Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И КНР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И КНР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ / КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ / ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС П. И. ЧАЙКОВСКОГО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ ИМ. Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО / КОНКУРС ПИАНИСТОВ "КУБОК СИНХАЙ" / ШАНХАЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ПИАНИСТОВ / PIANO COMPETITIONS / MUSICAL FESTIVALS / COMPETITION-FESTIVAL / TCHAIKOVSKY YOUTH COMPETITION / KABALEVSKY INTERNATIONAL COMPETITION FOR YOUNG MUSICIANS / PIANO COMPETITION "XINGHAI CUP" / SHANGHAI INTERNATIONAL PIANO COMPETITION FOR YOUNG ARTISTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Ч.

В данной статье рассматривается история становления музыкальных конкурсов и фестивалей, а также их организация и реализация на территории России и Китая, начиная со второй половины XX века и до начала XXI века. Также предлагается краткий экскурс в историю конкурсов и фестивалей, прослеживается их становление как культурной институции. Сравниваются подходы и цели организации музыкальных конкурсов, фестивалей и конкурсов-фестивалей. Проанализированы некоторые аспекты таких крупнейших конкурсов как юношеский конкурс им. П. И. Чайковского, международный конкурс молодых музыкантов им. Д. Б. Кабалевского, открытый юношеский фестиваль им. Гнесиных, Всекитайский детский и юношеский конкурс пианистов «Кубок Синхай», Шанхайский международный конкурс молодых пианистов и конкурс-фестиваль «Жемчужина Востока». На основе проанализированных данных сделаны выводы о различиях подходов к конкурсам в Китае и в России. В частности, для китайских организаторов важнее привлечь как можно больше участников и распространить искусство в широких кругах любителей на территории Китая. В России же конкурсы в первую очередь направлены на профессионалов, что привлекает меньше участников, но более высокого уровня, и вызывает интерес слушателей не только в России, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPETITIONS AND FESTIVALS FOR CHILDREN AND YOUTH IN RUSSIA AND CHINA FROM THE MID-20 TH CENTURY UNTIL THE EARLY 21 ST CENTURY

This article analyzes the history of musical competitions and festivals as well as some aspects of the organization of such events in Russia and China from the second part of the 20th century till the beginning of the 21 st century. It is also given a short historical review of the children musical competitions and festivals as cultural institutions. Approaches and goals of organization of musical competitions, festivals and competition-festivals as combinations of both types of events in Russia and China will be compared. There were analyzed several aspects of the well-known competitions such as Tchaikovsky Youth Competition, Kabalevsky International Competition for Young Musicians, Gnessin Open Youth Festival, Chinese National Children and Youth Piano Competition «Xinghai cup», Shanghai International Music Festival and Piano Competition for Young Artists, and competition-festival «The Pearl of East». The analysis showed that Chinese and Russian approach to the competitions is quite different. Chinese organizers are focused on attracting as many participants as possible and expanding the popularity of piano playing through the nation. Contrary, in Russia competitions are organized in the first place for professional young musicians, what leads to less participants but of higher professional layer what arose huge interest in Russia and abroad as well.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И КНР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА»

DOI: 10.26086/NK.2020.57.3.014 УДК 7.092

© Чжан Чао, 2020

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), аспирантка кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии E-mail: 284556897@qq.com

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И КНР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В данной статье рассматривается история становления музыкальных конкурсов и фестивалей, а также их организация и реализация на территории России и Китая, начиная со второй половины XX века и до начала XXI века. Также предлагается краткий экскурс в историю конкурсов и фестивалей, прослеживается их становление как культурной институции. Сравниваются подходы и цели организации музыкальных конкурсов, фестивалей и конкурсов-фестивалей. Проанализированы некоторые аспекты таких крупнейших конкурсов как юношеский конкурс им. П. И. Чайковского, международный конкурс молодых музыкантов им. Д. Б. Кабалевского, открытый юношеский фестиваль им. Гнесиных, Всекитайский детский и юношеский конкурс пианистов «Кубок Син-хай», Шанхайский международный конкурс молодых пианистов и конкурс-фестиваль «Жемчужина Востока». На основе проанализированных данных сделаны выводы о различиях подходов к конкурсам в Китае и в России. В частности, для китайских организаторов важнее привлечь как можно больше участников и распространить искусство в широких кругах любителей на территории Китая. В России же конкурсы в первую очередь направлены на профессионалов, что привлекает меньше участников, но более высокого уровня, и вызывает интерес слушателей не только в России, но и за рубежом.

Ключевые слова: музыкальные конкурсы, музыкальные фестивали, конкурс-фестиваль, юношеский конкурс П. И. Чайковского, международный конкурс молодых музыкантов им. Д. Б. Кабалевского, конкурс пианистов «Кубок Синхай», Шанхайский международный конкурс молодых пианистов

© Zhang Chao, 2020

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), Postgraduate Student

of the Department of Music Education and Training at the Institute of Theater, Music and Choreography

MUSIC COMPETITIONS AND FESTIVALS FOR CHILDREN AND YOUTH IN RUSSIA AND CHINA FROM THE MID-20th CENTURY UNTIL THE EARLY 21st CENTURY

This article analyzes the history of musical competitions and festivals as well as some aspects of the organization of such events in Russia and China from the second part of the 20th century till the beginning of the 21st century. It is also given a short historical review of the children musical competitions and festivals as cultural institutions. Approaches and goals of organization of musical competitions, festivals and competition-festivals as combinations of both types of events in Russia and China will be compared. There were analyzed several aspects of the well-known competitions such as Tchaikovsky Youth Competition, Kabalevsky International Competition for Young Musicians, Gnessin Open Youth Festival, Chinese National Children and Youth Piano Competition «Xinghai cup», Shanghai International Music Festival and Piano Competition for Young Artists, and competition-festival «The Pearl of East». The analysis showed that Chinese and Russian approach to the competitions is quite different. Chinese organizers are focused on attracting as many participants as possible and expanding the popularity of piano playing through the nation. Contrary, in Russia competitions are organized in the first place for professional young musicians, what leads to less participants but of higher professional layer what arose huge interest in Russia and abroad as well.

Key words: piano competitions, musical festivals, competition-festival, Tchaikovsky youth competition, Kabalevsky international competition for young musicians, piano competition «Xinghai cup», Shanghai International Piano Competition for Young Artists

Искусство относится к одной из тех сфер щество, создают тесные связи между совершен-духовной деятельности, которые объединяют об- но посторонними людьми, живущими, подчас,

в разных частях света. Являясь превосходным средством коммуникации, с помощью которого художники, поэты, музыканты отражают окружающую их реальность, искусство обогащает жизнь общества, позволяя реализоваться творческому потенциалу личности.

Для того, чтобы ребенок смог осознать свой потенциал и реализовать его в искусстве, необходима особая среда, одним из средств формирования которой являются фестивали и конкурсы детского и юношеского художественного творчества. Такие форматы проведения конкурсов привлекают не только участников, но и слушателей, что позволяет распространять искусство в широких кругах. Именно поэтому анализ опыта проведения подобных мероприятий является актуальным в наши дни.

До сих пор ни в России, ни в Китае нет крупных исследований, посвященных теме раскрытия творческого потенциала детей и юношества посредством конкурсов-фестивалей. В связи с нехваткой теоретического материала, мы будем опираться на официальные ресурсы, представленные на сайтах конкурсов-фестивалей, а также на собственный опыт участия в них.

В статье мы рассмотрим, какие программы предлагаются участникам конкурсов, каким образом проводятся конкурсы и как поддерживается творческое развитие участников и слушателей. Также обратим внимение на различие подходов к организации конкурсов и фестивалей в России и Китае.

Конкурс — это, прежде всего, соревнование в мастерстве между участниками. Фестиваль — массовое празднество, показ (смотр) достижений какого-либо вида искусства, не предполагающий прямой конкуренции между участниками. Конкурс-фестиваль совмещает в себе элемент соревнования участников, но при этом несет в себе основную идею фестиваля — массового праздника, смотра достижений детского творчества.

Искусство является отражением общественной жизни, это заметно и при историческом рассмотрении конкурсно-фестивальной деятельности. Музыкальные фестивали, проводившиеся в Великобритании в начале ХУШ века, были связаны с церковной музыкой. Однако, благодаря влиянию деятелей Просвещения, культура становится более светской, а число проводимых фестивалей в Европе увеличивается. XX век стал периодом наиболее интенсивного развития фестивального движения во всем мире, а сама категория детских и юношеских конкурсов и фестивалей появилась именно во второй половине XX века, когда послевоенный мир столкнулся с проблемой оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны.

В СССР музыкальные фестивали начали проводить в 1930-х годах. Первыми музыкальными конкурсами стали соревнования между пионерскими отрядами в оздоровительных лагерях и школах. В 1947 году стал проводиться Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Это стало важной вехой в истории музыкальных конкурсов и фестивалей. В 1957 году фестиваль прошел в Москве и стал самым массовым за всю его историю. Благодаря этому событию фестивальное движение получило широкое развитие в Советском Союзе [4].

Одним из первых и крупнейших конкурсов для детей и юношества в СССР, существующий до сих пор, является Международный конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кабалевского, который проводится с 1962 года. Целью конкурса, который был основан при непосредственном участии самого композитора, стал поиск и поддержка талантливых и перспективных молодых музыкантов, приобщение детей и молодых людей к искусству, воспитание музыкальной культуры, укрепление педагогических традиций и поиск новых методических решений в культурно-педагогическом пространстве России и зарубежья. Этот конкурс проводится раз в два года и включает в себя пять номинаций: «фортепиано», «скрипка», «академическое сольное пение», «композиция», «музыковедение».

В качестве примера того, как конкурс задает вектор творческого развития молодежи, рассмотрим программу, предлагаемую участникам номинации «фортепиано». Конкурс в номинации «фортепиано» проводится в следующих возрастных категориях: 8-10 лет (I), 11-15 лет (II), 16-20 лет (III) и 21-35 лет (IV). Для понимания того, какой вектор развития предлагается детям, проанализируем программы участников I и III категорий. Участники 8-10 лет должны исполнить полифоническое произведение И. С. Баха или Д. М. Кабалевского1, часть или части сонаты, вариации, рондо, фантазия, цикл или часть цикла пьес любого композитора, написанные в период с 1750 по 1850 год, а также необходимо исполнить оригинальное сочинение Д. М. Кабалевского [2]. Таким образом, предполагается, что к восьмилетнему возрасту пианист уже должен понимать, как исполнять полифоническое произведение, музыку барокко, классицизма и произведение композитора XX века. Нельзя недооценивать тот факт, что этот вектор задается конкурсами в наше время различных методик и индивидуальных подходов. Если ученик собирается участвовать в конкурсах и продолжать профессиональную карьеру пианиста, то он стремится выучить данную программу и расширить

свои горизонты. Одновременно, другой ученик, который, возможно, еще не подготовлен к исполнению такой программы, может воспринять информацию в качестве слушателя и таким образом улучшить свои знания по музыке разных веков.

Ко времени, когда пианист уже учится в колледже, то есть в возрасте 16-20 лет, программа расширяется. Все также пианист должен исполнить полифоническое произведение. Что касается сочинений крупной формы, то для них ограничивается круг композиторов, среди которых предлагается выбор из творчества Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Й. Брамса, К. М. Вебера, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана [2]. И в заключение программы требуется исполнить опус отечественного композитора Х1Х-ХХ века; исполнение работ Д. Б. Кабалевского желательно, но не обязательно. Таким образом, временные рамки для выбора произведения крупной формы несколько расширяются, а также пропагандируется изучение отечественной музыки. Конечно, чаще всего сочинения для исполнения на конкурсе выбираются педагогом, который знает сильные и слабые стороны своего ученика, однако, факт выбора может побудить ученика изучить возможные доступные варианты и узнать больше об отечественных композиторах.

В фестивальной части конкурса предлагается большая программа. Как правило, в рамках проведения конкурса проходят концерты лауреатов конкурсов прошлых лет, открытые уроки и мастер-классы, а также презентации наиболее успешного педагогического опыта, что способствует расширению горизонтов юных исполнителей.

Одним из крупнейших для музыкантов-исполнителей академической музыки является Международный юношеский конкурс имени П. И. Чайковского, тесно связанный с его «взрослой» версией. В нем есть три номинации: «фортепиано», «скрипка» и «виолончель». Данное состязание проводилось уже десять раз в шести разных странах: России, Японии, Китае, Корее, Швейцарии и Казахстане. К участию допускаются молодые музыканты до 17 лет из всех стран мира. Участие и победа в Международном юношеском конкурсе им. П. И. Чайковского для многих молодых музыкантов является своеобразным «лифтом»: большое количество участников, обладающих высоким уровнем исполнительского мастерства, сложные конкурсные программы и авторитетное жюри — все это позволяет считать его одним из самых престижных соревнований для юных исполнителей [3]. В отличие от конкурса им. Д. Б. Кабалевского, здесь нет возрастных категорий, и всем участникам предлагается

одинаковая программа. В первом туре стандартно необходимо исполнить прелюдию и фугу из ХТК И. С. Баха, также произведения П. И. Чайковского и три виртуозных этюда (Ф. Шопена, Ф. Листа, С. В. Рахманинова). Во втором туре обязательно исполнение произведений русских композиторов, среди которых предлагаются на выбор: М. А. Балакирев, А. Н. Глазунов, Н. К. Метнер, М. П. Мусоргский, Н. А. Мясковский, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Р. К. Щедрин, Д. Д. Шостакович, И. Ф. Стравинский, П. И. Чайковский. Далее нужно исполнить концерт В. А. Моцарта с камерным оркестром [1]. Таким образом, пропагандируется знание музыки разных периодов и композиторов, в том числе — русских. Важно заметить, что при этом необходимо представлять культуру и историю данных периодов, так что исполнение конкурсной программы стимулирует знания исполнителей и слушателей и в этой области.

Менее требователен к уровню участников Открытый юношеский фестиваль им. Гнесиных, который проводится с 1996 года в России. Сначала он назывался Всероссийский ежегодный юношеский конкурс пианистов им. Гнесиных. В 1998 году был проведен Всероссийский юношеский конкурс скрипачей, а в 2000 году эти два конкурса были объединены в один. В 2008 году конкурс получил статус конкурса-фестиваля. С 2015 года поменялся формат, и конкурс стал называться «Открытый юношеский фестиваль им. Гнесиных». Конкурс проводится с целью поиска молодых талантливых музыкантов, популяризации классической и современной музыки среди молодежи и организации обмена опытом среди преподавателей различных образовательных центров и заведений. Участниками юношеского конкурса им. Гнесиных могут стать учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств. В номинации «фортепиано» всего одна возрастная группа — от 13 до 16 лет. Программа здесь менее требовательная — необходимо исполнить инструктивный этюд (К. Черни, М. Клементи, М. Мошковский) и произведение российского или зарубежного композитора любой эпохи [6]. Этим он значительно отличается от предыдущих конкурсов.

В Китае историческая ситуация складывалась по-другому. Одной из сложностей для изучения искусства в КНР во второй половине XX века является серия идейно-политических кампаний в Китае с 1966 по 1976 годы, которые получили название «Культурная революция». Как утверждает исследователь Му Цюаньчжи, «...все инструментальные конкурсы были отменены, и память о них была практически вымарана из истории

китайского искусства» [7, с. 108]. В последней четверти XX века стала возрождаться традиция проведения конкурсов и, в частности, детских конкурсов при поддержке Китайской ассоциации музыкантов и Министерства культуры Китая. Несомненно, большое влияние оказали советские примеры проведения конкурсов и фестивалей, так как Китай и СССР, будучи коммунистическими странами, тесно сотрудничали [5].

Самым авторитетным в Китае конкурсом для юных музыкантов-скрипачей считается Китайский национальный молодежный скрипичный конкурс. Начиная с 1981 года, данное соревнование проводится раз в три года среди студентов консерваторий и музыкальных университетов Китая. Знаковым явлением в детском музыкальном движении Китая стало открытие Всекитайского конкурса юных скрипачей в 1988 году, в котором смогли принять участие не только студенты, но и ученики школ. Впоследствии детский конкурс был объединен с Китайским национальным молодежным скрипичным конкурсом. В Китае существует ряд конкурсов для юных пианистов: Шэ-ньянский детский конкурс пианистов, Всекитайский детский и юношеский конкурс пианистов «Кубок Синхай», а также Шанхайский международный конкурс молодых пианистов.

Шанхайский международный фестиваль и конкурс молодых пианистов — один из крупнейших в Китае. Возрастной ценз участников — не более 35 лет. Построение программы значительно отличается от программы, предлагаемой российскими конкурсами. На первом туре следует исполнить лишь полифоническое произведение и виртуозный этюд одного из композиторов: Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского или Д. Лигети. На втором туре требуется исполнить сонату или часть сонаты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, или Ф. Шуберта; произведение или цикл, написанный до 1932 года; три обязательных пьесы из «Детских воспоминаний» А. Шора [10]. Несмотря на то, что это крупнейший юношеский пианистический конкурс в Китае, здесь не требуется исполнение музыки китайских композиторов.

В 2018 году на конкурс «Кубок Синхай» подали заявку 35000 исполнителей, в очном туре участвовали 538 человек. Это крупнейший пианистический конкурс Китая для любителей. Он проводится с целью большего развития пианистического искусства в Китае среди детей, а также для стимулирования продаж фортепиано. Среди организаторов конкурса Национальный большой

театр и Центральная музыкальная консерватория. Каждому участнику, в зависимости от возраста, дается время для исполнения одной пьесы, демонстрирующей умение участника играть в различных стилях и техниках [8]. Выбор музыки ничем не ограничен: это может быть и как китайское произведение, так и зарубежное.

С 2005 года в городах Далянь, Пекин и Шанхай проводится Международный фестиваль-конкурс «Жемчужина Востока», который интересно рассмотреть с точки зрения функционирования именно конкурса-фестиваля, в первую очередь, рассчитанного на любителей. Он проводится при поддержке Даляньской школы балета, Дворца творчества детей и молодежи и Дворца национального творчества в Пекине. В отличие от профессиональных конкурсов, на этом прослушивании требуется исполнить лишь одно или два произведения по выбору [9]. Целью конкурса является укрепление творческих, культурных и дружественных связей, популяризация национальных культур стран, знакомство с историей и традициями Китая.

Итак, в нашем рассмотрении отличий и особенностей проведений детских и юношеских фестивалей и конкурсов в сфере классической музыки отметим следующее.

1) Несмотря на то, что в Китае есть сугубо профессиональные исполнительские конкурсы, они не так популярны и интересны аудитории, как крупнейшие российские.

2) Вместе с тем, Китай отличается большим количеством фестивалей и конкурсов-фестивалей, привлекающих к участию любителей, они организуются и пропагандируются крупнейшими культурными организациями страны. Это, несомненно, позволяет привлечь большее количество участников, но требует упрощения и сокращения программы, чтобы ограничить время прослушивания одного участника и привлечь не только профессионалов, но и любителей.

3) Крупнейшие российские конкурсы в первую очередь рассчитаны на улучшение профессиональной подготовки исполнителей и расширение культурных знаний, что приводит к появлению ярких талантов. Китайские же больше рассчитаны на вовлечение большого количества людей, чтобы распространить интерес к искусству, поэтому программы профессиональных конкурсов менее требовательные, чем в России.

Отметим также, что в китайских конкурсах не всегда предлагается исполнение произведений китайских композиторов, в то время как в крупных российских состязаниях это обязательное условие. Стремясь привить знание к классической

европейской музыке, китаиские организаторы крупных конкурсов почти не пропагандируют знание китайской классической музыки. В результате в Китае действительно повышается интерес к классической музыке и игре на музыкальных инструментах, однако уровень профессионализма исполнителей, участвующих в этих соревнованиях, ниже, чем у участников российских конкурсов. Российские же конкурсы являются стартовой площадкой и взращивают профессионалов, которые выходят на лучшие сцены мира. Таким образом, для улучшения ситуации в данной сфере, Китай может стандартизировать музыкальные конкурсы, взяв за основу российский опыт, что приведет к повышению статуса конкурсов и привлечению более профессиональных участников.

Примечания 1 На выбор участнику предлагается: двух- или трехголосная инвенция И. С. Баха; прелюдия и фуга из I или II тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха; фуга op. 61 Д. Б. Кабалевского; одна из органных прелюдий и фуг И. С. Баха - Д. Б. Кабалевского.

Литература

1. XI международный юношеский конкурс им. П. И. Чайковского. URL: https://tchaikovsky-competition.net/ (дата обращения: 01.05.2020).

2. XXV Международный конкурс музыкантов им. Д. Б. Кабалевского. URL: http://www. music-competitions.ru/node/263/5октября 2016 (дата обращения: 01.05.2020).

3. Денисенко Т. Е. Международный конкурс им. П. И. Чайковского и его роль в формировании музыкальной культуры России // Аналитика культурологии. 2014. № 28. C. 162-166.

4. Копцева Т. А. Исторический опыт проведения всероссийских конкурсов и фестивалей по разным видам искусства (для работников системы общего, дополнительного и профессионального образования) // Педагогика искусства. 2014. № 1. С. 82-111.

5. Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая: дис. ... канд. искусствовед. СПб., 2016. 213 с.

6. Международный юношеский конкурс имени Гнесиных. URL: http://www.gnesin. ru/tvorcheskie_proekty/konkursy_imeni_ gnesinykh/ (дата обращения: 01.05.2020).

7. Му Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2018. 205 с.

8. Национальный конкурс пианистов для несовершеннолетних «Кубок Синхай», Аньхой. URL: https://www.zhihu.com/tardis/sogou/ art/34001808 (дата обращения: 01.05.2020).

9. Фестиваль-конкурс «Жемчужина Востока». URL: https://www.interfestival.ru/festivaly/ kitay/festival-konkurs-zhemchuzhina-vostoka/ (дата обращения: 01.05.2020).

10. Shanghai International Music Festival and Piano Competition for Young Artists. URL: http:// sipcya.eu/ (дата обращения: 01.05.2020).

References

1. Mezhdunarodnyy konkurs im. P. I. Chaykovskogo (2020), "XI Tchaikovsky international youth competition", available at: https://tchaikovsky-competition.net (Accessed 1 May 2020).

2. Mezhdunarodnyy konkurs muzykantov im. D. B. Kabalevskogo (2016), "XXV Kabalevsky International Musicians' Competition", available at: http://www.music-competitions.ru/node/263/5окгября 2016 (Accessed 1 May 2020).

3. Denisenko, T. (2014), "Tchaikovsky international competition And its role in shaping Russian musical culture", Analitika kulturologii [Culturology Analitics], no. 28, pp. 162-166.

4. Koptseva, T. A. (2014), "Historical experience in organizing Russian national competitions and festivals in arts (for workers in general, additional and professional education", Pedagogika iskusstva [Pedagogy of arts], no 1, pp. 82-111.

5. Luo Zhihui (2016), "Concert life in contemporary China", Ph. D. dissertation, musical art, Saint Petersburg, Russia.

6. Mezhdunarodnyy yunosheskiy konkurs imeni Gnesinykh, "Gnessin Youth International Competition", available at: http://www.gnesin. ru/tvorcheskie_proekty/konkursy_imeni_ gnesinykh (Accessed 1 May 2020).

7. Mu, Quanzhi (2018), "Formation and developing of violin art in China: education, performing art, national repertory", Ph. D. dissertation, musical art, Nizhnii Novgorod, Russia.

8. "«Xinghai Cup» National Juvenile Piano Competition Anhui Regulations", in Chinese, available at: https://www.zhihu.com/tardis/ sogou/art/34001808 (Accessed 1 May 2020).

9. "Festival-competition The Pearl of East", available at: https://www.interfestival.ru/ festivaly/kitay/festival-konkurs-zhemchuzhina-vostoka/ (Accessed 1 May 2020).

10. "Shanghai International Music Festival and Piano Competition for Young Artists", available at: http://sipcya.eu/ (Accessed 1 May 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.