Научная статья на тему 'Музыкальное образование в Сибири в 1920-е годы: Великорусские оркестры'

Музыкальное образование в Сибири в 1920-е годы: Великорусские оркестры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сотникова Е. В.

In 1920s folk instrument orchestras played an important role in music education in Siberia. In pre-revolutionary Russia the orchestras were wide-spread mainly due to activity of V.V. Andreev, famous musician. The Thirst Omsk Great Russian orchestra was founded due to G. E. Avksentiev. Memoirs devoted to the folk instruments orchestra of Novosibirsk radio and television were written by A.V. Strusevich, its veteran. Music is one of the most efficient factors in national safe-consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC EDUCATION IN SIBERIA IN 1920s: GREAT RUSSIAN ORCHESTRAS

In 1920s folk instrument orchestras played an important role in music education in Siberia. In pre-revolutionary Russia the orchestras were wide-spread mainly due to activity of V.V. Andreev, famous musician. The Thirst Omsk Great Russian orchestra was founded due to G. E. Avksentiev. Memoirs devoted to the folk instruments orchestra of Novosibirsk radio and television were written by A.V. Strusevich, its veteran. Music is one of the most efficient factors in national safe-consciousness.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в Сибири в 1920-е годы: Великорусские оркестры»

УДК 378: 78 (571.1/.5)

Е.В. Сотникова СГГ А, Новосибирск

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ В 1920-Е ГОДЫ:

ВЕЛИКОРУССКИЕ ОРКЕСТРЫ

E.V. Sotnikova SSGA, Novosibirsk

MUSIC EDUCATION IN SIBERIA IN 1920S: GREAT RUSSIAN ORCHESTRAS

In 1920s folk instrument orchestras played an important role in music education in Siberia. In pre-revolutionary Russia the orchestras were wide-spread mainly due to activity of V.V. Andreev, famous musician. The Thirst Omsk Great Russian orchestra was founded due to G. E. Avksentiev. Memoirs devoted to the folk instruments orchestra of Novosibirsk radio and television were written by A.V. Strusevich, its veteran. Music is one of the most efficient factors in national safe-consciousness.

Важную роль в художественном образовании в 1920-е годы в Сибири играли оркестры народных инструментов - наиболее распространённые формы семейного и общественного музицирования, имевшие богатые дореволюционные традиции.

Домры и балалайки нашли широкое распространение в нашей стране, однако отношение к ним было в разные исторические времена разным, вплоть до преследования, сжигания по инициативе священников как «гудебных», «бесовских» сосудов. Традиция русская больше певческая, нежели инструментальная. В Сибири никому неизвестные любители музыки и игры на щипковых инструментах, прослышав о существовании великорусских оркестров в Петербурге и других городах России, считали своим долгом по собственной инициативе организовать такие оркестры и у себя. Их оркестры ставили перед собой задачи научить своих участников владеть инструментами, играть коллективно. Эти оркестры переросли во вполне квалифицированные коллективы, которые на деле доказали, что они могут решать не только рядовые просветительские задачи, но и содействовать заниматься более важными проблемами художественного образования и воспитания детей и юношества.

Широчайшее распространение оркестров и ансамблей народных инструментов в дореволюционной России явилось во многом результатом активной деятельности народного музыканта, самородка В.В. Андреева и других энтузиастов великорусских оркестров, которые способствовали популярности народных инструментов в бытовом музицировании.

Влечение людей к высокому музыкальному искусству, желание жить в песенном и музыкальном мире, искание способов и средств облагораживания трудной народной жизни - всё это существенные причины устройства художественного образования. Оно строилось на подлинном и бескорыстии и

энтузиазме подвижников национальной культуры. Многие из таких подвижников, обучая молодёжь, сами учились на результатах своей работы, расширяли свои знания и опыт, старались всюду, где только возможно, реализовать их. Огромную роль в деле развития исполнительства на народных инструментах в Сибири сыграл Григорий Евгеньевич Авксентьев, вступивший на это поприще с двадцатилетнего возраста и отдавший этому делу всю свою жизнь.

Автор данной статьи познакомился с фрагментами рукописи профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки В.А. Подъельского «Из истории исполнительства на народных инструментах в Сибири» [1]. Они представляют значительную историко-культурную ценность в деле изучения музыкального образования в Сибири. В.А. Подъельский пишет о деятельности В.В. Андреева. Значительная часть текстов посвящена одному из энтузиастов и последователей В.В. Андреева Г.Е. Авксентьеву. По всему видно, рукопись готовилась к опубликованию, этого не произошло. Сохранилась рецензия на исследование В.А. Подъельского, написанная заслуженным деятелем искусств РСФСР И.М. Гуляевым. Как отмечает рецензент, просветительская деятельность любительских оркестров народных инструментов не нашла отражения в исследованиях своего времени и постепенно исчезает из памяти даже старожилов, не говоря уже о младшем поколении, не имеющем никакого представления об этой стороне национального музыкального образования и просвещения. Поэтому, подчёркивает И.М. Гуляев, обращение В.А. Подъельского к забытым сторонам нашей музыкальной жизни следует признать вполне закономерным и необходимым.

Первый Омский Великорусский оркестр был создан во многом благодаря активной деятельности Г.Е. Авксентьева. В 1919 году в нём насчитывалось свыше 25 участников.. В состав оркестра входили целые династии музыкантов: сыновья дирижёра Г.Е. Авксентьева - одиннадцатилетний Борис (альт-балалайка) и десятилетний Евгений (секунда-балалайка), отец и сын Герасимовы - Исидор Исидорович (домра-бас) и девятнадцатилетний Николай (домра-прима), братья Оржешко - Леопольд (домра-пикколо), Ромуальд (прима-балалайка), Эдуард (бас-балалайка), братья Чистяковы -Сергей (домра-прима), Василий (конрабас-балалайка) и Александр (секунда-балалайка) [2]. Почти все участники оркестра являлись работниками Омской железной дороги. Оркестрантам были выданы специальные удостоверения, подтверждающие, что они состоят на службе в подотделе искусств Омского губернского отдела наробраза [3].

Репертуар Первого Омского Великорусского оркестра включал обработки русских народных песен «Эй, ухнем», «Барыня», «Ай, утушка луговая», «Под яблонькой», «Вдоль по Питерской», «Вниз по матушке, по Волге», произведения В.В. Андреева (вальс «Воспоминание о Гатчине»), Корнилова (колыбельная «Спи, моя девочка»), Соснина (марш «Привет»), классические произведения - «Хабанера» из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Смерть Азы» Э. Грига, романс М.И. Глинки «Сомнение», баллада Р.

Шумана «Два гренадёра». Обязательным было исполнение революционных песен - «Интернационала» и «Варшавянки». Чаще всего они исполнялись в аранжировках М.А. Бочкарёва и Г.Е. Авксентьева [4].

Оркестр должен был участвовать в осуществлении бесчисленных заданий по музыкальному оформлению съездов, митингов, празднеств, спектаклей. В 1921 г. Сибирское бюро ЦК ВКП (б) приступило к формированию Сибирского показательного агитинструкторского поезда, в состав которого было рекомендовано включить объединённый хор, объединённый оркестр, группы солистов и чтецов, лекторов, пропагандистов, медицинский и обслуживающий персонал. Руководство хором было возложено на профессора И.Н. Устюжанинова, управление оркестром осталось за Г.Е. Авксентьевым. В ряде официальных архивных документов и отчётов весь этот коллектив называется Капеллой Устюжанинова. Для обеспечения музыкальной стороны организуемых коллективов был приглашён местный композитор И.М. Суслов.

Маршрут поездки - Великий Сибирский путь, от Омска до Иркутска и обратно. Основная цель поездки - политико-просветительная работа, обслуживание политических, хозяйственных, военных и других кампаний. Этим целям служила большая литературно-музыкальная композиция «Революционная оратория». Материалом для оратории послужили революционные песни, гимны, поэтические произведения. Оратория начиналась «Интернационалом» и «Славой чёрным рабочим рукам» в исполнении хора и оркестра. В отзыве о концерте в Иркутске в местной газете «Власть труда» писалось: «...Выступление состоялось при необычной, но действительно пролетарской обстановке - в вагонном цехе, среди верстаков и ремонтируемых вагонов, при огромном стечении рабочих и красноармейцев (около трёх тысяч человек), и носило грандиозный характер как по содержанию, так и по художественному исполнению. Все номера были исполнены хором и оркестром в лучшей художественной отделке и передаче... Рабочие и красноармейцы восторженно и бурно благодарили исполнителей, и по окончании вся аудитория единодушно вместе с хором и оркестром исполнили пролетарский марш «Смело, товарищи, в ногу» [5].

Во втором отделении концертной программы хор исполнял классические произведения Шумана, Рахманинова, Римского-Корсакова и других. В третьем отделении выступал великорусский оркестр под управлением Г.Е. Авксентьева, виртуозно исполнявший произведения Э. Грига, русские народные песни. В отзыве об этом сказано: «проявился весь блеск, технические достижения.на нашей родной балалайке и домрах» [6]. Четвёртое отделение посвящалось, главным образом, народным песням рабочих и крестьян - «Кузнецы и плотник», «Ванька-ключник», «Дунюшка» и другие. Как отмечала газета «Советская Сибирь», гвоздём этого отделения был исполнивший песни каторжан шахтёр с Анжерских копей Савва Андроханов с могучим стихийным голосом, «вроде шаляпинского баса» [6].

Воспоминания об оркестре народных инструментов Новосибирского радио и телевидения оставил нам ветеран оркестра Анатолий Владимирович

Струсевич [7]. Оркестр русских народных инструментов (Великорусский оркестр) был создан в Новосибирске в 1926-1927 гг. А.В. Струсевич начал работать в этом оркестре в 1927 году шестнадцатилетним школьником, играл на балалайке-бас. Оркестр был создан на основе любительского состава Сибкрайсоюза, работал на «разовой» оплате. Как вспоминает А.В. Струсевич, оркестр с самого его возникновения называли «полупрофессиональным», то есть требования предъявляли как профессионалам, а возможности были «не профессиональными» - каждый был совместителем и основной заработок имел где-то в другом месте.

Репертуар был представлен в основном русской народной и классической музыкой. Исполнялись, например, «Вальс», «Интродукция» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», хор поселян из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

Музыка - самый действенный фактор формирования национального самосознания. Она есть наиболее ёмкий в информационно-эмоциональном отношении вид духовной культуры. Музыка обладает особым, внепонятийным языком и способна выразить черты национального характера, неподдающиеся понятийной формализации. Музыка - зеркало национального образа жизни. И чем более объёмным и чистым становится это «зеркало», тем выше и мощнее духовная жизнь нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Подъельский В.А. Из истории исполнительства на народных инструментах в Сибири. Рукопись хранится в личном архиве Ю.Г. Марченко.

2. ГАОО. Ф. Р-318. Оп. 1. Д. 1260. Л. 28-28 об.

3. ГАОО. Ф. Р-318. Оп. 1. Д. 1260. Л. 69-90, 94-115.

4. ГАОО. Ф. Р-318. Оп. 1. Д. 1260. Л. 1-2.

5. Власть труда. 1921. 26 августа.

6. Советская Сибирь. 1922. 18 февраля.

7. Струсевич А.В. Воспоминания об оркестре народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. Рукопись хранится в личном архиве Ю.Г. Марченко.

© Е.В. Сотникова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.