрывает эта статья, целью которой является предоставление информации о музыкальных предпочтениях студентов негуманитарных специальностей технического университета. Методы исследования, используемые в статье: анализ и систематизация литературы, анкетирование, обобщение ответов, полученных в процессе анкетирования студентов. Материалы статьи могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, специалистам по воспитательной работе со студентами и молодежью для разработки содержания образовательных и воспитательных программ, выстроенных с учетом потенциала мировой академической музыкальной культуры.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тагильцева, Н. Г. Музыкальные предпочтения студентов негуманитарных специальностей технического университета / Н. Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 232-238.
Таgiltseva Natalia Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Kurlapov Mikhail Nikolaevich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of International Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
MUSICAL PREFERENCES OF STUDENTS OF NON-HUMANITARIAN SPECIALTIES OF THE TECHNICAL UNIVERSITY
KEYWORDS: technical universities; students; musical art; musical culture; musical preferences; classical music; student survey
ABSTRACT. Students' musical preferences can say a lot about the level of formation of not only the musical culture of future specialists, but also the formation of their personality. Therefore, for those who are engaged in educational work with students, information about the musical preferences of young people will be interesting. The musical preferences of some of them are associated with forms that stimulate aggressive behavior, disdain for close people and society, and the country in which they live. There are other, centuries-old forms in the world musical culture that proclaim a person's faith in himself, in the ideals of humanism, morality and spirituality. These include examples of the world's classical heritage. To what extent are modern youth studying in an inhumane, but in a technical university, predisposed to classics, does she know these classics, does she listen to them, does she have an interest in classical musical heritage? The answers to these questions are presented in this article, the purpose of which is to provide information about the musical preferences of students of non-humanitarian specialties of the technical university. The research methods used in the article are: analysis and systematization of literature, questionnaires, generalization of answers received in the process of its implementation from students of a technical university. The materials of the article can be useful for heads of educational institutions, specialists in educational work with students and youth to develop educational programs in which it is quite possible to take
© Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н., 2024
into account the potential of the world academic musical culture for the formation and development of the personality of young people.
FOR CITATION: Tagiltseva, N. G., Kurlapov, M. N. (2024). Musical Preferences of Students of Non-humanitarian Specialties of the Technical University. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 232238.
B1
я
> ведение. Социокультурная среда ) является важной частью внешней среды существования как отдельных людей, так и многих социальных групп. Она охватывает не только межличностные отношения, производственную сферу, но и сферу культуры. В ст. 44 Конституции РФ закреплено право граждан на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», им гарантируется возможность творческого выражения своей личности1.
Человек как существо социальное и творческое, кроме физиологических, имеет социальные и культурные потребности, которые включают потребности в образовании, в духовном развитии, в освоении художественных ценностей и др. Изучение культурных потребностей и интересов человека позволяет понять систему его ценностей и оказывать на него влияние через эту систему [5].
Сегодня уровень современного технического оснащения общества, когда техника, информатизация становятся превалирующими в культурном развитии, часто вызывает фрагментарное восприятие искусства. Многие молодые люди, как показывает практика общения молодых людей по поводу художественных произведений, разучились воспринимать что-то целиком, объясняя это тем, что для целостного восприятия необходимы много времени и масса усилий. Таким образом, у современной молодежи формируется «клиповое» мышление, и в силу этого им не представляется возможным целиком воспринимать образцы классического искусства.
Особенностями культурного развития молодых людей сегодня, о чем говорят исследователи, является сформированность не столько культурных потребностей, сколько культурных предпочтений [1]. Среди множества таких культурных предпочтений молодежи авторами выделяются те, которые связаны с музыкой [2; 3]. Под музыкальными предпочтениями понимается выбор произведений, соответствующий ожиданиям слушателя [11]. Специфическими проявлениями таких предпочтений являются многократное прослушивание того или иного произведения, его высокая оценка и желание воспринимать его несколько раз.
Повторное прослушивание предпочитаемой музыкальной композиции приводит к более высокой ее оценке и, конечно, к более глубокому, чем в первоначальном восприятии, ее пониманию. Предпочтения сводятся к выбору, который может быть связан с устойчивой конфигурацией эстетических желаний субъекта, а может носить и ситуативный характер [2].
Молодежь является наиболее мобильной частью населения, которая характеризуется желанием получить образования и достойную профессию. Молодые люди нацелены на профессиональный рост, на становление карьеры, что является одним из факторов общественного развития. Однако для общества важны не только подготовленные к профессиональной деятельности специалисты, но и люди с высоким уровнем культурного развития.
Известно, что многомерное понятие «культура» включает различные структурные компоненты, виды и т. п. В культуру органично включается и культура музыкальная, являющаяся весьма разнообразной, состоящей из множества направлений, стилей и жанров [12]. Из всего многообразия музыкальной культуры именно классическая музыка занимает одно из главных мест [6; 7]. Она во все времена требовала к себе особого внимания слушателя, сформированное™ умений воспринимать и понимать ее глубокое содержание. В многочисленных исследованиях ученых [1; 4; 7; 15] отмечается огромное влияние академической музыки на духовный и нравственный облик человека, особенно человека молодого, ведь такая музыка, провозглашающая гуманизм, красоту, нравственность, теснейшим образом связана с возвышенным и духовным: категориями, которые вплетены в содержание многих произведений классического искусства: литературы, изобразительного искусства, театра [4].
К сожалению, сегодня освоение музыкальной культуры молодыми людьми происходит преимущественно в таких направлениях, как рок, поп, мюзиклы и т. п. Все это позволяет делать заключение о том, что уровень музыкальной культуры и в особенности молодежной среды за последние годы значительно упал2. Возможно, это объясняется заметным сокращением количества те-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 21.01.2009. № 7.
2 Как изменились музыкальные предпочтения молодежи? URL: http://www.uralstudent.ru/articles/ sovetyi/1644928/ (дата обращения: 16.01.2024).
ле- и радиопрограмм, посвященных классической музыке; уменьшением числа учреждений культуры, лидирующим положением в музыкальном мире поп-музыки, легкого, развлекательного, эстрадного репертуара, что привело к обесцениванию роли классической музыки, непониманию и даже отрицанию ее духовной сущности. В современном мире сегодня западными средствами информации распространяются фейки о принадлежности великих композиторов П. И. Чайковского, М. И. Глинки к другим национальным музыкальным школам. Все это вызывает у современной молодежи недоверие к тем сведениям о классической музыке, которые они получили в школе, ими отрицается значимость академического музыкального искусства в культурном развитии каждого человека.
Обеспокоенность данными тенденциями, тревога за состояние музыкальной культуры, высказываемые авторами в научных статьях, в выступлениях на различных конференциях и форумах, содействовали появлению еще в 2015 г. документа - «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года»1, сутью которого является приобщение населения к основам академической музыкальной культуры. Одной из основных задач, определенных в документе, является активизация просветительской деятельности в сфере академической музыки. Организаторами концертов такой музыки с целью приобщения молодежи и в целом населения страны к классическому музыкальному наследию должны выступать не только филармонии, но и другие организации: государственные музеи, театры, учебные заведения. Восприятие классической музыки указывается в документе, благотворно влияет на личность, формируя как музыкальную, так и ее общую культуру.
Социологические исследования показывают, что восприятие музыки - сегодня активно востребованный вид музыкальной деятельности. Большинство представителей молодого поколения слушают музыку по несколько часов в день [2; 3]. В связи с этим можно утверждать, что влияние современных музыкальных направлений на молодежь вполне сопоставимо с влиянием телевидения и других средств массовой информации. Однако такой интерес к прослушиванию музыки, как правило, не касается ее академических направлений. Из наиболее
1 Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации. URL: https://www.cQnsultant.ru/dQcument/cons_ doc_LAW_i89495/42b438i74334696ed6a55ee9b5429i22 b27b09b5/ (дата обращения: 20.04.2024).
популярной у молодежи музыки, как уже указывалось, обычно выделяют такие направления, как рок, поп и рэп, каждое из которых имеет множество подстилей. По сути дела, эти музыкальные стили создали соответствующие им разновидности субкультур, распространенных в большинстве стран мира [15]. Помимо этих направлений мейнстрима можно выделить также так называемую альтернативную музыку, которой в первую очередь увлечена молодежь в возрасте 18-25 лет [14].
Сегодня цифровизация и распространение портативных аудиовоспроизводящих устройств существенно упрощают доступ к музыкальному контенту. Практически повсеместно можно встретить молодых людей, слушающих музыку через наушники с телефонов или аудиоплееров. Практически неограниченный доступ к множеству аудиофайлов предоставляет Интернет [15]. Он же создает среду для формирования все новых и новых музыкальных направлений благодаря возможности свободной публикации новых произведений2 . Достаточно сказать, что уже немалое число исполнителей, в том числе и академической музыкальной культуры (что, несомненно, является положительным фактом), завоевали популярность благодаря распространению видеоклипов3.
Цифровизация музыки предоставила практически неограниченные возможности для реализации «свободы творчества». Многим кажется, что достаточно иметь минимальные познания в музыке - и уже можно создавать новые музыкальные произведения и видеоклипы, используя компьютер и доступное программное обеспечение обработки аудио- и видеофайлов [13; 14]. Именно таким образом создается огромное количество музыкальных видеоклипов, размещенных в Интернете [3; 8]. Причем такое творчество касается и неумелых аранжировок классических произведений. Уровень качества такого рода «творчества», как правило, весьма невысок.
К сожалению, не существует сколько-либо системных статистических исследований, позволяющих выявить и структурировать музыкальные пристрастия молодежи, в том числе и к классической музыке. Исследования в русскоязычном сегменте Интернета выявили, что большинство существующих опросов дают часто совершенно противоположные результаты. От этого и неясно - предпочитает ли молодежь классиче-
2 Музыкальные предпочтения молодежи. URL: http://poisk-ru.ru/s46942t2.html (дата обращения: 17.01.2024).
3 Брыксин В. Г. Клиповое мышление. URL: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (дата обращения: 18. 01.2024).
скую музыку или сфера ее главных интересов - рок, поп и т. п.? И если классическая музыка по-прежнему «сохраняет свою позицию нравственного, эстетического, культурного ориентира» [1], то и задача преподавателей в школе, в колледже и вузе заключается в использовании ее потенциала в воспитательной работе. «Новая стратегия подготовки выдвигает в качестве одного из приоритетных направлений воспитание молодого поколения на мировых культурных и духовных традициях и ценностях, органической частью которых является музыкальное искусство» [11, с. 77]. Совокупность теоретического, практического, психологического, мотивационного и оценочного уровней восприятия классической музыки дает наибольший результат при освоении классической музыки [9]. Известно, что сформированная в ходе восприятия искусства положительная мотивация обеспечивает психологическую готовность студента к новому опыту общения с классической музыкой [10]. Все эти идеи авторов и должны являться доминирующими при составлении проектов по культурному просвещению молодых людей в разных видах образовательных учреждений.
Исследование. Для подтверждения гипотезы о том, что студенты негуманитарных специальностей все-таки выбирают для прослушивания образцы классической музыки, в отличие от обучающихся по гуманитарным специальностям, которые по роду своей будущей деятельности должны посещать заведения культуры и иметь сформированные музыкальные предпочтения к классике, была создана специальная анкета, состоящая из двенадцати вопросов. Ее целью стало выявление «предпочитаемости» студентами негуманитарных специальностей классической музыки и отношения к классическому искусству в целом. В процессе изучения ответов студентов было выявлено, существуют ли у современной молодежи, обучающейся в техническом вузе, «тяга» и желание слушать такую музыку и как они относятся к классическому музыкальному искусству и искусству в целом.
Вопросы, сформулированные в анкете, способствовали выявлению традиционно общей информации о респондентах (Укажите вуз, в котором Вы учитесь, направление подготовки обучения; курс, на котором Вы учитесь). Однако основная их часть была направлена на получение информации об уровне осведомленности студентов о классической музыке и музыкальных произведениях, а также относительно их музыкальных предпочтений (студенты отвечали на вопрос о том, привлекает ли их классическая музыка; имеется ли у них любимое
классическое произведение; также они отвечали на вопрос о том, нужно ли сегодня, в век информатизации, классическое музыкальное искусство вообще).
В исследовании приняли участие 118 студентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Все респонденты являются студентами первого курса, т. е. только что окончившими школы, в которых они изучали музыку и изобразительное искусство, а в некоторых школах и мировую художественную культуру. Специальности анкетируемых: международный и корпоративный менеджмент, менеджмент в энергетике, менеджмент в энергетике и информационно-строительный бизнес, бизнес-информатика.
Анализ ответов на вопрос о том, посещают ли студенты театры, филармонию, музеи, показал, что все они посещают такие учреждения культуры. На вопрос «Как часто Вы посещаете театры / филармонию / музеи?» были даны следующие ответы: 35 (29,7%) человек сказали, что посещают театры и музеи три и более раз в год; 22 (18,6%) человек сообщили, что посещают культурные учреждения два раза в год; 27 (22,9%) - один раз в год и 34 (28,8%) отметили, что посещают театры реже одного раза в год. Если сравнить эти ответы с полученными ответами на другие вопросы, то вытекает вывод о том, что для прослушивания музыки, посещения выставок студенты пользуются информационными технологиями, Интернетом, что дает им возможность посещения виртуальных концертов, музейных выставок и картинных галерей.
В ответах на открытый вопрос «Что побудило Вас на посещение театра, музея или филармонии?» наиболее часто встречались варианты, связанные с доступностью (как транспортной, так и финансовой), с наличием компании, с которой можно посетить эти учреждения культуры, с заинтересованностью той или иной постановкой либо выставкой (именитый артист, реклама, интересная тематика выставки либо постановки, современные трактовки известных произведений). К сожалению, никто из студентов не указал, что им была предоставлена возможность университетом для посещения филармонии или театра. Хотя известно, что уральский молодежный симфонический оркестр недавно организовал серию концертов для студентов каждого вуза Екатеринбурга в филармонии (на них прозвучали самые популярные произведения от классики до киномузыки).
В следующем вопросе предлагалось оценить свое отношение к классической музыке в баллах. Для этого студентам, участ-
вовавшим в анкетировании, предлагалось оценивание музыки от «о» до «5» баллов, где «о» - совсем нет, а «5» - очень нравится. Оценки студентов были следующие: в 1 балл для себя оценили классическую музыку 8 человек, что составило 6,8% от общего числа участников опроса, в 2 балла -21 человек (17,8%), в 3 балла - 41 человек (34,7%), в 4 балла оценили 31 человек (26,3%), в 5 баллов - 17 человек (14,4%) соответственно. Если учесть, что 3 балла уже давало определенные перспективы на развитие интереса и положительного отношения к классической музыке у обучающихся, а 5 - показывали предпочтение к ней, то результат можно считать вполне приемлемым. Если бы имеющийся потенциал не самых высоких положительных оценок, например в 3 балла, в перспективе учитывался, то возможно, что количество положительных оценок (4 и 5 баллов) классических музыкальных произведений в следующем анкетировании было бы больше.
Интересными были ответы, полученные на вопрос о том, что же конкретно привлекает в классической музыке людей? Большинство студентов отметили ее расслабляющий эффект, что несколько разочаровало организаторов анкетирования. Все-таки почти все классические музыкальные произведения, за исключением немногих, сочиненных специально для арт-терапевтических экспериментов, создавались не для релаксации и расслабления. Ответы о мелодичности, «душевности» и гармоничности музыки были, на наш взгляд, уместны для определения того, что является привлекательным в музыке. Мы отнесли к удачным ответам и тот, где студенты указывали на необычность музыки, что позволяло считать, что они, таким образом, оценивали уникальность созданных композитором шедевров.
На предложение выбрать ассоциации к словосочетанию «классическая музыка» респонденты отмечали конкретных композиторов (Бах, Моцарт, Чайковский) либо перечисляли эмоции, среди которых: спокойствие, умиротворение, и опять - расслабление. К сожалению, больше интересных ассоциаций к данному словосочетанию студенты не подобрали.
На вопрос «Есть ли у Вас любимое классическое произведение? Какое это произведение и кто его композитор?» 14 человек (11,8%) написали, что такого произведения у них нет. Остальные студенты отметили: Ж. Бизе опера «Кармен», И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский 3-я симфония, А. Вивальди «Времена года», Э. Григ («Пер Гюнт») «В пещере горного короля», С. Прокофьев («Ромео и Джульетта») «Танец ры-
царей». Примечательно, что все названные студентами музыкальные произведения имеются в программе по музыке, которую они изучали в школе. Данный результат является показателем удовлетворительной работы учителей музыки Уральского и других регионов, откуда первокурсники прибыли на обучение.
Интересные ответы были получены на вопрос относительного того, нужно ли современному человеку классическое искусство и зачем (для чего) оно существует. Отметим, что почти все, в том числе и те 14% студентов, которые не имели предпочтений к классической музыке, ответили, что искусство обязательно нужно для людей. Некоторые из анкетируемых уделили этому вопросу достаточно большое количество времени, очевидно, представляя его интересным и оригинальным, способствующим размышлению.
Приведем некоторые развернутые ответы на этот вопрос (стилистику и орфографию оставляем без изменений) «Да. Классическое искусство "прошло проверку временем", и именно поэтому стало таковым. Оно позволяет человеку рассмотреть вечные темы и сделать соответствующие выводы, касательно самого себя»; «да, классическая музыка - это целая история композитора, прочувствовав ее особенности, можно задуматься о многих вещах, а также классическая музыка может выступать как способ релаксации»; «Да, изучение классического искусства помогает лучше узнать как люди себя чувствовали в разные периоды времени: как касаемо внутренних противоречий и несуразиц, так и во время разных исторических периодов. Это помогает нам не совершить ошибки прошлого, возможно, предугадать, как события будут развиваться дальше, что даст понимание, что ты не один с такой проблемой.»; «Да. Не ограничивая себя "современным" искусством, человек имеет возможность расширить себе кругозор. Не обязательно выпуститься из музыкальной школы, чтобы слушать классику -она развивает воображение, дает понимание основ музыкальных жанров, истории развития музыки. То же самое касается и других видов искусства - через них видно развитие человеческой мысли во времени. А некоторые техники, "вышедшие из моды", могут снова стать трендовыми (посмотрите на всех людей, которые сейчас обращаются к классической философии из-за моды на стоицизм и "базу"). Живопись 17-19 века вообще во многом намного более сложна в технике написания, чем "современное искусство". Не зная базы невозможно создать что-то прорывное. И причина искусства тоже изменилась - в "классическое" время
искусство ради коммерции не было так повсеместно, а сейчас зачастую "искусство" и не искусство вовсе, а умелое использование маркетинговых приемов и психологии. Во все времена художникам и музыкантам нужно было на что-то жить, но погоня за максимальной прибылью нашего времени зачастую глушит все то, за что искусство было ценно - открытие новых идей, поднятие сложных философских вопросов, которые есть в жизни людей, но еще никем не выражены».
Выводы. Проведенное анкетирование и размышление по поводу его результатов позволяют сделать вывод о том, что хотя часть студентов экономических специальностей Уральского федерального университета не имеют музыкальных предпочтений в сфере классической музыки, но все-таки в сферу их интересов попадает и такая музыка, а значит, ее потенциал следует учитывать педагогам и наставникам. Положительным является полученный результат по готовности посещать разные мероприятия в музеях, филармониях и оперном театре. Особо значимым для организаторов анкетирования был результат относительно мнений современных студентов о «нужности» искусства для современного человека. В ответах студентов проявилась и еще одна интересная тенденция - они не отвергают современные постановки классики в театрах, необычные музыкальные интерпретации, что позволяет им соотносить действия на сцене с современными жизненными реалиями, близкими каждому из них.
Результаты анкетирования студентов позволили сделать вывод о том, что педагогам-наставникам в воспитательном процессе следует учитывать потенциал классики для становления личности каждого студента.
В качестве способов, позволяющих активно развивать имеющийся музыкальный культурный потенциал, который связан с академической музыкой, можно использовать широкую рекламную кампанию по таким проектам, которые проводятся как в нашем городе («Ural music night»), так и во всей стране («Ночь музеев» и «Ночь искусств»). Учреждениям культуры нашего города хочется пожелать организовывать еще большее количество культурно-просветительских проектов для студенчества, таких, которые продемонстрировал Уральский молодежный симфонический оркестр Свердловской филармонии. Молодые музыканты предложили серию концертов для студенческой молодежи города, на которых, как отмечают в социальных сетях педагоги и студенты разных вузов, был полный концертный зал. Представляется целесообразным студенческим наставникам проводить беседы в студенческой среде о таких интересных концертах, в которых звучит живая, исполняемая симфоническим оркестром музыка, а не ее электронные аналоги, пусть даже и записанные в известных концертных залах мира. «Насмотренность», «наслушанность» классики поможет сформировать определенный жизненный и культурный опыт обучающихся, который будет необходим каждому будущему специалисту в любой сфере профессиональной деятельности.
В заключение следует отметить, что материалы, представленные в этой статье, будут полезны не только педагогам вузов, но и всем тем, кто занимается внеучебной воспитательной деятельностью молодежи в школах и колледжах, вовлекая их в различные культурные проекты, тем более что в нашем городе - большом культурном центре Урала - такие возможности имеются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дударёнок, С. М. Теоретические аспекты формирования музыкальной культуры молодежи через восприятие классической музыки / С. М. Дударёнок, В. В. Ильницкая. - Текст : непосредственный // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 5. - С. 102-106.
2. Захваткин, А. В. Музыкальные предпочтения молодежи как индикатор их психоэмоционального состояния / А. В. Захваткин. - Текст : непосредственный // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. - 2023. - № 4. - С. 84-91.
3. Исхакова, Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н. Р. Исхакова, Р. Р. Болтачев. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 103-106.
4. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с. - Текст : непосредственный.
5. Каган, М. С. Искусство и общение / М. С. Каган ; отв. ред. Э. В. Леонтьева. - Л. : ЛГИТМиК, 1984. -С. 15-28. - Текст : непосредственный.
6. Кашина, Н. И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей / Н. И. Кашина. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 5(48). - С. 50-52. - ЕБЫ ТББМГО.
7. Кашина, Н. И. Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2022. - № 45. - С. 32-40.
8. Лашкул, М. А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта / М. А. Лашкул. - Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. - 2008. - № 10(66). - С. 243-249.
9. Матвеева, Л. В. Приобщение подростков к классической музыке в школьном образовательном процессе / Л. В. Матвеева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2019. -№ 9. - С. 84-91.
10. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский. -Текст : непосредственный // Восприятие музыки. - 1980. - С. 141-155.
11. Мозгот, В. Г. Художественно-образовательные системы и музыкальное развитие современной студенческой молодежи (в условиях Адыгеи) / В. Г. Мозгот. - Текст : непосредственный // Мир образования - образование в мир. - 2004. - № 4. - С. 70-77.
12. Новицкая, Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека / Л. П. Новицкая. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 1984. - № 6. - С. 79-86.
13. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике / Ю. Хабермас. -М. : Весь мир, 2002. - 143 с. - Текст : непосредственный.
14. Шилова, О. Н. Теоретические основы становления информационно педагогического тезауруса в системе высшего педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук / О. Н. Шилова. - СПб., 2001. -365 с. - Текст : непосредственный.
15. Щербакова, А. А. Произведение искусства в системе общения / А. А. Щербакова. - Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - С. 79-84.
REFERENCES
1. Dudarenok, S. M., Ilnitskaya, V. V. (2017). Teoreticheskie aspekty formirovaniya muzykal'noi kul'tury molodezhi cherez vospriyatie klassicheskoi muzyki [Theoretical Aspects of the Formation of Youth Musical Culture through the Perception of Classical Music]. In Obshchestvo: flosofya, istoriya, kul'tura. No. 5, pp. 102-106.
2. Zakhvatkin, A. V. (2023). Muzykal'nye predpochteniya molodezhi kak indikator ikh psikhoemotsional'nogo sostoyaniya [Musical Preferences of Young People as an Indicator of Their Psycho-Emotional State]. In Uchenye zapiski NTGSPI. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. No. 4, pp. 84-91.
3. Iskhakova, N. R., Boltachev, R. R. (2006). Muzykal'nye predpochteniya molodezhi [Musical Preferences of Young People]. In Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 6, pp. 103-106.
4. Kabalevsky, D. B. (1981). Vospitanie uma i serdtsa [Education of the Mind and Heart]. Moscow, Pros-veshchenie. 192 p.
5. Kagan, M. S. (1984). Iskusstvo i obshchenie [Art and Communication]. Leningrad, LGITMiK, pp. 15-28.
6. Kashina, N. I. (2014). Problema osvoeniya det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei [The Problem of Children and Youth Mastering Traditional Cultural and Artistic Values]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5(48), pp. 50-52. EDN TBFMJD.
7. Kashina, N. I., Tagiltseva, N. G. (2022). Muzykal'naya kul'tura v stanovlenii kul'turnoi identichnosti lich-nosti [Musical Culture in the Formation of a Person's Cultural Identity]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. No. 45, pp. 32-40.
8. Lashkul, M. A. (2008). Ispolnitel'skaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta [Performing Competence of a Music Teacher]. In Vestnik TGU. No. 10(66), pp. 243-249.
9. Matveeva, L. V. (2019). Priobshchenie podrostkov k klassicheskoi muzyke v shkol'nom obrazovatel'nom protsesse [Introducing Teenagers to Classical Music in the School Educational Process]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 9, pp. 84-91.
10. Medushevsky, V. V. (1980). O soderzhanii ponyatiya «adekvatnoe vospriyatie» [On the Content of the Concept of "Adequate Perception"]. In Vospriyatie muzyki, pp. 141-155.
11. Mozgot, V. G. (2004). Khudozhestvenno-obrazovatel'nye sistemy i muzykal'noe razvitie sovremennoi studencheskoi molodezhi (v usloviyakh Adygei) [Artistic and Educational Systems and Musical Development of Modern Student Youth (in the Conditions of Adygea)]. In Mir obrazovaniya — obrazovanie v mir. No. 4, pp. 70-77.
12. Novitskaya, L. P. (1984). Vliyanie razlichnykh muzykal'nykh zhanrov na psikhicheskoe sostoyanie che-loveka [The Influence of Various Musical Genres on a Person's Mental State]. In Psikhologicheskii zhurnal. No. 6, pp. 79-86.
13. Habermas, Yu. (2002). Budushchee chelovecheskoi prirody. Na puti k liberal'noi evgenike [The Future of Human Nature. Towards Liberal Eugenics]. Moscow, Ves' mir. 143 p.
14. Shilova, O. N. (2001). Teoreticheskie osnovy stanovleniya informatsionno pedagogicheskogo tezaurusa v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Theoretical Foundations for the Formation of an Information Pedagogical Thesaurus in the System of Higher Pedagogical Education]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Saint Petersburg. 365 p.
15. Shcherbakova, A. A. (2007). Proizvedenie iskusstva v sisteme obshcheniya [A Work of Art in a Communication System]. In Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, pp. 79-84.