УДК 172.4 ББК 87.5
Ирина Александровна Чупрова,
аспирант,
Московский государственный институт международных отношений МИД России
(119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 76), e-mail: irinachuprova2009@rambler.ru
Русский пианизм в условиях культурной глобализации (на примере конкурса имени П. И. Чайковского)
В современном мире в условиях глобализации наблюдаются процессы сближения государств в области экономики, бизнеса, образования, туризма, различных видов производства и иных сферах жизни международного сообщества. Изучению политических, экономических, социальных, культурных и других аспектов данного явления посвящены исследования в различных областях научного знания. В статье подчёркивается важность культурфилософской рефлексии над основными вопросами глобальной проблематики, необходимость исследования и анализа философских оснований, генезиса, сущности глобальных процессов и порождаемых ими последствий. Обращение к образцам мирового искусства (и музыкального в том числе) может содействовать переосмыслению современного мироустройства, воспитанию терпимости, толерантности, открытости к диалогу, преодолению разногласий и предупреждению конфликтов (в той мере, конечно, в какой искусство способно это сделать). «Мягкая сила» русской пианистической школы есть способ выстраивания межкультурной коммуникации, создания положительного образа России за рубежом; а традиции международного конкурса имени П. И. Чайковского - один из путей сохранения и трансляции богатого наследия русской музыкальной культуры (прежде всего фортепианной), раскрытия глубоких смысловых и ценностных основ отечественной культуры.
Ключевые слова: «мягкая сила», глобализация, русская музыкальная культура, московская пианистическая школа, образ России, конкурс имени П. И. Чайковского.
Irina Aleksandrovna Chuprova,
Postgraduate Student,
Moscow State Institute of International Relations Ministry of Fomign Affairs Russia
(pr. Vernadskogo 76, Moscow, 119454 Russia), e-mail: irinachuprova2009@rambler.ru
Russian Pianism in Context of Cultural Globalization (the Case of the Tchaikovsky Competition)
In the modern world in terms of globalization, processes of rapprochement between states in the area of economy, business, education, tourism, various types of production and other spheres of life of the international community are observed. Political, economic, social, cultural and other aspects of this phenomenon are studied in various fields of scientific knowledge. The article emphasizes the importance of cultural and philosophical reflection on the basic issues of global problematics, the need for research and analysis of the philosophical foundations of genesis, the essence of global processes and resulting consequences. Appeal to the examples of the world art (and music) can contribute to rethinking of the contemporary world, tolerance, openness to dialogue, to overcoming divisions and conflict prevention (to the extent, of course, to what art is able to do this). "Soft power" of the Russian piano school is a means of building cross-cultural communication, creating a positive image of Russia abroad; and the traditions of the International Tchaikovsky Competition is one of the ways of preserving and broadcasting the rich heritage of Russian music (especially piano), disclosure of deep semantic and axiological foundations of national culture.
Keywords: "soft power", globalization, Russian musical culture, Moscow piano school, image of Russia, the Tchaikovsky Competition.
Одной из главных характеристик международных отношений XXI в. является тенденция к росту взаимозависимости государств и углубление международного сотрудничества практически во всех сферах жизнедеятельности стран. Глобализация, соприкасаясь с различными областями жизни общества, как правило, оказывается напрямую
связанной с политикой. Изучением данного явления (глобализации) занимается определённая область знания - глобалистика. Расширение границ этой молодой науки связано с обращением к политическим, культурным, идеологическим и иным аспектам глобализации; она является следствием интеграционных процессов, характерных для современ-
© Чупрова И. А., 2016
81
ного научного знания. Междисциплинарность научных исследований в области глобалистики направлена на выявление природы процессов глобализации, причин их возникновения, тенденций развития и т. д.
Работы Е. М. Бабосова, В. Л. Иноземцева, Д. Ж. Марковича, В. С. Степина, А. Н. Чумакова, Я. С. Яскевич и других исследователей посвящены изучению глобальных процессов в разных сферах жизни мирового сообщества: это вопросы природопользования, проблемы экономического кризиса, исследования международного рынка и финансов, межэтнических отношений, вопросы культурной идентичности и др.
Изучив работы разных авторов, можно сделать вывод, что видение глобализации представителями международного научного сообщества неоднозначно. Р. Робертсон рассматривает глобализацию как процесс сжатия мира, для А. И. Уткина и А. И. Шен-дрика сущность глобализации в слиянии экономик государств в общемировую систему [9]. Е. М. Бабосов считает, что «глобализм представляет собой глубинное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему...» [2, с. 9].
Размышляя над последствиями воздействия глобализации на развитие и жизнеспособность национальных культур, исследователи приходят к противоположным выводам. Одни авторы склоняются к тому, что «тот вариант глобализации, который ныне осуществляется, несёт с собой стагнацию и медленное, но верное умирание национальных культур» [18, с. 294]. Другие считают, что «усиливающаяся глобализация, вопреки её самым активным приверженцам и собирателям её плодов, не ведёт к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике, ни тем более в культуре. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным...» [14, с. 11; 6].
Так или иначе, в процессе взаимодействия культур происходит их взаимовлияние, взаимообогащение, что может способствовать как их взаимопониманию, так и возникновению разногласий; глобализм в определённых количествах может быть полезен или губителен для национальных культур.
Вместе с изучением перечисленных выше аспектов глобализации очень важна и культурфилософская рефлексия над основными направлениями глобальной проблематики, ведь «...специфика философии культуры такова, что она позволяет задержи-
вать внимание на незначительных, казалось бы, деталях, значение которых для теории международных отношений трудно уяснить с позиций глобальной геополитики или иного крупномасштабного социального моделирования и проектирования» [14, с. 14]. Необходимо исследование философских оснований, генезиса, сущности глобальных процессов и последствий, порождаемых ими. Своевременное обращение внимания на проблемы духовно-нравственной сферы может предотвратить последующие кризисные ситуации общественного развития. Ведь финансово-экономические кризисы во многом являются следствием кризиса системы духовных ценностей. Благодаря пересмотру сложившегося отношения к материальным благам, потребительскому отношению к природе и человеку могут быть найдены выходы из тупиковых ситуаций постиндустриального общества.
Таким образом, осмысление глобальных тенденций требует не только теоретической проработки, но и практических действий. Каждому человеку (или государству) необходимо понимать, что невозможно причинить вред другим, не навредив при этом себе (идеи И. Канта). Адекватное восприятие событий и процессов современного мира может способствовать преодолению раздробленности и разногласий, сохраняя при этом самобытность культурных традиций и ценностей народов.
Одним из способов решения проблемы ценностного переосмысления современного устройства мира может быть обращение к искусству, которое помогает в поиске путей воспитания человечества в духе взаимоуважения, терпимости, открытости к диалогу, уважения культурной специфичности народа и т. д. Приобщение к произведениям мирового искусства спасает человека от обезличивания, одномерности, интеллектуальной деградации, массовости, неспособности мыслить и тонко чувствовать. Сложности мировой экономической ситуации, неопределённость и нестабильность должны усиливать стремление людей к миру и развитию, что приводит к активизации культурного обмена, потребности «культурного» взаимодействия, общению на основе «мягкой силы», укреплению позиций доверия и понимания с целью поддержания более широкого и открытого международного политического и экономического сотрудничества (но, к сожалению, так происходит не всегда). Межкультурная коммуникация на основе "soft power"- важная движущая сила в деле обеспечения мира и развития всего че-
ловечества. Исследованию вопросов данной области посвящены работы Е. В. Воеводы, В. С. Глаголева, Т. М. Гуревич, Н. Н. Изотовой, М. В. Силантьевой и других авторов.
Национальное искусство и культура -способ и среда коммуникации, инструмент формирования ментальности [3]. Духовная культура (и музыкальная в том числе) отражает сущность национального характера. Русское музыкально-исполнительское искусство раскрывает в художественных образах нравственные, эстетические, моральные идеалы [5]. Через распространение произведений отечественной литературы и искусства, глубоких по эстетическому содержанию и нравственной наполненности, осуществляется воздействие русской культуры на развитие мировой цивилизации. Среди большого числа выдающихся русских музыкантов личность П. И. Чайковского является одной из самых крупных и «узнаваемых» в мире, творчество которого «объединяет народы всех стран, утверждает грандиозную созидательную силу искусства, неразрывную связь российской и мировой культуры» [8].
Межкультурный диалог в эпоху глобализации несёт в себе не просто узнавание чего-то нового в Другом, но и углублённое изучение и общение с «чужим», чтобы на этом основании прийти к более полному осмыслению бытия. Основные образы творчества П. И. Чайковского (историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы и др.) способствуют положительному восприятию образа России зарубежными музыкантами и слушателями. «... Искусство способно дать индивиду возможность встать на позицию другого, посмотреть на проблему его глазами, «пройтись в его туфлях»., стремится как соединить в себе онтологически разобщенное, так и снять напряжение диалектических противоречий, возникающих в рамках парадигмы, ставящей во главу угла бинарные оппозиции, и синтезировать реалии культурной глобализации, верифицируя тем самым позитивные стратегии формирования как национальной, так и глобальной культурной идентичности» [16, с. 55].
С именем П. И. Чайковского связано значительное (и, наверное, важнейшее) национальное музыкальное событие высокого стилистического, смыслового, ценностного характера, которое несёт миру послание, выходящее за рамки его непосредственного наполнения. Международный конкурс имени П. И. Чайковского - национальная гордость и «культурный бренд» России. Нынешний
XV Конкурс (приуроченный к 175-летию со дня рождения великого русского композитора), проходивший в Mоскве и Санкт-Петербурге, стал одним из самых ярких и масштабных явлений мировой культурной жизни в 2015 г. [19]. Во всём мире известны имена музыкантов, открытые именно конкурсом П. И. Чайковского. «Held every four years, the competition is one of the major events in the international music community and has spawned such great musicians as pianists Van Cliburn and Vladimir Ashkenazy, violinists Viktor Tretia-kov and Victoria Mullova, cellists David Geringas and Nathaniel Rosen, and vocalist Deborah Voigt» («Проводимый раз в четыре года, конкурс явился одним из важнейших событий в международном музыкальном сообществе и открыл таких великих музыкантов, как пианисты Ван Клиберн и Владимир Ашкенази, скрипачи Виктор Третьяков и Виктория Mул-лова, виолончелисты Давид Герингас и Натаниэль Розен, певица Дебора Войт») [20].
Mасштаб юбилейного Конкурса действительно впечатляющий: было подано 630 заявок по четырём специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, вокал) из 45 стран мира (Россия - 229 чел., Южная Корея - 98 чел., Китай - 56 чел., Япония - 42 чел., США -31 чел., Франция - 15 чел., Украина - 14 чел., Италия - 13 чел., Германия - 12 чел. и др.); на предварительные прослушивания вышли 236 кандидатов; аудитория интернет-трансляций (партнёр - французский канал Medici. TV) - более 10 млн человек по всему миру (что является абсолютным рекордом для международных музыкальных конкурсов); ангажементы с крупнейшими мировыми компаниями: Mосковской филармонией (Россия, где также есть специальные программы «продвижения» конкурсантов - «Молодые таланты», «Звёзды XXI века»), Intermusica (Европа, Азия) и Opus 3 Artists (США) и многое другое.
Результаты конкурса (и чисто профессиональные (музыкальные), в том числе) поднимают множество задач, становятся поводом для осмысления многих вопросов, принятия решений и действий. В рамках данной статьи рассмотрим итоги конкурса, обратившись к состязаниям пианистов.
Уровень нынешнего конкурса (как отмечают члены жюри, слушатели, критики) очень высок. Следует заметить, что в финал прошли молодые музыканты, так или иначе связанные с традициями русской пианистической школы. Так, Д. Mаслеев (I премия, Россия) - ученик M. С. Петухова; Л. Генюш-ас (II премия, Россия-Литва) - В. В. Горно-
стаевой; Дж. Ли (II премия, США) - Рассела Шермана, Максима Могилевского; С. Редькин (III премия, Россия) - А. М. Сандлера; Д. Харитонов (III премия, Россия) - В. В. Пясецко-го; Л. Дебаргю (IV премия, Франция) - Р. Ше-решевской. Кроме того, Пабло Феррандес, обративший на себя внимание виолончельного конкурса, вошедший в число лауреатов, учился у Натальи Шаховской; Клара-Джуми Кан училась у Захара Брона и др.
Русская (московская) фортепианная школа - мощный центр мирового фортепианного искусства. «Since the 19th century, Russia has nurtured and celebrated pianists, fostering a tradition that professionals call the "Russian School" of piano playing. Representatives of the Russian tradition were said to produce a big, beautiful sound at the instrument. Their repertoire focused largely on romantic era music and 20th-century Russian music. They played with highly developed technique and were renowned for accuracy in even the most difficult music» (The Washington Post) («С XIX века Россия воспитывала пианистов, укрепляющих традицию, которую профессионалы называют "русской школой фортепианной игры". Представители русской традиции создали большой красивый звук инструмента. Их репертуар в основном - музыка эпохи романтизма и русская музыка ХХ века. Они играли с высокоразвитой техникой и славились точностью даже в самой сложной музыке» («Вашингтон пост») [21]). Представители московской пианистической школы являются высококлассными музыкантами и педагогами, пользующимися уважением во всём мире. Множество русских пианистов проводят мастер-классы в разных странах мира, являются приглашёнными профессорами зарубежных музыкальных учебных заведений (и создают профессиональные фортепианные школы в странах, где их (школ) не было, например в Китае [17]). Большое количество молодых пианистов приезжают учиться исполнительскому мастерству в Россию. В условиях культурной глобализации философско-культурологическая роль русской музыкально-исполнительской школы чрезвычайно важна. Будучи связанной с пластами смыслов, характерных для отечественной культурной традиции [13], она является практическим проявлением той самой «мягкой силы», транслятором высоких общечеловеческих ценностей (достаточно вспомнить исполнительское искусство С. Рахманинова, Э. Гилельса, С. Рихтера, В. Ашкенази и др.), которые необходимы для выстраивания открытого диалога и гармоничных международных отношений.
Репертуарные требования на конкурсе включают обязательное исполнение произведений П. И. Чайковского (I тур), сочинений русских композиторов (по выбору): Н. Метне-ра, М. Мусоргского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. (II тур), исполнение концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (по выбору) (III тур), что также способствует распространению русской культуры в мире. Любопытно, что вокальная номинация тоже включает исполнение произведений русских композиторов на русском языке. Интересно, что здесь заметных успехов добились представители азиатских музыкальных держав - например, Чуаньюэ Ван (Китай), Хан Сын Ю (Южная Корея), - исполняя не просто на почти безупречном русском языке, но и удивительно тонко и точно раскрыв непростую музыкальную стилистику произведений П. И. Чайковского.
Вообще, требования относительно выбора конкурсантами исполняемых произведений на Конкурсе одни из самых высоких и сложных в мире. Так, в 2015 г. во II туре у пианистов в качестве второго этапа необходимо исполнение одного из концертов В. А. Моцарта (кстати, одного из любимых композиторов П. И. Чайковского, которого он называл «Христом музыкальным»). Классический концерт - лакмусовая бумажка для музыканта, экзамен на музыкальность и общую культуру, где невозможно «спрятаться» за громкими звучностями или бравурной техникой. Венская классика - установка на совершенство, искусство, проверенное временем, непреходящий критерий, несущий в себе трансцендентный смысл. Здесь встаёт проблема воспитания (и музыкального, и воспитания вообще), которое является одним из критериев достижения взаимопонимания в межкультурной коммуникации. Это и воспитание самих музыкантов, и воспитание публики, приобщение к высоким образцам мирового искусства, знакомство с произведениями «в оригинале», что является актуальным и важным на сегодняшний день. Принципиально знакомство молодого поколения с классическими произведениями в их подлинном звучании. Опасно для «здоровья души и интеллекта» «узнавание» классики через рекламу потребительских товаров или телефонные сигналы. Ведь тогда искажается (а скорее, вообще теряется) высокая миссия искусства в воспитании людей думающих, размышляющих, интересующихся. Нужно знать музыку подлинной! Чтобы ученик музыкальной школы на викторине по музыкальной литературе, услышав фрагмент балета «Ромео
и Джульетта», не писал - «реклама чипсов» (реальный случай!). Это весьма опасный симптом. Необходима выработка «иммунитета культуры» против дурного вкуса, спекуляции и имитации вместо настоящего искусства, так как потеря прочных оснований и традиций влечёт за собой разрушение и гибель (иногда даже целых цивилизаций).
Как было сказано выше, интернет-аудитория конкурса - более 10 млн просмотров в более чем 150 странах мира. Кроме того, на «живых» прослушивания в концертных залах побывало более 30 тыс. человек [19]. Весьма высокие показатели для классической музыки. Многие конкурсанты, члены жюри, СМИ при разговорах о конкурсных прослушиваниях отмечают «особенность», «отличность» именно русской публики. Так, журналист газеты «The guardian» Tom Service, поприсутствовав на XIV Конкурсе, сообщает, что московская и петербургская публика - одна из самых активных, увлечённых в мире: слушатели (особенно во время фортепианных прослушиваний) могут помечать в программках свои соображения, комментарии (иногда даже ставить оценки, «неодобрительно качая головой на неудачной фразе»); а Большой зал московской консерватории - это один из немногих залов, где можно увидеть и понять каждое лицо [22]. Член фортепианного жюри нынешнего конкурса британский пианист, лауреат конкурса Чайковского 1982 г. Peter Donohoe говорит: «...Я очень люблю русскую публику. Общение со слушателями после концерта может дать исчерпывающее представление о стране. Во Франции будут рассуждать о тембре звука, в Германии - о его качестве, в Британии скажут, что вы играли «очень мило», ну а в России оценят прежде всего духовную наполненность» [7]. «У вас в России есть огромное национальное достояние - это ваша культура» [1]. Подобные отзывы свидетельствуют о не утраченных традициях «интеллектуального», «думающего уха», говорят об отзывчивости, сопереживании, неравнодушии слушателя [11]. Возможно, этим мы обязаны сохранившейся с советских времён системе музыкального образования. Многие отечественные и зарубежные авторы подчёркивают именно профессионализацию русского детского музыкального образования [15]. С такой «нацеленностью» обучения в наших ДМШ и ДШИ на участие в конкурсах, дальнейшее поступление в училище (ныне колледж), консерваторию и другие профессиональные
учебные заведения соглашаются и не соглашаются. Это действительно непростой вопрос, требующий отдельного исследования. Возможно, необходимо не только узкоспециальное музыкальное образование, настоящий успех в котором требует не только таланта, а ещё и колоссальной работоспособности и погружённости ребёнка, но и более общее (эстетическое) приобщение к музыке (и другим искусствам), которое способно будет воспитать людей интересующихся, грамотных, будущих слушателей концертных залов и просто культурных людей и любителей искусства. Так, например, существует опыт Южной Кореи или Китая, где музыке обучают (на хорошем уровне) всех детей в обычных школах, из которых позже вырастают настоящие, мировые музыканты; может быть, поэтому во многих симфонических оркестрах (таких, как Чикагский, Филадельфийский или Нью-Йоркский) до 50 % азиатских музыкантов. То есть музыка должна быть естественной потребностью, ею нельзя «заставлять» заниматься. А такое «массовое» художественное образование (музыкальное, хореографическое, театральное и т. п.) - элементарный атрибут образования вообще. «Образование при этом возвращается - на принципиально новом уровне - к той модели «пайдейи», «образования души», которая являлась опорой европейской культуры на протяжении тысячелетий и которая, несомненно, позволяет транслировать культурный потенциал своей страны с учётом дальновидных партнёрских стратегий» [12, с. 17].
Таким образом, конкурс П. И. Чайковского поднимает множество сложных, актуальных тем, над которыми нужно размышлять. Так или иначе, это одно из выдающихся культурных событий (во многом определяющее вектор развития мирового музыкально-ис-полнительства искусства), в которых нуждается современный мир в условиях глобальной перестройки ценностей. Русская культура (и музыкальная в том числе) - инструмент, помогающий «ясно сформулировать приоритеты и ценности государства и элиты внутри страны и только после этого транслировать их за рубеж» [10]. Ясная и чёткая позиция государства в вопросах национальных ценностей и приоритетов - залог сохранения культурной самобытности и национальной идентичности в современном мире, уважения себя и партнёра в процессе межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Аршинова М. Питер Донохоу: «В XX веке всё невероятно усложнилось, искусство стало безумно интеллектуальным» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Piter-Donohou-V-XX-veke-vsjo-neverojatno-uslozhnilos-iskusstvo-stalo-bezumno-intellektualnym (дата обращения: 18.11.2015).
2. Бабосов Е. М. Основные тренды развития национальных культур в условиях глобализации // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: материалы III Междунар. науч. конф. / под ред. К. Э. Разлогова, Ю. М. Резника. М., 2004. Вып. 3. С. 9-18.
3. Ветрова О. А., Килимова Л. В., Hишнианидзе О. О. Особенности воздействия искусства на эмоциональную сферу и ценностные ориентации личности в процессе формирования менталитета // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С.301-305.
4. Вручен Гран-при конкурса Чайковского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.colta.ru/news/7853 (дата обращения: 18.11.2015).
5. Глаголев B. C. Величие России: основания, иллюзии и реалии // Философия хозяйства. 2006. № 1 (43). С. 101-106.
6. Глаголев В. С. Бирюков H. И., Зарубина H. H., Зонова Т. В., Самарин А. H., Силантьева М. В. Геополитические аспекты межкультурных коммуникаций в условиях глобализации: учеб. пособие. М., 2010. С. 145-158.
7. Куклинская М. Двадцать лет спустя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2004-10-28/6_ pianist.html. (дата обращения: 18.11.2015).
8. Куксин С. Путин: Конкурс имени Чайковского - гордость России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2015/07/02/konkurs-anons.html (дата обращения: 18.11.2015).
9. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / ред. Питер Л. Бергер, Сэмюэль П. Хантингтон; пер. Вадим Сапов, М. М. Лебедева. М.: Аспект Пресс, 2004. 382 с.
10. Подберёзкин А. И. Можно ли продвигать то, чего нет? Или образ российской элиты за рубежом (Тез. выступл. на 2-й конф. «Современный образ России: перспективы развития», г. Москва, 15 июня 2009 г.) // Viperson.ru. 2009. 15 июня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=568814&soch=1 (дата обращения: 18.11.2015).
11. Силантьева М. В. Личностный характер знания как способ трансляции навыков и умений в образовательном пространстве «исследовательского университета» // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: материалы междунар. науч.-метод. конф. / Сибир. гос. ун-т путей сообщ., H^ - филиал МГУДТ. 2014. С. 32-37.
12. Силантьева М. В. Межкультурный диалог - основа плодотворного взаимодействия в системе международного партнёрства // Современная коммуникативистика. 2013. № 5 (6). С.14-17.
13. Силантьева М. В. Религия как фактор социальной консолидации современного российского общества // Точки -PUNCTA. 2011. № 1-2. С. 27-30.
14. Силантьева М. В. Современная философия культуры в контексте развития теории международных отношений // Materialy IX Miedzenar. naukowi-prakt. konf. Wchodinie Partnerstwo 2013. 07-05 wrztsnia 2013 roku. Vol. 21. Filozofia. Muzyka i zycie. Przemysl: Nauka i studia, 2013. S. 12-15.
15. Силантьева М. В. Специфика преподавания философских дисциплин студентам творческих вузов // Искусство и философия: материалы II Междунар. конф. М., 2013. С. 81-85.
16. Фадеева Т. Е. Проблема трансформации ценностных ориентиров в ситуации интенсификации межкультурных контактов (искусство как средство синтеза) // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 15. С. 52-56.
17. Хуан Пин Борис Захаров (1888-1943) и его роль в становлении китайской фортепианной школы // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. Вып. № 74-1. С. 527-531.
18. Шендрик А. И. Глобализация и судьбы национальных культур // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: материалы III Междунар. науч. конф. «Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI в.» / под ред. К. Э. Разлогова, Ю. М. Резника. М., 2004. Вып. 3. С. 283-294.
19. Ismene Brown Tchaikovsky piano competition sees self-taught Frenchman take Russia by storm [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/11719314/Tchaikovsky-piano-competition-sees-self-taught-Frenchman-take-Russia-by-storm.html. (дата обращения: 18.11.2015).
20. Mark Shanahan Lexington pianist in Tchaikovsky competition finals [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.bostonglobe.com/lifestyle/names/2015/06/27/lexington-george-finals tchaikovskycompetition/2Hb0b1dJGIBj0RpR6MG3 6J/story.html (дата обращения: 18.11.2015).
21. Patrick Rucker Denis Matsuev delivers a sloppy piano recital at Strathmore [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/entertainment/music/denis-matsuev-delivers-a-sloppy-piano-recital-at-strathmore/2014/06/1 8/533465f4-f6f6-11e3-9e63-ec28e320b8bf_story.html (дата обращения: 18.11.2015).
22. Tom Service A rowdy audience is the Tchaikovsky competition's best asset [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theguardian.com/music/tomserviceblog/2011/jun/27/tchaikovsky-competition-audience (дата обращения: 18.11.2015).
References
1. Arshinova M. Piter Donokhou: «V XX veke vse neveroyatno uslozhnilos', iskusstvo stalo bezumno intellektual'nym» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Piter-Donohou-V-XX-veke-vsjo-neverojatno-uslozhnilos-iskusstvo-stalo-bezumno-intellektualnym (data obrashcheniya: 18.11.2015).
2. Babosov E. M. Osnovnye trendy razvitiya natsional'nykh kul'tur v usloviyakh globalizatsii // Chelovek, kul'tura i obshchestvo v kontekste globalizatsii sovremennogo mira: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. / pod red. K. E. Razlogova, Yu. M. Reznika. M., 2004. Vyp. 3. S. 9-18.
3. Vetrova O. A., Kilimova L. V., Nishnianidze O. O. Osobennosti vozdeistviya iskusstva na emotsional'nuyu sferu i tsennostnye orientatsii lichnosti v protsesse formirovaniya mentaliteta // Izv. Yugo-Zapadnogo gos. un-ta. Ser. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2012. № 2. S.301-305.
4. Vruchen Gran-pri konkursa Chaikovskogo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.colta.ru/news/7853 (data obrashcheniya: 18.11.2015).
5. Glagolev B. C. Velichie Rossii: osnovaniya, illyuzii i realii // Filosofiya khozyaistva. 2006. № 1 (43). S. 101-106.
6. Glagolev V. S. Biryukov N. I., Zarubina N. N., Zonova T. V., Samarin A. N., Silant'eva M. V. Geopoliticheskie aspekty mezhkul'turnykh kommunikatsii v usloviyakh globalizatsii: ucheb. posobie. M., 2010. S. 145-158.
7. Kuklinskaya M. Dvadtsat' let spustya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ng.ru/culture/2004-10-28/6_ pianist.html. (data obrashcheniya: 18.11.2015).
8. Kuksin S. Putin: Konkurs imeni Chaikovskogo - gordost' Rossii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. rg.ru/2015/07/02/konkurs-anons.html (data obrashcheniya: 18.11.2015).
9. Mnogolikaya globalizatsiya. Kul'turnoe raznoobrazie v sovremennom mire / red. Piter L. Berger, Semyuel' P. Khantington; per. Vadim Sapov, M. M. Lebedeva. M.: Aspekt Press. 2004. 382 s.
10. Podberezkin A. I. Mozhno li prodvigat' to, chego net? Ili obraz rossiiskoi elity za rubezhom (Tez. vystupl. na 2-i Konf. «Sovremennyi obraz Rossii: perspektivy razvitiya», g. Moskva, 15 iyunya 2009 g.) // Viperson.ru. 2009. 15 iyunya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://viperson.ru/wind.php?ID=568814&soch=1 (data obrashcheniya: 18.11.2015).
11. Silant'eva M. V. Lichnostnyi kharakter znaniya kak sposob translyatsii navykov i umenii v obrazovatel'nom prostranstve «issledovatel'skogo universiteta» // Aktual'nye problemy modernizatsii vysshei shkoly: materialy mezhdunar. nauch.-metod. konf. / Sibir. gos. un-t putei soobshch., NTI - filial MGUDT. 2014. S. 32-37.
12. Silant'eva M. V. Mezhkul'turnyi dialog - osnova plodotvornogo vzaimodeistviya v sisteme mezhdunarodnogo partnerstva // Sovremennaya kommunikativistika. 2013. № 5 (6). S.14-17.
13. Silant'eva M. V. Religiya kak faktor sotsial'noi konsolidatsii sovremennogo rossiiskogo obshchestva // Tochki - PUNCTA. 2011. № 1-2. S. 27-30.
14. Silant'eva M. V. Sovremennaya filosofiya kul'tury v kontekste razvitiya teorii mezhdunarodnykh otnoshenii // Materialy IX Miedzenar. naukowi-prakt. konf. Wchodinie Partnerstwo 2013. 07-05 wrztsnia 2013 roku. Vol. 21. Filozofia. Muzyka i zycie. Przemysl: Nauka i studia, 2013. S. 12-15.
15. Silant'eva M. V. Spetsifika prepodavaniya filosofskikh distsiplin studentam tvorcheskikh vuzov // Iskusstvo i filosofiya: materialy II Mezhdunar. konf. M., 2013. S. 81-85.
16. Fadeeva T. E. Problema transformatsii tsennostnykh orientirov v situatsii intensifikatsii mezhkul'turnykh kontaktov (iskusstvo kak sredstvo sinteza) // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. 2014. № 15. S. 52-56.
17. Khuan Pin Boris Zakharov (1888-1943) i ego rol' v stanovlenii kitaiskoi fortepiannoi shkoly // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2008. Vyp. № 74-1. S. 527-531.
18. Shendrik A. I. Globalizatsiya i sud'by natsional'nykh kul'tur // Chelovek, kul'tura i obshchestvo v kontekste globalizatsii sovremennogo mira: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. «Elektronnaya kul'tura i novye gumanitarnye tekhnologii XXI v.» / pod red. K. E. Razlogova, Yu. M. Reznika. M., 2004. Vyp. 3. S. 283-294.
19. Ismene Brown Tchaikovsky piano competition sees self-taught Frenchman take Russia by storm [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/11719314/Tchaikovsky-piano-competition-sees-self-taught-Frenchman-take-Russia-by-storm.html. (data obrashcheniya: 18.11.2015).
20. Mark Shanahan Lexington pianist in Tchaikovsky competition finals [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www. bostonglobe.com/lifestyle/names/2015/06/27/lexington-george-finals tchaikovskycompetition/2Hb0b1dJGIBj0RpR6MG36J/story. html (data obrashcheniya: 18.11.2015).
21. Patrick Rucker Denis Matsuev delivers a sloppy piano recital at Strathmore [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.washingtonpost.com/entertainment/music/denis-matsuev-delivers-a-sloppy-piano-recital-at-strathmore/2014/06/18/ 533465f4-f6f6-11e3-9e63-ec28e320b8bf_story.html (data obrashcheniya: 18.11.2015).
22. Tom Service A rowdy audience is the Tchaikovsky competition's best asset [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.theguardian.com/music/tomserviceblog/2011/jun/27/tchaikovsky-competition-audience (data obrashcheniya: 18.11.2015).
Библиографическое описание статьи
Чупрова И. А. Русский пианизм в условиях культурной глобализации (на примере конкурса имени П. И. Чайковского) // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 81-87.
Reference to article
Chuprova I. A. Russian Pianism in Context of Cultural Globalization (the Case of the Tchaikovsky Competition) // Humanitarian Vector. Series Philosophy. Cultural Studies. 2016. Vol. 11, No 2. P. 81-87.
Статья поступила в редакцию 23.11.2015