8. Степанова, Т.А. Теория алгоритмического мышления: учебное пособие для магистрантов, учителей общеобразоват. учреждений, преподавателей вузов; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.-Касноярск, 2014.-72с.
9. Талызина, Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) /Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 345с.
10. Федотова, Е.Ю. К проблеме организации продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся / Е.Ю. Федотова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2007. -№44.- С.480-485
11. Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач: метод. Пособие.-М.:»Высшая школа», 1972.-216с.
УДК 159.9.07
Галеева А.Р. студент магистратуры 2 курса факультет «Защиты в чрезвычайных ситуациях»
УГАТУ Россия, г. Уфа
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация: В статье проводится статистический анализ музыкальной грамотности студентов, обучающихся в Уфимском государственном авиационном техническом университете.
Изучены музыкальные предпочтения студентов, а также уровень музыкального образования.
Результаты приведены в виде диаграмм и графиков.
Ключевые слова: Cтуденты, восприятие музыки, анкетирование, музыкальные предпочтения, досуг.
Galeevа A. R.
Master's student 2 courses Faculty Of «protection in emergency situations»
USATU Russia, Ufa
THE ANALYSIS OF MUSICAL LITERACY STUDENTS TECHNICAL UNIVERSITY
Annotation: The article presents a statistical analysis of musical literacy of students studying at the Ufa state aviation technical University.
Studied musical preferences of students, as well as the level of music education.
The results are presented in diagrams and graphs.
Keyword: Students, perception of music, questioning, musical preferences, leisure.
Одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка, которая, как и любой другой вид искусства, способна
du,
бна Ä
влиять на всестороннее развитие личности. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важную социальную функцию. Из всех видов искусств музыка наиболее трудна для восприятия: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена конкретики, как в литературе. Поэтому восприятие музыки - это достаточно сложный процесс из-за его субъективности [1]. На сегодняшний день нельзя представить людей, которые лишали бы себя удовольствия постоянно прослушивать музыкальные произведения различных жанров в транспорте, в спортзале, дома - это занятие стало одним из распространенных форм досуга, элементом отдыха среди молодого поколения. Посредством данного вида искусства человек формирует свое жизненное пространство, отражает определенный стиль жизни, иными словами, музыка - это средство для самовыражения. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение, поэтому является актуальной проблемой. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, мы характеризуем социально-культурный облик, настроения молодых людей. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного студента, необходимо иметь представление о его музыкальных вкусах и предпочтениях.
Задача нашего исследования - это изучение музыкальных вкусов молодого поколения технического университета. Исследование проводилось путем анкетирования среди старшекурсников (4 курс) Уфимского государственного авиационного технического университета. В исследовании приняло участие 60 студентов высшего учебного заведения. Отбор испытуемых проводился на основе добровольности при строгом соблюдении правил конфиденциальности.
Проводимое исследование включает в себя три основных этапа:
- создание опросного листа, позволяющего получить необходимые для исследования данные;
- проведение анкетирования среди студентов;
- изучение и анализ полученных результатов.
Анкета состоит из нескольких блоков (рисунок 1).
ОПРОСНЫЙ лист м_
1-е йм: л бньш т 5 е прпш! Мы пр е & ним шггли е йбже □ гит елее ыт з ынль-
ЕЬЕ" ЩМНБМДИШ Ел рВАа7в{11Э£ааНЭГ7Ь фбуЧВ-ЕЗСЫХ £ ЕУ ЗпЗС £ Чл^НЭТТП НН Г ЖВГТ Е-р Е-Г|- ЮТ Е п ШП ИТМНДЬДИ ПрЕЗПЭ ЧТ ЕНПЕЯ . Пр гжя пэтрвтжт ь вр-Еэсв е зтввтжть жй жйшп в-эпрэсы. К-С'нфшьшшьльнэтть гврежтнруЕйс.
] ФИО_] ] Ку^т, саза-льтет_
12 Гр}тгл:г_Гз д, день р ■□ жденжя_
2 П-ззалун-тта, з эозн тае л ни,^ к л-зтл-гдутгсцнз; ЕИфаах гтр:{ л-з хазхтшшш □тейт^;-; пр-згтазъте звж 1 лз к-г + тр:-ц=теды-со: — звх ' минуть:4 хзхм
■зтвгтъте на эапр-зг
Ыуэжза^-с^е Знаете Нразнт-т.£ ли эта
занрк ит-зш^--"' Цл-зша""
1 л " 3
1 Нщмдкые, 1иу1 нзишм^ мез-зднн
1 Дуз ■□ нн-Е-Е ы^-з
3 Кла-тткче-ткая
-
Дааэ
5 Кантри
Электр-знная
3 Рок — ип тьз^.
9 Поа-куг:ша {хи-ыеггап п, реп ~л дз
] 0 Дргтне'т.'згзлте на а-й-зр-зте листа")
3 1 Е-ЕНГ п—п.-;: : ; з ыс-с з" _ л 1-гт^р -1Т|."р у
¡.2 Ё этаы месяце свзшли раз быжж ззос-ы"_в театре"'_зыузе-
як_
4 Иггт- ■■ шгу~-тпиигг тгПртпт«- -------иу-зкзалы-сз-;
'■имде друт-зе_
5 ПрхссЕ^и участие в шшшпсашяпншвккаЛ_
:: ] Принимаете участке Еошаданпилон ^%нзерсжтета_
Я._дезс- са Iл^гж XI -з-йра-й-зтиг- :: :ч ^ди-с-сы;-; П-зд-
лн-гъ_Дат;._
Блат-з дарим ■за -зтветъ: на эапр-зсы Ваше ^негссе ддг нас -зченъ зазт-с-з н й^ес тлтен-з з нт-згал н:-швдазенне
З'РИИ ьгт эч
Рисунок 1 - Опросный лист
Паспортная часть позволяет определить дату рождения, курс, факультет и группу испытуемого. Особым вопросом является возраст. Все студенты находятся в интервале от 21 до 23 лет.
Блок музыкального предпочтения позволяет выбрать музыкальные жанры по предпочтениям (народные и национальные мелодии, духовная музыка, классическая музыка, блюз, джаз, электронная музыка, рок-музыка, поп-музыка, рэп), а также по знакомству с каждым из них.
Особый интерес представляет блок проведения досуга, поскольку именно приобщение человека к культурным ценностям играет огромную роль в приобретении музыкального вкуса.
Блок музыкального образования и наличия хобби выявляет уровень музыкальной грамотности респондента.
Важный момент анкеты составляет согласие студента на обработку персональных данных.
Опрошенные студенты обучаются на факультетах ЗЧС (защиты в чрезвычайных ситуациях), АДЭТ (авиационных двигателей, энергетики и транспорта) и АВИЭТ (авионики, энергетики и инфокоммуникационных технологий) [2].
Средний возраст респондентов составил 7928 дней (22 года).
Согласно результатам опроса на вопрос «Знаете ли Вы эту музыку» голоса распределились следующим образом: наиболее знакомыми стилями оказались поп музыка (12,6 %), народные и национальные мелодии (12,4 %), классика (12,2 %) и рок (11,7 %) (рисунок 2). Недостаточно знакомыми стилями являются духовная музыка, блюз и кантри.
Знаете ли Вы эту музыку?
14.0%
12.0%
10.0%
8.0%
ев
О о Ч 6.0%
О 1-4 4.0%
2.0%
0.0%
8.40%
-12.60%
12.20%-11.70% П.30%1170% - |
9.90% 9.90%
* ^ о/
? А
/ ^
Рисунок 2 - Результаты ответов на вопрос "Знаете ли Вы эту музыку?"
Полученный результат можно объяснить тем, что увлечение студентов поп, рок-музыкой формируется преимущественно под влиянием СМИ (в данном случае радиостанций) и социальных сетей, поскольку они занимают основную часть досуга. Этот факт подтвердили большинство респондентов.
При ответе на вопрос «Нравится ли Вам эта музыка?» получились следующие результаты (рисунок 3).
Нравится ли Вам эта музыка?
ев О
о Ч О 1-ч
20.0% 15.0% 10.0% 5.0% 0.0%
18.00%
¿¿ж
14.50%
14.50%
10.40%
60%
11.40%
10.00%
6.90%
Рисунок 3 - Результаты ответов на вопрос "Нравится ли Вам эта музыка?"
/ У / / 4
По полученному результату можно сделать вывод, что молодому поколению нравятся такие стили, как поп (18 %), рок (14,5 %) и, что весьма странно, классика (14,5 %).
Большинству опрошенных не нравятся народная, духовная и электронная музыка, а также блюз и кантри.
Поп стиль стал модной молодежной музыкой. Существует большое количество подвидов данного жанра, рассчитанных на разные социальные слои молодежи. Анализ научных работ, обсуждений в Интернете, в которых делается попытка выявить причины популярности данного жанра в России, позволяет говорить о том, что в зависимости от направления эта музыка во многом является развлекательной легкой музыкой, отвечая разнообразным потребностям молодежи.
Рок также оценивается высоко в группе студентов, что обусловлено возрастными особенностями выборки. Рок-музыка, с одной стороны, обладает большой захватывающей энергией, имеет много разнообразных направлений, отвечает потребностям в свободе от устоявшихся норм и общественных стереотипов, с другой стороны, она является одним из инструментов шоу-бизнеса, индустрии развлечений.
Классику студенты слушают время от времени. Классическая музыка требует специального прослушивания, сосредоточенности. Анализ исследований позволяет предположить, что ее предпочтение зависит от уровня музыкальной подготовки, популяризации в обществе.
Что касается джаза, блюза, кантри - данные жанры остаются элитарной музыкой. Студенты фактически никогда не слушают музыкальный авангард, поскольку он характеризуется экспериментами и известен, пожалуй, только узкому кругу. Это вид современной академической музыки, некоторые элементы эстетики которой являются
радикально инновационными. Эмпирическое исследование музыкально-стилевых предпочтений российских студентов показывает их связь с особенностями молодежной выборки, пропагандируемостью тех или иных жанров, доминирующими формами досуга [3].
По результатам опроса о проведении досуга, оказалось, что большинство из анкетированных ходят в кино - 54,4%, но только малая часть посещает театры - 21,6% и музеи - 24% (рисунок 4).
Распределение затрат времени на
отдых
24%
Н V 54%
22% Кино
у Театр
Музей
Рисунок 4 - Распределение затрат времени на отдых
Большая часть из опрошенного контингента читает художественную литературу (80 %).
Музыкальное образование имеет лишь 7 % респондентов. В школьной самодеятельности участвовало больше обучающихся, чем в университетской.
Таким образом, данное исследование помогает определить, каким видом деятельности отдают предпочтение современные молодые люди, чем они больше интересуются, как проводят часы досуга. А изучение мнений студентов о музыкальных жанрах позволяет понять, какая музыка больше всего нравится современной молодежи.
Использованные источники:
1. Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. - Музыкальные предпочтения молодежи. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/138/801/1219/015_Isakova.pdf (Дата обращения 1.02.2019).
2. Официальный сайт УГАТУ / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ugatu.su (Дата обращения 2.02.2019).
3. Музыкальные ориентации современной молодежи / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=792851 (Дата обращения 2.02.2019).